Схема раздаточной коробки ваз 2121

0
789

Содержание

Устройство и эксплуатация автомобиля ВАЗ 2121 Нива


Наши дополнительные сервисы и сайты:


e-mail: office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru
icq: 613603564
skype: matrixplus2012
телефон +79173107414
+79173107418

г. С аратов

Статистика

Раздаточная коробка ВАЗ 2121

Раздаточная коробка предназначена для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля.
На автомобиле установлена раздаточная коробка двухступенчатая, с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и ручным управлением.

Две передачи (низшая и высшая) с передаточными числами 1, 2 и 2,135 позволяют увеличить передаточные числа трансмиссии и удвоить общее количество передач, что дает возможность эффективнее использовать автомобиль в различных дорожных условиях. Межосевой дифференциал обеспечивает постоянный привод переднего и заднего ведущих мостов.

Принудительная блокировка дифференциала повышает проходимость -автомобиля. Переключение передач и блокировка дифференциала производятся с помощью рычагов, установленных на раздаточной коробке.

В картере 19 раздаточной коробки (рис. 32), отлитом из алюминиевого сплава, на подшипниках установлены ведущий 22 и промежуточный 24 валы, валы привода переднего 8 и заднего 27 мостов и корпус 25 дифференциала. На ведущем валу 22 свободно установлены косозубые шестерни высшей 17 и низшей 20 передач, имеющие зубчатые венцы и находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 24, который выполнен в виде блока шестерен.

Рис. 32. Раздаточная коробка: а — коробка в сборе; б — привод коробки; 1 — ведомая шестерня; 2 — подшипники дифференциала; 3, 34 — пружинные шайбы; 4, 31 -стопорные кольца. 5 — муфта блокировки дифференциала; 6 — зубчатый венец корпуса дифференциала; ‘7 — зубчатый венец вала привода переднего моста; 8 — вал привода переднего моста; 9 — фланец; 10 — сальник; 11 — сливная пробка; 12 — ведомая шестерня привода спидометра; 13 — ведущая шестерня привода спидометра; 14 — заливная пробка; 15 -передняя крышка; 16 — кронштейн подвески раздаточной коробки; 17 -шестерня высшей передачи; 18 — муфта переключения передач; 19 — картер; 20 — шестерня низшей передачи; 61- втулка; — ведущий вал; 23 — задняя крышка; 24 — промежуточный вал; 25-корпус дифференциала; 26 — упорная шайба; 27 — вал привода заднего моста; 28 — шестерня привода заднего моста; 29 — сателлит; 30 — ось сателлитов; 32 — резиновая подушка; 33 -ось подвески раздаточной коробки; 35 — шестерня привода переднего моста; 36 — вилка муфты блокировки дифференциала; 37 — чехол; 38 — пружина рычага; 39 — ползун вилка блокировки дифференциала; 40 — ось рычага; 41-рычаг блокировки дифференциала; 42- ползун пилки переключения передач; 43 — рычаг переключения передач; 44 — вилка переключения передач; 45 — шариковый фиксатор; 46. — выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала

Между шестернями 17 и 20 на валу неподвижно закреплена ступица муфты 18 переключения передач, имеющая внешние шлицы, на которых установлена скользящая муфта. При включении высшей передачи муфта переключения передач 18 стопорит на ведущем валу 22 свободно вращающуюся шестерню 17, а при включении низшей передачи — шестерню 20. Блок шестерен промежуточного вала 24 находится в постоянном зацеплении с косозубой ведомой Шестерней 1, прикрепленной болтами к корпусу 25 дифференциала, который состоит из двух частей. На корпусе дифференциала на шлицах находится подвижная муфта 5 блокировки дифференциала. Внутри корпуса дифференциала установлена ось 30 с двумя сателлитами 29, находящимися в постоянном зацеплении с шестернями 35 и 28, которые связаны со шлицевыми концами валов 8 и 27 привода переднего и заднего ведущих мостов автомобиля. Вал 8 привода переднего моста в отличие от вала 27 привода заднего моста более длинный и имеет зубчатый венец 7 для блокировки дифференциала. При блокировке дифференциала подвижная муфта 5 соединяет вал 8 с корпусом 25 дифференциала. Механизм переключения передач раздаточной коробки включает в себя: рычаг переключения 43, ползун 42, вилку 44 и шариковый фиксатор 45. Рычаг 43 шарнирно установлен на оси 40 в проушинах кронштейна. Рычаг имеет фигурный конец, который входит в паз ползуна 42 и уплотняется в нем пружиной 38. На ползуне закреплена вилка 44, входящая в выточку муфты 18 переключения передач. Шариковый фиксатор 45 удерживает ползун 42 в нейтральном и включенном положениях. Привод блокировки дифференциала имеет устройство, аналогичное механизму переключения передач. Привод состоит из рычага 41, ползуна 39 с вилкой 36 и шарикового фиксатора 45. Раздаточная коробка крепится к кузову автомобиля на двух опорах, установленных на осях 33. Каждая опора состоит из кронштейна 16, в который запрессована резиновая подушка 32. Под опоры подвески раздаточной коробки устанавливаются регулировочные прокладки для ,ее центровки и правильной установки по отношению к коробке передач

Средства для мойки


форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах

Дезинфицирующие средства

широкого применения

для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора

Моющие средства

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Автомобиль высокой проходимости ВАЗ 2121 является надежным универсальным внедорожником. В отличие машин с одним ведущим мостом, он оборудован полным приводом, обладает высокой проходимостью. Устройство раздатки Нива 2121 обеспечивает условия для эксплуатации транспортного средства как на труднопроходимых трассах, так и в режиме городских улиц с интенсивным движением. Благодаря колесной формуле полноприводного авто, серия автомобилей производства АвтоВАЗ получила известность под названием «Нива 4х4».

Основное назначение раздатки Нивы 2121

Раздаточная коробка (другое название – демультипликатор) соединена непосредственно с коробкой передач, участвует в распределении вращения на оси вездехода и способствует увеличению момента при передаче на колеса транспортного средства.

Нива 2121 раздатка схема в разрезе

Функции раздаточной коробки:

  1. Блокировка межосевого дифференциального механизма.
  2. Отключение одного моста.
  3. Повышение крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса, при включении
  4. понижающей передачи.
  5. Распределение момента кручения на оси автомобиля.
  6. Обеспечение работы вала отбора мощности при установке дополнительных агрегатов.

Устройство раздатки Нивы 2121

В состав раздаточной коробки внедорожника Нива входят:

  • валы – ведущий, промежуточный, привода заднего, переднего мостов;
  • дифференциальный механизм;
  • муфта переключения передач.

Два зубчатых колеса, жестко расположенные на ведущей оси раздатки, предназначены для включения повышенной или пониженной передач. При изготовлении ведущего вала, производится специальная термообработка в местах, где предполагается наибольшая нагрузка от работающих шестерен. Это необходимо для обеспечения достаточной прочности вала, с целью исключить возможные дефекты при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях.

Конструкцией шестерен раздаточной коробки предусмотрены прямые и косые зубья, расположенные в два ряда. Косые зубья колес находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями, плотно сидящими на промежуточном валу. Прямые – соединены с муфтой переключения режимов. Муфта имеет три рабочих положения: среднее – нейтральное и соединение с одной из двух шестерен на ведущей оси.

Работа раздатки на Ниве 2121

По аналогии с коробкой передач, раздаточная коробка на джипе Нива Шевроле тоже имеет передачи. При включении соответствующих зубчатых зацеплений шестерен на валах обеспечиваются передаточные отношения, равные 1,2 и 2,135. При помощи дифференциального механизма обеспечивается перераспределение момента кручения между колесами, в соответствии с их сопротивлением движению.

Работа раздатки, во время движения внедорожника ВАЗ Нива по сухому ровному шоссе колеса машины вращаются с одинаковой скоростью. При этом передачи не включены, шестерни и муфта находятся в нейтральном положении. Как только условия движения транспортного средства ухудшились, включается раздатка на Ниве. Водитель при помощи специального рычага переводит на раздатке передачу на понижение, чтобы внедорожник уверенно продолжил движение со стабильной скоростью.

Как работает раздатка на Ниве 2121 в экстремальных условиях бездорожья. Опытные автолюбители умеют профессионально пользоваться раздаткой на Ниве. Они знают, что в таких ситуациях при помощи рычагов нужно блокировать шестерни дифференциала. Это необходимо для обеспечения равномерного вращения обоих валов ведущих мостов автомобиля с целью создания повышенной проходимости транспортного средства.

Важно: Переключение раздатки на пониженную передачу осуществляется только после полной остановки внедорожника Нива 2121 (не на ходу).

Описание возможных проблем с раздаткой

В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:

  • Не включается передний мост.
  • Перегревается раздатка.
  • Утечки и повышенный расход масла раздатки.
  • Несанкционированное отключение переднего моста.

Замена масла в раздатке Нива 2121

Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.

Периодичность замены смазочной жидкости равна 45 000 км пройденного пути. Первая процедура проводится спустя 60 000 км, а далее – в соответствии с установленным графиком.

Внимание: При возникновении проблем с переключением передач, посторонних звуков, вибраций и колебаний необходимо проверить состояние, а также количество масла в раздаточной коробке и трансмиссии в целом.

Порядок замены масла в раздатке внедорожника Нива:

  • прогреть автомобильные системы и механизмы, для этого нужно завести мотор и проехаться на небольшое расстояние;
  • установить машину на эстакаду или над специальной смотровой ямой;
  • очистить заливную и сливную пробки раздатки от грязи и пыли;
  • подставить под слив емкость для сбора отработанного материала;
  • открутить пробки и слить жидкость;
  • удалить металлические фрагменты, стружку, осколки и прочие элементы износа;
  • завинтить пробку;
  • залить в промывочную жидкость (около одного литра);
  • запустить мотор;
  • прогнать рычаг по передачам раздатки с небольшими задержками;
  • выключить двигатель;
  • слить промывочный состав;
  • заправить раздатку новым маслом;
  • проверить уровень масла ;
  • при необходимости добавить нужное количество.

Для раздатки внедорожника Нива 2121 чаще всего используются трансмиссионные масла известных брендов Mobil, ТНК, Castrol класса GL-4.

Каждый порядочный внедорожник должен иметь в конструкции раздаточную коробку. ВАЗ 2121 Нива, как порядочный внедорожник, тоже имеет РК на борту, но не все владельцы правильно ее используют, а об устройстве мы и не говорим. Чтобы хоть немножко развеять ореол таинственности на раздаткой, мы постарались описать ее устройство и особенности эксплуатации.

Содержание:

Раздатка Нива — устройство и схема

Все то, что вы видите на чертеже, называют раздаточной коробкой с демультипликатором. Понять как она работает, проще, если рассмотреть ее предназначение и особенности работы.

Несмотря на это, мы представили доступную в открытых источниках схему, которая полностью описывает устройство раздаточной коробки.

Для чего нужна раздатка

К чему такие сложности? Строить вторую коробку передач, чтобы повысить крутящий момент на выходе? Именно так. Все станет понятнее, когда мы рассмотрим предназначение раздатки ВАЗ 2121. Вроде бы все просто — раздатка нужна для того, чтобы правильно распределить крутящий момент между ведущими осями автомобиля. Но не только для этого. Еще одной важной функцией раздаточной коробки является увеличение крутящего момента на выходе. По-научному это называется демультипликатор.

То есть можно выделить такие важные функции раздатки:

  • распределение крутящего момента между осями автомобиля;
  • блокировка межосевого дифференциала;
  • возможность отключения одного из ведущих мостов;
  • возможность монтировать коробку отбора мощности для обеспеченияработы дополнительного оборудования;
  • повышение крутящего момента на ведущих колесах включением пониженной передачи.

Порядок работы раздатки ВАЗ 2121

Когда автомобиль движется по ровной сухой дороге, сцепление колес с дорожным покрытием удовлетворительное и нет необходимости пользоваться дополнительными функциями РК. Вращение ведущего вала передается равномерно на переднюю и на заднюю оси. Таким образом, величина крутящего момента, передаваемого на каждый из мостов напрямую зависит от нагрузки на каждый из них.

Когда дорожные условия ухудшаются, при преодолении крутых и затяжных подъемов, при движении по сыпучим грунтам, на мокром грунте, и для получения равномерной и устойчивой низкой скорости движения при движении по твердому покрытию, необходимо включить пониженную передачу. Стоит обратить внимание на то, что завод запрещает переход на пониженную передачу до тех пор, пока автомобиль не остановился полностью. Только после этого можно переключиться на низшую передачу и продолжить движение.

Раздаточная коробка обеспечивает также полную блокировку межосевого дифференциала. Это подразумевает равномерное распределение крутящего момента между осями, независимо от того, какую нагрузку при этом получают колеса. Таким образом, проходимость автомобиля повысится, поскольку каждое из четырех колес будут вращаться абсолютно равномерно. Блокировка дифференциала возможна на ходу и при любой скорости движения автомобиля. Естественно, что при включении пониженной или повышенной передачи нужно выключать сцепление.

Основные неполадки в работе раздаточной коробки

Чаще всего владельцы стареньких ВАЗ 2121 жалуются на вибрации и на шум в раздатке, который никак не вяжется с образом комфортабельного внедорожника. Шумы и вибрации возникают в процессе эксплуатации вследствие износа деталей. Иногда раздатка может быть ни при чем. Часто вибрации карданных валов могут принимать за вибрации раздатки. Если не придавать значения появившейся вибрации на кардане, то это может привести к выходу из строя подшипников раздатки, преждевременному износу сальников и уплотнителей. Это в свою очередь влечет за собой утечку масла.

Шум шуму рознь. Если вы ощущаете вибрации и шум в районе передних сидений при трогании автомобиля с места, то скорее всего, в этом виновата эластичная муфта, точнее ее крепление. Болты могут попросту ослабиться под нагрузкой, а может и сама муфта износиться, тогда будет возникать характерный шум. Если шум возникает при поворотах или пробуксовках, вероятнее всего, это шумит межосевой дифференциал.

Есть еще несколько способов выявить источник шума и вибраций в раздатке Нивы, но все они сводятся к тому, что вычисляют момент, когда вибрация появляется, и пытаются словить шум исключительно наощупь. Тут талант нужен.

Но если раздатку правильно эксплуатировать и не подвергать повышенным нагрузкам, вовремя менять смазку и следить за состоянием карданов и сальников, то она прослужит долго.