Статистика продаж электромобилей в россии

0
1030

Содержание

Jaguar I-Pace

Это первый электромобиль компании Jaguar и одна из немногих «зелёных» моделей, которая официально доступна в РФ. Продажи кроссовера I-Pace стартовали осенью 2018 года, цены на него начинаются с 5 825 000 рублей.

Jaguar I-Pace может разогнаться до 100 км/ч за 4,8 с

В автомобиле установлено два электромотора — один на передней оси, другой на задней, — которые суммарно выдают 294 кВт (400 л. с.) и 696 Нм. С ними разгон до 100 км/ч занимает всего 4,8 секунды, а аккумулятор на 90 кВтч позволяет проехать на одном заряде до 480 км. Заявленный показатель запаса хода довольно неплохой для электрокара, хотя до автомобилей с двигателем внутреннего сгорания ему пока далеко. Впрочем, это проблема большинства электромобилей и многих владельцев она нисколько не смущает.

Nissan Leaf

Взять, например, Nissan Leaf. Официальный запас хода модели первого поколения — до 250 км (здесь может быть батарея максимум на 30 кВтч), при этом хэтчбек занимает в Европе лидирующие позиции среди электромобилей. Мало того, Leaf — самый популярный электрокар в России, хотя официально он у нас никогда не продавался. Как новые, так и подержанные машины в основном завозятся частными лицами из Японии, поэтому немалая их часть эксплуатируется в Приморском крае и Сибири.

Nissan Leaf первого поколения

Nissan Leaf второго поколения

В сентябре 2017 года вышло второе поколение модели, что только укрепило ее популярность: аккумулятор прибавил 10 кВтч, а дальнобойность увеличилась на 120 км. Nissan уже не первый год обещает официально привезти Leaf в Россию, но до сих пор этого не сделал.

Renault Twizy и Kangoo Z.E.

В то же время партнёр «Ниссана» по альянсу Renault-Nissan-Mitsubishi не стал ждать лучших времён и в июне 2015 года начал продавать в нашей стране сразу два электромобиля — микрокар Twizy и «каблучок» Kangoo Z.E. Сначала они предлагались только корпоративным клиентам, но спустя год стали доступны всем желающим.

Микрокар Renault Twizy

Электромобиль Renault Kangoo Z.E.

Twizy бывает одно- либо двухместным (кресла стоят друг за другом), запас хода не превышает 100 км. Kangoo Z.E. построен на базе обычного Kangoo и в реальных условиях способен проезжать до 200 км. Twizy стоит от 949 000 рублей, а Kangoo Z.E. — от 2 619 000 рублей. Неудивительно, что последняя модель практически не продаётся, а первая расходится по паре штук в месяц. Хотя казалось бы — неплохие варианты для внутригородских перевозок и служб доставки еды. Но, видимо, не окупается. Да и зарядных станций в стране практически нет.

BMW i3

В начале ноября 2018 года BMW открыла в России приём заказов на обновлённый электромобиль i3 с увеличенной до 42 кВтч (плюс 9 кВтч) батареей, которая позволяет проехать на одном заряде около 260 км (плюс 60 км). Цены на 170-сильный хэтчбек стартуют с 3 840 000 рублей, на «спортивный» i3s мощностью 184 лошадиных сил — с 4 140 000 рублей. При этом если до обновления все российские i3 по умолчанию доукомплектовывались двухцилиндровым бензиновым мотор-генератором для подзарядки батареи на ходу, то теперь, судя по снизившейся цене, его нет — как и в Европе.

Электромобиль BMW i3 доступен в московском каршеринге

Чтобы покататься на BMW i3, его не обязательно покупать. В Москве оператор каршеринга YouDrive предлагает автомобиль за 15 рублей в минуту. Правда для начала придётся поездить на обычных машинах: чтобы электрокар открылся, нужно достичь пятого уровня во внутреннем рейтинге пользователей сервиса.

Tesla Model S, Model X и Model 3

Самые известные электрокары на текущий момент — это, безусловно, Tesla. Они обладают огромным по меркам «зелёных» машин запасом хода, мощными моторами и отличной динамикой, не уступая и даже превосходя некоторые аналоги с двигателями внутреннего сгорания. Сейчас в линейке производителя есть три автомобиля — лифтбек Model S, кроссовер Model X и седан Model 3.

Электрокары Tesla популярны в России наравне с Nissan Leaf, хотя официально тоже не представлены. Их реализацией занимается Moscow Tesla Club, который с недавнего времени начал продавать машины через сайт «Связного». Но если вдруг что-то серьезно сломается — ближайший официальный сервис «Теслы» находится в Европе.

Самая мощная «Тесла» — Model S

На текущий момент самая производительная Tesla — это Model S в модификации P100D. Здесь стоит батарея на 100 кВтч, запас хода автомобиля составляет 632 км, а для разгона до 100 км/ч ему нужно всего 2,7 секунды! К 2020 году Илон Маск обещает запустить в производство новый Tesla Roadster с показателями 998 км и 1,9 секунды соответственно.

Mitsubishi i-MIEV

Этот японский электрокар официально продавался в России с 2011 года, но в сентябре 2016-го поставки прекратились. Изначально машина стоила от 1 799 000 рублей, но в 2014 году в связи с временным обнулением 19-процентной пошлины на ввоз электромобилей цена упала до 999 000 рублей. Впрочем, это не сильно помогло: за все время в нашей стране реализовали лишь 267 i-MIEV — часть из них теперь можно найти на вторичном рынке.

Японский электромобиль Mitsubishi i-MIEV

Компактный хэтчбек оснащается электромотором мощностью 49 кВт (67 л. с.) и литий-ионной батареей на 16 кВтч. Такая установка обеспечивает запас хода на уровне 150 км и максимальную скорость 130 км/ч. Не исключено, что в будущем импорт модели возобновится.

Lada El Lada

Если сильно захотеть, то можно найти подержанную электрическую Lada Kalina, которая называется Lada El Lada. Модель анонсировали в 2011 году, спустя год в Ставропольском крае заказали 100 машин для работы в такси, но из-за сложности получения обещанных льгот от местного правительства таксопарк купил лишь пять электромобилей. Остальные АвтоВАЗ распродал (в том числе частникам) практически по себестоимости — в районе одного миллиона рублей.

«Зелёная» Лада — АвтоВАЗ выпустил всего 100 таких электромобилей

В машине стоит асинхронный швейцарский электромотор на 60 кВт (82 л. с.) и комплект китайских литий-ионных батарей. Максимальная скорость составляет 130 км/ч, запас хода — 150 км при плюсовой температуре.

В январе 2018 года институт НАМИ показал доработанную «Элладу» с двигатель-генераторной установкой как у прежних BMW i3, которая подзаряжает батарею и тем самым увеличивает запас хода автомобиля. Возможно, в будущем появится серийная версия такой модели.

Hyundai Ioniq

В июле 2018 года компания Hyundai привезла на Международную промышленную выставку «Иннопром» в Екатеринбурге электрический хэтчбек Ioniq, а в конце августа автомобиль показали на Московском автосалоне. Машина комплектуется электромотором мощностью 88 кВт (120 л. с.) и литий-ионной батареей на 28 кВтч. Максимальный запас хода пока составляет лишь 200 км, но в скором времени у модели должна появиться улучшенная версия.

Хэтчбек Hyundai Ioniq

Очевидно, у корейцев есть планы по продаже электромобиля в России, хотя пока они осторожничают и не дают никаких заявлений на этот счет. Есть информация, что они ждут от нашего государства хорошей программы поддержки электротранспорта. Возможно, скоро автопроизводитель получит то, что хотел: буквально на днях премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О плане мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах-членах Евразийского экономического союза на 2018-2020 годы».

Что-то ещё?

Если хочется ещё больше экзотики, то на рынке б/у электромобилей можно встретить несколько подходящих вариантов. Чаще всего в объявлениях встречаются японские электрические минивэны Mitsubishi Minicab MiEV и Nissan e-NV200 — естественно праворукие. Можно попробовать найти машины у частников с пробегом по РФ, но в основном их поставляют на заказ с японских аукционов.

«Малыш» Smart Fortwo

Чтобы, наоборот, особо не выделяться, можно купить электрическую версию Ford Focus или Kia Soul. Также есть объявления по продаже «зеленых» Smart Fortwo или Fiat 500. Но все это — штучные предложения, которые стихийно появляются на вторичном рынке. В то же время есть вероятность появления в стране новых, не менее интересных электромобилей — и на фоне дальнейшего роста продаж они, несомненно, будут.

В России электрокар — вторая, если не третья машина в домохозяйстве, причем вне зависимости от цены — будь то Mitsubishi i‑MiEV или Tesla Model S. Главная проблема — отсутствие развитой сети зарядных станций. В нашем обзоре — все электрокары, представленные на российском рынке.

Tesla > Model S

Mitsubishi > i-MiEV

Nissan > Leaf

Renault > Fluence

Smart > Fortwo

Tesla Model S

Выпускается с 2013 года американской компанией Tesla Motors. Оснащается литиево‑ионными аккумуляторами емкостью 60 и 85 кВт·ч. Вместо коробки передач — одноступенчатый редуктор. Время зарядки от 220‑вольтовой электросети — 9 часов. Гарантия производителя (8 лет без ограничения пробега) не распространяется на ввозимые в Россию машины. Привод задний или полный. Клиренс — 155 мм. Цена — от 104 000 до 190 000 долларов (машины с пробегом до 10 000 км по США или Европе несколько дешевле).

Tesla Model S 60

Задний привод. Запас хода — 330 км, время разгона 0–100 км/ч — 6,2 с, максимальная скорость — 190 км/ч, мощность асинхронного трехфазного электромотора — 223 кВт (302 л.с.).

Tesla Model S 85

Задний привод. Запас хода — 420 км, время разгона 0–100 км/ч — 5,6 с, максимальная скорость — 210 км/ч, мощность асинхронного трехфазного электромотора — 267 кВт (362 л.с.).

Tesla Model S P85D

Полный привод. Запас хода — 420 км, время разгона 0–100 км/ч — 3,2 с, максимальная скорость — 250 км/ч, суммарная мощность двух асинхронных трехфазных электромоторов — 516 кВт (691 л.с.).

Smart fortwo eleсtric drive

Двухместный заднеприводный электромобиль выпускается с 2007 года. Литиево‑ионные аккумуляторы емкостью 17,6 кВт·ч заряжаются от 220‑вольтовой сети за 6–7 часов. Мощность электромотора — 55 кВт (75 л.с.). Трансмиссия — одноступенчатый редуктор. Запас хода — 145 км, время разгона 0–100 км/ч — 11,5 с, максимальная скорость — 125 км/ч. Клиренс — 126 мм. Цена — от 2 200 000 рублей за подержанный экземпляр.

Nissan Leaf

Пятидверный переднеприводный хэтчбек выпускается с весны 2010 года. Литиево‑ионный аккумулятор емкостью 24 кВт·ч заряжается от 220‑вольтовой сети за 8 часов. Мощность электромотора — 80 кВт (109 л.с.). Вариатор. Передний привод. Запас хода — 160 км, время разгона 0–100 км/ч — 9,0 с, максимальная скорость — 140 км/ч. Клиренс — 150 мм. Цена — от 2 000 000 рублей за подержанный экземпляр.

Электромотоцикл Zero S

Мощность электромотора — 40 кВт (54 л.с.). Тяговая батарея емкостью 8,5 кВт·ч заряжается от 220-вольтовой сети за 3 часа. Запас хода — 127 км, время разгона 0–100 км/ч — 4,8 с, максимальная скорость — 153 км/ч. Цена — от 780 000 рублей.

Renault Fluence Z.E.

Пятиместный переднеприводный седан выпускался в Турции с 2009 до 2014 года. До сих пор можно найти экземпляры без пробега. Электрический Fluence на 130 мм длиннее бензиновой машины из-за расположенной позади задних сидений тяговой аккумуляторной батареи емкостью 22 кВт·ч, которая заряжается от 220‑вольтовой сети за 12 часов. Мощность электромотора — 70 кВт (95 л.с.). Коробка передач — одноступенчатая. Запас хода — 185 км, время разгона 0–100 км/ч — 13,4 с, максимальная скорость — 135 км/ч. Клиренс — 160 мм. Цена — от 3 000 000 рублей.

1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года временно отменены таможенные пошлины на ввозимые в Россию электромобили. Их стали покупать не только госорганизации, которые зачастую мало интересуются ценой приобретаемого, но и частники. «Электросообщество» не раз обращалось к кабмину с просьбой освободить его от уплаты транспортного налога, но чуда не случилось. Лишь губернатор Калужской области в качестве эксперимента обнулил местным «электрикам» этот самый налог. А в Москве машины с нулевым выхлопом имеют возможность бесплатно стоять даже в пределах зон платной парковки.

Как правило, в России электрокар — вторая, если не третья машина в домохозяйстве. Вне зависимости от цены — будь то Mitsubishi i‑MiEV или Tesla Model S. Главная проблема — отсутствие развитой сети зарядных станций.

Внятной статистикой продаж владеет лишь Mitsubishi, поскольку i‑MiEV остается единственным официально импортируемым электромобилем: до конца 2014 года их было продано в общей сложности 150 штук. Следом идет Tesla Model S: россияне уже купили около 80 новых и подержанных машин. Прочие электромобили продаются буквально поштучно.

Что касается массовых игроков, я насчитал лишь пять моделей, которые можно у нас купить. Почти все они (исключение — i‑MiEV) продаются по серым схемам, поэтому тыкаться с ними на фирменный сервис бессмысленно. Свято место пусто не бывает: обслуживанием электромобилей занимаются как отдельные специалисты, так и небольшие компании, многие из которых начали набивать руку более десяти лет назад, изучая диковинные в ту пору гибридные машины. Им известны слабые стороны чистых электромобилей.

Скажем, подержанный Nissan Leaf из выпущенных до 2013 года плох тем, что его климат-контроль работает постоянно, а это лишний расход энергии. Позже климат-контроль сделали отключаемым. Знатоки также советуют утеплять зимой моторный отсек и воздуховоды печки съемным автоодеялом.

А у Теслы дохлые стеклоочистители: если щетки примерзли к окну, то могут легко оторваться от поводков. Штаб-квартира калифорнийской фирмы не очень поощряет стороннее вмешательство в машины и весьма неохотно продает запчасти на сторону. Известен случай, когда стеклянную крышу и крышку багажника для обрусевшей Теслы пришлось заказывать на подставную машину из Германии. Впрочем, наступление прогресса этим не остановить. Нашим людям не впервой заниматься превращением сказки в быль.

  • Благодарим за помощь компании Elektromobili и Prius20.ru.

    Мнение

    — Пик продаж электромобилей i‑MiEV пришелся на 2013–2014 годы. Почему? В 2013‑м повышенный интерес к нему начали проявлять природоохранные организации, экологические компании и государственные автопарки. А после отмены пошлины в 2014 году i‑MiEV подешевел практически вдвое (с 1 800 000 до 999 000 рублей) — и был реализован отложенный спрос, в том числе со стороны частных лиц. Важным мотиватором для покупки электромобилей может стать развитая инфраструктура, над созданием которой работают крупнейшие энергетические компании — Россети (в масштабах России) и МОЭСК (в пределах Москвы и Московской области). В частности, компания Россети установила зарядные станции в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Екатеринбурге. В этом году на очереди еще девять регионов. А московское правительство объявило о намерении до конца 2015 года в дополнение к имеющимся зарядным станциям МОЭСК установить еще двести пятьдесят.

    Роман СКОЛЬСКИЙ, руководитель пресс-службы Nissan и Datsun в России:

    — У фирмы Nissan два коммерчески успешных электромобиля — Leaf и Е NV200, которые хорошо продаются по всему миру. В России они официально не представлены, поскольку мы не видим устойчивого спроса на такие машины. Ведь их нужно не только сертифицировать, но и обеспечить запчастями, провести обучение персонала дилерских станций… Вдобавок зарядной инфраструктуры как не было, так и нет. А, скажем, в холодной Норвегии Leaf — один из самых продаваемых Ниссанов, поскольку государство компенсирует покупателю до 15% цены электромобиля. Нам бы такую поддержку!

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» составили рейтинг продаж новых и подержанных электромобилей в России за 2018 год. Также определили основные регионы продаж таких автомобилей. В число электрокаров с пробегом попала отечественная LADA Ellada.

    Новые электромобили

    Объем рынка новых электромобилей в России по итогам 2018 года составил 144 единицы. Этот результат на 51,6% больше, чем в 2017 году (95 шт.).

    ТОП новых электромобилей:

    1. Nissan Leaf — 76 шт.
    2. Tesla Model X — 40 шт.
    3. Tesla Model S — 12 шт.
    4. Jaguar I-Pace — 8 шт.
    5. Renault Twizy — 7 шт.
    6. Tesla Model 3 — 1 шт.
    7. Региональный рейтинг рынка электрокаров:

      1. Москва – — 46 шт.
      2. Приморский край — 24 шт.
      3. Подмосковье — 12 шт.
      4. Санкт-Петербург — 10 шт.
      5. Краснодарский край — 5 шт.
      6. Хабаровский край — 4 шт.
      7. Новосибирская область — 4 шт.

      Поддержанные электромобили

      Объем рынка электромобилей с пробегом в России в 2018 году составил 2 239 единиц. Этот результат в 2,1 раза больше, чем в 2017 году (1 049 шт.).

      ТОП электромобилей с пробегом:

      1. Nissan Leaf — 2 092 шт.
      2. Mitsubishi I-MiEV — 51 шт.
      3. Tesla Model S — 51 шт.
      4. BMW i3 — 16 шт.
      5. LADA Ellada — 13 шт.
      6. Renault Twizy — 8 шт.
      7. Tesla Model X — 8шт.

      Региональный рейтинг рынка электрокаров:

      1. Приморский край — 38 шт.
      2. Иркутская область — 269 шт.
      3. Краснодарский край — 201 шт.
      4. Хабаровский край — 195 шт.
      5. Амурская область — 113 шт.
      6. Москва — 92 шт.

      Напомним, Lada Ellada — это первый «товарный» электромобиль марки Lada, который построен на основе универсала Lada Kalina первого поколения. АвтоВАЗ собрал 100 таких машин, большая часть которых была продана по 960 000 рублей. Продолжением развития в этой области стала новая модель Lada Vesta EV.