За что отвечает датчик коленвала на инжекторе

0
703

Содержание

Вы уже имеете за спиной пару-тройку тысяч километров, но еще не знаете, за что отвечает датчик коленвала, тогда мы постараемся расширить ваш кругозор за следующие 5 минут. Прежде всего, стоит правильно понимать, что собой представляет эта деталь и какие именно функции она выполняет. Поэтому начнем разбираться.

Устройство датчика положения коленвала – немногочисленность деталей

Этот датчик является электромагнитным по принципу работы. Благодаря ему, производится синхронная работа топливных форсунок в системе впрыскивания топлива и всей системы зажигания. Расположена эта деталь на кронштейне, рядом со шкивом привода генератора. Устанавливая ее, соблюдают зазор между зубчатым шкивом и самим датчиком.

Величина этого зазора должна быть в пределах 1 миллиметра, добиваются этого посредством подбора соответствующих шайб.

На синхродиске находится 60 зубьев, причем 2 из них отсутствуют, а начало двадцатого совпадает с мертвой точкой (верхней) первого или же четвертого цилиндра. Устройство датчика положения коленвала предполагает зазор между его торцевой поверхностью и зубьями диска. А сам же он представлен в виде обмотки из медного провода и намагниченного сердечника, расположенного внутри нее.

За что отвечает датчик коленвала – признаки поломки

Устройство не самое сложное, согласитесь, но и простым его не назовешь. Следующим объяснением постараемся внести ясность, для чего нужен датчик коленвала. А существует он для синхронизации управления форсунок и системы зажигания, поэтому можно смело заявить, что он является одной из наиболее важных деталей всего автомобиля.

Мы определились, на что влияет датчик коленвала автомобиля, и становится вполне понятно, что его поломка приведет, скорей всего, к выходу из строя абсолютно всего механизма. Поэтому в целях безопасности перед длительными поездками сделайте диагностику данной детали, дабы не попасть в неприятную ситуацию.

На неисправность могут указывать следующие признаки:

  • значительно снижается мощность работы двигателя;
  • в некоторых случаях и вовсе происходит остановка работы движка;
  • во время холостого хода обороты мотора не устойчивы;
  • происходит непроизвольное снижение или повышение оборотов.

Таким образом, если неисправность в демпфере, тогда не будет производиться должная синхронизация фаз зажигания и впрыска из-за их смещения относительно друг друга. При малейших признаках неполадок сразу же следует обратиться к специалистам, которые не только знают, как работает датчик положения коленвала, но и могут правильно выявить поломку и устранить ее.


В чем заключаются функции датчика коленвала?

Принцип работы датчика положения коленвала можно выразить в генерации синхроимпульсов напряжения таким образом, чтобы они были синхронны прохождению зубьев мимо торцов датчика. Получаемая форма осциллограммы напряжения близка к синусоиде. Получаемая же амплитуда напряжения, а также частота следования импульсов прямо пропорциональна частоте вращения сердца автомобиля – его двигателя. Поэтому, если двигатель работает на холостом ходу, то амплитуда напряжения должна быть не меньше 6 Вольт. А во время прокрутки движка с помощью стартера это значение должно быть более 5 Вольт.

Функции датчика коленвала заключаются в определении положений газораспределительного механизма и коленчатого вала движка. А информация, поступающая от него на систему управления двигателем, непосредственно влияет на впрыск топлива и зажигание. Конечно, мы не можем постоянно контролировать его работу, однако, зная, как работает датчик коленвала, мы можем периодически проводить его диагностику самостоятельно.

Можно это осуществить не самым быстрым способом, но все же: демонтируем деталь с двигателя и проверяем его сопротивление, которое должно колебаться в пределах 550-750 Ом. Если же это не так, следовательно, деталь неисправна и нуждается в срочном ремонте либо же вовсе замене. Помните, что датчик коленвала играет одну из ведущих ролей, поэтому крайне важно следить за его состоянием.

  • Датчик положения коленвала — что это такое и за что он отвечает?
  • Устройство датчика положения коленвала
  • За что отвечает датчик коленвала и признаки его поломки
  • В чем заключаются функции датчика коленвала?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Уверена, среди Вас найдутся опытные автолюбители, с приличным водительским стажем, но часто даже они не знают что такое датчик положения коленвала и какова его роль в жизнедеятельности автомобиля. Конечно, в любом транспортном средстве куча всяких систем, узлов и отдельных деталей, которые сразу и не вспомнишь и если Вы слышали подобное название, но сориентироваться пока не можете, мы Вам в этом сейчас поможем. Потратьте всего несколько минут своего времени и Вы узнаете за что отвечает датчик коленчатого вала, какие его основные задачи и какие проблемы могут возникать в процессе его работы.

Устройство датчика положения коленвала

Прежде всего, для того что бы Вы осознали всю серьезность данной темы, надо сказать, что датчик коленвала — это единственный датчик при поломке которого, автомобиль точно не заведется, точнее мотор не сможет начать свою работу.

ДПКВ (датчик положения коленвала) еще называют датчиком синхронизации, так как именно он позволяет электронному управлению (контролеру) синхронизировать свою работу с механизмом газораспределения мотора автомобиля, тем самым обеспечивая формирование сигналов для тактового, цикличного и углового управления впрыском горючей смеси и системы зажигания.

Работа датчика положения коленвала совмещена с диском синхронизации (работают в паре), благодаря чему и создаются вышеупомянутые угловые импульсы. Синхродиск имеет 60 зубцов, среды которых 2 отсутствуют, что обеспечивает генерацию импульсов синхронизации, а угол одного зуба, вместе с интервалом до следующего, составляет 6 градусов от размещения коленвала. Начало 20-го, после выреза, зубца совпадает с ВМТ (верхней мертвой точкой) первого или четвертого цилиндра. Также, данное устройство предусматривает наличие зазора между зубцами диска и торцевой поверхностью, величина которого должна находиться в пределах 1 мм (поможет использование соответствующих шайб), а его чувствительный элемент представлен в качестве обмотки из медного провода на изолированной катушке с расположенным внутри намагниченным сердечником.

Вся конструкция датчика коленчатого вала, состоит из следующих элементов:

— пластмассового или алюминиевого корпуса цилиндрической формы, имеющего чувствительный элемент;

— основания, оснащенного фланцем и отверстием для крепления;

— кабелем связи с экранированной оболочкой (длинна 610 мм.); опрессованной в кабеле трехконтактной вилкой соединителя.

Устанавливают датчик положения коленчатого вала на кронштейне, рядом со шкивом привода генератора. В процессе установки, важно не забыть о соблюдении зазора между самим устройством и зубчатым шкивом.

За что отвечает датчик коленвала и признаки его поломки

В предыдущей части статьи, мы уже разобрались с принципом работы датчика положения коленчатого вала, а также узнали о его основной функции — создании и синхронизации индуктивных сигналов. Теперь, думаю, всем понятно к чему может привести выход из строя данной детали. Поэтому, во избежание неприятностей, особенно перед длительными путешествиями, не лишней будет диагностика устройства и своевременное проведение ремонтных работ (если, конечно, придется), но перед этим надо знать на что конкретно обращать внимание.

Прежде всего, стоит понимать, что сам по себе датчик коленчатого вала «барахлить» не будет: либо он работает без перебоев, либо не работает совсем. В последнем случае, этот процесс необратим и заново он уже не «включится». Причин выхода из строя этого устройства может быть несколько. Чаще всего, на его функционировании отрицательно сказываются постоянные нагрузки при высоких температурах (делают конструкцию более уязвимой), повышенная влажность, механические воздействия и резкая смена температур, что постепенно приводят деталь в негодность.

Наиболее распространенным видом поломки ДПКВ есть медленное частичное изнашивание проводки устройства, однако, более детально узнать причину сбоя и характер неисправности, Вы сможете с помощью специального диагностического сканера, который должна иметь в наличии любая СТО. Понять, что исследование датчика на предмет поломки необходимо, Вам поможет сигнализатор приборной панели «check engine» и если дело тут не в проводке, то датчик придется заменить. Правда, подобная функция имеется лишь в современных автомобилях, а если модель транспортного средства более старая, разобраться в наличии проблемы помогут следующие признаки неисправности ДПКВ:

— отсутствие холостого хода (машина глохнет);

— неустойчивая работа на холостых оборотах;

— отсутствие реакции на старт зажигания (мотор не заводится);

— двигатель часто «глохнет» в процессе движения транспортного средства;

— мощность силового агрегата быстро падает;

— при нагрузке на мотор возникает детонация.

Заметив хотя бы одну из перечисленных проблем, лучше всего сразу обратится за помощью к специалистам, которые хорошо разбираются в принципе работы датчика положения коленчатого вала и смогут более точно определить место поломки, кроме того, у них для этого имеется все необходимое оборудование.

Если же, по каким-то причинам, Вы не можете или не хотите прибегать к помощи профессионалов, провести диагностику ДПКВ можно самостоятельно. Для этого, в первую очередь, надо снять датчик с двигателя и визуально его осмотреть — вмятин и трещин быть не должно. Затем, проверке на сопротивление подлежит обмотка устройства, выполнить которую Вам поможет подсоединенный к выводам датчика мультиметр. Показатели сопротивления, должны находится в пределах 600-900 Ом. Также, существует еще один способ проверки с помощью названного измерительного устройства, при котором к сердечнику датчика коленчатого вала быстро подносят любой металлический предмет и если мультиметр отобразит скачки напряжения — значит датчик исправен.

В случае, когда двигатель перестал заводится, для начала стоит проверить наличие питания и появление искры на форсунках. Дальше, со свечи зажигания снимается высоковольтный провод и подносится к мотору, после чего прокручивается стартер. Если искра не появилась, значит можно предположить, что датчик неисправен. Однако, проделывая подобную манипуляцию, надо быть предельно аккуратным, так как в случае появления искры, сильный разряд тока может повлечь за собой поломку электронного блока управления мотором.

Наличие или отсутствие питания на форсунках определяют с помощью все того же мультиметра или самой обычной лампочки на 12 Вт, подключенной в разъем форсунки. Если датчик исправен, то в процессе вращения двигателя стартером появится напряжение и лампочка засветится, в противном случае можно говорить о неисправности ДПКВ. Также, подобный вывод можно сделать, если после непродолжительной работы мотор глохнет, в этом случае, виновником может оказаться шкив коленвала.

В чем заключаются функции датчика коленвала?

На сегодняшний день, конструкция различных датчиков может отличаться друг от друга, зависимо от модели транспортного средства и его производителя, но вне зависимости от устройства и принципов его работы, все ДПКВ сохраняют единственную общую функцию — синхронизацию форсунок мотора или запуск автомобиля. При нарушении этой функции, система производит неверное создание топливно-воздушной смеси, из-за чего полностью теряется производительность транспортного средства.

Если детально описывать принцип работы датчика положения коленчатого вала, то выразить его можно в таком способе генерации импульсов, при котором они будут соответствовать моменту прохождения зубцов возле торцов устройства. Получаемая, в результате такого действия, амплитуда напряжения и частота следования импульсов, прямо пропорциональна вращению двигателя. Поэтому, когда мотор работает на холостых оборотах, амплитуда напряжения должна составлять меньше 6 Вт, а в случае вращения двигателя стартером, этот показатель поднимется выше 5 Вт.

Еще одной функцией датчика положения коленвала есть определение положения газораспределительного механизма, а информация, поступающая при этом к системе управления двигателем, прямо влияет на зажигание и впрыск топливной смеси. В наше время, выделяют несколько видов анализаторов (датчиков) положения коленчатого вала, которыми укомплектовываются выпускаемые сегодня автомобили. К наиболее популярным из них относят:

Магнитный датчик. Его функциональным преимуществом есть автономность (для работы не требуется дополнительный источник энергии);

Датчик, функционирующий на основе эффекта Холла. Процесс его работы следующий: в момент приближения к датчику переменного магнитного поля, начинается движение тока и синхронизационный диск перехватывает импульс. Чаще всего, именно такой датчик устанавливается на современных автомобилях.

Оптический датчик. Способен перехватывать образующийся между приемником и диодом поток света, после чего, импульс передается блоку управления работой двигателя. Благодаря этим сигналам, электронный блок осуществляет управление форсунками и всей работой бензонасоса.

Как видите, хоть ДПКВ и делятся на виды, обладающие некими особенностями рабочего процесса, но главная функция у них остается неизменной.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Для того чтобы выяснить, какие признаки неисправностей появляются у датчика коленвала в процессе эксплуатации, который по-другому называют своеобразным индикатором сигнализации, нужно понять его конструкцию и основные задачи, решаемые им.

Устройство и функции ДПКВ

Данный узел автомобиля позволяет осуществлять регулировку системы топливного впрыска вашего транспортного средства. Кроме того, ДПКВ отвечает за синхронность при функционировании каждой из топливных форсунок и полностью всей системы зажигания машины. Устройство датчика положения коленвала имеет следующие элементы:

  1. Образец капронового каркаса;
  2. Стальные магнитные сердечники;
  3. Комплект обмотки, для которой использован тонкий медный провод;
  4. Изоляция проводки (как правило, применяют смолу, эмаль).

Основная цель этого датчика положения – создание синхронизированной работы в системе зажигания и при работе комплекта топливных форсунок. При неисправной работе данной запчасти появляется нестабильная работа вовремя подачи топлива. Кроме того, на полном ходу ваш двигатель может резко остановиться, что приведет к истиранию клапанов и цилиндров.

Как система топлива получает сигнал от датчика?

Во время работы датчика бортовой компьютер (микроконтроллер внутри машины) определяет конкретное положение поршня в определенный момент его работы в каждом из цилиндров. Для регулирования работы с помощью датчика процесс строится по следующему плану:

  1. Коленчатый вал имеет специальное зубчатое колесо, в котором 2 зубчика специально пропущены.
  2. При движении коленчатого вала все зубчики проходят рядом с датчиком ДПКВ, при этом сильно искажая состояние его магнитного поля.
  3. В результате формируется импульсы в катушке индуктивности данного прибора, которые направляются в базу данных бортового компьютера. При этом отсутствующие 2 зуба являются стартовой или нулевой точкой, благодаря которой компьютер определяет начальное положение вала.
  4. Далее компьютер внутри машины подсчитывает количество посланных прибором импульсов и определяет положение коленвала в каждый период времени.
  5. После этого обратный сигнал посылается компьютером на датчик, отвечающий за срабатывание топливной форсунки, которая уже подает топливо в системе зажигания.

Таким образом, если ДПКВ работает верно, автомобиль будет работать с наибольшей производительностью, затрачивая при этом минимум топлива.

Совет: узнать причину неисправности датчика вам легко поможет электросхема на ВАЗ-2110. Там показано расположение и сочетание всех элементов автомобиля.

Где расположен датчик положения коленвала?

Данный комплектующий элемент располагается в кронштейне, который установлен в центральной области шкива на приводе генератора. Как правило, на большинстве современных автомобилей он установлен не впритык, а с зазором 1-1.5 мм около конструкции самого зубчатого шкива.

Для удобства отсоединения и регулировки ДПКВ к нему подсоединяют 50-70 см провод, который имеет необходимые разъемы для ключей. Для выставления и корректировки положения необходимо только регулировать шайбу, закрепленную над посадочным гнездом самого элемента. Регулировка шайбы может производиться как вами самостоятельно, так и специалистами в автосервисе – в любом случае она позволит избежать скорой поломки цилиндров двигателя и значительно снизить расход топлива.

Датчик положения коленвала

Расположение датчика положения коленвала

При появлении неисправностей в датчике коленчатого вала бортовой компьютер автомобиля лишается возможности выставить ряд необходимых для работы системы зажигания характеристик:

  • Подсчитать количество необходимого для впрыска топлива;
  • Выявить нужный момент для впрыска;
  • Поменять угол поворота распределительного вала;
  • Определить, произошло зажигание или нет (актуально для бензиновых моторов).

Совет: появление проблем с зажиганием сказывается на работе всех систем машины. Часто после топливной системы начинать ломаться рулевая рейка на ВАЗ-2114.

Основные признаки неисправности ДПКВ

Основные признаки появления неполадок при работе датчика положения коленвала:

  1. Процесс “детонирования” двигателя (появляется характерный стук при работе гидрокомпенсаторов) во время большей нагрузки на автомобиль, при заезде на высокие горные поверхности на пониженных оборотах.
  2. Двигатель работает неустойчиво – резкое падение оборотов на холостом ходу сменяется таким же резким их увеличением. Также ваш автомобиль может просто заглохнуть при работе вхолостую как в процессе езды по трассе, так и при остановке на время, например, на светофоре.
  3. Мотор не набирает оборотов, хотя и работает на полной мощности.
  4. Мощность мотора периодически падает и поднимается при отсутствии каких-либо внешних факторов, влияющих на этот процесс.
  5. Значительно снижаются аэродинамические характеристики автомобиля.
  6. Возникают проблемы при запуске двигателя (быстро глохнет или вообще не заводится).
  7. Пропадает искра при зажигании системы – либо не появляется, либо вовсе может отсутствовать.

В случае, если вы обнаружили не менее 3 признаков, из приведенных выше, значит, проблема кроется именно в датчике положения коленвала.

Совет: указанный список неисправностей может также свидетельствовать и о появлении других неполадок при работе двигателя. Например, резкие перепады в мощности мотора и снижение оборотов могут свидетельствовать о засоре в самом бензонасосе. Именно поэтому перед ремонтом нужно провести диагностику не только двигателя, но и тех же колес. Какие показатели давления должны быть по нормам, вы можете увидеть в таблице давления в шинах.

Как можно проверить исправность ДПКВ?

Сейчас из самых популярных можно выделить 3 метода, которые проводятся быстро и с высокой точностью дают информацию о работоспособности датчика.

Диагностика датчика положения коленвала омметром

При измерении сопротивления у комплекта обмотки на датчике можно использовать специальный прибор – омметр (или по-другому мультиметр). При проверке прибор должен показать значение в интервале 550-750 Ом.

Процесс проверки – измеряется сопротивление катушки в индуктивном датчике. Если катушка на датчике оказалось поврежденной, то в первую очередь поломка отразится на значении сопротивления. Именно поэтому в начале диагностики устанавливается нужный диапазон и проверяется с помощью щупов корректность работы элемента.

Данный тип проверки является базовым и самым элементарным, но дать 100% уверенности в исправности запчасти он не может.

Диагностика датчика положения коленвала омметром

Комплексная диагностика датчика положения коленвала

Второй метод проверки датчика на работоспособность считается более трудоемким и требует для проведения целый комплекс приборов, которые есть только в автосервисах. Для проведения работ вам потребуется:

  • Модель мегаомметра;
  • Специальный сетевой трансформатор расшифровки данных;
  • Стандартный образец измерителя индуктивности;
  • Обычный цифровой вольтметр.

Совет: при проведении проверки ДКПВ нужно поддерживать температуру в интервале 20-22 градусов. Это необходимо для отображения корректных показателей, получаемых сетью приборов.

С помощью омметра, как и раньше, измеряем сопротивление. С помощью измерителя индуктивности меряем значение индукции на обмотке. В исправном состоянии датчик дает значение в 250-400 мГн. После этого измеряем значение сопротивления изоляции, которое при напряжении в 500 В должно составлять 20 МОм. Сетевой трансформатор в данном методе нужен при возникновении периодического намагничивания датчика. При исправном состоянии датчика все полученные данные должны находиться в установленных рамках.

Диагностика подачи сигнала датчиком положения коленвала с помощью осциллографа

Данный способ диагностики ДКПВ можно считать самым точным, так как поверяется не только комплектующая коленвал запчасть, но и сама его конструкция во время работы машины. Смысл процедуры заключается в подключении осциллографа к датчику положения коленвала и отслеживанию исходящих от него значений с помощью программы. При данном методе нет необходимости демонтировать прибор с двигателя – все работы проводятся при работающем автомобиле.

Этапы проверки работоспособности:

  • Подключается зажим черного цвета, называемый среди специалистов «крокодилом», к массе мотора проверяемого транспортного средства;
  • Далее устанавливается пробник щупа по параллели к сигнальным выводам самого датчика (характерный разъем с обозначением клеммы буквой А);
  • Затем вторым разъемом щупа прибора осциллографа нужно подключиться к соответствующему аналоговому входу в компьютер, где установлена программа;
  • При правильном подключении всех комплектующих проводов вы увидите на экране монитора сигнал от осциллографа в виде графика с напряжением сигнала непосредственно на входе ДКПВ;
  • Для анализа необходимо выбрать особый режим показа построенной осциллограммы – называет он «Inductive_Crankshaft». После этого остается только запустить двигатель автомобиля и отслеживать полученные от датчика значения.

При получении сигнала от датчика, который по выходным параметрам не соответствует нормальным значениям, вы сможете наблюдать резкое подергивание мотора машины, а также затруднения при его пуске. Наличие данных нарушений при анализе выходного сигнала у ДКПВ будет свидетельствовать появлению неисправностей:

  • В самой конструкции датчика;
  • В элементе, задающий синхродиск;
  • В зубцах.

Какая из частей прибора в итоге пришла в негодность, можно будет понять только после анализа характера изменения волн прибора на осциллограмме. Как правило, заменять требуется не сам датчик, а зубчатое колесо, которое за время эксплуатации пришло в негодность.

Видео: проверка датчика положения коленвала