Светильники для окрасочных камер

0
833

Содержание

Как правило, для освещения окрасочных камер используется два варианта установки светильников:

— только верхний пояс светильников. Такой вариант размещения более экономичен с точки зрения стоимости окрасочно-сушильной камеры, но не обеспечивает необходимой освещенности окрашиваемого изделия, что сказывается на финальном качестве работ.

два пояса светильников: верхний и нижний. В этом случае достигается необходимая освещенность окрашиваемого изделия и оптимальные условия работы маляров.

Для обеспечения оптимальных условий освещенности в окрасочной камере предлагаем следующие типы светодиодных светильников и люминесцентных светильников.

Таблица соответствия (по световому потоку) светодиодных и люминесцентных светильников

Светодиодные светильники,

суммарная потребляемая мощность

Люминесцентные светильники,

суммарная потребляемая мощность

Тип светильника по количеству ламп

Закаленное
стекло

Напряжение питания

Elt-LED 2×10, 20Вт

Elt 2х18, 36Вт

Elt-LED 2×13, 26Вт

Elt 2х30, 60Вт

Elt-LED 2х18, 36Вт

Elt 2×36, 72Вт

Elt-LED 2х22, 44Вт

Elt 2×58, 116Вт

Elt-LED 4×10, 40Вт

Elt 4х18, 72Вт

Elt-LED 4z13, 52Вт

Elt 4×30, 120Вт

Elt-LED 4z18 , 72Вт

Elt 4×36, 144Вт

Elt LED 4×22, 88Вт

Elt 4×58, 232Вт

Технические характеристики и габаритные размеры

Светильники не имеют выступающих частей на лицевой стороне и монтируются заподлицо со стеновыми панелями камеры. Конструкция обеспечивает герметичность, надежность в эксплуатации и быструю замену лам. Комплектуются лампами холодного белого или холодного дневного цвета .

Монтаж возможен в любом положении: горизонтальном, вертикальном, наклонном.

Дополнительная комплектация: Щит освещения для подключения пояса светильников.

Дополнительные услуги: монтаж светильников на объекте Заказчика.

Чтобы получить действительно качественное покрытие в покрасочной камере, следует обеспечить мастеру требуемые условия работы. Воздух должен быть чистым, но даже чистый воздух и качественная вентиляция не поможет, если в помещении будет слишком тускло. К помещению в покрасочной камере предъявляются вполне конкретные требования, применимые ко всем конфигурациям подобных помещений.

Специфика освещения

Создание нормального освещения в покрасочной камере, с учетом всех сопутствующих факторов, является процессом непростым. Есть четкие критерии, которым нужно следовать. Световой поток должен находиться в диапазоне от 600 до 2000 люмен. При меньшем значении в помещении может быть слишком тускло, и мастер будет вынужден работать в сложных условиях. Большее значение является избыточным. Сам свет должен быть полностью однородным, что качается яркости и оттенка. На всех участках требуется соблюдать единые световые параметры. Спектральный состав света должен быть близким к тому, что дает естественный свет.

Использование мерцающих, пульсирующих или других неестественных световых потоков запрещено – в условиях длительной работы глаза мастера устанут от него, что может вызвать головную боль и, как следствие, падение работоспособности.

Все без исключения зоны, где будет выполняться покраска, должны освещаться равномерно. Если нельзя этого добиться основными приборами, следует компенсировать все с помощью дополнительных мобильных источников света. Во время покраски в камере могут наблюдаться критические для световых приборов явления – это перепады температур, вибрации, давление. Потому стоит подбирать те приборы, которые без проблем переносят указанные воздействия. Индекс передачи света должен соответствовать показателю 80 и выше. Это создаст в камере обстановку, как будто в помещение поступает естественный солнечный свет.

Оборудование

Обычные световые приборы следует сразу отбросить – учитывая среду в помещении, прослужат они примерно месяц. Часто в камерах используется направленный на рабочую зону световой поток. Для создания такого потока можно использовать лампы 12-48 В, но обязательно в связке с понижающим трансформатором. Использовать понижающий трансформатор нужно тогда, когда подключение выполняется к стандартной сети. Обязательное правило для установки – соблюдение равного расстояния от рабочей зоны, а это сделать затруднительно. Про возможные варианты нужно сказать следующее:

  1. Лампы накаливания используют очень редко, так как КПД у них невысокий.
  2. Дорого стоят светодиодные лампы, но при их использовании можно получить свет без мерцания. Лампы являются экономными по расходу энергии.
  3. При необходимости выбора определенного светового оттенка стоит выбирать люминесцентные лампы, которые бывают более холодными или теплыми.

Пульт управления освещением должен располагаться за пределами камеры для покраски, кроме случаев, когда это технически выполнить нельзя. Чтобы не было проблем, следует отдельные приборы покрасочной линии подключать к отдельным автоматам.

Наличие люминесцентных ламп обязывает предпринимать меры безопасности против возможного разрыва сети – для этого потребуется установить систему дроссель-старт.

Схемы

При установке систем освещения следует учитывать и расстановку других коммуникаций, так как иногда можно затронуть функциональность системы вентиляции. При использовании исключительно потолочной схемы освещения получится так, что светильники будут установлены в угол между стеной и потолком. Потребуется соблюсти угол, равный 45 градусам, но это не единственная проблема. Есть также проблема, связанная с появлением слепых зон. Обхватить все зоны при такой схеме физически невозможно, что приведет к трудностям при покраске вертикальных элементов.

При слишком компактной камере будет сложно сделать качественное освещение. Тут можно пойти на хитрость, используя переносные приборы. Они выносятся только на момент выполнения работ.

Более оптимальной и сбалансированной схемой является потолочно-стеновая, то есть, кроме потолочных светильников, будут еще и светильники на стене. Они будут установлены на расстоянии метра от пола. В идеале, световые приборы должны находиться и на потолке, и в месте пересечения стены и потолка. Приборы вдоль стены могут устанавливаться горизонтальной сплошной линией, или же монтироваться вертикально, но только через определенный шаг.

Учитывая множество специфических моментов, лучше обустраивать освещение покрасочной камеры в Москве через специальные компании, которые занимаются установкой покрасочных камер. Тогда не будет проблем с определением наиболее подходящей схемы, с определением конфигурации светового оборудования и прочими проблемами. Выбор неподходящего прибора приведет к самым печальным последствиям, вплоть до взрыва оборудования во время работы. Учитывая наличие огнеопасной среды, лучше не рисковать.

Не секрет, что для многих автолюбителей покраска машины со временем превращается из приятного хобби в постоянный источник дохода, а вместе с коммерческим интересом появляется другое отношение к рабочему месту. Небольшие помарки можно допустить в отношении собственной машины, но освещение в покрасочной камере, рассчитанной на постоянную профессиональную работу, должно сводить возможность ошибки к минимуму. Да и зрение при долгой работе в помещении с недостаточной освещенностью испортить легче, чем кажется.

Процесс полной покраски – занятие продолжительное, при этом все инструменты и электросветильники камеры работают от стандартной сети, так что озаботиться вопросом нагрузки и организации продуманной электросети можно заранее. Поскольку речь идет о работе с электричеством, многие любители не рискуют проводить сеть своими руками и доверяются профессиональным электрикам, покупают готовое помещение со всем оборудованием и пр. Для тех, кто считает электричество делом темным и до конца неизученным, обойтись без помощи и правда не получится, но не так страшен черт как его малюют. Даже от стандартного источника энергии, сиречь родных «220», можно проложить безопасную сеть с хорошим освещением рабочего места – главное не пренебрегать правилами безопасности и не пытаться получить максимум всего и сразу.

Определения и стандарты

Общая освещенность помещения должна составлять 1000 Lx и больше (1000-2000 Lx – естественная освещенность земли в пасмурный день), а освещенностью в 1000 Lx считается свет при котором, можно без усилия разобрать газетный шрифт. Освещенность рабочего места должна оставаться в диапазоне 500-1000 Lx, что является вполне выполнимым условием, учитывая, что в покрасочном помещении все равно придется расставить несколько источников света. Вычислить освещенность можно из данных о создаваемом лампой световом потоке: для всего помещения он не должен покидать пределов 500-2000 Lm, но для рабочей области этот диапазон немного уже (600-1200 Lm).

Иногда эти параметры указываются на коробках с лампами – при отсутствии таковых можно равняться на следующую световую отдачу: 1 Вт = 50 Lm для люминесцентной лампы, 1 Вт лампы = 13 Lm для лампы накаливания. Освещенность непосредственно под лампой вычисляется делением выдаваемого светового потока на расстояние до поверхности. К примеру, лампочка на 100 Вт дает

1300 Lm (13*100) – на расстоянии 2 метра освещенность будет равна 650 Lx, но для получения общей освещенности потребуется цифру разделить еще и на площадь покрасочной камеры (27 Lm для стандартного гаража 6×4 с одной лампой 100 Вт на высоте 2 метра).

Как видно, одной 100-ваттной лампой обойтись с горем пополам можно (если стоять точно под ней), но поскольку своими руками в камеру обычно переоборудуется гаражное помещение, здесь же происходит подбор покрасочных материалов, т.е. функции колерной совмещаются с основным помещением. В колористике важна не сила света, а правильная цветопередача. Стандартные лампы накаливания задают цветовую температуру в 2000-3000 К, что попадает в категорию тепло-белого света, т.е. теплые оттенки видны лучше и кажутся насыщеннее. Рекомендуется выдерживать цветовую температуру основных, рабочих источников света в 5000 К – уровень, показать который могут люминесцентные лампы (

Индекс цветопередачи (Ra) напрямую не зависит от светильника, поэтому выбирать можно любой, подходящий по другим параметрам. Однако некоторые производители на источниках света указывают цветопередачу. Следует понимать, что достигается указанный показатель только при соблюдении определенных условий. Достаточной считается цветопередача 94-96%, однако показатель в 100% достигается уже при работе над поверхностью галогенной лампы. Другое дело, что галогенная лампа имеет низкую цветовую температуру (2500-3000 К), в результате чего «галогенный» свет немного подчеркивает теплые тона.

Западные производители, от продукции которых отечественным малярам пока никуда не деться, используют стандарты CIE, делящей искусственные источники света на шесть классов (A-F). Для освещения покрасочной камеры подходят светильники класса D, т.е. создающие освещенность, сравнимую с естественным дневным светом. Цифровой индекс означает цветовую температуру лампы: D55 – 5500 К, D65 – 6500 K и т.д.

Устройство освещения в покрасочной камере

Цифры – это хорошо, но еще лучше, если эти цифры доходят до поверхности, т.е. свет не создает теней, а слабые тени перекрывают друг друга где-нибудь в углу комнаты. Рассчитав освещенность покрасочного помещения, мастер решает половину задачи, ведь теперь нужно разместить все источники так, чтобы свет попадал на рабочую площадь. Применяются три основные схемы размещения ламп:

  • Потолочная – все лампы крепятся к потолку (легко можно сделать своими руками, но при окраске вертикальных поверхностей возникают проблемы).
  • Потолочно-стеновая – наиболее рациональная схема при организации профессиональной камеры.
  • Потолочная с переносными фонарями – вариант для маленьких помещений, где сложно смонтировать боковой свет, а условия покраски могут меняться.

Поднимаемый краскопультом туман является средой, в которой легко возникают реакции электрохимической коррозии, высока и взрывоопасность газа. Ввиду этого в профессиональных покрасочных мастерских лампы монтируют в стену и изолируют общим стеклом, а сами лампы выбираются из категории взрывозащищенных. Для того чтобы избежать покупки дорогого оборудования, требующего к тому же замены стекла, короба для ламп собираются своими руками:

  • Подложка из фольги.
  • Каркас из DIN-реек.
  • Стекло (или прозрачный полиэтилен, что менее безопасно, но возможно).
  • Система прокачки воздуха (при удачном расположении от основного короба вентиляции в короб с лампами можно отвести небольшую систему).

На камеру размером 6×4 метра потребуется минимум 24 лампы мощностью в 40 Вт (по одной на каждый м²). Однако не обязательно использовать лампы одинаковой мощности – переносные источники могут быть и посерьезнее. Большая часть основных ламп должна крепиться на потолок, и только пятая часть на верхнюю часть боковых стен. Интервал между потолочными лампами необходимо выдерживать в 40-50 см и располагать их в два ряда на разной высоте. Боковые лампы располагаются не под прямым углом к стене – ориентироваться нужно на 45˚.

Расчет сети

Помимо общего света обычно используются несколько ламп, перемещаемых или имеющих регуляторы положения. При постоянной работе задействовать несколько таких источников будет проблематично (срок службы в столь агрессивной среде стандартного оборудования – 1-2 недели), но направленный свет – хорошая подмога в работе маляра. В качестве таких источников лучше использовать лампы 12-48В, однако 12 и 220В – цифры, разнящиеся на порядок, поэтому в сети требуется установка понижающего трансформатора. Переносные лампы накаливания обязательно должны быть вакуумными.

Плюс 12В – удар током от такого источника слабее, чем от 220, да и безопасность вписывается в нормы ПУЭ. Однако ради двух ламп покупать понижающий трансформатор, да еще и устанавливать его своими руками кажется не самой приятной процедурой, поэтому обычно все лампы питаются от сети 12, 24 или 36В. Еще одно достоинство таких ламп – простота замены. Минусы у низкого напряжения также имеются: лампы должны быть расположены на одном расстоянии (длине провода) от источника, иначе освещенность будет неравномерной. Другие светильники имеют свои достоинства и недостатки:

  • Светодиодные комбинации – хороший свет без мерцания, низкое потребление и экологичность на пару с большой ценой.
  • Люминесцентные лампы – отличная светоотдача, возможность выбора цветопередачи и температуры (тепло- и холодно белые, белые и дневные, с простой и улучшенной цветопередачей), низкая экологичность.
  • Лампы накаливания – низкий КПД, высокая температура и низкая цена.
  • Электрощиты и провода

    В продаже имеются готовые щитки с блоками под несколько автоматов – в хорошо оборудованной камере несколько УЗО практически обязательно. Основная нагрузка создается сварочным аппаратом и компрессором, поэтому центральный автомат обычно подбирается под них. Электроосвещение и розетки должны быть на отдельных автоматах, причем с меньшей границей. Считается, что полная система электросветильников покрасочного помещения создает ток в 4-5 А, поэтому достаточно автомата на 5-6 А. К счастью для начинающих электриков расчет требует только знания закона Ома и наличия калькулятора для складывания. К примеру, 24 электросветильника по 40 Вт при напряжении в 220 В создают ток в 4.4 А (40*24/220 – P/U).

    Наиболее требовательные мастера уверяют, что лампы должны быть организованы в две линии, чтобы не остаться без света совсем. Сечение провода выбирается исходя из напряжения и силы тока (под свет достаточно медного провода сечением 1.5 мм, но уже при 4.5 кВт провод будет немного греться, так что лучше выбрать 2.5). Для сравнения компрессору и сварке потребуется два автомата примерно на 15-20 А и медный провод сечением 2.5-6 мм, в зависимости от мощности. Алюминиевые провода лучше не рассматривать вовсе, потому что для мощных приборов все равно потребуется медь, а контакт меди с алюминием возможен только через клеммы. При монтаже своими руками алюминиевый провод может стать настоящей головной болью, поскольку общий выход все равно будет медным.

    Пускорегулирующее устройство лучше выбрать понадежнее и вынести его за пределы покрасочной камеры. Система дроссель-стартер идеально подходит для люминесцентных светильников: монтировать своими руками проще, а надежность выше. Без такого ограничителя сила тока в сети с люминесцентными лампами будет возрастать геометрически, пока автомат не разорвет цепь, да и прогрев электродов – процедура для такого оборудования обязательная.