Регулятор напряжения ваз классика

0
1801

Содержание

На "классике" можно встретить 2 типа реле регуляторов напряжения: встроенный в генератор и внешний. Разница заключается в модели генератора, который установлен на автомобиле.

На старых моделях "Жигулей" (ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121 с карбюраторными двигателями) установлен генератор Г-221, а внешний регулятор напряжения представляет собой небольшую "коробочку", которая крепится двумя гайками на левом брызговике кузова. Как раз о замене такого регулятора и пойдет речь в этой статье.

На более поздних моделях ВАЗ (2104, 2105 и 2107) стоит генератор Г-222, а регулятор напряжения уже встроен в корпус генератора и представляет собой небольшую "таблетку" черного цвета.

Снятие и установка регулятора напряжения

Замена внешнего регулятора напряжения ВАЗ 2101-2106

1) Головкой на "8" отворачиваем две гайки и снимаем регулятор.

2) Отсоединяем два провода.

3) Крепим новый регулятор к брызговику и подсоединяем провода: оранжевый — к выводу "15", а серый — к выводу "67".

Схема подключения реле регулятора напряжения

ВНИМАНИЕ! Прежде чем пустить двигатель, убедитесь, что контакт между корпусом регулятора напряжения и "массой" автомобиля надежен, а провода к выводам "15" и "67" подсоединены правильно.

Стоимость и взаимозаменяемость

Встроенный реле регулятор напряжения 71.3702 для генератора Г-222

Средняя цена за регулятор напряжения как встроенный в щетки, так и выносной составляет около 100 рублей.

Модели генераторов Г-221 и Г-222 взаимозаменяемы, то есть вы без особых трудностей сможете поставить новый генератор от "семерки" на "копейку", но стоит уделить внимание правильному заряду АКБ. Для этого необходимо доработать электропроводку по стандартной схеме подключения.

В зависимости от ситуации, либо установить внешний реле регулятор напряжения, либо, наоборот, снять внешний и оставить один встроенный в генератор.

Нормальным напряжением в бортовой сети автомобиля считается диапазон 13,5-14,5 Вольт.

К сожалению, регуляторы напряжения, установленные на штатных генераторах автомобилей старой доброй «классической» линейки ВАЗ, весьма далеки от совершенства и главный их недостаток заключается в том, что они не в состоянии определить реальное напряжение в бортовой сети, а всего лишь, не всегда удачно, пытаются анализировать «вольтаж» на дополнительных диодах выпрямительного моста. Примерно с весны 2004 года такие регуляторы были полностью сняты с производства и им на смену пришли более совершенные модели, которые благодаря наличию обратной связи, способны точно измерять напряжение в бортовой сети, быстро реагировать на текущие изменения и, тем самым, сглаживать скачки напряжения при изменении нагрузки.

Совместимость регуляторов напряжения с генераторами различных серий

Приступая к решению задачи по установке регулятора напряжения нового образца необходимо учитывать, что в зависимости от варианта дорабатываемого генератора, доработка может быть выполнена практически без переделок, либо придется поменять клеммы выводов "B+" и "D+", а также внести некоторые изменения в схему диодного моста.

В общем случае, переделок выполнять не понадобится при создании следующих комбинаций:

  • Установке на генератор 372.3701 РН 1702.3702-01 – ВТН;
  • Устанавливая на генератор 9402.3701/3202.3771 РН 9111.3702 – ВТН (9333.3702-02 – ВТН или 9111.3702И2 – ВТН);
  • Установке на генератор 5102.3771 регулятора напряжения 846.3702 — Орбита.

В случаях же комбинирования генератора 9402.3701/3202.3771 с такими регуляторами как 93.3702 – Астро, 844.3702 Орбита, 845.3702- Орбита, 941.3702 – Автоэлектроника, 7931.3702 И4 – Электромодуль, 611.3702-05 (Энергомаш), 611.3702-07 (Энергомаш), а также 9333.3702-04 – ВТН (9444.3702 – ВТН, 7931.3702-01 – ВТН) придется дорабатывать диодный мост и менять, указанные выше, клеммы.

Порядок замены регулятора напряжения (старого образца на новый)

Последовательность действий, направленных на замену регулятора напряжения рассмотрим на примере установки РН 9333.3702-04 на генератор 9402.3701 КЗАТЭ, который по многолетним отзывам владельцев автомобилей ВАЗ является наиболее надежной и удачной версией (подразумеваются изделия, выпущенные именно на КЗАТЭтм г.Самара).

Прежде всего, с генератора необходимо снять старый регулятор напряжения, а также конденсатор (на новом регуляторе конденсатор встроен в общую конструкцию). На следующем этапе, руководствуясь базовой схемой подключения регулятора напряжения нового поколения, перерезав перемычку аккуратно отсоединяем дополнительные диоды от клеммы "D" диодного моста, тем самым превращая ее в клемму "D+".

В принципе, если в последующем не планируется использовать "D", то указанные три диода можно просто снять.

1-генератор, 2-регулятор напряжения, 3-контрольная лампа, 4-обмотка возбуждения, 5- контакты замка зажигания, 6-обмотка статора, 7-выпрямительный блок, 8-уккумуляторная батарея.

Далее устанавливаем новый регулятор, для чего провод, идущий от клеммы "D+" подключаем к регулятору, а дополнительные выводы закрепляем на шпильке "В+", а также на контакт обмотки "W" (место размещения контакта обозначено на крышке генератора). Не забываем о том, что провод обмотки "W" должен быть уложен под текстолитовую прокладку и не звониться на корпус. В данном случае клеммы под дополнительные выводы, такие как нам нужно (8мм. для "W и 6мм. для "В+"), так что дорабатывать их не придется. В общем-то, на этом установка нового регулятора завершена и остается только закрыть крышку генератора и установить его в автомобиль.

Возможно, дополнительно придется удалить резистор, находящийся в комбинации приборов. Проверить имеется ли он в схеме достаточно просто – необходимо отсоединить провод от клеммы "D" генератора и включить зажигание. В случае если лампа контроля заряда АБ загорится в полнакала – резистор в наличие, если нет – он не предусмотрен.

После выполнения такой доработки качество регулирования напряжения значительно улучшается, о чем свидетельствуют измерения, выполненные на холостом ходу и при наличии нагрузки. Определенным недостатком модернизации является полное пропадание самовозбуждения генератора при обрыве провода, идущего на "D+" и тут уж необходимо не пропустить сигнал индикатора АКБ.

Каждый автомобиль оснащен устройством стабилизации напряжения. На «шестерках» устанавливают реле регулятор напряжения генератора ВАЗ 2106. Задачей прибора является поддержание уровня напряжения бортовой сети.

Назначение устройства

Напряжение генераторов зависит от следующих факторов:

  1. Частоты вращения ротора.
  2. Токовой нагрузки.
  3. Величины магнитного потока.

Достаточным условием для выработки электрической энергии является вращение ротора генератора ВАЗ 2106 в магнитном поле. Магнитный поток пересекает обмотки статора. Образуется напряжение переменного тока. Диоды генератора выпрямляют ток.

Роль электромагнита выполняет обмотка возбуждения. Она уложена в пазах вращающей части. Напряжение возбуждения поступает на нее через щеточный узел. Изменяя силу тока, проходящего через обмотку, управляют генерацией.

Регулятор напряжения ваз 2106 (РР) управляет током обмотки ротора. Блок изменяет сопротивление цепи возбуждения в зависимости от уровня напряжения сети. Генератор реагирует должным образом. Так устройство возвращает напряжение генератора к норме.

К работе блока регулировки предъявляют повышенные требования. Они обусловлены условиями работы и техническими характеристиками потребителей. Вся аппаратура, которая подключена к сети легкового транспорта, рассчитана на 12 вольт (В). Регулятор напряжения ВАЗ должен удерживать диапазон от 13,2 до 14,4 В. Этот промежуток не должен зависеть от количества оборотов ротора и амперной нагрузки.

Реле регулятор напряжения должен включаться в работу автоматически после пуска двигателя. Помимо основного назначения устройство выполняет дополнительные функции:

  • защищает генератор от перегрузок;
  • подзаряжает аккумуляторную батарею;
  • предохраняет приборы от перенапряжения.

Правильная работа РР защитит электрическое оборудование от перенапряжения. Отсутствие зарядки сократит срок жизни аккумулятора. Пониженное напряжение сети затруднит пуск холодного двигателя.

Типы конструкций

Существуют 2 вида регуляторов: старого и нового образца. Они заменяют друг друга, хотя содержат разные начинки. Старая конструкция комплектуется механическим реле. На машинах ВАЗ установлен регулятор напряжения типа РР-380. Приборы такой серии используют подвижные контакты для включения резисторов.

Данная запчасть снята из серийного производства. Сейчас подобные экземпляры встречаются редко. Вибрационный регулятор РР-380 к тому же имеет ряд недостатков. Укажем на трудности при эксплуатации контактного варианта:

  • необходимость настройки;
  • ступенчатая регулировка;
  • периодическая зачистка контактной группы;
  • низкая надежность;
  • создает радиопомехи;
  • малый срок эксплуатации.

Сегодня на замену устаревшей модели пришли технологии на полупроводниках. Автомобили производства ВАЗ, ГАЗ, УАЗ комплектуются электронными разработками. Новшество является огромной заслугой и успехом российских производителей.

Регуляторы на базе транзисторов относят к бесконтактным реле. ВАЗ 2106 получил блок типа 121.3702. Радиодетали размещены в пластмассовом корпусе прямоугольной формы.

Диагностика устройства

Неисправность элементов цепи зарядки можно определить во время езды. При работающем двигателе смотрят на панель приборов. При падении напряжения реле зарядки включает лампочку. Сигнализация указывает на возможный отказ РР.

Чтобы проверить регулятор напряжения, необходим вольтметр. Тестер можно приобрести в магазине или взять на время у знакомого электрика. Переключатель режимов выставляют на предел 20 В. Общий провод (черный) соединяют с массой легкового авто, а красный щуп ставят на знак «+» аккумулятора.

Проверить реле регулятор можно на заведенном моторе и полностью заряженном аккумуляторе. Последовательность действий для диагностики устройства должна быть следующей:

  1. Ключом зажигания заводим двигатель.
  2. Включаем нагрузку (фары дальнего света).
  3. Прогреваем мотор в течение 15 мин.
  4. Устанавливаем частоту вращения 2,5 тыс. по тахометру.
  5. Снимаем показания тестера на клеммах батареи.

После выполнения всех пунктов проводят анализ. Если стрелка на шкале прибора установилась в пределах 14,2 В, то регулятор справляется со своей задачей. При этом напряжение не должно существенно зависеть от количества оборотов.

Отклонение показателей от нормы свидетельствует о поломке регулятора.

Запомните, что электронное реле не допускает снятия клемм с аккумулятора на заведенном двигателе. Это приводит к броску напряжения и выходу из строя электронных устройств.

Подключение блока

Перед выбраковкой устройства следует убедиться в исправности других деталей. Осмотру подлежат ремень, генератор, аккумулятор, провода. Отсутствие зарядки ВАЗ 2106 может быть вызвано ослаблением ремня. Если перед проверкой блок снимался, то следует убедиться в правильности соединения проводов.

Замена регулятора напряжения выполняется в гаражных условиях. Даже неопытный водитель сможет сделать это. Потребуется инструмент, умелые руки и немного знаний.

Открываем капот, чтобы найти выносное реле. В «Жигулях» коробка крепится ушками к левому крылу. Объект находим возле бачка с тормозной жидкостью. Некоторые реле вмонтированы в корпус генератора. В народе их называют интегралом.

Не спешите откидать проводку от клемм. Бывалые автолюбители советуют предварительно обозначить провода маркером. До регулятора напряжения ВАЗ подходят 2 провода серого и оранжевого цветов. Они крепятся к клеммам с цифрами 67 и 15. Не перепутайте провода. Серый цвет соответствует номеру 67, а оранжевый 15.

В конце проводят повторную проверку. Диагностика и замена регулятора напряжения не потребует больших усилий. Необязательно обращаться на станцию технического обслуживания. Избавьте себя от материальных затрат и ремонтируйте автомобиль сами.