Газовая установка евро 4

0
724

Содержание

Повышение ценника на АЗС на бензин и дизельное топливо вынуждает автомобилистов задумываться о способах экономии на поездках. Одним из решений дано проблемы является использование различных альтернатив жидкому топливу. Приходится изучать устройство ГБО 4 поколения, чтобы перевести своего железного коня на потребление газа.

Особенности газового оборудования

Производители в нашей стране и за рубежом предлагают потребителям пятое поколение ГБО, однако, автолюбители отдают предпочтение проверенной временем системе предыдущей версии. Это связано не только с дороговизной более новой системы, но и с ее ремонтопригодностью, обкатанностью в разных ситуациях.

Основной задачей использования газобаллонного оборудования является подача смеси газообразного топлива и воздуха в рабочие цилиндры ДВС.

Современная газовая установка 4 поколения может быть установлена на различные типы транспорта:

  • легковой автомобиль;
  • грузовики;
  • микроавтобусы;
  • общественный транспорт;
  • коммерческие авто и пр.

На рынке можно обнаружить два основных типа систем:

  • Компримированная (КПГ). Используется сжатый природный газ (метан CH4).
  • На сжиженном нефтяном газе (ГСН). В комплектах применяют по отдельности или смеси из пропана и бутана (C3H8 и C4H6 соответственно).

Принято считать, что более опасным окажется метан. Даже небольшое количество этого химического вещества способно у человека вызвать быстрое отравление, слепоту, удушье и пр. Молекула газа мельче, чем у ГСН, поэтому для нее требуется более толстостенные и высокогерметичные газопроводы, емкости и пр.

Основные принципы работы

Так как работает ГБО 4 поколения в комбинированном режиме топливо+газ и в монотопливном цикле (исключительно бензин или исключительно газ), то автомобилисты могут самостоятельно выбирать предпочтительный вариант езды в конкретный момент. Эта особенности делает систему весьма популярной среди автовладельцев легковушек.

Имеется также режим автоматического переключения между типами топлива. Конструкторы разработали довольно небольшую по габаритам панель управления. В ней присутствует светодиодная подсветка, где по индикаторам можно узнать о количестве топлива в емкостях.

Зачастую монтаж панели осуществляется с левой стороны около рулевой колонки. Эта зона эргономична для комфортных манипуляций.

Использование индикаторов

Инженеры предусмотрели на панели 4-го поколения ряд из 4 зеленых индикаторов, завершающийся одним красным огоньком. Данный элемент был перенесен и в 5-е поколение.

Ориентироваться в сигналах просто. Следует лишь учитывать важные факторы:

  • один горящий зеленый огонек соответствует примерно 10 л газа;
  • десятилитровой порции газового топлива хватает на 200 км пути в среднем;
  • загоревшаяся красная лампа свидетельствует об ограничении запаса хода в 40-70 км;
  • при горящем красном светодиоде стоит отправиться на заправку поскорей.

Присутствует отдельный красный светодиод, который либо потух, либо функционирует в моргающем режиме. В первом случае – авто работает на газу. При моргании ДВС сжигает только бензин и ожидается автоматическое переключение на газ.

Загорается красный светодиод при старте, когда машина потребляет бензин. После выхода в рабочий температурный режим спустя некоторое время происходит переход на сжиженное топливо.

Стоит учитывать, что когда газовое оборудование 4 поколения имеет возможность работы в комбинированных режимах, то это свидетельствует о повышенной надежности системы и о дополнительной надежности двигателя. Немаловажным фактором служит удлиненный пробег транспорта, обеспечиваемый благодаря заправленным нескольким типам топлива.

Актуальным газовый транспорт является для небольших населенных пунктов, где присутствует риск заправки некачественным топливом или АЗС располагаются достаточно далеко. Сами автовладельцы признают, что машины с газовыми аппаратами мало угоняют. Достаточно водителю изъять коммутатор и авто не заведется ни на бензине, ни на газе.

Когда в машине присутствует мотор с достаточно дорогой системой впрыска, включающей катализатор, то внедрение ГБО позитивно отразится на расходе и объективно продлит эксплуатационный период катализатора.

Важно знать, что газовые установки 4-го поколения актуально монтировать на автомобили, удовлетворяющие нормам экологичности не ниже Евро-3 по вредным выбросам, так как там присутствует импульсный тип впрыска для смеси топлива и воздуха, выполняемый по командам контроллера обособленного управленческого блока.

ЭБУ считывает и формирует данные процессора, отправляя управленческие импульсы. Последние помогают открывать форсунки для впрыска газа и блокируют аналогичные форсунки для поступления бензина. Опирается система на определенный тип данных, к которым относятся:

  • текущая температура, которую имеет редуктор;
  • актуальное газовое давление;
  • температура поступаемого газа.

Во время эксплуатации уровень давления газа может существенно понижаться. В подобной ситуации газобаллонное оборудование в автоматическом режиме будет закрывать и блокировать работу газовых форсунок, а параллельно открывать и давать работу бензиновым аналогам.

Схематическая работа ГБО и его устройство

Обязательными атрибутами газобаллонного комплекта являются составляющие:

  • мультиклапан;
  • емкость для хранения сжиженного газа;
  • модуль для подготовки и впрыска топливной смеси в цилиндры.

Монтаж мультиклапана осуществляется на горловую часть баллона. Его используют для обеспечения заправки емкости и для контроля расхода топлива при газопотребляемом цикле. Мультиклапан состоит из элементов:

  • расходный клапан (выпускной);
  • заправочный клапан (впускной);
  • аварийный клапан (используется для быстрого сброса давления);
  • аналоговый индикатор наполненности емкости;
  • заправочный отвод для топлива.

Необходимость аварийного клапана заключается в том, что он помогает перекрывать выходной канал, если газовый расход резко возрастает. Такой фактор проявляется, например, когда повреждаются отводные трубопроводы на двигатель.

Модуль подготовки и распределения газа обладает следующей конструкцией:

  • Топливная рампа с рабочими жиклерами.
  • Очистные фильтры.
  • Редуктор.

Для пропановых конструкций применяют одноступенчатые редукторы, а для метановых систем актуальны двухступенчатые аналоги. Благодаря данному узлу осуществляется перевод топлива из жидкой фазы в газообразную. Дополнительной функцией двухступенчатых моделей служит понижение выходного давления.

Стартовать моторам, имеющим смешанные топливные системы, предпочтительней на бензине, чтобы снизить влияние детонации. Использовать для этого можно и газ, но делать это стоит лишь в экстренных ситуациях.

Частый старт на газу способен приводить в негодность редукторы. Встроенная в них диафрагма получает высокие перегрузки при заводе мотора из-за высокого давления. После пуска на бензине повышается рабочая температура, и автоматика переводит работу на газ. Пониженное давление вынуждает автоматику переводиться на жидкое топливо, при этом водителю подается звуковой сигнал.

Работа четвертого поколения ГБО не допускает во входном канале хлопков, появляющихся в системах, некачественно синхронизируемых с мехподачей. Это позволяет снизить риски работы на ДВС с пластиковыми коллекторами.

После монтажных работ потребуется обеспечить качественную настройку зажигания. Это связано с тем, что у газа существенно выше октановое число, при сравнении с бензином. Газовый блок нуждается в более раннем зажигании, что отражается в большем угле опережения.

Стоит учитывать, что существенно улучшить работу ГБО позволяет использование специальных свечей зажигания. Однако, и на классических СЗ ДВС будет работать. Настройка при этом выполняется за счет внедрения электронных вариаторов.

Система 4-го поколения позволяет осуществлять модернизацию и тюнинг. Для этого задействуют чип-тюнинг мотора. Благодаря оптимизации удается сбалансировать температурный рабочий режим, при котором будет автопереключение подач топлива.

Рекомендуем позаботиться о наличии допфильтров, помогающих защитить редуктор с форсунками от механических загрязнений. Это существенно продлит ресурс модуля и обеспечит меньшую нагрузку на ДВС.

Позитивные характеристики

К преимуществам ГБО 4-го поколения по сравнению с более ранними модификациями относятся факторы:

  • формируется максимальная мощность благодаря четкой дозации топлива и оптимальным пропорциям смесеобразования;
  • устраняются рывки ДВС, работа происходит плавно без лишнего трения и исключены хлопки, характерные для предшествующего поколения;
  • сгорания топлива происходит в большей мере, что приводит к повышению экологичности, соответствию нормам Евро 3/4, при минимальной потере мощности на 1+2%;
  • конструкторы позаботились о внедрении уникальных разъемов, которые не перепутаешь при монтаже, что упрощает и ускоряет сборку;
  • благодаря аппаратной диагностики и программному сопряжению 4-е поколение отлично устанавливается на современные авто.

В любом городе легко найти мастеров, которые помогут с настройкой и решениями технических вопросов с данным оборудованием. Ценник на него доступен большинству пользователей.

При работе могут ухудшаться рабочие показатели ДВС по следующим причинам:

  • сломался редуктор;
  • сбились настройки дозатора или редуктора;
  • фильтр эксплуатировался долго и забился, что привело к снижению подачи топлива;
  • в зимней период понижена температура газовой смеси.

Стоит учесть, что в холодное время мотор может потреблять переобагащенную смесь. Происходит это из-за сниженной температуры.

Промышленностью выпускаются для газовых систем специальные свечи зажигания, хотя и обычные бензиновые свечи работают с ГБО хорошо. Корректировка угла зажигания производится с помощью электронного вариатора. Владелец автомашины может использовать возможности чип-тюнинга для изменения заложенных производителем средних характеристик двигателя, а также установить другую температуру автоматического переключения режима питания.

Для повышения надёжности работы двигателя, продления ресурса форсунок и редуктора и защиты их от мусора, который попадает в баллон при заправке из старых ёмкостей на АЗС, мастера советуют использовать дополнительные фильтры.

Преимущества ГБО четвёртого поколения

ГБО 4-ого поколения по сравнению со своими старшими предшественниками имеет ряд несомненных достоинств. К ним относятся:

  • Максимальная экономичность двигателя за счёт точности образования необходимой газовой смеси для каждого его режима работы.
  • Мягкая работа силового агрегата, полное отсутствие характерных для ранних типов ГБО «хлопков».
  • Высокая степень экологичности двигателя, отвечающая требованиям Евро-3/4, за счёт полного и качественного сгорания топлива. При этом реальное снижение мощности мотора получается не более 2%.
  • Универсальность оборудования, позволяющая устанавливать его практически на всех марках современных авто за счёт программной и аппаратной совместимости с системой самодиагностики EOBD.
  • Унифицированные разъёмы блоков, исключающие ошибки монтажа оборудования по невнимательности персонала и снижающие его трудоёмкость.
  • Высокая надёжность работы оборудования и доступная цена, получаемые за счёт применения современных технологий производства.

Основные проблемные вопросы, связанные с эксплуатацией ГБО

В период эксплуатации автомобиля с ГБО 4-ого поколения может наблюдаться ухудшение его динамических характеристик. Причинами такого явления могут быть:

  • неисправность редуктора или его некорректная настройка, в том числе и дозатора;
  • засорение фильтра;
  • пониженная температура газовоздушной смеси (характерно для зимнего периода эксплуатации);
  • чрезмерное обогащение смеси из-за пониженной температуры редуктора.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Если автомобиль долго заводится, причиной этого может быть:

Видео: ГБО 4-ого поколения на Suzuki Grand Vitara new

  • неисправность диафрагмы редуктора или его неправильная настройка;
  • дефект расходного электромагнитного клапана (механическое заедание якоря или наличие короткого замыкания витков);
  • отказ электронного блока, выраженный в отсутствии разрешающего сигнала на подачу газа или в выработке некорректного сигнала несоответствующего необходимому количеству топлива;
  • неисправность стартера, который «сажает» напряжение аккумулятора при запуске, в результате которого электромагнитные клапаны не срабатывают;
  • износ поршневых и цилиндрических поверхностей двигателя, приводящих к снижению давления в цилиндрических головках;
  • если используется вакуумный редуктор, то дополнительной причиной плохого запуска может быть то, что во входном коллекторе создаётся недостаточное разрежение из-за необходимости подсоса. В таких случаях может выручить отдельный электромагнитный насос, обеспечивающий принудительную подачу топлива.

Техническое обслуживание ГБО четвертого поколения

1. Требуется выполнять еженедельно:

  • внешний осмотр герметичности системы, отсутствие утечки газа. Утечку можно обнаружить по характерному запаху пахучего одоранта и при помощи мыльного раствора. Утечка может происходить через трещины в трубках, изношенные уплотнители или неплотные стянутые хомутные соединения трубок;
  • удаление накопившегося конденсата в редукторе через специальную нижнюю пробку. Несвоевременный слив конденсата может привести к его коксованию и забиванию сливного отверстия, что в последующем при накоплении конденсата приводит к нарушению нормальной работы редуктора-испарителя.

2. Требуется выполнять ежемесячно:
очистку или замену фильтра. Для этого нужно отсоединить от фильтра входную трубку и демонтировать фильтр. Очистить или заменить фильтрующий элемент. Внутри него находится маленький магнит, который следует установить на место после очистки фильтра.
3. Один раз в течение двух лет следует разбирать и чистить редуктор. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не помять и не порвать мембрану. По окончании чистки и сборки редуктора обязательно выполняется проверка на наличие утечки.

Сегодня мы поговорим про ГБО 4 поколения, особенности конструкции, принцип работы, преимущества перед ранними поколениями ГБО, порядок установки на карбюраторные и инжекторные автомобили, что лучше использовать пропан или бутан. Итак, поехали.

Переоборудование автомобиля под использование газа в качестве основного топлива становится все более актуальным в условия вечно растущих цен на бензин.

Это оборудование позволяет функционировать на более дешевом топливе, без большого вмешательства в конструкцию авто.

С улучшением конструкции автомобиля, а также с ужесточением норм по токсичности, введенных в Европе, которые обозначаются как Евро, модернизировалось и газобаллонное оборудование.

Если ГБО 1 поколения была по конструкции очень простой, без использования электроники, то газовое оборудование 4 поколения – это уже сложное электронно-механическое устройство, хотя суть их работы одна – подача газа в цилиндры двигателя в определенных условиях.

Но у первого поколения газ поступал за счет разрежения, создаваемого в цилиндрах двигателя, и речи о точной дозировке топлива при разных режимах функционирования силовой установки там не шла.

ГБО 4 поколения, конструкция

Попытка сделать точную дозировку газа была предпринята только при создании ГБО 3 поколения.

Но подход к решению точной подачи газа был не совсем удачным, поскольку оборудование данного поколения устанавливалось параллельно штатной топливной системе, и это привело к слабой реализации контроля подачи газа.

Электронный блок, которым оснащался смеситель-дозатор опаздывал со считыванием сигналов с лямбда-контроля, в итоге реакция режим работы силовой установки тоже запаздывал.

Данная недоработка была устранена с появлением ГБО 4 поколения. Конструкция этого оборудования уже не является параллельной для штатной системы, а непосредственно подключается к ней.

С появлением ГБО 4 поколения от шагового дозатора-распределителя, который устанавливался на ГБО раннего поколения, отказались.

Дозировка подачи газа у оборудования 4 поколения уже производится электромагнитными форсунками, что обеспечивает высокую точность подачи количества газа в цилиндры.

Конструкция оборудования 4 поколения такова.

Имеется часть оборудования, стандартного для всех поколений ГБО: баллон с мультиклапаном, магистрали высокого давления, газовый клапан, редуктор и трубопроводы низкого давления.

Помимо этого, в конструкцию включена рампа с установленными в ней электромагнитными форсунками и электронный блок управления, который и осуществляет управление ими.

Также для точности определения некоторых параметров, влияющих на подачу газа, оборудование оснащается датчиками температуры и давления газа.

Принцип работы

Работает газовая установка 4 поколения по такому принципу.

Электронный блок управления подключается к проводке между блоком управления штатной топливной системы и бензиновыми форсунками.

Сигнал, идущий от блока к форсункам, считывается блоком управления газовой системой и на основе данного сигнала производится расчет количества газа, требуемого для подачи в цилиндр в данный момент.

После этого сигнал передается на газовую рампу. Газ в ней находится постоянно под определенным давлением, которое он получил от газового редуктора.

Поступивший на рампу сигнал производит открытие клапана электромагнитной форсункой, и газ поступает во впускной коллектор.

Этот сигнал также и произведет закрытие клапана форсунки, чем обеспечивается высокая точность подачи топлива.

В итоге получается, что управление топливной системой производится штатным электронным блоком управления на основе датчиков лямбда-контроля.

Блок управления газовым оборудованием лишь преобразует сигнал штатного блока под требования, которые нужны для нормальной работы силовой установки на газу.

В этом и заключается особенность работы ГБО 4 поколения.

Что лучше использовать метан или пропан?

Газовая установка 4 поколения в качестве топлива может потреблять как метан, так и пропан-бутан. Из-за используемого вида газа ГБО 4 поколения по конструкции между собой отличаются.

Поскольку метан в баллонах содержится под высоким давлением, то и баллоны должны соответствующие.

На выходе с баллона в конструкцию включен фильтр, для улавливания механических примесей в газе.

Газовые магистрали должны выдерживать высокое давление. Газовый редуктор у авто работающего на этом газе имеет две секции, проходя через которые, давление газа снижается до нужного. В остальном конструкция не меняется.

Недостатком использования этого вида газа является большой вес баллонов, что не всегда приемлемо на легковых авто.

К тому же метановых заправочных станций значительно меньше. Но этот газ – дешевле, поэтому его применение более актуально на коммерческом транспорте.

На установках, рассчитанных на использование пропан-бутана, поскольку этот газ находится в сжиженном состоянии, баллон по габаритам и весу значительно меньше.

Редуктор под этот газ имеет только одну секцию. Очистка газа от примесей производится фильтром, включенным в конструкцию после редуктора.

Установка оборудования на инжекторные и карбюраторные авто

Подключение всех элементов ГБО 4 поколения, кроме проводки, сравнительно не сложное. На заданное место устанавливается баллон, от него прокладываются магистрали к газовому клапану.

От газового клапана идут трубопроводы к редуктору. А из редуктора выходит трубопровод, идущий к газовой рампе. От газовой рампы идут трубки к впускному коллектору.

Затем производится подключение электронного блока управления к проводке штатной системы питания.

Установить ГБО 4 поколения на карбюраторные авто можно, но технологически это сделать сложно.

И если установить все элементы, начиная от баллона и заканчивая газовой рампой можно, то проблема возникает в управлении этим оборудованием.

Поскольку штатного блока управления топливной системой у карбюраторного двигателя нет, то и сигнал для управления газовыми форсунками брать неоткуда.

Некоторые умельцы, чтобы оборудование этого поколения на авто с карбюратором работало, начинают с установки датчиков, которые нужны для снятия требуемых показателей – температуры газа и охлаждающей жидкости, давления, лямбда-зонд.

Затем делают самодельные блоки управления, от которого и используется сигнал для блока управления ГБО.

По сути, они создают на карбюраторном двигателе имитацию работы инжекторной системы питания. Но это все очень сложно в реализации.

Поэтому установка данного оборудования на карбюраторное авто для любителя самому является практически неразрешимой задачей, поскольку придется решать множество проблем, которые возникают в процессе подключения оборудования.

Установить ГБО 4 поколения на инжекторный автомобиль самому можно. Нужно лишь правильно разместить все оборудование и выполнить врезку во впускной коллектор, произвести проверку герметичности системы.

Более сложнее произвести подключение к штатной системе питания. Важно не перепутать провода.

Подводим итог

Сейчас ГБО 4 поколения является самым распространенным. При его установке не нарушаются параметры работы бензиновой системы питания.

Высокая точность дозировки обеспечивает более экономичный расход. В случае какого-то нарушения работы оборудования автомобиль автоматически переходит на использование бензина.

Конструкция этого ГБО четвертного поколения является универсальной, что позволяет ее использовать на двигателях с разным количеством цилиндров, нужно лишь подобрать редуктор по производительности и установить рампу с требуемым количеством электромагнитных форсунок.

При» этом установка этого оборудования не нарушает заданную норму токсичности. Продолжение, установка ГБО 4 поколения своими руками.

>