Скачки оборотов на холостом ходу

0
640


Часто бывает такое, что скачут обороты на холостом ходу, но при этом автомобиль, в остальном, ведет себя нормально. Потерь в динамике нет, увеличенного расхода топлива тоже нет, как и нет ошибок в электронном блоке управления. Казалось бы, такая ситуация не вызывает никаких проблем в повседневной эксплуатации, но это далеко не так. Если проблема в машине есть, то она будет становиться всё заметнее со временем и приведет к негативным последствиям.

Скачут обороты на холостом ходу – в начале появления проблемы могут быть совсем незаметными, стрелка тахометра может лишь немного «плавать», в пределах 50-100 об/мин. Но, по мере эксплуатации автомобиля, амплитуда колебаний стрелки увеличивается. По двигателю идет ощутимая вибрация во время падения/повышения оборотов, вплоть до того что двигатель глохнет. Почему же так происходит и как найти и устранить причину будет рассказано подробно на этой странице.

Плавают обороты чаще всего потому, что идет неправильное смесеобразование. Топливно-воздушная смесь по каким-либо причинам обедняется/обогащается, и электронный блок управления это видит и корректирует её. Если смесь бедная, он её обогащает и наоборот, если смесь богатая. В результате получается постоянная корректировка смеси, отсюда и скачки оборотов. Также из возможных причин можно выделить неправильное искрообразование и загрязненность впускной системы или системы вентиляции.

На неправильное искро- и смесеобразование влияет много факторов. Нужно начинать с самых простых и частых причин, чтобы не пришлось покупать ненужные детали/датчики.

  • Часто проблему с неустойчивыми оборотами может решить чистка дроссельного узла. В нём из-за масляных отложений ухудшается проходимость каналов, ход штока регулятора холостого хода не может нормально ходить и соответственно выставлять правильные обороты на холостом ходу.

Чистить дроссель удобнее всего, используя специальный спрей – «очиститель карбюратора». Если после чистки обороты стали ровные, то проблема решена, и впредь нужно лучше следить за чистотой дроссельного узла. Если же это не помогло, то нужно продолжить поиск проблемы.

  • Следующее что нужно сделать – это поискать подсос воздуха после ДМРВ. Удобнее всего искать подсос воздуха с помощью того же очистителя карбюратора.

Делается это так: на заведенном двигателе нужно брызгать очистителем в места соединения деталей впускной системы. Если после нанесения жидкости на определенное место обороты двигателя повысились, значит, в этом месте есть подсос воздуха и нужно его устранить.

  • Забитая вентиляция картера. Это больше касается машин с большим пробегом. Часто бывает такое, что трубки вентиляции забились, или вышел из строя клапан вентиляции картера.

Работа по чистке вентиляции весьма трудоемкая, лучше обратиться на СТО. А в случае с клапаном, заменить его.

  • Неработающий клапан EGR. Чтобы сразу не покупать новый клапан, лучше поставить для проверки заведомо исправный, если причина в нем, то заменить на новый.

  • Если в двигателе чистый дроссель и нет подсоса воздуха, следующее, на что ложатся подозрения – это регулятор холостого хода.

Так как РХХ весьма недешевая деталь, лучше сначала убедиться, в нем ли причина. Для этого поставить с другой машины заведомо рабочий регулятор. Если обороты нормализировались, то необходима замена этого датчика. Стоит отметить, что часто помогает восстановить работоспособность РХХ его чистка. Шток датчика нужно протереть тряпкой и «помыть» очистителем карбюратора или спиртом. Ну а если чистка не помогла, то только замена датчика на новый.

  • Забитые форсунки также могут искажать обороты. При малых дозах топлива какая-то форсунка может «не доливать», тем самым, лямбда зонд видит обедненную смесь и богатит её, форсунку пробивает большее количество топлива и смесь, затем, обогащается, а ЭБУ её уже обедняет и так по кругу.

В таком случае поможет чистка форсунок. Лучше чистить их на специальном стенде, где будет видна производительность каждой из них.

  • Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) может давать неправильные данные на ЭБУ о количестве воздуха.

Так как такой датчик самый дорогостоящий в автомобиле, лучше сначала убедиться, что в проблеме виноват он. Нужно поставить такой же заведомо рабочий датчик и смотреть на изменения в оборотах. Если проблема действительно в этом датчике, то его нужно заменить на новый, с такой же маркировкой.

  • Свечи зажигания и высоковольтные провода. Пробой в проводе или неправильное образование искры дает пропуск зажигания, отсюда и плавающие обороты.

Избегая лишних трат денежных средств, также для проверки ставятся эти заведомо рабочие детали. Неработающий элемент заменить.

Есть и другие причины неустойчивых оборотов, достаточно редкие, такие, что нормальная эксплуатация автомобиля стает невозможной. Среди таких причин – пробой прокладки ГБЦ, но при этом двигатель будет сильно троить, и заметна потеря мощности. Еще одна из редких причин того, что скачут обороты на холостом ходу – неисправность ЭБУ, но в таком случае происходят и другие сбои в работе двигателя и ездить становится невозможно.

Сегодня появилась проблемка. Начали скакать обороты на холостом ходу. В основном держит на 1500, бывает опускаются до 1000 и резко до 1500 поднимаются, бывает до 2000 доходит. Когда глушу машину, двигатель трясет хорошо так, не плавно. В чем может быть причина? Проблема №2: бывают рывки, когда на скорости отпускаешь педаль газа. Чувствуется, как будто какой то провал происходит. Кстати, почему то обороты подскочили после подтяжки ремня генератора. странно)

обороты могут скакать из-за износа дроссельной заслонки. обычно это может проявляться после 60 тысяч пробега. НО, для начала советую проверить работу датчика РХХ. может чудить если вышел из строя.

Проверка РХХ:
1. Снимаем патрубок, идущий от воздушного фильтра к дросселю, под ним стоит РХХ, снимаем с РХХ разъем, выкручиваем три болта, вынимаем из корпуса дросселя РХХ, подключаем обратно разъем, держим РХХ в раскрытой ладони.
2. Второй человек садится за руль и включает-выключает зажигание (но не заводит двигатель), без пауз, повторяя серию "включил-выключил" раз 50-60 (чем больше — тем точнее тест).
3. Каждый раз РХХ должен своим носиком отработать "туда-сюда", амплитуда около 1мм. Если его хоть раз подклинит или что-то будет не так визуально — РХХ уже "болеет".
4. Если РХХ разогреется так, что его невозможно будет держать в руке — обычно это говорит о межвитковом замыкании в обмотках и является 100%-ным диагнозом для пути такого РХХ в мусорное ведро.
5. Чистка РХХ — промыть карб-клинером, продуть сжатым воздухом, обильно смазать жидкой универсальной силиконовой смазкой (аэрозоль), повторить тест из пп.2-4, если РХХ не начал нормально работать — стоит искать новый или с разборки.
6. После тестирования и смазки-мойки РХХ желательно делать адаптацию ХХ.

Адаптация ХХ:
1. Снимаем клемму с аккумулятора на 15 минут (плюс или минус — неважно).
2. Одеваете клемму обратно.
3. Заводите машину, даёте поработать ей ровно 10 минут на холостом ходу, все нагрузки выключены.
4. Заглушите машину, пауза 10 секунд, заведите опять.
5. Ждем прогрева двигателя до рабочей температуры и смотрим обороты — если встали на 750-800 — все окей.
6. В последующие 100-150км пробега все должно нормализоваться.

если РХХ в норме. то скорее всего дроссельная заслонка. с восстановленным дросселем от Амадеус я могу вам помочь. данный метод восстановления ДЗ описан на этом сайте. метод Титуса.
НО, мой совет. прежде чем что-то менять, ремонтировать в машине лучше найти точную причину проблемы. это сможет сделать любой хороший диагност. дистанционно сложно ставить точный диагноз. как уже написал с дросселем помогу. обращайтесь.

Дергается стрелка тахометра, а мотор синхронно подвывает? В таких случаях говорят о плавающих оборотах. Выясним, что заставляет мотор вести себя подобным образом.

Множество датчиков и контроллеров — это, конечно, современно. Но чем сложнее автомобиль, тем больше причин для его нестабильного поведения. Это в старом фильме «Трактористы» демобилизованный Клим Ярко в исполнении Николая Крючкова легко определил на слух все неисправности трактора. А сегодня, скорее всего, потребуется диагностическое оборудование. Тем не менее определить, в каком направлении «копать» в поисках причины неисправности, тоже как-то нужно. Сумеете самостоятельно обнаружить проблемный узел или систему, тогда у нечестного сервисмена будет куда меньше шансов запудрить вам мозги и обмануть. Что ж, попробуем перечислить самые частые причины плавания частоты вращения двигателя.

  • подсасывание атмосферного воздуха во впускной системе (неплотные соединения, трещина во впускном трубопроводе и др.);
  • изношенные или загрязненные форсунки;
  • неисправность высоковольтных проводов;
  • неисправны свечи зажигания (зазоры, нагар и т.п.);
  • низкое давление топлива (неисправен бензонасос, загрязненные фильтры);
  • некондиционное топливо, вода в топливе;
  • снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах (например, повреждена прокладка головки блока);
  • нарушена герметичность в системе вентиляции картерных газов.
  • неисправен ЭБУ (электронный блок управления двигателя);
  • неисправен датчик положения дроссельной заслонки;
  • неисправен регулятор холостого хода;
  • неисправны датчики абсолютного давления воздуха и температуры воздуха на впуске;
  • датчик массового расхода воздуха загрязнен или вышел из строя;
  • неисправен датчик положения распредвала или коленвала;
  • неисправность в катушках зажигания;
  • неисправен регулятор давления топлива;
  • неисправен датчик концентрации кислорода;
  • неисправны гидрокомпенсаторы.

Все вышеперечисленные дефекты — как простейшие, так и посложнее — вполне могут привести к одному и тому же внешнему эффекту: частота оборотов двигателя может начать плавать. Что до самостоятельного устранения неприятности, то многое зависит от вашей подготовленности. Скажем, с топливом сможет разобраться, пожалуй, всякий. Если грешите на плохой бензин, то после очередной заправки хорошим топливом неисправность исчезнет или станет проявляться менее ярко. А вот остальные заботы при отсутствии навыков и опыта придется перекладывать на СТО. Даже поменять свечи на большинстве машин сегодня тяжеловато — что уж говорить о замене прокладки головки блока цилиндров?

Какие из неисправностей, порождающих плавание оборотов, мы упустили? Ждем ваших сообщений.