Вентилятор для охлаждения радиатора

0
980

Содержание

Решил установить эл. вентилятор.
плюсы: более эффективное охлаждение и быстрый прогрев.
были мысли поискать на разборах вентиля от иномарок от кондиционеров. они большие и тонкие.
но приехав раз Спорт Моторс за пайпом увидал линейку универсальных кулеров марки no name размеры от совсем мелких до огромных. довольно тонких по габаритам и сносной ценой.
съездил домой за радиатором. в магазе прикинули вживую самый максимальный под наш радиатор. (продавец сказал что радиатор сильно смахивает на хондовский . )))
взял. цена 1100р.
сильно удивил способ крепления.

Поставил всё легко и быстро. удобно ни каких кронштейнов не мудрить. ни чего ни резать ни пилить. красота!

в итоге в качестве эксперимента поднял радиатор за вентилятор-ни люфтов ни чего. норм.
включил для проверки. ни чего не задевает при вращении. до трубок место есть. диффузор плотно к сотам. материал лопастей на ощупь достойный-думаю не должны от нагрева раскиснуть и шоркать по радиатору. шум минимальный. поток довольно хороший.

даже с таким тонким вентилем. радиатор не входит. упирается в шкив помпы. помыслил. решил сместить радиатор вперёд. крепления радиатора-планки телевизора с наклоном- радиатор стоит тоже в стоке с наклоном к набегающему воздуху. в результате здоровая щель между телевизором и радиатором через которую воздух благополучно утекает вверх минуя соты ( знаю с учёбы с термодинамики воздух идёт по пути найменьшего сопротивления сбегает туда куда легче- хрен пойдёт через соты ему легче вверх уйти). этот недочёт сказывается на эффективности охлаждения. тут сдвинув радиатор подвернулась возможность убрать щель до минимума сверху и снизу. это плюс.

всё поставил. шланги маслокулера пришлось переносить. они у меня проходили как раз через эту щель перед телевизором. (об этом позже). вообщем радиатор прижался вплотную к телевизору. расстояние между эл. вентилятором и шкивом помпы достаточное. смотри фото выше.

все шланги к радиатору благополучно дотянулись. в верхний патрубок в разрез вживил патрубок с термодатчиком включения вентилятора.

Также выяснилась причина постоянно красной рожи летом при езде. я думал от пьянки, но оказалось на поверку-кран стоковый самоварного типа при закрытии даже не с троса а вручную всё равно пропускал жидкость. короче ездил постоянно с печкой. решил вопрос ребром- поставил путёвый шаровый кран.

В жидкостной системе охлаждения двигателя тепло от теплоносителя отводится в атмосферу с помощью специального теплообменника — радиатора. Но очень часто возникают ситуации, когда радиатор не может эффективно отводить тепло, в этом случае на помощь приходит вентилятор охлаждения радиатора. Об этом важном компоненте системы охлаждения, его устройстве и работе читайте в этой статье.

Назначение вентилятора и его место в системе охлаждения двигателя

Двигатель внутреннего сгорания во время работы выделяет большое количества тепла, которое необходимо отводить, иначе силовой агрегат выйдет из строя. Эту задачу решает жидкостная система охлаждения двигателя — в ней в качестве рабочего тела используется вода или незамерзающая жидкость (антифриз), которая циркулирует в блоке цилиндров и в головке цилиндров. Жидкость отбирает тепло от двигателя, и, соответственно, сама нагревается, и теперь возникает необходимость забрать тепло от нее — эта задача решается с помощью радиатора.

Радиатор системы охлаждения двигателя располагается таким образом, чтобы во время движения автомобиля на него был направлен поток набегающего воздуха — это значительно ускоряет отдачу тепла от радиатора воздуху, а значит, быстрее охлаждает жидкость. Но автомобиль не всегда находится в движении, и в пробках или при длительной стоянке с заведенным двигателем тепло от радиатора отводится значительно хуже. Это чревато перегревом двигателя со всеми вытекающими последствиями. Такая же ситуация может возникнуть и при движении на малых скоростях, особенно знойным днем или в южных регионах.

Перегрев двигателя в подобных ситуациях предотвращает простое, но очень эффективное устройство — вентилятор, расположенный перед радиатором. Этот вентилятор, включаясь при достижении в системе охлаждения критической температуры во время стоянок, создает необходимый поток воздуха через радиатор, обеспечивает нормальный отвод тепла от него в атмосферу.

Вентилятор играет очень важную роль в автомобиле, но при этом имеет крайне простое устройство и принцип работы.

Устройство и виды вентилятора

1 — радиатор;
2 — пробка радиатора;
3 — вентилятор;
4 — электродвигатель вентилятора;
5 — кожух вентилятора;
6 — датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 — сливная пробка радиатора;
8 — нижняя опора радиатора.

Конструктивно вентилятор охлаждения радиатора имеет крайне простое устройство. Обычно это узел, объединяющий три элемента:

— Крыльчатка с четырьмя и более лопастями (собственно, вентилятор);
— Привод вентилятора;
— Кожух.

Вентилятор располагается в центре кожуха, и вся эта конструкция монтируется на радиатор. Кожух формирует поток воздуха от вентилятора, препятствуя его рассеиванию. Кожух в работе вентилятора играет большую роль. Дело в том, что радиатор оказывает заметное сопротивление потоку воздуха, и если просто направить на него вентилятор, то некоторая часть воздуха отразится и обойдет радиатор стороной, и необходимое охлаждение не будет достигнуто.

Вращение вентилятора обеспечивает его привод, который может быть одного из трех видов:

— Механический;
— Гидромеханический;
— Электрический.

Механический привод очень прост, вращение вентилятора передается с помощью ременной передачи от коленчатого вала. Однако вентилятор в этом случае вращается всегда, когда заведен двигатель, что в некоторых ситуациях (особенно при запуске и прогреве холодного мотора) оказывает негативное воздействие. Поэтому на современных автомобилях этот способ не применяется.

Несколько более совершенен гидромеханический привод, в котором используется гидравлическая или вязкостная муфта. Гидравлическая муфта передает или отключает крутящий момент от коленчатого вала на вентилятор за счет изменения количества масла. В вязкостной муфте используется силиконовая жидкость, вязкость которой зависит от температуры — благодаря этому изменению температуры муфта включает или отключает привод вентилятора. Оба этих привода сегодня находят малое применение.

Наиболее современным, но в то же время простым и надежным является электрический привод. Вентилятор приводится во вращение простым электрическим двигателем, подключенным к бортовой электросети автомобиля. Благодаря электромеханической (в старых автомобилях) или электронной (в новых авто) системе управления вентилятор с электрическим приводом может включаться и выключаться при изменении температуры охлаждающей жидкости, вращаться с различными скоростями на разных режимах работы двигателя, и т.д.

Сегодня вентиляторы с электрическим приводом получили наибольшее применение, и в будущем вряд ли будут вытеснены другими решениями.

Принцип работы вентилятора

Вентилятор, являясь частью системы охлаждения двигателя, работает совместно с другими компонентами этой системы. Однако вентилятор включен и в другую систему, которая, в простейшем случае, состоит из трех компонентов:

— Двигатель вентилятора охлаждения;
— Датчик температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор;
— Реле включения вентилятора.

Принцип работы такой системы предельно прост: пока температура двигателя низкая, вентилятор не работает, но стоит охлаждающей жидкости достичь критической температуры, как тут же срабатывает датчик температуры, и реле включает вентилятор. При охлаждении мотора реле по команде с датчика снова выключает вентилятор.

Часто вместо одного используют два датчика температуры, установленных на входе и на выходе из радиатора, а момент включения и выключения вентилятора определяется по разности показаний обоих датчиков. А во многих современных автомобилях вентилятор управляется электронным блоком, который отслеживает не только температуру охлаждающей жидкости, но также и скорость вращения коленчатого вала, скорость воздушного потока, открытие дроссельной заслонки и т.д.

Интересно, что для повышения эффективности работы системы охлаждения в автомобиле предусмотрено сразу два вентилятора. Они могут работать как вместе, так и по отдельности, управление вентиляторами осуществляет электронный блок.

Также во многих автомобилях предусмотрена функция свободного выбега вентилятора: вентилятор по сигналу с блока управления включается после остановки двигателя, и работает некоторое время, обеспечивая лучшее охлаждение нагретого мотора при прекращении циркуляции охлаждающей жидкости.

Основные неисправности вентиляторов охлаждения радиатора

Вентилятор, несмотря на свою простоту и надежность, иногда может доставлять проблемы в результате тех или иных неисправностей. Наиболее часто приходится сталкиваться с тремя случаями некорректной работы вентилятора:

— Вентилятор не включается при прогреве двигателя;
— Вентилятор работает постоянно;
— Вентилятор включается слишком рано.

Наиболее опасна первая ситуация, так как это может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Обычно это происходит из-за повреждения цепей питания вентилятора и датчиков температуры, но нередко причиной становится и поломка электродвигателя. Чтобы выяснить причину, нужно провести несколько несложных действий:

— Тестером или простым пробником проверить цепь питания вентилятора, в этом случае будет легко выявить повреждение проводки или разъемов;
— Подключить вентилятор напрямую от аккумулятора — если он заработает, то причина в проводке или датчике температуры, если нет, то вышел из строя электродвигатель;
— Отключить и замкнуть провода, идущие на датчик температуры — если вентилятор начнет вращаться, то нужно заменить датчик.

В современных автомобилях с электронным управлением двигателя провести такую проверку не всегда возможно, но компьютер обязательно сообщит об ошибке, выдав ее код.

Постоянно работающий вентилятор может также говорить о выходе из строя датчика температуры, но нередко это случается из-за поломки реле (залипания контактов) или заклинивания термостата. В последнем случае термостат просто не будет пускать охлаждающую жидкость в радиатор (то есть, по большому кругу), поэтому выявить такую неисправность можно по холодному радиатору. Нередко термостат начинает работать при легком ударе по его корпусу, но чаще всего требуется его замена.

Если вентилятор включается слишком рано, то причиной тому опять же является датчик температуры. Хотя далеко не всегда рано включающийся вентилятор служит сигналом о поломке — обычно это не доставляет проблем и не мешает работе двигателя. Поэтому, если мотор нормально выходит на рабочий режим, то можно не беспокоиться.

Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке?

Иногда автовладельцы сталкиваются с выходом из строя вентилятора во время поездки, и не знают, что делать, ведь если продолжить движение, то можно просто-напросто вывести из строя весь двигатель. Но есть несколько простых приемов, которые помогут доехать до автосервиса с неработающим вентилятором.

Сначала нужно провести (по возможности) описанную выше проверку. Если это не помогло, то можно смело садиться в машину и продолжать движение, правда, со скоростью выше 60 км/ч — при такой скорости поток набегающего воздуха будет достаточен для охлаждения мотора. Для большей эффективности можно включить отопитель салона — так некоторая часть тепла будет принудительно отводиться от двигателя. Конечно, в этом случае можно забыть о комфорте в салоне, но целостность двигателя важнее.

Если же во время движения мотор перегревается (стрелка температуры на приборной панели достигает красной отметки), то нужно остановиться, заглушить двигатель, открыть капот и просто подождать. Такими короткими перебежками можно добраться до ближайшего автосервиса и решить проблему.

Вентилятор кондиционера является неотъемлемой частью системы кондиционирования, его поломки неизбежно приведут к увеличению давления внутри системы, в следствии чего может произойти заклинивание компрессора кондиционера и обрыв ремня. При неисправном вентиляторе использование автокондиционера категорически запрещено. Универсальные вентиляторы могут использоваться на любых автомобилях и имеют разный диаметр и тип питания.

Вентилятор радиатора

Для успешного функционирования любого кондиционера (в том числе и автомобильного) необходимо, чтобы имеющийся в системе хладагент на определенном этапе циркуляции переходил их газообразного состояния в жидкое, отдавая при этом тепло в атмосферу. Этот процесс происходит в конденсаторе (в обиходе его часто называют радиатором), принудительно обдуваемым специальным вентилятором. Конструктивно он состоит из крыльчатки, вращение которой обеспечивается электродвигателем.

Вентилятор охлаждения радиатора кондиционера, несмотря на простоту своего устройства, выполняет важную функцию: он обеспечивает надежное охлаждение конденсатора. Если это устройство выходит из строя, то давление в системе неизбежно увеличивается, следствием чего часто становится в лучшем случае обрыв ремня, а в худшем — заклинивание компрессора, являющегося, как известно, весьма недешевым агрегатом. Эксплуатировать автомобильный кондиционер с неработающим вентилятором категорически запрещено, и при обнаружении поломки следует ее немедленно устранить или заменить агрегат на новый.

Купить вентилятор радиатора кондиционера в Москве с доставкой (причем как 12V, так и 24V — автобусный) можно, обратившись в нашу компанию. В тех случаях, если оказывается, что вышел из строя мотор вентилятора радиатора и для ремонта достаточно просто заменить его, то мы также наверняка сможем предложить подходящий и по напряжению питания, и по габаритам, и по креплению специализированный электродвигатель. У нас можно без труда подобрать универсальный вентилятор радиатора кондиционера легкового автомобиля и вентилятор радиатора автобуса.

Нужно отметить, что цена на них у нас — одна из самых низких в столице, а что касается качества, то оно находится действительно на высоком уровне. Поскольку мы специализируемся на торговле запчастями для автокондиционеров, то вентиляторы и двигатели всегда есть у нас в наличии, на улице Угрешская 12С1, что рядом с третьим транспортным кольцом. Наши специалисты всегда окажут помощь в выборе именно того вентилятора или двигателя, который необходим, а оплатить покупку можно одним из множества способов: наличными или электронными деньгами, безналичным перечислением, банковской картой. Мы оперативно доставляем приобретенные у нас запчасти не только по Москве, но и по всей России.