Пайка алюминиевого радиатора охлаждения двигателя

0
1477

Содержание

В процессе работы двигателя система охлаждения подвергается нагрузкам различного характера. В результате действия разрушающих факторов появляются различные повреждения.

Для ремонта системы охлаждения требуется пайка элементов. Процесс пайки проводится по определенной технологии. Для качественной пайки нужны особые инструменты и материалы.

О том, как правильно запаять радиатор охлаждения, и какие материалы для этого необходимы, расскажет наша статья.

Классификация систем охлаждения

Существуют несколько типов систем охлаждения двигателей:

Для работы воздушной системы используется поток наружного воздуха. Используется в моторизованном транспорте с двигателями небольшой мощности.

В жидкостной системе нагретый двигатель охлаждается специальным теплоносителем. Большинство двигателей современных автомобилей оборудованы такой системой охлаждения.

Комбинированная система объединяет работу жидкостной и воздушной систем. Используется для работы силовых установок большой мощности. Широко применяется на предприятиях энергетического комплекса.

Для чего нужен радиатор охлаждения

Радиатором называют устройство для охлаждения двигателя. Это устройство является основным элементом системы охлаждения.

Система охлаждения состоит из верхнего и нижнего контуров. Контуры представляют собой стальные трубы прямоугольного или круглого сечения. Они предназначены для ввода и вывода теплоносителя.

Между контурами расположена металлическая решетка. Ячейки решетки имеют форму тонких пластин или трубок. Решетка предназначена для равномерного распределения и охлаждения теплоносителя.

Различные повреждения металлической решетки требуют проведения пайки пластин и трубок радиатора.

Как работает системы охлаждения двигателя

Охлаждающая жидкость от двигателя входит в верхний контур системы. При входе в систему теплоноситель имеет высокую температуру. По ячейкам решетки горячий теплоноситель спускается в нижний контур.

На пути из верхнего контура в нижний теплоноситель остывает. Охлаждение происходит в результате прохода охлажденного воздуха сквозь решетку. Остывшая жидкость из нижнего контура подается к двигателю. Для принудительного охлаждения двигателя используется вентилятор.

В качестве теплоносителя используется вода либо смесь воды с этиленгликолем (антифриз). Такие смеси не замерзают даже при температуре -40° С. При отрицательных температурах наружного воздуха антифриз превращается в густую массу. Гелеобразная масса не разрушает систему охлаждения при замерзании.

Применение антифриза позволяет использовать жидкостную систему охлаждения в зимнее время.

Причины разрушения автомобильного радиатора

В процессе работы элементы системы охлаждения могут получить различные повреждения. Различают следующие причины появления повреждений:

Механические причины вызваны действием на решетку ударов при ДТП, попадания дорожных камней, наездов на различные препятствия.

Химические неисправности вызваны воздействием коррозийных процессов на внутренней и наружной поверхностях радиатора.

Неисправности термического характера возникают в результате образования накипи на внутренних стенках устройства.

В результате протечек происходит частичная или полная потеря охлаждающей жидкости. Уменьшение количества охлаждающей жидкости приводит к перегреву агрегатов и высокой вероятности выхода двигателя из строя.

Для предотвращения нарушений в работе системы охлаждения применяется пайка радиаторов.

Как найти место протечки в системе охлаждения

Неисправности системы охлаждения выявляют в процессе технического обслуживания и ремонта автомобиля.

Для выявления повреждений радиатор снимают с места установки. Через специальное отверстие сливают теплоноситель в заранее приготовленную емкость. Для слива теплоносителя устройство несколько раз переворачивают и встряхивают.

Для обнаружения протечек используют два основных способа:

Визуальный метод заключается в выявлении повреждений в ходе осмотра агрегатов. Место протечки определяют по характерным следам на решетке либо других элементах системы охлаждения.

Инструментальный метод проводится с помощью различного диагностического оборудования. При обнаружении протечки аппаратура издает световой и звуковой сигнал.

Ремонт алюминиевого и медного радиаторов

Материалом для изготовления большинства устройств служит медь и алюминий. Эти металлы отличаются высокой теплопроводностью и стойкостью к действию высоких температур.

Особенности медной пайки

Радиаторы из меди обладают характерным красно-розовым оттенком. Изделия из меди легко поддаются пайке. Простота процесса позволяет ремонтировать изделия из меди в домашних условиях.

Недостатком меди служит подверженность коррозии и высокая стоимость.

Особенности алюминиевой пайки

Алюминий обладает высокой антикоррозийной стойкостью и небольшим весом. Изделия из алюминия имеют серебристый цвет.

Особенности химических свойств алюминия затрудняют процесс пайки изделий из этого металла. Ремонт алюминиевых радиаторов в домашних условиях вызывает большие трудности.

Материалы и инструменты для пайки

Для пайки автомобильных систем охлаждения используется стандартный набор инструментов и материалов.

Как правильно запаять медный радиатор

Для проведения работ потребуются следующие инструменты и материалы:

  1. Паяльный инструмент.
  2. Сплав для паяния (припой).
  3. Растворитель (ацетон).
  4. Флюс или канифоль.
  5. Пассатижи.
  6. Кисточка.
  7. Металлическая щетка.
  8. Мелкозернистая наждачная бумага.

В качестве паяльного инструмента применяют электрический паяльник с мощностью не менее 100 Вт или газовую горелку.

Для пайки медного радиатора своими руками применяют два типа паяльников. Для ремонта больших по площади повреждений используют паяльники с широким наконечником. Для заделки небольших неисправностей – с узким наконечником.

Пассатижи предназначены для удаления разрушенных элементов решетки.

Растворитель необходим для обезжиривания поверхности.

Металлическая щетка нужна для грубой очистки решетки от грязи и ржавчины.

Наждачная бумага требуется для очистки места повреждения от металлической пыли и продуктов плавления.

Кисточка предназначена для нанесения канифоли или флюса. Эти материалы используются для лучшего сцепления припоя с поверхностью металла.

Для пайки медных радиаторов используют оловянно-свинцовые припои марок ПОС-60 и ПОС-61.

Как правильно запаять алюминиевый радиатор

На вопрос автолюбителей, можно ли запаять алюминиевый радиатор охлаждения своими руками, эксперты отвечают положительным ответом.

Для пайки алюминия потребуются:

  1. Паяльный инструмент.
  2. Сплав для паяния (припой).
  3. Растворитель (ацетон).
  4. Флюс или канифоль.
  5. Железные опилки.
  6. Огнеупорная емкость (тигель).
  7. Пассатижи.
  8. Кисточка.
  9. Металлическая щетка.
  10. Мелкозернистая наждачная бумага.

Для пайки изделий из алюминия используют следующие виды припоя:

  • для ремонта мелких трещин – олово плюс свинец (марка ПОС-40);
  • для ремонта крупных трещин – олово плюс висмут (марки ПОСВ-33 и ПОСВ-50).

Для приготовления флюса потребуется:

  1. Канифоль – 2 части.
  2. Железная стружка – 1 часть.

Канифоль и опилки тщательно перемешивают. Полученный состав помещают в тигель. Емкость с флюсом разогревают на открытом огне. После остывания флюс готов к использованию.

Для приготовления железных опилок используют ножовку по металлу с мелким зубом. Опилки из железа предназначены для разрушения алюминиевой оксидной пленки при нанесении припоя на металл.

Принцип и технологические особенности процесса пайки

Процесс пайки зависит от материала радиатора. Медь хорошо поддается пайке. Никаких сложностей в процессе работы с медью не возникает.

Отличие пайки алюминия заключается в особенностях его химических свойств. При взаимодействии с кислородом на поверхности металла возникает оксидная термоустойчивая пленка. Поэтому при пайке алюминия используются ряд дополнительных операций по удалению оксидной пленки. Удаление пленки способствует прочному соединению припоя с поврежденной поверхностью.

Перед тем, как запаять медный или алюминиевый радиатор, очищают внутреннюю поверхность устройства от накипи. С помощью металлической щетки удаляют загрязнения с его наружной поверхности.

Очистка радиатора от накипи

Для удаления накипи используют специальные чистящие средства. В домашних условиях используют раствор лимонной либо уксусной кислоты. Чистящий раствор готовят из расчета на 500 мл воды 1-2 столовые ложки кислоты.

Для очистки от накипи чистящий раствор заливают в радиатор. После нескольких минут ожидания устройство встряхивают и удаляют раствор. При необходимости процедуру повторяют несколько раз.

Для повышения чистящего эффекта решетку снаружи подогревают с помощью газовой горелки.

Очистка радиатора от грязи

Для удаления загрязнений с наружной поверхности используют металлическую щетку. Загрязнения от нефтепродуктов удаляют с помощью специальных чистящих средств.

После очистки радиатор ополаскивают чистой водой и тщательно высушивают на открытом воздухе. При работе в помещении используют обдувку установки струей горячего воздуха.

Как правильно запаять медный или алюминиевый радиатор

После очистки от накипи и загрязнений выполняют следующие операции:

  • Зачистка места повреждения наждачной бумагой.
  • Обезжиривание ацетоном.
  • Нагревание места пайки открытым пламенем.
  • Наложение слоя канифоли
  • Обработка места пайки флюсом.
  • Укладка и плавка припоя.

Нагрев места повреждения проводят с особой осторожностью. При недостаточном нагреве припой не прилипнет. При перегреве быстро испаряется паяльная кислота. При достаточном нагреве происходит вскипание и постепенное испарение паяльной кислоты.

Припой толстым слоем наносят на место повреждения. Круговыми движениями паяльника осторожно втирают смесь в поверхность.

Если припой не прилипает к поверхности, место пайки повторно очищают и процедуру пайки повторяют.

Проверку работоспособности прибора осуществляют повторным погружением в воду.

Как запаять радиатор охлаждения в домашних условиях

Для обнаружения места протечки в домашних условиях действуют иным образом. Закрывают все входы и выходы в патрубках пробками из гидроизолирующих материалов.

Народные мастера придумали надевать на выходы патрубков куски велосипедных камер. Для защиты от пропускания воздуха резину завязывают узелком. На один выход надевают кусок камеры с соском. Для нагнетания воздуха используют велосипедный насос. Местоположение протечки определяют по месту появления воздушных пузырьков.

Дальнейший ход работ выполняется по известной схеме:

  1. Очищенную решетку укладывают на ровную горизонтальную поверхность.
  2. С помощью кисточки смазывают нагретое место паяльной кислотой.
  3. Паяльником наплавляют припой.
  4. Равномерно распределяют припой по поверхности повреждения. Работу выполняют до полного заполнения повреждения припоем.

После выполнения пайки устройство испытывают погружением в емкость с водой.

В случае большого количества повреждений необходимо обратиться в специализированную мастерскую либо подумать о покупке нового радиатора.

Большинство современных автомобилей оснащаются алюминиевыми радиаторами охлаждения. Этот металл обладает небольшим весом, неплохими антикоррозионными свойствами, а также имеет отличную теплопроводность. Кроме того, он существенно дешевле меди и латуни, из которых радиаторы изготавливались ранее.

Однако есть у алюминия и недостаток. Если медный (латунный) теплообменник в случае его повреждения можно было без особых проблем починить самому, запаяв проблемный участок привычным способом, то с алюминиевым радиатором подобный номер не пройдет. Все дело в химических особенностях этого металла. Но ничего невозможного нет. В этой статье мы рассмотрим, почему течет радиатор алюминиевый, как запаять проблемную зону и какие средства для этого потребуются.

О некоторых особенностях алюминия

Для изготовления автомобильных теплообменников этот металл был выбран неслучайно. Дело в том, что алюминий и большинство его сплавов имеют оксидную пленку, образующую природный барьер, защищающий от коррозии. Эта пленка обладает высокой температурной и химической устойчивостью. Она активно противостоит обычным флюсам и препятствует нанесению припоя. Разрушить ее можно лишь при помощи механической обработки поверхности и специальных смесей. Именно поэтому сложно восстановить радиатор алюминиевый. Как запаять и, самое главное, как подготовить его к этой процедуре, мы поговорим немного позже, а сейчас давайте рассмотрим основные причины, по которым чаще всего теплообменник выходит из строя.

Основная неисправность

Несмотря на хрупкость конструкции, радиатор может служить годами. Его главными врагами являются некачественная охлаждающая жидкость и посторонние предметы, способные вызвать механическое повреждение. Тосол или антифриз сами по себе не являются слишком активными веществами, способными разрушить защитную оксидную пленку, да и в реакцию с чистым алюминием практически не вступают. Но если охлаждающая жидкость не соответствует предусмотренным химическим стандартам, она способствует коррозионным процессам, в результате чего стенки сот устройства постепенно разрушаются.

Механические повреждения радиатора чаще всего возникают при дорожно-транспортных происшествиях, наезде на бордюры, пни и т.д. Кроме этого, устройство может быть случайно повреждено и во время ремонта автомобиля. В любом случае результат один – течь из пробитой соты. Размер пробоины определяет возможность ремонта. Если теплообменник сильно не пострадал, а размер проблемной зоны составляет несколько квадратных сантиметров, его можно попытаться восстановить. Другого варианта починить радиатор алюминиевый (как запаять его — разберемся далее) не существует.

С чего начать

Ремонт теплообменника начинаем с того, что сливаем охлаждающую жидкость и снимаем устройство с автомобиля. Далее его необходимо промыть чистой проточной водой и высушить. Если повреждения радиатора видимые, и вы уверены, что за их исключением устройство целое, можно приступать к подготовке проблемной зоны к ремонту. Но если точное месторасположение пробоины (трещины) неизвестно или известно примерно, перед тем как запаять алюминиевый радиатор , потребуется более детальная проверка.

Для ее осуществления нам потребуется большая емкость с водой (можно использовать ванну), компрессор или насос. Метод поиска места повреждения аналогичен тому, при помощи которого ищут место прокола шины. Только здесь нам потребуется закрыть крышку устройства, а также все патрубки, кроме одного (самого тонкого). Погружаем устройство в воду и подаем в него воздух при помощи компрессора или насоса. Выходящие пузырьки воздуха укажут на точное расположение места повреждения.

Как и чем запаять или заклеить алюминиевый радиатор

Переходим к следующему этапу. Найдя проблемную зону и оценив масштаб будущей работы, самое время подумать о том, как подготовить к ремонту радиатор алюминиевый, как запаять его правильно и какие средства и инструменты для этого потребуются. Сразу обозначим, что починить автомобильный теплообменник при помощи бытового паяльника и канифоли не получится. Здесь нужны:

  • мощный паяльник;
  • специальный флюс или плавень;
  • припой особого состава;
  • пассатижи;
  • набор надфилей;
  • наждачная бумага;
  • ацетон.

Рассмотрим более детально основные инструменты и средства.

Паяльник

Что касается паяльника, он должен обладать мощностью не менее 250 Вт. Только таким инструментом можно как следует прогреть поверхность металла, для того чтобы он мог удачно соединиться с припоем. Можно также использовать паяльники, которые нагреваются при помощи открытого огня. Но лучший вариант – это небольшая газовая горелка (паяльная лампа), работающая на смеси пропана с бутаном. Она без проблем прогреет обрабатываемый участок и расплавит любой припой.

Перед тем как паять радиатор , придется позаботиться и о флюсе. Именно он обеспечивает надежное соединение припоя и ремонтируемой металлической поверхности. Флюс можно либо купить либо изготовить самостоятельно. Приобрести его можно в любом магазине, специализирующемся на продаже радиодеталей. На упаковках российских флюсов, предназначенных для пайки алюминия, обычно имеется соответствующая надпись. Также их название может содержать маркировку Ф-59А, Ф-61А, 34А и др.

Как запаять радиатор автомобиля в домашних условиях , не покупая флюс? Можно ли его сделать самостоятельно? Да, флюс можно приготовить своими руками. Он, конечно, не будет обладать такими же свойствами, как заводской, но со своей задачей справится. Для его изготовления потребуется всего два ингредиента: канифоль и железные опилки.

Чтобы получить более прочное соединение припоя и металла, можно изготовить так называемый плавень. Для этого необходимо смешать следующие вещества в таких пропорциях:

  • калий хлористый – 56%;
  • литий хлористый – 23%;
  • криолит – 10%;
  • крупная пищевая соль – 7%;
  • натрий сернокислый – 4 %.

Ингредиенты нужно измельчить, смешать и ссыпать в герметичную стеклянную посуду. Хранят плавень в месте, защищенном от прямых солнечных лучей.

Припой

Использовать оловянно-свинцовые припои для пайки алюминия не рекомендуется. И дело здесь не в их составе или прочности. Дело в том, что они не в состоянии обеспечить надлежащую антикоррозионную защиту соединения. Если вы все же решили использовать обычный припой, то перед тем как запаять алюминиевый радиатор, вам придется позаботиться о приобретении специального лака, который впоследствии будет защищать отремонтированный участок от коррозии.

Но лучше сразу купить специальный припой, предназначенный именно для этого металла. Сегодня в продаже можно найти множество составов для пайки алюминия, содержащих серебро, медь, цинк, кремний и т.п. Из недорогих припоев российского производства можно отметить такие смеси, как ЦОП-40 (олово – 60%, цинк – 40%) и 34-А (алюминий – 66%, медь – 28%, кремний – 6%). Процентное содержание цинка в припое определяет прочность соединения и антикоррозионную стойкость. Иными словами, чем его больше, тем лучше.

Как запаять алюминиевый радиатор автомобиля своими руками

Переходим к процессу пайки. Сначала проблемный участок тщательно зачищается надфилем и наждачной бумагой. Если на нем расположены ламели, их нужно аккуратно удалить пассатижами. Дальше место ремонта обезжиривается при помощи ацетона.

Когда подготовка к пайке будет закончена, можно наносить флюс. После этого начинаем прогревать место соединения. Если вы используете газовую горелку или паяльную лампу, следите за тем, чтобы флюс не выгорел раньше времени. Паяльником его наносить проще. Достаточно обмакнуть его рабочий элемент в смесь и перенести ее на обрабатываемую поверхность.

Теперь пришло время нанесения припоя. Лучше, если он будет в виде прутка или проволоки. Припой прикладывается к месту соединения и тщательно прогревается паяльником (горелкой). Когда он равномерно растечется, необходимо дать ему остыть, после чего желательно нанести второй (страховочный) слой. По окончании работ образовавшиеся наплывы можно убрать при помощи наждачной бумаги.

Батареи из алюминия благодаря своим улучшенным характеристикам быстро пришли на смену своим чугунным собратьям. В зависимости от качества изготовления и условий эксплуатации со временем в них появляются трещины и дыры. Существует несколько способов, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях, не прибегая к услугам ремонтных мастерских и не тратя денег на его замену. Важно выбрать метод, наиболее подходящий для конкретного повреждения.

Особенности алюминиевых радиаторов

Алюминий занимает 3 место в мире по распространённости в земной коре. Среди других промышленных металлов он выделяется прочностью, небольшой массой и повышенной теплопроводностью. Высокую устойчивость к коррозии при контакте с окружающей средой обеспечивает оксидная плёнка.

Эти качества сделали алюминий незаменимым при изготовлении изделий с большой площадью и повышенной теплоотдачей. Хорошая пластичность материала расширяет дизайнерские и технологические границы при изготовлении радиаторов отопления. Учитывая, что секции алюминиевых батарей легко удалить или нарастить, их можно поместить в любую нишу и гармонично вписать в изысканный интерьер.

Алюминиевые отопительные батареи отлично впишутся в интерьер любой квартиры или частного дома

Обладая такими положительными качествами, как быстрая теплоотдача и привлекательный дизайн, алюминиевые радиаторы всё же имеют существенный недостаток — чувствительность к качеству воды и перепадам давления. Из-за этого на батареях часто образуются микротрещины и свищи, провоцирующие протекание жидкости в помещение.

При возникновении течи в батарее появляется необходимость заделки образовавшегося отверстия. Устранить проблему можно путём пайки или проклеивания повреждённого участка. Обычная пайка не подходит, так как защитная плёнка образуется моментально после зачистки обрабатываемого участка и препятствует надёжному соединению припоя с поверхностью радиатора.

Это важно! Даже если поверх оксидной плёнки получилось закрепить припой, в месте пайки образуются постепенно разрастающиеся микротрещины. В результате припой отслаивается, а течь возобновляется.

Для того чтобы обойти оксидную плёнку алюминия, даже при ремонте такого отверстия, используют флюсы

Для эффективной пайки алюминиевых изделий применяют флюсы, которые обладают следующими качествами:

  • Компоненты, входящие в состав средства, растворяют оксидную плёнку и препятствуют её дальнейшему образованию;
  • Защищают место пайки от воздействия окружающей среды;
  • Не позволяют припою растекаться по поверхности, удерживая его только на обработанном участке;
  • Уменьшают натяжение пропаиваемой поверхности;
  • Способствуют равномерному распределению припоя по обработанной поверхности.

Это интересно! Одним из важнейших свойств флюсов является отсутствие химической реакции между ними и припоем. Исключение — специальные составы для реактивно-флюсовой пайки.

Флюсы изготавливают на основе:

  • Кадмия;
  • Цинка;
  • Висмута;
  • Комбинированных веществ;
  • Плавней (изготовленных в домашних условиях).

Промышленные флюсы дорогие, поэтому их часто приготавливают в домашних условиях.

Флюсы для алюминия имеют в своём составе органические и неорганические компоненты, позволяющие разрушать защитную плёнку на металле

Технология ремонта

Прежде чем приступить к ремонту, радиатор необходимо снять, разобрать, слить остатки воды и просушить.

Если место течи не установлено, то его легко определить при помощи автомобильного компрессора. На выходах батареи вкручивают заглушки, на одной из которых имеется ниппель. Радиатор опускают в ванну с водой и закачивают в него воздух компрессором, создав небольшое давление. Через трещину пойдут пузырьки. Также можно полить поверхность радиатора водой с моющей жидкостью. На месте свища также появятся пузырьки воздуха.

Перед началом проведения процедуры, радиатор демонтируют, промывают проточной водой и высушивают

Перед ремонтными процедурами необходимо подготовить поверхность. Проблемный участок при помощи металлической щётки очищают от грязи, удаляют краску и обрабатывают наждачной бумагой. В заключении подготовительных работ очищенную поверхность обезжиривают любым растворителем.

Это важно! От качества подготовительных работ зависит эффективность паяльных и клеевых работ на алюминиевых радиаторах.

Пайка железно-канифольным флюсом

Для работ понадобятся:

  • Паяльник обычный (мощностью более 100 Вт);
  • Напильник;
  • Наждачная бумага;
  • Тигель керамический;
  • Горелка, паяльная лампа, газовая или электроплита;
  • Канифоль;
  • Железная стружка (как можно мельче);
  • Оловянно-свинцовый припой (П 150А, П 250А, П 350А, ПОС 60).

Качественный флюс, который способен паять даже автомобильные радиаторы, возможно изготовить в домашних условиях при помощи всего двух компонентов — канифоли и железных опилок

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Очищают повреждённый участок.
  2. Готовят флюс. Для этого тигель размещают на плите или разогревают с помощью паяльной лампы, горелки. В горячую ёмкость помещают 2 части канифоли и растапливают. Сюда же засыпают 1 часть металлических опилок. Полученный состав тщательно перемешивают и дают остыть.
  3. Предварительно очистив жало паяльника напильником от нагара, прогревают им повреждённое место. Флюс наносят на прогретую поверхность и распределяют по ней равномерным слоем.
  4. Здесь важно соблюдать технологию работ. Небольшое количество припоя паяльником помещают под слой флюса. Круговыми движениями лудят обрабатываемый участок. Металлическая стружка из флюса выступает в роли абразива, снимая оксидную плёнку, а канифоль препятствует дальнейшему окислению алюминиевой поверхности.
  5. Постепенно добавляя припой, заполняют им всю трещину.

Это интересно! Минусами этого способа являются большая трудоёмкость и возможность запаять только маленькие дефекты. На больших участках флюс успевает застыть, что в разы снижает качество ремонта.

Самодельный плавень

Для ремонта больших повреждений используют самостоятельно приготовленный плавень. В его состав входят:

  • Хлористый калий — 56%;
  • Хлористый литий — 23%;
  • Криолит — 10%;
  • Натрий сернокислый — 4%;
  • Соль поваренная — 7%.
  1. Ингредиенты по отдельности измельчают в ступке до порошкообразного состояния, затем тщательно перемешивают до получения однородного состава. Полученная смесь гигроскопичная и легко впитывает влагу, поэтому её сразу помещают в герметичную ёмкость. Хранят плавень в тёмном и сухом месте.
  2. Далее в тигле плавят оловянно-свинцовый припой и добавляют в него висмут из расчёта 5% от общей массы. Готовый состав можно приобрести в магазине в виде проволоки или прутков (ПОСВ-35, ПОСВ-50).
  3. Необходимое количество плавня доводят до жидкого состояния в тигле и наносят на предварительно прогретый паяльной лампой участок. Также горелкой можно расплавить порошок на месте.
  4. В плавень небольшими порциями добавляют припой и круговыми движениями равномерно распределяют его по всей поверхности, сначала залудив её, а затем постепенно запаивая повреждение.

Припой с низкой температурой плавления

В труднодоступных местах, где не представляется возможным применить пайку с использованием флюсов, можно воспользоваться припоем с низкой температурой плавления.

Это важно! Этот метод эффективен только при заделке маленьких щелей.

Место обработки подготавливают вышеописанным способом. Затем его прогревают газовой горелкой. После нагрева в пламя помещают пруток припоя и несколько раз проводят им по трещине, пока она полностью не затянется.

Проволочный припой можно эффективно использовать для пайки небольших отверстий

Последующая обработка запаянного участка высокотемпературным клеем для алюминия закупоривает оставшиеся микропоры и окончательно фиксирует припой на поверхности.

Пайка алюминиевого радиатора при помощи меди

Повреждённый участок перед пайкой можно покрыть слоем меди. Оловянно-свинцовый припой надёжно ложится на обмеднённую поверхность.

Для этого понадобятся:

  • Паяльник;
  • Наждачная бумага;
  • Батарейка;
  • Медная проволока диаметром 1 мм без изоляции;
  • Медный купорос (CuSO4);
  • Канифоль;
  • Припой.
  1. Повреждённое место зачищают наждачкой.
  2. На очищенный участок наносят раствор медного купороса до образования большой капли.
  3. Положительный полюс батарейки прикладывают к радиатору. Отрицательный полюс соединяют с медной проволокой.
  4. Свободный конец проволоки опускают в купорос, не касаясь радиатора.
  5. На поверхности под раствором вскоре появится тонкий равномерный слой меди, осевшей из купороса.
  6. Участок промывают и высушивают, затем лудят и паяют обычным методом.

Также есть несколько способов, как устранить течь в алюминиевом радиаторе без припоев и флюсов. Рекомендуется их использовать, как временные, например в отопительный сезон. В неотапливаемый период лучше выделить время для более надёжного ремонта.

Эпоксидный клей

Этот метод применим в местах, где вокруг проблемного участка можно обмотать ткань.

  1. Место вокруг дефекта очищают от грязи и отошедшей краски при помощи шпателя, щётки по металлу и наждачной бумаги. Можно воспользоваться металлическим тросом, просунув его в нужное место и поочередно протягивая его за разные концы. На месте повреждения должен быть чистый металл. Затем участок обезжиривают растворителем и сушат.
  2. Стеклоткань или плотный материал разрезают на длинные узкие полосы.
  3. На повреждённый участок наносят слой клея.
  4. Ткань накладывают на клей и делают виток вокруг повреждения. Сделав полный оборот, ткань на месте обработанного участка проклеивают и ещё раз обматывают.
  5. Таким способом наносят 4-5 витков. На верхний слой ткани клей не наносится.
  6. Фиксируют намотанный слой проволокой или хомутом.

Даже самый дорогой тюбик эпоксидного клея обойдётся не более чем в 300 рублей

Время высыхания ткани зависит от температуры в помещении. При 20-25 градусах защита затвердевает через 2-3 часа.

Это интересно! Повысить эффективность склеивания можно путём подмешивания в клей алюминиевой или бронзовой пудры. Получают ее, снимая слой с ненужной детали напильником с мелкой насечкой.

Аналогично можно использовать суперцемент, только вместо стеклоткани берут обыкновенный бинт.

Холодная сварка

Этот способ отличается удобством и малым временем, необходимым на устранение дефекта.

Данный материал выпускают в виде одно- и двухкомпонентных составов цилиндрической формы.

По показателям пластичности клей «холодная сварка» схож с пластилином для лепки

Работы выполняют в следующей последовательности:

  1. Поверхность зачищают, обезжиривают и сушат.
  2. Отрезают необходимое количество однокомпонентной холодной сварки и разминают руками до состояния пластилина. Части двухкомпонентного продукта смешивают до получения однородной массы, липнущей к рукам.
  3. Сварку наносят на подготовленный участок, вдавливают в отверстие и затирают мокрым шпателем.
  4. Во время застывания следят, чтобы на поверхности состава не образовывались пузыри, через которые в дальнейшем будет вытекать вода. Если таковые появились, их удаляют тем же шпателем, вновь равномерно распределяя состав по обрабатываемому участку.
  5. Время застывания холодной сварки — 5-7 минут.
  6. На место склеивания для надёжности дополнительно накладывают хомут.

Это интересно! Заклеить небольшую щель на радиаторе можно при помощи термостойкого герметика. Главное — чтоб состав был нейтральным. Кислотные герметики могут разъесть алюминий.

Видео: пайка алюминия

Проверка на герметичность

Качество ремонта можно проверить при помощи воздуха или воды, накачиваемых в радиатор под давлением. Воздушный способ ранее описан.

Водой под давлением проверить можно только во время отопительного сезона. Для этого с одной стороны батареи ставят заглушку, вторую через кран Маевского подключают к подаче. Немного открутив кран и байпас, заполняют радиатор водой. Для облегчения наблюдений под батареей размещают полосу белой бумаги.

Если через 10-15 минут бумага осталась сухой — течь устранена и радиатор можно подключать к общей системе.

Если нет возможности создать давление, то радиатор заполняют подкрашенной водой и оставляют на несколько часов. Обычно через 3-4 часа течь себя проявляет.

Меры предосторожности

Все работы по очистке и пайке алюминиевых батарей необходимо проводить на свежем воздухе или в помещении с принудительной вентиляцией. Пары, выделяемые при нагреве флюсов и припоя, могут вызвать головные боли и тошноту.

Чтоб избежать ожогов от расплавленного припоя и флюса, паяльные работы проводят в закрытой одежде из плотного материала, защитных очках и специальных перчатках.

Для безопасной пайки алюминиевых радиаторов рекомендуется воспользоваться спецодеждой, защитными очками и перчатками

При ухудшении самочувствия нужно срочно прекратить все работы и покинуть помещение.

При прогревании повреждённого участка газовой горелкой необходимо установить мощность пламени, достаточную только для нагрева. Превышение нормы грозит прожжённым радиатором.

Если повреждение слишком большое и нет уверенности в положительном результате ремонта, лучше обратиться к специалистам ремонтной мастерской. В любом случае местный ремонт обойдётся дешевле покупки новой батареи.

Алюминиевые радиаторы имеют много преимуществ, среди которых основным является быстрые нагрев и остывание элементов. Кроме того, они пользуются повышенным спросом благодаря большому количеству дизайнерских решений. Но ремонт данного вида — батарей довольно трудоёмкая процедура и требует определённых навыков.