Вся правда о ниве

0
717

Содержание

или 18 малоизвестных фактов из истории «Нивы»

Я считаею, что человек должен испытывать гордость за свою страну, а для этого он должен (имеет право) знать о достижениях ее и ее людей. Они есть, но, как показывает жизнь, о них мало кто знает и еще меньше их помнят… Рассказывая о малоизвестных фактах отечественной автомобильной истории, я даю повод лишний раз испытать гордость за наше Отечество. А воспитанный (читай — образованный) автомобилист и ведет себя на дороге соответственно. Теперь задумайтесь над этим и ответьте себе сами — имеет это отношение к Тюмени?
Итак, продолжаю. Сегодня — история первого в мире кроссовера.

36 ЛЕТ НАЗАД…
Тридцать шесть лет назад советским конструкторам удалось создать автомобиль, равного которому не было в мире. Своим появлением он сломал стереотипы и стал родоначальником нового класса. Имя его — ВАЗ-2121 «Нива».

КТО ЗАКАЗАЛ «НИВУ»?
Работа над автомобилем началась в далеком уже 1970 году. Задачу — «создать автомобиль для села» — поставил конструкторам ВАЗа Алексей Николаевич Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР. Он «попросил» сделать полно-приводной вариант «Жигулей», способный ездить в условиях бездорожья. Первоначально конструкторы предполагали лишь увеличить у «Жигулей» дорожный просвет и оснастить машину полным приводом, но затем решили сделать принципиально новый автомобиль. Задача оказалась крайне сложной…

В ЧЕМ БЫЛА НОВИЗНА «НИВЫ»?

Инженеры ВАЗа замахнулись на немыслимое: в сжатые сроки создать первый в мировой практике комфортабельный внедорожник малого класса! Почти все выпускаемые тогда джипы имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх. Русские решили делать все с точностью до наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов и комфортабельный салон.
Этими качествами обладали тогда лишь Range Rover, Jeep Wagoneer и, пожалуй, Genser FF, но это были автомобили другого класса.

Кстати, постоянный привод на все колеса был применен на «Ниве» не из желания соответствовать моде (ее тогда еще не было) и не из желания обеспечить устойчивость автомобиля на скользкой дороге (этот вопрос даже не обсуждался), а вынужденно, от бедности.

Это первый из перечисляемых фактов. Дело в том, что обязательным условием постановки автомобиля на конвейер было использование агрегатов от легковых ВАЗов — для удешевления производства. А «жигулевские» детали трансмиссии не выдерживали перегрузок от «гуляющей» по ней паразитной мощности, дифференциалы и главные передачи быстро выходили из строя. Вспомнили об исследованиях, проведенных конструктором А. X. Лефаровым на МАЗе еще в 50-е годы: он тогда пришел к выводу, что при определенном сочетании конструкторских решений ведущее колесо испытывает сопротивление качению меньшее, чем ведомое. Соответственно, уменьшаются и нагрузки на трансмиссию. Для достижения этого эффекта нужно лишь включить в трансмиссию межосевой дифференциал. По этому принципу была выполнена трансмиссия полно-приводного грузовика МАЗ-501. Было это в 1955 году. Специалисты Audi пришли к аналогичному выводу значительно позже – их знаменитый Quattro дебютировал лишь весной 1980 года… Так что широко распространенное мнение, будто пионеры постоянного полного привода на серийных автомобилях именно они – не более чем успешный рекламный миф. Все уже изобретено до них. В СССР.

Факт второй: раздатка, установленная на опытных образцах «Нивы», позволяла включать на выбор передний, задний либо оба моста, то есть автомобиль мог быть передне-, задне- или полноприводным! На серийных автомобилях от такой раздаточной коробки пришлось отказаться по экономическим и технологическим причинам…

«РУМЫНСКИЙ ФИАТ»
Первый вариант автомобиля под рабочим названием «Э2121» был готов уже через два года после получения задания. Его тут же прозвали «крокодилом» за рубленные угрюмые формы.

Линии кузова были прямы, верх брезентовый, переднее стекло – откидное. Ничего общего с привычной нам «Нивой» тот автомобиль не имел. На нем обкатывали идеи. Первые четыре «Нивы» в привычном облике были собраны к концу 1973 года. Все работы над новинкой окружал режим строжайшей секретности. Факт третий: для введения особо любопытных в заблуждение на прототипах закрепили таблички с эмблемой несуществующей марки Formika (по-латыни — муравей). На испытаниях всем окружающим машину «по секрету» представляли как новый…румынский ФИАТ. Для этого решетку радиатора даже увенчали литерой «F». Слухи в народе расходятся быстро: одна из машин проходила испытания в Средней Азии, и ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прибывший туда самолетом, уже в аэропорту Ташкента «узнал», что в этих краях румыны испытывают какой-то новый полноприводный ФИАТ! Так работала маскировка проекта. Разработка «Нивы» до нужного времени так и осталась тайной за семью печатями — хранить секреты в СССР умели.

КАК ЕЁ ИСПЫТЫВАЛИ

Перед государственной комиссией встал вопрос: по какой программе испытывать необычную машину? Стандартная программа тестов вездеходов была очень жесткой: почти без асфальта, с большим процентом бездорожья. «Легковая» же программа, наоборот, включала преимущественно асфальт и лишь чуть-чуть укатанного грунта и щебенки. Ни тот, ни другой вариант в чистом виде для универсальной машины не годился. В итоге обе программы были «перемешаны», что отразилось в появлении новых ГОСТов на испытания.
Это было официальным признанием появления новой категории автомобилей — «легковых полно-приводных». «Нива» открыла новую страницу в истории не только отечественных, но и всемирных внедорожников. Испытывали «Ниву», в первую очередь на Дмитровском автополигоне. Там была и целина, и раскисший грунт, и натуральное болото. В сравнительных испытаниях кроме «Нивы» приняли участие серийный УАЗ-496Б и два лучших в мире на тот момент внедорожника – Range Rover и Land Rover 88. В итоге, будучи самой слабой, относительно легкая «Нива» превзошла всех по умению проходить короткие трудные участки с ходу — у испытателей даже появился термин для обозначения этого качества машины: динамичное преодоление препятствий «Нивой» они называли «пролетаемостью». Правда, на длинных тяжелых участках, где от машины требуется умение идти медленно, но долго, внатяг, «Нива» проигрывала тем же «уазам» и «Ленд Роверам». Каждому свое.

Автомобиль тестировали еще долго и жестко — от дорог Памира и бездорожья Урала до песков Средней Азии. В итоговом отчете комиссия дала такую оценку «Ниве»: «Автомобиль выдержал приемочные испытания и пригоден для постановки на производство и поставки на экспорт». 31 июля 1975 года вышел соответствующий приказ Минавтопрома за № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».

Близился очередной, XXV съезд КПСС. В лучших советских традициях на заводе было решено «в подарок съезду» собрать 50 новых автомобилей. Их собрали в феврале 1976 года, по так называемой обходной технологии. Факт четвертый: автомобили из этой партии (ее называли опытно-промышленной) в продажу не поступали, а были распределены по организациям в разные регионы страны. Таким образом, «авторитетные» мнения о том, что кто-то обладал «Нивой» из первой партии — очередной миф.

Эксплуатация опытных «Нив» проходила под наблюдением «вазовцев», которые регулярно облетали эти регионы, собирали информацию и разбирались с дефектами. А 5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая по-настоящему серийная «Нива». Напомним: выпуск «Нивы» начался за три года до того, как Audi освоила производство своей первой модели с постоянным полным приводом. Это пятый факт. Факт шестой: в 1977 же году был снят 30-минутный (!) рекламный ролик под названием «4х4» с участием «Нивы», где она демонстрировала строителям коммунизма все, на что способна и даже немного больше того. И после этого кто-то еще будет утверждать, что реклама в СССР появилась после перестройки?

Отдельное спасибо xXKaMXx за предоставленные видеоматериалы!

Друзья, не забываем ставить палец, вам не сложно, а мне приятно!

Легендарная Lada 4х4 отмечает свой 40-летний юбилей 5 апреля. Никто не сомневается, в том, что ее будут по этому поводу поздравлять, осыпать комплиментами и вспоминать славное прошлое. Но юбилей — это не похороны, а значит принципом «или хорошо, или ничего» руководствоваться не обязательно. Что можно сказать о нашей знаменитой «Ниве» хорошего и плохого? Какие у этого автомобиля есть плюсы и минусы?

Мнения экспертов

Вячеслав Субботин

«Нива» — это просто блестящее инженерное решение из разряда «голь на выдумки хитра». Тем не менее, ездовые качества этой машины, по современным меркам, оставляют, мягко говоря, желать лучшего. По всем показателям, будь то внедорожные, комфорт, оснащение, а главное, надежность и ремонтопригодность — это слабый автомобиль. Ее древние узлы, которые служат по 5-10 тысяч километров, а потом их надо ремонтировать, уже никуда не годятся. Все ломается, капает и течет в этом автомобиле.

Но с точки зрения компановки, «Нива» прекрасное воплощение того, что называется «сделать из … конфетку». Из серийных «Жигулей» придумать такую концепцию полноприводного, настоящего внедорожника — это дорогого стоит. Петр Прусов, я считаю, просто гениальный конструктор и гениальный инженер.

Это все равно, как построить из консервной банки самолет или космическую ракету.

Увы, машина, конечно же устарела, но денег на ее развитие нет. Они там держатся, конечно, но денег нет!

Жаль, что ничего не меняется, а ведь были разработки шикарные. Я как-то ездил на модели с задней независимой подвеской — просто восторг! То были попытки выпустить новую «Ниву», но потом сказали, что все остается на старых узлах, потому что денег на новые нет. А старые узлы у «Нивы» — это просто древний мир.

Как нишевый продукт «Нива» может еще долго выпускаться, ну как наш УАЗик, к примеру. Снимать такую машину полностью с производства конечно же нельзя, у нее есть свой покупатель. Вот сняли британцы с производства старый Defender, ну и дураки, потому что у него всегда были и есть свои поклонники, своя аудитория. И «Ниву» в нынешнем виде можно еще лет сто выпускать, но это конечно не массовый продукт.

Александр Пикуленко

На мой взгляд, этому автомобилю надо поставить памятник с надписью «Отечественному вездеходу неблагодарное отечество».

Созданный в семидесятые годы, в ознаменование продовольственной программы, автомобиль получился во многом приспособленным, со всеми его недостатками. И просуществовал так 40 лет.

Вокруг этого автомобиля очень много мифологии, хотя с точки зрения здравого смысла его, наверное, давно надо было прекратить выпускать, а на конвейер поставить что-нибудь более достойное.

Сколько еще такая машину у нас проживет? Да хоть вечность! У нас есть «буханка», которая живет 60 лет.

Но на самом деле, «Нива» столько не проживет. Уже сейчас идут работы по созданию нового автомобиля. Он будет называться Lada 4×4 и это будет уже другая машина — современный кроссовер. Частично для этого используют платформу В0.

Олег Осипов

Для своего времени это был самый настоящий прорыв, потому что «Нива» стала, по сути, первым в мире компактным внедорожником. Ничего подобного в мировом автопроме не существовало, за редким исключением.

Да, это было откровением для своего времени, но на этом все преимущества, собственно говоря, и кончаются.

Воздать должное конструкторам и создателям, к сожалению, не все из них до сих пор с нами, необходимо. Но вместе с тем надо понимать, что выпускать сегодня «Ниву» сорокалетней давности — это позорище. Просто стыдно. Независимо от того, что «Нива» и сейчас бегает по дорогам разных стран, а я ее видел очень во многих странах, нужно придерживаться современных трендов. Мировой автопром идет вперед и отставать от него нельзя.

«Ниву» можно было бы ставить для мелкосерийного производства, для спорта, например, выпускать.

Массовое производств такой машины сейчас вызывает лично у меня некоторое недоумение. Ведь даже легендарный фольксвагеновский «жук», выпущенный тиражом в 22 миллиона экземпляров, давно пережил обновление, а «Нива» не настолько известный автомобиль. Да, «Нива» была первой, но это не значит, что надо продолжать ее выпуск до сих пор. Так долго модели не живут!

Александр Потапов

Главные достоинства «Нивы» общеизвестны — это проходимость и дешевизна.Она себя хорошо зарекомендовала в разных странах. Например, я видел ее во Франции, в горах, где на «Ниве» ездят тамошние фермеры по своим плантациям. Еще одно преимущество — вес. Утяжелять «Ниву» вообще не стоит.

Из минусов — маленький бак, ее нельзя дергать, иначе вырвешь лонжероны. А так, по ощущениям, нормальная машина. В нынешнем виде она еще лет 10 вполне проживет. К тому же едва ли вы сможете найти полноприводный автомобиль за 320 тысяч с такой проходимостью.

Дмитрий Смирнов

«Нива» — это живой памятник. Ее 40-летие, уверен, отметят достойно, а раллийная команда Suprotec Racing, выступающая на «Ниве», этот юбилей отметит еще и в спортивных состязаниях. Автомобиль для своего времени уникальный. Но разумеется машина потом не выдержала конкуренции и по безопасности, и по выбросам.

Удивительно, что она до сих пор остается любимым русским автомобилем во многих странах, в той же Турции, к примеру.

Современный потребитель, тем не менее, смотрит на машины уже иначе. Россияне лучше уж выберут корейскую машину, чем ветерана отечественного автопрома. Поэтому даже на нашем рынке «Нива» уже недолго проживет, к сожалению. Она может быть востребована даже заграницей, в тех странах, где оценили ее неприхотливость, дешевизну и ремонтопригодность, но массовым это спрос конечно не будет, ни у нас, ни за рубежом.

В скором будущем машина уйдет с рынка совсем, если не будет какого-то адекватного обновления. Боюсь, что если наши и выпустят новое поколение, то оно будет похоже на Renault Duster, и на этом все закончится.

Мы решили вспомнить любопытные особенности первого российского кроссовера

19 марта 2017 автолюбителей потрясло печальное известие: на 76-м году жизни скончался Петр Михайлович Прусов, один из ведущих специалистов АвтоВАЗа и создатель легендарного ВАЗ-2121 "Нива". Мы решили почтить память знаменитого инженера, вспомнив любопытные особенности его главного детища.

Внедорожник, который сейчас носит имя Lada 4×4, пользуется большой популярностью в России, а пятого апреля отметит 40-летний юбилей. Печально, что Петр Прусов не дожил до этой памятной даты буквально несколько дней. Однако его дело живет, и будет жить! Знаете ли вы, что "Нива" – это безо всякого преувеличения легендарный автомобиль.

Не верите? Тогда достаточно лишь узнать об истории создания этой модели. В 1970 году председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поручил руководству АвтоВАЗа представить свой вариант нового полноприводного автомобиля, ориентированного на жителей села. Он пояснял, что сотрудничество с FIAT заканчивается, поэтому новая модель должна быть разработана собственными силами. В итоге уже в 1971 году началась разработка документации, а в апреле 1972 года был изготовлен первый опытный образец — Э2121. Ух и неказистым же он был! Зато очень перспективным технически. Испытания подтвердили эффективность предложенных решений. Тогда же ведущим конструктором проекта и был назначен Петр Михайлович Прусов.

Уже через год, в 1973 году было объявлено о подготовке машины к серийному производству. Тогда же появился и первый опытный образец, напоминавший нынешнюю "Ниву" внешне. В 1974 году были выпущены первые 15 предсерийных образцов, к XXV съезду КПСС в марте 1976 года изготовлена вторая партия – еще 50 машин. А первый серийный образец ВАЗ-2121 сошел с конвейера 5 апреля 1977 года. В дальнейшем "Нива" завоевала популярность не только в СССР, но и стала одной из самых известных моделей АвтоВАЗа в мире. Неудивительно, что автомобиль приобрел преданных поклонников и стал по-настоящему культовым. Предлагаем вам окунуться в мир "Нивы" и вспомнить несколько самых интересных фактов об этой модели.

"Нива" могла бы быть совсем другой