Установка поршневых колец на дизель

0
949

Содержание

Разборка

1. Снимите поршневые кольца как описано в разделе «Поршневые кольца, Снятие».

2. Сделайте отметку на поршне, указав номер цилиндра, приведенный на шатуне. Сделайте отметки на той же стороне, на которой указан номер шатуна. См. рис. 52.

3. Снимите упорные кольца, которые держат поршневой палец в поршне. Пальцем вытолкните поршневой палец из поршня. Если он не выходит, нагрейте поршень и шатун до 40-50 ºС (104-122º по Фаренгейту) для того, чтобы было легче извлечь поршневой палец.

Проверка

1. Очистите и проверьте все детали на предмет изношенности и повреждений. Проверьте совмещение шатуна с контрольной оправкой.

2. Проверьте зазор втулки шатуна и поршневого пальца. Если зазор больше, чем 0.043 мм (0.0017 д.) или если она повреждена, установите новую втулку.

ПРИМЕЧАНИЕ: В данный момент в наличии имеются комплекты для шатунов, в состав которых входит новая втулка для меньшего конца, установленная и обработанная до нужной степени. См. раздел «Правильная замена деталей» для получения информации о верных размерах деталей шатуна.

Также в наличии имеется частично обработанная втулка для меньшего конца, которую можно устанавливать на первичный шатун и подвергать механической обработке для достижения необходимых величин.

3. Если втулка шатуна износилась, снимите ее при помощи пресса.

4. Очистите исходный паз шатуна и удалите любые острые кромки.

! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не используйте развертку для работы с частично обработанными втулками. Для этого необходимо специальное оборудование и обученный персонал.

5. При помощи пресса установите частично обработанную втулку в шатун. Убедитесь в том, что отверстие для смазки во втулке совпадает с отверстием ля смазки в шатуне.

ПРИМЕЧАНИЕ: Меньший конец имеет форму клина. После установки втулки, обработайте ее таким образом, чтобы она имела такую же форму, как и конец, и удалите все острые кромки.

6. Обработайте втулку таким образом, чтобы она соответствовала параметрам шатуна.

! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не используйте почтовых штемпелей для маркировки шатуна.

7. Убедитесь в том, что буква, обозначающая величину шатуна, верна. Если нет – уберите ее и выгравируйте новую.

Правильная замена деталей

! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Важно, чтобы поршень не вступал в контакт с крышкой цилиндров. Убедитесь в том, что высота поршня над блоком цилиндра соответствует ограничениям.

Убедитесь в том, что шатуны установлены в соответствующий цилиндр. Записывайте позицию шатуна и соответствующего ему цилиндра при снятии его с двигателя.

Для проверки высоты поршня по отношению к блоку цилиндров, у двигателя может быть до шести категорий длины устанавливаемых шатунов (от F до L).

Идентификация длины производится посредством нанесения букв-символов на каждую сторону шатуна. См. рис. 54. Буква «F» обозначает максимальную длину шатуна, а буква «L» — минимальную. Разница между степенями длины составляет 0.046 мм (0.0018 д.)

Если букву, которая обозначает длину, или цветовую маркировку невозможно различить, длину можно проверить путем измерения расстояния «х», указанного на рис. 54. Перед тем, как измерять длину шатуна, убедитесь в том, что зазоры в большем конце являются квадратными и параллельными, см. рис. 53. Длина проверяется при снятом вкладыше большего конца, пи этом втулка меньшего конца должна присутствовать. Размерные данные каждой степени длины приводятся в таблице:

Установка

1. Убедитесь в том, что все части чистые. Смажьте их машинным маслом при установке.

2. Установите новое упорное кольцо в пазы для крепления поршневого пальца.

3. Поверните поршень так, чтобы установить шатун. Установите шатун в его положение в поршне. Если вновь устанавливается исходный поршень, убедитесь в том, что отметка на нем совпадает с отметкой на шатуне, как указано на рис. 52. Убедитесь в том, что поршень и шатун устанавливаются в тот же цилиндр.

4. При установке нового поршня или шатуна убедитесь в том, что индексная канавка шатуна для вкладыша головки находится с той же стороны шатуна, что и упор для поршневого пальца. См. Рис.55.

5. Установите поршневой палец для укрепления шатуна в поршне. Если поршневой палец тугой, нагрейте поршень до 40-50ºС (104-122ºF) для того, чтобы установить его было легче.

6. Установите другое упорное кольцо, удерживающее поршневой палец в поршне.

7. Установите поршневые кольца так, как описано в разделе «Поршневые кольца, Установка».

Рано или поздно ваш мотор износится и потребует либо смены поршневых колец, либо поршневой в целом.

Вроде поменять поршневые кольца – это рядовая задача, доступная каждому, кто мало-мальски знаком с устройством и принципом работы примитивного четырехтактного мотора. Но, к сожалению, люди страшатся потратить 15 минут своего невероятно драгоценного времени на прочтение литературы и запихивают все в мотор по принципу (а так и стояло. наверное, работать будет). Ну, флаг вам в руки и скорейшего обращения в сервис.

Ну, а для тех, кому не все равно, как их мотор будет работать после переборки, следует прочитать данную статью.

Итак, берем поршень и видим 3 проточки под установку поршневых колец. Никаких ограничительных стопоров на 4-тактных моторах нет, как на 2-тактных двигателях, например.

На 4-тактных моторах есть два вида поршневых колец. Первые два, которые устанавливаются в две верхние проточки, являются компрессионными. Исходя даже из названия понятно, что они отвечают за наличие компрессии в вашем моторе и должный удерживать собой газы, образовывающиеся в момент вспышки за счет горения топлива в камере сгорания.

Следующие три кольца являются маслосъемными. Тут тоже сразу ясно их предназначение. Они отвечают за снятие масла, которое покрывает стенки цилиндра в тот момент, когда поршень возвращается вниз. Если эти кольца будут пропускать, то масло будет оставаться на стенках цилиндра, а это чревато тем, что мотор начнет поджирать масло, и, естественно, появится дым.

Как устанавливать первично? Да, в принципе, как и стояли с завода, в том же порядке, но во избежание ошибок показываем еще раз.

Первоначально ставим главное маслосъемное кольцо: то, которое имеет волнообразную структуру. Установить его проще некуда, так как оно самое эластичное из всех.

Дальше ставим верхнее и нижнее ТОНКИЕ маслосъемные кольца. Они немного тверже, но с их установкой тоже не должно возникнуть проблем.

Теперь ставим поршневые компрессионные кольца: те, которые более толстые и "твердые". Первоначально устанавливаем нижнее, затем верхнее. Поставить их немного сложнее, так как они менее эластичны и более твердые. Сломать вам их вряд ли удастся, но вот при совершенно кривых руках погнуть их проще некуда.

Думаете, на этом все? Нет!

Дело в том, что кольца еще нужно правильно расположить на поршне, чтобы замки колец (место пропила) не попадали друг на друга. Проще говоря, нужно, чтобы пропил нижнего кольца не был расположен прямо над пропилом верхнего кольца.

Начинаем с верхних поршневых колец.

Замок нижнего кольца располагаем посередине над полостью клапана, например, впускного (можно и выпускного, тут разницы нет).

Замок же верхнего кольца располагаем строго в противоположной стороне от нижнего кольца. Соответственно, если замок нижнего кольца над полостью под впускной клапан, то замок верхнего над полостью под выпускной клапан.

Теперь переходим к маслосъемным кольцам. Эти кольца точно так же нужно расположить, чтобы ни один замок не совпал. Поэтому верхнее кольцо располагаем над отверстием под поршневой палец, с правой стороны.

Второе же (то, которое нижнее) располагаем с противоположной стороны, также примерно посередине отверстия под поршневой палец.

Последнее же волнообразное маслосъемное кольцо ставим в любую из четырех получившихся секций между отверстием под палец и полостью под клапан.

А теперь к вашему вопросу: что за ерунду нам тут втирает автор? И зачем так кропотливо выставлять положение всех 5 колец?

Объясняем. Все это мы делали, чтобы не получилось так, что когда один замок располагался над другим, через эти замки не проходят газы (в случае с поршневыми кольцами) и не оставалось на стенках масло (в случае с маслосъемными кольцами).

Если брать во внимание поршневые кольца, то это потеря компрессии и пропуск раскаленных рабочих газов до маслосъемных колец, которые не рассчитаны на такие внезапно появившиеся высокие рабочие температуры. Как итог, кольца после определенного времени могут сгореть.

Если же обратиться к маслосъемным кольцам и совпадению замков на них, то у нас не будет полностью сниматься масло: оно будет доходить до поршневых колец, что приведет к закоксовыванию канавок колец, и как итог они залягут, а потом сгорят.

Как результат, вы получите сгоревшие кольца и износ поршневой.

Итог: выставить замки колец перед установкой – это дело 2 минут, а срок службы мотора данная операция может продлить на десятки часов.

Появление характерных признаков неисправности двигателя, таких, как резкое ухудшение динамики, увеличение расхода топлива и моторного масла, проблемы с запуском двигателя, особенно в холодное время года, говорит о том, что износ силового агрегата достиг предела, и без постороннего вмешательства дальнейшая эксплуатация машины невозможна. Перечисленные признаки говорят о резком падении компрессии. Если мотор не «ушатан» окончательно, то вернуть ему бодрость, скорее всего, поможет замена поршневых колец.

В целях экономии замену можно произвести своими руками. Помимо финансовой выгоды, хозяин авто может быть абсолютно уверен, что поршневые кольца поменяны, причем именно на те, которые он купил, и работа сделана качественно. К сожалению, оставляя машину в автосервисе, владелец не может точно знать, насколько добросовестно мастера выполнили свою работу, поскольку статистика упрямо твердит, что обманывают повсюду, в том числе и на официальных сервисах.

О том, как заменить поршневые кольца своими руками, написано в данной статье.

Вкратце, схема процедуры такова:

  • демонтируется головка блока цилиндров;
  • проверяется состояние колец и решается вопрос о необходимости снятия мотора с автомобиля;
  • затем старые меняются на новые, и двигатель собирается в обратном порядке.

Далее каждый этап будет рассмотрен более подробно.

Прежде чем ставить новые кольца

Прежде чем приступать к работе, нужно обзавестись всем необходимым. Для операции потребуются гаечные ключи, головки, желательно, с трещоткой, динамометрический ключ и съемник поршневых колец.

Выбирая в магазине автозапчастей новый комплект, следует обратить внимание как на внешний вид упаковки, так и на сами кольца.

На упаковке должна быть полная информация о них, а именно: кто изготовитель, из чего сделаны и т. п. На кольцах также должна быть маркировка, обозначающая верхнюю сторону, сами они не должны иметь никаких изъянов, кроме того, на упаковке или внутри должна быть инструкция, в которой описывается правильная установка поршневых колец.

Если продавец утверждает, что небольшие дефекты притрутся – он откровенно врет, пытаясь всучить некондиционный товар, лучше отказаться от такой покупки, поскольку деньги будут потрачены впустую.

Подготовительный этап

Прежде всего, нужно отключить аккумуляторную батарею. После этого потребуется слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и моторное масло из поддона картера. Замена поршневых колец возможна двумя способами: со снятием двигателя с автомобиля и без. Определить, нужно ли снимать мотор, поможет проверка: необходимо снять головку блока цилиндров и визуально оценить состояние гильз.

Если же выработки нет, новые можно ставить, не снимая мотор с автомобиля. Этапы работы по замене поршневых колец, за исключением демонтажа двигателя для проведения реставрационных работ, одни и те же.

Замена поршневых колец

Процесс замены начинается с демонтажа поддона картера. Дополнительно желательно снять масляный насос и проверить, насколько сильно он изношен. Затем нужно открутить крышки шатунов и вытолкнуть шатуны с поршнями вверх. Важно помнить, что крышки шатунов нельзя менять местами, каждую впоследствии необходимо прикрутить к своему шатуну.

Следующий этап – непосредственно, замена поршневых колец. Проще всего произвести замену, если имеется съемник поршневых колец. Он представляет собой щипцы, разжимающие кольца. Главное – не переусердствовать и не разжать слишком сильно, поскольку они могут попросту сломаться. Если же приспособление для установки поршневых колец взять негде, можно обойтись тонкой отверткой с плоским жалом. Задача, конечно, усложнится, но справиться с ней можно. Ставить их необходимо с осторожностью, чтобы не поцарапать поршни отверткой.

После снятия старых колец нужно удалить нагар из канавок, который помешает установке нового комплекта. Идеальное орудие для этой процедуры обломок старого кольца, поэтому одно из них нужно сломать. Также нагар необходимо счистить с днища поршней, если он там есть. Для облегчения задачи можно смочить поверхность керосином. Действовать, опять же нужно аккуратно, чтобы не оставить царапин.

Порядок установки следующий: первым устанавливается маслосъемное кольцо, затем второе и первое компрессионные. Из-за того, что второе компрессионное и маслосъемное кольца работают в менее тяжелых условиях, чем первое компрессионное, к металлу, из которого они изготавливаются, предъявляются менее строгие требования, поэтому кольца более хрупкие. При их монтаже следует проявлять особую осторожность. Ненароком сломать первое компрессионное кольцо практически невозможно.

Следующий ответственный этап работы – установка поршней обратно в цилиндры. Чтобы поставить поршни на место, потребуется оправка для поршневых колец, иначе они будут препятствовать входу поршней в цилиндры. Она может быть как универсальной, рассчитанной на поршни разных диаметров от 50 до 150 мм, или изготовленной специально под конкретный размер. При помощи этого приспособления осуществляется обжимка поршневых колец, после чего поршень вгоняется в смазанный моторным маслом цилиндр путем аккуратного постукивания по днищу каким-нибудь неметаллическим предметом.

Проверка работоспособности и обкатка мотора

После того как двигатель собран, необходимо убедиться в его работоспособности. Его необходимо завести и дать поработать некоторое время на холостых оборотах. Если он работает устойчиво, можно считать, работа завершена успешно. Следует помнить, что новым деталям нужна обкатка, и чем аккуратнее она будет выполнена, тем дольше прослужит отремонтированный силовой агрегат.

Обкатка длится 2–3 тысячи километров. Чтобы замена не прошла впустую, во время обкатки необходимо соблюдать следующие правила:

  1. мотор нельзя сильно нагружать;
  2. по возможности следует избегать полной загрузки автомобиля (в идеале водитель должен ездить в одиночку);
  3. не желательно преодолевать затяжные подъемы;
  4. категорически нельзя, особенно в течение первой тысячи километров поднимать обороты коленвала выше трех тысяч;
  5. перед поездкой двигатель нужно прогревать.