Сечение провода для автомобильного компрессора 12 вольт

0
8389

Электрический ток, проходя по любому проводнику, нагревает его.

Если проводник нагрет незначительно, то выделяемое им тепло быстро рассеивается в воздухе й температура проводника остается сравнительно небольшой. При увеличении тока в проводнике, естественно, возрастет и количество выделяемого тепла, которое, не успевая рассеиваться в воздухе (так как поверхность охлаждения данного проводника остается неизменной), приведет к значительному повышению температуры проводника.

В результате может загореться изоляция проводника, а при значительном токе может расплавиться металл проводника. Кроме того, нагревание провода свидетельствует о том, что часть электрической энергии теряется бесполезно в проводах, или, как говорят, в проводах происходит падение напряжения. От этого понижается напряжение, подводимое к потребителям.

Совсем избежать нагревания проводов невозможно. Тем не менее потери электрической энергии могут быть небольшими, если правильно выбрать сечение провода.

Существуют нормы наибольшего допустимого тока для каждого стандартного сечения проводника.

Выбор сечения провода по этим нормам называется расчетом по допустимому току (плотности тока).

Следует помнить, что этот метод применим только для проводов сравнительно коротких электрических цепей, какими являются, например, цепи зажигания и электрооборудования на автомобилях. По этому же методу можно выбирать провода, подходящие от распределительного щитка к электромотору какого-либо станка или устройству для зарядки аккумуляторных батарей и т. д.

Наибольший допустимый ток в изолированных проводах при открытой проводке

Площадь поперечного сечения провода в кв. мм Наибольший допустимый ток в а
для провода с медной жилой для провода с алюминиевой жилой
0,75 9
1 11 9
1,5 14 11
2,5 20 14
4 25 20
6 31 25
10 43 31
16 75 43
25 100 75
35 125 100
50 160 125
70 200 160
95 240 200
120 280 240

Данные для выбора сечения проводника по плотности тока приведены в табл. 5 и 6. Табл. 5 служит для выбора сечений изолированных проводов открытой проводки, применяемой для осветительной и силовой сети, мастерских, зарядных станций и временных электрических установок полевого типа (зарядных устройств, освещения и пр.). На автомобилях, где условия охлаждения проводов значительно хуже, приходится брать пониженную плотность тока; данные для расчета сечения этих проводов, независимо от их марки, приведены в табл. 6.

Таблица 6
Наибольший допустимый ток в изолированных проводах, применяемых на автомобилях

Площадь поперечного сечения проводника в кв» мм Наибольший допустимый ток в а
1,0 3
1.5 6
2,5 15
4 20
6 25
10 35
16 50
25 70
35 80
50 90
70 100
95 125
120 150

Марка провода при выборе сечения его жилы в зависимости от проходящего тока во внимание не принимается.

Пример 1. Необходимо определить, какого сечений следует поставить соединительный провод между генератором и аккумуляторной батареей на автомобиле, если зарядный ток в указанной цепи не превышает 12 а.

Так как провод будет проложен на автомобиле, поэтому подбирать его сечение следует по табл. 6. Из таблицы видно, что ток в 12 а находится между 6 и 15 а, которым соответствуют провода сечением 1,5 и

2,5 кв. мм. Так как 12 а больше б а, то сечение в 1,5 кв. мм принять нельзя, а приходится брать ближайшее большее, т. е. 2,5 кв. мм, которому соответствует наибольший ток в 15 а.

Пример 2. В ремонтной мастерской необходимо сделать проводку тока от распределительного щитка к электромотору токарного станка. Мощность электромотора 5 кет при напряжении 220 в. Какого сечения взять медный провод?

Прежде всего определим ток, потребляемый электромотором при полной нагрузке.

Для этого мощность электромотора (5 квт = 5 000 вт) разделим на напряжение (220 в).

5000 / 220 = 22.8 а

Теперь, пользуясь табл. 5 (для открытой проводки), устанавливаем, что 22,8 а находится между 20 и 25 а, которым соответствуют сечения 2,5 и 4 кв. мм. Принимаем ближайшее большее сечение провода — 4 кв. мм.

В тех случаях, когда провода служат для кратковременного подведения тока к какому-либо потребителю, как, например, к стартеру, а длина проводов невелика, наибольший допустимый ток для данного сечения проводника может быть увеличен в четыре-пять раз.

Попался на работе мне автомобильный компрессор Торнадо Beast АС-550 12В. Достался в общем на халяву. Хорошая альтернатива моему ножному насосу. Ну и взял. Итак немного о насосе:

Основные характеристики:
1) Предназначен для колес от 13-го до 18-го радиуса.
2) Мощность: 100 Ватт.
3) Напряжение питания DC: 12 Вольт.
4) Создаваемое давление до: 9 Атмосфер.
5) Производительность: 35 литров в минуту.
6) Сила тока: 14 Ампер.

В комплект входят:
1) Непосредственно компрессор.
2) Шланг длиной один метр.
3) Сумка для хранения и транспортировки.
4) Несколько насадок для накачивания мячей, надувных матрасов и т. п.
5) Инструкция.
6) Гарантия.

Немного фото компрессора:

Единственный косяк этого компрессора что максимальная сила тока у него 14 А. А прикуриватель в Логане рассчитан на 10 А. Мне не хочется постоянно менять предохранитель. А вариант поставить туда вместа 10 А предохранитель на 15 А. Тоже не грела. Так как нагрузка будет на всю бортовую сеть автомобиля. Особенно в осенний/весенний период, когда меняю резину с лета на зиму и наоборот. Немного подумав я решил запитать компрессор напрямую от аккумулятора. Тогда не чего не надо будет мудрить с предохранителями в машине. А так же не будет не какой нагрузки на бортовую сеть автомобиля. И решил сделать вот такой удлинитель:

Что мне потребовалось:

1) Разьем прикуривателя — 150 рублей от ваз 2109.
2) Автомобильный предохранитель с проводом -50 рублей.
3) Предохранитель 15 А.
4) Провод 1,5 квадрат — 3 метра.
5) Два крокодила + и -.
6) Хлор виниловая трубка.

А из инструмента следующие:
1) Паяльник.
2) Олово.
3) Канифоль.
4) Канцелярский нож.
5) Изо лента.
6) Термоусадка.
7) Мульти метр.
8) Скотч.

Минус/масса (-) это корпус разъема прикуривателя. А вот + это разъем который под гайкой. Лампа так же припаивается к +, а масса (-) находится у нее на корпусе. Важно не перепутать!

Желательно предохранитель поставить сражу же. Как мне объяснил грамотный в этих вопросах человек, что так надо.

Первичная обмотка — это обмотка проводов скотчем.

Для чего нужна? Нужна для того что бы провода не крутились и не путались, но при этом могли скользить внутри той же хлор виниловой трубки или другого защитного кожуха. Применяется для запуска в хлор виниловую трубку, или другие защитные кожухи. А так же данная технология применялась в космических технологиях при сборке ракето-носителя Протон.

Как делать? Делать очень просто. Раскладываем провода так как нам надо. Закрепляем один конец или просим кого то поддержать. И начинаем не спеша обматывать скотчем липкой стороной наружу. То есть нелипкая сторона должна обматывать провода. Обматываем под углом 45 градусов. Потом как не липкой стороной обмотали нужный кусок переворачиваем скотч и липкой стороной начинаем мотать в обратную сторону. То есть уже не липкой (гладкой) стороной на ружу. После того как прошли нужный участок отрезаем скотч.

Заморочился сделать на инвертор (300W) отдельный провод с вилкой для «прикуривателя». Вилка есть, встал выбор за проводом. Маркировка на идущем в комплекте проводе (под клеммы) говорила о том, что провод на 2 квадрата. Это, в общем-то, нормально, если следовать негласному правилу автоэлектриков, что на каждый 1мм2 сечения провода подключаемая нагрузка 10А.

Но под рукой был только один подходящий отрезок провода в двойной изоляции который подключить к имеющейся вилке прикуривателя не получалось из-за излишней толщины и неудобной конструкции в самой вилке. Задумался над тем, что если использовать более тонкий провод и какие расчёты есть на сей счёт.

И вот нашёл такую замечательную таблицу для выбора сечения автомобильного провода, с прямой зависимостью от силы тока и плюс с учётом температуры, в которой он будет использоваться.

В моём случае, при максимальной нагрузке в 25А и желании работать до температуры в 50°С, получается, что достаточно провода сечением на 1.5 квадрата.

Надеюсь, что данная табличка окажется кому-то ещё полезной и востребованной.