Температурный диапазон летней резины

0
893

Содержание

Температура эксплуатации летней резины особенно интересна любителям использовать летние шины зимой. Многие начинающие и даже опытные водители считают изменение характеристик летней резины в зимних условиях несущественными. Почему же, в таком случае, каждый производитель твердит о допустимой температуре для летней резины? Это маркетинг или вопрос безопасности?

Температура и ее влияние на ходовые свойства

Минимальная рекомендованная температура эксплуатации летней резины — +7 градусов, и не должна опускаться ниже. По заявлению производителей резины и по данным различных справочников, при понижении температуры сцепные свойства покрышек меняются. Почему? Резиновая смесь теряет свою эластичность.

Дело в том, что резиновые смеси для летних и зимних автопокрышек разные. Первая более жесткая для обеспечения уверенного движения по твердому покрытию. Вторая — более мягкая для улучшения сцепных свойств на снегу. Для придания эластичности летней резине в покрышках активно используется силика, каучук или натуральные масла.

Не секрет, что все эти материалы теряют тягучесть в условиях низких температур. Поэтому и эластичность покрышек снижается. На что это влияет? На сцепление, торможение, управляемость, безопасность, риск совершения ДТП.

Разница в показателях при понижении температуры

Известные автомобильные издания провели свои тесты летних шин в различных температурных условиях. Так, по результатам тестов «За рулем», летние покрышки действительно меняют свои сцепные свойства. Но не так существенно, как говорят производители.

Температурный режим до + 7 градусов указан с запасом, чтобы избежать возможной встречи водителя с заснеженной или обледенелой дорогой. На самом деле, летние шины можно вполне безопасно эксплуатировать до 0 градусов. При снижении температуры тормозные свойства летней резины снижаются более заметно. Поэтому приближение температуры к нулю должно послужить сигналом к замене резины на зимнюю.

Следует отметить, что эксплуатация зимних покрышек на летнем асфальте тоже небезопасна. На твердом покрытии зимние шины показали увеличенный тормозной путь. Причем при росте температуры выше 0 градусов, тормозной путь зимней резины увеличивается на полметра.

Летние шины при повышении температуры сильно разогреваются. Обычные покрышки класса «стандарт» показывают в условиях высоких температур увеличенный тормозной путь. Исключением является авторезина спортивной направленности. Эти шины, напротив, ведут себя увереннее при нагревании.

Указания производителей резины на температурный режим можно понять. Это особенно актуально для российского пользователя, который неохотно меняет сезонные шины. Однако мы настоятельно рекомендуем «переобуваться» на зимние покрышки, когда температура приближается к нулю.

Нордические шины также называются покрышками для "суровой зимы", "северных" или "белых дорог" или "арктической" резиной. Они рассчитаны на уверенное сцепление с дорогой при температуре ниже -30 градусов, передвижение по рыхлому снегу и гладкому льду. Стоит отметить, что большинство зимних шин, официально поставляемых представительствами ведущих шинных компаний в Россию, рассчитаны именно на холодную зиму, так что на российском рынке нордические шины , скорее, правило, чем редкость.

Основное отличие нордических шин от всесезонных и моделей для мягкой зимы заключается в составе резиновой смеси. Эта резина очень сложна в разработке и производстве, потому что должна обладать разнообразными и порой противоречивыми характеристиками. В частности, сохранять эластичность в сильный мороз и не истираться быстро при плюсовой температуре, также одинаково хорошо цепляться за лед и сухой асфальт. Добиться таких параметров позволяет повышенное содержание натурального каучука, который замерзает позднее синтетического и большего процента соединений кремния – силики.

Рисунки на снегу

Рисунок протектора у нордических шин встречается самый разный: от "скандинавской елочки" до асимметричного ненаправленного, причем это различие может проявляться даже внутри модельной линейки одного бренда. Например, симметричная направленная "елочка" у шипованной Nokian Hakkapeliitta 8 и асимметричный нешипованный протектор у Yokohama iceGUARD iG50 Plus. Или симметричный направленный рисунок у шипованной Michelin X-Ice North 3 и асимметричный у нешипованной Continental ContiVikingContact 6 .

Мягкий, нарезанный каналами с канавками протектор приводит к тому, что обод колеса немного "гуляет" относительно пятна контакта, отчего реакции на руль становятся недостаточно резкими в сравнении с летней резиной. Чтобы снизить этот нежелательный эффект, конструкторы пытаются сделать плотнее и блоки, и сам протектор в целом. В стенках ламелей делают миниатюрные взаимопроникающие пирамидки, а между блоками – перемычки.

Словом, рисунок протектора сам по себе не определяет повадки шины, а тесно работает с резиновой смесью и шипами. Но общие элементы у протектора нордических шин есть: это блоки протектора с острыми развитыми сцепными гранями и грунтозацепами, большой негативный профиль и насыщенность ламелями.

Мягкий, нарезанный каналами с канавками протектор приводит к тому, что обод колеса немного "гуляет" относительно пятна контакта, отчего реакции на руль становятся недостаточно резкими в сравнении с летней резиной. Чтобы снизить этот нежелательный эффект, конструкторы пытаются сделать плотнее и блоки, и сам протектор в целом. В стенках ламелей делают миниатюрные взаимопроникающие пирамидки, а между блоками – перемычки.

Шипы и трение

Нордические шины бывают как шипованные, так и нешипованные (фрикционные). У последних резиновая смесь при отсутствии шипов несет повышенную нагрузку, поэтому она заметно эластичнее. Нешипованные нордические модели рекомендуются, главным образом, в местности, где преобладает чистый асфальт, но случаются сильные морозы.

Но все-таки по-настоящему северными шинами справедливо считать именно шипованные модели. Они эффективно работают на льду и снежном накате, смешанном покрытии. На асфальте они также ведут себя вполне сносно, намного лучше, чем шины предыдущих поколений. К примеру, новые шины Nokian имеют под шипом подушечку, амортизирующую удары о твердую поверхность. Шины Michelin снабжены термоактивной смесью под шипами, которая твердеет при сильном морозе, усиливая прокалывающую способность шипа, а с повышением температуры резина становится мягче, и шип частично утапливается в нее. Постоянно увеличивается прочность посадки шипов, в основном за счет увеличения нижнего фланца и оптимизации формы посадочного места. Дальше других пошла фирма Continental, у нее шип покрыт адгезирующим составом подобным клею, который при вулканизации спекается с резиной.

Если сравнивать нордические шины с моделями для мягкой европейской зимы, то последние внешне могут быть похожи на нордические, но их резиновая смесь работает в меньшем температурном диапазоне, главным образом, около нуля градусов, при этом она должна сохранять все свои свойства примерно до -20 градусов. Резиновая смесь и блоки протектора у таких шин плотнее, а ходовые характеристики более сбалансированные. Это позволяет создавать высокоскоростные UHP модели для спортивных автомобилей. "Северные" шины для такой скорости не предназначены. Индекс скорости у "арктической" резины обычно ограничивается 190 км/ч (T), что, кстати, нередко превышает возможности многих автомобилей.

В условиях, когда с каждым сезоном покрышки на автомобиль дорожают, владельцы машин стараются экономить и как можно позже пересаживаются на зимние шины. Но является ли такая экономия целесообразной? Ведь недаром произошло такое разделение на летний и зимний вариант.

Поверхность автопокрышек, состав резиновой смеси и многие другие показатели могут сильно отличаться, поэтому износ будет намного сильнее в холодное время года, а безопасность не только водителя, но и всех участников движения будет под угрозой.

До какой температуры можно ездить на летних шинах?

Обычно такой вопрос задуют те, кто не раз ездил на таких покрышках зимой. Просто некоторые водители, среди которых попадаются довольно опытные автовладельцы, считают, что характеристики в зимних условиях меняются несущественно, поэтому заниматься лишней тратой денег не стоит.

Тогда может быть достаточно резонный вопрос о том, зачем производители и законодательство настаивают на использовании зимней обуви для автомобиля. Может быть, это маркетинговый ход или какие-либо ухищрения со стороны изготовителей и желание заработать на бедных автовладельцах?

В первую очередь нужно определиться с тем, что автопокрышки, предназначенные для лета, имеют свой состав резиновой смеси. В такой смеси используется минимальное содержание каучука и полимеров, содержащих кремний.

Кроме того, в состав входят дополнительные полимеры, благодаря которым обеспечивается максимальное сцепление с дорожным покрытием при температуре не ниже +5 градусов. Если температура будет опускаться ниже, то резиновая смесь начнет твердеть, что повлияет на ее эксплуатационные характеристики.

Также нужно понимать, что покрышки на лето имеют отличный от зимних колес протектор. Оказывается, протектор изготавливается так, чтобы обеспечить хорошее сцепление только с шершавой и твердой поверхностью. Визуально такой рисунок отличить просто – он имеет продольный характер. Канавки здесь меньше, но они и не должны быть глубокими, так как служат только для отвода воды.

Необходимо учитывать, что асфальтное покрытие само по себе достаточно шершавое, поэтому резина должна обладать стойкостью к истиранию. Еще в ее обязательные характеристики должно входить невысокое сопротивление качению, ведь цепляться за каждый кусочек асфальтного покрытия не нужно.

Порядок эксплуатации летних шин

Вопросов о том, до какой температуры ездить на летней резине, не должно возникать у водителя, который уже достаточно давно водит автомобиль. Понятно, что для каждого типа шин существует определенный порядок эксплуатации. Температура воздуха не должна быть ниже +5 градусов при использовании шин, предназначенных для лета.

Если температура опустится ниже, то автопокрышки утратят свою эластичность. Соответственно, сцепление с дорожным покрытием будет минимальным, а опасность заноса возрастет в разы, даже если дорога будет полностью сухой. А при проколе колесо просто разорвет.

Рисунок протектора не предназначен для того, чтобы передвигаться по льду или по укатанному снегу. И даже если на дороге будет снежная каша, от пятна контакта шины она не будет отводиться в достаточной степени. Машина перестанет быть управляемой, не будет держать траекторию, и в малой степени будет слушаться поворотов руля. Кроме того, тормозной путь значительно увеличится.

При какой температуре надо менять летнюю резину?

Многие компании и даже независимые автомобильные издания, которые никак не связаны с производителями шин, проводили многочисленные тесты. С помощью таких тестов они хотели определить, какой температурный порог нужно преодолеть, чтобы в покрышках изменились эксплуатационные характеристики.

Оказалось, что летняя резина начинает терять свои эластичные свойства при среднесуточной температуре +7 градусов. Некоторые современные модели, представленные всемирно известными производителями, показывают меньший температурный порог – он составляет +5 градусов. Но если температура воздуха опускается хотя бы на 1-2 градуса, то даже такие покрышки не могут обеспечить максимальное сцепление с дорогой.

Хотя некоторые водители утверждают, что эксплуатация автомобиля может быть вполне безопасной даже при 0 градусов. Единственное, что замечают такие водители – это увеличение тормозного пути. Именно этот сигнал является для них точкой, когда наступает время переобувать своего четырехколесного друга в зимнюю обувь.

Так при какой температуре надо менять летнюю резину? Вывод здесь можно сделать один. Если асфальт сухой, а температура воздуха колеблется в пределах 0-+7 градусов, то вполне допустимо ездить на шинах, предназначенных для теплого времени года.

В то же время слякотная погода, наличие мокрого снега и снежной каши на дорогах – это незамедлительная замена шин. В противном случае можно легко стать участником ДТП или создать аварийную ситуацию. Также нужно учитывать нормы российского законодательства. А это значит, что хочет того водитель или нет, но ему придется в зимний период переобуть зимние шины.