Автономный газовый отопитель для авто

0
889

Содержание

Здравия всем хорошим людям.
Наконец то, "дошли руки", доделать автономку из ЗАЗовской печки.
Из "ШААЗ 015" будет автономка в мой уазик, из "ШААЗ 030" автономка для гаража.
Работать они, будет конечно на газу.
В сети не так уж и много схем.

Но они меня не устраивали. Для гаража с натягом, возможно некоторые и подошли бы но для автономки в автомобиль, точно нет.
Ведь самое главное в "автомобильной автономке" на первом месте это безопасность,
а так же экономия, точнее защита от перерасхода электричества аккумулятора и газа.

Моя схема разделена на две части.
1 часть это включение-выключение, а самое главное это защита себя любимого, от утечки пропана и скопления угарного газа.
2 часть отвечает за управление печкой и защиту аккумулятора и "несанкционированным" расходом газа.

Газ: Первоначально газ поступает на газовый электро-клапан, далее на газовый кран(от газовой плиты, для регулировки), после через жиклер на 0.8 мм и в камеру сгорания.

Реле на плате защиты от утечки газа и угара
с одной группой контактов SRD-12VDC-SL-C 12VDC 10A 250 В 5 pin,
с двумя группами контактов реле OSA-SS-212DM3 6 pin

Реле на плате управления
с одной группой контактов SRD-12VDC-SL-C 12VDC 10A 250 В 5 pin,
с двумя и тремя группами контактов HLS-4453 (18F), ножки у них плоские, поэтому отверстия на плате сначала сверлятся сверлом 1 мм., а затем дорабатываются дремлем с алмазной насадкой в виде иглы. (Для информации)

Схемы и печатные платы разработаны мной лично.
Печатные платы в формате Sprint-Layout 6.0 Пароль на архив: drive2.ru yadi.sk/d/iP-tDiCO3MnTfN
При копировании просьба оставлять ссылку на источник.
Надеюсь, кому то это поможет.
Если будут какие либо вопросы по схеме или печатным платам, пишите постараюсь ответить.

ВНИМАНИЕ:
Если оставлять печку работать на бензине или солярке, то вместо искрового розжига, нужно установить еще одно реле, иначе дорожки на плате не выдержат ток свечи накала.

Комментарии 36

Есть у меня две печки, одна от Запорожца, другая от вертолета. Если вас попросить сделать такую схему, . чтобы я мог собрать все воедино, сколько денег возьмете? Хочу на газ перевести.

Нет, на заказ не делаю.

Добрый день. Ваш метод не подошел, пришлось лепить инвертор на к155ла3, работает. Другая неприятность: не подскажете, в чем причина запуска клапана на порядок раньше розжига?

А почему не подошел? В чем проблема? Припаяться на вход светодиода (до резистора) проблема?
Второе:

У транзисторов характеристики плавают. Вариант поменять местами транзисторы. В описании я об этом кажется говорил.

+5 висит и до и после светодиода в дежурном. при срабатывании появляется "-" и диод светится. в итоге только с инвертором начало работать по алгоритму. в описании датчиков продаваны добавили пункт(не было, когда покупал) о низком уровне сигнала при сработке, т.е. лог."0". вечером поменяю местами, посмотрю как будет. резисторы в базах не менять местами?

Про датчик газа…
Я правильно понял? До срабатывания на модуле датчика, светится 2 светодиода, индикатор питания и индикатор сработки?
А при срабатывании индикатор сработки тухнет?
Странно.

Про срабатывание раньше чем…
Резисторы не менять они как раз задают время срабатывания.
Я же говорю, я об этом в описании говорил. Что тут требуется "подбор"
У транзисторов "характеристики плавают" У меня была такая "ерунда" помнится один раз. То есть, если проще говорить, для срабатывания одного транзистора требуется меньшее напряжение, для другого больше, разница, вроде бы в пределах погрешности, но результат…

Про датчик газа: индикаторы работают правильно-питание горит постоянно, при сработке загорается второй, но его включение происходит при появлении "-" на другом плече, а не "+". Алгоритм индикации тот же, исполнение зеркальное. ну да ладно, речь не о них, их уже победили. сейчас борьба с порядком включения розжига и клапана. т.е. резистор с меньшим номиналом в базе вызывает более позднее открывание транзистора, правильно понимаю?

Не резистор, а у транзисторов характеристики разные.

Смотрим на схему:
1. на оба "модуля" напряжение подается одновременно.

2. через резистор 10 кОм, заряжается конденсатор, одинаково и на клапане и на розжиге.

3 через резистор "базы" должен открыться транзистор, чем больше сопротивление, тем дольше будет происходить задержка включения, открытие транзистора.
4. кто виновен, что транзистор открывается раньше, там где вроде бы по логике должен открываться позже?
Вывод:
Меняем местами транзисторы.

А вот сопротивления "базы" после можно подобрать, чтобы розжиг включался немного раньше, на несколько секунд. Чтоб не было "хлопка."

3 через резистор "базы" должен открыться транзистор, чем больше сопротивление, тем дольше будет происходить задержка включения, открытие транзистора.
Вот и я о том же. по схеме в базе клапана 3кОм, в базе розжига 8кОм. поэтому и происходит запуск клапана раньше розжига, разве не так?

Слушай…
Хорошо поправил.
Нужно будет схему перезалить.
Походу когда схему рисовал, а эт, как обычно, происходит уже после того как "проект" готов, ошибся с номиналами сопротивлений.
Первоначально я ставил одинаковые сопротивления, но из-за разности характеристик транзисторов…розжиг запускался позже.
вот я и начал подбирать сопротивления, а потом, в схему их вставил наоборот.

3 через резистор "базы" должен открыться транзистор, чем больше сопротивление, тем дольше будет происходить задержка включения, открытие транзистора.
Вот и я о том же. по схеме в базе клапана 3кОм, в базе розжига 8кОм. поэтому и происходит запуск клапана раньше розжига, разве не так?

Эт сейчас сигнализацию на гараж ) на Ардуино леплю.(так то в принципе куда угодно можно применить
Хотел сделать только минимальный "набор" функций, а получилось с ардуино Нано, пришлось перебраться на Мегу, оперативки на Нано в несколько раз не хватает уже.
Хотел по окончании тоже выложить, а вот теперь думаю, а стоит.
Вдруг когда буду рисовать схему, что нибудь "забуду или перепутаю".
А так если интересно, про сигналку:
Два основных компонента:
это Ардуино Мега и модуль GSM SIM800L, ну и датчики…
Установка и снятие с охраны, как по SMS, так и ключами iButton (как на домофоне) только с "уникальными" идентификаторами.
При постановке ключом на заданные телефоны приходит SMS : сигнализация поставлена или снята ключом №*****, если постановка и снятие с телефона, то на заданные номера телефонов приходит SMS "сигнализация поставлена или снята, с телефона с номером…"
При срабатывании датчика движения первый раз на зад. номера отправляется SMS (далее — SMS -) "движение на объекте" и ждем 10 сек. ну мало ли мышка пробежала. если через 10 сек все тизо, то система сбрасывается и несет службу дальше, если в течении 10 сек повторное срабатывание, то на заданные номера SMS. а на номер "администратора" сигналка звонит, можно снять трубку и послушать, а так же и "спросить" какого хрена кто то там лазит.
Позвонить можно в любое время
Включается сирена, инфракрасная подсветка с видеорегистратором (функция: циклическая запись, отключена).
видеорег. можно отключить отправив SMS. Сирену так же отправив SMS.

SMS и звонки только с "разрешенных телефонов" с других номеров, звонки сбрасываются, а SMS просто удаляются.
Аналогично происходит и с датчиками(герконы на разрыв цепи) при открытии ворот или калитки.
Если отключается сетевое напряжение, сигналка переключается на аккумуляторы и отправляет SMS "сетевое напряжение отключено", когда сетевое напряжение появляется, SMS сетевое напряжение включено.
При разряде аккумулятора (4.2 вольта, литий 10 Ач ) ниже 3 вольт SMS " Критический заряд аккум" и отправка значения показания вольтметра.
Если разряд ниже 2.7 SMS "Аккум разряжен и так же показания вольтметра". Если отправить SMS c запросом состояния аккум. в любое время, то придет ответ "Напряжение аккум. и реальное напряжение."
Так же в системе присутствуют те же датчики газов MQ2 — задымление крепится на потолке, Mq6 пропан и MQ7 угар, располагаются на полу. Датчики открытого огня, несколько штук располагаются на потолке. два датчика температуры и влажности DHT22. Один в самом гараже второй на улице.
По датчикам:
Если сигнализация отключена (я или младший в гараже) то…
сработал Задымление, включается зуммер, начинает мигать светодиод с подписью "задымление", включается вентилятор.
как только все проветрилось, все выключается. В процессе можно выключить зуммер, чтоб не надоедал.
Аналогично с датчиками: пропан, угар и влажность. Влажность срабатывает при сравнении влажности с влажностью улицы и влажн. гаража. если в гараже влажность выше — вентилятор, светодиод "Влажность", зуммер.
Открытый огонь зуммер, светодиод с подписью Огонь.
когда сигнал. выключена, включается LCD экранчик 2004(4 строки по 20 символов), на который выводится поочередно "2" экрана, на первом показания температуры и влажности в гараже и на улице, на втором показания в "PPM"( в пипиэмах) с датчиков MQ2, Mq6 и MQ7

Если сигнализация включена:
Задымление, Угар, Огонь — отправляет SMS. Сбросить сигналку можно только придя в гараж лично, сделано специально.
Если Пропан и Влажность, вентилятор, до устранения, повышенной влажности и пока весь пропан не проветрится. ну и SMS соответственно.

Есть так же 2 реле, которые вклвыкл при помощи SMS- так называемые GSM розетки. К одной подключу печку, чтоб перед тем как идти в гараж заранее включать "отопление." Вторая…

Можно отправить запрос о состоянии сигнализации.
В ответ придет SMS о том, что сигнализация — вкл или выкл., дым, пропан, угар(со значениями) в норме, огонь — отсутствует, напряжение аккумулятора, есть или отсутствует сетевое напряжение, состояние обоих реле- включено или отключено, включен или выключен вентилятор, температура и влажность в гараже и на улице.

На данный момент процентов на 90 все готово и работает, остались мелочи (жду оставшиеся запчасти из Китая., например LCD экранчики 2004 кончились у меня, сейчас для отладки "прикрутил" 1602, ну и так по мелочи.)
Вот вроде бы пока и все.
Хотя возможно, что то и забыл…

Автономный отопитель кабины потребляет всего один стакан солярки в час.

Помните, как возмущался великий Менделеев: «Нефть — не топливо, топить можно и ассигнациями!» А ведь тогда масштабы добычи и сжигания этого ценного химического сырья не шли ни в какие сравнения с нынешними. Да и сегодня, когда почти весь транспорт питается нефтепродуктами, топить котлы и бойлеры мазутом считается роскошью от нищеты и безысходности — в развитых странах используют куда более дешевые и возобновляемые источники энергии. Но все эти макроэкономические истины перечеркивает простая житейская ситуация: ночь, мороз, КАМАЗ с фурой на обочине трассы… И водитель, стоящий перед дилеммой: использовать ли в качестве отопительных котлов цилиндры двигателя, устремив параметр мгновенного расхода топлива в бесконечность, или, затянув «в той степи-и глухой за-амерзал ямщик…», повторить судьбу героя народной песни?

Деньги в трубу

На холостом ходу камазовский мотор съедает около 8 литров топлива в час, да и двигатели большинства тягачейиномарок, молотя на месте, особой экономичностью не отличаются. Несложные подсчеты показывают, что даже в умеренном климате средней полосы России на обогрев кабины во время ночных стоянок ежесе-зонно улетают «в трубу» минимум 60 000 рублей! С каждой машины. И это без учета расходов на преждевременный капремонт мотора, сотни часов трущего поршнями цилиндра вхолостую. Чего уж говорить про наши северные регионы, где во вре-мена государственной солярки была «добрая» традиция заводить движок в конце октября, чтобы заглушить его в начале апреля… Обойтить без такого варварства помогали предпусковые подогреватели, причем для грузовиков в армейском исполнении выпускали «автономки» с подводом продуктов горения к поддону картера двигателя, что, при отсутствии нынешних масел, обеспечивало расплавление гелеобразного М8Г2 и последующий пуск даже в треску-чий мороз. Однако предпусковик не решает проблему отопления кабины — гоняя нагреваемый антифриз по системе охлаждения, он рассеивает большую часть мощности — как минимум 14 КВт из 15 развиваемых — в моторном отсеке, то есть, отапливает, в основном, окружающую среду. К тому же, штатную камазовскую «печку» предпусковик будет нагревать одновременно с тяжеленным мотором, то есть очень долго и максимум — до 60 градусов. Что в сильный мороз явно недостаточно — даже за рулем сидеть будет холодно, не говоря уже про спальное место. Да и рев 15-киловаттной горелки не очень-то способствует крепкому и здоровому сну. Есть у автономных жидкостных нагревателей и объективный технический недостаток — высокое (90–130 Вт) потребление электроэнергии водяным насосом — нередки случаи, когда старенькая батарея под утро оказывается полностью «посаженной», и вместо выезда на линию в теплой кабине водителя ожидает возня на морозе с проводами и «катюшей». Не случайно при заводской опционной установке предпусковиков, например, на немецкие автомобили, в комплект к подогревателю обычно идет дополнительный аккумулятор. Другое дело — воздушный «автономник», работающий по принципу фена, как, кстати, его и называют на шоферском сленге. Охлаждение теплообменника потоком воздуха, забираемого из кабины, и выходящего, естественно, обратно в кабину, не столь интенсивно, как жидкостью, поэтому при равной мощности «фен» получается более габаритным, нежели предпусковик. Но ему и не нужна мощность последнего, ибо почти вся энергия от сгоревшего топлива (за исключением 3–5%, что уносятся нагретыми до 300–400о С выхлопными газами) выделяется в виде тепла в кабине автомобиля, рассеиваясь потом в окружающую среду ее стенками и стеклами. Двух киловатт «воздушнику» вполне достаточно, чтобы устроить водителю магистрального грузовика или машинисту автокрана, экскаватора и т. д. настоящий «ташкент». При мощности 4 КВт тепла с избытком хватит даже при зимней ночевке в Якутии, ну а 8-9-киловаттные агрегаты отапливают салоны больших автобусов. В разы меньший объем пламени обеспечивает бесшумность работы — никакого рева «паяльной лампы», как у жидкостного отопителя, нет и в помине. Энергию от аккумулятора расходуют лишь маломощные потребители — даже в 4-киловаттном режиме максимальной отдачи ток от 24-вольтовой батареи не превышает 2 А, а при мощности 1,5 КВт — всего 0,5 А. То есть, за длинную зимнюю ночь аккумулятор не потратит и двадцатой доли своей емкости. Расход же топлива в таком умеренном режиме составит около 0,2 литра в час, то есть в 40 (!) раз меньше, чем у камазовского мотора на холостом ходу. Но не только экономия играет в пользу автономного отопителя — немаловажна и растущая нетерпимость общества к загрязнению воздуха. Европейская культура постепенно проникает в среду наших дальнобойщиков — многие из них, поездив по миру и установив в кабины всяческие «эйртроники», уже начали забывать, как когда-то кашляли по ночам, вдыхая сизый дым от своего и соседских дизелей. Сегодня, не заглушив на коллективной стоянке движок, вы рискуете уже через пять минут услышать стук бейсбольной битой в дверь. А пристроишься со своим тарахтением на ночлег в городе, пустая бутылка будет брошена с балкона сразу «на поражение» — в крышу кабины. Без предупредительного броска на асфальт… И пусть вас не удивлет, что именно немцы, с их теплыми, около ноля градусов, зимами, поднаторели в производстве автономных отопителей. Да, в Европе дальнобойщики — все поголовно — спят в комфортабельных трехзвездочных мотелях, но постоять часок-другой на складе или таможне под промозглым балтийским ветром им тоже приходится. А чем еще согреешься, если не «феном», когда молотить на холостых закон запрещает? В России же путь распространения воздушных отопителей мучителен, долог и тернист — в народе такого типа «печка» стойко ассоциируется со словом «Запорожец» и субъективно воспринимается, как вещь, некачественная уже по своей сути. У бывалых шоферов свежи еще в памяти картины внезапно задымивших прямо на ходу «горбатых» и «ушастых», а у кого-то навеки запечатлелось зрелище горящей бензиновой дорожки, бегущей вслед за машинкой с ничего не подозревающим водителем… Чрезвычайная капризность автономных обогревателей (их для мелитопольских микролитражек выпускал шадринский автоагрегатный завод) вынуждала владельцев искать любую альтернативу, вроде намотки толстенной медной проволоки на выхлопные трубы для непосредственной передачи тепла в салон — лишь бы избавиться от ненавистного, досаждающего запахом бензина и гари агрегата. Но прошли годы, накатила волна «бэушных» иномарок, в том числе, микроавтобусов, и Россия наконец-то познала, что такое автономный отопитель, «сделанный руками». Умелыми руками…

  • Что такое автономный отопитель салона?
  • Разбираемся в понятии «автономный отопитель салона»?
  • Электрические устройства на 12 и 24 Вольт
  • Газовые обогреватели салона
  • Бензиновые устройства
  • Дизельные модели автономных обогревателей салона машины
  • Особенности эксплуатации «автономок»

Печка в автомобиле – это очень хорошо, особенно когда приходит зима и управлять автомобилем в холодном салоне не просто неудобно, но и опасно для здоровья. Тем не менее, обычные печки потребляют достаточно много энергии автомобиля, так как они могут подпитываться и от электросети, и от бака с горючим. Чтобы хоть как-то снизить расход на автомобиль, владельцы начали использовать автономные отопители салона, которые по сравнению с классическим обогревом автомобиля имеют ряд преимуществ, главное из которых – экономия.

Разбираемся в понятии «автономный отопитель салона»?

Автономный отопитель салона представляет собой устройство, способное подогревать воздух в салоне автомобиля или же его рабочие жидкости, независимо от работы автомобильного двигателя. В зависимости от того, какую среду они предназначенные нагревать, все автономные отопители следует разделить на три типа:

Воздушные – греют только воздух в салоне и зачастую представляют собой привычный вентилятор, нагнетающий тепло.

Жидкостные – могут подогревать как систему охлаждения, если она не активируется двигателем, так и топливную систему, что особенно важно для дизельных автомобилей. Могут использоваться также и для обогрева салона, оттаивания замков и лобового стекла.

Масляные – подогревают масляную магистраль автомобиля, что также ускоряет и упрощает запуск двигателя в морозную пору.

Что касается целесообразности использования того или иного вида отопителя, то выбор лучше остановить сразу на нескольких устройствах. Благодаря такому подходу вы сможете обеспечить автомобилю полноценный обогрев в холодное время суток: без проблем и поломок будет запускаться и работать двигатель, да и вам с вашими пассажирами за рулем автомобиля будет комфортно.

Существуют и другая классификация «автономок», которая базируется на том, какое топливо используется для работы устройства, а также классификация в зависимости от мощности обогревателя. Особенности всех видов этих устройств мы рассмотрим выше, однако заблаговременно приведем список критериев, по которым стоит выбирать автономный отопитель салона для своего автомобиля:

• габариты «автономки» и вашего автомобиля;

• мощность штатной электрической сети на машине;

• частота, с которой вы планируете эксплуатировать обогреватель для авто;

• климатические особенности местности, в которой вы проживаете;

• рентабельность установки – ее потребительские характеристики;

• окупаемость отопителя конкретно для вас;

• конструкционные особенности машины – возможно ли в принципе подключение к ней дополнительного обогревающего устройства.

Электрические устройства на 12 и 24 Вольт

Практически все автономные подогреватели салона, которые используются современными автовладельцами, рассчитаны на мощность от 12 до 24 Вольт. Подобный факт заставляет многих бросаться к друзьям за советом и искать информацию в Интернете, так как остается непонятным, какой из этих двух обогревателей будет эффективным и безопасным для авто.

Но на самом деле все просто: отопители салона с более низкой мощностью в 12 Вольт предназначены для использования на легковых автомобилях, так как они идеально подходят для подключения к бортовой сети автомобиля, и при этом их мощности вполне хватает для того, чтобы обогреть небольшой салон. Что же касается отопителей мощностью в 24 Вольта – они предназначены для большегрузных автомобилей.

Газовые обогреватели салона

Работают такие «автономки» посредством использования жидкого газа. Благодаря его сгоранию запускается вентилятор, который в свою очередь обеспечивает естественную циркуляцию воздуха в салоне автомобиля, разогревая его до необходимой температуры. Чтобы ускорить процесс нагревания иногда используются дополнительные вентиляторы.

К преимуществам такого типа обогревателей относят и отсутствие в них электронных элементов, а также общая надежность конструкции, что существенно увеличивает период их эксплуатации. К тому же он вполне безопасен для водителя, так как для сгорания газа воздух в устройство подает не из салона, а с улицы. Газы, образовавшиеся в процессе сгорания, также выбрасываются наружу.

Чтобы обеспечить работу такого устройства придется всего лишь периодически закупать баллоны со сжиженным газом. Учитывая разницу в стоимости бензина, дизельного топлива и газа, подобный вариант для обогрева салона авто является наиболее выгодным с экономической точки зрения.

Но есть у такого устройства и свои недостатки: с его помощью вы сможете обеспечить подогрев только салонной части автомобиля. Установить газовый автономный отопитель под капот невозможно по причине его габаритов и особенностей работы.

Бензиновые устройства

В бензиновом варианте зачастую выпускаются не автономные отопители салона, а предпусковые подогреватели конструкции автомобильного двигателя. По этой причине подобные устройства отличаются свой компактностью, а благодаря размещению под капотом автомобиля, еще и бесшумностью работы. При правильной эксплуатации такой отопитель также будет обеспечивать размораживания лобового стекла. Расход топлива такого предпускового обогревателя в среднем составляет 0,5 литра бензина в час.

Что же касается бензиновых устройств для обогрева салона, то их рационально использовать только при необходимости обогрева больших по площади автомобилей, так как благодаря использованию бензина, эффект от работы обогревателя является большим. А вот расход топлива при обогреве салона уменьшается, и составляет около 0,3 литра в час.

Дизельные модели автономных обогревателей салона машины

Дизельные отопители мало чем отличаются от бензиновых, тем более что они могут представлять одно и то же устройство. Но вот есть у них один существенный недостаток – используемое для работы топливо может подвергаться негативному воздействию отрицательных температур, поэтому запустить такой отопитель на морозе будет не менее сложно, нежели и сам дизельный двигатель.

Плюсом дизельных автономных отопителей салонов является то, что современные конструкции устройства зачастую по минимуму используют заряд автомобильного аккумулятора, что не менее важно при осуществлении зимних поездок.

Особенности эксплуатации «автономок»

Какими бы безобидными не казались автономные подогреватели салона, все же они остаются электрическими устройствами (за исключением газовых), а поэтому с ними необходимо обращаться максимально осторожно:

1. При покупке устройства обязательно изучите особенности его подключения и тщательно следуйте всем указаниям производителя. Особенное внимание стоит обратить на мощность отопителя. Если она не соответствует мощности бортовой сети вашего автомобиля – не подключайте его.

2. При каждом включении проверяйте работоспособность устройства, отсутствие повреждений и течей.

3. При эксплуатации газового отопителя очень важно предупредить вытекание жидкого газа, так как подобное может стать причиной отравления водителя и его пассажиров.

4. Ни в коем случае не допускайте максимальную работу отопителя салона, так как чрезмерное нагревание воздуха в салоне автомобиля может быть нежелательным для вашего самочувствия (при нагревании салона воздух в нем может стать чрезмерно сухим, что потребует максимально частого проветривания). Стоит также понимать, что эксплуатация устройства «на пределе» может привести к его преждевременному выходу из строя.

Также при покупке салонного отопителя не постесняйтесь узнать у продавца максимум информации о нем и его производителе. Очень важно, чтобы приобретенное Вами устройство было совместимо с вашим авто, так что не лишним будет узнать у дилеров автомобиля о возможности использования автономного отопителя салона.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.