Шеви нива рулевое управление

0
784

Устройство рулевого управления автомобиля «Шевроле-Нива» показано на рис. 5-1, 5-2, 5-3.

Рис. 5-1. Рулевой механизм в сборе с приводом:
1 — боковая тяга;
2 — сошка;
3 — средняя тяга;
4 — маятниковый рычаг;
5 — регулировочная муфта;
6 — нижний шаровой шарнир подвески;
7 — правый поворотный кулак;
8 — верхний шаровой шарнир подвески;
9 — рычаг правого поворотного кулака;
10 — кронштейн маятникового рычага;
11 — рулевой механизм;
12 — лонжерон кузова.

Рис. 5-2. Элементы рулевой колонки:
1 — промежуточный вал с шарниром;
2 — карданный шарнир;
3 — болт стяжной;
4 — верхний кожух;
5 — выключатель зажигания;
6 — рулевое колесо;
7 — вал рулевого управления;
8 — рычаг регулировки наклона рулевой колонки;
9 — уплотнительное кольцо;
10 — нижний кожух;
11 — кронштейн рулевой колонки.

Рис. 5-3. Система гидроусилителя рулевого управления:
1 — масляный насос гидроусилителя рулевого управления;
2 — теплообменник;
3 — прокладка 2108-3512115;

Всем добра, бобра и всего самого приятного и полезного))))!
Как и обещал в выходные заняться рулевым так собственно и получилось. После работы прибежал в гараж, обедал можно сказать на ходу), время 17:40 снимаем промежуточный вал рулевого ОБЯЗАТЕЛЬНО КЕРНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕ ВАЛА ЧЕРВЯКА И ПРОМЕЖУТОЧНОГО ВАЛА! (чем угодно только не краской краска сотрется) Машина на яме проверяем люфт трапеции горизонтально раскачивая оную если люфта нет все ОК если люфт есть отмечаем что будем менять. Далее приступаем к снятию шаровых пальцев трапеции. Снимаем съемником или как кому удобно, я лично использовал съемник типа гусак(если будете приобретать съемник берите такой массивный чёрного цвета он похоже прокален или просто из хорошего металла фото тоже завтра кину) Первый палец вышел на ура со вторым повозился.
Маленький лайфхак: если не выходит палец ни съемником ни в ручную значит берём горелку с тонким соплом устанавливаем съемник закручивая гайку съемника до максимума, и греем горелкой палец ПО РЕЗЬБЕ! ДА ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ПОБЕЖИТ ШРУС СО ВСЕХ ЩЕЛЕЙ НЕ СТРАШНО! ЗАТО НЕ НАДО СРЕЗАТЬ ТЯГУ ТРАПЕЦИИ И ПОКУПАТЬ НОВУЮ! СМАЗКУ СФОТАЮ И СКИНУ ЗАВТРА ОНА ТЕРМОСТОЙКАЯ В ОТЛИЧИИ ОТ ШРУСА. далее берём заранее подготовленный шприц с водой тушим горелку и со шприца быстренько ПОЛИВАЕМ ИМЕННО ПАЛЕЦ и затягиваем гайку съемника- палец выскакивает. Далее снимаем уже сам рулевой механизм предварительно отсоединив от него шланги. Снимаем сошку(чего я не сделал нужен съемник стоит копейки 300р и вещь незаменимая.)

И ТЕПЕРЬ САМОЕ ВАЖНОЕ! Про сальник сошки в инете на форумах много написано много сказано, я выкладывал что я выбрал для себя, а вот про сальник червяка ничего нет. ТАК ВОТ! САЛЬНИК ЧЕРВЯКА СТОИТ В КРЫШКЕ РУЛЕВОГО КОТОРАЯ ВХОДИТ В САЛОН, ОНА НЕ ИМЕЕТ ПРОКЛАДОК Т.К. ТАМ ПРОХОТИТ СИСТЕМА ПИТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ С РЕЗИНОВЫМИ КОЛЬЦЕВЫМИ УПЛОТНИТЕЛЯМИ. УПЛОТНИТЕЛИ НУЖНО МЕНЯТЬ! Т.К. ОНИ ИМЕЮТ СВОЙСТВО СЖИМАТЬСЯ И РАСТЯГИВАТЬСЯ ОТ ВРЕМЕНИ(сколько они прожили с момента последнего обслуживания неизвестно.)
САЛЬНИК ИМЕЕТ РАЗМЕРЫ 20*30*7 ПОДБИРАТЬ НЕОБХОДИМО УЖЕ В МАГАЗИНЕ ВМЕСТЕ СО СТАРЫМ! Я нашёл только в одном магазе из 12 и то последние 2 забрал редкость такой сальник, его только заказывать или искать аналоги. На старом лопнула пружина. Ну собственно на сегодня все, продолжение обязательно будет завтра.

Рулевое управление Шевроле Нива — с механической связью и гидроусилителем. Рулевой механизм типа «винт — шариковая гайка — сектор» с распределительным клапаном. Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков.

Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой. На внутреннем (коротком) наконечнике — правая резьба, на наружном — левая.

На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги увеличивается или уменьшается, что нужно для регулировки схождения колес.

Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами. На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры. Их пальцы имеют конусную посадку в поворотных рычагах и зафиксированы гайками со шплинтами.

Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками. В корпусе кронштейна установлены два подшипника, в которых вращается ось маятникового рычага.

В систему гидроусилителя руля входят: лопастной насос, бачок для рабочей жидкости, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.

Рис.39. Рулевой механизм (редуктор) в сборе с приводом

1 — сошка; 2 — средняя тяга; 3 — маятниковый рычаг; 4 — внутренний наконечник тяги; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижняя шаровая опора; 7 — поворотный рычаг; 8 — верхняя шаровая опора; 9 — наружный наконечник тяги; 10 — стяжной хомут; 11 — правый лонжерон; 12 — кронштейн маятникового рычага; 13 — гайка; 14 — подшипник; 15 — ось рычага; 16 — верхняя крышка картера; 17 — картер рулевого механизма; 18 — уплотнитель; 19 — вал винта; 20 — промежуточный вал; 21 — кронштейн вала; 22 — верхний вал; 23 — рулевое колесо; 24 — левый лонжерон

Рулевой механизм Шеви Нива прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону. Насос ГУР закреплен на кронштейне с левой стороны двигателя. Вал насоса ГУР приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Гидравлическая жидкость из бачка подается насосом под высоким давлением к распределителю, расположенному в рулевом механизме и механически соединенному с валом рулевой колонки.

При повороте рулевого колеса распределительный клапан соединяет одну из полостей силового цилиндра с нагнетательной магистралью насоса гидроусилителя руля, а другую полость — со сливом.

Силовой цилиндр преобразует перепад давлений в дополнительное усилие, воздействующее через гайку-поршень на сектор сошки рулевой трапеции и далее на передние колеса.

Из полости слива жидкость по шлангу поступает к радиатору гидроусилителя руля, где происходит ее охлаждение. Далее гидравлическая жидкость поступает в бачок. При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.

Р ис.40. Гидроусилитель рулевого управления ВАЗ-2123 Нива

1 — насос гидроусилителя рулевого управления; 2 — уплотнительная шайба; 3 — болт-штуцер; 4 — шланг высокого давления; 5 — подводящий шланг насоса; 6 — радиатор ГУР; 7 — шланг отвода жидкости из радиатора; 8 — крышка бачка; 9 — бачок; 10 — хомут; 11 — шланг подвода жидкости к радиатору; 12 — рулевой механизм

Рулевой вал — двухзвенный, состоит из верхнего вала рулевого управления и промежуточного. Верхний вал вращается на двух подшипниках, установленных в трубе кронштейна вала. На верхнем шлицевом конце вала самоконтрящейся гайкой закреплено рулевое колесо.

Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом винта рулевого механизма, верхний — с верхним рулевым валом.

Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала.

Снятие боковой рулевой тяги Шевроле Нива

— Вывешиваем и снимаем колесо. Для снятия правой боковой тяги поворачиваем руль до упора влево.

— Вынимаем шплинт и отворачиваем гайку крепления боковой рулевой тяги к рычагу поворотного кулака.

— Съемником выпрессовываем шаровой палец из рычага.

— При от сутствии съемника гайку отворачиваем не до конца, вставляем монтажную лопатку в распор между боковой тягой и рычагом поворотного кулака и молотком наносим удары по торцу рычага.

— Шаровой палец рулевой тяги из рычага так же можно выпрессовать, нанеся резкий удар снизу обратной стороной молотка по рычагу поворотного кулака вблизи шарнира.

— Вынимаем шаровой палец из проушины рычага поворотного кулака.

— Съемником выпрессовываем шаровой палец тяги из маятникового рычага.

— Вынимаем правую боковую тягу. Аналогично снимаем левую боковую рулевую тягу.

— Устанавливаем боковую тягу так, что бы к рычагу поворотного кулака крепился длинный на конечник.

— Заменив рулевую тягу, проверяем схождение колес.

Замена грязезащитных колпачков и наконечников рулевых тяг

— Грязезащитные колпачки и наконечники рулевых тяг ВАЗ-2123 Нива можно заменить не снимая их. Для на глядности эти операции выполняем на снятой тяге.

— Для замены грязезащитного колпачка сбиваем его выколоткой. Очищаем шаровой шарнир от старой смазки и грязи.

— Если на шаровом пальце обнаружены следы коррозии и ощущается свободный ход пальца в корпусе, заменяем шаровой шарнир с наконечником рулевой тяги.

— Новый грязезащитный колпачок на прессовываем на корпус шарнира подходящим отрезком трубы, опираясь на металлическое кольцо колпачка.

— Перед заменой наконечника тяги замеряем расстояние между осями шарниров.

— Отворачиваем гайку стяжного болта хомута регулировочной муфты, удерживая болт ключом того же размера. Шлицевой отверткой разжимаем хомут.

— Удерживая трубным ключом регулировочную муфту, отворачиваем наконечник рулевой тяги (в качестве рычага используем трубу, надетую на шаровой палец).

— Собираем тягу в обратной последовательности. Регулируем на конечники так, чтобы тяга осталась такой же длины, как до ремонта.

— После регулировки затягиваем стяжные хомуты на муфте. Заменив на конечники, проверяем схождение колес.

Снятие средней рулевой тяги Шеви Нива

— Вынимаем шплинт и отворачиваем гайку крепления средней тяги к маятниковому рычагу.

— Вильчатым съемником выпрессовываем шаровой палец средней рулевой тяги из отверстия маятникового рычага.

— Палец так же можно выпрессовать, на неся снизу (вблизи шарнира) резкий удар зубилом с притупленным концом по маятниковому рычагу.

— Вынимаем шаровой палец из проушины маятникового рычага.

— Аналогично выпрессовываем шаровой палец тяги из рулевой сошки трапеции. Вынимаем среднюю тягу.

— Тягу при установке на автомобиль ориентируем так, чтобы ее продольная ось на ходилась впереди осей шарниров.

— Палец левого шарнира (вставляемый в отверстие сошки рулевой трапеции) помимо вращения, может качаться (в отличие от правого).

— Устанавливаем среднюю тягу в обратной последовательности.

Снятие рулевой колонки Шевроле Нива

— Устанавливаем передние колеса в положение прямолинейного движения автомобиля. Снимаем рулевое колесо.

— Снимаем подрулевые переключатели. Отсоединяем от выключателя зажигания колодку жгута проводов и колодку проводов катушки АПС.

— Отворачиваем гайку стяжного болта крепления наконечника нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу винта рулевого механизма, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера. Вынимаем стяжной болт.

— Два болта переднего крепления кронштейна вала рулевого управления к кузову имеют срезные головки.

— Нанося удары зубилом по голов кам болтов, ослабляем их затяжку и пассатижами отворачиваем болты.

— Отворачиваем две гайки заднего крепления кронштейна и опускаем рулевую колонку.

— Разжав отверткой разрезной наконечник карданного шарнира растягиваем вал со шлицев вала винта рулевого редуктора.

— Для снятия промежуточного вала отворачиваем гайку болта крепления наконечника карданного шарнира промежуточного вала к верхнему валу рулевого управления, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера.

— Вынимаем болт. Стягиваем наконечник карданного шарнира со шлицев верхнего вала рулевого управления.

Прокачка системы гидроусилителя руля

Прокачка системы гидроусилителя руля ВАЗ 2123 Нива необходима при замене жидкости, а так же для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов системы.

Для прокачки гидросистемы открываем крышку бачка ГУР и доливаем жидкость до нижней отметки на указателе крышки бачка. Пускаем двигатель и на холостом ходу проверяем уровень жидкости в бачке.

При падении уровня жидкости доливаем ее до нижней от метки. Несколько раз поворачиваем рулевое колесо влево и вправо до упора, следя при этом, чтобы уровень жидкости в бачке ГУР находился на нижней отметке.

Снимаем защитный резиновый колпачок с прокачного штуцера. Прокачной штуцер расположен на крышке рулевого механизма. Надеваем на головку штуцера прозрачный шланг, опустив его свободный конец в сосуд.

Отворачиваем штуцер на 1/2 оборота. При появлении в шланге сплошной струи жидкости заворачиваем штуцер. Возвращаем управляемые колеса в положение прямолинейного движения автомобиля и даем поработать двигателю еще две-три минуты.

Нормальная работа ГУР не должна сопровождаться шумом. Вновь поворачиваем рулевое колесо до упора влево и вправо и при необходимости доливаем жидкость в бачок до нижней от метки.

После прогрева и стабилизации температуры рабочей жидкости ее уровень должен находиться на верхней от метке, а в холодном состоянии не опускаться ниже отметки минимального уровня.

Снятие рулевого механизма (редуктора)

— Вынимаем болт крепления на конечника нижнего карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления к валу винта рулевого редуктора Шевроле Нива.

— Вывешиваем и снимаем левое колесо. Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней и боковой.

— Отводим боковую тягу вниз. Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга высокого давления и вынимаем болт-штуцер.

— На конечник с двух сторон уплотнен медными шайбами. Аналогичное уплотнение имеет и наконечник шланга подвода жидкости к радиатору.

— Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга подвода жидкости к радиатору и вынимаем болт-штуцер. Соединение уплотнено медными шайбами.

— Отворачиваем гайку болта крепления картера рулевого механизма к левому лонжерону, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера.

— Вынимаем болт. Аналогично отворачиваем и вынимаем два других болта крепления картера рулевого механизма.

— На каждом болте между лонжероном и корпусом рулевого механизма установлено по одной шайбе.

— Приподнимая рулевой механизм, выводим шаровой палец средней рулевой тяги из отверстия в сошке и снимаем рулевой редуктор.

— В отверстие, расположенное в щитке передка, через которое проходит вал винта, вставлен резиновый уплотнитель.

— Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.

— Крепим среднюю и боковую рулевые тяги к сошке, а вал винта рулевого механизма — к промежуточному валу рулевого управления. Помощник поворачивает рулевое колесо два-три раза вправо и влево до упора.

— При этом проверяем самоустановку узлов рулевого управления на штатных местах.

— Затягиваем гайки болтов крепления рулевого редуктора окончательно.

— Прокачиваем систему ГУР.

Снятие насоса гидроусилителя руля

— Снимаем защиту поддона картера и брызговики моторного отсека.

— Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов. Откачиваем жидкость из бачка насоса ГУР Шевроле Нива.

— Вставив стержень отвертки враспор между головками двух болтов крепления шкива насоса гидроусилителя руля, стопорим шкив от проворачивания и по очереди ослабляем затяжку трех болтов крепления шкива к фланцу насоса.

— Отворачиваем болты. Снимаем шкив насоса гидроусилителя руля Шеви Нива.

— Подставляем емкость для слива жидкости из шлангов и насоса гидроусилителя руля.

— Ослабляем затяжку хомута крепления подводящего шланга насоса ГУР и снимаем шланг с патрубка насоса.

— Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга высокого давления и вынимаем болт-штуцер.

— Наконечник шланга уплотняется с двух сторон медными шайбами.

— Отворачиваем болты нижнего и верхнего креплений пластины насоса ГУР.

— Тем же инструментом отворачиваем болт нижнего крепления насоса к кронштейну масляного фильтра.

— Отворачиваем болт верхнего крепления насоса. Отводя насос вперед, снимаем его вместе с пластиной.

— При этом болт верхнего крепления насоса гидроусилителя руля остается в отверстии кронштей на масляного фильтра, так как его извлечению препятствует масляный фильтр. Отворачиваем три болта крепления пластины к насосу гидроусилителя руля и снимаем пластину.

— Устанавливаем насос гидроусилителя рулевого управления в обратной последовательности.

— Удаляем воздух из гидросистемы рулевого управления.

Снятие радиатора ГУР Нива ВАЗ-2123

— Снимаем воздушный фильтр. Снимаем передний бампер.

— Подставляем под трубки радиатора ГУР емкость для слива жидкости.

— Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления шланга на трубке радиатора и снимаем шланг с трубки.

— Во избежание утечки жидкости из шланга вставляем в его отверстие заглушку.

— Снимаем шланг с другой трубки радиатора и вставляем в него заглушку.

— Отворачиваем гайку скобы крепления трубок радиатора ГУР к кронштейну и снимаем скобу.

— Под скобой на трубках установлены разрезные резиновые кольца.

— Отворачиваем по два болта верхнего и нижнего креплений радиатора гидроусилителя к кронштейнам балки переднего бампера.

— Снимаем радиатор гидроусилителя руля.

— Установку радиатора проводим в обратной последовательности.