Зачем нужна педаль сцепления

0
1156

Содержание

Как правильно пользоваться сцеплением – принцип работы, как выжимать сцепление и отпускать педаль

Как правильно управлять автомобилем и как правильно нажимать на педали управления, учат в автошколах, но бывает такое, что и долгие годы шоферского опыта не приучают бережно относиться к сцеплению в машине – оно просто быстро изнашивается и требует замены (а без сцепления, пока его не заменишь авто не сможет ездить)

Для того чтобы понять, как правильно пользоваться автомобильным сцеплением, нужно хорошо представить схему его работы и предназначение отдельных составляющих, например, нажимного диска, который автомобилисты давно окрестили «корзиной».

Что такое автомобильное сцепление

Конструктивно сцепление (фрикционная муфта) в автомобиле предназначено для соединения и разъединения вала двигателя с автоматической или механической коробкой передач.

Это позволяет трогаться с места без резких рывков и обеспечивает плавное переключение скоростей на ходу, предотвращая перегрузку составляющих трансмиссии из-за изменения числа оборотов коленчатого вала.

Существуют разные конструкции приводов для передачи усилия от педали на нажимные механизмы, такие как механический, гидравлический и электрический.

Где находится сцепление в автомобиле

Назначение сцепления заключается в передаче крутящего момента с коленчатого вала двигателя к коробке передач, то конструктивно оно находится между двумя этими агрегатами.

Конкретное расположение может зависеть от компоновки базовых узлов, переднего или заднего привода трансмиссии, но в любом случае это будет спереди автомобиля под капотом.

Устройство сцепления автомобиля

Являясь соединительным узлом для передачи вращения, конструкция фрикционной муфты в автомобиле не отличается особой сложностью.

Основными составляющими являются: Нажимной диск – имеет выжимные пружины в основании и предназначен для соединения с маховиком. Из-за лепестковой конструкции получил у звание «корзинка» за сходство во внешнем облике. Ведомый диск – имеет муфту, лучевое основание и накладки.

Специальные демпферные пружины способствуют уменьшению тряски при переключении. Выжимной подшипник – находится на первичном валу и приводит в действие вилку привода. Некоторые конструкции могут использовать стопорные пружины для более надежной фиксации.

Педаль сцепления – с помощью нее водитель из кабины управляет рабочим процессом, передавая указание соединить или разъединить ведущий вал двигателя и коробку передач. В автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП) педали нет, работа системы происходит с помощью специального сервопривода.

Современные производители автомобилей, предлагают покупателям разные конструктивные варианты фрикционных муфт. Различия могут касаться: количества дисков – одно- или многодисковые системы; среды работы – сухие или влажные варианты; привода в действие – механические, гидравлические, электрические способы; способа нажатия на прижимной диск – сцепление с центральной диафрагмой или пружинами по кругу.

Для чего необходимо сцепление в автомобиле

Разобраться, как работает устройство сцепления машины, очень просто – пока педаль не нажата, ведущий и ведомый диски соприкасаются, передавая крутящий момент с маховика двигателя на коробку передач, а затем, через карданный вал – на колеса. Нажатие на педаль разъединяет диски, вращение перестает передаваться, и водитель может переключить скорость. Затем нужно медленно опускать нажим, чтобы не сжечь фрикционную муфту при слишком резком контакте дисков, при этом важно, не удерживать педаль в нажатом состоянии слишком долго.

Принцип работы сцепления

На словах это объясняется просто – фрикционная муфта обеспечивает взаимодействие маховика двигателя и коробки передач, обеспечивая их разъединения для переключения скоростей.

Но сколько же времени уходит у начинающих водителей, чтобы на практике освоить, как правильно выжимать педаль, чтобы был плавный и мягкий старт с места без рывков и дерганий.

Не один час пройдет, пока автолюбитель станет ездить хорошо, но не следует забывать, что маневры на дороге могут испортить сцепление вашего автомобиля.

Автомобиль с автоматической коробкой передач

В автоматическом варианте сцепление происходит по «мокрому» типу с помощью трансмиссионного масла, заключенного в гидротрансформатор и двух крыльчаток. Лопасти маховика увлекают за собой поток масла, которое закручивает насосное колесо – вот по такой схеме передается вращение в автоматической коробке передач (АКПП)

У такого автомобиля с автоматикой отсутствует педаль сцепления, поэтому в целом сам процесс вождения будет проще и легче (особенно много поклонников автоматической коробки среди женщин).

Автомобиль с механической коробкой передач

Фото: педаль сцепления – с левой стороны

В автомобиле педаль сцепления расположена в самой левой позиции из трех педалей – педаль в центре – это тормоз, педаль с правой стороны это – газ, левая педаль – это сцепление, – и с её помощью водитель управляет подключением двигателя к коробке передач.

Ручной режим работы требует большего внимания по сравнению с «автоматом», но для многих пользователей это дело привычки и вопрос цены.

Автомобиль с автоматом (АКПП) будет гораздо дороже при покупке и обслуживании, по причине которой, многие водители выбирают автомобили, с ручным управлением где есть педаль сцепления.

Правильное использование педали сцепления

Новичку будет полезно узнать, как правильно пользуются автомобильным сцеплением опытные автомобилисты и как работает сцепление.

Применяя простые рекомендации в повседневных поездках, новичок гораздо быстрее достигнет мастерства, если научится правильно переключать передачи и включать нужную скорость, снижая нагрузку на резину и тормозные диски.

Это касается таких моментов вождения, как кратковременные остановки, например, на светофоре и на поворотах.

Как правильно выжимать сцепление

По сути, правильное использование фрикционной муфты подразумевает четкое выполнение двух взаимосвязанных операций – педаль нужно нажать, а затем отпустить.

Простые советы подскажут вам, как правильно выжимать сцепление:

Педаль нажимается до упора и без задержек. Так как главное – это опыт, лучше не жалеть времени на тренировки, найдя для этого подходящую площадку и взяв в компанию опытного водителя.

В самом начале обучения важное значение имеет обувь – чтобы ощущения были более выраженными, она должна быть на тонкой подошве и без каблуков.

Как правильно отпускать сцепление

Ослабляя нажатие на педаль, водитель начинает соединять маховик двигателя и ведомый диск для передачи вращения на коробку передач.

Делать это надо очень аккуратно и плавно – есть несколько рекомендаций для начинающих автолюбителей, как отпускать сцепление, чтобы езда была максимально комфортной:

Педаль не должна быть выжатой долгое время, педаль необходимо постепенно отпускать без резких бросков, слегка задержавшись, когда она будет вдавлена наполовину.

Движение автомобиля нужно начинать с первой передачи. Трогаться со второй передачи можно только зимой, когда дорога или некоторые участки дороги очень скользкие (если на первой передаче трогаться по скользкому, то колеса будут буксовать, и трудно будет вообще стронутся с места).

Видео: Как правильно пользоваться сцеплением в автомобиле

Видео: Как правильно отпускать сцепление и работать с педалями в автомобиле

Вроде бы, странный вопрос. Сцепление нужно чтобы переключать передачи! Так-то да. Но подавляющее большинство автовладельцев понимают эту общую фразу лишь в общих чертах зубрёжки из автошколы. Я же предлагаю разобрать вопрос подробно и простыми словами. А значит, для начала нам нужно чуть-чуть теории.

Есть мотор — он создаёт крутящий момент. Есть коробка передач — она нужна чтобы при более-менее одинаковых оборотах мотора передавать разную скорость вращения на колёса (об этом ещё будем говорить). А между ними есть сцепление. Так вот, друзья, если хотите сразу понять всю суть, то запомните простую фразу: сцепление разрывает связь двигателя и коробки. Именно в тот момент, когда вы нажимаете педаль, да. Недаром она раньше называлась педалью выключения сцепления.

Зачем его выключать при переключении передач?

Любое изменение передаточного числа в КПП (проще говоря, смены скорости рычагом) — это прежде всего резкое изменение крутящего момента. Представьте, что. вы размешиваете большой пластмассовой ложкой чай в здоровенной лохани. 🙂 Вы размешиваете всё быстрее и быстрее. А потом вдруг, в одно мгновенье, чай превратился в густой кисель (сменилась передача). Что случится с ложкой? Ну если не сломается, то уж точно испытает резкую ударную нагрузку. А может и сломается, как знать! А теперь второй сценарий: у нас есть сцепление. Быстро размешиваем чай, и нам говорят: "сейчас он превратится в кисель, будь готов!" Мы вынимаем ложку из лохани (нажали сцепление), чай превращается в кисель (сменили передачу), и мы начали плавно опускать ложку обратно в лохань уже с киселём (плавно отпускаем сцепление). Рост нагрузки на ложку будет постепенным и она не пострадает, да и рывка в руках, как в первом случае, мы почти не почувствуем.

Не знаю, насколько я смог передать аналогию этим странным примером, но на деле всё примерно так и есть

На большинстве механических коробок при определённом упорстве можно научиться втыкать передачи даже без сцепления. Это как раз тот момент, когда обороты двигателя будут оптимальными для "втыкания" шестерни следующей передачи. Но это нужно, чтобы идеально совпали как обороты, так и нагрузка на трансмиссию, да и "здоровья" тем же синхронизаторам КПП такое баловство не прибавляет. Попробовать можете, но я этого вам не говорил, если что. 🙂

Прочие функции сцепления

  • Плавный старт с места. Самый, скажем так, тяжёлый момент для трансмиссии: нужно всю массу машины сдвинуть с места, когда ведомый вал КПП (связанный с дифференциалам и колёсами) неподвижен как гора. И как мы знаем, именно этот момент (а не переключение на ходу, когда всё уже крутится) и является самым стрессовым для новичков. Ведь на старте сцеплением и газом нужно работать наиболее ювелирно.
  • Снижение рывков. Сцепление, будучи элементом фрикционным и частично подпружиненным, в определённых (хоть и узких) пределах способно нивелировать удары и рывки, возникающие при различных режимах движения в трансмиссии.

Пара слов об устройстве

Совсем на пальцах: жмём педаль, гидравлическая жидкость (как в тормозах) с помощью цилиндров давит на вилку сцепления, а та выводит диск сцепления из зацепа "двигатель-трансмиссия". То есть, происходит то самое выключение сцепления.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем плавного сцепления и чётких переключений!

Данная статья публикуется мной исключительно на канале OVER 9000 Яндекс.Дзен.

По порядку и по-простому:

Все же знают, что автомобиль с заведенным двигателем может стоять на месте и никуда не ехать?

Это потому, что двигатель в это время не соединен механически с колесами.

А когда едет машина — соединен. Через сцепление и коробку передач.

Чтобы переключать передачи необходимо выключать сцепление, нажимая соответствующую педаль, чтобы в момент переключения вращение от двигателя на КПП не передавалось.

2) Педаль тормоза — замедляет автомобиль, останавливает его, предотвращает откат назад, когда остановились на уклоне.

3) Педаль газа (акселератор) — ускоряет, разгоняет автомобиль.

В принципе ответ прост и это есть и в инструкциях.

  1. педаль сцепления ( если она не работает, то авто не тронется с места ).
  2. педаль газа это ускорение.
  3. педаль тормоза это самое главное без тормозов в машину лучше не садиться.

Вопрос для чего нужны педали газа, тормоза и сцепления обычно интересуют новичков и тех, кто совсем не умеет ездить на автомобиле и не знает его устройство и принцип действия.

Педаль газа обычно расположена справа. Она отвечает за частоту вращения коленвала двигателя, то есть за его обороты. Педаль газа связана непосредественно или через электропривод с дроссельной заслонкой двигателя. Нажимая на педаль газа, вы открываете эту заслонку, входная площадь для воздуха увеличивается и в двигатель поступает больше топливно-воздушной смеси, в результате чего двигатель начинает работать быстрее и он "раскручивается" до максимального значения в зависимости от степени открытия заслонки и нагрузки на двигатель. Если полностью отпустить педаль газа, то двигатель будет работать на холостых оборотах (порядка 750 — 1000 оборотов в минуту).

Педаль сцепления необходима для регулирования положения дисков механизма сцепления. Этот механизм позволяет передавать крутящий момент от коленвала двигателя на ведущие колеса автомобиля. Главные его элементы — два фрикционных диска, которые входят в зацепление за счет сил трения. Один диск соединен непосредственно с коленвалом двигателя, другой — с входным валом коробки передач. Когда педаль сцепления полностью отпущена, эти два диска полностью прижаты друг к другу. В этом положении крутящий момент максимально передается от двигателя на колеса. Если полностью выжать педаль сцепления, то диски отсоединяться друг от друга. Педаль сцепления используется для включения передачи перед троганием и переключения передач во время движения. Кстати, трогание с места требует больших навыков в пользовании механизмом сцепления. Это все приходит с опытом. Во время переключения сначала отсоединяются диски сцепления нажатием на соответствующую педаль, затем переключается передача и снова отпускается педаль сцепления.

Педаль тормоза служит для частичной или полной остановки автомобиля во время движения, а также для удержания его от произвольного движения во время остановки. Она связан с механизмом тормозных колодок и дисков на колесах автомобиля. Когда нажимаете педаль тормоза масло или воздух из специального бачка подается поршни, приводящие в движение колодки или диски на колесах автомобиля, которые тормозят их вращение за счет трения. Бывает непосредственный привод тормозного механизма тросом от педали к колодкам, но это уходит в прошлое.

На автомобилях с автоматической коробкой передач педаль сцепления отсутствует. Это достигается за счет установки более "умной" коробки передач, которая сама переключает передачи и меняет передаточное число в зависимости от скорости движения автомобиля. Езда на машинах с АКПП гораздо удобней, комфортней и проще. Трогание на таких авто совсем не сложно. Наверно поэтому машины с акпп чаще выбирают женщины.

Надеюсь эта информация оказалась для вас полезной.