Ваз 2114 датчик вентилятора радиатора

0
774

Содержание

Перегрев двигателя приводит к возникновению серьезных неполадок: поршня могут заклиниться, пробивается прокладка блока цилиндров, что приводит к необходимости проводить капитальный ремонт мотора. Чтобы защитить силовой агрегат от перегрева, важно поддерживать стабильную работу вентилятора охлаждения. В этой статье обсудим принцип работы устройства, схему его подключения, самостоятельную диагностику и ремонт, а также модернизацию схемы управления. Инструкция полностью подходит и для автомобилей Ваз 2115 и Ваз 2113.

Принцип действия

Вентилятор – это устройство, позволяющее повысить эффективность работы радиатора охлаждения. Радиатор забирает тепло от мотора и отдает его в воздух. Этот процесс ускоряется за счет обдува лопастями электровентилятора.

Охлаждающая жидкость течет по закрытой герметичной системе. Ее задача в том, чтобы забирать излишнее тепло от перегретых частей мотора. Горячий тосол течет в радиатор, подвергается здесь охлаждению и возвращается обратно. Находясь в радиаторе, ОЖ проходит через систему тонких трубок. Набегающий воздушный поток во время движения автомобиля способствует быстрому отводу излишнего тепла из подкапотного пространства.

Но когда автомобиль стоит в пробке или работает на холостом ходу, поток воздуха перестает его охлаждать. В этом случае система охлаждения может не справиться со своей задачей. Для создания потока воздуха искусственным путем и предназначен электровентилятор радиатора. Температура включения вентилятора на ВАЗ 2114 – 85 градусов Цельсия.

Получив сигнал о превышении допустимого значения температуры, датчик запускает механизм работы устройства. Создается искусственный воздушный поток, отводящий тепло от радиатора. Механизм действует до тех пор, пока уровень температуры не понизится до оптимального состояния.

Затем термовыключатель получает сигнал о достижении нормальной температуры и отключает работу вентилятора.

Устройство состоит из четырех пластмассовых лопастей, которые устанавливаются на вале ЭДГ. Специальный контроллер регулирует автоматический режим работы. Термостат снабжен твердым наполнителем, который чувствителен к изменениям температуры.

Имеется основной и дополнительный клапаны. Когда температура достигает 85 градусов Цельсия, открывается главный клапан.

Схема подключения

Где находится реле вентилятора

Оно располагается в дополнительном блоке.

4 – реле электровентилятора;

5 – электрического бензонасоса;

6 – реле зажигания.

Реле и предохранители могут иметь другой порядок следования. Поэтому нужно ориентироваться на цвет проводов. Главное реле всегда размещено снизу. Найдите реле, от которого тянется розовый тонкий провод с черной полоской. Он идет от главного реле через контакт 85. Будьте осторожны! Не перепутайте с красным тонким проводком, который тоже имеет черную полоску и тянется из контроллера. И найдите белый толстый провод с черной полоской (87 контакт). Здесь и находится реле вентилятора охлаждения. Рядом с ним всегда находится предохранитель. Он является элементом цепи.

Диагностика вентилятора охлаждения

Если на приборной панели появляются сигналы о превышении допустимого уровня температуры в системе охлаждения, это может свидетельствовать о том, что не работает вентилятор на ВАЗ 2114. Главный симптом неисправности – механизм не запускается даже при значительном увеличении температуры. Нужно срочно заглушить двигатель, чтобы не допустить перегрева его элементов.

Мотор не должен работать с неисправным электровентилятором охлаждения. Это может привести к повреждению головки блока цилиндров.

Если не срабатывает вентилятор охлаждения на Ваз 2114, причинами поломки могут быть следующие неисправности:

  • Отказал датчик включения вентилятора на ВАЗ 2114.
  • Отсутствие контакта у разъема датчика.
  • Оборвалась проводка.
  • Неисправность реле электровентилятора.
  • Сгорел предохранитель.
  • Поломка привода электродвигателя устройства.

Отключите разъем устройства. Подключите его к клемме аккумулятора. Сохраняя полярность. Если прямое подключение к источнику энергии запускает электромоторчик, значит привод исправен. Возможно, проблемы возникли в электропроводке, в предохранителе или в датчике температуры.

Теперь наступила очередь диагностики предохранителя. Для этого даже не обязательно вскрывать пластиковый бокс. При неисправности реле одновременно с вентилятором перестает работать и клаксон. Поэтому если вы заметили пропажу звукового сигнала, значит точно сгорел предохранитель. Найти его можно в подкапотном пространстве в пластиковом боксе небольшого размера. Освобождаем крышку, прижатую двумя защелками, щипчиками вынимаем сгоревший предохранитель и меняем его на новый.

А вот диагностировать реле довольно сложно. Особенно тем, кто с автоэлектрикой исключительно на «Вы». Для проверки работоспособности проще всего найти работающее реле и временно установить его. Если после установки нового устройства вентилятор начинает работать исправно, значит настало время для замены старого.

Чтобы диагностировать датчик температуры, подающий сигнал к радиатору, нужно отсоединить разъем от датчика и запустить зажигание. Запустится аварийный режим, в котором электровентилятор начнет обдув. Если при отключении т разъема вентилятор запускается поздно, скорее всего датчик вышел из строя. Его замена займет не больше пяти минут. Нужно просто открутить два болта с помощью крестовой отвертки и установить на его место новое устройство.

Даже если неисправность возникла в самом вентиляторе Ваз 2114, это еще не значит, что пришло время его менять. Иногда можно просто заменить поврежденный подшипник или щетки. А вот при неисправно электродвигателе, гораздо проще приобрести новый механизм.

Как выполнить замену

Если вы убеждены, что причина неисправности кроется в электродвигателе вентилятора, то самый простой способ осуществить ремонт – это полностью заменить устройство. При этом нет смысла тратить деньги на новый кожух. Дешевле будет просто купить новый электромотор.

Необходимый инструмент

Особый инструмент не понадобится. Работа осуществляется элементарно просто с помощью торцевых ключей на 8 и 10 и отвертки крестового типа.

Пошаговый алгоритм работы

Заменить электродвигатель вентилятора охлаждения можно без демонтажа радиатора.

  1. Отсоедините колодку и жгут проводов устройства от кожуха.
  2. Отверните крепежные болты с помощью ключа на 10.
  3. Открутите нижнюю крепежную гайку.
  4. Торцевым ключом на 10 отверните крепежную гайку от радиатора.
  5. Торцевым ключом на 8 отверните две гайки прижимной пластины.
  6. Снимите пластину.
  7. Снимите электровентилятор вместе с кожухом.
  8. Приступаем к демонтажу электродвигателя. С помощью ключа на 10 сверните три крепежных гайки и выньте двигатель вместе с лопастями.
  9. С помощью отвертки подденьте стопорную шайбу.
  10. И снимите ее.
  11. Снимите крыльчатку.
  12. Наденьке крыльчатку на новый моторчик. Проследите, чтобы штифт вала попал в паз крыльчатки.
  13. Соберите сборку в обратном порядке.

Как заменить датчик температуры

Перед началом работ нужно частично слить охлаждающую жидкость из блока цилиндров.

  1. Снимите провод.
  2. С помощью ключа на 21 отверните термодатчик.
  3. Снимите его.
  4. Установите новый в обратном порядке.

Что делать, если электровентилятор работает постоянно?

Иногда возникает и другая проблема. Многих автолюбителей интересует, почему постоянно работает вентилятор на Ваз 2114?

Возможны четыре причины неисправности:

  1. возникло замыкание в электроцепи;
  2. произошла поломка реле электровентилятора;
  3. требует замены термодатчик;
  4. сломался электронный блок.

Чаще всего вентилятор начинает работать непрестанно в результате замыкания проводов. Электрическая цепь остается во включенном состоянии вне зависимости от сигналов термодатчика и реле.

Чтобы устранить неисправность, нужно прозвонить каждый провод и найти место сплавления. Иногда оно заметно даже при визуальном осмотре.

Если прозвон не помог выявить неисправность, нужно проверить и заменить реле вентилятора. Стоимость устройства невысока. Поэтому для диагностики проще купить новый реле и поставить его заместо старого.

Если не помогло и это, значит нужно проверить работу термодатчика. Ведь именно он отвечает за включение и отключение электромотора вентилятора Ваз 2114.

При исправной работе всех остальных элементов системы, нужно проверить электронный модуль. Он довольно редко выходит из строя. Если проблема возникла все же в нем, придется выполнить полный сброс ошибок. Иногда помогает только полная перепрошивка. Самостоятельно выполнить эту работу способен не каждый. Поэтому лучше обратиться за помощью в автосервис.

Также полезно было бы установить кнопку принудительного запуска и отключения вентилятора на Ваз 2114.

Это решение может оказаться весьма кстати, если поломка произошла где-нибудь на трассе вдали от города. В таком случае с помощью кнопки на панели приборов можно принудительно запустить работу вентилятора для охлаждения двигателя.

Перегрев двигателя – это один из тех процессов, которые способны вывести мотор из строя, причем окончательно. Радиатор хоть и считается одним из главных агрегатов системы охлаждения, в одиночку справиться с высокими температурами не может. Поэтому в конструкции любого транспортного средства предусмотрен вентилятор. Парадокс, но пропеллер испытывает туже зависимость по отношению к регулятору включения. Получается так, что поломка любого из элементов, снижает эффективность всей системы охлаждения.

Конструктивные особенности и причины поломки датчика вентилятора

Поломку датчика вентилятора довольно часто путают с неисправностью самого пропеллера. Чтобы не создавать каламбур, в первую очередь проведите диагностику более старшего элемента системы. А уже затем можно знакомится поближе с описываемым элементом:

  • принцип действия регулятора – среагировать на повышение температуры охлаждающей жидкости датчику позволяет специальная контактная группа, которая при нагреве постепенно расширяется. В итоге происходит замыкание контактов, что сигнализирует потребность в дополнительном обдуве. Оперативно отправленный сигнал, сообщает об максимальных градусах электронному блоку управления. Тот в свою очередь производит активацию вентилятора;
  • место нахождения устройства – регулятор расположен в конструкции радиатора. Это единственный электрический элемент центрального охладителя, поэтому поиски его на долго не затянутся. Демонтируется датчик ключом на 30, по соседству таких крепежей больше нет, точно не ошибетесь;
  • температура срабатывания датчика – порог у разных автомобилей может отличаться, но если речь идет о четырнадцатой модели, то тут этот показатель колеблется в районе 102-105 градусов для включения, и 85-87 для выключения соответственно.

Новый датчик вентилятора ВАЗ 2114 должен полностью соответствовать характеристикам предшественника.

Узнав немного больше о проблемном объекте, можно продолжать искать причину его поломки. Проведем эксперимент, который заключается в замыкании контактов регулятора. Если имеется обрыв электроцепи, это сделать не получится, соответственно проблему нужно искать в проводке.

Для полного убеждения в неисправности датчик вентилятора подключается к аккумулятору.

Продвинутая диагностика

Опытные шоферы рекомендуют проверять, как старый датчик вентилятора, так и новый. В первом случае процедура скорее обязательна, ведь иначе установить работоспособный он или нет попросту не удастся.

Огромное количество подделок на отечественном рынке автозапчастей, заставляет автовладельцев проводить диагностику и на новых регуляторах.

Так как случаев, когда деталь оказывается неисправной — пруд пруди. Разумеется, денег вам вряд ли кто вернет, но избавить себя от бессмысленной работы точно можно.

Осуществить качественную проверку невозможно без некоторых материалов и инструментов. Позаботится нужно о наличии основных составляющих успешной диагностики:

  • вода;
  • емкость;
  • мультиметр;
  • градусник;
  • тосол или антифриз.

Далее, можно приступать к проверке на работоспособность как нового, так и старого датчика вентилятора.

Строго придерживайтесь инструкции и никаких проблем точно не возникнет.

  • наполните емкость жидкостью – можно водой или тосолом без разницы;
  • резьбу регулятора необходимо опустить в воду;
  • активировав режим замера сопротивления на мультиметре, соедините тестер с датчиком вентилятора – в более современных тестерах имеется функция прозвонки, которая еще лучше подходит в данной ситуации;
  • термометр также погружается в жидкость;
  • подогрейте воду;
  • при достижении температуры активации датчика, которая составляет 92 градуса, должно произойти замыкание контактов, которое будет сопровождаться звуковым оповещением мультиметра;
  • когда никакие изменения не наблюдаются, устройство подлежит замене.

После покупки нового датчика вентилятора как можно быстрее проведите его диагностику. Действуя по горячим следам, вам может и удастся вернуть деньги либо же добиться замены нерабочего устройства на исправное.

Ну а чтобы исключить вероятность обмана практически полностью, сотрудничайте только с магазинами, который имеют безупречную репутацию. Вон «Автовинтик» – вполне пристойная компания! Здесь и гарантию дадут, и бесплатную консультацию, да еще и скидку сделают.

Классическая замена

Инжекторный силовой агрегат буквально напичкан всевозможными датчиками, поломка любого из них чревата серьезными последствиями, особенно если речь идет о датчике вентилятора. По результатам диагностики можно приступать к замене, все что понадобится для работы так это сухая ветошь, ключ на 30 и пустая емкость.

Приступая к процедуре, не забываем о мерах личной безопасности. В данном случае они предполагают полное остывание силового агрегата во избежание получения ожогов горячей охлаждающей жидкостью.

Так как ремонт автомобиля осуществляется в подкапотном пространстве, гаражная инфраструктура вовсе не нужна, все работы можно выполнить в совершенно любой локации. Процесс демонтажа выглядит следующим образом:

  1. отключите питание – снимите с аккумулятора клемму с пометкой минус;
  2. установите емкость для тосола или антифриза под сливное отверстие радиатора;
  3. необходимо слить охлаждающую жидкость только из радиатора, в блоке пусть будет, она нам не мешает. Для этого нужно выкрутить сливную пробку на дне радиатора, обычно она идет от руки;
  4. сбейте давление в системе – открутите крышку расширительного бачка;
  5. дождитесь полного прекращения течи;
  6. закрутите пробку на место;
  7. отключите вентилятор;
  8. выкрутите регулятор ключом на 30 – осторожно не испортите хлипкую пластиковую резьбу;
  9. установите новый датчик вентилятора и не забудьте проложить медную прокладку;
  10. подключите регулятор;
  11. долейте тосол;
  12. продуйте охладительную систему воздухом для профилактики воздушных пробок;
  13. восстановите питание автомобиля;
  14. заведите машину – пусть прогреется дабы убедиться в отсутствии неисправностей.

При правильно выполненных действиях, как только температура преодолеет порог свойственный автомобилям ВАЗ 2114, должен активироваться вентилятор. Если этого не произошло сбой нужно искать в других элементах системы охлаждения.

Продвинутая замена

Постоянные разъезды приводят к тому, что частенько приходится ремонтироваться в дороге. В таких условиях заменить датчик довольно проблематично, ведь сливать тосол в полевых условиях – дело не благодарное. Поэтому опытные водители придумали, как заменить регулятор без слива охлаждающей жидкости. Новичкам применять на практике такой подход не рекомендуется, их вариант – классическая замена. Продвинутая процедура только для бывалых.

  1. сразу переходим к самому главному – выкрутите датчик практически до конца, ключ на 30 вам в помощь;
  2. мгновенная замена – возьмите в одну руку новый регулятор, второй выкручивайте старый и очень резко вкрутите только что купленную деталь;
  3. избежать потерь в любом случае не удастся, но сократить их можно, все зависит от скорости ваших движений;
  4. затяните новый датчик вентилятора и сухой тряпкой удалите все следы тосола;
  5. удостоверьтесь, что ОЖ нигде не подтекает.

Строго запрещается работать по данной инструкции на горячем двигателе! В целях безопасности мотор обязательно должен остыть.

На этом замену датчика вентилятора можно считать оконченной. Сегодня, были разобраны несколько эффективных вариантов, которые определенно пригодятся любому владельцу ВАЗ 2114. Если конечно, он не пользуется услугами СТО.

Двигатель внутреннего сгорания имеет узкий рабочий диапазон температур. Превышение его ведет к серьезным последствиям, вплоть до выхода из строя силовой установки. Для предотвращения возникновения перегрева мотора, за его температурой следят датчик включения вентилятора и мозги инжектора.

Принцип действия и температурные характеристики устройства

Принцип действия датчика включения вентилятора радиатора охлаждения двигателя основан на различии линейного расширения металлов. При нагреве охлаждающей жидкости биметаллическая пластинка устройства меняет свое положение. В определенный момент происходит замыкание контактной группы. Происходит передача сигнала о необходимости включения вентилятора. В некоторых датчиках в момент перегрева двигателя происходит разрыв цепи.

В зависимости от модели датчики имеют разнообразные температурные пределы срабатывания. Так для включения вентилятора ваз 2114-2115 необходима температура 102-105°С. Сигнал о выключении поступает при снижении температуры двигателя до 85-87°С. Выбирая новый датчик для своей машины, автовладелец должен ориентироваться на старое устройство. При отсутствии оригинального, предыдущего устройства нужную информацию можно получить из специальных каталогов.

В наиболее современных системах управления вентилятором отсутствуют пределы срабатывания датчика. Он работает не в режиме реле, а постоянно передает информацию о температуре двигателя в электронный блок управления. В самом ЭБУ заложены пределы включения и выключения вентилятора. Для смены рабочего диапазона потребуется перепрограммирование мозгов.

Схема подключения датчика включения вентилятора в инжекторных двигателях

В отличие от карбюраторных автомобилей, где датчик непосредственно замыкает и размыкает цепь вентилятора охлаждения, в инжекторных двигателях устройство оперирует лишь информационным сигналом. После обработки полученных данных в ЭБУ подается управляющее воздействие на реле вентилятора, установленного на радиаторе. Главным преимуществом такой схемы является возможность аварийной работы системы охлаждения при обрыве связи с датчиком либо выходе его из строя. ЭБУ также может откорректировать режим работы мотора путем влияния на форсунки.

Для определения места, где находится датчик включения вентилятора, необходимо обратить внимание на термостат. В инжекторных двигателях они расположены рядом. В некоторых моделях автомобиля от датчика идут провода в приборную панель для индикации состояния устройства либо для отображения текущей температуры охлаждающей жидкости.

Проверка работоспособности датчика

Проверку работоспособности устройства следует начинать с контроля температуры срабатывания. Для этого потребуется термометр и мультиметр. Все действия можно выполнять самостоятельно, не прибегая к визиту в сервисный центр. Если мультиметр оборудован термопарой, то необходимость в термометре отпадает. Для проверки датчика следует придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления. Для удобства можно выбрать режим прозвонки;
  2. Погрузить резьбовую часть датчика в воду;
  3. Начать постепенно нагревать воду. Контролировать температуру можно при помощи термометра, либо временно переключая мультиметр в режим работы с термопарой;
  4. Дождаться срабатывания устройства;

При критическом отклонении предела срабатывания необходима замена датчика. После приобретения нового устройства необходимо произвести его проверку на пригодность. Бракованные изделия очень распространены в продаже, поэтому проверить правильно ли включается датчик, является обязанностью каждого автовладельца.

Замена со сливом тосола

Обнаружив неправильное срабатывание устройства либо его полную неработоспособность, требуется произвести его замену на новое. Для выполнения демонтажа необходимо следовать инструкции:

  1. Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть;
  2. Обесточить «массу» авто путем отсоединения минусовой клеммы аккумулятора;
  3. Снять крышку расширительного бачка;
  4. Вынуть пробку радиатора;
  5. Для предотвращения загрязнения требуется подставить емкость под сливное отверс тие;
  6. Слить тосол из радиатора. Из блока цилиндров сливать антифриз нет необходимости. Для откручивания сливной заглушки достаточно усилия руки, поэтому инструменты не понадобятся;
  7. Когда жидкость перестанет вытекать следует вернуть пробку на место, чтобы избежать ее потери;
  8. Снять клемму с проводами;
  9. Гаечным ключом аккуратно отвернуть датчик.

Для установки нового датчика необходимо:

  1. Проверить состояние медной уплотнительной шайбы. В большинстве случаев она потребует замену на новую. Использование старой прокладки чревато подтеками тосола;
  2. Ввернуть новый датчик, следя за ровностью прилегания уплотнительной шайбы;
  3. Подключить клеммы с проводами;
  4. Залить в расширительный бачок антифриз. В случае если слитый тосол хорошего качества, то можно вернуть его. В противном случае необходимо использовать свежую жидкость;
  5. Для устранения воздушных пробок в системе охлаждения требуется провести ее продувку;
  6. Вернуть на место пробку радиатора;
  7. Закрыть расширительный бачок;
  8. Подсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи;
  9. Прогреть мотор до срабатывания датчика.

Если после указанных действий вентилятор не включается при достижении требуемой температуры, необходимо продолжить поиск неисправности в других возможных местах. Прежде чем продолжать поиск поломки желательно считать лог ошибки с ЭБУ при помощи диагностического сканера.

Установка нового датчика без слива охлаждающей жидкости

В инжекторном двигателе большинства моделей автомобилей датчик располагается в системе охлаждения высоко, что позволяет его вынуть без существенного пролива тосола. Для этого необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. Открутить датчик не до конца. При этом начнется незначительное просачивание антифриза;
  2. Проверить медную шайбу на новом датчике;
  3. Одной рукой откручивая старое устройство, другой быстро поднести новое;
  4. После закручивания регулятора тщательно протереть место от потеков охлаждающей жидкости;
  5. Проверить качество монтажа на отсутствие утечек.

При таком методе автовладелец сможет существенно сэкономить время. Недостатком рассматриваемого способа является необходимость производить замену быстро, что может вызвать затруднения у неопытных автолюбителей. При неудачном стечении обстоятельств может пролиться большое количество тосола из системы охлаждения.

Содержание всех элементов системы охлаждения в рабочем состоянии обеспечит защиту двигателя от перегрева и неприятных последствий. Необходимо проводить своевременный контроль работы регулятора, особенно при появлении первых симптомов перегрева. Так как работы предполагают наличие разогретой жидкости, выполнять все манипуляции следует на остывшем двигателе. Это убережет автовладельца от термотравм.