Содержание
Международная организация по стандартизации разработала общие требования к основным размерам:
- Метрических радиальных подшипников качения — стандарт ISO 15:1998 (за исключением конических роликоподшипников);
- Метрических радиальных конических роликоподшипников — стандарт ISO 355:1977;
- Метрических упорных роликоподшипников — стандарт ISO 104:2002;
- Для иных серий применяется "европейская" система обозначений.
Обозначение типов подшипников
Идентификационный код подшипника составлен из ряда букв и цифр, имеющих определенное значение, и разделен на три составные части, начиная слева направо:
- Первая часть — конструктивное исполнение подшипника;
- Вторая часть — размерная серия подшипника;
- Третья часть — диаметр отверстия подшипника.
Первая часть условного обозначения отображает конструктивную форму. Данная часть всегда указана в цифровой форме, за исключением цилиндрических роликоподшипников и шарикоподшипников со съемным кольцом.
Вторая часть условного обозначения отображает тип подшипника:
0 Радиально-упорные шарикоподшипники
1 Самоустанавливающиеся шарикоподшипники
2 Сферические роликоподшипники, сферические упорные роликоподшипники
3 Конические роликоподшипники
4 Двухрядные радиальные шарикоподшипники
5 Упорные шарикоподшипники
6 Однорядные радиальные шарикоподшипники
7 Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники
8 Упорные цилиндрические роликоподшипники
N Цилиндрические роликоподшипники (за буквой “N” могут следовать еще одна или две буквы, указывающие на конструкцию упорных бортиков цилиндрических роликоподшипников, например, NJ, NU, NUP)
QJ Шарикоподшипники с четырехточечным контактом
Вторая часть условного обозначения отображает размерную серию подшипника: могут определяться и иные размеры подшипника, точнее наружный диаметр и ширина, в соответствии с диаметром отверстия. При одинаковом отверстии и наружном диаметре, подшипник может иметь разную ширину. Поэтому можно условно разделить комбинацию на серию диаметров и серию ширины.
Серия диаметров так же, как и серия ширины, обозначаются целыми числами; оба номера создают размерную серию подшипников. Приступив к определению обозначения слева направо, первый номер указывает на серию ширины, второй — на серию диаметров. Такая комбинация носит называние Размерная Серия, и предшествует код диаметра отверстия. Если тип подшипника предусматривает лишь одну серию ширины, номер ширины не указывается. В состав обозначения Размерной Серии будет входить исключительно цифра, содержащая серию диаметров.
Третья часть отображает диаметр отверстия и включает в себя две цифры, имеющие следующую систему кодирования:
00 = отверстие Ø 10 мм
01 = отверстие Ø 12 мм
02 = отверстие Ø 15 мм
03 = отверстие Ø 17 мм
04 = отверстие Ø 20 мм (точнее 20 : 5 = 04)
05 = отверстие Ø 25 мм (точнее 25 : 5 = 05)
. до:
96 = отверстие Ø 480 мм (точнее 480 : 5 = 96)
Если диаметр отверстия подшипника равен или больше 500 мм, часть условного обозначения, указывающего на Размерную Серию, отделяется косой чертой (/), за которой следует диаметр отверстия, указанный в миллиметрах. Напр. 62/500. В отношении определенного типа подшипников первые две части условного обозначения остаются неизменными, а последняя часть поддается изменениям, точнее часть, определяющая код диаметра отверстия. Неизменная часть условного обозначения, включающая в себя конструктивную форму и размерную серию, обычно называется "серия подшипников".
Тип подшипника |
Серия подшипника |
Обозначение типов подшипников |
Размерная серия |
Однорядные радиальные шарикоподшипники |
618 | 6 | 18 |
619 | 6 | 19 | |
160 | 6 | (0)0 | |
60 | 6 | (1)0 | |
62 | 6 | (0)2 | |
63 | 6 | (0)3 | |
64 | 6 | (0)4 | |
Двухрядные радиальные шарикоподшипники |
42 | 4 | (2)2 |
44 | 4 | (2)3 | |
Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники |
719 | 7 | 19 |
70 | 7 | (1)0 | |
72 | 7 | (0)2 | |
73 | 7 | (0)3 | |
74 | 7 | (0)4 | |
Двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники |
32 | (0) | 32 |
33 | (0) | 33 | |
Шарикоподшипники с четырехточечным контактом |
QJ2 | QJ1 | (0)2 |
QJ3 | QJ1 | (0)3 | |
Самоустанавливающиеся шарикоподшипники |
12 | 1 | (0)2 |
22 | (1) | 22 | |
13 | 1 | (0) | |
23 | (1) | 23 | |
Однорядные цилиндрические роликоподшипники |
NU10 | NU | 10 |
NU2 | NU | (0)2 | |
NU22 | NU | 22 | |
NU32 | NU | 32 | |
NU3 | NU | (0)3 | |
NU23 | NU | 23 | |
NU4 | NU | (0)4 | |
Конические роликоподшипники |
329 | 3 | 29 |
320 | 3 | 20 | |
330 | 3 | 30 | |
331 | 3 | 31 | |
302 | 3 | 02 | |
322 | 3 | 22 | |
332 | 3 | 32 | |
303 | 3 | 03 | |
313 | 3 | 13 | |
323 | 3 | 23 | |
239 | 2 | 39 | |
Сферические роликоподшиппики |
230 | 2 | 30 |
240 | 2 | 40 | |
231 | 2 | 31 | |
241 | 2 | 41 | |
222 | 2 | 22 | |
232 | 2 | 32 | |
213 | 2 | 03 | |
223 | 2 | 23 | |
Упорные шарикоподшипники |
511 | 5 | 11 |
512 | 5 | 12 | |
513 | 5 | 13 | |
514 | 5 | 14 | |
532 | 5 | 32 | |
533 | 5 | 33 | |
534 | 5 | 34 | |
Двойные упорные шиарикоподшипники |
522 | 5 | 22 |
523 | 5 | 23 | |
524 | 5 | 24 | |
Упорные сферические роликоподшипники |
292 | 2 | 92 |
293 | 2 | 93 | |
294 | 2 | 94 |
1 — Цифры в скобках в обозначение кода серии подшипников не включены
2 — Цилиндрические роликоподшипники включают серию NJ, NUP, N, NF и NU
Суффиксы подшипников
Z — Односторонняя защитная металлическая шайба для подшипника
ZZ — Двусторонняя защитная металлическая шайба для подшипника
RS — Одностороннее резиновое уплотнение для подшипника
2RS — Двустороннее резиновое уплотнение для подшипника
N — Канавка для стопорного кольца на внешнем кольце подшипника
NR — Канавка и стопорное кольцо на внешнем кольце
M — Латунный сепаратор
MA — Латунный сепаратор центрированный по внешнему кольцу
MB — Латунный сепаратор центрированный по внутреннему кольцу
TN — Усиленный полиамидный сепаратор
P6 — Класс точности соответствует ISO 6
P5 — Класс точности соответствует ISO 5
P4 — Класс точности соответствует ISO 4
C2 — Серия зазоров меньше нормальной
C3 — Серия зазоров больше нормальной
C4 — Серия зазоров больше C3
C5 — Серия зазоров больше C4
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Основная цифровая маркировка и схема
Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.
Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.
Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:
Y – XXXXXX – Z
Любой номер имеет три составляющие:
- Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
- Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
- Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.
Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)
Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)
где под цифрами имеется ввиду:
- диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
- размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
- тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
- конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
- размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.
Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.
Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:
- 1D – менее десяти миллиметров.
- 2D – больше 10, но не более 20 мм.
- 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
- 4D – более 50 сантиметров.
Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.
Для первого диапазона
Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.
Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.
Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.
11. Как по маркировке подшипника определить его основные размеры и тип?
В соответствии с принятой системой условных обозначений подшипников счет цифр в маркировке идет справа налево. Первая и вторая цифры (справа!) обозначают диаметр вала в месте посадки (внутренний диаметр подшипника).
Номинальный диаметр отверстия, мм | 10 | 12 | 15 | 17 |
Условное обозначение | 00 | 01 | 02 | 03 |
Пример | 200 | 201 | 202 | 6203 |
Для подшипников, внутренний диаметр которых 20 мм и больше (до 495 мм), те же первая и вторая цифры показывают частное от деления размера диаметра на 5. Например, две крайние справа цифры 04 означают, что внутренний диаметр подшипника 20 мм; цифры 25 соответствуют диаметру 125 мм и т. д. Третья и седьмая цифры обозначают соответственно серию подшипников по диаметру и ширине. Четвертая обозначает тип подшипника: радиальный шариковый однорядный — 0; радиальный шариковый двухрядный сферический — 1; радиальный с короткими цилиндрическими роликами — 2; радиальный роликовый двухрядный сферический — 3; роликовый с длинными роликами или иглами — 4; роликовый с витыми роликами — 5; радиально-упорный шариковый — 6; роликовый конический — 7; упорный шариковый — 8; упорный роликовый — 9.
Это, конечно, только самые общие обозначения. Привести все в коротком ответе просто невозможно.
Серия подшипника — это один из установленных стандартами нормальных рядов, отличающихся друг от друга по диаметру наружной поверхности и ширине при одинаковых конструкции и диаметре отверстия. Тип подшипника определяет его основные свойства: направление вращения и форму тел качения.