Установка компьютера в машину

0
1117

Статья пренадлежит автору
ПОЕХАЛИ

Когда я еще только мечтал о своей машине, то уже знал, что в ней обязательно будет установлен компьютер.
Когда у меня появилась Селика, я начал претворять свою мечту в жизнь.
Долгое время я ездил с ноутбуком в машине, однако у него был и остается ряд существенных минусов.
Ноутбук нельзя оставлять в салоне, его нужно все время включать-выключать самому. В машине установлено достаточно много устройств, которые подключались к ноутбуку через USB-Hub. Однако из-за большого количества этих устройств они не всегда определялись — то при включении звук пропадет, то ГПС-навигация не работает. Думаю, что проблема тогда была в недостатке мощности питания (активный хаб USB 2.0 с 8 портами требует 5 вольт внешнего напряжения, тогда как в машине напряжение бортовой сети — 12 вольт). Также не очень удобное управление из-за отсутствия сенсорного экрана. Да и множество других минусов, выше я перечислил только самые основные.
В общем, я долго решался на установку стационарного компа в машину, и несколько дней назад наконец-то принялся за дело.

А вот и пациент — мой старый замодденый системный блок, на который четыре года назад я убил около 6 месяцев своей жизни. Последний год он стоял в шкафу и покрывался там пылью, ибо домашний ноутбук все равно намного удобнее в пользовании, а в игрушки я не играю, так что особых мощностей мне не надо.

Несмотря на возраст, его начинка все еще достаточно актуальна и на сегодняшний день — Pentium IV 3.6 GHz, MB Asus P4C800, 1GB DDR, Geforce 4 128MB, 2xSATA HDD 250GB RAID. Винда на такой конфигурации полностью грузилась примерно за 15 секунд, из которых первые 5 уходили на инициализацию BIOSa.

Винт на 8 GB, который использовался для загрузки Windows 2000 Advanced Server, когда я сдавал экзамены на MCSA. Столько трудов стоило сделать его "прозрачным", да еще и чтобы все работало.

Достаем всю начинку и подключаем ее на столе через стационарный блок питания.

Порывшись по Инету, я нашел такой вот двухдиновый тачскрин-монитор, макс разрешение — 1024*768, физическое разрешение матрицы — 800*480, встроенный DVD-Rom и USB-порт для удобного подключения внешних устройств. Два видеовхода (помимо VGA), FM-тюнер, пульт ДУ, усилитель 4*45w и что-то еще.
Также был приобретен специальный автомобильный блок питания M2-ATX мощностью 160 ватт (на фотках позже). Из его отличительных способностей — высокая стабильность напряжения (даже в момент пуска двигателя, когда напряжение бортовой сети сильно проседает), контроллер логического управления БП при включении/выключении зажигания.

Снимаем бардачок, отключаем штатный усилитель и подключаемся к колонкам автомобиля напрямую (распиновка проводов несколько раз уже пробегала на форуме).

Подключаю тюльпаны к аудиовыходам головы.

Собираю все "на весу", подключаю питание и проверяю звук при помощи линейного выхода КПК-шки. Все отлично работает!

Устанавливаю Windows XP Tablet PC. Устанавливать решил дома, так как после установки ее еще достаточно много надо настраивать, оптимизировать и ставить дополнительный софт.

Монтирую провода для головы — питание, выход на колонки, VGA-кабель, USB-кабель, автомобильная антенна.

"Магистрали" проводов расположились под подлокотником.

Ставлю голову на ее законное место. Проверяю все еще раз. Все работает.

Подключаю материнку в машине. Внизу фотки — тот самый блок питания. Тяну к блоку провода напрямую от аккумулятора, а также управляющий провод от зажигания.

Первое включение! Есть заставка БИОСа!

А вот и сам БИОС.

При включении компьютера были слышны сильные звуковые наводки — в колонках отражалось каждое движение головки винта. Начал искать инфу по этому поводу. Наконец нашел совет применить Ground Loop Isolator (GLI), который должен был убрать наводки. Вспомнил, что такой изолятор давным-давно валяется у меня на балконе (покупал год назад за 250 рублей, но при ноутбучной схеме подключения он мне не помог). После подключения в колонках — абсолютная тишина! Работает!

Блок питания имеет несколько режимов настройки. При включении зажигания на управляющий провод подается плюс. БП ждет 3 секунды, после чего подает питание на материнку и включает ее. При выключении зажигания БП ждет некоторое время (я выбрал режим 2 — 5 сек/2 часа). Так вот, через 5 сек БП посылает на материнку сигнал отключения (аналогично нажатию на кнопку Power на системнике). В Панели Управления есть настройка события при нажатии на кнопку Power. У меня комп при этом уходит в Ждущий Режим. Однако он продолжает потреблять определенное количество энергии, необходимое для сохранения данных оперативки (+5V SB). Если через час я не включаю зажигание — Винда выходит из Ждущего Режима и выключает компьютер. Если что-то идет не так (например, Винда зависла) — то блок питания все равно отключит энергию полностью через 2 часа (второе значение в таблице).

Блок питания крупным планом. Режим его работы выставляется перемычками. Несмотря на всю его "интеллектуальность", иногда возникают ситуации, когда компьютер надо перезагрузить "в аварийном режиме", то есть вручную, просто отключить и снова включить питание. Я добавил реле и повесил его на дополнительный выход сигнализации. Теперь нажатие и удерживание определенной кнопки на брелке приводит к разрыву провода питания БП от аккумулятора. Пару раз уже выручало.

Материнская плата комфортно разместилась под водительским сиденьем. Все замечательно работало, но тут случилась неприятность. Комп почему-то стал отрубаться после нескольких минут работы. Начал копать, выяснилось, что 3 дня экспериментов почти полностью разрядили мой аккумулятор. Хотя чертов интеллект БП должен был предотвратить разрядку аккума, оставшегося заряда все же нехватило, чтобы завестись.
Ладно, фигня вопрос, прикурил от машинки Laddie, завелся и оставил ласточку работать, чтобы аккум зарядился. Оставалось 4 палки бенза. Через пару часов этих палок было уже две. Ну, я решил съездить на заправку. Поехал с разобранным салоном, даже сиденье не прикручено. По пути в пробке у меня треснул шланг топливной магистрали под капотом. В салоне дикая вонь бенза, я в пробке посередине дороги, не перестроиться-не остановиться, в общем — жопа. Доехал до заправки, вначале парканулся рядом, смотрю, где машина ехала — такая бензиновая дорожка, как в мультиках, хоть спичку вслед кидай . А давление-то там — ого-го какое! Сделал я шланг. Пока снимал-одевал его — в топливной магистрали образовался воздух, который надо было прокачать. То есть покрутить двигатель стартером. Как я заводил свою машинку с разряженным аккумом на заправке — это видеть надо было. В общем, из-за сильных скачков напряжения мать приказала долго жить. Заодно и сгорел предохранитель на БП, но матери это не помогло. Лет ей было много, с БИОСом часто были глюки (сбрасывался при любом изменении конфигурации), так что я сильно расстраиваться не стал.
Взял другую материнку меньшего форм-фактора и со встроенной видюхой (это позволило сэкономить место по высоте, ибо под креслом его почти что нет). Единственное — это опять перестановка ОС. Но когда я все собрал дома на столе и подключил винт — старая Винда прекрасно загрузилась, нашла кучу нового оборудования и продолжила работать дальше, хотя материнка-то совсем другая! Такого я еще не встречал!

Новая мать с БП прекрасно поместилась под сиденьем.

Поставил подлокотник на место. Виден пучок проводов, уходящих к "черному ящику" под сиденьем.

На этой фотке он слева, рядом со стаканом кулисы переключения передач. Заодно, раз уж туда залез — поставил управляющее реле на обогрев заднего стекла (пучок проводов и черная коробочка реле сразу за стаканом) — теперь он включается автоматически, когда заводишь машину. Впрочем, думаю, что на лето я его отключу, а вот для зимы вещь очень полезная.

Два винта SATA расположились на заднем пассажирском коврике. Сиденье сейчас сдвигается вперед по салазкам на меньшее расстояние — мешает кулер процессора, который является самой высокой точкой конструкции. Так что назад за мной теперь никто не сядет. Когда сиденье отодвинута максимально назад, его задняя часть достаточно плотно прижимает винты к резиновому коврику.

Компьютер включается автоматически при включении зажигания. Однако иногда бывает нужно ограничивать эту функцию (например, когда оставляю машину в сервисе — мастерам ни к чему рубиться в Сапера на моем компе ). Поэтому я поставил выключатель на управляющий провод зажигания. Когда он выключен — комп не будет включаться автоматически.

Вся система в сборе. Девайс на руле — это и есть беспроводная мышка! Кард-ридер разместился в бардачке подлокотника, приемник ГПС — в центре торпедо, сразу под лобовым стеклом.

Свойства системы

Итак, почти все готово. Видео, как это все работает, выложу позже.
К компьютеру у меня подключены:
Тачскрин+DVD+внешний USB-порт (все в голове)
Хаб USB 1.1 на 4 порта, в который вставлены беспроводная мышка и Блютус
Внешний Card-Reader 6-в-1
Приемник для GPS-навигации
Wi-Fi (с 2 режимами — клиент и точка доступа).
Монитор
Штатная музыка автомобиля через линейный выход звуковухи (я и не думал, что стоковые колонки без саба могут так звучать!)
Блок управления двигателем (мозги) подключены через Com-порт напрямую к материнке (до этого приходилось использовать глючный USB2Com адаптер).

Адрес этой статьи в Интернете: http://www.thg.ru/howto/car_pc/

Собираем автомобильный компьютер: руководство THG

Что мы знаем про автомобильные компьютеры? Они позволяют воспроизводить MP3 и фильмы, а также осуществляют GPS-навигацию. И встречаются, как многие полагают, в дорогих машинах богатых и знатных людей. Но если приложить немного усилий, то можно собрать собственный автомобильный компьютер.

За последние три года лаборатория THG собрала уже три автокомпьютера, так что мы можем оценить прогресс технологий. В 2003 году у нас под рукой не было готового или доступного блока питания, поэтому тогда пришлось прибегнуть к помощи ноутбука и преобразователя напряжения, который работал через прикуриватель. Мы настроили уход компьютера в режим сна при выключении питания, а также пробуждение при включении. Для воспроизведения музыки мы использовали Windows Media Player, но этот вариант оказался не идеальным.

С момента сборки первого автокомпьютера технологии не стояли на месте. Сегодня на рынке можно встретить разные программные и аппаратные решения, которые прекрасно подойдут для автомобильного ПК.

Впрочем, уже второй компьютер оказался намного удачнее. Для него мы взяли материнскую плату VIA M10000 с интегрированным 1-ГГц процессором C3, блоком питания M1-ATX и 7" сенсорным экраном tView. Мы хотели сделать съёмный компьютер, чтобы его можно было легко и быстро доставать из "бардачка" и брать с собой, поэтому изготовили корпус самостоятельно из оргстекла. Для питания компьютера и экрана мы использовали 9-контактную вилку Molex, сделав разъём стыкуемым, чтобы компьютер можно было легко доставать из отсека. Экран мы установили в приборную доску вместо двух вентиляционных отверстий. Слева и справа от экрана вырезали небольшие щели, чтобы вентиляция всё же работала.

Это был второй автокомпьютер, мы уже обладали определённым опытом, но на доводку всё равно ушёл месяц. Но это того стоило! Мы получили все функции автокомпьютера, от навигации до воспроизведения MP3 и других форматов. Конечно, можно вполне обойтись GPS-навигатором или MP3-плеером, но автокомпьютер универсален и, что более важно, выглядит намного "круче". Система без проблем работала примерно полтора года, пока мы не продали машину вместе с автокомпьютером. Будем надеяться, что у нового владельца всё по-прежнему работает.

Третий и последний автокомпьютер

Следующей в нашем гараже появилась машина Volkswagen Golf GTI 1.8T, которую мы купили "с нуля". К данному моменту мы посчитали себя уже аксакалами в деле создания автомобильных компьютеров и решили всё тщательно продумать и спланировать.

Мы начали с установки критериев, которым должен соответствовать наш автомобильный компьютер. А именно.

  • Выглядеть как готовое заводское решение и вписываться в приборную панель.
  • Мы не хотели проводить с машиной какие-либо модификации. То есть решили обойтись без сверления, вырезания и т.д. и не делать ничего, что могло лишить нас гарантии.
  • Компьютер должен использовать установленные на заводе колонки и усилитель, но не автомагнитолу.
  • 7" сенсорный ЖК-экран должен вмещаться в приборную панель.
  • Все провода должны быть скрыты.
  • Компьютер должен управлять ХM-магнитолой машины.
  • У автокомпьютера должен быть слот PCMCIA для выхода в Интернет через мобильный телефон.
  • Корпус должен быть такого же размера, что и стандартные заводские автомагнитолы.

С подобным списком критериев мы сразу же поняли, что придётся очень аккуратно отнестись к планированию. Конечно, если мы намерены уложиться во временные и денежные рамки проекта: $1400 и одна неделя.

Мы начали с измерения расстояний, чтобы грамотно проложить провода:

  • питание компьютера;
  • сигнал зажигания (говорит компьютеру, когда следует включаться);
  • два USB-кабеля;
  • питание ЖК-дисплея;
  • VGA-кабель с тройным экранированием для подключения ЖК-дисплея.

Суммарная длина кабелей составила около шести метров. Мы предусмотрели также и дополнительную изоляцию проводов, защищающую от излома. Из собственного опыта: в нашей старой машине провод под ковриком переломился. Поэтому в новой сборке мы не хотели бы подобных неприятностей.


Мы "одели" провода в дополнительный слой изоляции.

Для нашей системы мы взяли следующие комплектующие:

  • материнская плата VIA EPIA MII10000 Mini-ITX;
  • 512 Мбайт памяти;
  • автомобильный блок питания M1-ATX 90 Вт;
  • 2,5" 80-Гбайт жёсткий диск Western Digital WD800 Scorpio на 5400 об/мин;
  • привод Panasonic DVD-ROM/CD-RW Combo CW-8124-B (24x24x24) с щелевой загрузкой;
  • 7" сенсорный VGA-экран Lilliput 619GL-70NP.

Мы использовали следующее программное обеспечение:

  • Windows XP Professional;
  • Street Deck.

Как вы понимаете, всё "железо" нужно запаковать в очень компактный корпус, шириной около 18 см, глубиной около 25 см и высотой около 5 см. Из-за малого объёма корпуса все подключения периферии пришлось делать внутри его, а не через внешние порты, как у обычного ПК. На иллюстрации ниже показан установленный в машину компьютер, а также и закрытый панелью вариант


Установленный в машину компьютер.


Компьютер, закрытый панелью.

Нам подошла материнская плата VIA EPIA MII10000: она очень компактная (43 см²) и у неё есть слот PCMCIA. Кстати, на момент сборки это была единственная плата с таким размером и слотом PCMCIA!

M1-ATX оказался идеальным вариантом блока питания: он давал мощность 90 Вт и содержал встроенный контроллер включения/выключения. При цене $75 перед нами самый дешёвый блок питания, и у него есть очень полезная для машины функция: мониторинг напряжения. Поскольку компьютер всегда будет находиться в режиме ожидания (для быстрого запуска), он будет постоянно потреблять немного энергии.

Благодаря мониторингу напряжения систему можно смело оставлять в режиме ожидания: как только заряд аккумулятора упадёт ниже безопасного уровня, компьютер автоматически выключится до тех пор, пока уровень заряда не восстановится. Блок питания M1-ATX имеет ширину 16 см, глубину 4,5 см и высоту около 2,5 см. Режимами работы блока питания можно управлять с помощью четырёх перемычек.


Контроллер и перемычки выставления режимов блока питания.

Использование 2,5" мобильного жёсткого диска даёт множество преимуществ, в частности, сниженную чувствительность к вибрации и ямкам на дороге. По информации популярного сайта MP3car.com, если вы будете использовать стандартный 3,5" жёсткий диск, то он, скорее всего, выйдет из строя через 6-12 месяцев из-за чрезмерной вибрации и тряски. Кроме того, 3,5" жёсткий диск потребляет слишком много энергии, и блок питания M1-ATX может не справиться с повышенной нагрузкой.

В качестве оптического привода мы взяли модель Panasonic DVD-ROM/CD-RW Combo с щелевой загрузкой, которая показалась нам наиболее интересной.

Все эти четыре элемента нам пришлось умещать в компактном корпусе, который мы вырезали из пластика в ближайшей мастерской. За оргстекло и клей нам пришлось заплатить около $15. Поскольку акриловые панели были вырезаны в мастерской, нам осталось лишь склеить их и просверлить отверстия в нижней части для проводов.

ЖК-экран мы смонтировали на место расположения штатной автомагнитолы. Мы извлекли её, провели точные измерения, после чего аккуратно вырезали из оргстекла кусок, соответствующий отверстию в приборной панели. Экран прекрасно вписался и стал выглядеть так, будто его установили на заводе.

Затем мы прикрепили к другим частям панели "ушки" с резьбой, дабы можно было при необходимости легко снять ЖК-дисплей.

Наконец, мы сняли переднюю рамку дисплея, после чего приклеили его к куску оргстекла. Чтобы оргстекло и панель автомобиля выглядели как единое целое, мы использовали наполнитель Bondo. Конечно, наполнитель пришлось ещё полировать и красить.


Наполнитель Bondo (розовый) позволил придать панели соответствующий вид и форму.


ЖК-монитор на месте.

Все провода прокладывались со стороны водителя. Чтобы скрыть их, нам пришлось снимать части приборной панели и другие элементы. Затем мы проложили провода рядом с другими кабелями, установленными ещё на заводе. После возвращения панелей на место от клубка проводов не осталось и следа. Всё выглядело красиво и чисто.


Мешанина проводов в машине.


Которая теперь исчезла.


Кабель, идущий к компьютеру в "бардачке".


Мы стянули лишний кабель на всякий случай.

Чтобы получить питание без обрезания существующих линий, мы установили предохранитель на 10 А для линии +12 В и взяли линию зажигания.


Подключение питания.


Предохранители вблизи.

"Землю" мы взяли там, где и полагается, под рулём.


Отсюда мы взяли "землю".

В большинстве автомобилей вместе с автокомпьютером приходится использовать отдельный усилитель на два или четыре канала. Есть и другой вариант: оставить автомагнитолу с линейным входом, к которому и подключить компьютер. В нашем автомобиле была установлена звуковая система Monsoon, к которой мы и подключились.

Примечание: следующее верно только для машин со звуковой системой Monsoon.

Чтобы включить усилитель, необходимо подать 5-6 В напряжения на отрицательную звуковую линию. Поскольку в мини-джеке звукового кабеля отрицательный контакт всё равно общий, мы соединили вместе отрицательные входные линии усилителя Monsoon. Но чтобы задействовать встроенный в машину усилитель, нам пришлось сделать небольшой входной модуль.


Входной модуль для усилителя Monsoon.


Входной модуль в открытом состоянии.

В состав модуля вошли два ключевых элемента.

1. Стабилизатор напряжения на 5-6 В (см. иллюстрацию ниже). Мы использовали 5-В стабилизатор Radio Shack 7805 (#276-1770) стоимостью $1,59.


Стабилизатор напряжения.

2. Изолирующий контур Ground Loop Isolator (GLI) (см. иллюстрацию ниже). Мы использовали Radio Shack GLI (#270-054) стоимостью $16,99.


Ground loop isolator.

Изолирующий контур служит двум целям. Во-первых, вы же не хотите, чтобы прямой ток напряжением 5-6 В поступал обратно на источник звука (звуковую карту), поэтому GLI изолирует звуковую карту от напряжения. Во-вторых, GLI фильтрует различные шумы (скажем, от зажигания), так что звук будет всегда чистый. Схема подключения звуковой системы Monsoon показана ниже.


Схема подключения звуковой системы Monsoon.

Теперь, когда мы собрали систему подачи 5 В, можно подключать её к усилителю Monsoon. Конечно, усилитель Monsoon не оснащён разъёмами "тюльпан". В нашем автомобиле вообще использовались специальные разъёмы: те же самые, что применяются в блоке управления двигателем нашего "Фольксвагена". Найдя номера запчастей, мы заказали их у дилера. Пришлось выложить около $25 за следующие детали.

  • 1 штука 1J0-962-624-A. Серый разъём без проводов.
  • 6 штук 000-979-131. Провод с контактами "мама", вставляющийся в разъём. Потребовалось только 4 штуки.

Питание мы взяли от 12-В 4-контактной вилки Molex. Следует помнить, что "землю" нужно подключать всегда, иначе усилитель не выключится, а ваш аккумулятор высадится за несколько часов.

Теперь, когда мы позаботились об усилителе, позвольте подключить магнитолу XM к последовательному порту (COM) компьютера.

Когда XM анонсировала XMPCR, то сразу же решила проблемы пользователей автомобильных ПК, касающиеся прослушивания станций XM. К сожалению, устройства XMPCR быстро исчезли из продажи, так как слушатель с навыками программирования мог включить запись музыки, вещаемой по радио, в формат MP3 — вместе со всеми тэгами. После жалобы RIAA устройство исчезло из продажи в течение суток.

Так как же можно управлять блоком XM? На сайте iHacked.com можно познакомиться с тем, как сделать подключение XM к компьютеру через последовательный порт. Да, придётся поработать руками, но это того стоит.

Вам понадобятся следующие комплектующие:

  • 8-контактный кабель Mini-DIN (он используется у старых принтеров Mac);
  • разъём "мама" DB9 с кожухом;
  • 4-контактный разъём Molex;
  • красные и чёрные провода.

Понадобятся следующие инструменты:

  • цифровой вольтметр;
  • припой и паяльник;
  • отвёртка.

Раскладка контактов кабеля с 8-контактного разъёма Mini-DIN на DB9

Ножка 1 — ножка 3 — приём данных
Ножка 2 — ножка 2 — передача данных
Ножка 3 — ножка 5 — "земля"
Ножка 6 — 12 В
Ножка 7 — 12 В
Ножка 8 — "земля"


Кабель XM Commander с сайта I-hacked.com.


Раскладка контактов.

Теперь, когда всё готово, нужно озаботиться интерфейсом и управлением.

На сайте MP3car.com, а именно в форуме Software & Software Development , можно обнаружить немало интерфейсов (front end), разработанных как пользователями, так и компаниями.

Наверное, у вас возник вопрос, почему для управления нельзя использовать Windows XP? Ответ прост: Windows была разработана с учётом экранов с большим разрешением, да и поддержка сенсорных экранов в ней сделана не слишком хорошо. Спросите сами у пользователей Windows XP на планшетных ПК. Наконец, охота ли вам возиться с Explorer во время езды по трассе?

Поэтому для автомобильного ПК лучше взять специальный интерфейс, поддерживающий сенсорные экраны, с большими клавишами и простой структурой меню. Поскольку у автокомпьютера нет клавиатуры, то в интерфейсе должна присутствовать экранная клавиатура для ввода навигационной информации и каких-либо настроек.

Некоторые интерфейсы обладают возможностью управления магнитолой XM. Есть даже интерфейсы, которые запрещают воспроизводить DVD, если автомобиль двигается выше предписанной скорости (используя сигнал GPS-приёмника или соответствующий кабель). Возможности навигации тоже встроены в большинство интерфейсов, есть и возможность использования модулей сторонних разработчиков. Наконец, не мешает найти скин, соответствующий стилю приборной панели вашего автомобиля.

Мы взяли платный интерфейс Street Deck , созданный владельцами MP3car.com. Он интуитивный и очень простой в использовании. Интерфейс прост и понятен — на экране практически отсутствуют клавиши. Вместо них используются жесты. Например, для включения спутникового радио достаточно начертить пальцем на экране большую букву "S", а для навигации — букву "N". Жестами можно управлять и мультимедийными функциями. Например, если провести пальцем линию с левого края экрана до правого, то можно пропустить дорожку или переключить радиостанцию. Вертикальная линия останавливает музыку и т.д. Если нужно, можно настроить жесты под ваши персональные предпочтения.

Для навигации Street Deck использует данные Microsoft MapPoint, причём поддерживается и голосовое управление. На экране навигации можно как ввести адрес, так и выбрать точку на карте. Определённый адрес можно сделать домашним для облегчения навигации. Тогда достаточно будет начертить пальцем букву "H" и вы вернётесь к указанному месту.

Сборка автомобильного ПК, как нам кажется, является одним из самых интересных и увлекательных занятий. Да и результат хорош: получить в машину компьютер, который отнюдь не выглядит таковым (за исключением дисплея), но выполняет все привычные компьютерные функции. Надеемся, наша статья смогла "зажечь" ваш энтузиазм.

Зачем устанавливать дополнительный компьютер в современный автомобиль? Оказывается, многие в нем нуждаются — даже сегодня.

А что не умеют делать штатные бортовые компьютеры? Загибайте пальцы. Они никогда не назовут вам коды ошибок систем управления двигателем, автоматической коробкой, дверями или стеклами. Они редко показывают температуру двигателя, среднюю скорость, время в пути или динамику разгона до сотни, а также не любят запоминать возникающие ошибки. Кроме того, многим водителям нужны аварийные сигнализаторы, контролирующие температуру, обороты двигателя, скорость.

У владельцев машин, переведенных на газ, свои запросы — взять хотя бы расход топлива двух видов. Кому-то нужно автоматическое включение фар по сигналу датчика скорости или подключение парктроников с настраиваемой чувствительностью. В отдельных случаях может пригодиться принудительное включение вентилятора системы охлаждения. Кому-то хочется точнее настроить датчик уровня топлива в баке. Забывчивым помогут различные напоминалки — предупреждающие о невыключенных габаритных огнях, о гололеде на дороге или необходимости пройти очередное ТО. Многие любят простые игрушки-говорилки («Здравствуй, хозяин!»). Экстремалам может понадобиться индикатор пробуксовки колес. А еще есть такая функция, как таксометр…

Мы решили протестировать бортовые компьютеры, пригодные для бюджетных автомобилей. Возможности у отобранных для исследования приборов разные, но тем интереснее.

Примерная цена 9800 руб.
Универсальный бортовой компьютер, который мы установили на торпедо. Такое устройство, ввиду солидных размеров, больше подходит для крупных автомобилей. Кнопки тоже крупные, такими удобно пользоваться. И цветной дисплей немаленький. Помимо всех стандартных возможностей, включая подсоединение парктроника, девайс позволяет контролировать температуру и считывать коды ошибок автоматической коробки передач или вариатора на многих автомобилях. Может работать с машинами, переведенными на газ, обеспечивая точные показатели расхода альтернативного топлива.

Компактное устройство, скорее даже мини­атюрное. Такое хорошо расположится в гнезде для кнопки на панели приборов автомобилей Самара 2, Гранта, Калина, Приора или Chevrolet Niva. Снабжает практически той же информацией, что и более крупные устройства, но представление параметров (на скромном трехразрядном дисплее) значительно менее удобно. Звукового синтезатора нет. Программирование затруднено: кнопок-то всего две!

Можно устанавливать и на иномарки, если найдете подходящее место. Считаем, что особенно пригодится автомобилям, не имеющим штатной индикации какого-либо важного параметра, например температуры охлаждающей жидкости или оборотов двигателя.

Примерная цена 5670 руб.
Необычного вида устройство идеально вписывается во все автомобили с круглыми дефлекторами системы вентиляции. В том числе в редакционную Гранту, на которой мы его и проверяли. Есть другие модели, спроектированные под установку в панель автомобилей Chevrolet Niva, ГАЗель Бизнес, УАЗ Патриот, ВАЗ-2110. Функционал и количество протоколов, поддерживаемых борткомпьютером, — максимальные для конкретного автомобиля. Аппараты семейства С имеют голосовое сопровождение, а семейства СL — нет. Индицирует температуру масла в автоматических коробках передач некоторых моделей. Прошивка обновляется при соединении бортового компьютера со стационарным через USB-кабель.


Примерная цена 5050 руб.
Необычного вида устройство не имеет дисплея — для испытаний пришлось задействовать смартфон. Прибор разместили под панелью, поскольку снаружи ему делать нечего. И это хорошо — не мозолит глаза. Информация выводится на экран сопряженного по протоколу Bluetooth смартфона или планшета на Android-платформе. Программу скачали с сайта производителя. Обновление прошивки — через смартфон или ноутбук. Понравилось, что прибор сохраняет данные всех поездок вне зависимости от того, на связи он с мобильным устройством или нет. Можно пересылать журнал ошибок на СТО — тоже через смартфон, хотя это мы не проверяли. Минус очевиден: необходим дополнительный гаджет (смартфон).

Примерная цена 5510 руб.
Устанавливается на переднюю панель или крепится на ветровое стекло. Дисплей монохромный. Такой подойдет в первую очередь на ВАЗ и УАЗ, но в принципе способен соединяться по кабелю OBD-II и с некоторыми иномарками, выпущенными после 2001 года. Поддерживает оригинальные диагностические протоколы некоторых моделей. Уточнить совместимость поможет сайт www.microline.ru

Примерная цена 3900 руб.
Место производства этого прибора с графическим монохромным дисплеем — Тольятти, и очевидно, что он максимально адаптирован к автомобилям ВАЗ. Мы установили его на переднюю панель, хотя можно крепить и к ветровому стеклу. В инструкции сказано, что девайс совместим с блоками управления не только автомобилей ВАЗ, но и ГАЗ, а также иномарок, но только по стандартному протоколу OBD-II. Прошивка устанавливается с SD-карты. Прибор может отдельно подсчитывать параметры движения автомобиля на бензине и на газе.
  • параметры поездки: время в пути, пробег, текущую и среднюю скорость, мгновенный и средний расход топлива, остаток топлива в баке, температуру окружающего воздуха, стоимость поездки;
  • текущие параметры работы двигателя: давление во впускном трубопроводе, давление топлива в магистрали, длительность впрыска, давление воздуха на выходе из компрессора, массовый расход воздуха, напряжение датчиков кислорода, частоту вращения коленвала, положение дроссельной заслонки, положение педали газа, мгновенный расход топлива, расчетную нагрузку на двигатель, температуру охлаждающей жидкости;
  • параметры ошибок: ошибки ЭБУ, сброс и запись ошибок;
  • параметры парковки (некоторые устройства превращают свой экран в дисплей полноценного парктроника).

А еще у большинства приборов преду­смотрено голосовое предупреждение о выходе контролируемых параметров из заданного диапазона.

Нам показалось, что самый интересный вариант в представленной компании компьютеров — Multitronics МРC‑800. Главным образом потому, что такой прибор, обладающий достойными «мозгами», не уродует интерьер машины, поскольку прячется где-то внутри, возлагая «представительские» функции на смартфон владельца. Для многих это может оказаться решающим фактором при выборе устройства.

НАШИ СОВЕТЫ

Впрочем, если вы относите себя к рукастым, обязательно найдете удобное решение. Не уверены — обратитесь к установщикам: они быстро растолкуют, что к чему и как это будет выглядеть.

Отдельный совет тем, чье зрение оставляет желать лучшего. Убедитесь, что при управлении машиной показания малогабаритного дисплея будут для вас читабельными. Иначе придется ориентироваться только на голосовые подсказки компьютера, что сразу меняет ориентиры при его выборе.