Утилизационный сбор с 2018 года последние новости

0
761

Содержание

Увы, сбылись пессимистичные прогнозы. Так называемый утилизационный сбор на новые автомобили в России изменится 1 апреля 2018 года. Базовая ставка для легковых автомобилей останется прежней (20 тысяч рублей), но коэффициенты заметно вырастут. Правительство скромно рапортует об увеличении ставок в среднем на 15%, но это — с учетом всевозможной спецтехники и прицепов. А вот рост утильсбора для самого популярного класса легковых автомобилей с моторами объемом 1,0—2,0 литра составил 90%. Почти в два раза!

Изменение утилизационного сбора для новых легковых автомобилей

Тип транспортного средства Коэффициент расчета до 01.04.2018 Сумма сбора до 01.04.2018, руб. Коэффициент расчета с 01.04.2018 Сумма сбора с 01.04.2018, руб. Изменение, %
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 1,42 28 400 1,63 32 600 +15
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см³ 1,42 28 400 1,65 33 000 +16
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000, но не более 2000 см³ 2,21 44 200 4,2 84 000 +90
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000, но не более 3000 см³ 4,22 84 400 6,3 126 000 +49
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000, но не более 3500 см³ 5,73 114 600 5,73 114 600 0
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см³ 9,08 181 600 9,08 181 600 0
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 0,17 3 400 0,17 3 400 0

Напомним, что введенный в сентябре 2012 года утилизационный сбор — своеобразный гарант того, что машину отправят под пресс и переработают после того, как она отслужит свой срок эксплуатации. В итоге же сбор включается в цену автомобилей и его уплата ложится на плечи конечных покупателей. Он касается как новых, так и подержанных машин, ввозимых в страну. Однако производителям, локализовавшим производство автомобилей в России, правительство компенсирует эти затраты промышленными субсидиями (уже после уплаты утильсбора).

Столь резкое повышение тарифа в нынешних условиях выглядит абсурдно, ведь российский рынок в прошлом году только начал восстановление (рост на 16%), а рост цен на автомобили может зарубить эту тенденцию на корню. Да, доля новых привозных машин на рынке сейчас менее 14% и «душить» этот сектор уже бесполезно, ведь в нем в основном находятся дорогие модели (для которых коэффициенты расчета не изменились), для покупателей которых рост цен из-за утилизационного сбора особой роли не играет. Однако сегмент относительно недорогих нишевых автомобилей может серьезно пострадать. А если правительство вдруг решит отменить субсидии российским заводам (вполне реальный сценарий по нынешним временам), то повышение цен затронет весь рынок новых машин и его дальнейшее восстановление окажется под большим вопросом.

Повышение утильсбора в качестве метода борьбы с импортом корректно лишь в случае с подержанными автомобилями, но ставка для частных лиц, к счастью, сохранилась на прежнем уровне и она невысока: за машину нужно отдать всего 5200 рублей.

Изменение утилизационного сбора для легковых автомобилей старше трех лет

Тип транспортного средства Коэффициент расчета до 01.04.2018 Сумма сбора до 01.04.2018, руб. Коэффициент расчета с 01.04.2018 Сумма сбора с 01.04.2018, руб. Изменение, %
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 5,3 106 000 6,1 122 000 +15
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см³ 5,3 106 000 6,15 123 000 +16
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000, но не более 2000 см³ 8,26 165 200 15,69 313 800 +90
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000, но не более 3000 см³ 16,12 322 400 24,01 480 200 +49
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000, но не более 3500 см³ 28,5 570 000 28,5 570 000 0
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см³ 35,01 700 200 35,01 700 200 0
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 0,26 5 200 0,26 5 200 0

Кстати, сам по себе утилизационный сбор в России мало влияет на утилизацию автомобилей. С момента введения этого сбора в стране продано примерно 11 миллионов новых легковых машин. По грубой оценке Авторевю, за них было уплачено 140 миллиардов рублей утилизационного сбора (в том числе в виде госсубсидий). Однако развитие утилизационных центров для автомобилей в стране до сих пор находится в зачаточном состоянии.

Добрый день, уважаемый читатель.

Утилизационный сбор — это денежная сумма, которая должна быть уплачена за автомобиль, выпущенный в обращение на территории России. В глазах водителя этот сбор представляет собой дополнительный налог, которым облагается любое транспортное средство и который включен в стоимость любого нового автомобиля.

Если копнуть глубже, то уплата утилизационного сбора означает, что впоследствии автомобиль должен быть бесплатно утилизирован. Т.е. сбор уплачивается в самом начале "жизни" автомобиля, а бесплатная утилизация будет предоставлена в самом ее конце.

Кто освобождается от утилизационного сбора?

Часть 6 статьи 24.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:

14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.

При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.

Например, Иванов И.И. был признан беженцем. При переезде в Россию он привез с собой легковой автомобиль ВАЗ 2110. За эту машину утилизационный сбор не уплачивался. Через год автомобиль был продан следующему собственнику — Петрову П.П. Именно он и должен оплатить утилизационный сбор.

Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления":

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

Что означает печать "утилизационный сбор" в ПТС?

Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе "Особые отметки" (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.

Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.

Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.

Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.

При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.

Расчет утилизационного сбора

Для расчета утилизационного сбора следует воспользоваться таблицей из следующего нормативного документа:

В общем случае формула расчета выглядит так:

утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент из таблицы.

Базовая ставка равна:

  • 20 000 — для категории М1 (легковые автомобили);
  • 150 000 — для всех остальных категорий ТС.

На легковые автомобили

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Электромобили 32 600 122 000
С двигателями до 1000 см 3 33 000 123 000
С двигателями от 1000 до 2000 см 3 84 000 313 800
С двигателями от 2000 до 3000 см 3 126 000 480 200
С двигателями от 3000 до 3500 см 3 114 600 570 000
С двигателями от 3500 см 3 181 600 700 200
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 3 400 5 200

Обратите внимание, обычным автовладельцам, как правило, приходится сталкиваться с последней строкой данной таблицы. Т.е. при ввозе автомобиля из-за рубежа придется заплатить 3 400 рублей за новую машину и 5 200 рублей за машину старше 3-х лет.

Для юридических лиц, ввозящих или производящих автомобили величина сбора значительно выше. К сожалению, данная сумма включается в итоговую стоимость автомобиля, т.е. оплачивает ее покупатель.

На грузовые автомобили

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Масса до 2,5 т 142 500 151 500
Масса от 2,5 до 3,5 т 300 000 432 000
Масса от 3,5 до 5 т 285 000 456 000
от 5 до 8 т 313 500 786 000
от 8 до 12 т 381 000 1 192 500
от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
Седельные тягачи от 12 до 20 т 510 000 3 469 500
Автосамосвалы от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Седельные тягачи от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автосамосвалы от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т 825 000 2 035 500

На спецтехнику

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 285 000 1 725 000
Автобетоносмесители 853 500 2 242 500

На прицепы и полуприцепы

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Прицепы и полуприцепы 75 000 1 207 500

Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.

На автобусы

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
С электродвигателем 171 000 172 500
С двигателями до 2500 см 3 171 000 172 500
С двигателями от 2500 до 5000 см 3 342 000 517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см 3 456 000 759 000
С двигателями от 10000 см 3 570 000 897 000

На мотоциклы

Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.

Повышение утилизационного сбора в 2018 году

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 апреля 2018 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 апреля увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

С 1 апреля будет проиндексирована ставка утилизационного сбора на колесные транспортные средства и прицепы. Постановление правительства РФ было подписано 19 марта, на следующий день после президентских выборов. Во Владивостоке, где жители по-прежнему предпочитают приобретать импортные автомобили из Японии, ожидается резкий рост цен на машины.

Размеры базовых ставок за легковые автомобили и грузовики остались неизменными — 20 000 рублей для «гражданских» машин и 15 000 рублей – за коммерческий транспорт, то есть грузовики и автобусы. Главное — это изменение повышающих коэффициентов, согласно которым и будет высчитана итоговая оплата. Увеличение ставок утилизационного сбора произошло в среднем на около 15%, но на самые востребованные автомобили с объемом двигателя от литра до двух ставка поднимается до 90%. Целью принятого решения является создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов. Однако утилизационный сбор взимается с 2012 года, а многие владельцы авто до сих пор не знают, каким образом и, главное, зачем это нужно.

В среднем самые популярные автомобили, как говорят участники рынка, подорожают на 150 тысяч рублей. Это самые выбираемые модели, так называемые малолитражки – Fit, Vitz, Passo и прочие. Также подорожают и гибриды – Prius, например, которые являются самым популярным автомобилем в Приморье.

По мнению участников рынка, подобный рост приводит к удорожанию машин, уменьшению предложения и очередному подъему цен на новые и б/у автомобили. Также понесут серьезные убытки те, кто уже купил автомобили за рубежом и, не зная о повышении, уже не успеет ввезти в РФ из-за логистических особенностей перевозки. Подписавшиеся под обращением просят врио губернатора Приморья Андрея Тарасенко немедленно решить вопрос о приостановлении действия постановления правительства № 300 от 19.3.2018 года как минимум на 3 месяца, разобраться, на каком основании подняли утилизационный сбор и куда расходуются деньги, взимаемые по статье «утилизационный сбор», а также вернуть утилизационные сборы на уровень до 01.04.2018.

В пользу государства

Утилизационный сбор был введен после вступления России в ВТО и, собственно, является скрытым налогом. Вначале он не распространялся на автомобили, собираемые на территории страны, а касался только автоимпортеров. Но позже его обязали платить и местные сборочные площадки и концерны. Этот сбор включается в цену машины. Для отечественных автозаводов и компаний сбор компенсируется в виде субсидий. Минпромторг в этом году планирует выделить на них более 102 миллиардов рублей. При этом общие поступления от утилизационного сбора в 2018 году вырастут на 58,4 млрд рублей – до 223,4 млрд рублей, а в 2019 году – до 259,8 млрд рублей.

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля. Правило установлено Федеральным законом «Об отходах потребления и производства» № 89-ФЗ с 2012 года. Согласно законодательству, сбор по утилизации представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства. Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта. Зарегистрировать машину без предварительной уплаты утилизационного сбора невозможно. Даже если автовладелец получит ПТС, то регистрация транспортного средства все равно не будет осуществлена в установленном законом порядке.

Для импорта лазейка все же осталась — физические лица, приобретающие автомобиль для личных нужд, по-прежнему платят по минимуму. Но граждане имеют право на привоз одной машины в год. Если появилась необходимость привезти второе авто, необходимо письменное разрешение начальника таможни. Если доставка транспортных средств из-за рубежа носит регулярный характер (начиная с трех машин в год), оформление их будет уже производиться как на юридическое лицо.

Налог на воздух

О предполагаемом повышении утилизационного сбора сообщал, например, «Коммерсант» в январе, однако до последнего не было известно, утвердят ли желаемые ставки.

Как сообщает РБК, рост утилизационного сбора может сказаться на стоимости автомобилей у дилеров. Концерн Nissan подтвердил, что скорректированные коэффициенты по утилизационному сбору будут иметь эффект, но исключительно на импортируемые автомобили: Juke, GTR. Представитель Hyundai сообщил, что повышение цен в ближайшее время не планируется. Те автопроизводители, которые имеют сборочные площадки в России, получат правительственные субсидии, сопоставимые по размеру с затраченными на оплату сбора средствами.

Автолюбители и автодилеры Владивостока, у которых машины застряли в Японии, решили обратиться к врио губернатора Приморья Андрею Тарасенко, чтобы хотя бы отсрочить платежи и получить возможность вывезти уже приобретенные машины.

«Это обращение от автолюбителей, автодилеров и всех, кто так или иначе связан, работает в этой сфере. 1 апреля очередной черный день в нашей жизни. Правительством РФ было принято постановление № 300 от 19.03.2018 года – об увеличении утилизационного сбора на автомобили, которое вступает в действие 01.04.2018 г. В обществе давно ходили слухи об увеличении этого побора, но никто не мог предположить, что это будет сделано без широкого обсуждения и анонсирования в СМИ, поэтому люди не смогли оценить возможный ущерб от его внезапного повышения. Напомним, что с 1 сентября 2012 года утилизационный сбор стал взиматься при таможенном оформлении, но до сих пор не построен ни один завод по утилизации автомобилей. А значит, огромные деньги за 6 лет сборов уходят непонятно куда. Никто не дает отчета о собранных суммах и о том, как они были израсходованы. Этот налог можно смело называть «налогом на воздух», и более всего удивляет и возмущает факт того, что, не вкладывая ни копейки в заводы по утилизации из собранных денег, правительство опять поднимает утилизационный сбор по некоторым самым популярным видам автомашин в РФ до 90%», – говорится в обращении.

«До выборов не было речи, слухи ходили, – говорит представитель одной из компаний, занимающейся ввозом подержанных автомобилей. – 18-го числа прошли выборы, а 19-го уже подписано постановление. У меня застряло в Японии девять машин, нам не дали времени, не дали отсрочки».

Утилизировать можно

В России действует несколько специализированных предприятий по утилизации автомобилей, однако все они расположены в центральной и западной части страны. Утилизировать автомобиль можно и во Владивостоке, но это будет стоить дополнительных денег.

«К нам обращаются в основном автодилеры, – говорит Юрий, представитель одной из компаний по утилизации. – Мы работаем по Дальнему Востоку, в том числе и во Владивостоке. Здесь на утилизацию отдают мало машин, в Хабаровске больше. К нам обращаются до трех организаций в неделю. С дилерами мы работаем, у них есть наши контакты. Если клиент желает, то он может обратиться к нам. Сперва необходимо будет сдать автомобиль на утилизацию, затем снять его с учета и получить сертификат. В ряде случаев он дает возможность получить скидку на приобретение нового авто. Юридическим лицам утилизировать машины сложнее — нужно заключать договор. Утилизация — не бесплатная процедура, ее стоимость от 4 тысяч рублей и выше, в зависимости от удаленности, необходимости вызова эвакуатора. Сюда же входят оформление пакета документов и наш собственный утилизационный сбор, который мы тоже платим».

Автомобиль в утилизационной компании разбирается на составляющие — сливаются техжидкости, машина делится на пластик, стекло и металл. Пластик в Приморье не перерабатывается, а стекло, металл и резина идут на вторсырье.

Теоретически утилизировать можно любое транспортное средство, не важно, какой у него пробег, когда оно выпущено и какая марка машины. В законе, однако, указано, что авто, подлежащее утилизации, должно быть целиком укомплектовано: все агрегаты, которые предусматривает заводская сборка, в нем должны обязательно быть.

Напомним, строительство завода по переработке подержанных автомобилей в Приморье было запущено в октябре прошлого года Виталием Веркеенко – гендиректором группы компаний «Сумотори», который сейчас является главой Владивостока. Однако о сроках начала работы предприятия пока неизвестно.