Спрос на автомобили в 2018 году

0
613

Содержание

Казалось бы, остается только радоваться, ведь черная полоса для российского авторынка закончилась: три года падения продаж наконец-то сменились устойчивым ростом. В этом смысле уходящий год, конечно, стал переломным. Напомню, что с начала весны спрос на новые автомобили начал помалу расти, постепенно набирая обороты. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12% (до 1,43 млн штук, по данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ). В результате, по прогнозу АЕБ, продажи за год составят около 1,6 млн автомобилей — на 13% больше, чем в 2016 году.

Впрочем, бурный рост происходит исключительно на фоне очень низкой базы весны 2017-го: к тому времени рынок упал вдвое по сравнению с рекордным годом 2013-м (тогда продали почти 3 млн новых машин). Основные факторы, почему рост случился, носят отнюдь не экономический характер. Нет, доходы населения продолжали снижение, а экономика страны в целом переживала стагнацию. Просто, с одной стороны, сработал отложенный спрос (специалисты оценивают его примерно в 1 млн штук), с другой — помогли программы господдержки. По гамбургскому счету, в трудные годы они и спасли авторынок от еще большего падения — подумаешь, он усох «всего» вдвое… А теперь, после подъема, похоже, мы по продажам обгоним Испани, и по итогам года снова окажемся на 5-м месте в Европе (после Германии, Великобритании, Франции и Италии)!

А ведь когда-то были на втором и даже вполне серьезно претендовали на первое!

Но и это когда-то будет, похоже, уверовали в Минпромторге. И в то, что авторынок начал постепенно «подниматься с колен». И тому есть вроде бы доказательства – ведь часть программ поддержки уже отменили в течение года, а рост все продолжался! Поэтому на будущий год планируется уровень поддержки автопрома сократить кардинально: с 62,3 млрд рублей до 35 млрд рублей. Причем на адресные программы поддержки спроса на автомобили («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и т. д.) Минпром запланировал всего 16 млрд рублей. Плюс часть этой невеликой, мягко говоря, суммы отойдет банкам — в счет погашения кредитов 2017 года. В 2018-м в рамках льготных кредитных договоров планируется продать всего 55 000 автомобилей (это притом что в 2017-м примерно каждый второй автомобиль в России продавался с использованием госпрограмм поддержки спроса). А скидок на процентные ставки по кредитам для покупателей автомобилей не будет. Так же, как и компенсаций за обновление парка, трейд-ин, лизинг.

Рынок на подпорках

А действительно, зачем тратить бюджетные средства на поддержку рынка, который и сам по себе растет? Впрочем, в течение последних лет в том же министерстве меня убеждали, что поддержка авторынка и автопрома – никакая не благотворительность, а чистейшей воды расчет: каждый вложенный бюджетный рубль приносит 2-3 рубля в виде налоговых и иных поступлений. Это не говоря даже о сохранении десятков тысяч рабочих мест! Но, похоже, об этом забыли в эпоху тотальной нехватки средств в бюджете. Не важно и уже не интересно, что будет через год, все равно расходы надо сокращать сегодня. А завтра будет вот что. Авторынок в России в начале 2018 года все равно будет расти — за счет низкой базы, неудовлетворенного (еще) спроса и господдержки.

А вот к лету деньги на программы кончатся, и во втором полугодии продажи поползут вниз (что будет особенно хорошо видно на фоне успешных месяцев 2017-го). Конечно же, есть робкая надежда, что в Минпромторге увидят, что нужна экстренная помощь, и программы возродят, но все равно тогда динамика будет нулевая. Ведь объективных факторов для роста рынка я не вижу. И дальше развиваться авторынок в России будет циклично: подъем-спад, подъем-спад… Так что программы господдержки все равно понадобятся. Особенно если вспомнить, что в Минпромторге хотят заставить автокомпании продолжать инвестировать в Россию, наращивать глубину локализации. И для этого чиновникам придется постоянно стимулировать внутренний спрос — именно такими программами. Потому что иностранные компании, которые построили в России свои заводы, рассчитывали продавать свои автомобили именно в России, и в этом суть соглашений о промсборке.

Чего еще ждать в году 2018-м? Незначительного (в пределах инфляции) повышения цен на все автомобили — уже с десяток компаний объявили о росте цен на 2-3% прямо с 1 января. Дальнейшего сокращения модельного ряда — импорт автомобилей становится все менее и менее выгодным. Зачем подключаться (что очень дорого!) к системе ЭРА-ГЛОНАС, если модель продается в год в количестве менее 1000 штук? Кроме того, значительно вырастут акцизы на мощные авто, вырастут цены, значит, сократится на них спрос.

У производителей бюджетных автомобилей из-за низкой конкуренции и непонятных перспектив на рынке окончательно пропадет желание заниматься обновлением моделей. Во всяком случае я не могу вспомнить ни одной значимой премьеры в России в этом классе в будущем году… Все новинки — это либо автомобили премиум-класса, либо… китайские модели.

Мертвый сезон

А теперь можно попытаться посмотреть на проблему чуть шире — не с точки зрения вполне себе преуспевающего столичного аналитика (это я не о себе, а в общем), а среднестатистического российского жителя. Весь объем проданных в 2017 году в России легковых машин составит примерно 7 млн штук, из которых новых – 1,5 млн, остальные — подержанные. Причем если рынок новых растет, вторичный — практически не меняется. Потому что он быстрее рос в «тощие» годы; суммарно же все продажи — примерно на одном и том же уровне. Есть такая цифра, которую довольно легко подсчитать; для себя ее я называю «коэффициентом экономического состояния региона». Кстати, его можно вывести и для целой страны. Речь идет о соотношении между проданными новыми и подержанными машинами. В богатом, успешном региона покупают, естественно, больше новых автомобилей.

По моим наблюдениям, признак процветания региона (страны) — это когда на один новый автомобиль приходится 2-2,5 покупки на вторичном рынке. Так вот, сейчас в Росси в целом соотношение 1:3,5, что, конечно, не есть хорошо. Но и не очень плохо. Однако в Москве – 1 к 1,5! Лучше, чем в среднем в Германии. В Санкт-Петербурге тоже хорошо: 1 к 2. Но вот в Новосибирске, Омске – уже 1 к 6, а во Владивостоке и вовсе 1 к 13! Вспомните еще, что в успешной столице власти сделали все, чтобы сделать владение автомобилем некомфортным, и результат — налицо: если в целом рынок новых автомобилей по стране за 11 месяцев вырос на 12%, то в Москве – всего на 2 процента с небольшим.

Можно при этом вспомнить еще и о том, что средняя цена покупки нового автомобиля от года к году растет (сейчас — примерно 1,3 млн рублей), подержанного же — снижается (ныне около 560 000 рублей).

Недавно в эфире одной федеральной радиостанции я неосторожно сказал, что считаю нижним пределом для покупки подержанного авто сумму 200 000 рублей. Мотивировал тем, что 400 000 – минимальная цена новой машины, и раз за нее просят полцены — значит, «ушатали» до того состояния, когда продать выгоднее, чем вкладываться в ее ремонт и содержание. Знаете, сколько я услышал гневных слов от радиослушателей? Звонили из Хабаровска и Астрахани, Кинешмы и Кургана… В лучшем случае обвиняли, что я «зажрался» (впрочем, как и «все москвичи»). И доказывали, что и за 50 000 рублей у них в регионе можно купить «очень приличную тачку». Конечно, придется с ней повозиться, но потом она будет бегать и бегать…

Не хотелось бы думать, что мы обречены на то, чтобы до бесконечности продавать друг другу одну и ту же «копейку». Или «форд», выпущенный еще при президенте Форде.

Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги продаж новых автомобилей в России. Декабрь стал самым успешным месяцем за последние четыре года: реализовано 175 тысяч легковушек и легких коммерческих автомобилей, что на 5,6% больше, чем в том же месяце 2017-го. А результат целого года пусть совсем немного, но превысил отметку 1,8 млн машин: по данным АЕБ, в России продан 1 млн 800 тысяч 591 новый автомобиль. По сравнению с 2017 годом рост на 12,8%.

Положительную динамику показали две трети марок, а в первой десятке рейтинга рост до последнего момента был у всех брендов, но в декабре неожиданно провалился спрос у компании Renault. Если за одиннадцать месяцев у нее был рост продаж на 6%, то по итогам года марка вышла «в ноль» (137 тысяч машин). Лада увеличила сбыт на 16% (до 360 тысяч), Kia прибавила на 25% (228 тысяч), а Hyundai — на 13% (179 тысяч).

Продажи новых автомобилей в России в 2015—2018 гг.

Завидный прирост показала Skoda: после старта российского производства стремительно пошли вверх продажи кроссоверов Kodiaq, и это позволило нарастить общий результат на 31% (до 81 тысячи машин). Из крупных игроков рынка наибольшая прибавка у Mitsubishi: за год спрос вырос почти в два раза — до 45 тысяч автомобилей. А вот в премиум-сегменте динамика слабенькая. Разве что марка BMW смогла улучшить продажи на 19% (до 36 тысяч), но у Мерседеса рост лишь на 2% (44 тысячи), Lexus показал плюс 3% (24 тысячи), а сбыт автомобилей Audi просел на 4% (16 тысяч).

Российским бестселлером стала Лада Веста: продано 108 тысяч машин. Кроме нее 100-тысячную планку взяли Лада Гранта (106 тысяч) и Kia Rio (чуть больше 100 тысяч). Среди компактных кроссоверов лидирует Hyundai Creta (68 тысяч), которая оставила позади Solaris.

Судя по всему, в этом году на двузначные показатели роста российского рынка можно уже не рассчитывать. В АЕБ прогнозируют повышение спроса на 3,6% до 1,87 млн новых машин. При этом первое полугодие, скорее всего, окажется провальным из-за ожидаемого роста цен, и только оживление во второй половине года сможет вывести динамику выше нулевой отметки. И то если российская экономика избежит очередных потрясений.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году (в сравнении с 2017-м)

Марка 2018, шт. 2017, шт. Динамика
Лада 360204 311588 +16%
Kia 227584 181947 +25%
Hyundai 178530 157927 +13%
Renault 137062 136682 0%
Volkswagen 113745 96459 +18%
Toyota 108492 94238 +15 %
Skoda 81459 62302 +31%
Nissan 80925 76000 +6%
ГАЗ 60677 58617 +4 %
Ford 53234 50360 +6%
Mitsubishi 45391 24325 +87%
Mercedes-Benz 44133 43312 +2%
УАЗ 41252 41632 –1 %
BMW 35619 30018 +19 %
Mazda 31683 25910 +22%
Chevrolet 30021 32071 –6 %
Lexus 24312 23693 +3%
Datsun 20559 24510 –16 %
Audi 16216 16878 –4 %
Lifan 15097 16964 –11%
Land Rover 9840 8883 +11%
Subaru 8032 6080 +32%
Volvo 7772 7011 +11%
Suzuki 6016 5001 +20%
Chery 5611 5905 –5%
Peugeot 5514 4931 +12%
Porsche 5118 4578 +12 %
Honda 5113 2435 +110 %
Ravon 5184 15078 –66%
Infiniti 4654 4972 –6 %
Citroen 3710 4377 –15 %
Geely 3352 2234 +50%
Haval 3213 1894 +70%
Zotye 3175 1088 +192%
Jaguar 2537 2173 +17%
Mini 2330 1580 +47%
Genesis 1831 1031 +78%
Jeep 1773 1274 +39%
Changan 1510 1411 +7%
Dongfeng 1445 913 +58%
FAW 1417 553 +156%
Cadillac 1176 1365 –14%
Fiat 1135 2323 –51%
Isuzu 809 736 +10%
smart 689 934 –26%
IVECO 547 469 +17%
Foton 362 534 –32%
Brilliance 171 219 –22%
Hawtai 144 99 +45%
SsangYong 142 123 +15%
Chrysler 74 9 +722%
BAW 0 91

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2018 году (в сравнении с 2017-м)

Статистика продаж новых автомобилей за шесть месяцев полностью расходится с экономической ситуацией в стране. Ситуация нелогичная, но на частных примерах объяснимая.

Спрос на новые машины в России растет уже 16 месяцев подряд — с марта 2017 года. На 2018 год мы осторожно прогнозировали увеличение продаж на 5%, однако рынок заметно опережает наши ожидания, показывая по итогам первого полугодия плюс 18,2%. Тот случай, когда ошибаться приятно. Однако на душе неспокойно.

Смена погоды

В течение первого полугодия рост продаж достигал 31,3% (в январе), а вот июнь показал самую скромную динамику — всего 10,8%. Не иначе, покупатели отвлеклись на мировое первенство по футболу. Ничего, наверстаем!

Тройка лидеров прогрессирует опережающими темпами. У Лады плюс 21%, у Kia плюс 31%, у Hyundai плюс 23%. Догнать Ладу корейцам пока не по силам, хотя это явно их главная цель. Но даже если АВТОВАЗ вдруг перестанет обновлять модельный ряд, на достижение цели потребуется еще несколько лет. А пока такие тенденции не вырисовываются.

Скептики посрамлены: дорогая Веста «пошла». Причем, судя по наблюдениям на дорогах, покупатели готовы раскошелиться. Седанов в базовой комплектации практически не видно, равно как и обычных универсалов. Чаще берут приподнятые «кроссы», которые дороже аналогично оснащенных «сараев» на 53–63 тысячи рублей. В этом году при поддержке пятидверных версий на счету Весты уже два громких успеха. Вазовский флагман стал самой популярной машиной на рынке в январе и июне.

В остальные месяцы первенствовал прошлогодний триумфатор Kia Rio. Однако, несмотря на итоговый счет 4:2 (по месяцам) в пользу «корейца», легкой жизни ему в этом году не видать. На экваторе года его отрыв от Весты составляет меньше 2000 экземпляров — отыграться за оставшиеся шесть месяцев вполне реально.

Взрывные

Некоторые бренды выбираются из кризисной ямы семимильными шагами. Абсолютные показатели, правда, невелики, но всё равно внушают уважение. У Mitsubishi рост за полугодие составил 131%. И это при том, что лямку по-прежнему тянет практически в одиночку немолодой Outlander. Он даже выкарабкался в топ‑25 рынка, заняв 21‑е место. Позади остались Mazda CX‑5, Nissan Qashqai и X‑Trail. У Мазды рост гораздо скромнее — всего 29%, но и тут тоже заслуга одной модели: локомотивом продаж в короткой линейке остается CX‑5.

Honda растеряла львиную долю дилерской сети и покупательского интереса. Однако продажи скакнули с 479 до 2187 машин (+ 357%). Быть может, это заставит японцев вспомнить о нашем рынке и предложить что-то еще, кроме кроссоверов CR-V и Pilot. В отсутствие ассортимента дилеры вынуждены заполнять шоу-румы мотоциклами, выбор которых широчайший.

А вот 1210 проданных китайских Zotye откровенно удивляют. Позади осталась целая когорта марок с уже завоеванной в России репутацией: Geely, Haval, Changan, DFM. Не гранды, но и отнюдь не новички.

Отметим и американский Chrysler. Дорогущий (4 млн рублей!) минивэн Pacifica приобрели 37 человек, обеспечив марке рост продаж на 640%.

Не могут найти своего покупателя УАЗ, Audi, Land Rover и Infiniti, оставаясь в минусе даже на растущем рынке. Тут же и Datsun — две модели на базе устаревших машин Лада не способны привлечь много покупателей. Седан on-DO покинул список двадцати пяти наиболее успешных машин нашего рынка. Спасти ситуацию может обещанный кроссовер. Но полноценную новинку компания представлять не планирует: по имеющимся сведениям, на Московском международном автосалоне покажут приподнятую версию хэтчбека mi-DO. Как бы с таким подходом продажи не скисли окончательно. Тем более что японский бренд теряет привлекательность на фоне активно обновляющихся Лад.

Перемена мест

Hyundai Solaris, начавший валиться вниз после смены поколения, пока удерживается выше кроссовера Creta. Разрыв между ними по итогам полугодия чисто символический: 633 машины в пользу седана.

Volkswagen Polo и Renault Duster занимают шестое и седьмое места «абсолюта» соответственно. На других рынках обе модели успели сменить поколения, но нам ждать этого как минимум до 2019 года. Зато после дебютов расклад сил в топе может кардинально измениться. Предпосылки? Обе машины немолоды, но продолжают оставаться в плюсе и удерживают свои позиции.

У Лады отметим взрывной — почти на треть! — рост продаж Ларгуса и окончательный уход Калины из топ‑25. На конец года АВТОВАЗ готовит финт ушами. После рестайлинга, который будет представлен на ММАС‑2018, имя Калина уйдет в историю и машины с кузовами всех четырех типов (седан, лифтбек, хэтчбек и универсал) станут Грантами. Выгода? Сейчас эти модели разнесены в статистике по разным строкам, а станут — единой. Гранта без всяких усилий получит прибавку в продажах — на бумаге.

В сегменте средних кроссоверов случилась революция. Прошлогодняя динамика Тигуана явно намекала, что он собирается «сожрать» многомесячного лидера Тойоту RAV4. Это и произошло, но… первым в классе «немец» не стал. Еще выше взлетел Kia Sportage, что удивительно: ни рестайлинга, ни смены поколения у него не было. Теперь японская модель занимает в абсолютном зачете 19‑ю строчку вместо восьмой, которая была год назад, и третью в своей группе вместо первой. Но, что гораздо досаднее, обороняться приходится от земляка Mitsubishi Outlander, которого ровно год назад RAV4 опережал по продажам вдвое.

Еще одним возвращенцем в число два­дцати пяти лучших стал Kia cee’d.

Пир во время чумы

Удивляет тот факт, что ситуация на автомобильном рынке идет вразрез c экономической. К удорожанию машин из-за повышения акцизов и ставок утилизационного сбора, внедрения модулей ЭРА-ГЛОНАСС и электронных ПТС за последние месяцы добавились новые «пряники» от правительства — повышение НДС с 18 до 20% и скачок цен на топливо. И тем не менее продажи растут! Причем за счет тех слоев населения, которые разбогатеть за последние годы явно не могли.

В поисках объяснения используем метод индукции — пойдем от частного к общему. Один мой приятель недавно внес личный вклад в улучшение общей статистики, купив новенький Kia Rio. Взял кредит, перспективы возвращения которого весьма туманны. Зарабатывать он собирается в такси, ежедневно рискуя остаться без машины (на каско, естественно, сэкономил). И он отнюдь не одинок в своих представлениях о будущем. Очевидно, что в ближайшей перспективе экономическая ситуация лучше не станет — предпосылок к этому нет. Вот россияне и покупают автомобили порой на те деньги, которых не имеют. Потому что завтра и этой возможности может уже не быть.