Ремонт стартера газ 3110

0
955

Содержание

ГАЗ -3102

Часовой пояс: UTC + 3 часа Текущее время: Пт авг 02, 2019 23:22

Меняем «привод стартера», он же «бендикс»

coelacanth

Откуда: Украина Бердянск

Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 92 раз.
Авто: ГАЗ 31105 2007

Последнее слово в кавычках в волговской литературе не встречается поэтому употреблять его не буду.

Симптомы – тяговое реле отрабатывает, якорь стартера раскручивается до космических оборотов, но зацепления с маховиком нет.

Год назад начало проявляться изредка, по теплому времени года не было. Зимой – во всей красе. Как-то пришлось 20 минут в -20 насиловать стартер, чтобы он хоть соизволил покрутить маховик. Соизволил… И так – периодами, всю зиму, по желанию агрегата…

В общем закуплен «привод стартера», харьковского завода «Электромаш», стОит – 6 USD примерно. Сказали самый дешевый и ненадежный. Таксистам – на полгода хватает. Хороших хватает на год, но они и дороже… Мой двигатель под замену, поэтому хорошего нам не надо .

На коробке указано, что этот «привод» подходит на разные УАЗы, Москвичи и ИЖы.

Понадобятся – рожковые ключи на 8, 10, 13, 19 и возможно 17. Отвертки. Бензин. Моторное масло. 4 гвоздя по 10 см. Тряпки. По времени – полдня.

На родном двигателе 4022/4023 ставился монстрик СТ-230 (он же в разных модификациях ставился заводом на 24/2410). У меня стоит 37.003.084-88 на 1,65 кВт. Он легче, меньше, мощнее штатного. От кого – не знаю.

Вот разница в размерах:

Снимаем стартер:
— Выключить «массу».
— Снимаем управляющий провод с тягового реле (просто контакт, или контакт под гайку, ключ на 8).
— Снимаем два силовых провода (гайка под ключ на 13).
— Стартер крепится двигателю через две шпильки. Откручиваем верхнюю (ключ на 17 или 19) из под капота.
— Чтобы открутить нижнюю надо залезть под машину. Достаточно поднять ее домкратом. Подлезть к гайке можно только рожковым ключом. Для удобства можно снять рабочий цилиндр сцепления. Я не снимал.
— Вылезаем из-под машины, и снимаем стартер вверх, из под капота. Выходит легко, главное не уронить. Ради прикола пытался поставить и снять родной – гораздо сложнее… Надо разворачивать краник масляного радиатора и снимать трубку масляного щупа – иначе не проходит.

Протираем от грязи и моем бензином стартер снаружи, не допуская попадания его внутрь.

Для того чтобы заменить «привод» стартер придется почти полностью разобрать.

Выбираем удобное и чистое рабочее место.

— Откручиваем переднюю крышку. В моем случае – два винта крышечки подшипника скольжения якоря. Стопорная пластина на валу якоря и шайба (которую я как-то подбирал по толщине для устранения появившегося биения якоря). Далее две гаечки на 10, держащие крышку. Снимаем крышку, слегка постукивая по торцу вала якоря. На 230-м надо просто открутить три винта.
— Откручиваем контакт с обмоток возбуждения в корпусе на тяговое реле – гайка на 13.
— Снимаем корпус вместе со щеточным узлом с якоря. Не потерять шайбочку!
— Снимаем вилку. Откручиваем гайку на 10 с оси вилки, выкручиваем отверткой саму ось. Ось – эксцентриковая, для последующей регулировки. Вынимаем ось и вилку. Запоминаем какой стороной стояла вилка! Под вилкой стоит резинка, закрывающая дырку между корпусом стартера и корпусом тягового. Не потерять.
— Вытаскиваем якорь с «приводом» из задней крышки.
— Трубкой или накидным ключом соответствующего калибра сбиваем в сторону привода упорное кольцо. Под ним – стопорное кольцо. Снимаем. «Привод » у нас в руках.
— Откручиваем два винта и снимаем тяговое реле. На 230-м – три винта.

Теперь неплохо провести профилактику – пропылесосить корпус, протереть бензином коллектор под щетки, пазы, по которым ходит «привод», промыть обе крышки.

На старом «приводе» стояла маркировка 2000-го года. Визуально все бороздки, которые ходили по канавкам якоря целые, по подточенные. В них, видимо, весь вопрос неработы.

Собираем стартер:
— Моторным маслом слегка смазываем пазы на якоре под «привод». Одеваем новую деталь, затем упорное кольцо нужной стороной, затем стопорное. (Упорное забьется на стопорное при первом же запуске).
— Устанавливаем на «привод» вилку, затем вторую сторону вилки — на тяговое. Возвращаем уплотняющую резинку под вилку. Закручиваем ось вилки.
— Надеваем корпус на шпильки. Возможны два положения. Правильное – чтобы контакт с корпуса был возле тягового. Проконтролировать изоляцию на шпильках – очень важно. Одеваем на якорь шайбу.
— Проконтролировать легкий ход щеток и прижатие их всех пружинками. Чистоту коллектора. Если есть подгоревшие участки – осторожно зачистить «нулевкой».
— Далее цирк – одевание четырех щеток на коллектор. В голову пришла чудная идея зафиксировать пружинки четырьмя гвоздиками, чтобы они не нажимали на щетки. Далее гвозди вытащить. Никаких мучений, как раньше.
— Поводки щеток должны быть хорошо заизолированы. Обязательно восстановить изоляцию – чревато замыканиями.
— Перед тем как одеть крышку — уделить внимание подшипнику скольжения вала якоря в ней. Клин стартера – обычно из-за этого подшипника. Внимательно удалить грязь, проверить чтобы не было поперечного биения вала в подшипнике, аккуратно смазать моторным маслом, одеть на якорь.
— Крепим крышку двумя гаечками. Одеваем регулировочную шайбу, стопорное кольцо и ставим на место крышку вала.
— Прикручиваем контакт на тяговое реле с корпуса.
— Регулируем положение привода в нормальном и «возбужденном» состоянии по мануалу при помощи проворачивания оси вилки. Фиксируем ось гайкой.

Ставим стартер на место. Затягиваем силовые и управляющие провода, обращая внимание на слабость резьбы латунных шпилек.

Заодно и перебрали

Замена стартера на ГАЗ 3110 делается только в том случае, если ремонт стартера на ГАЗ 3110 сделать не возможно или он будет стоить дороже замены на новый.

Сначала, мы сделаем диагностику стартера ГАЗ 3110, без снятия. Если диагностика покажет проблему в стартере, мы снимаем стартер и ставим его на специальный стенд для диагностики.

Сняв показания, мастер произведет разборку и дефектовку стартера. После определения стоимость ремонта стартера ГАЗ 3110, принимается решение, что лучше сделать: ремонт и замену стартера на новый.

Стоимость замены и ремонта стартера на ГАЗ 3110:

Вид работы Замена Комплектующие
Замена стартера
от 1 200 руб. от 3 500 руб. Диагностика стартера 800 руб. нет Чистка стартера от 200 руб. нет Проверка стартера на стенде 300 руб. нет Ремонт бендикса стартера от 400 руб. от 250 руб. Замена щеток стартера от 200 руб. от 300 руб. Ремонт статера стартера от 500 руб. от 400 руб. Замена втягивающего реле от 200 руб. от 500 руб. Замена втулок стартера от 400 руб. от 450 руб. Замена якоря стартера от 350 руб. от 700 руб. Замена редуктора стартера от 450 руб. от 500 руб.

ВНИМАНИЕ. Мы не ремонтируем стартеры снятые с автомобиля. Мы самостоятельно делаем диагностику, ставим диагноз и даем на это гарантию, что проблема именно в стартере и что мы ее решим.

Когда делать замену или ремонт стартера ГАЗ 3110:
— автомобиль не заводиться, стартер не подает признаков жизни;
— при попытке завести автомобиль, слышен шум, авто не заводится;
— после запуска двигателя, не происходит отключение стартера;

Гарантия на замену стартера ГАЗ 3110 — 360 дней.
Гарантия на ремонт стартера ГАЗ 3110 — 180 дней.

В случае необходимости, мы можем помочь с эвакуацией автомобиля до наших СТО.

1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

2. Отсоединить провода от двух клемм тягового реле стартера.

3. Отвернуть две гайки верхнего и нижнего крепления и снять стартер.

На двигателе ЗМЗ–402 предварительно вывернуть направляющую трубку указателя (щупа) уровня масла.

Разборка

1. Очистить стартер от грязи.

2. Отвернуть два винта 1 и снять крышку 2.

Отвернуть гайку 4 и отсоединить шину 3 от клеммы тягового реле.

Снять стопорное кольцо 1.

Отвернуть две гайки 2 крепления и снять крышку 3 со стороны коллектора.

Отвернуть два винта 1 крепления и снять тяговое реле 2.

При этом якорь должен остаться на рычаге привода.

Вынуть с помощью отвертки резиновое уплотнение 1 рычага.

Снять якорь 2 тягового реле, для этого нажать на якорь 2 вниз и отсоединить от рычага.

Снять статор 1 с щеткодержателем 2.

Чтобы отсоединить щеткодержатель от статора, необходимо отжать концы пружин 3 и вынуть две изолированные щетки 4 из держателей (эти щетки остаются на выводах обмотки статора).

Вывернуть ось рычага, предварительно отвернув контргайку с другой стороны

Снять крышку 1 со стороны привода и вынуть рычаг 2.

Сбить через оправку удерживающее кольцо 1 по направлению стрелки и снять стопорное кольцо, установленное под удерживающим кольцом.

Снять с вала якоря привод 2 стартера в сборе

Проверка, осмотр и дефектовка деталей стартера

Проверка, осмотр и дефектовка деталей стартера

1. Очистить все детали стартера.

2. Проверить состояние обмотки статора.

Для этого включить контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоединить к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи должен быть замкнут на корпус статора.

При этом лампа гореть не должна.

Если лампа горит, значит повреждена изоляция обмотки.

В этом случае заменить обмотку или статор.

Таким же образом проверить вторую обмотку.

3. Осмотреть якорь.

Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т.п., прошлифовать коллектор мелкой стеклянной шкуркой.

При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами проточить коллектор на токарном станке и затем прошлифовать мелкой стеклянной шкуркой.

Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм.

При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалить его мелкой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу.

Проверить надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора.

Осмотреть обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае якорь заменить.

Проверить состояние обмотки якоря с помощью прибора Э–236 или контрольной лампы, питаемой переменным током, напряжением 220 В.

Напряжение подводится к пластине коллектора и сердечнику якоря. Лампа гореть не должна.

Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае заменить якорь.

5. Надеть привод стартера на вал якоря, он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала якоря.

Удерживая якорь, провернуть шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, а против часовой стрелки вращаться не должна.

В противном случае заменить привод.

Тяговое реле

Проверить омметром сопротивление обмоток тягового реле.

Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,300–0,345 Ом, а удерживающей – 1,03–1,11 Ом.

Обмотки также можно проверить, подсоединив аккумуляторную батарею к выводам обмоток.

Для проверки втягивающей обмотки нужно отсоединить клемму от контактного болта 1 тягового реле.

Затем подсоединить «–» аккумуляторной батареи к клемме 2, а «+» — к контактному болту 1 (схема красного цвета).

При этом якорь реле должен резко втянуться. Для проверки удерживающей обмотки (при отсоединенной от контактного болта 1 клемме) «+» батареи подсоединить к клемме 2, а «–» – к корпусу стартера.

При этом якорь тягового реле должен плавно втянуться.

В противном случае заменить тяговое реле.

Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.

Осмотреть контактные болты.

Зачистить мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.

При сильном выгорании головок болтов можно развернуть болты на 180°, чтобы они прижимались к контактному диску не выгоревшей стороной.

Если поверхность контактного диска сильно изношена, его можно повернуть неизношенной стороной к контактным болтам.

Проверить перемещение щеток 1 в держателях 2 и 3, щетки должны перемещаться легко, без заеданий.

Проверить надежность крепления держателей 2 и 3 щеток, держатели не должны болтаться.

Держатели 3 изолированных щеток не должны иметь замыкания на «массу» (проверить с помощью контрольной лампы).

Проверить усилие пружин 4, прижимающих щетки, с помощью динамометра.

Для этого необходимо установить щеткодержатель 5 в крышку со стороны коллектора, вставить якорь, установить щетки на коллектор.

В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 8,5–14 Н (0,85–1,4 кгс).

Концы пружин должны нажимать на середину щетки.

Щетки, изношенные до высоты 5,0 мм, необходимо заменить (выводы щеток припаяны).

Осмотреть крышки стартера и при обнаружении трещин заменить их.

Если втулки 1 в крышках, на которых вращается вал якоря, изношены или на них имеются задиры, раковины и т.п., необходимо заменить крышки с дефектными втулками

Сборка

1. Сборку стартера проводят в порядке, обратном снятию.

При сборке смазать моторным маслом подшипники (втулки), шлицевую часть и цапфы вала.

После сборки проверить размер А, он должен быть не более 34 мм.

Включить тяговое реле и измерить размер Б между торцом шестерни и упорным кольцом, он должен быть в пределах 3–5 мм.

Если размер Б не попадает в данный предел, то отрегулировать его положение поворотом оси рычага.

Для этого отпустить контргайку, повернуть ось и затянуть контргайку.

Рекомендуется после окончательной сборки проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М.

Стартер СТ230–Б4 считается исправным, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 85 А и развивает частоту вращения не менее 4000 мин –1 .

Стартер 42.3708–10 при напряжении 12 В должен иметь следующие параметры: 75 А и 5000 мин –1 .

>