Неравномерная работа двигателя на холостом ходу

0
937

Содержание

Каждый автолюбитель не раз сталкивался с нестабильной работой двигателя. Проявляется это в плавающих оборотах, как под нагрузкой, так и на холостом ходу. Мотор может работать ровно, а затем появляется ощущение, что он собирается заглохнуть. Однако снова начинает стабильно работать. В чем причина? Попробуем разобраться, почему двигатель работает с перебоями, а также узнаем, как решить эту проблему.

Случаи нестабильной работы ДВС и попытки устранения

В процессе эксплуатации мотор может подергиваться. Иногда просто невозможно нормально ехать на машине. Специалисты по обслуживанию автомобилей называют разные причины. Так, одни говорят, что в нестабильной работе виновна прокладка под головкой блока цилиндров. Но последующая замена ее ничего не дает. Второй специалист-диагност утверждает, что виной всему клапаны. Однако после регулировки результата снова нет. Специалист по впуску твердит, что карбюратор/инжектор никуда не годится и нужно покупать новый либо чистить. Но, естественно, результат снова неудовлетворительный.

Что бы ни делали, а двигатель работает с перебоями. А оказывается, что в данном случае проблема заключалась в разъеме трамблера – в фишке, которую подсоединяют к распределителю зажигания. Из-за этого нарушен контакт. Как видно, не всегда нестабильная работа связана с карбюраторами, свечами и прочими узлами. Чаще виновата электропроводка. Мы подробно остановимся на этом.

Причины неустойчивой работы: система зажигания

Первая причина – это неисправные свечи. Даже если не будет работать или будет работать неправильно одна-единственная свеча, то устойчивая работа силового агрегата будет невозможна. Как минимум один цилиндр двигателя будет работать с перебоями.

Такая работа мотора связана с неисправной катушкой зажигания. Это случается не так часто, как различные проблемы со свечами. Но проблему исключать не стоит. Понять, что с катушкой что-то не так, можно по искре. Если мощность ее заметно снизилась, то в результате это приводит к нестабильной и неустойчивой работе ДВС.

Многие автолюбители сильно удивятся, но зачастую двигатель работает с перебоями вовсе не из-за карбюратора или инжектора – причиной является побитый или поврежденный свечной высоковольтный провод. В результате это приводит к снижению мощности мотора, его неустойчивой работе и другим проблемам.

Снова вернемся к крышке и контактам трамблера как одной из причин неустойчивой работы ДВС. Если в автомобиле установлена контактная система зажигания, то при повреждении контактов мотор может работать неровно. О какой-либо устойчивости «на холостых» можно забыть. Также случаются ситуации, когда отгорает уголек, расположенный в центре крышки трамблера с внутренней ее стороны.

Система питания и нестабильная работа двигателя

Надежность работы системы питания – гарантия ровной и устойчивой работы мотора. Рассмотрим типовые неисправности, которые являются причиной неустойчивых оборотов ДВС.

Если двигатель работает с перебоями, причины могут быть в некачественном бензине. Сегодня на заправках такое топливо продают очень часто. Если заправить автомобиль некачественным горючим, то обороты двигателя будут плавать, а машина дергаться. Иногда автомобиль просто отказывается ехать. Специалисты рекомендуют в данной ситуации слить все горючее и проверить топливо на наличие в нем воды. Если бензин слит полностью, насосом прокачивают всю магистраль. Также не лишним будет промывка карбюратора и замена топливных фильтров.

Засоренный топливный фильтр или карбюратор – это еще одна из возможных причин. Мусор в карбюраторе может стать причиной отказа двигателя заводиться. Если забиты каналы или жиклера, то горючая смесь не сможет в полном объеме попадать в камеру сгорания. Это моментально отразится на работе ДВС.

Перебои в работе ДВС и электрооборудование: признаки, способы устранения

Если двигатель работает с перебоями и появляется ощущение, что мотор сейчас заглохнет, необходимо обратить внимание на тахометр. Если в момент нестабильной работы стрелка подергивается, то причину неисправности следует искать в электрооборудовании. Это симптомы кратковременных сбоев в системе зажигания (нет искры). Если тахометр отсутствует, определить неполадки с искрой можно и без него. Автомобиль резко дергается при движении.

Но не всегда удается быстро обнаружить причины кратковременной утери искры. Зачастую, как уже было отмечено выше, это плохие контакты либо катушка зажигания. Еще виновником является конденсатор, загрязненные контакты. Если установлены новые контакты, а мотор работает неровно, то это значит, что они плохие.

Трамблер и конденсатор

Если проблема в конденсаторе на трамблере (а он может как выйти из строя полностью, так и частично), то мотор будет заводиться, может исправно и стабильно работать на холостых оборотах. Но в процессе движения агрегат будет дергаться. Это говорит об испорченном конденсаторе. Снимают крышку с трамблера, подводят бегунок так, чтобы открылся контакт. Как его проверяют? Рукой крутят бегунок так, чтобы разомкнуть контакт.

В процессе размыкания должна проскочить искра. При испорченном конденсаторе она будет синей и достаточно сильной.

Также на трамблере может быть недостаточный либо же чрезмерно большой зазор в контактах. Это вызывает неустойчивую работу мотора. Шток может болтаться из стороны в сторону. На нем установлены кулачки и бегунок. Контакты будут размыкаться без особой четкости, что и будет давать перебои. Следует заменить втулки штока или целый трамблер полностью.

Высоковольтные провода

Мы уже рассматривали эту причину выше. Если двигатель работает с перебоями (инжектор или карбюратор, не имеет значения), то первым делом стоит обратить внимание на соединения проводов. Если штекер покрыт зеленым налетом, нужно капнуть на него маслом и затем подождать. Смазка разъедает окислы и убирает их. Также можно раскрутить и закрутить гайки, которыми провода крепятся к катушке зажигания.

Если это не помогает, то путем замены можно легко найти вышедшую из строя деталь. Но сложность в том, что если катушка зажигания работает частично, выявить это можно только методом замены на заведомо новую.

Работа с перебоями — это не троение

Не стоит путать перебои в работе двигателя с троением, когда не функционирует один из цилиндров. Когда мотор «троит», не будет подергиваний. В данном случае возникает плохая тяга. А на холостых оборотах подергивания все же будут.

Если на автомобиле ВАЗ-2107 двигатель работает с перебоями, то проблемы определенно с системой зажигания. Если при резком нажатии газа мотор глохнет, а затем подхватывается и начнет набирать обороты, то причина в карбюраторе. Система зажигания здесь ни при чем. Редко провалы могут быть связаны с неисправной катушкой. Последняя выдает слабую искру.

Бензонасос

Случается так, что бензонасос плохо качает горючее, но при спокойном режиме сбоев нет.

Стоит только сильно нажать на газ, автомобиль начнет дергаться, при этом не будет сильных рывков. Двигатель заглохнет и затем снова подхватит. А если сбросить педаль и нажать снова, мотор опять будет работать ровно. В этом случае рекомендуется заменить или отремонтировать бензонасос или его шток. Почему двигатель работает с перебоями? Ему не хватает бензина по причине того, что топливный насос работает неэффективно.

Холостой ход и работа с перебоями

Это также одна из распространенных проблем, с которой сталкивается большинство автовладельцев. Причин этого явления много. При этом неисправности зависят от типа мотора – карбюраторный это агрегат или инжекторный. Рассмотрим каждый вид по отдельности.

Карбюраторные автомобили

Если двигатель работает с перебоями на холостом ходу, это может говорить о том, что настройка ХХ в карбюраторе сбилась. Она смещена в сторону более бедной топливной смеси. В данном случае рекомендуется отрегулировать холостой ход до 800-900 об/мин на карбюраторе.

Также возможен выход из строя электромагнитного клапана. В данном случае двигатель будет нормально работать только при полностью вытянутом подсосе. Если убрать его, мотор тут же заглохнет.

Нестабильная работа двигателя также связана с засоренными жиклерами карбюратора или каналами холостого хода. Здесь в топливе отсутствует в достаточном количестве воздуха. Эту проблему можно быстро решить очисткой карбюратора в целом и жиклеров.

Если есть подсос лишнего воздуха, то это также ведет к образованию бедной смеси. Как следствие, двигатель работает с перебоями на холостом ходу. Проверьте впускные патрубки на предмет герметичности.

Инжекторный двигатель

Современные инжекторные агрегаты более технологичны, однако и с ними бывают проблемы. Зачастую неисправность связана с поломкой какого-либо датчика. Также возникают проблемы со свечами, подачей воздуха (здесь на патрубке стоит расходомер ДМРВ). Последний может подсасываться в систему «извне».

Также не стоит исключать проблемы с проводами. Часто выходит из строя датчик холостого хода или клапан ЕГР.

Перебои на холодном двигателе

Обычно автомобиль заводится и тут же глохнет. Затем при следующем повороте ключа двигатель уже работает нормально. В первом случае горючее уходит из топливного насоса в бак, а в поплавковой камере карбюратора топливо уже есть. При повороте ключа мотор заводится и работает нормально, но насос еще не усел закачать бензин в карбюратор. Из-за этого холодный двигатель работает с перебоями.

Также карбюратор может готовить слишком бедную или переобогащенную смесь. В инжекторных агрегатах причина в форсунке, которая «на холодную» дает не ту порцию смеси в какой-либо цилиндр. Решение проблемы – прочистка на стенде.

Подведем итог. Как видим, мотор нестабильно работает по разным причинам. В первую очередь нужно обращать внимание на систему впуска и зажигания. Возможно, проблема в каком-либо проводке или датчике.

Точнее — про малую часть этой проблемы — такой вариант, как неравномерное подергивание двигателя на малых оборотах (холостой ход), сопровождаемое такими же хлопками в выхлопную трубу. В ответ на проблему коллеги-волговода. Хотел сперва дать краткие советы у него в комментариях, применительно к ГАЗ-21, типа " проверь это и то-то…" Но решил разжевать вопрос более развернуто, так как проблема и причина общая для многих марок автомобилей.
Равномерные хлопки, когда двигатель уже конкретно "троит", не рассматриваем, причина этого диагностируется легко

Хлопки в выхлопную трубу — практически всегда это пропуски в работе цилидров. Но пропуски эти могут быть по многим причинам! Рассмотрим некоторые наиболее часто встречаемые.
И если уже проверена вся система зажигания, а положение винтов регулировки карбюратора не устраняет проблему, то давайте копать глубже!
Чтобы не случалось таких пропусков, должны быть соблюдены все условия для нормального сгорания топлива в цилиндре двигателя. Изначально все просто: всего-то необходимо подать в цилиндр топливо-воздушную смесь в определенной пропорции и вовремя ее поджечь.
За пропорции отвечает карбюратор — тут за вас все уже придумали и продумали конструкторы, от вас требуется его чистота, целостность, правильная регулировка уровня топлива и системы холостого хода по качеству смеси.
За поджиг топливовоздушной смеси отвечает исправность системы зажигания. Это значит, что кроме исправных катушки-свечей-проводов, также проверяем в трамблере: подшипник площадки прерывателя, бегунок, проверяем уголек в крышке распределителя, не забываем контролировать зазор в контактной группе прерывателя и зазор между электродами свечей . Проверяем угол опережения зажигания(УОЗ) — при слишком раннем УОЗ также будут пропуски, проблема устраняется установкой нормального УОЗ.
Давайте рассмотрим вариант, когда у нас с карбюратором и с зажиганием все в порядке, а у автолюбителя уже опускаются руки в поисках причин неравномерной работы двигателя
Теория и практика говорит нам: для того, чтобы в цилиндре двигателя случился пожиг рабочей смеси и произошел такт "рабочий ход", там должны быть соблюдены еще несколько очевидных условий:
Первое и самое главное -требуемое давление в цилиндре в конце такта сжатия. За это в моторе отвечает цилиндро- поршневая группа и ГРМ. Проверяется компрессией на прогретом моторе. Это значит, что для равномерной работы двигателя компрессия во всех цилиндрах должна быть в норме и одинаковая (для двигателей различных марок автомобилей справочные данные индивидуальны)! И, кроме износа и целостности поршневой группы, поршневых колец, состояния тарелок и седел клапанов и износа направляющих втулок клапанов, не меньшую роль играет и банальная регулировка клапанов! Очень часто в погоне за бесшумной работой двигателя, мастера пытаются регулировать зазоры в клапанном механизме на минимальных значениях… А так как есть давно известный факт, что горячие тела по размеру отличаются от холодных в большую сторону, то применительно к зазорам в клапаном механизме на работающем двигателе это значит, что длина стержня горячего клапана увеличивается, значит возможно уменьшение этого зазора до полного его отсутствия. Результат этого — даже малейшее неплотное закрытие клапана приводит к тому, что в цилиндре не может быть достигнуто требуемое давление для нормального воспламенения рабочей смеси и вот вам пропуски зажигания. И это часто выражается в нормальной работе непрогретого двигателя и вдруг появлении пропусков на полностью прогретом моторе.
Дальнейшие последствия "пережатия" в регулировке клапанов -прогорание тарелки клапана и его седла. Тут уже ни о какой компрессии можно не мечтать без серьезного ремонта ГБЦ.
Поэтому, чтобы проверить "виновность" регулировки клапанов в пропусках зажигания, советую наоборот отрегулировать их в допуске по максимальным значениям, а не регулировать зазоры в "минимум" . Если клапан и седло целые, то такое увеличение зазора в регулировке клапанов может устранить пропуски в работе цилиндров двигателя!
Второе и не менее главное условие: вся приготовленная карбюратором топливо-воздушная смесь должна попасть в цилиндр. Это значит, что между карбюратором и цилиндром двигателя не должно быть проблем. А проблемой может стать подсос воздуха, и как результат этого — обеднение топливо-воздушной смеси в одном из цилиндров, или всех цилиндров сразу. Вариантов подсоса воздуха несколько: на ГАЗ-21 часто встречается подсос воздуха через прокладку между впускным коллектором и ГБЦ. Также может пропускать прокладка под карбюратором, может быть незаметная трещина во впускном коллекторе (у меня такая была), на других более современных моделях автомобилей также подсос воздуха возможен через возможные другие воздушные каналы, входящие во впускной коллектор( вакуумный усилитель тормозов, клапан ЕGR; штуцеры, с которых возможно слетел какой-нибудь вакуумный шланг и т.д.). Подсос воздуха чрез прокладки проверяется на работающем двигателе проливом жидкости по соединительным плоскостям и всем указанным подозрительным местам. В качестве проверочной жидкости можно использовать, например, очиститель карбюратора в аэрозоли, и даже обычную воду. При попадании этой жидкости, или воды в место подсоса воздуха сразу будет видно изменение в работе двигателя. Таким образом мы находим еще одну причину неравномерной работы двигателя. После устранения вышеописанных причин заново регулируем обороты холостого хода на качество смеси. Тут советую воспользоваться услугами газоанализатора, отрегулировать смесь на холостых оборотах в пределах 1%-1,5% СО% (на ГАЗ-21 до 3,5%, этого должно с лихвой хватить для его равномерной работы)
У моей Королевы совсем недавно была такая же проблема (подсос через впускной коллектор в районе 2 цилиндра), устранил на ранней стадии так: ослабил гайки крепления всего коллектора к ГБЦ, ослабил гайки крепления впускного коллектора к выпускному (4 штуки между коллекторами), равномерно затянул гайки всего коллектора к ГБЦ, далее затянул гайки крепления между коллекторами. Повезло, что сама прокладка осталась целой и оказалось достаточно протяжки гаек коллекторов. Если протяжка не помогает, меняем прокладку)
Еще одной причиной дерготни мотора может быть калильное зажигание, но эту тему и причины я здесь не буду развивать, надеюсь, что до этого у нас не дойдет)))
А вообще, друзья, есть один важный секрет, который знают все нормальные карбюраторщики:
Настраивать карбюратор и зажигание нужно только при полностью исправной механической части двигателя!
Всем удачи на дорогах и не ломаться!

Причин, по которым неровно работает двигатель на холостом ходу, довольно много. Автомобилистам стоит иметь о них представление, чтобы избежать лишних растрат, решив проблему самостоятельно и выполнив ремонт своими руками. С другой стороны, также можно будет избежать более серьезных проблем благодаря своевременной диагностике.

Читайте в этой статье

Причины неровной работы мотора на холостом ходу

Специалисты основные причины неровной работы на холостых оборотах разделяют на две категории:

Отдельно можно вынести неисправность воздушной системы (впуск), но более уместно включить ее и в список проблем с топливной системой. Дело в том, что обе они неразрывно связаны и оказывают влияние на стабильность работы силового агрегата в режиме ХХ и под нагрузкой.

  • Топливно-воздушная система и топливо. Бедная топливно-воздушная смесь нередко бывает причиной того, что неровно работает двигатель на холостых оборотах. Такая «бедность» смеси заключается в том, что в ней слишком мало топлива, а воздуха слишком много.

Более серьезной проблемой можно считать неполадки с клапаном холостого хода (он же регулятор холостого хода, регулятор добавочного воздуха), который иногда называют датчиком холостого хода. Владельцам карбюраторных автомобилей эта деталь известна также под названием «электромагнитный клапан».

Подсос лишнего воздуха может происходить и через, например, разбитые отверстия оси дроссельной заслонки на карбюраторе. В этом случае проблема может стать заметной не сразу: постепенно увеличится расход бензина, появятся перебои в работе на холостом ходу.

  • Некачественное топливо. Из-за него также нередко «плавают» холостые обороты. Особенно сильно это явление наблюдается при использовании так называемого эко-бензина. Он содержит определенное количество этанола. В идеальном случае это не только делает выхлопные газы менее токсичными, но и способствует чистке топливной системы.
  • Вышел из строя регулятор давления топлива (он же перепускной клапан низкого давления). Его задача – сохранять необходимое давление топлива во время работы мотора в любом режиме.

На эту поломку указывает не только неровная работа двигателя на холостых оборотах, но также перебои, если резко нажать на педаль газа, падение мощности, сильное увеличение расхода топлива.

  • Засорились форсунки (закоксовались каналы). Из-за плохой работы форсунок топливная смесь получается ненадлежащего качества по составу, что и приводит к нарушениям в работе силового агрегата в разных режимах и повышению расхода горючего.
  • Нарушения в работе воздушной заслонки. Это, как правило, механическая помеха, которая также приводит к образованию некачественной топливно-воздушной смеси. Как уже говорилось, от этого двигатель работает неровно.
  • Не отрегулирован холостой ход на карбюраторе. В этом случае под нагрузкой мотор будет работать нормально, а на холостом ходу иногда будет дергаться, в глушителе одновременно с этим могут даже раздаваться негромкие хлопки. Относительно простая проблема, справиться с которой можно и самостоятельно, подкручивая нужный регулировочный винт.

Проблемы с электрикой

Прежде всего, начнем с системы зажигания. Точнее, причиной бывает слишком большой зазор между электродами на свечах зажигания.

Здесь симптомы будут почти такими же, как и при плохой регулировке холостого хода на карбюраторе. Проблему легко устранить, если уменьшить зазор между электродами.

Неустойчивая работа двигателя без нагрузки также может быть обусловлена троением двигателя. То есть, не работает один из цилиндров.

Заключение

Итак, с учетом вышесказанного можно сделать вывод, что если неровно работает двигатель, причины нужно искать либо в топливной системе, либо в зажигании (часто виноваты свечи и свечные провода).

Если неполадки не будут выявлены, тогда можно переходить к более глубокому осмотру, проверять давление в топливной системе, качество подачи воздуха в двигатель, работу датчиков ЭСУД, дроссельную заслонку и т.д.

На инжекторных авто отдельно рекомендуется выполнить компьютерную диагностику двигателя, тогда как на моторах с карбюратором бывает необходима чистка и последующая настройка карбюратора, который является основным дозирующим устройством.

Двигатель подергивается на холостом ходу: почему так происходит. Подергивания двигателя в режиме ХХ, диагностика возможных неисправностей, рекомендации.

В режиме холостого хода и при низких оборотах двигатель троит: возможные причины неустойчивой работы силового агрегата. Способы самостоятельной диагностики.

На холостом ходу "плавают" обороты: почему так происходит. Основные неисправности, связанные с холостыми оборотами на бензиновом и дизельном двигателе.

Плавающие холостые обороты двигателя "на холодную". Основные неисправности, симптомы и выявление поломки. Неустойчивый холостой ход дизельного двигателя.

Признаки неработающего цилиндра (троение и вибрации) дизельного двигателя. Поиск неисправности: компрессия, дизельные форсунки, свечи накала, ТНВД и другие.

После перехода на газ двигатель троит, при этом на бензине работает нормально: основные причины данной неиспрвности. Диагностика неполадок, рекомендации.