Содержание
Пришла весна, а с ней и пора для смены резины на летнюю. Заодно можно проверить зазор в конических подшипниках ступиц передних колес и подрегулировать его. Так, как большой зазор приводит к снижению ресурса как самих подшипников, так и протектора шин, возможно появление вибрации и ухудшение управляемости машины на скоростях.
Итак, нам потребуются:
— новые гайки ступицы — левая и правая
— динамометрический ключ (можно обойтись и без него)
— баллонный ключ
— торцевая головка на 27 или рожковый ключ
— молоток, отвертка плоская
— немного новой смазки для подшипников
Для начала, снимаем колесо, декоративный колпак и колпак ступицы, чтобы обеспечить доступ к гайке.
Ставим колесо обратно, но уже без колпачков, крепим его не менее, чем двумя болтами по диагонали и вывешиваем на домкрате. Не забываем подложить упоры под колеса и поставить машину на передачу.
Теперь, резко качая колесо за обод в вертикальной плоскости одной рукой (чтобы исключить люфт в рулевой трапеции), пальцем другой прикладываемся к шайбе и ступице, определяем наличие ощутимого осевого зазора.
Если так неудобно, то можно просто качать колесо двумя руками за верхний и нижний ободы резкими движениями, визуально по гайке и на слух определяя люфт. Он должен составлять не более 0,02-0,08 мм.
Чтобы исключить влияние других зазоров, например, в сайлентблоках рычагов, шаровых опорах и рулевой трапеции, можно попросить помощника нажать на педаль тормоза. Тем самым мы зафиксируем подшипник и ступицу — при этом люфт должен исчезнуть. Если он не исчезает, то значит его источник находится не в подшипнике.
Удостоверившись в обратном, можно приступить к регулировке зазора: головкой или ключем на 27 расконтриваем и снимаем старую гайку и надеваем новую. Но, для профилактики, прежде чем закрутить новую гайку давайте осмотрим наружный подшипник, к которому у нас есть свободный доступ — осторожно снимаем шайбу и достаем его. Протираем от старой смазки и внимательно осматриваем — питтинг, видимый износ сепараторов, раковины и сколы на роликах и кольцах не допускаются.
Теперь набиваем полость ступицы новой смазкой, смазываем подшипник и ставим обратно, затем шайбу и закручиваем новую гайку от руки. Гайки с левой и правой стороны автомобиля отличаются — на гайке с правой стороны имеются отметины на кромке, на левой их нет.
Берем динамометрический ключ и заворачиваем гайку с моментом 19,6 Н·м (2 кгс·м), одновременно вращая колесо в обе стороны, чтобы подшипники самоустановились.
Затем ослабляем гайку обратно и заворачиваем уже с моментом 6,8 Н·м (0,7 кгс·м). И после этого опять ослабляем примерно на 25°. Проверяем наличие люфта — он должен быть почти незаметным.
Если этот метод нам не помог и люфт все еще значителен, то можно воспользоваться старым "дедовским" — заворачиваем гайку до полного пропадания зазора и понемногу отворачиваем до появления совсем незначительного, соответственно также вращая колесо, чтобы подшипники вошли в свои места.
Удостоверяемся в правильности регулировки — колесо должно свободно вращаться, без "закусываний", для более точного определения можно отжать отверткой или снять тормозные колодки. Все, контрим гайку, замяв ее буртик в 2 паза на цапфе, используя подручный инструмент (отвертку, бородок).
Набиваем колпачок ступицы свежей смазкой и забиваем на место, закручиваем остальные болты крепления колеса. То же самое проделываем и с другой стороны.
Окончательную проверку правильности регулировки проводим на дороге, проехав около 1-2 км и стараясь не использовать тормоза. Проверяем нагрев подшипников ступицы рукой — она должна терпеть. Если нагрев значительный и рука не терпит, то необходимо провести регулировку заново или заменить подшипники.
Ступичный подшипник “семерки” постепенно изнашивается и может стать причиной проблем: ускоренного износа резины, тормозных дисков и колодок. Если вовремя не поменять ступичный подшипник ВАЗ 2107, его может заклинить, что приведет к потере управления. Поэтому необходимо следить за состоянием подшипников, своевременно регулировать и менять их.
Диагностика состояния подшипника
Нередко неисправность подшипника передней ступицы проявляется в виде шума при движении автомобиля. Убедиться в исправности (или удостовериться в неисправности) ступичных подшипников, можно следующим образом:
- установить автомобиль на ровной площадке, поднять рычаг ручного тормоза;
- поставить противооткатные башмаки;
- поднять автомобиль, вывесив переднее колесо;
- установить упор под нижнюю шаровую;
- установить страховочную опору под кузов;
- опустить домкрат;
- покачать колесо руками, взявшись за верх и низ;
- прокрутить колесо.
Если во время покачивания колеса ощущается люфт, то может помочь регулировка затяжки подшипника. Но обычно при возникновении гула, скрежета, стука, люфта в подшипнике необходима замена подшипника ступицы ВАЗ 2107.
Регулировка подшипника ступицы на Ваз 2107
При незначительном износе подшипника можно затянуть регулировочную гайку и устранить люфт. Для этого понадобится домкрат, ключ, пассатижи, молоток и отвертка.
Правильно затянуть подшипник передней ступицы ВАЗ 2107 можно следующим образом:
- поднять машину домкратом, вывесив колесо;
- отверткой и молотком снять защитную заглушку с подшипника ступицы;
- затянуть регулировочную гайку так, чтоб колесо перестало вращаться руками;
- постепенно отпускать гайку, пока колесо не будет свободно вращаться, но не люфтить;
- загнуть ударом зубила или отвертки бортик гайки так, чтоб она не могла самопроизвольно открутиться;
- поставить на место защитную заглушку;
- опустить и убрать домкрат.
Если люфт и шум таким образом устранить не удается, необходимо заменить подшипник.
Что необходимо для замены ступичного подшипника
Процедура замены достаточно проста. Чтобы заменить подшипник ступицы ВАЗ 2107, понадобятся:
- набор торцовых ключей;
- отвертка;
- зубило;
- молоток;
- пассатижи;
- надставка для выбивания обоймы подшипника;
- новый подшипник, сальник и смазка;
- ветошь;
- керосин.
Работа производится на подъемнике или после поднятия переднего колеса домкратом.
Замена ступичного подшипника ВАЗ 2107
- поднять автомобиль на подъемнике или “вывесить” колесо при помощи домкрата;
- выкрутить болты крепления колеса;
- снять колесо;
- открутить болты крепления суппорта;
- демонтировать тормозной суппорт;
[tip]Совет: чтобы не повредить тормозной шланг, снятый суппорт надо аккуратно вывесить и зафиксировать проволокой.[/tip]
- поддеть отверткой защитный колпачок ступицы и снять его (иногда для этого необходимо использовать и молоток);
- выпрямить вмятый бортик ступичной гайки, который предотвращает ее самопроизвольное откручивание;
- открутить и снять шайбу гайку;
- снять ступицу с автомобиля;
- вытащить сепаратор подшипника;
- вынуть кольцо, разделяющие внешний и внутренний подшипники ступицы;
- выбить обоймы подшипников с посадочного места, используя надставку и молоток;
- тщательно очистить место установки подшипников от старой смазки и загрязнений, используя ветошь и керосин;
- запрессовать обоймы внешнего и внутреннего подшипника
- тщательно смазать внутренний сепаратор;
- вставить внутренний сепаратор;
- заполнить межподшипниковое пространство смазкой примерно на 40%;
- вставить разделительное кольцо;
- запрессовать новый сальник;
- установить ступицу на ось;
- смазать внешний сепаратор;
- вставить внешний сепаратор;
- установить внешний сепаратор на место;
- поставить на место шайбу и затянуть гайку ступицы до упора;
- добиться свободного вращения ступицы при отсутствии люфта, плавно откручивая гайку;
- загнуть ударом зубила или отвертки бортик гайки, предотвратив тем самым ее откручивание;
- установить на место тормозной суппорт и затянуть гайки крепления;
- установить защитный колпачок;
- поставить колесо на место и затянуть колесные болты;
- опустить автомобиль.
Замена подшипника передней ступицы ваз 2107 завершена и автомобиль готов к эксплуатации.
Советы по поводу замены ступичного подшипника
После небольшого пробега (примерно 200-300 км) следует проверить люфт подшипника ступицы и при необходимости устранить его, подтянув гайку.
Своевременное устранение люфта — гарантия долгой службы подшипника.
После замены ступичного подшипника следует проверить параметры развала-схождения передних колес.
Уверен, ездить с болтающимися колесами, не понравится, ни одному — нормальному, водителю. Черт его знает, — сегодня оно болтается, а когда оно отпадет? Говоря о ВАЗовской классики, основных причин, которые вызывают болтанку колеса, может быть две: — это износ шаровых опор, или же износ подшипников ступицы.
Если, Вы поболтаете вывешенное колесо по вертикали, и оно заболтается — это шаровые; если оно заболтается по горизонтали — это подшипник ступицы. Но, если регулировочная шайба подшипника, ослаблена совсем, — колесо может болтаться в обоих направлениях.
Кстати, подтяжка подшипника ступицы ВАЗ 2101- 2107, может понадобится и на почти свежих ступицах. Совсем не обязательно, что они убитые; — так, спустя год, после установки новых ступиц, механизмы могут точно притереться друг к другу, и при этом желательна их повторная регулировка.
Как же происходит подтяжка подшипника ступицы ВАЗ 2101 — 2107
P/S – гайка, желательно чтобы была новой. Дело в том, что она имеет высокий бортик, ударяя по которому через отвертку, Вы и производите ее фиксацию на цапфе. То есть, — старая гайка уже будет пробита в двух местах ; но если новой у Вас нет, можно законтрить и старой. Нужно только, чтобы эта гайка, стала напротив выемок в цапфе, цельной, а не испорченной прошлой регулировкой, частью буртика.
- Наверное, машину Вы уже домкратили, но если нет: — ставим машину на ручник и передачу; подкладываем под колеса «башмаки», или просто — кирпичики. Еще на не приподнятой машине, срываем болты на колесах ( на поднятой машине это будет очень проблематично). Приподымаем машины ( убедитесь что домкрат стоит ровно, не утопает в грунте, и место его прилегания к кузову — не гнилое.
- Приподняли? — страхуем себя, — подкладываем запасное колесо под рычаг передней подвески.
- Вы сняли колесо, что теперь Вы видите? — Тормозной диск, Суппорт, и возможно, Регулировочную Гайку пока Вам будет не видно, — она может быть спрятана под защитным колпачком.
- Берем прямую отвертку, прислоняем ее к бортику колпачка, и легкими ударами молоточка, выбиваем ее по всей окружности.
Теперь, мы уже видим регулировочную шайбу
- Обратите внимание, как старая шайба законтрена в цапфу. Посмотрите, — на цапфе есть два углубления, именно в них Вы и будете вбивать новую гайку. Откручиваем старую гайку, и накручиваем новую.
- После этого, не одевая колпачок; на два два болта одеваем колесо. Одели? Пошатайте его, — оно болтается на ступице? Теперь подтягиваем регулировочную гайку, но медленно, постоянно пробуя на предмет «шатанки» колеса. Подтягиваем лишь до тех пор, пока не пропадет люфт.
Важно! — нельзя затягивать эту гайку сильно, — колесо должно свободно вращаться. Чем сильнее мы подтягиваем гайку, тем затрудняем вращение колеса. Поэтому, ПОДТЯГИВАЕМ только до тех пор, пока колесо не перестанет болтаться!
- Подтянули? Теперь снимаем снова колесо. Берем отверточку, и вминаем буртик контргайки в выемки в цапфе. Так мы контрим это дело.
- Все, теперь берем новую смазку для подшипников, забиваем ее в колпачок, и простукивая колпачок через деревяшку, ставим его место.
- Одеваем колесо, закручиваем болты, вытаскиваем запаску из под машины, опускаем машинку, и затягиваем колесо.
- Итоги:
Здесь реально все просто. Даже если у Вас нет абсолютно никакого опыта в обслуживании автомобиля, не волнуйтесь, — у Вас все получится).