Что означает д на генераторе

0
2206

Содержание

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Самая основная функция генераторазарядка батареи аккумулятора и питание электрического оборудования двигателя.

Генератор – механизм, который превращает механическую энергию в электрическую. Генератор имеет вал, на который насажен шкив, через который и получает вращения от коленчатого вала двигателя.

Интерактивное изображение схемы генератора. Работает при наведении курсора мышки

Автомобильный генератор используют для питания электропотребителей, таких как: система зажигания, бортовой компьютер, автомобильная светотехника, система диагностики, а также есть возможность заряжать автомобильный аккумулятор. Мощность генератора легкового автомобиля составляет приблизительно 1 кВт. Автомобильные генераторы достаточно надежные в работе, потому что обеспечивают бесперебойную работу множеству приборов в автомобиле, а поэтому и требования к ним соответствующие.

Устройство генератора

Устройство автомобильного генератора подразумевает наличие собственного выпрямителя и регулирующей схемы. Генерирующая часть генератора с помощью неподвижной обмотки (статора) вырабатывает трёхфазный переменный ток, который далее выпрямляется серией из шести больших диодов и уже постоянный ток заряжает аккумулятор. Переменный ток индуцируется вращающимся магнитным полем обмотки (вокруг обмотки возбуждения или ротора). Далее ток через щётки и кольца скольжения подаётся на электронную схему.

Устройство генератора: 1.Гайка. 2.Шайба. 3.Шкив. 4.Передняя крышка. 5.Дистанционное кольцо. 6.Ротор. 7.Статор. 8.Задняя крышка. 9.Кожух. 10.Прокладка. 11.Защитная втулка. 12.Выпрямительный блок с конденсатором. 13.Щелкодержатель с регулятором напряжения.

Располагается генератор в передней части двигателя автомобиля и запускается с помощью коленчатого вала. Схема подключения и принцип работы генератора автомобиля одинаковый для любых автомобилей. Есть конечно некоторые отличия, но они, как правило, связаны с качеством изготовленного товара, мощностью и компоновкой узлов в моторе. Во всех современных автомобилях устанавливают генераторные установки переменного тока, которые включают не только сам генератор, но и регулятор напряжения. Регулятор равносильно распределяет силу тока в обмотке возбуждения, именно за счет этого и происходит колебание мощности самой генераторной установки в тот момент, когда напряжение на силовых клеммах выхода остается неизменным.

Принцип работы генератора авто

Схема подключения генератора ВАЗ 2110-2115

Схема подключения генератора переменного тока включает такие составляющие:

  1. Аккумулятор.
  2. Генератор.
  3. Блок предохранителя.
  4. Ключ зажигания.
  5. Приборная панель.
  6. Выпрямительный блок и добавочные диоды.

Принцип работы достаточно простой, при включении зажигания плюс через замок зажигание идет через блок предохранителей, лампочку, диодный мост и выходит через резистор на минус. Когда лампочка на приборной панели загорелась, далее плюс идет на генератор (на обмотку возбуждения), далее в процессе запуска двигателя шкив начинает вращаться, также вращается якорь, за счет электромагнитной индукции вырабатывается электродвижущая сила и появляется переменный ток.

Далее в выпрямительный блок через синусоиду в левое плечо диод пропускает плюс, а в правое минус. Добавочные диоды на лампочку отсекают минусы и получаются только плюсы, далее он идет на узел приборной панели, а диод, который там стоит он пропускает только минус, в итоге лампочка гаснет и плюс тогда идет через резистор и выходит на минус.

Принцип работы автомобильного генератора постоянного, можно объяснить так: через обмотку возбуждения начинает течь небольшой постоянный ток, который регулируется управляющим блоком и поддерживается им на уровне чуть больше 14 В. Большинство генераторов в автомобиле способны вырабатывать как минимум 45 ампер. Генератор работает на 3000 оборотах в минуту и выше — если посмотреть на соотношение размеров ремней вентиляторов для шкивов, то оно по отношению к частоте двигателя составит два или три к одному.

Во избежание этого пластины и другие части выпрямителя генераторов частично или полностью покрывают изоляционным слоем. В монолитную конструкцию выпрямительного блока теплоотводы объединяются в основном монтажными платами из изоляционного материала, армированными соединительными шинками.

Далее рассмотрим схему подключения автомобильного генератора на примере автомобиля ВАЗ-2107.

Схема подключения генератора на ВАЗ 2107

Схема зарядки ВАЗ 2107 зависит от того, какой применяется тип генератора. Чтобы подзарядить аккумуляторную батарею на таких авто, как: ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, которые стоят на карбюраторном двигателе, будет необходим генератор типа Г-222 или его аналог с максимальным током отдачи в 55А. В свою очередь автомобили ВАЗ-2107 у которых инжекторный двигатель используют генератор 5142.3771 или его прототип, который называется генератором повышенной энергии, с максимальным током отдачи 80-90А. Также можно устанавливать более мощные генераторы с током отдачи до 100А. Абсолютно во все виды генераторов переменного тока встраиваются выпрямительные блоки и регуляторы напряжения, они, как правило, изготовлены в одном корпусе со щетками либо съемные и крепятся на самом корпусе.

Схема зарядки ВАЗ 2107 имеет незначительные отличия в зависимости от года изготовления автомобиля. Самым главным отличием есть наличие или отсутствие контрольной лампы заряда, которая расположена на панели приборов, также способ ее подключения и наличие либо отсутствие вольтметра. Такие схемы в основном используются на карбюраторных автомобилях, тогда как на авто с инжекторными двигателями схема не меняется, она идентична с теми автомобилями, которые изготовлялись ранее.

Обозначения генераторных установок:

  1. “Плюс” силового выпрямителя: “+”, В, 30, В+, ВАТ.
  2. “Масса”: “-”, D-, 31, B-, M, E, GRD.
  3. Вывод обмотки возбуждения: Ш, 67, DF, F, EXC, E, FLD.
  4. Вывод для соединения с лампой контроля исправности: D, D+, 61, L, WL, IND.
  5. Вывод фазы:

, W, R, STА.

  • Вывод нулевой точки обмотки статора: 0, МР.
  • Вывод регулятора напряжения для подсоединения его в бортовую сеть, обычно к “+” аккумуляторной батареи: Б, 15, S.
  • Вывод регулятора напряжения для питания его от выключателя зажигания: IG.
  • Вывод регулятора напряжения для соединения его с бортовым компьютером: FR, F.
  • Схема генератора ВАЗ-2107 тип 37.3701

    1. Аккумуляторная батарея.
    2. Генератор.
    3. Регулятор напряжения.
    4. Монтажный блок.
    5. Выключатель зажигания.
    6. Вольтметр.
    7. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

    При включении зажигания плюс от замка идет к предохранителю № 10, а затем уже поступает на реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи, потом идет к контакту и на вывод катушки. Второй вывод катушки взаимодействует с центральным выводом стартера, где соединяются все три обмотки. Если контакты реле замыкаются, то и контрольная лампа горит. При запуске двигателя генератор вырабатывает ток и на обмотках появляется переменное напряжение 7В. Через катушку реле проходит ток и якорь начинает притягиваться, при этом контакты размыкаются. Генератор № 15 через предохранитель № 9 пропускает ток. Аналогично через генератор напряжения щетки получает питание обмотка возбуждения.

    Схема зарядки ВАЗ с инжекторными двигателями

    Такая схема идентичная схемам на других моделях ВАЗов. Она отличается от предыдущих, способом возбуждения и контроля на исправность генератора. Он может быть осуществлен при помощи специальной контрольной лампы и вольтметра на панели приборов. Также через лампу заряда происходит первоначальное возбуждение генератора в момент начала работы. Во время работы генератор работает “анонимно”, тоесть возбуждение идет напрямую с 30-го вывода.Когда включается зажигание, то питание через предохранитель №10 идет на лампу зарядки в панели приборов. Далее через монтажный блок поступает на 61-й вывод. Три дополнительные диода обеспечивают питание регулятору напряжения, а он в свою очередь передает его на обмотку возбуждения генератора. В этом случае контрольная лампа будет гореть. Именно в тот момент, когда генератор будет работать на обкладках выпрямительного моста напряжение будет гораздо выше, чем у аккумуляторной батареи. В этом случае контрольная лампа не будет гореть, потому что напряжение с ее стороны на дополнительных диодах будет ниже, чем со стороны статорной обмотки и диоды закроются. Если во время работы генератора контрольная лампа горит в пол накала, то это может означать, что пробиты дополнительные диоды.

    Проверка работы генератора

    Проверить работоспособность генератора можно несколькими способами применяя определенные методы, например: можно проверить ток отдачи генератора, падение напряжения на проводе, который соединяет токовый вывод генератора с аккумуляторной батареей или проверить регулируемое напряжение.

    Для проверки будет необходим мультиметр, автомобильный аккумулятор и лампа с припаянными проводами, провода для подключения между генератором и аккумулятором, а еще можно взять дрель с подходящей головкой, так как возможно придется крутить ротор за гайку на шкиве.

    Элементарная проверка лампочкой и мультиметорм

    Схема подключения: выходная клемма (В+) и ротор (D+). Лампу нужно подключить между основным выходом генератора В+ и контактом D+. После этого берем силовые провода и подключаем “минус” к минусовой клемме аккумулятора и к массе генератора, “плюс” соответственно к плюсу генератора и к выходу В+ генератора. Закрепляем на тиски и подключаем.

    Включаем тестер в режим (DC) постоянного тока, цепляем один щуп на аккумулятор к “плюсу”, второй также, но к “минусу”. Далее, если все в рабочем состоянии, то должна загореться лампочка, напряжение в этом случае будет 12,4В. Затем берем дрель и начинаем крутить генератор, соответственно лампочка в этом момент перестанет гореть, а напряжение уже будет 14,9В. После чего добавляем нагрузку, берем гологенную лампу H4 и вешаем ее на клемму аккумулятора, она должна загореться. После чего в аналогичном порядке подключаем дрель и напряжение на вольтметре будет показывать уже 13,9В. В пассивном режиме аккумулятор под лампочкой дает 12,2В, а когда крутим дрелью, то 13,9В.

    Схема проверки генератора

    Строго не рекомендуется:

    1. Проводить проверку на работоспособность генератора путем короткого замыкания, то есть “на искру”.
    2. Допускать, чтобы генератор работал без включенных потребителей, также нежелательна работа при отключенном аккумуляторе.
    3. Соединение клеммы “30” (в некоторых случаях B+) с “массой” или клемму “67” (в некоторых случаях D+).
    4. Проводить сварочные работы кузова автомобиля при подключенных проводах генератора и аккумулятора.

    Выводы для подключения генераторов.

    Выводы генераторных установок могут иметь обозначения следующего вида: плюсовой обозначаться: «+», В, 30, В+, ВАТ; минусовой вывод: «-«, D-, 31, B-, M, E, GRD; вывод обмотки возбуждения: Ш, 67, DF, F, FLD; вывод контрольной лампы исправности цепи генератора:D, D+, 61, L, WL, IND; вывод фазы статора:

    , W, R, STA; нулевой вывод статарной обмотки : 0, Мр; плюсовой вывод регулятора напряжения для соединения с АБ: Б, 15, S; вывод регулятора соединяемый с замком зажигания: IG; вывод регулятора для соединения с бортовым компьютером: FR, F.

    Схема генератора автомобиля особенности подключения.

    Конструкция генераторов различных производителей принципиально не отличается между собой. Основным их отличием является схема генератора автомобиля, типа реле возбуждения и как следствие, схема возбуждения генератора. Между собой регуляторы разных типов не взаимозаменяемые, так как одни коммутирующий элемент в одном случае подаёт «+» на обмотку возбуждения (рис. 1), а другой по «-» (рис. 2). Плюс во втором случае на обмотку возбуждения подаётся постоянно при включении замка зажигания. Эти схемы генератора ВАЗ (классика кроме 04, 05, 07) и др. автомобильных генераторов имеющих регуляторы напряжения находящиеся вне генератора.

    Серьёзный недостаток, генераторов с выносным регулятором напряжения, большое число соединений в цепи регулятора, что может привести к потерям и следовательно к перезаряду АБ. Более перспективна схема где регуляторы расположены внутри. Для предотвращения подачи напряжения на обмотку возбуждения при заглушенном двигателе, через регулятор напряжения, используются три дополнительных диода. Так же в этой схеме введена подпитка обмотки возбуждения от контрольной лампы, параллельно которой находится сопротивление которое подпитывает обмотку при перегорании лампы (рис. 3 и 4).

    На зарубежных генераторах в место диодов в выпрямительном блоке последнее время применяются стабилитроны, что позволяет снизить скачки напряжения при аварийной работе генератора и предотвращения выхода из строя электронных устройств.

    Последнее время появились отечественные генераторы без дополнительных диодов в выпрямительном блоке что немного упрощает его , но существенно усложняет и удорожает регуляторы напряжения, что при нашем производстве существенно снижает долговечность генератора. Эта схема генератора автомобиля впервые применялась в японских и американских генераторах.

    Ремонт иномарок, ДВС, КПП, ходовой и электрооборудования автомобилей.

    Время работы: понедельник-пятница с 8:00 до 18:00; суббота, воскресенье-выходной

    Требуется автослесарь на пост регулировки развала/схождения

    Новочебоксарск, ул. Силикатная 17,
    8-903-357-80-02 (приём заказов),
    (8352) 73-35-49 (автозапчасти)

    • Статьи автомастера
    • /
    • Электрика
    • /
    • Устройство автомобильных генераторов

    Источником электричества в автомобиле является генератор, который приводится во вращение ременным приводом от коленвала двигателя. Конструктивно генератор состоит из трехфазного генератора переменного тока, выпрямителя и регулятора напряжения.

    Генерация переменного тока в обмотках статора происходит за счет вращающегося внутри ротора, который соответственно создает вращающееся магнитное поле.

    Рис 1 Составные части генератора.

    Так как обороты двигателя и мощность потребителей электричества постоянно меняется есть необходимость регулировать мощность генератора. Регулирование осуществляется подачей напряжения на обмотку возбуждения (на якоре генератора) регулятором напряжения. Изменяя продолжительность подачи напряжения на эту обмотку мы можем изменять отдачу генератора на выходе. Параметром обратной связи при регулировании является напряжение сети (напряжение на дополнительных диодах) т.е. оно выдерживается с помощью регулятора напряжения в заданных пределах.

    При пуске двигателя, для возбуждения генератора, напряжение на якорь подается от АКБ, через контрольную лампу, она при этом горит сигнализируя о том что генератор еще не работает. После запуска двигателя, на выводах генератора "D+" и "В+" появляется практически одинаковый потенциал и лампа гаснет. Если генератор при работающем двигателе автомобиля не развивает напряжения, то лампа HL продолжает гореть, что является сигналом об отказе генератора или обрыве приводного ремня.

    Рис2 Принцип регулирования мощности генератора на примере регулятора типа ЕЕ 14V3 фирмы Bosch:

    1 — генератор, 2 — регулятор напряжения, SA — замок зажигания, HL — контрольная лампа на панели приборов.

    Рис. 3 Схема соединений генератора Лада Калина ВАЗ 1118:

    1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи; 4 — монтажный блок; 5 — выключатель зажигания

    Как только генератор начинает работать регулирование мощности осуществляется регулятором напряжения, который подает напряжение возбуждения на якорь до момента достижения заданного напряжения на трех дополнительных диодах (обычно 14В). По достижении заданного напряжения регулятор отключает обмотку возбуждения, чувствительным элементом при этом является стабилитрон VD2 в регуляторе напряжения. Таким образом регулирование напряжения генератора регулятором осуществляется дискретно через изменение относительного времени включения обмотки возбуждения в цепь питания.

    Регуляторы напряжения обладают свойством термокомпенсации — изменения напряжения, подводимого к аккумуляторной батарее, в зависимости от температуры воздуха в подкапотном пространстве для оптимального заряда АКБ. Чем ниже температура воздуха, тем большее напряжение должно подводиться к батарее и наоборот.

    Переменный трех фазный ток на выходе генератора преобразуется в постоянный однофазный с помощью диодного выпрямителя, плюсовым выходом которого является клемма В+. Диодный выпрямитель содержит также дополнительные диоды с которых берется контрольное напряжение для работы регулятора (сигнал обратной связи). Диоды являются также препятствием для утечек тока когда зажигание включено, а двигатель не работает, так как они пропускают ток только в одном направлении. Диоды обрезают нижнюю часть синусоиды переменного тока, поэтому выпрямленное напряжение на осциллограмме выглядит в виде волнистой линии на уровне 14В. На современных генераторах силовые диоды заменены на стабилитроны которые выполняют еще и защитную функцию при бросках напряжения (например при отключении аккумулятора).

    Вследствие работы регулятора напряжения, на осциллограмме могут быть видны колебания или "скачки" напряжения с небольшими пиками (максимумами напряжения), особенно при изменениях нагрузки на генератор, например, при включении / выключении головного освещения автомобиля. Кроме того, могут быть заметны небольшие дополнительные пики напряжения, возникающие вследствие работы системы зажигания и других мощных потребителей электроэнергии.

    Рис 4 Осциллограмма выходного напряжения генератора. Броски напряжения на осциллограмме указывают на моменты вкл./выкл. регулятора напряжения

    Поскольку свое вращение ротор генератора получает от коленчатого вала двигателя, то по частоте переменного напряжения генератора можно измерять частоту вращения коленчатого вала двигателя. Для этого у генератора делается вывод обмотки статора, к которому и подключается тахометр.

    Какие бывают проблемы у генераторов такого типа.

    Во-первых, негорящая контрольная лампа заряда вовсе ещё не гарантирует наличие этого самого заряда . И причин этому несколько:

    1. контрольная лампа может не гореть вообще, даже при незапущенном двигателе. (или горит очень тускло) Это означает, что ток в цепи возбуждения генератора отсутствует. Возможно, из-за изношенных щёток, или нерабочего регулятора напряжения. А, может, просто тонкий провод к клемме 61 генератора отскочил, или оборвался.

    2. Вы продвинутый владелец «семёрки», или «девятки», и в свете нанотехнологий поменяли все лампы приборной панели на светодиоды. В том числе, и контрольную генератора. В этом случае генератор не сможет возбудиться из-за высокого сопротивления светодиода.

    3. Система контроля заряда изначально несовершенна. Потухание контрольной лампы после запуска означает лишь то, что на обоих её выводах присутствует одинаковое напряжение. А вот какое — 14 вольт, или 12 – лампочке об этом, как и о жизни на марсе, неизвестно. Почему же может быть снижено напряжение? Начнём с обрыва или пробоя одного из силовых диодов. При этом регулятор напряжения, меряющий напряжение на выходе дополнительных диодов, считает, что всё в порядке, напряжение увеличивать не надо. У него и в самом деле всё в порядке. Непорядок на силовом выходе, но регулятор этого не видит.

    На многих иномарках применяют схемы регулирования напряжения с обратной связью не от дополнительных диодов, а непосредственно от напряжения бортовой цепи или даже в качестве контрольного напряжения берется переменное напряжение до диодного моста. Контрольная лампа при этом включается самим регулятором напряжения. Такая схема считается более продвинутой так как измерение контрольного напряжения от бортовой сети позволяет избежать погрешности которая может возникнуть если контрольное напряжение брать от доп.диодов.

    Рис.5. Схема регулирования мощности генератора Хендай Гетц. Управляющий сигнал для работы регулятора берется с фазных обмоток статора.

    Следующим шагом в развитии конструкций генераторов иномарок стали схемы регулирования мощности генератора которые учитывают не только изменения нагрузки и температуру окружающей среды но и гораздо большее количество факторов. Рассмотрим один типичный пример от Toyota.

    Рис 6 Схема управления генератором Toyota

    При расчете заданного напряжения , помимо стандартной логики здесь могут учитываться параметры движения автомобиля (разгоняется он или тормозит), и то какой оптимальный ток необходим для зарядки АКБ. Расчет заданного напряжения осуществляет ЭБУ двигателя. Сформированный сигнал воздействует на регулятор напряжения (клемма RLO), который фактически является только усилителем сигнала. С клеммы М снимается сигнал обратной связи т.е. отслеживается то как выполняются заданные параметры. Такая схема управления позволяет также диагностировать генератор с помощью кодов неисправности (т.е. лучше чем просто контрольная лампа)

    Рис 7. Интенсивность зарядки АКБ (фактическая) определяется по датчику силы тока установленном на минусовом проводе АКБ.

    Итак как же учитывается режим движения при управлении мощностью генератора. Здесь возможны два варианта развития событий:

    1. если разрядка АКБ составляет больше 90% то зарядка осуществляется по стандартной схеме (по принципу поддержания стандартного напряжения 14В).
    2. если же разряд АКБ меньше 90% тогда при разгоне и холостом ходе мощность необходимая на привод генератора уменьшается методом снижения напряжения до 12.5В, это нужно для увеличения отдачи двигателя на этих режимах. Если автомобиль тормозит двигателем напряжение наоборот максимально поднимается (до 14.8В) чтобы эффективнее использовать энергию торможения.

    Зарядка рассчитывается по входному/выходному току и определяется на уровне не менее 90% если сила зарядного тока остается низкой (не более 5А)в течении 5 минут.

    Рис8. Алгоритм управления генератором в зависимости от нагрузки.

    Рис9. Алгоритм управления мощностью генератора.

    Появившиеся на автомобилях CAN шины позволили отделить блок управления генератором от блока управления двигателем. Типичная схема теперь выглядит так: -блок управления генератором использует входящие сигналы от датчиков двигателя (по CAN шине) и датчика тока АКБ и используя их для расчетов формирует управляющий ШИМ сигнал на щеточный узел генератора, который в зависимости от скважности ШИМ сигнала, формирует ток на обмотке возбуждения. Таким образом щеточный узел фактически выполняет роль усилителя (или ключа) управляющего сигнала от блока управления генератором. Блок управления выполняет также функции диагностики генератора и по CAN шине управляет включением лампочки исправности генератора.

    Например на генераторах Форд изменение управляющего ШИМ сигнала на входе (LIN) от 5 до 95% изменяет напряжение на выходе генератора от 12.5 до 16.5 В. При отсутствии сигнала генератор отключается, при сигнале 50% напряжение составляет 14.5В.

    Рис 10. В+ выход генератора. КлючField Driver коммутирует обмотку возбуждения на массу и определяет таким образом ток возбуждения. Через клемму Р обеспечивается контроль фактического напряжения (сигнал снимается с обмоток статора). Через клемму LIN подводится управляющий ШИМ сигнал. Через клемму Voltage Sense подводится сигнал с датчика тока АКБ.

    Рис 11. Блок схема управления генератором. BCM-блок управления генератором, EECU- блок управления двигателем. Эти блоки обмениваются между собой по CAN-шине. LIN Controlled Voltage Regulator –щеточный узел генератора.

    В некоторых продвинутых автомобилях Ауди, Фольсваген, Ленд Ровер блок управления генератором позволяет также производить диагностику АКБ и электрических цепей автомобиля, используя для анализа токи саморазряда АКБ и токи утечки в момент когда двигатель не работает.

    Диагностика неисправностей генератора

    Признаки неисправности генератора:

    1. Генератор не развивает мощность. Признаки:
    1. низкое напряжение бортовой сети при включенных потребителях (13.5В и ниже).
    2. Горит контрольная лампа (или горит в полнакала) при работающем двигателе.
  • Генератор создает напряжение выше нормы (14.5В и выше). Признаком будет выкипание электролита АКБ, сильный нагрев генератора, моргание лампочек.
  • Механические неисправности:
    1. Повышенный шум вследствие износа подшипников.
    2. Проскальзывание ремня или ослабление приводного шкива.
    3. Если есть подозрение на неисправность генератора первое что нужно сделать это визуально осмотреть генератор и замерить напряжение в сети на разных оборотах двигателя с включенными потребителями (с помощью мультиметра). Если есть отклонения напряжения от нормы алгоритм поиска неисправности будет зависеть от электросхемы генератора (то о чем мы писали выше).

      Примерный алгоритм поиска неисправности при недостаточном напряжении.

      1. Проверяем натяжение ремня и весь механический привод.
      2. Проверяем есть ли напряжение на регуляторе напряжения (для Жигулей напряжение на дополнительных диодах D+ или клемма 61). Если напряжение есть снимаем реле регулятор напряжения и проверяем его (или если незнаем как проверить тупо меняем на новый). Если реле регулятор исправен тогда снимаем генератор.
      3. Снятый генератор частично разбираем и проверяем диодный мост, обмотку возбуждения, обмотки статора. Данные проверки сделать сможет не каждый так как диодные мосты желательно проверять под нагрузкой, а катушки помимо К.З. желательно проверять на межвитковое замыкание. Диагностику данных узлов можно делать и не снимая с автомобиля с помощью осциллографа. Например осциллограмма напряжения генератора со сгоревшим диодом будет выглядеть так.

      Рис 12 Осциллограмма напряжения с пробитым диодом.

      1. Если генератор с ШИМ управлением тогда первым делом нужно считать ошибки сканером.

      На рис 13 указан алгоритм поиска неисправностей из заводского мануала ВАЗ

      Рис 13. Алгоритм поиска неисправностей генератора ВАЗ.

      Проверка генератора на испытательном стенде

      Наиболее полно и достоверно генератор проверяется на соответствие его характеристик номинальным с помощью стенда, который имитирует все режимы работы генератора и по оборотам и по нагрузке. Для генераторов с ШИМ управлением, при этом необходимо имитировать еще и управляющий ШИМ сигнал.

      3 – амперметр; 4 – аккумуляторная батарея;

      Рис 14 схема стенда для проверки генераторов

      Порядок выполнения проверок для Жигулевского генератора.

      1. Установите генератор на стенд и выполните соединения как показано на рис.13.

      2. Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора 14 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин–1. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 2 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 44 А.

      3. Если замеренная величина отдаваемого тока значительно меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.

      4. При подозрении на неисправность вентилей выпрямительного блока генератора, проверьте силу тока отдачи на прогретом генераторе. Такая проверка позволяет лучше выявить неисправность вентилей по резкому снижению тока отдачи при повышении температуры генератора.

      5. Для прогрева дайте генератору поработать не менее 15 мин при частоте вращения ротора 5000 мин–1 и напряжении 14 В на выходе генератора. Затем измерьте силу тока отдачи. На прогретом генераторе она должна быть не менее 42 А.

      Стендом особенно удобно пользоваться для проверок генератора после ремонта так как время установки генератора на стенд очень незначительное.

      Надеемся что данная статья приоткроет завесу тайны устройства генератора и поможет принять верное решение при каких то ситуациях связанных с обслуживанием данного узла.