Схема подключения открывания дверей

0
1088

Содержание

Наличие ЦЗ в авто значительно повышает уровень комфорта. Подобной функцией комплектуется подавляющее большинство современных автомобилей. Остальным водителям остается устанавливать ЦЗ своими руками. Рассмотрим, как подключить центральный замок, а также установку простейшего дистанционного управления.

Принципиальное отличие основных видов ЦЗ

Настоятельно рекомендуем оставить решение проблем, связанных с электричеством, если вам не известен принцип работы и предназначение подключаемых элементов питания. Подключение ЦЗ не является исключением из этого правила.

Принципиально устройства автоматического отпирания/запирания замков дверей можно разделить на 2 вида:

  • ЦЗ с электроприводом. В дверях устанавливаются электрические активаторы. Каждый механизм может иметь индивидуальный блок управления либо управляется единым блоком (именно такая схема применяется на бюджетных авто);
  • пневматический ЦЗ. Тяга активатора перемещается за счет изменения давления воздуха внутри магистрали. На данный момент система устарела и не используется, в прошлом такие системы устанавливали Mercedes, BMW, VW, Audi. Восстанавливать такую систему либо устанавливать своими руками экономически нецелесообразно. Гораздо проще установить электрические активаторы, подключив все к блоку с функцией дистанционного управления.

Рассматривать будем центральный замок с электроприводами. Устройства такого типа делятся на 2 вида:

  • с управлением плюсовым потенциалом;
  • с управлением минусовым потенциалом.

Что такое управляющий сигнал и зачем он нужен, вам станет понятно, когда мы рассмотрим принцип работы простейшего ЦЗ. В качестве примера возьмем наиболее распространенную на бюджетных авто схему с управлением по минусу. Принципиальная схема взята с руководства по ремонту и эксплуатации Opel Astra F.

Как работает простейший ЦЗ

Сразу можно увидеть, что в водительской двери установлен 5-проводной активатор. Некоторые производители авто, желая сэкономить, не устанавливают управляющий сервопривод в водительскую дверь, а только кнопку.

Что мы видим на схеме:

  • S41 – концевик, расположенный у личинки замка водительской двери. При повороте ключа на отпирание либо запирания на блок ЦЗ коротко (порядка 1 сек.) подается минусовой потенциал.
  • S42 – концевик пассажирской передней двери.
  • M18, M19, M20, М32 – активаторы в дверях. М41 – замок запирания лючка бензобака, М60 – сервопривод багажника; Для работы сервоприводов достаточно 2 провода, которые называются силовыми. Разница потенциалов на этих проводах запускает двигатель, передвигающий тягу замка. В зависимости от того, на каком из проводов будет -, а на каком +, моторчик будет крутиться в одну либо другую сторону. Третий провод (сине-черный) необходим штатной сигнализации для контроля состояния замков.
  • К37 – блок управления ЦЗ. Для работы блоку обязательно необходимы постоянный + и масса. С пассажирских актуаторов к блоку приходят два сигнальных провода (бело-коричневый и коричневый). В незадействованном режиме на них небольшой положительный потенциал. Появление на одном из проводов минуса провоцирует закрытие, на втором – открытие. Именно этот минусовой сигнал определяет – управляется ЦЗ по минусу либо по плюсу. В зависимости от того, на каком из проводов появляется -, блок подает напряжение нужной полярности на силовые провода.

Именно так работает простейший ЦЗ, который даже не реагирует на то, открыта водительская дверь либо закрыта. Простейший блок управления центральным замком работает по схеме двух 5-проводных реле. Предлагаем посмотреть видео, на котором подробно рассказан принцип работы и способ подключения двухпроводных активаторов.

Как реализовать дистанционное управление

Привлекающий своей низкой стоимостью блок ДУ с Aliexpress в последнее время завоевал большую популярность. С помощью блока такого типа вы можете подключить дистанционное управление к штатной системе либо оснастить авто ЦЗ своими руками, предварительно купив 4 двухпроводные активаторы. Разумеется, ни о какой защите автомобиля от угона речи идти не может. Столь бюджетный блок управления центральным замком может выполнять только сервисную функцию.

Нажатие кнопки на брелке заменяет физический поворот ключа в личинке замка для отпирания и запирания авто. Принимая сигнал, блок управления подает напряжение на силовые провода. За работоспособность блока и замков авто отвечает всего 6 проводов:

  • постоянный +, защищенный предохранителем (в нашем случае — 15А);
  • масса;
  • 2 силовые провода, идущие на сервомоторы;
  • 2 управляющие провода.

Остальные провода подключаются для световой сигнализации, доводчиков стекол и т.д.; отдельно можно запитать открытие багажника либо лючка бензобака.

Рассматриваемый блок может быть внедрен не только в штатную систему с управлением по минусу либо плюсу, но и в ЦЗ с вакуумным приводом. В комплекте с блоком ДУ идет инструкция, позволяющая подключить систему параллельно штатному блоку ЦЗ. В таком случае работоспособность заводского блока управления сохраняется.

Подключение

Схема центрального замка для подключения универсальных двухпроводных актуаторов.

Плюсовой провод можно протянуть непосредственно от АКБ, установив предохранитель на 15А как можно ближе к батарее, либо взять от защищенной цепи в блоке предохранителей. Потребление тока зависит от мощности и количества сервоприводов ЦЗ. Рекомендуем прочитать, как рассчитать номинал предохранителя. Массой может послужить любой болт, прикрученный к кузову автомобиля.

Если вы подключили провода, но при нажатии кнопки «закрыть» активаторы открывают замки, поменяйте местами силовые провода (в нашем случае – белый и бело-черный).

С блока дистанционного управления ЦЗ для отпирания/закрытия багажника выходит синий провод, на котором при нажатии клавиши появляется «минус». Подключить багажник можно при помощи дополнительного 4-контактного реле. Как подключить реле, наглядно показано на видео. При подключении коричневого провода постановка и снятие автомобиля с охраны будет сопровождаться морганием габаритов либо поворотных фонарей. Зеленый провод – управляющий сигнал для доводки стекол. После закрытия дверей авто на него порядка 30 секунд подается напряжение, что достаточно для поднятия стекол даже из полностью опущенного положения.

Внимательно отнеситесь к соединениям и изоляции проводов. Не приступайте к подключению без понимания электрической схемы и принципа работы ЦЗ на вашем автомобиле. Неправильная установка центрального замка своими руками чревата риском возгорания авто. Надеемся, предоставленные видео помогут ответить на оставшиеся вопросы по установке центрального замка с дистанционным управлением.


Современные СКУД – это сложные, многокомпонентные системы, в которых применяются все достижения передовой технической мысли. Тем не менее главная задача СКУД на протяжении десятков лет остается неизменной: обеспечить автоматический проход на объект людей, имеющих такое право.

Рассмотрим алгоритмы работы простых точек доступа, построенных на основе дверей. Несмотря на кажущуюся легкость задачи, оснащение дверей средствами СКУД вызывает много вопросов у начинающих специалистов.

Как работает СКУД – базовый алгоритм

Для идентификации людей в системах доступа необходим уникальный персональный признак:

  • материальный носитель кода – пластиковая карта, брелок;
  • запоминаемый код;
  • биометрическая информация.

Каждому уникальному признаку (коду) в базе данных системы соответствует информация о владельце карты и его уровне доступа. Наибольшее распространение получила идентификация с помощью материальных носителей. Для обеспечения прохода по карте в составе СКУД имеется три обязательных элемента:

  1. электрически управляемый замок – по внешнему сигналу удерживает дверь закрытой или, наоборот, открывает ее для прохода;
  2. считыватель – устройство, обеспечивающее чтение кода, хранящегося в памяти карты;
  3. контроллер доступа – устройство, принимающее решение и управляющее другими компонентами.

Общий алгоритм работы СКУД в штатном режиме выглядит так:

  1. Пользователь предъявляет идентификатор (подносит карту к считывателю).
  2. Уникальный код карты передается в контроллер.
  3. Контроллер анализирует полученный код на предмет его наличия в базе данных и проверяет права доступа пользователя.
  4. При успешной идентификации контроллер выдает сигнал на замок – дверь разблокируется.
  5. Пользователь открывает дверь и входит в помещение.
  6. Дверь закрывается, замок вновь блокируется и система возвращается в исходное состояние.

Две схемы дверных СКУД

На основе приведенного выше алгоритма строятся и более сложные способы управления доступом. Но сначала остановимся на двух основных схемах точек прохода типа "Дверь" (рис. 1).

Рассмотрим стандартный контроллер СКУД, работающий с двумя считывателями. Проход в помещение может быть организован с контролем прав доступа либо при входе и выходе, либо только при входе. В первом случае дверь оснащается двумя считывателями и одним контроллером доступа. Вторая схема предусматривает установку считывателя только снаружи и контроль прав доступа при входе – выход выполняется по нажатию специальной кнопки, находящейся внутри помещения. В этом случае контроллер может управлять сразу двумя дверями, что существенно снижает стоимость системы.

Для полной реализации основного алгоритма доступа контроллеру необходима информация о текущем положении двери. Для этого дверь оснащают магнитоконтактным датчиком. Наличие датчика позволяет определить, открывалась ли дверь и вошел ли пользователь в зону контроля. В простых случаях, когда на объекте требуется контролировать проход только через одну дверь (например, на входе в офис), достаточно установить контроллер, считыватели и замок, а в память контроллера внести все выданные пользователям карты. Если же в системе много точек прохода, используются сложные алгоритмы доступа, учет рабочего времени, различные графики работы и другие функции современных СКУД; двери обязательно оснащаются датчиками положения, контроллеры объединяются в сеть, а настройка оборудования и операции с картами выполняются с персонального компьютера – сервера системы.

Алгоритмы доступа

Особенности режима доступа на различных объектах привели к появлению нескольких распространенных алгоритмов прохода.

Вход и выход по карте
Этот алгоритм требует двух считывателей – один устанавливается снаружи, а второй – внутри помещения. После предъявления карты контроллер анализирует полномочия пользователя. Если доступ разрешен, то контроллер включает реле, управляющее замком, замок при этом открывается. Затем, по срабатыванию дверного датчика, в системе регистрируется событие "Штатный вход" или "Штатный выход" с указанием кода предъявленной карты или фамилии пользователя.

Если полномочия карты не позволяют выполнить проход, контроллер передает на сервер событие "Отказ в доступе". Все формируемые контроллерами события записываются в электронный протокол СКУД с указанием времени, даты, а также кода предъявленной карты. Алгоритм применим на любых объектах, где требуется строгая фиксация событий входа и выхода каждого сотрудника.

Вход по карте, выход по кнопке
Для каждой двери требуется только один считыватель. Проверка прав выполняется при входе в помещение, при этом работа системы полностью аналогична предыдущему алгоритму. Для выхода из помещения пользователь нажимает на кнопку, установленную рядом с дверью и подключенную к контроллеру. Дверь открывается без проверки полномочий, а в протоколе регистрируется событие "Штатный выход по кнопке".

Так как при выходе карта не предъявляется, система не может определить, находится конкретное лицо в зоне контроля или покинуло ее. Эта особенность алгоритма позволяет использовать его только в местах, где не требуется точно знать местонахождение пользователя. Типичная область применения – внутренние помещения офиса, не задействованные в системе учета рабочего времени.

Проход по правилу нескольких лиц
Иначе – проход по нескольким картам. На некоторых объектах с особым пропускным режимом используется "правило нескольких лиц", когда в помещении не может находиться один человек – вход разрешен только вдвоем или втроем. Контроллер последовательно проверяет все предъявленные карты и в случае успешной идентификации разрешает вход. Аналогично выполняется выход из помещения.

Проход по карте и PIN-коду
Применяется на объектах с повышенными требованиями к пропускному режиму, как правило, во внутренних помещениях. Для реализации алгоритма используются считыватели, оснащенные клавиатурой. Для входа пользователю необходимо набрать свой PIN-код, а затем предъявить карту доступа.

Проход под принуждением
Разновидность прохода по PIN-коду – особый режим, смысл которого в том, что пользователь, открывающий дверь под угрозой насилия, может ввести модифицированный код. Вместо события "Штатный вход/выход" на пост охраны поступит тревожное событие "Вход/Выход под принуждением".

Проход по карте и биометрическому признаку
В составе схемы точки прохода используется биометрический считыватель, совмещенный со считывателем карт. Пользователь предъявляет карту, а затем прикладывает палец к считывателю. Биометрический считыватель анализирует отпечаток по собственной базе данных и в случае успешной идентификации передает код предъявленной карты контроллеру, который-принимает решение о предоставлении доступа.

Проход с сопровождением и проход с подтверждением
Алгоритмы доступа с сопровождением и подтверждением применяются для посетителей, которые могут перемещаться по объекту только в сопровождении уполномоченного сотрудника. Посетитель первым предъявляет карту доступа, затем карту предъявляет сопровождающее лицо.

Если вторая карта имеет полномочия "Право сопровождать", то после открывания двери оба пользователя считаются прошедшими. Если же вторая карта имеет полномочия "Право подтверждать доступ", то прошедшим считается только посетитель.

Проход с подтверждением сотрудником охраны
Этот режим работы часто используется на входе в офис и работает совместно с функцией фотобейджинга (фотоидентификации). Пост охраны оснащается кнопкой подтверждения доступа, подключенной к контроллеру. После предъявления карты контроллер формирует сообщение "Требуется подтверждение", которое появляется на мониторе сотрудника охраны вместе с фотографией пользователя, взятой из базы данных СКУД.

Сотрудник охраны сравнивает внешность предъявителя карты с фотографией и нажимает кнопку подтверждения. Использование телекамер позволяет применять данный алгоритм и для удаленных от поста охраны внутренних помещений объекта.

Практическая реализация СКУД

Завершив обзор алгоритмов, рассмотрим особенности реализации СКУД на базе дверей. На рис. 2 изображена типовая схема, применяемая для управления дверью. Схема содержит контроллер, электромагнитный замок, два считывателя, датчик прохода, источник питания и дополнительные кнопки управления.

Считыватели соединены с контроллером по стандартной схеме (обычно интерфейс Wiegand). Электромагнитный замок подключен к нормально замкнутым контактам реле, и в режиме ожидания на замок подано напряжение – он удерживает дверь. Параллельно замку устанавливается защитный диод, который шунтирует импульс напряжения, возникающий на обмотке при отключении питания. Датчик положения двери подключен к специальному сигнальному входу. Для надежного закрывания дверь оснащена механическим доводчиком.

Кнопка аварийной разблокировки служит для открывания двери в экстренных случаях. Эта кнопка одновременно разрывает цепь питания замка и изменяет состояние одного из входов контроллера, благодаря чему формируется событие "Нажата кнопка разблокировки". Данное событие записывается в протокол. На посту охраны устанавливается кнопка групповой разблокировки с аналогичными функциями. Кроме того, разблокировка дверей при пожаре выполняется автоматически при поступлении сигнала от системы пожарной сигнализации.

Помимо функций СКУД, контроллер выполняет охрану помещения. Шлейфы с извещателями подключаются к его охранным входам. Постановка на охрану производится с помощью карт доступа либо автоматически – при выходе последнего сотрудника из помещения.

Рекомендации по внедрению

Питание контроллеров и замков
Необходимо учитывать значительный ток потребления электромагнитных замков в режиме удержания, а электромеханических – в режиме открывания. Источник питания должен иметь резервирование, чтобы в случае отключения сети СКУД продолжала работать, а двери оставались закрытыми.

Расположение замков
Электромагнитные замки необходимо устанавливать с внутренней стороны двери – для защиты от доступа посторонних к самому замку и цепям его питания. В случае когда дверь открывается внутрь, это может потребовать изготовления нестандартных креплений замков.

Защитный диод в цепи замка
Частая ошибка инсталляторов – отсутствие защитного диода. Всплеск напряжения до нескольких сотен вольт на обмотке замка при коммутации вызывает искрение на контактах реле. Следствие – быстрый выход реле из строя.

Дверной доводчик
Наличие доводчика на двери, оснащенной СКУД, обязательно! Только в этом случае будет обеспечено гарантированное запирание двери после прохода пользователя.

Кнопка экстренного выхода
Отсутствие кнопки экстренного выхода может привести к ситуации, когда люди окажутся заблокированными в помещении, например при отказе контроллера. В этом случае только принудительное размыкание цепи электромагнитного замка может спасти положение. Если в помещении применяются электромеханические замки, они должны иметь средства принудительной разблокировки (или ключ, находящийся в помещении в опечатанном боксе).

Установка считывателей
Если внешняя стена помещения имеет толщину менее 10 см и считыватели установлены с двух сторон напротив друг друга, то поднесение карты может вызвать их одновременное срабатывание. Это приведет к некорректной работе системы. Решить проблему помогает разнесение считывателей в плоскости стены на 10–20 см.

В публикации рассмотрены ключевые особенности логики и схемной реализации описанных алгоритмов. Автор надеется, что приведенная информация будет полезна специалистам, осваивающим тонкости проектирования и эксплуатации СКУД.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2011

Подключение сигнализации к центральному замку – это достаточно сложный процесс, который, как правило, выполняется на автосервисах. Но при желании данную операцию можно выполнить и самостоятельно.

Подключение сигнализации к центральному замку – основные трудности процедуры

В наши дни автомобилисты имеют возможность подобрать для своего транспортного средства любой вид охранной системы, ориентируясь на собственные потребности и пожелания.

Но выбрать «самую-самую» сигнализацию – это полдела. Ее еще нужно правильно смонтировать и подключить к центральному замку.

Конкретные точки подсоединения охранного устройства подбираются в зависимости от следующих факторов:

  • вид приобретенной сигнализации (без дистанционного управления либо с таковым);
  • модель транспортного средства, на которое планируется устанавливать систему;
  • место расположения главного охранного механизма (блока).

Определиться с точками подключения сигнализации с автоматическим запуском позволяет паспорт приобретенного устройства, ламповый пробник или вольтметр. Кроме того, вам понадобится электросхема ТС. Именно с ее помощью вы сможете найти элементы, к которым будет подключаться сигнализация.

Перед началом работ необходимо определиться с видом центрального замка (ЦЗ) вашего автомобиля. Чаще всего встречаются следующие типы ЦЗ:

  • управляемые положительным импульсом;
  • управляемые отрицательным импульсом;
  • с переменной полярностью.

Подключение сигнализации к ЦЗ с отрицательным и положительным импульсом

В данном случае при подаче «минуса» на пару проводов замка происходит их закрытие или открытие. Найти такие провода относительно несложно при помощи пробника (лампового). Следует поочередно замыкать проводки, которые выходят из дверей авто со стороны водителя. Как только найдется нужная пара проводов (дверь откроется либо закроется), проблему можно считать решенной.

В тех же случаях, когда найти провода не удалось, придется «покопаться» в блоке ЦЗ. В нем потребуется разыскать специальное реле, отвечающее за закрытие/открытие дверей, а затем впаять в него проводки охранной системы.

Работа с замком, управляемым «плюсовым» импульсом, аналогична описанной выше схеме. Только нужная пара проводов в данном случае, как вы сами понимаете, будет иметь полярность со знаком плюс. Другими словами, от сигнализации должны отходить положительные провода.

Схемы подключения для озвученных видов ЦЗ со встроенным реле, таким образом, будут следующими:

  • «Минусовой» импульс: контакты НЗ (нормально-замкнутые) не нужны, на «минус» подключают НР (нормально-разомкнутые) контакты, на управляющие провода идут общие контакты.
  • «Плюсовой» импульс: разомкнутые контакты подключают на плюс, замкнутые не применяются, общие, как и в предыдущем варианте, подсоединяют к найденным управляющим проводкам.

Особенности подключения системы к замку с переменной полярностью

В этом случае автосигнализация должна подключаться прямо к силовым автомобильным проводам, которые ищутся опять же таки пробником. Сначала с его помощью находят минусовой силовой провод (прибор следует подключать к плюсу, а затем нажимать на соответствующую кнопку на сигнализации, определяя требуемый провод). Аналогичным образом ищут и другой провод (силовой).

После этого потребуется разрезать выявленные силовые провода, приобрести два реле, если речь идет об автосигнализации с выходами слаботочного типа, и осуществить подключение по далее приведенной схеме:

  • общие контакты – к исходящим от водительских дверей проводам;
  • нормально-замкнутые контакты – к тем проводкам, которые идут к кнопке замка либо к блоку ЦЗ;
  • нормально-разомкнутые контакты – к «плюсу».

Вы успешно завершили процедуру подключения сигнализации к центральному замку!