Отличие передних и задних тормозных колодок

0
1254

Содержание

Тормозная система — одна из основ безопасности любого транспортного средства. Главная составляющая этой системы — тормозные колодки. О том, что такое тормозные колодки, как они устроены и работают в различных автомобилях, а также о выборе, замене и обслуживании колодок читайте в предложенной статье.

Назначение тормозных колодок в автомобиле

Сегодня на всех видах наземного транспорта используются принципиально одинаковые тормозные системы, основанные на использовании сил трения. Основу тормозных систем составляют фрикционные тормозные механизмы, устанавливаемые на колеса. В качестве трущихся деталей в них выступают тормозные барабаны или диски и тормозные колодки. Торможение автомобиля осуществляется прижимом тормозной колодки к тормозному диску или барабану посредством гидравлического или пневматического привода.

Торможение транспортных средств тормозными механизмами обеспечивается простым принципом преобразования одного вида энергии в другой. В момент контакта колодки с диском или барабаном между деталями возникает трение, в результате которого они нагреваются. Нагрев возникает вследствие перехода кинетической энергии движущегося автомобиля в тепловую энергию в месте контакта трущихся деталей. В результате такого преобразования скорость автомобиля падает или происходит полная его остановка.

Современные тормозные механизмы устроены таким образом, что эффективность и качество их работы в первую очередь зависят от конструкции тормозных колодок.

Типы и устройство тормозных колодок

Сегодня существует два типа тормозных колодок:

  • Для барабанных тормозных механизмов;
  • Для дисковых тормозных механизмов.

Колодки для барабанных тормозов имеют выполненную по радиусу рабочую поверхность, и их конструкция разрабатывается с учетом особенностей установки в тормозном барабане. Такие колодки используются на грузовых автомобилях и на многих легковых автомобилях с барабанными тормозами на задней оси.

Колодки для дисковых тормозов плоские и имеют меньшие габариты, их конструкция разрабатывается под возможность установки в суппорт. Такие колодки используются в передних тормозных механизмах всех современных легковых автомобилях и во многих грузовых, а в последние годы все чаще дисковые тормоза используются и на задней оси легковых и коммерческих автомобилях.

Но независимо от типа все колодки имеют принципиально одинаковое устройство. Основой колодки выступает металлический каркас той или иной формы (определяется типом и назначением колодки), в котором предусмотрены отверстия для установки колодки в тормозной механизм. На одной из сторон колодки (в барабанной колодке — на ее выпуклой части) находится фрикционная накладка, которая обладает высоким коэффициентом трения с металлом, и обеспечивает торможение при контакте с барабаном или диском. Накладки на современных дисковых колодках приклеиваются на специальный клей, а на колодках для отечественных грузовиков с барабанными тормозами накладки крепятся с помощью заклепок из мягкого металла.

Именно во фрикционной накладке заключается вся сложность особенность тормозных колодок. Для эффективного торможения накладка должна иметь высокий коэффициент трения о стальную, чугунную или алюминиевую поверхность барабана или диска. Поэтому накладки изготавливаются из сложных композитных материалов, ?рецепт? которых у каждого производителя свой и чаще всего является коммерческой тайной. Однако в общем случае накладка изготавливается из полимерных композиций, в ее состав могут добавляться минеральные (например, асбест, который сегодня запрещен) или органические волокна, стружка из мягких металлов (в основном используется медь, которая хорошо отводит тепло) и другие добавки.

Для чего нужны такие сложности? Дело в том, что колодки работают в сложных условиях, поэтому их фрикционные накладки должны не просто обладать высоким коэффициентом трения, а обеспечивать эффективное торможение в самом широком интервале температур (практически от -50 до +300°C), при резких перепадах температур, при попадании воды, в условиях повышенного запыления, в присутствии различных химических веществ и т.д.

Кроме того, использование специальной фрикционной накладки значительно понижает уровень шума при трении колодки о тормозной диск или барабан. Использовавшиеся на заре автомобилестроения стальные колодки издавали интенсивный скрип и другие неприятные звуки, которые не доставляли удовольствия. Сегодня же тормоза работают практически бесшумно.

С течением времени фрикционная накладка изнашивается, ее толщина уменьшается, и в какой-то момент колодка перестает эффективно выполнять свои функции — в этом случае необходимо произвести ее замену. Сегодня все чаще используются колодки, оснащенные датчиками и индикаторами износа — такое решение помогает производить своевременную замену тормозных колодок без постоянного контроля их толщины.

Датчики износа колодок бывают:

  • Электронные (как раз их и называют датчиками);
  • Механические (чаще всего их называют индикаторами).

В качестве электронного датчика выступает контакт, встроенный в массу фрикционной накладки на определенной глубине от ее рабочей поверхности. При износе колодки датчик оголяется, и при контакте с тормозным диском на приборной панели загорается соответствующий индикатор — в этом случае следует произвести замену колодок.

В качестве механического индикатора выступает простая металлическая скоба, установленная сбоку колодки на определенной высоте от рабочей поверхности фрикционной накладки. При износе колодки скоба постепенно приближается к тормозному диску, и в какой-то момент начинает о него тереться. В этом случае скоба начинает вибрировать и издавать характерный дребезжащий звук, напоминающий водителю о необходимости заменить колодку.

Как выбрать тормозные колодки?

Выбор колодок — ответственное дело, от которого зависит безопасность автомобиля. Низкокачественные колодки способны значительно понизить эффективность торможения и даже привести к трагическим последствиям. Можно дать несколько рекомендаций по выбору колодок для автомобиля:

  • В идеальном случае следует использовать оригинальные колодки, рекомендованные производителем автомобиля (это дорого, но надежно);
  • При выборе неоригинальных колодок предпочтение следует отдавать известным брендам;
  • Поверхность фрикционных накладок качественных колодок должна быть ровной, с равномерно распределенными вкраплениями;
  • По краям накладки недопустимы сколы, а сама накладка должна быть без трещин;
  • Обычно металлическая основа колодок окрашена или имеет гальваническое покрытие;
  • На колодке обязательно должны присутствовать штампы или иные отметки производителя, а также спецификации колодки;
  • На упаковке колодок должна присутствовать полная информация о производителе, товаре и т.д.;
  • Многие производители для подтверждения подлинности используют голограммы, особые отметки в определенных местах, специальные шрифты и т.д.

Также качество колодок можно определить и по цене. Например, для иномарок колодки не могут стоить слишком дешево, хотя многие отечественные образцы могут иметь цену в пару сотен рублей. А если на упаковке указано, что это оригинальные колодки, но цена их ниже, чем у оригинала, то это самый настоящий ?кот в мешке? — это могут быть переупакованные оригинальные колодки, а может быть и просто подделка. Так что при выборе обязательно нужно обращать внимание на спецификации и внешний вид колодок.

Поэтому следует выбирать оригинальные колодки от известных производителей, и покупать их в проверенных магазинах по объективным ценам — в этом случае вы гарантированно получите высокое качество, надежность и безопасность.

Эксплуатация, обслуживание и замена тормозных колодок

Для обеспечения эффективной работы и продления долговечности тормозных колодок необходимо соблюдать простые рекомендации по эксплуатации тормозов. Например, при затяжных спусках лучше использовать торможение двигателем, так как чрезмерный нагрев тормозов может значительно ухудшить эффективность их работы. А при проезде через глубокие лужи или после преодоления реки вброд следует несколько раз произвести кратковременный разгон и торможение для просушки тормозных механизмов.

Со временем тормозные колодки изнашиваются и требуют замены, обычно колодки служат 15-30 тысяч км пробега, однако здесь нужно ориентироваться на фактическую толщину фрикционных накладок или на датчик износа. Обычно колодки меняются при толщине накладок 2-3 мм. В современных легковых автомобилях колодки заменяются в сборе, во многих грузовиках (особенно в отечественных) предусматривается замена только фрикционных накладок. Замена колодок в каждом конкретном автомобиле производится согласно инструкции по эксплуатации.

Также нужно обращать внимание на некоторые признаки износа или повреждения колодок. В частности, возникновение шума при торможении, а также задержка при торможении и ?мягкая? педаль среди прочего могут свидетельствовать о деформации, возникновении задиров, поломке или плохом креплении колодок.

При соблюдении рекомендаций по выбору колодок, их замене и эксплуатации работа тормозной системы будет надежной и эффективной, а сам автомобиль — безопасным и комфортным.

Хоть иногда от автомобилистов и слышно фразу «тормоза для трусов», вряд ли кто-то сядет в транспортное средство, если не будет уверен в исправности тормозной системы. Одну из основных ролей в устройстве тормозов занимают тормозные колодки. Они применяются во всех видах систем колесных ТС.

Виды тормозных систем в автомобиле

Как правило, в автомобиле предусмотрено три типа тормозных систем:

  1. Рабочая. Используется чаще всего при торможении и считается наиболее действенной. Чаще всего используется фрикционный механизм торможения – дисковые или барабанные тормоза. На легковых автомобилях часто можно встретить на передних колесах дисковые, на задних барабанные.

Сегодня существует масса дополнений к механизмам в виде антипробуксовочных или антиблокировочных систем. Основная причина – повышение комфорта и безопасности во время езды.

  1. Стояночный тип. Необходим для удержания транспортного средства на одном месте во время длительной стоянки и не позволяет автомобилю двигаться вниз, при остановке на склоне. Управление стояночной системой проходит при помощи рычага ручного тормоза.
  2. Запасная система или аварийная. В случае неисправности рабочей системы, аварийная может обеспечить полноценную остановку транспортного средства. Однако запасная система не является эффективной и не способна полностью заменить рабочую. При необходимости стояночный тормоз вполне может справиться с аварийным торможением.

Принцип действия тормозов и роль тормозных колодок

В случае гидравлического привода нажатие на педаль тормоза передает давление на главный цилиндр. Далее усилитель дополнительно нагнетает давление тормозной жидкости при помощи поршней в главном цилиндре, а после прохождения по патрубкам ТЖ переходит к колесным цилиндрам. За счет большого давления поршни двигают колодки к барабанам или дискам.

В большинстве ТС установлены фрикционные (или механические) механизмы, которые, могут отличаться по принципу действия. Таким образом, самыми распространенными являются барабанные и дисковые тормоза.

Торможение движения колеса в случае с дисковой системой происходит за счет того, что поршни прижимают автомобильные колодки к диску. Естественно, что при отсутствии давления – элементы стремительно возвращаются в стартовое положение. В барабанной системе при приведении в действие гидравлического привода поршни расходятся.

Колодки прижимаются к барабану, вращающимся вместе с колесом. Процесс остановки происходит из-за трения барабана и накладками колодок. Стяжные пружины вернут колодки в обратное положение.

Физическую основу действия составляет преобразование энергии. Кинетическая энергия подвергается трансформации в тепловую из-за постоянного трения колодки о барабан, диск или колесную пару. При непосредственном торможении происходит необратимый процесс нагревания исполнительной пары и вбирание кинетической энергии.

Виды колодок и классификация

Тормозные колодки – это пластины с фрикционной накладкой. Форма накладки повторяет место контакта с диском – прямая, или барабаном – дугообразная. Фиксация накладок на тело колодки происходит при помощи клея или металлических заклепок; метод фиксации никак не влияет на эффективность срабатывания тормозов. В последнее время изготовители начали помещать на тормозные колодки датчики износа.

Несмотря на то, что изготовители стараются сделать состав сплава максимально уникальным, большинство автомобильных колодок содержат в своей структуре керамику, синтетический каучук, органику и минеральные основы и модификаторы. Большой перечень используемых материалов основан на том, что колодки поддаются значительному нагреванию и обязательно не должны поддаваться разрушениям и не терять фрикционных характеристик в экстремальных условиях.

В некоторых случаях тормозные колодки нагреваются до 1000–3000 градусов Цельсия.

Первые признаки того, что пора менять тормозные колодки можно определить по качеству торможения, скрипам и неестественной вибрации. Большему разрушению колодки поддаются под воздействием воды, антифриза и тормозной жидкости. Замена тормозных колодок обязательно производится попарно; выделяют передние и задние тормозные колодки. Обычно, именно передние подвергаются большим нагрузкам и изнашиваются в 3–4 раза быстрее задних.

Автомобилисты выделяют несколько видов колодок, относительно материала изготовления:

  • Металлические. Согласно отзывам, великолепно выдерживают высокую температурную нагрузку. Однако достаточно шумные, и чаще всего используются на гоночных болидах. В составе содержат сталь или соединения меди.
  • Органические. В химическом составе включают в себя кевлар, примеси резины, волокна стекла и органические соединения углерода. Чаще всего используются для спокойной езды, поскольку подобные колодки очень уязвимы к температурным нагрузкам. Среди преимуществ автолюбители называют низкий уровень шума и мягкое воздействие на элементы тормозной системы.
  • Полуметаллические. В структуре содержат около 70% металла и 30% неорганических соединений. В качестве дополнительной присадки чаще всего производители используют модификатор трения. По характеристикам имеют достаточно высокую теплоотдачу, тем не менее, очень быстро подвергаются износу.
  • Керамические. Считаются среди автомобилистов самыми эффективными, но и самыми дорогостоящими. Состоят преимущественно из волокон керамики и цветных металлов. Среди преимуществ: максимально щадящее действие на диски, слабое нагревание и отличная износостойкость.

Чтобы выбрать для себя оптимальный вариант стоит гнаться не за ценой, а за качеством и соответствием своим потребностям. Приобретение за баснословную сумму керамических или металлических колодок не принесет никакой пользы, если водитель предпочитает спокойный стиль вождения.

Естественно, что, как и любые другие детали, колодки можно разделить и по качеству производителя. Выделяют три группы: высшая категория, aftermarket и третья категория. К первой обычно относятся оригинальные комплектующие. Ко второму классу относят производителей, которые позволяют себе примерно на 10% отступить от стандартной документации и технологии изготовления. Третья категория – небольшие производители, малоизвестные фирмы, продукты низкого качества и невысокой цены.

Определить качество и производителя можно, внимательно взглянув на маркировку товара. Перед показателем соответствия обычно кодируется страна, где произведена сертификация колодок.

Параметры выбора и критерии качества

Основные критерии выбора тормозных колодок практически ничем не отличаются от критериев выбора других автомобильных запчастей:

  1. Необходимо внимательно осмотреть упаковку товара. Естественно, что коробка должна быть без видимых повреждений, а маркировка иметь все оригинальные показатели. У товара из категории первого или второго класса маркировка будет содержать отметку «ЕСЕ R90», что означает наличие минимальной сертификации в странах Европы.
  2. При осмотре тормозной колодки не должно быть выявлено деформаций, царапин или других дефектов. Крайний допустимый вариант повреждения – небольшая царапина до 2–3 миллиметров.
  3. Фрикционный материал должен плотно прилегать к опорной пластине, иметь правильную форму и однородную структуру поверхности.
  4. Некоторые производители добавляют дополнительный слой между пластинкой и фрикционным покрытием. Зачастую этот слой обеспечивает снижение уровня шума и препятствует передачи температуры к тормозному суппорту.
  5. Материал, из которого изготавливают колодки, может содержать в себе до 150 различных добавок. Часть из них препятствует возникновению лишнего писка при торможении. Объединяет все элементы химическая смола.Желательно, после установки новых колодок не налегать на педаль тормоза, чтобы все элементы тормозной системы притерлись. Если производитель немного отошел от технологии, может наблюдаться дым при резком торможении.
  6. В составе обязательно не должно быть асбеста. Наличие подобного материала говорит о потенциально быстром износе и чаще всего включается только в самые дешевые изделия.

Перед тем как приобретать новые колодки, лучше ознакомиться с ассортиментом товаров и просмотреть несколько роликов:

При выборе очень важно опираться на непосредственные характеристики детали – коэффициенты трения и максимально допустимой температуры. Для среднестатистических водителей подойдут детали с показателем 330–350°С. Любителям скоростной езды и экстремального стиля вождения стоит обратить внимание на более высокий показатель. Коэффициент трения для обычных автомобилей составляет 0,3–0,5. Хотя цифры могут варьироваться в зависимости от производителя (первый класс имеет показатель 0,4–0,5; поставки на экспорт – 0,3–0,35).

Нельзя на городской автомобиль устанавливать колодки, предназначенные для спортивных автомобилей. Они эффективны при других температурных показателях и при размеренной езде по городу практически бесполезны.

Тормозная система является одним из самых важных узлов транспортного средства. Она состоит из ряда элементов, включая и задние тормозные колодки. Со временем такие комплектующие выйдут из строя в силу естественного износа или ряда других причин.

Очень важно не только своевременно заменить элемент, но также подобрать правильные колодки, которые максимально подходят под ваш автомобиль, ведь иначе процесс торможения может быть неэффективным, что приведет к различным дорожно-транспортным происшествиям.

Что такое тормозная колодка

Любой элемент такого типа представляет собой металлическую пластину, к которой крепится мягкий фрикционный материал (вещество с повышенным коэффициентом трения).

При этом фрикционный материал может устанавливаться с помощью метода проклейки или путем использования усиленных заклепок.

Нельзя однозначно сказать, что определенный метод будет лучше. В то же время, в случае проклейки срок службы элементов несколько возрастает.

Использование заклепочных колодок приводит к тому, что сами заклепки со временем начнут тереться об тормозные диски или барабаны, так что колодки придется менять несколько раньше, о чем просигнализирует скрип.

В клееных тормозах скрип возникнет намного позже, так что есть риск несвоевременной замены. Таким образом, это может привести к разрушению самих дисков и барабанов.

Основные критерии выбора

Современный рынок наполнен большим количеством запчастей для транспортных средств, при этом неискушенному покупателю не всегда просто определиться с конкретным вариантом.

Если вы не знаете, какие тормозные колодки выбрать, то следует обратить внимание на такие критерии:

  • регион эксплуатации (климат, горная местность или равнины);
  • стиль вождения;
  • наличие или отсутствие прицепа;
  • ваша личная терпимость к скрипам;
  • частота эксплуатации транспортного средства в дождливую погоду.

Именно от этих факторов стоит отталкиваться при выборе материала тормозных колодок.

Выбираем фрикционный материал

На сегодня, для производства тормозных колодок могут использоваться такие разновидности материалов:

  • органические. Они существенно продлевают срок службы основных элементов тормозной системы, но демонстрируют не самое высокое качество торможения (особенно, если вы хотите буксировать трейлер или ездить по дорогам с длинными спусками). Также такой материал плохо противостоит воздействию влаги, так что в дождь или туманную погоду эффективность торможения существенно снизится;
  • полуметаллические. Такое решение несколько лучше, чем в случае с органическими колодками, поскольку качество торможения существенно увеличивается. Правда, модели с полуметаллическим фрикционным материалом изнашиваются намного быстрее;
  • металлические. Достаточно дорогие, но и качество у них на порядок выше. Они повышают маневренность, сокращают длину тормозного пути. Демонстрируют одинаковую эффективность как в сухую, так и во влажную погоду. Недостаток состоит в ускоренной выработке ресурса дисков и барабанов;
  • керамические. Самые дорогие, но и самые долговечные модели. Они отлично противостоят воздействию высоких температур, практически не теряют эффективности в случае повышенной влажности.

Не всегда стоит покупать самые дорогие колодки. Например, для езды по городу и в пригородной зоне достаточно будет полуметаллических моделей.

Даже если на транспортном средстве установлен дисковой тормоз из твердого сплава, износ колодки будет не таким уж и большим в случае умеренной езды.

Для буксирования или езды в горной местности же следует брать тормоза с насадками из цельного металла или керамики.

Важно тщательно оценить не только все предложения на рынке, но и определить, насколько эффективное торможение нужно конкретно в вашем случае.

Конструктивные особенности колодок

По своей конструкции модели делятся на барабанные и дисковые. Первый вариант не так давно устанавливали на все четыре колеса авто, но сейчас его используют все реже, в силу того, что барабанный тормоз слишком перегревается.

При езде на больших скоростях или во влажную погоду качество торможения сильно снижается. Кроме того, конструктивно такие элементы являются достаточно сложными, так что они хуже подлежат ремонту.

Далее видео с руководством по замене задних тормозных колодок:

Но нельзя сказать, что у тормоза барабанного типа нет преимуществ. Среди достоинств таких элементов стоит выделить:

  • длительный срок эксплуатации в нормальных условиях;
  • практически полное отсутствие загрязнений;
  • доступную стоимость (как самих элементов, так и их обслуживания).

Подобные модели устанавливают в бюджетных авто с небольшими показателями динамики. Тормоза дискового типа отличаются открытой системой торможения, благодаря чему они быстрее охлаждаются и очищаются.

Основной недостаток – достаточно небольшой ресурс. Подобное решение является более эффективным, но и стоимость его на порядок выше. Задние тормозные колодки дискового типа, в основном, можно увидеть на автомобилях бизнес-класса, спорткарах, родстерах и пр.

Что нужно помнить при выборе колодок

Стоит отметить, что по своему качеству подобные комплектующие делят на три серии:

  • оригинальные колодки серии «О.Е». Их можно приобрести в специализированных точках продаж, как правило, тут можно не сомневаться в высоком качестве и долговечности запчастей. На подобные товары предоставляют гарантию от производителя, правда, стоимость их достаточно большая;
  • модели с небольшими отклонениями. Они несколько отличаются от конструкторских документов, но имеют сертификат качества. Стоимость существенно ниже, чем в случае первой группы;
  • запчасти, эксплуатационные способности которых существенно ниже, чем у производителя. Такие модели делают из самых простых примесей. Стоимость небольшая, но и срок службы соответствующий.

Не стоит экономить при выборе комплектующих для тормозной системы своего транспортного средства.

Лучше выбирать товары от проверенных производителей (желательно, чтобы они соответствовали рекомендациям изготовителя самого автомобиля).

В ином случае сильно повышается вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Несколько дополнительных советов

Кроме того, следует обратить внимание на такие нюансы:

  • упаковка. Она должна быть качественной, выполненной из хорошего материала. Наличие знака ЕСЕ R90 подтверждает, что товар сертифицирован для продажи на территории Европы. Также некоторые производители делают специальную маркировку на упаковке, что подтверждает качество и долговечность моделей;
  • внешний вид. Осмотрите элемент на наличие видимых дефектов, таких как трещины, царапины и другие деформации. Также очень важно, чтобы фрикционный материал был хорошо прикреплен к металлическому элементу;
  • конструктивные особенности. Необходимо, чтобы новая и старая колодка соответствовали друг другу по своим габаритам. Особенно важно присмотреться к толщине фрикционной пластины;
  • материал. В составе не должно быть асбеста, иначе это говорит о низком качестве продукции;
  • параметры. Коэффициент трения и предельная температура – наиболее важные показатели. Особенно они необходимы в случае использования авто для гонок, а также повышенных нагрузок (тут нужно 700-900 градусов, тогда как для обычных автовладельцев хватит 300-350 градусов).Показатель номинального коэффициента трения должен находиться в пределах 0,3-0,5.

Задние тормозные колодки следует менять значительно реже, чем передние. Так как нагрузка на них меньше, в среднем, они служат в три раза дольше.

При этом важно прислушиваться к звукам, которые исходят из элемента. В случае наличия скрипов, желательно сразу же провести замену.

Какого производителя выбрать

Естественно, наиболее оптимальный вариант тут – приобрести тормозные колодки от торговой марки, что выпустила ваш автомобиль. Если такая возможность отсутствует, следует присмотреться к таким брендам:

  • Hankook Frixa. Южнокорейский производитель с достаточно большим ассортиментом продукции. Наличие в составе фрикционного вещества кевларовых волокон существенно увеличивает эффективность тормозных колодок. Правда, цена достаточно высокая. Есть варианты не только для корейских авто, но также для отечественных машин и недорогих иномарок (например, Рено Логан);
  • Allied Nippon. Высокое японское качество сохраняется и в товарах от этого бренда. Один из лучших производителей запчастей для авто из Азии. Ассортимент весьма широк, есть подходящие модели практически для всех транспортных средств, что встречаются на территории России. Отлично подходят для рваного цикла езды, что оптимально в случае частных пробок. Долговечность обеспечивает наличие в составе феррокарбоната и других минеральных добавок. Минус – высокая цена;
  • Jurid. Американский производитель, который специализируется исключительно на тормозных колодках. Продукция компании используется в качестве родных элементов для большинства транспортных средств из США;
  • Ferodo Target. Компания из Британии делает колодки с уникальным составом, благодаря чему значительно увеличивается как износостойкость накладок, так и эффективность торможения. При этом цена тут вполне приемлемая, что является несомненным плюсом. Еще одно достоинство – практически полное отсутствие скрипов, которые могут вызывать дискомфорт у водителя и пассажиров. Можно найти модели к большинству современных машин;
  • STS. Достаточно популярный отечественный бренд, который плотно сотрудничает с немецкими автоконцернами, благодаря чему и обеспечивается высокое качество товаров. Прежде всего, фирма ориентируется на наши машины, а также бюджетные иномарки от концернов Рено, Киа, Тойота, Хендай, Шевроле и пр. Весьма хороший вариант для всех, даже тех, кто скептически относится к качеству отечественных запчастей. Цена доступная, полностью соблюдаются все стандарты качества.

В любом случае, очень важно, чтобы приобретенная тормозная колодка соответствовала всем рекомендациям, указанным в технической документации к вашему транспортному средству.

Далее видео про замену тормозных колодок: