Снять турбину своими руками

0
981

Содержание

В России панически боятся турбированных моторов, предпочитая менее мощные и эффективные "атмосферники". Разбираемся, как не "убить" турбину раньше срока и во сколько встанет ее обслуживание или замена.

Как устроена турбина?
В общем-то, турбокомпрессор устроен просто. Главная деталь — это картридж. Внутри него размещается вал, а с двух противоположных концов к этому валу прикреплены турбинные колеса. Для того чтобы вал нормально вращался и не грелся, к нему под давлением подается моторное масло. Также к картриджу идет и трубка с антифризом для дополнительного охлаждения.

По бокам к корпусу картриджа прикреплены две "улитки" — горячая и холодная, внутри которых вращаются турбинные колеса. В горячую поступают выхлопные газы, раскручивают колесо, а затем "улетают" в выхлопную трубу через боковое отверстие улитки. Турбоколесо в холодной улитке всасывает чистый атмосферный воздух из впускного тракта и гонит его под сильным давлением дальше во впускной тракт к цилиндрам мотора.

Такова общая схема турбины, и мы не будем сейчас вдаваться в тонкости конструкции и различные варианты компоновки. Впрочем, стоит упомянуть новое поколение турбин, где масло подается под более низким давлением, а вал вращается в очень дорогих и сверхпрочных шариковых подшипниках.

Как мы уже говорили, без масла турбина работать не может. Обычно для герметизации вращающихся валов используют резиновые сальники (как в двигателе и коробке передач), но никакие сальники не смогут выдержать режимы работы турбины. Рабочая температура в ней достигает тысячи градусов, а частота вращения валов — сотен тысяч оборотов в минуту. Это намного более суровые условия, чем в моторе.

Валы и втулки в турбине подогнаны друг к другу с очень высокой точностью, и за счет этого масло не должно сочиться сквозь них, если турбина исправна. Но как только зазоры увеличиваются, масло через "холодную" часть турбины засасывает во впускной коллектор двигателя вместе с нагнетаемым воздухом. В таких случаях говорят, что "турбина гонит масло".

Здесь все очень индивидуально и зависит от стиля езды. В среднем на бензиновых двигателях ресурс турбины составляет 150 тысяч километров. На дизельных двигателях — 250 тысяч километров. Однако если ездить быстро, перекручивая двигатель и турбину, то ресурс может сократиться и до 100, и до 60 тысяч.

Главный признак скорой кончины турбины — синеватый дым из выхлопной трубы. Его появление означает, что в цилиндрах вместе с топливовоздушной смесью сгорает масло. Весьма вероятно, что во впуск это масло попало именно через турбину. Чтобы провести диагностику, не нужно обладать дипломом автослесаря. Достаточно иметь книжку по устройству автомобиля, где нарисовано расположение узлов под капотом, и немного свободного времени.

• Найдите впускной патрубок, по которому воздух попадает в турбину и открутите его. Засуньте руку в "улитку" турбины и нащупайте вал, на котором закреплена крыльчатка. Покачайте его, и если есть люфт, то через щели наверняка сочится масло.
• Найдите интеркулер и загляните внутрь. Если внутри есть масло, то турбина его "гонит". Чем больше масла, тем выше износ.

Еще иногда на приборной доске турбированных автомобилей есть указатели температуры и давления турбины. Соответственно температура не должна быть повышенной, а давление — пониженным.

Все эти советы обязательно нужно учесть, если вы покупаете турбированную машину с пробегом. Турбина — вещь дорогостоящая, и ее дефект может обернуться для вас, как для будущего владельца, крупными затратами.

Когда турбина выходит из строя, можно пойти тремя путями.

Поменять турбину целиком.
Чаще всего это совершенно лишняя затея, потому как масло гонит картридж, а корпуса-"улитки" остаются целыми и менять их не нужно. Замену турбины в сборе любят предлагать официальные дилеры и мультибрендовые сервисы, мастера на которых плохо разбираются в турбинах и ставят задачу получить с клиента максимум денег.
Почем? Cнятие, отсоединение трубок подачи масла и антифриза и установка турбины обратно стоит около 4 000 – 5 000 рублей.

Поменять картридж турбины.
Под замену идет исключительно сам рабочий элемент турбокомпрессора — корпус с валом и крыльчатками. Поменять готовый картридж может даже мастер, который не специализируется на турбинах. Задача состоит в том, чтобы открутить несколько гаек крепежа, а потом закрутить их обратно.
Почем? Стоимость картриджа с заменой — около 15 000 – 20 000 рублей.

Отремонтировать картридж.
Такая работа под силу исключительно мастерам специализированных автосервисов. Турбину разбирают полностью, моют ультразвуком, выявляют изношенные элементы и меняют их. Корпус картриджа растачивают на токарном станке, а затем всю конструкцию балансируют в два этапа, чтобы на скорости до 150–200 тысяч оборотов в минуту не было вибрации. Затем еще в картридж закачивают под давлением масло, чтобы проверить на герметичность.

Почем? Цена ремонта турбины зависит от массы факторов и колеблется от 7 000 до 25 000 рублей. Важно понимать, что если мастера называют серьезную сумму, то зачастую проще купить новую турбину.

Понятное дело, что чем активнее ездить, тем быстрее турбина придет в негодность. Но, помимо этой очевидной зависимости, есть еще несколько полезных советов.

• Нужно охлаждать турбину. Чем активнее вы топтали педаль газа и "отжигали", тем дольше ее нужно охлаждать. Открывать капот и обмахивать "улитку" газеткой не нужно. Просто постойте пару минут на холостом ходу — масло будет циркулировать в моторе и турбине и заберет избыточное тепло. Вообще возьмите за правило перед парковкой ехать поспокойнее.
• После долгого стояния в пробке не ускоряйтесь резко. Понятное дело, что вам хочется на свободу после заточения в заторе, но помните: пока вы стояли без движения, двигатель, турбина и интеркулер нагрелись, и если их сильно раскрутить, то нагрев будет чрезмерным или даже критическим.
• Следите за температурой масла и антифриза и почаще их меняйте. Грязное масло и антифриз, который плохо отводит тепло, ускорят износ турбины.
• Своевременно обслуживать двигатель. Здесь для каждой модели рекомендации будут индивидуальными. На современных фольксвагеновских моторах 1.4 TSI нужно следить за чистотой интеркулера, который быстро загрязняется, так как находится прямо во впускном коллекторе. На старых продольно расположенных 1.8 TSI требует регулярной очистки трубка подачи масла…

У каждого мотора есть свои нюансы. Если хотите максимально обезопасить себя от преждевременной смерти турбины, узнайте эти тонкости у специалистов. При покупке новой машины помогут мастера дилерского центра, а если берете подержанную, то обратитесь на специализированную СТО, которая занимается конкретно этой маркой. Также весьма полезным будет поговорить с мастерами автосервиса, ремонтирующими турбины.

Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.

Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах на форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.

Скачать/Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.

Снятие турбины с двигателя, работающем на дизтопливе, требуется в 2-х случаях: требуется прочистка агрегата или планируется его ремонт. Если рабочий узел невозможно восстановить, приобретается новая запчасть и устанавливается вместо вышедшей из строя.

Неполадки, свидетельствующие о неисправности турбины

Если двигатель начинает работать с перебоями, самой очевидной процедурой для поиска неисправности является диагностика. Причин, говорящих о необходимости демонтажа турбины, может быть несколько:

  • При работе двигателя слышны посторонние, неспецифичные звуки — скрежет, свист;
  • Наблюдается увеличение объемов выхлопных газов, которые могу изменить свой цвет на синий или белый;
  • Отмечается понижение мощности дизельного агрегата, которое четко проявляется при перемещении автомобиля на высоких оборотах;
  • Вырос расход моторного масла, либо снизилось его давление в системе.

Одно из несколько вышеперечисленных состояний свидетельствуют о неисправности компонентов турбокомпрессора. Владельцу придется самостоятельно или при помощи специалистов ремонтировать силовой агрегат.

Алгоритм снятия дизельной турбины

Для самостоятельного демонтажа турбокомпрессора понадобится не только практический опыт выполнения подобных операций, но и набор следующих инструментов и приспособлений:

  • Гаечные головки с трещотками на ½ и ¼;
  • Удлинители и карданы;
  • Отвертки, имеющие плоские и крестовые наконечники;
  • WD-40.

Автомобиль со сроком эксплуатации старше 5-ти лет необходимо предварительно подготовить для снятия турбины. Все подвижные болты и гайки агрегата за 24 часа до ремонтных работ хорошо обрабатывают средством WD-40. Если этого состава нет, его можно заменить керосином. Такое промазывание облегчит демонтаж нужной детали, сократи время ремонтных работ.

Снятие/установка турбины требует определенных навыков, поэтому при отсутствии знаний о комплектации двигателя за процедуру своими силами лучше не браться. Демонтаж турбокомпрессора осуществляется поэтапно:

  • Отключение бортовой сети автомобиля, перед этим важно обесточить все работающие в машине приборы. Для этого под капотом отсоединяют минусовой зажим от автоматической коробки передач;
  • Открытие доступа к турбине, которая располагается чаще всего между впускным и выпускным коллекторами. Турбокомпрессор находится справа от двигателя (справедливо для заднеприводных авто). Если привод передний, агрегат находится по левую сторону от силового агрегата;
  • Снятие турбины предполагает демонтаж всех мешающих работе запчастей. Например, генеральной установки посредством ослабления приводного ремня, который при значительной степени изношенности заменяют. Если демонтажу турбокомпрессора мешают резервуар для омывателя или аккумуляторная батарея, их также снимают;
  • Правильную работу узлов обеспечивают специальные контроллеры — регуляторы исправности насосных устройств, датчики температуры выхлопных газов, уровни давления и т.д. Любой демонтаж турбины должен производиться при отключенных от сети контролирующих устройствах, с которых предварительно снимают разъемы;
  • Отключение магистралей на охладительной системе и системы, регулирующей смазку турбинного картриджа. При этом обязательно производится маркировка отключаемых патрубков;
  • Снятие турбокомпрессорного устройства, зафиксированного на аппайпе и даунпайпе. Возможен крепеж детали на ДВС-блоке. Демонтируется отрезок магистрали, ведущий к выхлопной трубе. Важно сохранить все снимаемые гайки и уплотнители;
  • Отсоединение верхней магистрали с откручиваем болтов, которые фиксируют трубу подачи воздуха в двигатель;
  • Если имеет место быть крепление к ДВС-блоку, устройство отсоединяют. После этого производится полное отключение турбины от коллекторного узла и она извлекается наружу.

Установка турбокомпрессора выполняется в обратном порядке, от финального этапа — до первого.

Особенности диагностики снятой с дизельного мотора турбины

Причинами самостоятельной диагностики демонтированной турбины могут быть: нехватка времени и желание сэкономить на услугах СТО. Турбокомпрессор выполняет в машине функцию поддержания нужного объема подаваемого в цилиндры воздуха после предварительного сжатия. Снятый рабочий узел можно осмотреть и попробовать найти причину неисправности самому.

Поломки турбины дизельного двигателя, которые можно определить визуально после демонтажа детали:

  • Коллектор горячей крыльчатки имеет трещины;
  • Подшипниковые элементы скольжения и втулки вала выработали свой ресурс. Но определить на ощупь данный дефект может только мастер по ремонту автомобилей;
  • Размеры осевых и продольных люфтов в идеале должны составлять 1-2 мм, превышение этих параметров свидетельствует о необходимости ремонта агрегата;
  • При вращении турбины все ее элементы должны двигаться плавно, заедание говорит о неисправности этих деталей;
  • Осмотр поверхности турбины изнутри дает массу полезной информации, наличие повреждений на ее стенках свидетельствует о деформации крыльчаткой.

Можно читать форумы в интернете или специальную литературу. Но самостоятельный поиск неисправностей в сложном турбокомпрессорном механизме редко дает положительный результат. И дело здесь не только в опытности ремонтника. Для качественной проверки работоспособности любых авто деталей требуется точное, дорогостоящее оборудование. Такой стенд имеется в любом сертифицированном техцентре по ремонту автомобильной техники.

Наши услуги

Специалисты нашего сервиса готовы оперативно выполнить ремонт дизельного двигателя целиком и отдельно турбины. Когда турбокомпрессорное устройство не подлежит восстановлению, требуется его замена. Мы работаем напрямую с производителями запасных частей на любой автомобиль, поэтому самостоятельно закажем нужную деталь.

Любая услуга, связанная с ремонтом авто, оказывается точно в рок и с гарантией качества. Дизельный силовой агрегат требует профессиональной диагностики, что является самым весомым аргументом обращения к нашим мастерам!