Система пассивной безопасности автомобиля это

0
715

Содержание

Для обеспечения безопасности, как пассажиров, так и остальных участников дорожного движения, автомобиль должен быть оборудован целым рядом систем. Важнейшими компонентами системы пассивной безопасности современных автомобилей являются:

  • система ремней безопасности с натяжителями, включая систему безопасности детей (ISOFIX)
  • активные подголовники
  • система подушек безопасности (передние, боковые, коленные и головные (занавески))
  • устойчивый к деформации кузов с крышей соот­ветствующей прочности и зонами деформации в передней, задней и боковой частях автомобиля (они защищают пассажиров путём целенаправ­ленного поглощения энергии столкновения)
  • система защиты при опрокидывании на кабриолете
  • аварийный выключатель АКБ

Рис. Компоненты система пассивной безопасности:
1 – аварийный выключатель АКБ; 2 – безопасный самооткрывающийся при столкновении капот; 3 – подушка безопасности переднего пассажира; 4 – боковая подушка безопасности переднего пассажира; 5 – боковая подушка безопасности переднего пассажира; 6 – активные подголовники; 7 – задняя правая подушка безопасности; 8 – левая головная подушка безопасности; 9 – левая задняя подушка безопасности; 10 – датчик удара задней подушки безопасности со стороны водителя; 11 – натяжитель ремня безопасности; 12 – боковая подушка безопасности водителя; 13 – датчик удара боковой подушки безопасности водителя; 14 – подушка безопасности водителя; 15 – коленная подушка безопасности; 16 – блок управления подушек безопасности; 17 – датчик удара фронтальной подушки безопасности водителя; 18 – датчик срабатывания пиропатрона капота; 19 – датчик удара фронтальной подушки безопасности переднего пассажира

Уважаемые друзья-автолюбители, сегодня у нас будет серьёзный разговор. Какие бывают системы пассивной безопасности автомобиля, почему они пассивные и хорошо ли они справляются со своей задачей.

Пассивная безопасность не такая уж и пассивная. Вы наверняка знаете, что ежедневно на дорогах происходят сотни аварий и иногда, к сожалению, они заканчиваются трагично. Можно ли избежать человеческих жертв? Данным вопросом озабочены не только мы с Вами, но и компании, выпускающие автотранспорт. На сегодняшний день разработана масса различных технологий, которые призваны спасать жизни водителей и пассажиров.

Пассивная безопасность не такая уж и пассивная

О том, что не мешало бы задуматься о безопасности выпускаемых автомобилей, производители смекнули ещё в 50-х годах минувшего столетия. И первой массовой разработкой такого плана стали ремни. Продолжительное время они были практически единственной системой защиты от последствий аварий, доступной для большинства транспортных средств.

Затем, в 80-х годах на арену автомобильной промышленности вышли подушки безопасности (аэрбеги). Поначалу они были прерогативой премиальных седанов и прочих недешёвых машин, но со временем превратились в стандартный атрибут.

Кстати, почему вышеперечисленные устройства мы классифицировали как пассивные? Что касается ремней, то тут вроде бы понятно – они не выполняют каких-либо действий самостоятельно, но подушки – они ведь выстреливают и ведут себя вполне активно.

Всё дело в терминологии. Все системы, которые помогают спасти жизни людей после того как авария уже состоялась, называют пассивными. Активные же, в противовес им, делают всё возможное, чтобы предотвратить столкновения, и о них мы поговорим в других статьях.

На страже наших жизней и здоровья

На самом деле системы пассивной безопасности не ограничиваются ремнями и аэрбегами, их список довольно обширен и выглядит примерно так:

  • ремни безопасности — простые и объединённые с натяжителями;
  • подушки безопасности, которые защищают и от ударов спереди, и сбоку, и от других опасных ситуаций;
  • подголовники кресел, в том числе активные;
  • рулевая колонка с функцией складывания;
  • безопасные педали, которые могут отсоединяться от своих креплений при аварии;
  • специальные мягкие и пластичные материалы отделки салона;
  • зоны деформации кузова, сминаемые в первую очередь при аварии и поглощающие энергию удара;
  • бампера автомобиля;
  • закалённые стёкла, рассыпающиеся на мелкие неострые осколки;
  • элементы усиления кузова, к примеру, поперечные балки в дверях или дуги у кабриолетов и родстеров;
  • системы увода мотора и других тяжёлых агрегатов под кузов, что предотвращает их попадание в салон при аварии.

Кстати, нужно отметить, что современные системы безопасности охраняют здоровье не только водителя и пассажиров, но и пешеходов. Так, к примеру, существуют внешние аэрбеги, устанавливаемые в бамперах и перед лобовым стеклом, приподнимающиеся капоты, а компания Rolls-Royce даже оборудует радиаторные решётки с убирающимися фигурками-логотипами.

Система безопасности: когда важен каждый миг

Чтобы все устройства, спасающие нас от последствий ЧП на дорогах, действовали слаженно, а главное срабатывали вовремя, существует целый электронный комплекс, управляющий ими. В его главе стоит блок управления, который получает сведения от многочисленных датчиков удара и положения кресел.

На основе полученной информации электроника делает выводы о том, что случилась беда и пора действовать. Если блок управления выяснил, что удар пришёлся спереди авто, то тогда он активирует фронтальные подушки и натяжители ремней.

Если, например, автомобилю въехали в зад, то в этом случае алгоритм действий меняется, и система включает активные подголовники и натяжители ремней. В иных ситуациях, сработают другие актуальные в конкретный момент компоненты.

Вот так, дорогие читатели, автомобили заботятся о нас. Конечно, надёжная и современная электроника – это очень хорошо, но полагаться на неё во всём не стоит, ведь главная ответственность за безопасность лежит на нас с Вами – на водителях и пешеходах.

Будьте внимательны на дорогах и до скорых встреч на страницах блога!

Введение

Если верить исследованиям, от 80 до 85% транспортных аварий и катастроф приходится на автомобили. Производители авто понимают, что безопасность транспортного средства – важное преимущество над соперниками на рынке, а так же то, что от безопасности одного автомобиля зависит безопасность движения на дороге в целом. Причины аварий могут различными – это и человеческий фактор, и состояние дороги, и метеорологические условия, и конструкторам приходится учитывать весь спектр угроз. Поэтому современные системы безопасности обеспечивают и активную, и пассивную защиту автомобиля, и состоят из сложного комплекса различных устройств и приспособлений, от антиблокировочной системы колёс (далее – АБС) и противозаносных систем до подушек безопасности.

Активная безопасность и предотвращение ДТП

Надёжное транспортное средство позволяет водителю сохранить свою жизнь и здоровье, а вместе с тем – жизнь и здоровье пассажиров на современных, битком забитых трассах. Безопасность автомобиля принято делить на пассивную и активную. Активная означает те конструкторские решения или системы, которые уменьшают вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Активная безопасность зависит от конструкции машины, большое значение имеет эргономичность сидений и салона в целом, системы, предотвращающие обмерзанием стёкол, козырьки. Системы, сигнализирующие о поломках, предотвращающие блокировку тормозов или следящие за превышением скорости так же относят к активной безопасности.

Заметность автомобиля на дороге, которая определяется его цветом, тоже может сыграть свою роль в предотвращении аварии. Так, яркие жёлтые, красные и оранжевые автомобильные кузова считаются более безопасными, а при отсутствии снега к их числу добавляется и белый цвет.

Ночью за активную безопасность отвечают различные отражающие свет поверхности, которые машину заметной в свете фар. Например, поверхности номерных знаков, покрытые специальной краской.

Кликните по картинке для увеличения

Системы пассивной безопасности

Если авария всё же случилась, водитель и пассажиры оказываются под защитой средств и систем пассивной безопасности. Большая часть специальных устройств и систем пассивной безопасности находится в передней части салона, поскольку при авариях страдает в первую очередь ветровое стекло, рулевая колонка, передние двери автомобиля и приборная панель.

В настоящее время во многих государствах, в том числе, в России, их наличие и использование обязательно.

Созданные изначально как альтернатива ремню и средство, позволяющее избежать травм грудной клетки водителя (травмы о рулевое колесо – одни из самых распространённых при авариях), в современных авто подушки могут быть установлены не только впереди водителя и пассажира, но и вмонтированы в двери для того, чтобы уберечь от бокового удара. Недостатком этих систем являет чрезвычайно громкий звук при наполнении их газом. Шум настолько силён, что превышает болевой порог и может даже повредить барабанную перепонку. Так же подушки не спасут при опрокидывании машины. По этим причинам проводят эксперименты по внедрению сеток безопасности, которые в дальнейшем заменят подушки.

У водителя при лобовом ударе есть возможность травмировать ноги, потому в современных автомобилях педальные узлы тоже должны быть травмобезопасными. При столкновении в таком узле происходит отделение педалей, что позволяет уберечь ноги от травм.

Кликните по картинке для увеличения

Заднее сиденье

Детские автомобильные сиденья и специальные ремни, которые надёжно фиксируют тело ребёнка и предупреждают его перемещение по салону в случае аварии, могут обеспечить безопасность совсем юных пассажиров, для которых не подходят обычные ремни безопасности.

При резком возникновении перегрузки, воздействующей на туловище пассажира, есть возможность повредить шейные позвонки. Поэтому, задние сиденья, как и передние, оснащаются подголовниками.

Надёжное крепление сидений тоже очень важно: перегрузку в 20g должно выдержать пассажирское сиденье, чтобы обеспечить должную безопасность в случае аварии.

Особенности конструкции

Как уже говорилось, автомобиль и сам по себе должен быть сконструирован так, чтобы обеспечивать максимальную безопасность людям. И достигается это не только эргономикой. Не последнее значение имеет прочность различных элементов конструкции. У одних элементов она должна быть повышена, а у других – напротив.

Так, чтобы обеспечить надёжную пассивную безопасность пассажиров и водителя, средняя часть кузова или рамы должна обладать повышенной прочностью, а передняя и задняя части – напротив. Тогда, при сминании передней и задней частей конструкции часть энергии удара тратится на деформацию, а более прочная средняя часть легко выдерживает столкновение, не деформируется и не ломается. Те части, которые должны быть смяты при ударе, делают из хрупких материалов.

Поэтому ступицы руля изготавливают большого диаметра и покрывают упругими амортизирующими материалами.

Стёкла в автомобилях тоже служит целям пассивной безопасности: в отличие от обычного оконного стекла, оно не разбивается на большие куски с острыми кромками, а крошится на мелкие кубики, которые не могут нанести порезы ни водителю, ни пассажирам.

Технологии на службе активной безопасности

Современный рынок предлагает множество надёжных и эффективных систем активной безопасности. Самые распространённые и известные – антиблокировочные системы, которые предотвращают скольжение колёс, возникающее при блокировке колёс. Если нет скольжения, то автомобиль не заносит.

Электроника АБС получает сигналы с датчиков вращения колёс. Затем она анализирует информацию и посредством гидромодулятора влияет на тормозную систему, на короткие периоды времени «отпуская» тормоза, чтобы те проворачивались. Это и позволяет избежать заноса и скольжения.

На конструктивной основе АБС построены антипробуксовочные системы, которые анализируют данные о частоте вращения колёс и управляют крутящим моментом двигателя.

Системы курсовой устойчивости повышают безопасность автомобиля, удерживая направление его движения. Такие устройства сами могут определить аварийную ситуацию, интерпретируя действия водителя в сравнении с параметрами движения авто. Если система распознаёт ситуацию как аварийную, она начинает корректировать движение машины несколькими способами: подтормаживанием, изменением крутящего момента мотора, регулировкой положения передних колёс. Есть устройства, которые так же сигнализируют водителю об опасности и нагнетают давление в тормозной системе, повышая её эффективность.

Снизить смертность сбитых пешеходов на 20% позволяют системы обнаружения пешеходов. Они распознают человека по курсу движения автомобиля и автоматически снижают его скорость. Использование специальной подушки безопасности для пешеходов в комплексе с этой системой позволяют сделать автомобиль ещё более безопасным для тех, у кого автомобиля нет.

Для того, чтобы предотвратить блокировку задних колёс, применяют систему перераспределения давления. Её задача – выровнять давление тормозной жидкости, основываясь на показаниях датчиков.

Выводы

Пассивная безопасность строится вокруг поглощения энергии удара частей кузова, двигателя либо тела пассажира и предотвращения опасных деформаций конструкции, которые могут привести к травмам находящихся в салоне людей.

Активная безопасность направлена на предупреждение водителя об угрозе и регулировку систем управления, торможения, изменение крутящего момента.

Технологии в данной отрасли развиваются стремительно, и рынок постоянно наполняется новыми, более современными и эффективными системами, делая движение по дорогам всё безопасней с каждым годом.