Рихтовка кузова что это

0
644

Содержание

11.12.2015

Последней операцией обработки деталей кузова является рихтовка. Для подобных операций необходимо немало времени и тщательное выполнение, потому что это – отделочная операция.

Главная функция, которую выполняет рихтовка – это ликвидация повреждений на кузове автомобиля до первоначального вида. За счет наклепывания происходит уплотнение металла.

Общая информация

Автомобиль рихтуют при помощи ударов молотами по металлу, который в свою очередь кладут на наковальню. При этом наковальня, которую применяют для исправления вмятин, должна обладать достаточной массой и повторять форму рихтуемой поверхности кузова. Поверхность наковальни не должна иметь никаких выпуклостей и впадин, дабы избежать отпечатывания их на поверхности металла.

Для выполнения данных работ используют гладилки или молотки-кувалды, которые можно обобщенно назвать рихтовочными молотами. Они должны быть изготовлены из стали, бойки должны быть закаленными и отполированными.

Чем сильнее наносят удары, тем быстрее происходит истончение металла в том месте. Происходит это, потому что объем листа неизменный, а при нанесении ударов утончается (удлиняется) кусок обрабатываемого участка листа. Вокруг необрабатываемой поверхности плотность листа не изменяется, что приводит к выпучиванию обрабатываемой детали.

Лучшим способом рихтовки признан метод, при котором обработка поврежденных поверхностей автомобиля происходит частыми и несильными ударами. При таком способе почти не происходит удлинение листа, нежели при рихтовке с помощью мощных и разобщенных ударов, приводящих к его вытяжке. Если на кузове автомобиля присутствует складка, то рихтовку начинают с исправления этой деформации, а уже затем приступают к исправлению остальной части повреждений.

В каких случаях рихтовка необходима

Проводить такие виды работ необходимо при любых механических повреждениях авто. Перечислим более подробно случаи, при которых рихтовка необходима:

  • Когда нужно восстановить первоначальный вид авто или отдельных его деталей. Такой вид работ является самым востребованным при восстановлении. Его необходимо применять, если автомобиль побывал в аварии или каких-либо других подобных ситуациях. Такой вид ремонта включает в себя применение разнообразных инструментов, сварки или шлифовки.
  • Когда приходится исправлять повреждения на небольшом участке кузова. В таких ситуациях с помощью рихтовки возвращают первоначальный вид машине. Прогибы исправляют, используя молотки разной формы и сделанные из разных материалов. Легкими ударами молотков по повреждению корректируют его.
  • Когда необходимо подготовить отдельные части машины к окрашиванию. Бывают ситуации, когда нужно исправить повреждения, перед тем как нанести краску.

Необходимо учитывать, что при больших повреждениях и растяжениях листа кузова рихтовка невозможна, потому что она не поможет восстановить заводской вид автомобиля. В таких ситуациях рекомендуется замена поврежденного участка.

Как оценить работу подрядчиков

Оценка качества выполненной работы производится зрительно и методом ощупывания. При помощи зрительного осмотра можно выявить выпуклости и вогнутости кузова автомобиля. Для более точного определения смотреть необходимо под углом или сбоку. Для проверки плоских частей авто рекомендуется использовать линейку.

При помощи ощупывания проверяют самые незначительные неровности поверхности. После рихтовки может проявиться такой брак:

  • В выпуклых деталях авто появляется впадина. Ее нельзя исправить при помощи надавливания.
  • Образование пузырей на больших участках листа. При надавливании на выпуклую часть пузырь перемещается в разные стороны.

Тип изъяна можно определить при помощи надавливания на выпуклую часть. Если он не вдавливается, это означает, что площадь деформации небольшая. Если же при надавливании выпуклость перемещается по плоскости, то поверхность повреждения более масштабна. При надавливании на такой пузырь слышен характерный хлопок листа металла. Устраняя такое повреждение необходимо очертить мелом границы и только после этого приступать к работе.

Если на поверхности машины появилась впадина, ее исправляют при помощи ударов молотком вначале в центре повреждения, а после переходят на края, при этом уменьшая силу ударов.

Пузырь, который появился на поверхности кузова, исправляют с помощью утолщения металла. Это делают при помощи нагревания определенных участков повреждения до температуры 800 градусов и проведения определенных манипуляций, пока не остыл металл.

Найти хороших мастеров можно по ссылке: рихтовка, проводимая неквалифицированным специалистом, может привести к еще большим повреждениям поверхности. Поэтому при выборе такого человека надо быть крайне внимательными, чтобы не пришлось переделывать работу.

Повреждение кузова – это обыденно дело, которое может случиться с каждым. Не вписался при парковке, попал в ДТП или же просто зацепил ограждение, визуальный эффект будет моментальный. Вмятины – очень четко видно и такие изъяны нужно немедленно исправлять. В этой статье мы кратко рассмотрим основные моменты самого процесса рихтовки, а также сделаем перечень нужных вам инструментов.

Базовые понятия и технология проведения работ

Первое что нужно усвоить, так это то, что сделать рихтовку кузова авто своими руками не так уж и просто, это требует определенных знаний и навыков от исполнителя и при этом нужно соблюдать особую аккуратность. Ведь вы можете не только не исправить изъян, но сделать все только хуже.

По своей сути рихтовка – это выравнивание поврежденных участков кузова. Тут стоит трезво подходить к ситуации, если деталь сильно повреждена, то возможно дешевле будет просто ее заменить. Если же изъян небольшой, тогда можно приступать к работе.

На данный момент наиболее часто ее делают с помощью пневматического молотка. Но если у вас нет этого инструмента, то можно делать все вручную. Из ручного инструмента вам будет нужен молоток, киянка. Выравнивание делается постепенно, некоторые мастера даже немного разогревают металл. Но если вы новичок, то смотрите не перегрейте, чтобы он не оплавился.

В зависимости от размера вмятин технология работы будет разная. Так, при большой вмятине рихтовочные работы нужно проводить, начиная с краев, медленно приближаясь к середине. Если же повреждение небольшое, то начинать лучше с середины, а потом подтягивать края.

Набор необходимых инструментов для рихтовки

В зависимости от степени повреждения кузова вам нужен будет различный инструмент. Тут я напишу лишь несколько наиболее ходовых решений. Но наличие современной техники только приветствуется, особенно если ее можно одолжить у знакомых.

Итак, вот тот небольшой запас подручных средств того, кто планирует делать рихтовку своей машины:

  • молоток с плоским бойком. С помощью него выравнивают плоские участки кузова.
  • молоток с острым бойком.
  • молоток с выпуклым бойком. Для выпуклых типов поверхностей.
  • молоток гладилка. Используется для сглаживания обрабатываемой поверхности.
  • молоток с насечками. Для обработки вытянутых поверхностей.
  • рихтовочные напильники;
  • споттер, с помощью него производят точечную сварку кузова.
  • наковальни или элементы поддержки. Используются в качестве поддерживающей поверхности с обратной стороны обрабатываемой поверхности. Особенно при работе с молотками. Такие поверхности берут на себя часть нагрузки.
  • рихтовочные крючки. С их помощью выдавливают вмятины.

На этом список далеко не заканчивается. Под каждый отдельный случай потребуется еще дополнительный набор инструмента.

Вакуумная рихтовка кузова без покраски

Еще лет 15 назад, такой метод был всего лишь фантастикой. Все делалось вручную. Сначала выравнивание, потом шлифовка, грунтовка и покраска. С помощью специальных устройств, которые имеют вакуумные присоски – такой метод стал реальностью.

Вся процедура состоит в следующем. Сначала вы закрепляете присоски в области вмятины, после чего простым движением руки вытягиваете, метал. Такой способ не требует дополнительной покраски и его легко применить по всему кузова.

К плюсам можно отнести и то, что вам не нужно разбирать деталь изнутри, достаточно внешней обработки. Стоит заметить, что такой способ не устраняет вмятину на 100%, но визуально исправит ситуацию.

Используйте данный метод, когда на кузове есть трещины, пусть даже и небольшие. Применив его, вы согнете поверхность, и вам нужно будет это все исправлять.

Вакуумная рихтовка наиболее эффективна на больших пологих типах вмятин.

Вытягивание вмятины зацепом

Это второй, более трудоемкий тип рихтовки. Ее стоит применять в местах с крупными повреждениями кузова.

Вся суть технологии следующая, вы вкручиваете в центр вмятины саморез, после чего с помощью инерционного молотка медленно вытягиваете изгиб, пока обрабатываемая поверхность не вернется в прежнее состояние.

Отверстия от саморезов зашпаклевывают и закрашивают.

Рихтовка способом выстукивания

Это наиболее трудоемкий процесс. Вам придется разобрать кузов в месте повреждения. Далее на обрабатываемой детали отметьте область вмятины. Выстукивая с внутренней стороны изъян, с обратной стороны должен присутствовать опорная поверхность, например наковальня.

В некоторых случаях можно немного разогреть металл, чтобы он стал более гибкий.

Что такое правка и рихтовка

Рихтовать (от нем. richten) – это технический термин, означающий выпрямлять, выверять, править.

Рихтование – придание первоначального вида.

Правка кузова автомобиля, даже при небольших повреждениях формы листовых элементов – трудоемкий процесс и без специального инструмента здесь не обойтись.

Упругость листовой стали

При изготовлении кузова легкового автомобиля сваривают множество деталей из листовой стали. Одни из них, например панели крыши или дверей, мало изогнуты, другие, такие как пороги дверей или лонжероны, имеют гораздо более сложную конфигурацию. Если рукой нажать на середину панели крыши, она прогнется без особо большого усилия, но лишь до определенной глубины. После прекращения нажатия произойдет упругое восстановление первоначальной формы крыши. Ее края, напротив, деформировать таким способом не удастся.

Сказанное можно объяснить следующим.

Листовая сталь кузова сохраняет приданную ей форму благодаря наличию в ней внутренних напряжений. До тех пор пока эти напряжения будут превышать приложенное извне усилие, всегда будет наблюдаться упругое восстановление первоначальной формы: следовательно, материал, в данном случае панели крыши, обладает упругостью. Приложение более высокого усилия, превышающего величину внутренних напряжений, вызовет необратимую деформацию материала, и после прекращения воздействия силы лист сохранит новую форму.

Впрочем, материал при этом не разрушится, а новая форма также будет обладать упругостью. Теперь, правда, будет не так легко изменить эту вновь приобретенную форму или вернуть листу прежнюю конфигурацию, поскольку внутренние напряжения стали выше. Таким образом, за счет придания листовой стали той или иной формы ее жесткость повышается. Именно по этой причине края панели крыши невозможно деформировать рукой. Способность листа деформироваться и связанное с ней повышение жесткости имеют допустимые пределы. Если часто или слишком сильно деформировать материал, произойдет его разрушение.

Вышеизложенное можно резюмировать так:

листовая сталь кузова сохраняет упругость до тех пор, пока прилагаемое к ней усилие не превысит допустимой величины;

листовая сталь после превышения предела упругого сопротивления начинает деформироваться пластично;

любое пластическое деформирование приводит к увеличению жесткости листа и возникновению в нем дополнительных внутренних напряжений;

часто повторяемое пластическое деформирование приводит к разрушению материала.

Оборудование, оснастка и инструмен­ты для правки кузовов в зависимости от характера воздействия на поврежденное место делят на следующие виды:

оборудование для правки деформированных участков кузо­ва силовым воздействием;

ручные инструменты, предназначенные для фор­мообразования (рихтовки) листового ме­талла и выравнивания поверхности, а так­же обеспечения высоких механических свойств обработанной поверхности удар­ным воздействием.

Оборудование для правки силовым методом

К оборудо­ванию для правки деформированных уча­стков кузовов силовым воздействием от­носят винтовые и гидравлические устрой­ства, а также универсальные стенды и ус­тройства для правки и контроля.

Винтовые и гидравлические устройст­ва обеспечивают восстановление геомет­рических параметров кузовов по проемам.

Рис. 1. Винтовое приспособление

Винтовое приспособление (Рис. 1,а) для правки различных деформаций в ку­зовах на базе домкрата состоит из силово­го устройства 1, переработанного так, что усилие правки передается на подвижной упор через коническую пару. Неподвиж­ная втулка является направляющей, через которую насадки 4 – 6 передают усилия правки на деформированный участок. Концевая упорная насадка 3 имеет форму, позволяющую быстро и надежно устанав­ливать силовое устройство в деформиро­ванном месте кузова. Набор насадок по­зволяет собрать силовое устройство необ­ходимой длины и обеспечива­ющее рабочий ход до 290 мм. Двусторонний крюк и набор цепных за­хватов создают усилия растяжения – сжатия до 10 кН.

Комплект винтовых растяжек предназначен для устранения переко­сов проемов кузова и правки различных деформаций (Рис. 2). В комплект входят: винтовая растяжка 1, являющаяся силовым устрой­ством, шарнирные упоры 2, набор удлинителей 3, цилиндрический упор 4, переход­ник 5, сферический упор 6, опорная пята 7, струбцина 8, проставка 9 и угловые пе­реходники 10.

Рис. 2. Винтовая растяжка

Набор удлинителей и проставок раз­личной длины позволяет собрать силовое устройство необходимого размера. Вра­щая винт, имеющий рабочий ход до 140 мм, выполняют правку поврежденных элементов кузова. Максимальное усилие, развиваемое винтом, составляет 15 кН.

Оснастка для правки по­врежденных участков кузова состоит из гидравлического устройства и набора при­способлений (Рис. 3). Гидравлическое устройство включает в себя ручной плунжерный на­сос, силовой цилиндр и шланг высокого давления.

При выполнении работ силовой ци­линдр соединяют с инструментом, соот­ветствующим характеру и расположению устраняемого повреждения, и устанавли­вают в распор между поврежденными эле­ментами кузова и местом опоры. Усилие на штоке гидроцилиндра обеспечивается до 70 кН при максимальном давлении ра­бочей жидкости 60 000 кПа и наибольшем усилии на рукоятке гидронасоса 0,4 кН.

В местах, где домкрат разместить нельзя, пользуются гидрораспорным приспособлением.

Рис. 3. Гидросиловой инструмент: 1 — насос в сборе; 2 — шланг с наконечниками; 3 — силовой цилиндр; 4, 5, 6 и 7 — удлинители; 8 — ниппель 75 мм; 9 и 10 — муфты; 11 — наконечник рифленый; 12 — наконечник клиновой; 13, 14 и 15 — наконечники резиновые; 16 — разжимное приспособление; 17 — упор шарнирный в сборе; 18 — упор прямой; 19 — выдавливатель; 25 — держатель; 21 и 22 — подкладки; 23 — вороток; 24 — палец шестигранный

Универсальные стенды и устройства для правки и контроля обеспечивают уст­ранение перекосов, скручиваний и изги­бов методами силовой правки, а также контроль основных геометрических пара­метров кузовов.

Устройство для правки (Рис. 4) состоит из основной балки 7 прямоугольного сечения, на одном из концов которой шарнирно закреплен качающийся рычаг.

Устройство имеет длину 3000 мм, шири­ну 635 мм, высоту 1500 мм и массу 185 кг. Легкость перемещения устройства и уста­новки под аварийный автомобиль обеспе­чивают колеса 5 и 8 (одно неповоротное диаметром 170 мм и два поворотных диа­метром 190 мм), закрепленные на основ­ной балке на кронштейнах.

Устройство работает по векторному принципу приложения сил. Для правки кузова необходимо: выставить аварийный кузов на козлы-подставки; закрепить си­ловую поперечину 4 в нужном месте за ребра жесткости порогов кузова; устано­вить устройство под кузов автомобиля в направлении полученного удара; опереть упором 3 в силовую поперечину 4; править деформированные элементы кузова с использованием цепных строп 10 – 12 и за­жимных приспособлений 13 – 16.

Рис. 4. Устройство для правки кузова

В зависимости от характера работ упор 3, закрепленный на кронштейне 6, можно устанавливать на основной балке на раз­личной длине. На Рис. 5 показаны ва­рианты закрепления устройства на авто­мобиле, приемы фиксации зажимных и расчалочных приспособлений, приемы правки деформированных участков ку­зова.

Устройство имеет следующие досто­инства: универсальность применения для правки кузовов различных марок легко­вых автомобилей; возможность приложе­ния ратягивающей силы в сторону, проти­воположную силе, вызвавшей поврежде­ние в любом из направлений в пределах 360°; небольшие габаритные размеры и отсутствие необходимости закрепления за специальным рабочим местом; возмож­ность выполнения процесса по транспор­тировке устройства, его крепления к авто­мобилю, переналадке и правке деформи­рованных элементов кузова одним рабо­чим. Конструктивная простота и применение металлопроката позволяет изготовить устройство в условиях неболь­ших мастерских.

Рис. 5. Способ закрепления кузова и принцип работы устройства для правки