Ремонт 5ст кпп ваз 2107

0
1012

Содержание

КПП (коробка переключения передач) на ВАЗ 2107, как и на других автомобилях — это один из самых труднодоступных и «трудоёмких» узлов. Для того чтобы провести ремонт коробки передач своими руками, нужно потратить как минимум один день просто для того, чтобы снять/установить этот агрегат.

Механическая коробка передач, установленная на всей классике ВАЗ, сокращённо называется МКПП, в отличие от автоматической (АКПП).

Даже без приведения обозначений видно, что лучше доверить ремонт такого сложного узла специалистам. Самостоятельно можно проверить работу сцепления и заменить масло в коробке передач. И только «продвинутые» автолюбители решаются на ремонт коробки с её полным снятием.

О снятии КПП уже рассказывалось в статье о замене заднего сальника коленвала. Поэтому остановимся на признаках неисправностей и их возможных причинах.

Рассмотрим, какие признаки сопутствуют неисправностям КПП на ВАЗ 2107

  • Передача включается тяжело, не сразу, требуется повторное движение рычагом МКПП.

Причин для этого может быть несколько: недостаток масла в КПП, заедание шестерёнок в коробке, сильно изношены шестерни. Так как причиной плохого включения передачи может быть неполное выключение сцепления, то необходимо вначале провести диагностику работы сцепления.

При смене масла в картере КПП нужно обратить внимание на отработанный осадок – там могут быть металлические опилки, как результат износа шестерёнок и превращение их в «пыль». Это легко проверить своими руками, профильтровав слитую жидкостьчерез несколько слоёв марли и опустив в осадок магнит. Если магнит «ощетинился» опилками, значит ремонт, или, по крайней мере, разбор и тщательная оценка необходимы.

Смена трансмиссионного масла должна происходить через каждые 50-60 тысяч км пробега. Показан слив из картера КПП.

  • Повышенный шум в коробке нейтральном положении, когда к звуку работающего двигателя примешивается гул снизу. Можно взять обыкновенный медицинский фонендоскоп и послушать МКПП, установив автомобиль на яму, или даже из салона. Эта диагностика проста даже своими руками, и даже можно определить место наибольшего шума в коробке при достаточном навыке.

Причиной шума в коробке ВАЗ 2107 может быть сильно изношенный подшипник, как первичного вала, так и подшипник главной передачи. Второй причиной может быть низкий уровень смазки в коробке, или плохое качество смазки вследствие срока годности и износа.

  • Рычаг «выбивается сам», то есть самопроизвольно переключается в нейтральное положение.

Это может быть от того, что МКПП просто «болтается» и плохо соединена с механизмом сцепления, или туда попала грязь. Кроме того, при сильном износе шестерён и других деталей КПП это также возможно. Можно утверждать, что в случае нормальной работы сцепления при этом нарушении нужно открывать КПП, так как требуется ремонт коробки.

  • При работе КПП появился шум, которого раньше не было, она стала нагреваться (например, горячим становится рычаг переключения).

В этих случаях причиной может быть как износ деталей, так и нехватка смазки. В том случае, если замена масла не помогла, то необходимо снимать МКПП и искать причину. Могут быть поломаны зубцы шестерёнок, их рабочая поверхность может быть с выработкой или даже выкрошена. Подобное происходит при тяжёлых нагрузках, длительных подъёмах. В случае применения некачественного масла оно теряет свои смазочные свойства, и КПП может заклинить. В таком случае даже ремонт не всегда может помочь.

  • В случае если слышен шум только лишь при работе какой – либо одной передачи, то причину нужно искать только в коробке, её нужно снимать и открывать, так как вскоре могут быть нарушены и другие .
  • Течь масла – частая неисправность.

В самом простом случае это может говорить о переливе смазочной жидкости в картер КПП, когда «стравливается» избыток. Но это вредно, так развивается повышенное давление масла. Также частой причиной служит износ сальников. На рисунке изображен момент замены повреждённого сальника коробки.

В заключение хочется резюмировать, что внимание вашей КПП нужно оказывать через каждые 50-60 тыс км. пробега не только заменой масла, но и тщательным осмотром осадка старого масла, проверкой течи, оценкой шума и разогрева коробки при работе на разных передачах.

Коробка передач ВАЗ 2107 — достаточно сложное устройство, поэтому его ремонт обычно поручают профессиональным автослесарям. Однако это посильная задача для тех, кто уже имеет опыт по ремонту сложных агрегатов. Поэтому знания о устройстве и способах ремонта КПП ВАЗ 2107 не будут лишними для владельцев “семерки”.

КПП ВАЗ 2107 (“5-ступка”) устройство

КПП предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на трансмиссию. В зависимости от положения рычага, она меняет крутящий момент коленчатого вала по величине и направлению вращения. “Пятиступенчатая” коробка ВАЗ 2107, если говорить формально, имеет шесть скоростей — 5 переднего хода и задняя.

Коробка передач ВАЗ 2107 (“5 ступка”) имеет корпус, внутри которого находятся:

  • первичный вал с 4 шестернями;
  • вторичный вал с 10 шестернями;
  • промежуточный вал.
  • вилки, шарниры и рычаги переключения передач.

В случае неисправности КПП ее необходимо демонтировать и разобрать для ремонта.

Снятие коробки передач ВАЗ 2107

Чтобы демонтировать МКПП ВАЗ 2107, необходимо выполнить следующие действия:

  • Установить машину на эстакаду, яму, либо поднять на подъемник.
  • Отключить “массу” от аккумулятора. При использовании подъемника аккумулятор следует отсоединить перед тем, как поднимать машину. Работы в салоне авто также проходят при опущенном подъемнике.
  • Снять “бороду” (панель радиоприемника).
  • Нажать рычаг КПП и отверткой вывести запорную втулку вниз из полости стержня (ручки).
  • Снять стержень (ручку) КПП и при помощи пинцета вынуть из нее резиновую втулку демпфера.
  • Развести отвертками лепестки дистанционной втулки демпфера и снять ее, а также нижнюю резиновую и запорную втулки с рычага.
  • Открутить саморезы крепления крышки, которая закрывает отверстие в полу машины в районе выхода рычага КПП.
  • Снять крышку и поролоновый уплотнитель.
  • Перейти в яму (под эстакаду) или поднять авто подъемником.
  • Снять приемную трубу системы выхлопа.
  • Открутить стартер от картера сцепления и сместить его вперед.
  • Расстыковать колодку провода выключателя заднего хода.
  • Отсоединить привод спидометра.Ремонт коробки ВАЗ 2107

    Перед началом работ следует тщательно очистить наружную поверхность КПП и отмыть при помощи керосина.

    Важно: перед тем, как осуществить ремонт коробки передач ВАЗ 2107, необходимо слить из нее трансмиссионное масло. Проще это сделать перед снятием с машины.

    Дальнейшие действия производятся в такой последовательности:

    • Снять вилку сцепления с коробки передач.
    • Демонтировать фланец резиновой муфты со вторичного вала коробки передач.
    • Открутить и снять поперечину крепления КПП.
    • Демонтировать привод спидометра.
    • Снять датчик включения ламп заднего хода.
    • Снять манжету с шаровой опоры рычага КПП.
    • Открутить гайки, крепящие крышку корпуса рычага КПП к задней стенке картера.
    • Снять корпус и прокладку со шпилек.
    • Открутить гайки крепления трубы для выпуска газов.
    • Снять кронштейн крепления, вынуть закладной болт.
    • Отвернуть 5 гаек задней крышки коробки передач ключом на 13.
    • Открутить 10 гаек нижней крышки ключом на 10.
    • Снять крышку вместе с прокладкой.
    • Открутить еще одну гайку задней крышки.
    • Утопить шток 1 и 2 передачи при помощи отвертки.
    • Обстукивая заднюю крышку, демонтировать ее с КПП вместе с прокладкой.
    • Извлечь заглушку блока шестерен заднего хода и 5-й передачи (ремонт 5 передачи ВАЗ 2107 зачастую заключается в замене изношенных шестерен или подшипника).
    • Вынуть 5-ю передачу и передачу заднего хода.
    • Установить заднюю крышку на деревянные бруски и выпрессовать подшипник блока 5-й передачи.
    • Демонтировать уплотнительную прокладку.
    • Выпрессовать сальник из передней крышки КПП и вынуть пассатижами (если необходима его замена).
    • Снять пружинное кольцо с вала КПП.
    • Отвернуть болт, фиксирующий передний подшипник, и демонтировать его вместе с шайбами.
    • Открутить болт шестерен
    • Сдвинуть вилку 5 передачи и снять блок шестерен.
    • Зажать блок шестерен в тисках.
    • Демонтировать шайбу вторичного вала.
    • Отвернуть болты крепления крышки и снять последнюю вместе с прокладкой.

    [tip]Важно: ремонт КПП ВАЗ 2107 подразумевает обязательную замену всех прокладок на новые. Поэтому перед работой следует запастись комплектом прокладок.[/tip]

    • Извлечь из отверстий картера пружины, фиксирующие штоки.
    • Извлечь шарики-фиксаторы при помощи резиновой груши (за счет создания в ней низкого давления).
    • Шестерню 5-й передачи и синхронизатор снять со вторичного вала.
    • Снять кольцо.
    • Снять муфту 5-й передачи, сдвинув вилку включения передач.
    • Снять промежуточную шестерню заднего хода с оси.
    • Демонтировать шток включения задней и 5-й передачи, вилку включения и втулку штока.
    • Открутить болт крепления штока.
    • Вытащить блокировочный сухарь.
    • Разжать стопорное кольцо, относящееся к 5-й передаче.
    • Снять с ступицу, пружинную шайбу, шестерню и подшипник заднего хода с вала.
    • Извлечь передний подшипник промежуточного вала.
    • демонтировать промежуточный вал.
    • Снять часть кольца заднего подшипника.
    • Открутить болт, крепящий к штоку вилку 3-4 передачи.
    • Снять шток 3-4 передач и вилку.
    • Вытащить блокировочный сухарь.
    • Открутить крепления вилки 1-2 передач.
    • Демонтировать шток и вилку 1-2 передач.
    • Открутить винты крепления пластины подшипника вторичного вала, используя ударную отвертку.
    • Выдвинуть из картера подшипник.
    • Демонтировать первичный вал.
    • Вынуть роликовый подшипник из вала.
    • Поддеть фиксирующее кольцо промежуточного подшипника вторичного вала и снять подшипник.
    • Демонтировать вторичный вал.
    • Открутить гайку и снять ось заднего хода.
    • Снять с вала синхронизатор 3-4 передач и пружинную шайбу вала ступицы.
    • Извлечь ступицу муфты стабилизатора и шестерню 3 передачи.
    • Выпрессовать из шестерни вторичный вал.
    • Снять втулку шестерни вала и снять шестерню и синхронизатор 1 передачи.
    • Демонтировать ступицу муфты 1-2 передач и муфту синхронизатора.
    • Снять шестерню 2 передачи и кольцо подшипника.
    • Демонтировать тарельчатую шайбу.
    • Выпрессовать из кольца подшипника вторичный вал.
    • Вытащить стопорное кольцо, пружину 4 передачи.
    • Продолжить ремонт КПП ВАЗ 2107 (5 ступка), разбирая другие передачи.
    • Все изношенные детали заменить новыми.
    • Собрать КПП, выполняя действия в обратной последовательности.

    Разборка коробки

    Сборка коробки

    Предлагаю вашему вниманию статью по ремонту 5 ступенчатой КПП нового образца (так называемый «разорванный пакет»)
    Часть фоток процесса будет повторяться,прошу сильно не пинать,фотки в основном делались при сборке,так как КПП и детали были отмыты,и фотик остался чистым :).
    Какой инструмент потребуется дополнительно? Фиксатор первичного вала (я сделал из старой ступицы ведомого диска сцепления), высокая головка на «30» для отворачивания гайки вторичного вала,пара мощных отверток,съемник стопорных колец, ударная отвертка с молотком и,в идеале, динамометрический ключ.

    Вряд ли у кого под рукой окажется специальный стенд для ремонта КПП,в принципе и на столе можно перебрать, а ещё можно её в тиски аккуратно зажать.
    Итак,сливаем масло с КПП,снимаем КПП с машины,снимаем эластичную муфту,заднюю подушку КПП вместе с траверсой и вынимам вилку сцепления с пыльником и выжимным.
    Тщательно очищаем КПП от грязи при помощи щетки по металлу,подходящим инструментом типа отвертки,в идеале продуваем компрессором.

    Хоть масло и слито,всё равно в КПП осталось немного масла,так что учитываем этот факт при разборке.
    Снимаем нижнюю крышку КПП.

    Снимаем резиновый пыльник муфты со вторичного вала,стопор со вторичного вала,при помощи подходящей выколотки выбиваем центрирующую втулку муфты.Если не удается «подцепить» втулку, то отворачиваем гайку вторичного вала насколько возможно и заворачиваем её обратно.
    Втулка при этом почти слезет с насиженного места.Включаем любую передачу,фиксируем первичный вал,и откручиваем гайку вторичного вала на «30».Снимаем конусную пружинную шайбу.

    Если под рукой нет фиксатора первичного вала,то можно воспользоваться алюминиевой ложкой,вставив её ручку между шестернями первичного и промежуточного валов. Не стоит бояться за шестерни,люминь им не повредит.
    Снимаем фланец эластичной муфты.

    Отворачиваем выключатель фонарей заднего хода. Не потеряйте медную уплотнительную шайбу.

    Отворачиваем гайку и вынимаем привод спидометра

    Включаем вторую передачу и снимаем корпус рычага переключения передач,отвернув три гайки по наружнему радиусу.

    Отворачиваем две гайки крепления кронштейна штанов к КПП

    Снимаем кронштейн и вынимаем находящийся под ним закладной болт с четырехгранной головкой.

    Отворачиваем пять гаек крепления задней крышки снаружи и одну внутри.

    Снимаем заднюю крышку,иногда слегка приходится пристукнуть молотком.Подшипники могут при этом разъединиться,
    часть подшипника остается на валу,часть в задней крышке,не страшно.

    Снимаем со вторичного вала внутреннее кольцо подшипника (далее по тексту П.),затем снимаем шестерню привода спидометра.
    АХТУНГ! Под шестерней привода есть маленький шарик,не потеряйте!

    Снимаем маслоотражательную шайбу.Осматриваем её,был случай,когда шайба слезла со втулки.

    При помощи отвертки выставляем шток переключения 1-2 передач в нейтральное положение.
    Фиксируем первичный вал и страгиваем с места головкой на «17» болт крепления блока шестерен.Дальше он пойдет от руки,
    но пока его не отворачиваем.

    Теперь надо снять кожух сцепления (он же колокол). Отворачиваем одну гайку на «13» и шесть гаек на «17».

    Снимаем,убираем в сторону.На первичном валу,либо в колоколе остается пружинная конусная шайба.
    Осматриваем её на предмет протёртости,трещин.Иногда вместо конусной шайбы может стоять толстое кольцо.

    Удерживая первичный вал фиксатором,отворачиваем передний болт промежуточного вала (далее промвал) головкой на «19».

    Откручиваем два болта пластины,удерживающую пружины фиксаторов штоков переключения передач.

    Под пластиной расположены три пружины,две одинаковые по длине (для штоков 1-2 и 3-4 передач) и одна подлиннее (для штока 5 передачи и заднего хода).
    Вынимаем пружины.

    Под пружинами находятся три шарика,они в масле,сами не выпадают,но всё же приглядывайте за ними
    в процессе дальнейшей разборки.

    Теперь отворачиваем болт блока шестерен и вынимаем его. Теперь вынимаем блок шестерен.Движение назад и вбок.
    Шестерни 5 передачи при этом немного отходят назад.

    Между блоком шестерен и задним П. промвала установлено дистанционное кольцо.Оно иногда прилипает к блоку шестерен
    и в самый неподходящий момент отпадывает.

    Снимаем с вторичного вала шестерню 5 передачи в сборе с штоком переключения 5 передачи,с шестеренкой З.Х.,муфтой.

    Снимаем дистанционное кольцо.

    При помощи подходящего тонкого предмета выталкиваем из гнезда шарик фиксатора.Я использую трубочку от ВД 40,она гибкая.

    Теперь щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора V передачи и снимаем его.

    Снимаем со вторичного вала коробки передач ступицу.

    Снимаем пружинную шайбу.Она обращена в сторону шестерни З.Х.

    Снимаем шестерню заднего хода

    Теперь надо снять промвал.Для этого надо снять передний подшипник.
    Иногда достаточно отвертками зацепиться за стопорное кольцо и П. вылезет.

    Иногда он не хочет слазить,тогда приходится закрутить болт несколько витков в промвал и,создав упор отверткой,слегка
    постучать молотком по болту и сдвинуть подшипник с места.Иногда подшипник разбирается,не страшно,его можно собрать.

    Теперь снимаем задний П. промвала,вытолкнув его из корпуса отверткой.

    Отворачиваем болт крепления вилки 3-4 передач к штоку переключения 3-4 передач головкой на «10».

    Вынимаем шток и одновременно вытаскиваем вилку.

    АХТУНГ! В штоке переключения расположен маленький блокировочный сухарь.При вытаскивании штока может выпасть.

    Затем извлекаем блокировочный сухарь из корпуса КПП.

    Вытаскиваем шарик фиксатора.

    Отворачиваем болт крепления вилки 1-2 передач к штоку переключения 1-2 передач головкой на «10».

    Вынимаем шток и одновременно вытаскиваем вилку.

    Затем извлекаем блокировочный сухарь из корпуса КПП.

    Вытаскиваем шарик фиксатора.

    Вынимаем первичный вал.

    Извлекаем игольчатый подшипник.Осматриваем поверхности трения игольчатого П.внутри первичного вала и на вторичном валу.
    Если есть следы выкрашивания,то вал придется менять.

    Отмываем подшипник и внимательно осматриваем его,беговая дорожка и шарики не должны иметь следов выкрашивания,питтинга
    Смазанный маслом подшипник должен вращаться тихо,без заеданий и шума.
    Вот так выглядит изношенная беговая дорожка-причина шума

    Если возникла необходимость заменить подшипник,то:
    Снимаем стопорное кольцо с наружней обоймы подшипника

    При помощи съемника снимаем стопорное кольцо,если не слазит с насиженного места,то сбиваем выколоткой,
    снимаем пружинную шайбу

    Выпрессовываем подшипник и напрессовываем новый.Стопорное кольцо осаживаем на место при помощи бородка
    ударом вдоль вала

    При помощи ударной отвертки и молотка страгиваем с места и отворачиваем три винта стопорной пластины.

    Винты при отсутствии повреждений можно использовать заново,а вот корончатые шайбы всегда при сборке ставим новые.
    Снимаем стопорную пластину.

    Извлекаем подшипник из корпуса КПП в сборе со стопорной шайбой.

    Удерживая на валу шестерни вытаскиваем вторичный вал в сборе из корпуса КПП.

    Вот так выглядит снятый вторичный вал в сборе.

    Снимаем с вала муфту 3-4 передачи,осматриваем муфту.Забоин на зубчиках быть не должно.
    Теперь разбираем вторичный вал для осмотра 1 и 2 передач.Все детали просто снимаются с вала.
    Иногда ступица 1-2 передач может сидеть достаточно плотно,пара легких ударов по шестерне 2-ой передачи и ступица слезет.
    Вот так выглядят снятые со вторичного вала детали 1 и 2 передач.

    Если надо получить доступ к шестерне 3 передачи и блокирующему кольцу,то разбираем вал в следующем порядке:
    Зажимаем вал в тисках через тряпку.

    Разжать стопор не получиться,сбиваем его с места выколоткой,кольцо само выскочит.

    Снимаем пружинную шайбу.

    Снимаем ступицу муфты.

    Снимаем шестерню 3 передачи в сборе.

    Меняем изношенные детали.

    Ставим на место шестерню,ступицу,пружинное кольцо.

    При помощи съемника стопорных колец максимально близко ставим стопорное кольцо к его месту на валу.

    При помощи выколотки ударом сверху и по периметру кольца засаживаем стопорное кольцо на место.

    Осматриваем шестерни,зубчики не должны иметь забоин,грани должны быть острыми

    Осматриваем шестерни,сколы зубьев не допускаются.
    При покупке новой шестерни обратите внимание на зубья самой шестерни — забоин и прочих дефектов быть не должно.
    Попадались новые шестерни с забоинами,вследствие чего шум был обеспечен.
    Осматриваем блокирующее кольцо синхронизатора,на нем не должно быть отметин от муфты (насечки по кольцу или же проточка кольцеобразная)
    На фото слева изношенное кольцо,справа новое

    Для замены блокирующего кольца прижимаем кольцо к шестерне (сжав пружину)
    и съемником разжимаем стопорное кольцо

    Снимаем стопор и блокирующее кольцо

    Ставим новое кольцо,собираем обратно,проверяем лёгкость перемещения,заедать не должно.

    Осматриваем муфту-забоин на зубчиках,следов износа в проточке под вилку быть не должно
    Изношенная муфта

    Осматриваем вилки переключения.Износ на рабочей поверхности вилки не допускается.
    Для сравнения-новая и изношенная вилка

    Меняем сальник первичного вала.
    Со стороны сцепления через отверстие в направляющей втулке выжимного подшипника подходящей по диаметру выколоткой
    выбиваем сальник.

    Тщательно очищаем,обезжириваем,,смазываем тонким слоем герметика,
    сажаем сальник на место при помощи головки на «32».

    Изучаем опорный «солдатик» вилки сцепления на предмет износа.
    Осматриваем пружинную упорную шайбу (износ опорных поверхностей,трещины не допускаются).

    Наносим немного литола на посадоное место шайбы и ставим её на место.При помощи литола шайба «приклеена» и не выпадет при сборке.

    Займемся теперь задней крышкой.
    Как правило в ней остается обойма одного или двух подшипников.Да и сальник тоже надо менять.
    Выбиваем при помощи удлинителя заглушку.

    Выбиваем сальник при помощи отвертки.

    При помощи отвертки и молотка выбиваем подшипники из корпуса задней крышки.П. сидят без натяга,поэтому выбиваются легко.

    Отмываем корпус,обезжириваем посадочные места сальника и заглушки.
    На посадочные места сальника и заглушки наносим герметик.
    Запрессовываем сальник и заглушку.

    «>