Сроки смены масла в двигателе

0
741

Содержание

Почему масло нужно менять? Моторное масло – полноценная деталь двигателя, подверженная износу, но как происходит износ? Каковы критерии работоспособности масла и сколько может прослужить моторное масло, не нанося вреда двигателю. Попробуем разобраться.

Масло – сложная химическая композиция, состоящая из «базы» (масляной основы) и присадок – разнообразных веществ для улучшения определенных свойств. Одним из основных свойств моторного масла считается щелочное число, определяющее количество кислотных загрязнений, образующихся при сгорании топлива. Считается, что чем выше щелочное число, тем выше ресурс масла. Отечественная школа масленщиков утверждает, что при падении щелочного числа вдвое от изначального, ресурс масла практически исчерпан и его необходимо менять. Западная школа с этим не согласна, утверждая, что ресурс основных присадок еще далеко не исчерпан. Стоит подробнее разобраться, как происходит старение масла.

Масло работоспособно до тех пор, пока присадок достаточно и они работают. Количество присадок в моторных маслах подбираются таким образом, чтобы компоненты, выполняющие разные функции, старели примерно одновременно. Основной компонент присадочного пакета – загуститель – вещество, что поддерживает рабочую вязкость, обеспечивая защиту двигателя. Со временем, загуститель, как и остальные присадки, срабатывается — масло теряет вязкость, разжижается в процессе эксплуатации. Это абсолютно нормальный процесс, но он не продолжается бесконечно. По мере выработки остальных присадок, ухудшается защита от окисления. Когда срабатывается основной пакет присадок, начинает окисляться само базовое масло и вязкость, напротив, начинает подниматься. Момент начала роста вязкости говорит о том, что масло потеряло всякую работоспособность. Именно до момента начала загущения масло должно быть заменено. Каковы последствия промедления? Да мы их прекрасно знаем, это накопление загрязнений, ухудшение подачи масла, падение его давления, повышенный износ, закоксовка колец. Результат – поломка двигателя. Таких случаев масса и везде одна причина – несвоевременная замена масла! Но автомобилем владеет не экстрасенс, простому пользователю не определить срок работоспособности. Именно поэтому, ответственность на себя берет автопроизводитель, устанавливая конкретные сроки, когда делать очередное обслуживание. Сроки замены масла в автомобиле зависят от множества причин и могут корректироваться в зависимости от условий эксплуатации. Рекомендуя сервисные интервалы, автопроизводитель ориентируется на конструкцию двигателя, режим движения, качество топлива и используемого масла, расход топлива, регион эксплуатации и многое другое. Не случайно, в России не действует LongLife – сервис ни у одного производителя, а в Европе – пожалуйста! Часто, автовладелец видит в инструкции по эксплуатации только максимальную цифру межсервисного пробега, например 15000 км, не обращая внимание на то, что написано ниже, мелким шрифтом. Тут, как раз, самое важное, как в кредитном договоре – корректировка межсервисного интервала, в зависимости от условий эксплуатации. И эта корректировка всегда в сторону уменьшения. Тяжелый режим – сокращаем срок замены масла вдвое, сернистое топливо – еще вдвое и т. д. Увеличивать же сроки замены масла в автомобиле по своему желанию нельзя!

Немного особняком стоят городские условия эксплуатации, связанные с пробками. При эксплуатации в пробках, пробег автомобиля надо мерить не в километрах, а в моточасах, как у стационарных двигателей. И это разумно, если автовладелец проезжает в день, к примеру, 30 км, тратя на это 3 часа. Все 3 часа двигатель работает, эквивалентный пробег может составить в 10 (!) раз больше – 300 км. Что тут говорить про износ масла? Счетчики моточасов уже ставятся на представительские автомобили, которые эксплуатируют наемные водители. Это связано с постоянной и длительной работой таких автомобилей на холостом ходу. В большинстве случаев, предельный пробег современного автомобиля в моточасах должен укладываться в вилку 250-400 моточасов. Упомянем и о том, что многие современные автомобили премиум-класса имеют бортовые компьютеры, подсказывающие время следующего визита на сервис. Этим не следует пренебрегать. Если автомобиль используется с системой автозапуска, то имеет смысл скорректировать сроки замены масла в сторону уменьшения.

Теперь вы знаете, как стареет моторное масло, когда, и почему, его надо менять. Всегда соблюдайте инструкцию по эксплуатации автомобиля, подбирайте правильные масла, меняйте вовремя и автомобиль прослужит вам верно и долго.

Как часто необходимо менять моторное масло в двигателе — одна из актуальных тем, касающихся обслуживания автотранспортного средства. Отнестись к периоду замены следует со всей серьезностью, поскольку именно от этого зависит бесперебойная работа ДВС, а значит, и безопасность эксплуатации.

Любые движущиеся механизмы нуждаются в полноценном техническом обслуживании и качественной смазке. Двигатель внутреннего сгорания — сложный агрегат, управляющий автомобилем, требует особого внимания. От состояния двигателя зависит не только качество вождения, долговечность деталей, но и безопасность всех участников движения.

Моторные масла для двигателя автомобиля необходимо выбирать, ориентируясь допусками, указанными производителем силового агрегата. При этом нужно учитывать особенности климатической зоны, состояние дорог и самого мотора, его износ и прочие моменты. Автомасла защищают поверхности механизмов от износа, истирания и отложения продуктов сгорания. Когда вопрос выбора масла решен, возникает вопрос замены смазочного материала.

Во время работы ДВС на деталях образуются грязевые отложения, скопление нагара. Ухудшается подвижность поршневых колец и происходит закоксовывание двигателя. Любая смазочная жидкость имеет свой исчерпаемый ресурс, по истечении которого необходима полная замена. Своевременно не произведенная данная процедура грозит тем, что грязевые отложения забивают зазоры между деталями и препятствуют нормальному функционированию мотора. Периодичность замены масла, рекомендуемая производителем ДВС, указана в инструкции по эксплуатации.

Что и как влияет на сроки замены масла

Как правило, полная замена смазочного материала рекомендована производителем силового агрегата после 10 — 15 тысяч километров пробега. В данном случае указан средний показатель без учета режима вождения. Эта цифра берется из расчета, что автомобиль движется со средней скоростью и при минимальном времени работы на холостом ходу после прогрева.

Смазочная жидкость может приходить в негодность раньше указанного срока в следующих случаях:

  • при движении с высокими нагрузками (разный скоростной режим при плохом состоянии дороги; простои в пробках, когда затруднено охлаждение мотора);
  • мощность силового агрегата (чем выше, тем легче мотор справляется с нагрузками и эффективнее охлаждается; трансмиссия работает плавно);
  • вид и качество используемого топлива;
  • в ДВС малолитражек (вследствие короткой трансмиссии);
  • климатические особенности (резкие перепады температур, мороз);
  • особенности ландшафта (частые подъемы и спуски);
  • показатели окружающей среды (сильная загрязненность или повышенная влажность воздуха);
  • использование автотранспорта для перевозки грузов;
  • значительный износ силового агрегата.

Так, например, при движении на скорости около 100 км/ч по трассе, двигатель не испытывает перегрузок, так как система полноценно охлаждается. В таком случае сроки замены масла могут быть увеличены.

Разница в сроках работы масел при движении по трассе и в городских условиях (пробки, остановки у светофоров) очень велика. Чем выше нагрузка на силовой агрегат, тем скорее масло выработает свой ресурс.

При вождении на скорости свыше 130 км/ч мотор испытывает повышенные нагрузки в любых условиях. Поток картерных газов резко увеличивается, что губительно сказывается для двигателя. Растет температура поршней. Смазка работает на пределе возможностей, следовательно, быстрее теряет свои эффективные свойства.

Оптимальными условиями эксплуатации является вождение на средней скорости при минимальном времени простоя с работающим мотором на холостых оборотах.

Если перевести сроки замены масла в моточасы, рекомендованный интервал в 15 тысяч км пробега выразится в диапазоне от 200 до 700, и напрямую зависит от условий эксплуатации. Для примера: 400 моточасов на скорости 25 км/ч в городских условиях составит рекомендуемые 10 тысяч км пробега; а те же моточасы на скорости в 80 км/ч способны почти в три раза увеличить период замены. Однако, езда на постоянно одинаковой скорости — задача довольно трудная.

Помимо измеряемых интервалов пробега, даже при минимальном использовании автомобиля и малой наработки, рекомендуется производить полную замену моторного масла не реже, чем раз в 12 месяцев.

Признаки необходимости замены масла в ДВС

Определить сроки необходимой замены автомобилисту не составит труда. Для этого необходимо воспользоваться масляным щупом, который покажет уровень смазки и ее состояние. Алгоритм процедуры простой:

  1. необходимо извлечь из двигателя щуп;
  2. произвести его очистку с помощью сухой салфетки;
  3. вставить щуп в отверстие;
  4. вытащить и произвести визуальный осмотр.

На масляном щупе имеются две отметки: максимум и минимум. Для нормального функционирования мотора уровень должен находиться между этими отметками. Если обозначен минимум, то долив или замену необходимо произвести.

В современных моделях автомобилей на панель выведен индикатор, который показывает уровень масла в реальном времени, облегчая диагностику.

Далее необходимо исследовать щуп по нескольким параметрам:

  • Вязкость моторной жидкости. В идеале она не должна отличаться от первоначального состояния. Если масло стало менее вязким, это означает, что оно выработало свой положенный ресурс;
  • Если на масляном щупе имеются грязевые отложения, нагар, это означает, что моторная жидкость утратила свои качества, и требует замены;
  • Изменение цвета и наличие стружки говорят о том, что автомасло пора менять. При утере своих свойств масло меняет цвет (из жидкости с янтарно-желтым оттенком становится черным). Стружка свидетельствует о том, что смазка не защищает детали от трения. Водяные капли также говорят о неспособности смазочного материала обеспечить полноценную защиту ДВС. Отложения на масляном щупе говорят о разрушении присадочных компонентов, загрязнении смазки картерными газами. Это приводит к снижению мощности мотора и токсичности выхлопа.

Такая простая диагностика своими руками подскажет, когда наступило время менять масло в двигателе. Процедуру проверки рекомендуется повторять после каждой 1000 км пробега. Недопустимо использование моторных жидкостей после истечения периода, который указан производителем.

Почему важна своевременная замена

Производители ГСМ указывают на этикетке готового продукта ресурс моторного масла. Иногда он может быть обозначен во временных промежутках (месяцы использования). Каждый автовладелец может самостоятельно определить, когда потребуется замена. Потеря рабочих качеств моторной жидкости зависит от условий эксплуатации и состояния мотора. Существуют также специальные методы и калькуляторы для определения моточасов, позволяющие определить срок службы моторного масла.

Своевременная замена позволит увеличить время нормальной работы силового агрегата и избежать дорогостоящих ремонтов. Если же замену не производить в положенные сроки, возникает масса неприятностей:

  • по истечении ресурса присадки разрушаются и образуют отложения, которые затрудняют работу ДВС;
  • снижается мощность силового агрегата и увеличивается выброс токсичных веществ;
  • двигатель подвергается значительному износу из-за неспособности смазочной жидкости обеспечить его защиту;
  • из-за образования отложений засоряется масляный канал, что приводит к провороту шатунных вкладышей;
  • в моторах с турбокомпрессором возникает риск заклинивания по причине засорения каналов. Происходит повреждение ротора из-за негативного воздействия отработанного масла на подшипники и вал компрессора.

Все эти негативные факторы могут привести к поломке и выходу из строя важных механизмов ДВС. Нередко по тем же причинам возникают и аварийные ситуации. Своевременная замена масла – это важное неотъемлемое условие для долгой и беспроблемной эксплуатации автомобиля.

Основой каждого автомобиля считается его двигатель, который должен работать как часы. Избежать преждевременного износа деталей помогает моторное масло, которое смазывает его части и позволяет минимизировать трение между ними. Подробнее о том, как часто нужно проводить замену моторного масла и как сделать это самостоятельно, вы сможете прочесть в этой статье.

Моторное масло

Каждый автолюбитель знает о том, что автомобиль не может исправно работать без машинного масла. Оно необходимо не только в двигателе машины, но и в трансмиссии, и в коробке передач. Значение смазочных материалов сложно переоценить, так как без них детали пришлось бы заменять каждые несколько месяцев или даже недель. В современных моторах масло находится в каждом узле и механизме. Оно выполняет свою главную задачу – защищает поверхность деталей от излишнего трения. Но помимо этого моторное масло осуществляет и ряд других задач. Например, оно отводит шлаки и продукты переработки от деталей, не позволяя им ржаветь или окисляться. Именно по этой причине масло темнеет к концу срока использования. В этот момент его следует заменять на новое.

Функции моторного масла

Какие функции есть у моторного масла?

  • Охлаждение поверхностей.
  • Защита от коррозии.
  • Удаление нагара.
  • Нейтрализация образующихся химических соединений.
  • Энергосбережение и более экономное использование топлива.
  • Увеличение срока эксплуатации деталей.

Согласитесь, что свою небольшую цену моторное масло «отрабатывает» на все сто процентов. Позволяет ему столь эффективно справляться со своими обязанностями его состав и различные присадки.

Зачем нужно менять масло регулярно

Замена масла моторного в двигателе чрезвычайно важна для его эксплуатации. Постепенно ухудшая его работу, старое масло приводит к выходу из строя автомобиля за считанные месяцы. После постоянной работы двигателя на старом смазочном материале вы вскоре будете вынуждены делать капитальный ремонт мотора, который обойдется гораздо дороже, чем замена масла каждые полгода. Какое влияние оказывает старое масло?

  • Оно начинает хуже выдерживать высокие температуры, которым подвергается внутри ДВС. В результате тонкая пленка на поверхности поршней и цилиндров перестает образовываться и трение ухудшается.
  • Снижается тяга и максимальная скорость автомобиля.
  • Постепенно выходит из строя ремень ГРМ, на который старое масло также оказывает негативное воздействие. Через некоторое время он может оборваться, в результате чего серьезно пострадает двигатель.
  • В составе масла появляется все больше примесей, которые оседают на стенках и мешают нормальной работе двигателя.

Результатом несвоевременной замены масла может стать все, что угодно – от ухудшения скорости до полного выхода двигателя из строя. Особенно это актуально для старых автомобилей, которые более чувствительны к качеству смазки.

Периодичность замены моторного масла

Как часто нужно менять масло в автомобиле? Ответ на это вопрос зависит от множества факторов:

  • сезона;
  • вида масла (синтетическое или полусинтетическое);
  • манеры вождения (спокойная или спортивная езда);
  • возраста автомобиля;
  • характера езды;
  • короткие или дальние расстояния;
  • качества топлива.

В среднем, замену моторного масла в двигателе рекомендуется делать раз в 12 000 километров. Именно после такого пробега оно перестает выполнять свои функции. Если вы проехали большее расстояние, то обязательно нужно промыть двигатель специальным составом, чтобы удалить излишки нагара и отложений.

Замена масла на старых автомобилях

Замена моторного масла на поддержанных автомобилях осуществляется совсем по другому графику. Специалисты рекомендуют посещать СТО для замены жидкости раз в 5-7 тысяч километров. Почему сроки замены отличаются от стандартных почти вдвое? Все дело заключается в старых деталях машины, которые уже подвержены износу и работают не так, как у новых автомобилей. В результате внутренние детали ДВС требует больше смазки. Поэтому если у вашей машины более 70-80 тысяч километров пробега, или ее возраст более 5 лет, то смазочную жидкость советуют менять гораздо чаще.

Сроки замены моторного масла уменьшаются и у жителей крупных городов. Дело в том, что они больше других проводят времени в пробках и заторах. Работа на холостых оборотах даже хуже сказывается на работе двигателей, чем обычная езда. Мотор все равно выполняет свою работу, но пробег при этом не накручивается. В результате свой максимальный ресурс моторное масло исчерпывает уже через 7-8 тысяч километров. Рекомендуют чаще менять жидкость и любителям спортивной езды, которая гораздо быстрее загрязняет масло.

Виды масла

Все масла делятся на три группы:

  • Минеральные смазки делаются из нефтепродуктов.
  • Полусинтетические представляют собой смесь минеральных и синтетических масел.
  • Синтетические масла делаются на основе синтеза химических продуктов с более совершенным составом.

Как выбрать подходящую смазку

Замена моторного масла на автомобиле – это очень ответственное мероприятие. Для машины нужно подобрать подходящую смазочную жидкость, которая будет соответствовать сезону, марке автомобиля и другим параметрам. В настоящее время существует синтетическое, полусинтетическое и минеральное масло с различной вязкостью.

Самым лучшим считается синтетическое, так как оно дольше может работать без изменений и обладает лучшим составом. Но и цена у такой смазки гораздо выше. Минеральные масла гораздо быстрее теряют свои свойства, поэтому их рекомендуют заменять раз в 8 тысяч километров.

Выбор вязкости масла зависит от температуры окружающей среды. Для зимы используют более вязкие масла, которые не замерзают даже при очень низких температурах и помогают облегчить «холодный» запуск двигателя. Летом же предпочтительнее использовать жидкие смазки, которые могут выдерживать высокие температуры и не давать двигателю перегреваться. Однако на данный момент на рынке появляется все больше всесезонных масел, которые могут справляться со своими функциями как зимой, так и летом.

При выборе моторного масла не стоит забывать о том, что в Россию завозится очень много контрафактного материала, который ухудшает состояние автомобиля. Большинство производителей обеспечивает свои товары специальными серийными номерами и голограммами, которые помогают убедиться в подлинности продукта.

Сколько масла нужно для разных машин

Для разных машин нужно разное количество моторного масла. Его количество зависит от технических характеристик и от размера и типа двигателя внутреннего сгорания. В среднем для обслуживания требуется от трех до 6 литров. На рынке существует множество вариантов с подобным объемом. Лучше сразу покупать несколько упаковок, чтобы избежать недолива смазки и путаницы в дальнейшем. Если объем мотора от 1,8 до 2,5 литров, то потребуется 3,5 литра масла. Для иномарок объем необходимой смазки немного больше – 4,4 литра.

Определить, сколько моторного масла нужно для замены, можно и самостоятельно. Достаточно заглянуть в техпаспорт автомобиля или просто налить мало «на глаз». При доливке не забывайте делать перерывы и сверяться с щупом, на котором уровень масла должен достичь определенной отметки.

Замена масла самостоятельно

Замена моторного масла своими руками это не такое сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Главное — иметь все необходимые инструменты и соблюдать определенный порядок действий. Если вы решитесь поменять масло зимой, то вам также понадобится теплое помещение, например, гараж. Менять масло лучше всего на слегка прогретой машине, поэтому перед началом работ запустите двигатель и дайте ему поработать вхолостую 5-10 минут.

  1. Заглушите двигатель и подождите 15 минут. За это время масло и детали остынут и к ним можно будет прикоснуться. Однако защитные перчатки все же лучше надеть.
  2. Перед сливом масла необходимо проверить его уровень. Если он ниже, чем во время предыдущего замера, то возможно автомобиль стоит отдать на диагностику. На исправных двигателях никакой утечки масла быть не должно.
  3. Далее нужно поднять машину с помощью подъемника. Альтернативой может стать углубление, в котором сможет поместиться взрослый человек.
  4. Для замены масла нужно будет подобрать тару, чья емкость будет не меньше, чем объем смазки, находящийся в самой машине. Наиболее оптимальным считает емкость объемом в 5 литров.
  5. Открутите картер и осторожно слейте отработанный материал.
  6. Пока вы ждете, когда вытечет масло, можно поменять масляный фильтр. Для этого достаточно взять специальный ключ и с его помощью заменить деталь.
  7. Закройте картер и уберите поддон.
  8. Залейте масло. На горлышке масляного отверстия или на специальном щупе есть отметки минимального и максимального уровня. Достаточно будет долить масло так, чтобы уровень был посередине этих отметок.
  9. Заведите двигатель и дайте поработать ему несколько минут.
  10. Заглушите его и снова проверьте уровень масла.

Замена моторного масло и фильтра может проводиться даже непрофессионалами, но, если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться в любое СТО.

Промывка двигателя

В некоторых случаях во время замены масла может понадобиться промывка двигателя. В каких случаях она показана?

  • Вы купили поддержанный автомобиль с рук. В этом случае вам неизвестно, как обращался с ним предыдущий владелец, поэтому на всякий случай нужно дополнительно очистить мотор.
  • При подозрении на некачественное масло или топливо. Сгорая, контрафактный бензин оставляет в ДВС множество шлаков, сильно загрязняя его. Промывка способна исправить ситуацию и удалить все отложения.
  • Если вы не помните, какое масло заливали в прошлый раз. Масло всегда должно быть одного и того же состава, ведь при его замене частицы смазки все равно остаются на стенках деталей. При смешении разных видов мала эффект для мотора может быть отнюдь не положительным.

Замена моторного масла в двигателе автомобиля не каждый раз требует использования промывки. Более того, это может быть весьма вредным для деталей. Но если вы забыли марку масла или хотите попробовать новый продукт, то эта процедура сможет продлить срок эксплуатации автомобиля.

Что делать, если масло изменяет цвет?

Очень часто при проверке уровня масла владелец автомобиля сталкивается с потемнением смазочной жидкости. Не стоит опасаться данного процесса, ведь в какой-то степени потемнение жидкости – это нормально. Это свидетельствует о том, что масло выполняет свою работу, в нем содержатся очищающие присадки, которые и вымывают нагар и шлаки, обеспечивая более темный цвет. Однако это не всегда хороший знак. Если масло стало слишком насыщенного цвета, то, возможно, причина кроется в следующих факторах:

  • Старое масло, оставшееся в двигателе, может изменить оттенок на более темный.
  • Вам попалось некачественное масло или подделка.
  • В масле прошел процесс окисления из-за неправильного состава присадок.
  • Поршни или цилиндры износились и нуждаются в ремонте.
  • Стиль вождения также влияет на цвет масла. Если водитель использует спортивный стиль вождения, то смазка может быстрее становиться темного цвета.
  • Система охлаждения автомобиля работает неисправно и двигатель перегревается.

Советы по замене

Эксперты советуют не только регулярно менять масло, но и соблюдать некоторые правила, которые позволят вашему автомобилю дольше обходиться без поломок.

  • Проверять уровень масла нужно регулярно. Если уровень на щупе ниже минимального, то масло следует долить.
  • Если вы решили поменять масло в сервисе, постарайтесь наблюдать весь процесс замены. Далеко не все СТО работают по совести, поэтому ремонтники могут заменить вам масло на неподходящее или вовсе не заменить его.
  • Вместе с маслом обязательно меняйте масляный фильтр, ведь именно он служит препятствием для попадания большинства крупных частиц в двигатель.
  • Не экономьте на фильтрах и покупайте масло только у проверенных продавцов. Ведь при покупке некачественного товара вам придется потратить куда больше средств на ремонт.
  • Интервал замены моторного масла не стоит делать слишком длинным. Лучше заменить масло раньше, чем позже.

Стоимость замены масла

Стоимость замены масла обычно находится в районе 1,5-2,5 тысяч рублей в зависимости от вида и количества масла. Сама работа по замене обычно обходится от 700 до 1000 рублей. Учитывая, сколько обычный автомобилист тратит на бензин и обслуживание автомобиля, это не очень большая сумма. К тому же, она поможет сохранить двигатель в порядке и продлить срок его службы, поэтому специалисты советуют менять жидкость каждые 10 тысяч километров.