Статистика продаж грузовых автомобилей 2018

0
977

Содержание

Рынок новых грузовых автомобилей

В 2018 г. продажи новых грузовых автомобилей в России составили 81,28 тыс. ед. По сравнению с 2017 г. рынок вырос на 2,6%. Однако начиная с июля 2018 г. рынок новой грузовой техники ежемесячно демонстрирует отрицательную динамику относительно АППГ (в декабре -11,7%).

Продажи грузовой техники бренда КАМАЗ продолжают сокращаться. По итогам 2018 г. реализация бренда КАМАЗ составила 26,85 тыс. ед., что на 4,4% меньше результата 2017 г. Продажи Mercedes-Benz, URAL и DAF также показали отрицательную динамику: -13,4%, -1,0% и -21,6% соответственно.

Динамика продаж новых грузовых автомобилей,
2018 г./2017 г., тыс. ед.

Источник: Russian Automotive Market Research

Динамика продаж новых грузовых автомобилей, ТОР-10 брендов,
2017-2018 гг., тыс. ед.

Источник : Russian Automotive Market Research

Динамика продаж новых грузовых автомобилей, ТОР-20 регионов,
2017-2018 гг., тыс. ед.

Источник : Russian Automotive Market Research

Рынок новых автобусов

По итогам 2018 г. продажи новых автобусов на российском рынке увеличились на 10,5% и составили 13,04 тыс. ед.

Доля лидера рынка — Павловского автобусного завода — по итогам 2018 г. составила 57,6%. В 2018 г. продажи новых автобусов ПАЗ сократились на 0,1% до 7,51 тыс. ед.

Кроме марки ПАЗ в рассматриваемом периоде еще один бренд из ТОР-10 показал отрицательную динамику продаж –KING LONG (- 20,0%).

Среди иностранных брендов лидером по продажам новых автобусов в рассматриваемом периоде стал белорусский МАЗ, замкнувший ТОР-5 брендов на рынке новых автобусов. Всего по итогам 2018 г. в России было реализовано 0,57 тыс. ед. автобусной техники данной марки, что на 62,9% больше результата аналогичного периода 2017 г.

Динамика продаж новых автобусов,
2018 г./2017 г., тыс. ед.

Источник: Russian Automotive Market Research

Новости отрасли

Самое читаемое

В соответствии с предоставленными ООО «Автостат Инфо» данными по количеству регистраций новых автомобилей в органах ГИБДД, российский рынок средних и тяжелых грузовиков (полной массой от 6 тонн), который в первой половине 2018 года уверенно шел на подъем (+20,4%), во втором полугодии снизил темп, видимо, почти добравшись до своего пика. Результат минувшего года – 80 702 грузовика, что всего на 3% больше результата 2017 года. Причем отечественные производители, то есть производители стран Таможенного союза ЕАЭС, уже качнулись в обратную сторону, сократив суммарные продажи на 3%, тогда как зарубежные продолжают движение вперед (+7,5%), хотя и не все – некоторых тоже накрыли первые волны грядущего спада.

Впрочем, что касается российских автозаводов, то анализируя данные их продаж на внутреннем рынке, следует учитывать, что в регистрациях ГИБДД не отражается значительная часть поставок техники для силовых структур, а также некоторая специальная техника на автомобильных шасси. Поэтому на основе сведений о количестве продаж не следует делать выводы об объемах производства.

Камский автозавод уверенно лидирует на российском рынке тяжелых грузовиков, но подъем в первой половине года (+6,7%) сменился спадом во втором полугодии (-4,1%). Итог 2018-го – 26 203 КАМАЗов. против 27 317 в 2017 году. Самая продаваемая модель завода – трехосный полноприводник КАМАЗ-43118 (6524 ед., +11,9%). За ним идет поставляемый в качестве шасси или самосвала с «дорожными» нагрузками на оси КАМАЗ-65115 (5545 ед., -5,2%). Третий по количеству поставок – магистральник нового поколения КАМАЗ-5490 (4841 ед., +25,6%). Нельзя не отметить, что по поставкам КАМАЗ-5490 вышел на уровень продаж в России аналогичных тягачей европейской «большой семерки», и даже кое-кого превзошел. Также отметим удачный старт нового семейства тяжелых трехосных самосвалов КАМАЗ-6580 с 16-тонными задними мостами, нацеленных на работу на технологических дорогах: в 2018 году их реализовано 157 ед. против всего пяти годом ранее.

На втором месте – Горьковский автозавод с итоговым результатом 9081 среднетоннажный грузовик (+5,1%). Понятно, что самый продаваемый – современный «Газон NEXT», на который приходится две трети продаж. Всего «Газон NEXT» реализован в России в количестве 6168 ед. (+14,8%). Поставки доживающего свой век ГАЗ-3308 «Садко» снизились почти двукратно, а вот относящийся к тому же семейству ГАЗ-3309, который теперь вместо минского дизеля оснащают дизелем ярославским, уверенно держится на прежних позициях.

Далее одна за другой идут четыре марки европейской «большой семерки»: Scania (6631 ед., +17,5%), Volvo (6212 ед., +6,2%), MAN (4956 ед., +5,8%), а также подзадержавшийся с выводом на российский рынок флагманского Actros нового поколения Mercedes-Benz (4739 ед., -14,5%).

На седьмом месте – Минский автозавод с неплохим ростом в 17,5%: в 2018 году российские заказчики получили 4142 белорусских грузовика против 3524 годом ранее. Драйверы роста – МАЗ-6312 в виде трехосного шасси или грузовика (1035 ед., +46,4%), двухосное дорожное шасси МАЗ-5340 (402 ед., +58,3%) и фургон-рефрижератор с колесной формулой 6х4 МАЗ-6731 (329 ед. против 9 ед. в 2017-м). Также растут российские поставки других дорожных трехосников современного поколения: седельных тягачей МАЗ-6430 (692 ед., +25,6%) и самосвалов МАЗ-6501 (445 ед., +47,8%).

Самый успешный из японских производителей, компания ISUZU, заняла восьмое место, закончив 2018 год с результатом 3994 ед. (+5%). Напомним, сборка широкой линейки грузовых ISUZU ведется в Ульяновске.

Девятая позиция – за компанией DAF: результат 2018 года на российском рынке – 2725 ед. (-20%).

И на десятом месте – автозавод «Урал», поставки которого гражданским заказчикам внутри страны замерли на месте: итог 2018 года составил 2648 ед., тогда как итог 2017-го – 2654 ед. Вся надежда – на стартовавшее в конце минувшего года производство семейства дорожных грузовиков с колесной формулой 6х4.

Более тысячи грузовиков в 2018 году на российском рынке также смогли реализовать Hyundai (1829 ед., +18,5%), HINO (1706 ед., +37,2%), IVECO (1243 ед., -4,2%) и FUSO (1019 ед., +17%). Интересно, что если продажи европейских IVECO падают (855 ед., -15,9%), то выпущенных российско-итальянским СП «ИВЕКО-АМТ», напротив, растут (358 ед., +27,4%). Также к заветной тысяче изо всех сил стремился Renault Trucks, за год увеличив поставки на 77,4%, но немного не дотянул до поставленной цели: годовой итог французов – 942 ед.

Китайские производители пока не сумели вернуть былые доли российского рынка тяжелых грузовиков, но рост поставок у них существенный. Лидер среди них – занявший 16 место SHAANXI (724 ед., +60,9%). Следом идут FAW (477 ед., +72,8%), HOWO (271 ед., +100,7%), JAC (270 ед., +83,7%) и FOTON (190 ед., +123,5%).

А за китайцами – фактически вернувшийся на рынок нашей страны Ford Trucks, совершивший самый настоящий рывок: в 2018 году в России реализовано 120 грузовиков этой марки – в пять с лишним раз больше, чем годом ранее.

Чешская TATRA тоже растет, но не так быстро, а потому результат по прежнему не высок: в течение 2018-го грузовики этой марки российские заказчики получили в количестве 67 ед. (+28,8%).

И, что интересно, в 2018 году 20 автомобилей сумел поставить в Россию украинский «АВТОКРАЗ» (-9,1%) – они по прежнему продолжают использоваться в качестве шасси для установки различных специальных надстроек. Вполне возможно, больше поставок КРАЗов не будет – завод попал под действие ответных санкций.

Константин Закурдаев

Данные предоставлены ООО «Автостат Инфо»

Консалтинговая и аналитическая компания «АСМ-холдинг» провела девятую российскую конференцию по рынку грузового и специального автомобильного транспорта «Коммерческий транспорт 2018»

По оценкам «АСМ-холдинга», продолжается рост производства автомобильной техники. За предыдущий год рост составил 19 % по сравнению с 2016 годом. Согласно прогнозам холдинга, в течение 2018 года рост производства будет продолжаться и достигнет 1 736 000 автомобилей в год, что на 11,9 % больше, чем в прошлом году.
Производство грузовых автомобилей, включая шасси и легкие грузовики, выросло за прошлый год на 18,6 % по сравнению с 2016 годом. «АСМ-холдинг» прогнозирует дальнейший рост производства грузовиков – ​167 000 автомобилей в год, ​что на 3,9 % больше, чем в прошлом году.
За 2017 год на 8,3 % выросло производство техники отечественных брендов, в то время как производство иностранных увеличилось на 110 %. По прогнозу Александра Ковригина, заместителя генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», в текущем году производство российских грузовых автомобилей вырастет до 145 000 в год, а иностранные бренды произведут не более 20 000.
Производство легких коммерческих автомобилей выросло за 2017 год, по сравнению с 2016 г., на 5,5 %. По данным компании, в текущем году производство LCV достигнет 125 000 автомобилей. Доля производства автобусов в целом снизилась в прошлом году до 2,6 %. При этом производство отечественных брендов снизилось до 2,6 %, а иностранных – ​до 5,8 %. Однако «АСМ-холдинг» прогнозирует рост производства автобусов в текущем году до 44 000. По данным компании, производство отечественных моделей в текущем году составит 35 000 автобусов, что на 2,6 % больше, чем в 2017 году, в то время как доля производства автобусов иностранных брендов составит лишь 9000 в год. Также в прошлом году на 19 % выросло производство троллейбусов. Компания прогнозирует спад на текущий год производства в этой сфере на 4 %.
В России рост производства автомобильной техники за прошлый год составил 18,6 % по сравнению с 2016 годом. Что касается производства грузовой техники по странам СНГ, по данным холдинга, рост производства грузовых автомобилей в РФ за 2017 год составил +18,6 %, а в Беларуси – ​45,1 %. При этом в Казахстане наблюдается спад производства в течение 2017 года до –13,6 %, а Азербайджан показывает стабильное производство 247 автомобилей в год.
Производство автобусов в России снизилось за прошлый год до ​2,6 %, а в Беларуси до ​2,1 %. Однако за 2017 наблюдается рост производства автобусов в Казахстане – ​до 79 %.
За прошедший год среди марок грузовых автомобилей лидировали КАМАЗ и ГАЗ ​с долей рынка 34,9 % и 11 % соответственно. Также достаточно большой сегмент занимали грузовики иностранных брендов: Volvo (7,5 %), Scania (7,2 %), Mercеdes (7,1 %). Далее идут бренды с меньшей долей на российском рынке – ​MAN (6 %), Isuzu (4,9 %), DAF (4,4 %), МАЗ (3,7 %), УРАЛ (3,4 %). Соотношение российских и иностранных брендов составило 53,6 % и 46,4 % соответственно. В 2016 году это соотношение было следующим: 61,9 % (российские бренды) и 38,1 % (иностранные).
В целом на начало 2018 года в России работает 3,25 млн. грузовых автомобилей. Среди лидеров в парке грузовиков – ​КАМАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ.
Следует заметить, что средний возраст парка на начало 2018 года составляет 20 лет. Доля в парке российских автомобилей составляет 73 %, доля иностранных – ​27 %. Автомобилей, находящихся в собственности юридических лиц,– ​56 %, а физических лиц – ​44 %. Возраст 66 % автомобилей – ​старше 15 лет. Следовательно, 87 % автомобилей оборудовано двигателями стандарта ниже Евро‑4.
На рынке легких коммерческих автомобилей за 2017 год насчитывалось 106 155 единиц, из них 95,1 % приходилась на грузовые LCV, 4,9 % – ​на автобусы. При этом лидировали российские марки LCV с долей рынка 70,4 %, по сравнению с автомобилями иностранных брендов, их доля составила 29,6 %. В целом доля легких коммерческих автомобилей на российским рынке выглядит следующим образом: ​автобусы LCV составляют 4,9 % рынка, при этом грузовые LCV – ​95,1 %. За прошлый год рынок LCV показал прирост на 16,9 %. На рынке в прошлом году лидировали отечественные LCV – ​ГАЗ и УАЗ (44,2 % и 18,6 % соответственно). Доля марок Mercеdes, Volkswagen, Peugeot составила 7,5 %, 5,5 %, 2,2 % соответственно. Другие иностранные бренды – ​Fiat, Citroen, Hyundai – ​составили 1,8 %, 1,7 %, 1,5 % соответственно. На начало 2018 года, по данным холдинга, весь парк LCV составил 3,66 млн. автомобилей. Среди них лидируют ГАЗ (1590 шт.), УАЗ (655 шт.), Volkswagen (222,5 шт.), Ford (157,9 шт.) и Mercеdes (144,1 шт.). При этом средний возраст LCV составляет 15 лет. Старше 15 лет – ​41 % автомобилей. Эти автомобили оборудованы двигателями стандарта ниже Евро‑4. Только 25 % всех LCV принадлежит юридическим лицам, остальные находятся в собственности физических лиц.
За 2017 год рынок автобусов выглядел следующим образом: 91,9 % проходилось на российские марки и 8,1 % на иностранные. Парк автобусов на начало 2018 года составил 438 тысяч машин. При этом на конец 2017 года на российские марки автобусов приходилась 91,9 % доли рынка, а на иностранные – ​8,1 %. В структуре парка лидируют автобусы российских марок. Доля ПАЗ, ЛИАЗ, НЕФАЗ составляет 60,2 %, 11,9 %, 7,1 % соответственно. На долю марок «Волжанин» и КАВЗ приходится по 3 %. Доля марок УРАЛ, Yutong, ГАЗ, Higer составляла 2,4 %, 2,2 %, 1,5 %, 1,4 % соответственно.
На начало 2018 года лидерами среди LCV (исключая автобусы) являются ПАЗ (175 тыс.), КАВЗ (53 тыс.) и ЛИАЗ (30 тыс). На долю иномарок приходится, в частности: Hyundai (9,3 тыс.), Mercеdes (7,6 тыс.), Deawoo (4,5 тыс.). В целом парк автобусов на начало 2018 года составляет 438 машин. Средний возраст – ​16 лет, старше 15 лет – ​46 %. Среди них 85 % российских автобусов и 15 % иностранных. Эти автобусы оборудованы двигателями стандарта ниже Евро‑4.
Структура продаж дорожно-строительной техники в 2017 году выглядела следующим образом: гусеничные экскаваторы (32 %) и экскаваторы-погрузчики (22 %) составляли большую часть рынка. Наименьшую долю составляли cочлененные самосвалы (2 %), самосвалы с жесткой рамой (3 %) и колесные экскаваторы (5 %).
Однако, согласно прогнозу на текущий год, продажи дорожно-строительной техники вырастут на 34 % по сравнению с 2017 годом.
На продажи автомобилей специального назначения окажут влияние необходимость обновления изношенного парка, а также реализация мер господдержки. По итогам прошлого года, рынок спецтехники впервые за последние 5 лет показал рост, когда совокупные продажи увеличились на 49 %. В 2017 году наблюдалась положительная динамика по всем видам спецтехники. Наименьший прирост показали погрузчики с бортовым поворотом (+16 %) и самоходные грейдеры (+29 %).
Основные факторы, оказавшие влияние на рынок спецтехники, следующие:
— Реализация отложенного спроса на спецтехнику. В последние годы продажи новой строительной техники показывали отрицательную динамику, что связано с уходом потребителей на рынок подержанной техники. Тем не менее растущий износ парка спецтехники будет стимулировать игроков проводить обновление основных средств;
— Предоставление льгот. Выделение Минпромторгом РФ субсидий общим размером 1 млрд. руб. по лизинговым договорам техники российских производителей позволило нарастить не только продажи спецтехники, но и объемы производства отечественных предприятий. Действие льготных условий лизинга спецтехники, на которое направлено 2,5 млрд. руб., также поддержит рынок;
— Экономика. Восстановление смежных отраслей экономики, эксплуатирующих технику специального назначения, в частности строительство, окажет благоприятное воздействие на рынок спецтехники;
— Государственная поддержка. Комплекс мер государственной поддержки для продвижения отечественных брендов на внешних рынках способствовал значительному росту экспорта в 2017 г.(+73 % по состоянию на сентябрь 2017 г.).
Итак, наблюдается рост производства, предложения и спроса на отечественные грузовые автомобили.
Однако следует учесть, что в категорию российских ТС попадают все автомобили иностранных брендов, произведенные в России, а также спецтехника, смонтированная в РФ на иностранных шасси.