Износ наружной части рулевых колес дефекты

0
1411

Содержание

С пробегом техническое состояние шин изменяется, что влияет на эксплуатационные свойства автомобиля и на безопасность движения. Поэтому важно следить за равномерностью износа всех шин, а также не допускать эксплуатации транспортного средства, остаточная высота протектора шин которого ниже минимальной допустимой. Задача предупреждения преждевременного износа и разрушения шин весьма сложна и связана с умением определять их виды, безошибочно выявлять причину, вызвавшую каждое конкретное разрушение шины. На повышенный износ ваших автомобильных покрышек влияет множество факторов, или если прямо говорить, нарушений. Дело в том, что многие автовладельцы не соблюдают элементарных правил технического обслуживания своего или рабочего автомобиля.

Происходит это либо по неведению, либо по своей халатности. Благодаря периодическому и своевременному осмотру шин автомобиля вы сможете получить полную и необходимую информацию о состоянии колес и шин, степени износа, выявить опасные для безопасности движения дефекты, определить причины износа шин и особенности эксплуатации автомобиля.

Кроме безопасности, состояние шин влияет на управляемость, динамику движения автомобиля, а также на расход топлива. Последнее особенно важно для грузовых автомобилей и автовладельцев с большим ежедневным пробегом. Некоторые производители шин в своих рекламных проспектах утверждают, что их шины не только долго прослужат, но и позволят при этом сэкономить топливо. Давайте разберёмся, насколько шины действительно влияют на расход топлива автомобиля. В грузовике это конечно заметнее, чем в легковушке, в связи с большим количеством колес и высокими нагрузками. Сопротивление качению всего автомобиля состоит из целого списка сопротивлений: это сопротивление воздуха, преодоление сил инерции во время разгона, внутреннее сопротивление узлов двигателя и трансмиссии и сопротивление шин. Не будем подробно останавливаться на всех этих факторах и сосредоточим внимание на шинах.

Общее сопротивление качению шин тоже складывается из нескольких компонентов. Вопреки сложившемуся мнению, трение шины о дорожное покрытие составляет всего лишь 5%. Немногим больше (примерно 15%) приходится на сопротивление воздуха. Львиная же доля затрачиваемой энергии (около 80%) расходуется на деформацию шины. Если шину вообще без нагрузки покатить по дороге, то перед тем как остановиться, она будет двигаться достаточно долго. Но если шину нагрузить так, чтобы ее нижняя часть начала деформироваться (сжиматься), после первоначального импульса она очень быстро остановится. Это наглядно демонстрирует, сколько энергии расходуется на постоянную деформацию шин.

Таким образом, у автовладельцев может появиться желание покупать шины, которые будут деформироваться минимально, и, следовательно, создавать меньшее сопротивление качению. Сейчас на рынке такой вариант вполне можно найти. Как правило, это недорогие шины бюджет-класса. Более жесткий каркас хоть и дает некоторую экономию топлива, в то же время может преподнести неприятный сюрприз в виде взрыва шины. Нужно лишь наехать на какой-либо предмет с острыми краями (камень, железку и т. п.). Кстати, подобная ситуация может случиться и с шинами премиум-класса. Некоторые водители, в основном грузовых автомобилей, специально перекачивают колеса, чтобы сэкономить топливо, не задумываясь, что при этом появляется неравномерный износ.

Геометрия ходовой тоже оказывает существенное влияние на потребление горючего. Даже незначительные отклонения влекут за собой лишние затраты. Во-первых, быстрее изнашиваются шины, а во-вторых, больше сгорает топлива. Когда колеса, образно говоря, едут в разные стороны, расходуется дополнительная энергия на их "волочение". Например, если на одном метре колесо "уходит" всего на 2,5 мм, то на километре получается, что колесо "утащит" в сторону на 2,5 м. Через 1000 км получится, что колесо вашего автомобиля "уволокли в сторону" на 2,5 километра при полной нагрузке.

Нормальный износ шин

Осмотр шин автомобиля дает вам возможность получить информацию о состоянии шин и колес, об особенностях использования автомобиля, о его возможных дефектах, а также о стиле вождения. Так, например, спортивный стиль вождения приводит к другой картине износа шин, чем спокойный. Для корректной оценки необходимо осматривать все колеса. Особенно ярко это видно на примере легкового заднеприводного автомобиля, так как в нем по-разному распределяется нагрузка между ведущими и управляемыми колесами.

Износ шин в зависимости от температуры воздуха

Зависимость износа шин от скорости движения

Во время движения шина изнашивается — это определяется с помощью измерения высоты оставшегося протектора. Износ шины должен быть равномерным по всей окружности, при достижении минимальной высоты протектора шина считается изношенной полностью и подлежит замене. Износ шины в первую очередь определяется стилем вождения. Резкое ускорение и торможение изнашивает шину быстрее, чем равномерное движение.

В связи с разной нагрузкой ведущие и управляемые колеса имеют разную картину износа. Управляемые колеса больше изнашиваются по бокам, так как именно на эту часть шины приходится основная нагрузка в повороте. Шины на ведущих колесах изнашиваются больше посередине, так как именно эта часть шины контактирует с асфальтом и передает вращение колеса на дорогу. На автомобилях с передним приводом износ "суммируется" — в этом случае изнашивается вся шина равномерно и ее центральная часть и боковые стороны.

Односторонний износ (возможное снижение ходимости от 15% до 30%) — встречается чаще других, так как причин его появления несколько. Односторонний износ шин может быть вызван ошибкой в геометрии подвески. Для определения причины в этом случае необходимо проверять схождение и развал колес. Износ на внешней стороне шины может быть вызван избыточным положительным схождением или развалом колес. Износ на внутренней части шины наоборот является причиной избыточного отрицательного схождения колес или развала колес. Езда с нулевым развалом приводит к равномерному, но усиленному износу шин. Кроме того, это увеличивает сопротивление шины качению и увеличивает расход топлива. Кроме шин управляемой оси, одностороннему износу могут быть подвержены и шины других осей — снова из-за проблем с геометрией. Это либо отсутствие соосности, либо деформация самих осей. На рулевых шинах для тягачей односторонний износ может появиться в связи с условиями эксплуатации транспортного средства. Ещё одной из причин является прохождение поворотов на повышенных скоростях. Чтобы не допустить появления одностороннего износа, нужно следить за состоянием ходовой, периодически проверять геометрию и отказаться от агрессивного стиля вождения.

Двусторонний и центральный износы (возможное снижение ходимости от 5% до 10%) появляются по одной и той же причине — несоответствие давления в шинах. При давлении ниже нормы шина начинает больше изнашиваться по краям, и получается двусторонний износ. То же происходит и при перегрузе — шина даже с нормальным давлением едет, как приспущенная. Любители перекачивать шины получают другой результат: нагрузка по пятну контакта распределяется не равномерно, а ближе к центру, значит, шина изнашивается быстрее в центральной части протектора. Тот, кто следит за давлением в шинах и не перегружает машину, с такими проблемами не сталкивается.

Многочисленные места износа по окружности

Пятнистый износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) является прямым следствием дисбаланса. Особенно характерен он для шин рулевой оси, но может появляться на всех осях. Если такой износ стало видно невооруженным глазом, проблема налицо. Балансировка исправит ситуацию, но лишь частично: колесо, потерявшее округлость, будет изнашиваться более интенсивно. Поэтому игнорировать балансировку при покупке и установке новых шин себе дороже. Повторяющиеся места износа по окружности шин могут быть причиной неисправности подвески (рычаги, амортизаторы, пружины). После диагностики и ремонта подвески шину нужно заменить, так как такой характер износа больше не обеспечивает ее равномерное вращение, и колесо будет "бить".

Локальный износ в виде пятна

Износ в виде пятна на одном месте — это результат экстренного торможения с заблокированным колесом. Равномерность вращения колеса в этом случае также нарушена и шину придется заменить. Если оставить автомобиль на длительное время на стоянке, то существует риск образования на шинах плоских площадок, которые потом во время движения будут вызывать биение колес. Рекомендуется увеличить давление в колесах, если оставляете автомобиль на длительный срок. Аналогичный эффект может вызвать также остановка автомобиля после интенсивного спортивного вождения — разогретые шины легко деформируются в местах контакта с дорожным покрытием и практически "застывают" в таком состоянии. Этот дефект исправить легко — после прогрева шин они снова приобретут круглую форму.

Гребенчатый (пиловидный) износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) — это одна из форм неравномерного износа. Его часто можно наблюдать у шин ведущей оси с блочным рисунком протектора. Он вызван тем, что во время движения шина деформируется — в месте контакта с дорогой протектор вдавливается внутрь (блоки сминаются и протаскиваются по дорожному покрытию), а по мере вращения колеса дальше снова выпрямляется. Это приводит к тому, что на фронтальной кромке протектор изнашивается больше, чем на задней. Результатом такого износа становится увеличения шума качения шин. Избежать появления гребенчатого износа невозможно, но с помощью перестановок можно снивелировать его негативное влияние на ходимость шины. Водители тоже могут повлиять на ситуацию: если на педаль газа наступать по возможности плавно, гребенчатый износ будет минимальным. Для выравнивания такого износа шины обычно переставляют местами, так как шины на неведущем мосту больше подвержены такому износу. Низкое давление в шинах также увеличивает пиловидный износ.

Езда с неправильным давлением в шинах

Из-за недостаточного давления в шине она прогибается посредине и в результате интенсивно изнашивается по краям. Избыточное давление в шине приводит к обратному эффекту — изнашивается ее средняя часть. Достоверно известно, что идеальную шину создать невозможно. Если сделать ее экономичной, она будет слишком жесткой и небезопасной. И наоборот, мягкая долговечная шина с хорошим сцеплением неминуемо будет обладать повышенным сопротивлением качению. Производители стремятся найти оптимальное решение, но это в любом случае будет компромиссом между долговечностью, надежностью, безопасностью и экономичностью.

Для большинства автомобилистов колеса не представляют ничего особенного, мало кто уделяет внимание их параметрам или внешнему виду, я уже молчу о таком важном нюансе как износ. На самом деле к своему автомобилю необходимо "прислушиваться" и "присматриваться", не нужно ежедневно посещать СТО для того, чтобы понять где и что у него "болит". Для этого достаточно просто время от времени наблюдать за определенными его частями, которые как никто другой могут сообщить о неисправностях. Так износ шин может поведать довольно много о своем владельце, а также об автомобиле в целом.

От чего зависит износ?

Износ шин зависит от большого количества факторов, среди которых: скорость, температура окружающей среды, стиль вождения, качество дорожного покрытия и самих шин, а также исправность ходовой части.

Теперь обо всем этом более подробно.

  • На большой скорости износ будет больше, поскольку увеличивается температура и сила трения.
  • Температура окружающей среды также играет роль, т. к. кроме температуры от трения колеса о дорожное покрытие добавляется температура окружающей среды, а также температура самого дорожного покрытия. В результате возникает довольно высокая температура, при которой колеса в буквальном смысле плавятся.
  • Стиль вождения также сказывается на сроке службы колес. Резкий старт и экстренное торможение, крутые маневры с визгом шин — все это пагубно сказывается на состоянии колес и хорошо просматривается на протекторе.
  • Качество дорог, по которым ездят колеса также очень важно. Ямы и бугры наносят непоправимый ущерб колесам, нарушая их целостность и проявляется в виде грыж. Кроме того, если вы передвигаетесь не по асфальту, а по грунтовым дрогам, на которых встречаются острые камни, это так или иначе скажется на состоянии шин.
  • Неисправности ходовой части могут повлиять на равномерность износа шин. Люфт в соединениях, нерабочие стойки, нарушенные зазоры и неправильный сход-развал, все это проявится в виде неравномерного износа протектора.

Какой износ считается правильным?

Износ резины, как не крути, вопрос лишь в том, каким он будет равномерным или неравномерным. Нормальным считается равномерный износ протектора по всей окружности, без углублений и выпуклостей. Такой износ позволяет эффективно использовать шины на протяжении всего срока эксплуатации. В то время как неравномерный износ может привести к преждевременной замене колес с большим остатком протектора. Дело в том, что если на колесе появилась грыжа или протектор стерт местами, во время движения на большой скорости такое колесо может вызвать дисбаланс, который проявится в виде биения.

Также следует учитывать тот факт, что задние и передние колеса могут изнашиваться по разному, причина, как правило, кроется в нагрузке, а также приводности колес. Передние колеса за счет постоянной нагруженности двигателем, а также прочим навесным оборудованием, будут изнашиваться быстрее, это считается нормой и не является поводом для беспокойства. Если ведущий "зад", то износ, скорее всего, будет больше сзади. Как правило, после одного двух сезонов колеса меняют местами, ведущие ставят на ведущие и наоборот, это позволяет добиться равномерности износа всех четырех колес.

Остаток протектора менее 2-3 мм считается критическим и подразумевает немедленную замену такой шины.

Односторонний износ

Износ только одной стороны протектора довольно распространенный, как правило, связано такое явление с неправильным (положительным) развал-схождением.

Внутренний износ шины свидетельствует об избыточном отрицательном развал-схождении колес.

Износ в виде многочисленных повторяющихся пятен

Такой износ резины свидетельствует о неисправности ходовой части, это могут быть рычаги, наличие люфта в соединениях, неисправности стоек, а также пружин. Выход в данной ситуации — ремонт подвески, а также обязательная замена поврежденной шины, которая имеет дисбаланс. Если такое колесо не заменить, оно будет вызывать биение и постепенно разрушать исправную подвеску.

Износ в виде единственного пятна

Как правило, возникает в результате экстренного торможения, либо заклинивания колеса на большой скорости. То есть, колесо в одном положении подвергается большому трению от чего происходит стирание протектора в одной точке. Такие пятна также нередко возникают у тех, кто любит нарезать круги с затянутым ручником. Если пятно слишком заметное и глубокое, скорее всего возникнет дисбаланс и биение колеса на скорости.

Площадка на шине (вмятина)

Подобного рода явления характерны колесам, которые находились длительное время в одном положении в приспущенном состоянии. Как правило, возникает такое явление после длительной стоянки автомобиля на одном месте. Также нередко подобный износ можно наблюдать после длительного путешествия в жаркую погоду. Колеса сильно нагреваются, поэтому если машина резко остановится на одном месте, размягченный протектор может принять плоскую форму асфальта. После подкачки такое колесо выпрямляется не полностью, поэтому на скорости может возникать биение.

Равномерный износ центральной части шины по всей окружности

Такой износ несмотря на его название считается неравномерным по отношению ко всему колесу и возникает, как правило, в результате несоблюдения правил давления в шинах. Если резина стерта по середине по всей окружности — это значит, что эта часть больше других контактировала с дорожным покрытием. Почему? Когда колесо перекачивают, центральная его часть выпучивается, в результате чего боковые ребра не задействованы во время езды, при этом происходит чрезмерная нагрузка на центральную часть шины. Из-за того, что пятно контакта слишком узкое, резина повергается большим нагрузкам и стирается гораздо быстрее. Такое явление не только вредит колесам, но и нередко приводит к ДТП. Из-за плохого контакт колеса с дорогой увеличивается тормозной путь и ухудшается управляемость.

Равномерный износ шины по краям

Такой тип износа является противоположностью вышеописанного износа и возникает наоборот, из-за недостатка давления в шинах. Когда давление слишком низкое, резина имеет свойство прогибаться внутрь в центральной части, в итоге износ приходится на боковые ребра шины.

Трещины и выкрашивание верхнего слоя протектора

Если на боковой части шины возникают мелкие трещины или крошится поверхность протектора, это может свидетельствовать о старении резины. Вопреки заблуждениям многих, резина имеет свойство стареть, после чего ее свойства теряются, ухудшается сцепление с дорогой и ускоряется износ. Постоянные температурные перепады и суровые условия эксплуатации усугубляют этот процесс, в результате чего шина раскрашивается на ходу. При сильных нагрузках, трещины вместе с разрушением стального каркаса, могут образовать грыжу или того хуже — сквозные отверстия, которые очень опасны во время движения. Шины, которым более 10 лет рекомендуется заменить, даже если визуально они выглядят целыми. В противном случае возможно появления трещин с последующим разрушением и всеми вытекающими…

Как видите по износу шин можно много чего понять и сделать заключение о манере езды хозяина или его отношению к автомобилю в целом, это как обувь, которая также очень много может рассказать о своем владельце. Следите за состоянием ваших колес и вас никогда не застанет врасплох неприятная ситуация, кроме того таким образом вы обезопасите себя и своих близких от различного рода ДТП.

У меня все, надеюсь познавательно и не слишком нудно. Жду ваших комментариев на эту тему и до новых встреч на ВАЗ Ремонт. Пока!

8.4. Возможные неисправности ходовой части, их причины и методы устранения

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Виды износа шин при неправильной регулировке развала и схождения колес

I — нормальный износ протектора;

II — увеличено схождение передних колес (правое колесо, вид сзади);

III — отрицательное схождение передних колес (правое колесо, вид сзади);

IV — отрицательный угол развала передних колес (правое колесо, вид сзади);

V — отрицательный угол развала передних колес (левое колесо, вид сзади);

VI — отрицательный угол развала задних колес вследствие прогиба балки заднего моста (правое колесо, вид сзади)

Виды износа шин при ненормальном давлении воздуха в шинах, большом дисбалансе колес или интенсивном торможении

I — повышенное давление воздуха в шине;

II — пониженное давление в шине;

III — дисбаланс колеса превышает допустимые пределы;