Сцепление иж ода 2126 с двигателем 2106

0
1313

1. Отверните болты крепления фланца заднего карданного вала к фланцу ведущей шестерни заднего моста.

2. Отверните болты крепления промежуточной опоры карданных валов и отсоедините передний карданный вал от фланца эластичной муфты.

3. Отверните болты крепления коробки передач к картеру сцепления и снимите коробку (см. «Снятие коробки передач»).

Рис. 3.3. Привод выключения сцепления: 1 – главный цилиндр сцепления; 2 – питающий бачок главного цилиндра сцепления; 3 – соединительная трубка; 4 – соединительная гайка; 5 – гибкий шланг; 6 – рабочий цилиндр; 7 – защитный колпак; 8 – толкатель вилки; 9 – наконечник толкателя; 10 – защитный чехол сцепления; 11 – оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 12 – педаль сцепления; 13 – контргайка; 14 – наконечник толкателя; 15 – выключатель сигнала торможения; 16 – кронштейн педали сцепления; 17 – палец; 18 – ось педали; 19 – возвратная пружина; 20 – гайка; 21 – втулка оси педали; 22 – гайка; 23 – шайба; 24 – шплинт; 25 – накладка педали; 26 – защитный колпачок клапана; 27 – клапан выпуска воздуха; 28 – вилка выключения сцепления

4. Снимите стопорное кольцо рабочего цилиндра 6 (рис. 3.3) при помощи специальных круглогубцев, после чего выньте цилиндр из отверстия в приливе картера, выдвинув его вперед. Рабочий цилиндр оставьте висеть на соединительном шланге 5 гидропривода сцепления.

Рис. 3.1. Сцепление: 1 – картер сцепления;

2, 11, 14, 20, 30 – шайбы; 3, 16, 21 – гайки;

4, 15 – шпильки крепления картера сцепления; 5 – кожух сцепления в сборе с нажимным диском; 6 – подшипник выключения сцепления; 7 – фланец подшипника; 8 – соединительная пружина; 9 – манжета в сборе; 10 – болт крепления кожуха; 12 – установочный штифт; 13 – маховик; 17 – защитный чехол вилки выключения сцепления; 18 – трубчатый установочный штифт картера сцепления; 19 – шпилька крепления стартера и картера сцепления; 22 – шаровая опора вилки; 23 – первичный вал коробки передач; 24 – винт крепления кронштейна вилки; 25 – пружина вилки; 26 – шайба шаровой опоры; 27 – вилка выключения сцепления; 28 – толкатель вилки; 29 – оттяжная пружина вилки; 31 – болт крепления грязезащитного щитка; 32 – грязезащитный щиток; 33 – ведомый диск в сборе

5. Отверните болты 31 (см. рис. 3.1) крепления штампованного щитка 32 к картеру сцепления и снимите щиток.

6. Отверните гайки 16 крепления стартера к блоку цилиндров и снимите стартер со шпилек 15.

7. Отсоедините крепление подвески глушителя и выхлопной трубы и наклоните двигатель назад, насколько позволяют передние опоры подвески двигателя.

8. Отверните гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя, после чего отодвиньте картер назад и снимите его с установочных штифтов 18 и шпилек 4 и 19 крепления к блоку цилиндров.

9. Ослабьте болты 10 крепления кожуха сцепления к маховику, последовательно отворачивая их на один оборот по диагонали во избежание деформации кожуха.

10. После вывертывания крепежных болтов снимите кожух сцепления с установочных штифтов 12 и ведомый диск 33.

Определение технического состояния сцепления см. табл. 3.2

1. При появлении задиров, забоин, кольцевых рисок и следов износа поверхности трения маховика и нажимного диска, а также при короблении последнего допускается шлифовка их рабочих поверхностей.

Рис. 3.4. Минимально допустимая толщина нажимного диска

2. Кожух сцепления с нажимным диском в сборе является неразборным узлом, поэтому шлифовать нажимной диск рекомендуется только в условиях ремонтного предприятия. После шлифовки рабочей поверхности нажимного диска его общая толщина, определяемая размером А (рис. 3.4), должна быть не меньше 24,7 мм, чистота поверхности – не ниже 1,6 мк.

3. Рабочая поверхность диска должна быть плоской, допускается вогнутость не больше 0,08 мм, при этом выпуклость не допускается.

4. Шлифовка нажимного диска снижает рабочее усилие, создаваемое нажимной пружиной, поэтому при сборке сцепления с отремонтированным нажимным диском для восстановления нормального усилия нажимной пружины установите специальные ремонтные распорные шайбы на стяжные пальцы крепления нажимной пружины к кожуху сцепления.

5. Проверьте толщину ведомого диска в сборе с накладками в сжатом состоянии под нагрузкой 4220 Н (430 кгс), равномерно распределенной по поверхности накладок. Измеренная по рабочим поверхностям фрикционных накладок толщина должна быть 7,1–

7,6 мм. Непараллельность рабочих поверхностей накладок при указанной нагрузке должна быть не более 0,18 мм.

6. Проверьте торцовое биение рабочих поверхностей фрикционных накладок относительно шлицевого отверстия ведомого диска сцепления и посадку диска на шлицы первичного вала коробки передач. Для проверки торцового биения наденьте ведомый диск на шлицевую оправку (или первичный вал коробки передач). Вращая оправку в центрах, фиксируйте показания индикаторов, ножки которых непосредственно или через промежуточные рычаги соприкасаются с рабочими поверхностями фрикционных накладок ведомого диска в крайних точках. Общие показания каждого из индикаторов не должны быть больше 0,60 мм. Если биение превышает 0,60 мм, соответствующий участок ведомого диска можно выправить при помощи вильчатого рычага. После этого повторно проверьте величину биения.

Контроль основных параметров кожуха в сборе с нажимным диском

Рис. 3.2. Нажимной диск сцепления с кожухом в сборе: 1 – кожух сцепления; 2 – нажимной диск; 3, 9 – заклепки; 4 – соединительное звено; 5 – нажимная пружина; 6 – стопорное кольцо; 7 – опорная пята; 8 – стяжной палец; 10 – балансировочный грузик; 11 – центральная втулка; 12 – пружинное коническое кольцо; 13 – соединительная пластина

1. Установите и надежно закрепите кожух в сборе с нажимным диском на плоской плите, заменяющей маховик двигателя (см. рис. 3.2), с подложенной под нажимной диск проставкой-кольцом толщиной 7,35 мм (вместо проставки-кольца можно использовать три распорные шайбы той же толщины, равномерно расположенные по окружности).

2. Проверьте радиальное биение рабочей поверхности опорной пяты, замеренное на диаметре 50 мм. При каждом замере показание индикатора не должно быть более 0,38 мм.

В случае необходимости для уменьшения биения пяты допускается нажатие или удар по одной из трех площадок Л кожуха сцепления.

3. Размер М должен быть в пределах 48,0–51,0 мм.

4. При перемещении поверхности П опорной пяты на 7,1 мм в направлении стрелки К отход поверхности П1 нажимного диска в направлении стрелки Н должен быть не менее 1,27 мм; при приложении к поверхности П опорной пяты нагрузки в направлении стрелки К и отходе поверхности П1 нажимного диска от поверхности П2 на 7,9 мм биение поверхности H не должно превышать 0,25 мм. Биение и отход нажимного диска замеряйте с помощью индикаторов, ножки которых установлены на головки заклепок в местах крепления к нажимному диску соединительных звеньев.

5. Усилие, необходимое для перемещения поверхности П опорной пяты на 7,1 мм в направлении стрелки К , не должно превышать 842 Н (86 кгс). Контроль усилия проводится после двукратного перемещения поверхности П пяты в направлении стрелки К до положения, не выходящего за пределы максимально допустимого хода 8,9 мм.

6. При замере рабочего усилия на нажимном диске закрепите его на плоской плите. Усилие, необходимое для перемещения поверхности П1 нажимного диска в направлении стрелки Н до положения, определяемого размером Г , не менее 3330 Н (340 кгс). Контроль усилия проводится после двукратного перемещения поверхности П пяты в направлении стрелки К до положения, не выходящего за пределы максимально допустимого хода 8,9 мм.

7. При определении рабочего усилия на нажимном диске необходимо, чтобы шток пресса опускался до тех пор, пока усилие не перестанет уменьшаться и не начнет повышаться. Затем, снижая нагрузку, приподнимите шток пресса до положения нажимного диска, соответствующего размеру 7,35 мм (см. рис. 3.2), и зафиксируйте при этом действительную нагрузку. Ход нажимного диска замеряют индикатором.

8. Если данные, полученные при контроле значения проверяемых параметров, не соответствуют указанным нормам, замените кожух сцепления в сборе.

Замена опорной пяты

Опорная пята 7 (см. рис. 3.2) удерживается на нажимной пружине 5 пружинным коническим кольцом 12 и центральной втулкой 11, которая после установки опорной пяты в прорези нажимной пружины вставлена до упора в буртик на внутреннем диаметре пяты и закернена в шести местах путем вдавливания центральной втулки 11 в радиальном направлении в канавку на внутренней поверхности пяты, как показано на выноске I. Пружинное коническое кольцо 12 за счет своей упругости выбирает осевые зазоры после сборки пяты с нажимной пружиной, а также компенсирует в определенных пределах износ контактных поверхностей этих деталей в процессе эксплуатации. При значительном износе, который уже не компенсируется упругостью пружинного конического кольца, либо при ослаблении последнего в результате значительного нагрева рабочей поверхности

пяты из-за нарушений правил эксплуатации автомобиля крепление пяты ослабляется и как следствие при трогании с места и во время движения автомобиля при работе сцепления появляются характерные дребезжание и стук.

Для замены изношенной опорной пяты:

Рис. 3.5. Удаление центральной втулки крепления опорной пяты: 1 – центральная втулка; 2 – зубило

10.11. Снятие механизма привода выключения сцепления на автомобиле с двигателем Ваз-2106

Автомобили с двигателем Ваз-2106 комплектуются коробками передач Иж-2126 или Ваз-21074. Операции, одинаковые для обеих комплектаций, показаны на примере коробки передач Иж-2126.

Перед отсоединением картера сцепления от картера коробки передач Ваз 21074 необходимо слить масло из коробки передач (см. «Замена масла» ).

Снимаем чехол вилки привода выключения сцепления.

Потянув, вынимаем вилку из картера.

Снимаем подшипник выключения сцепления.

Снимаем с подшипника пружину.

Для замены направляющей втулки подшипника выключения сцепления разъединяем картер сцепления и проставку коробки передач. Для этого:

головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем одну гайку в нижней части картера сцепления.

. а головкой «на 17» — еще шесть гаек.

Снимаем картер сцепления со шпилек проставки коробки передач Иж-2126 (прокладка в этом месте не предусмотрена).

Снимаем картер сцепления со шпилек картера коробки передач Ваз-21074 (Внимание! Соединение уплотнено прокладкой, которую при сборке лучше заменить новой, нанеся герметик на обе ее стороны).

Молотком выпрессовываем втулку, подлежащую замене.

Соединение втулки с картером сцепления уплотнено резиновым кольцом.

Перед установкой новой втулки смазываем тонким слоем смазки ее посадочную поверхность и резиновое кольцо.

Запрессовываем втулку подходящим отрезком трубы.

После замены втулки на автомобиле, укомплектованном коробкой передач Ваз-21074, необходимо установить новый сальник первичного вала коробки передач (см. «Замена сальника первичного вала коробки передач» ).

Устанавливаем детали в обратной последовательности, смазав поверхности трения вилки и направляющей втулки подшипника выключения сцепления смазкой ШРУС-4.

При установке вилки выключения сцепления.

. ее концы должны зайти под усики пружины обоймы подшипника. Одновременно с этим шаровая опора (для наглядности снята) должна войти в прорезь пружины вилки.

Содержание

1. Возможные неисправности сцепления на автомобилях «Ода» и «Фабула»

2. Схема сцепления автомобиля ИЖ 2126

3. Снятие ГЛАВНОГО цилиндра сцепления

4. Снятие РАБОЧЕГО цилиндра сцепления двигатель УЗАМ (УМПО)

5. Снятие РАБОЧЕГО цилиндра сцепления двигатель ВАЗ 2106

6. Регулировка ПРИВОДА сцепления (двигатель УЗАМ)

7. Регулировка привода выключения сцепления ВАЗ 2106

8. Ссылки на наш форум — задавайте вопросы

1. Возможные неисправности сцепления на автомобилях «Ода» и «Фабула»

Причина неисправности Метод устранения

Сцепление не полностью включается («буксует»)

При резком нажатии на педаль акселератора двигатель набирает обороты, но автомобиль почти не разгоняется (это особенно заметно при движении на подъем); может ощущаться запах перегретых фрикционных накладок; возрастает расход топлива

Неправильная регулировка привода сцепления (отсутствует свободный ход педали) Отрегулируйте привод (см. «Сцепление», с. 98) Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска Тщательно промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените. Устраните причину замасливания (течь масла через сальник двигателя и/или коробки передач) Сильный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска Замените ведомый диск Ослабление диафрагменной пружины Замените кожух сцепления Заклинивание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы свежую смазку ШРУС-4 Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра Замените главный цилиндр Поршень главного цилиндра медленно возвращается в исходное положение из-за разбухания резиновых манжет Замените цилиндр в сборе. При подозрении на попадание бензина или других растворителей в жидкость гидропривода сцепления замените ее

Сцепление не полностью выключается («ведет»).
Затруднено переключение передач переднего хода, передача заднего хода включается с шумом (см. также «Диагностика неисправностей коробки передач», с. 254)

Неправильная регулировка привода сцепления (мал полный ход педали, увеличен ее свободный ход) Отрегулируйте привод (см. «Сцепление», с. 98) В систему гидропривода попал воздух (педаль «мягкая») Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените цилиндры в сборе Деформирована вилка выключения сцепления Замените вилку Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок, коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм) Замените диск Сильный и неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска Проточите или замените маховик. При повреждении поверхности нажимного диска замените кожух сцепления Перекос или коробление нажимного диска Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления) Заклинивание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы свежую смазку ШРУС-4 Ослабление заклепок соединительных пластин кожуха сцепления или диафрагменной пружины, поломка пластин Замените кожух сцепления Заклинен подшипник выключения сцепления Замените подшипник Сцепление не выключается (педаль «проваливается») Сильно деформирована или сломана вилка выключения сцепления Замените вилку Наличие воздуха в системе гидропривода Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените цилиндры в сборе Сцепление не выключается (педаль «проваливается»). Кратковременно выключить сцепление удается только резким нажатием на педаль Сильный износ, дефекты зеркала главного цилиндра; грязь в цилиндре Прочистите или замените цилиндр Неисправность манжет главного цилиндра Замените цилиндр в сборе Рывки при трогании Заклинивание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы свежую смазку ШРУС-4 Деформация ведомого диска Замените ведомый диск Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках Замените ведомый диск Потеря упругости пружинных пластин ведомого диска Замените ведомый диск Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины Замените ведомый диск Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска Замените маховик или кожух сцепления Дребезжание, стук или шум при включении сцепления Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины Замените ведомый диск Деформация ведомого диска Замените ведомый диск Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска,сильный износ или трещины на накладках Замените ведомый диск Равномерный шум при выключенном сцеплении Износ подшипника выключения сцепления или отсутствие в нем смазки Замените подшипник Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач (в торце коленчатого вала) или отсутствие в нем смазки Замените подшипник Скрип педали сцепления Не смазаны пластмассовые втулки педали Смажьте втулки Литолом-24 или ШРУС-4 Сильно изношены пластмассовые втулки педали Замените втулки, перед установкой смажьте их Литолом-24 или ШРУС-4 После отпускания педали сцепления она не возвращается в исходное положение Наличие воздуха в системе гидропривода Прокачайте систему, подтяните соединения Потеряла упругость или сломана возвратная пружина педали и/или вилки сцепления Замените пружину (пружины)

2. Схема сцепления автомобилей ИЖ 2126 «Ода» и «Фабула»

Указатель деталей схемы сцепления автомобиля ИЖ 2126

1 — прокачкой штуцер рабочего цилиндра гидропривода сцепления;2 — колпачок прокачного штуцера;3 — гибкий шланг гидропривода;4 — трубка гидропривода;5 — крышка бачка;6 — корпус бачка;

7 — главный цилиндр гидропривода сцепления;

8 — возвратная пружина поршня главного цилиндра;

10 — защитный колпак главного цилиндра;

11 — толкатель;12 — упор педали сцепления;13 — педаль сцепления;14 — кожух сцепления;15 — нажимной (ведущий) диск;16 — маховик;

17 — подшипник выключения сцепления;

18 — первичный вал коробки передач;

19 — коленчатый вал;

20 — ведомый диск;

21 — чехол вилки выключения сцепления;22 — вилка;23 — толкатель вилки;24 — возвратная пружина;25 — картер сцепления;26 — защитный колпак рабочего цилиндра;

27 — поршень рабочего цилиндра;

28 — манжета поршня;

29 — пружина поршня;

30 — корпус рабочего цилиндра.

3. Снятие ГЛАВНОГО цилиндра сцепления

Главный цилиндр гидропривода сцепления – это узел автомобиля ИЖ 2126, который передает давление, при нажатии на педаль сцепления.

На обоих двигателях – УЗАМ (УМПО) и ВАЗ главные цилиндры одинаковые.

Последовательность снятия главного цилиндра

Ключом отворачиваем штуцер стальной трубки гидропривода сцепления от главного цилиндра… 2.

отводим трубку. 3.

Со стороны салона пассатижами расшплинтовываем палец крепления педали сцепления к толкателю… 4.

/td>

вынимаем палец. 5.

Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем две гайки шпилек крепления главного цилиндра гидропривода сцепления (эти гайки служат также для крепления кронштейна педального узла). 6.

снимаем главный цилиндр, выводя шпильки его крепления из отверстий в моторном щите.

Устанавливаем главный цилиндр в обратной последовательности.

4. Снятие РАБОЧЕГО цилиндра сцепления двигатель УЗАМ (УМПО)

Рабочий цилиндр сцепления автомобиля ИЖ 2126

Поддев отверткой, сдвигаем защитный колпачок с пояска цилиндра.

Щипцами разжимаем стопорное кольцо цилиндра.

Выводим цилиндр из проушины картера сцепления.

Удерживая наконечник шланга ключом «на 17» и вращая цилиндр за шестигранник переходника ключом той же размерности, отворачиваем цилиндр.

снимаем его (соединение уплотнено медным кольцом).

Удерживая корпус цилиндра трубным ключом, отворачиваем переходник ключом «на 17».

Соединение уплотнено алюминиевой прокладкой.

Устанавливаем рабочий цилиндр в обратной последовательности.

5. Снятие РАБОЧЕГО цилиндра сцепления двигатель ВАЗ 2106

Рабочий цилиндр с двигателем ВАЗ 2106

Последовательность снятия рабочего цилиндра с двигателя ВАЗ

Снимаем возвратную пружину.

Пассатижами вынимаем шплинт из отверстия в толкателе.

Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления.

Вынимаем болты и снимаем кронштейн возвратной пружины.

Удерживая наконечник гибкого шланга от проворачивания ключом «на 17», вращаем цилиндр за шестигранник переходника ключом той же размерности.

Соединение шланга с переходником уплотнено медной прокладкой.

Удерживая цилиндр за пробку корпуса ключом «на 22», отворачиваем переходник ключом «на 17».

отделяем цилиндр от переходника.

6. Регулировка привода выключения сцепления УЗАМ (УМПО)

Поддев отверткой 2.

снимаем оттяжную пружину. 3.

Упираем торец карандаша в бобышку нижнего крепления рабочего цилиндра сцепления и наносим на карандаше две метки: одну напротив конца вилки, прижатой к регулировочной гайке, а вторую — правее, на расстоянии 5 мм от первой. Отводим вилку выключения сцепления назад до упора. При нормальном свободном ходе толкателя вилка встанет напротив второй метки. В противном случае необходима регулировка. 4.

Ключом «на 13» отворачиваем контргайку, удерживая регулировочную гайку ключом «на 17».

7. Регулировка привода выключения сцепления ВАЗ 2106

Снимаем оттяжную пружину вилки.

Упираем карандаш с нанесенными метками в нижнюю бобышку крепления рабочего цилиндра и, сдвигая конец вилки по толкателю, проверяем свободный ход вилки.

Расконтриваем гайки толкателя, удерживая регулировочную ключом «на 17», а контровочную — ключом «на 13».

Удерживая толкатель пассатижами от проворачивания, вращаем регулировочную гайку, добиваясь необходимого хода вилки.

8. Ссылки на наш форум — задавайте вопросы