Расположение магнитов в стартере

0
2132

Содержание

Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.

Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах на форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.

Скачать/Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.

Стартер БАТЭ. Неисправности стартеров БАТЭ.

Часто люди жалуются на плохую работу стартеров БАТЭ. Стартер крутит вяло, в сильный мороз еще хуже, симптомы похожи на разряженный аккумулятор, но аккумулятор хороший. Стартер потребляет большой ток, но не развивает достаточного крутящего момента. Люди бывает снимают стартер, разбирают его буквально по винтикам, и не найдя внешних неисправностей, смазав и зачистив коллектор, собирают и устанавливают назад на авто. Результат, как правило, нулевой.

ПОЧЕМУ ПЛОХО РАБОТАЕТ БЕЛОРУССКИЙ СТАРТЕР ?

В этом стартере в статоре нет обмоток возбуждения, а вместо этого установлены постоянные магниты.

По мнению разработчиков это увеличивает надежность стартера( статорные обмотки никогда не сгорят).

Так бы это и было бы , если использовать высококачественные магниты, а те магниты что устанавливают на БАТЭ (ферритовые), никуда не годятся- с течением времени магниты понемногу РАЗМАГНИЧИВАЮТСЯ, точнее ПЕРЕМАГНИЧИВАЮТСЯ, и стартер начинает крутить двигатель все хуже и хуже, пока завести двигатель становится вообще практически невозможно. Вот вид на статор со стороны коллектора

.

Обмотка якоря данного стартера (насколько я смог понять не разбирая якорь):

Чертеж обмотки ротора (якоря) стартера БАТЭ

Несколько лет назад на автомобильной выставке в Москве в экспоцентре на красной пресне я интересовался этим вопросом у представителей БАТЭ , оказывается , они прекрасно знают об этой проблеме .Они мне рассказали, что раньше в их стартерах использовались магниты из Электростали, вот эти-то магниты , дескать дерьмовые, а сейчас используются польские и французские магниты, и теперь все должно быть нормально с их стартерами.

Но вот прошло уже несколько лет , а жалобы на слабость белорусских стартеров как были , так и остались. В чем тут дело — в магнитах все-таки или в чем-то другом , судить не возьмусь , пока не посмотрю самолично современный неисправный белорусский стартер.

Проверка стартера: для начала убедиться, что АКБ заряжен, контакты зачищены и хорошо затянуты. Если все нормально, сила тока стартера достаточно большая (близка к току полного торможения стартера), а стартер не крутит путем — однозначно неисправность стартера. В принципе, если нет специального стенда, проверить можно так: зажать стартер в тиски, и удерживая газовым ключом бендикс стартера, включить (ненадолго) стартер. По усилию на ключе и по длине ключа определяем приблизительно развиваемый стартером крутящий момент.

Сравнив этот крутящий момент с паспортным значением, делаем вывод об исправности стартера.

Как правило, на плохую работу этого стартера мало влияет загрязненный ( умеренно) коллектор, сношенные наполовину щетки, несмазанные втулки. Скорее всего неисправность в магнитах статора.

Если кто хочет сам разобраться в исправности статорных магнитов стартера , то можно сделать так :

разобрав стартер, вытащить один магнит( предварительно лучше пометить как стоял) , и взяв компас, посмотреть как магнит намагничен. Если нет компаса, можно взять другой маленький магнит, посмотреть с какой стороны маленький магнит притягивается к магниту стартера. К исправному магниту притягивается так: (вид с торца магнита , стрелками показан вектор намагниченности магнита):

А неисправный (перемагниченный частично) магнит будет притягивать так или так:

Если же и никакого другого магнита нет , можно вытащить из статора второй магнит (расположенный через один ) и по характеру притяжения этих двух магнитов определить направление вектора намагниченности :

МАГНИТЫ НОРМАЛЬНЫЕ МАГНИТЫ НЕНОРМАЛЬНЫЕ

Если магниты ненормальные, есть три пути: или прикупить где-нибудь на рынке отдельно статор( я однажды покупал, но это, видимо сами продавцы разобрали один стартер на запчасти) либо намагнитить магниты каким-либо сильным электромагнитом снова как положено. Я использовал сильный электромагнит, которым отделяют посторонние металлические предметы, попадающие вместе с глиной на кирпичный завод. Сразу скажу — надолго этих магнитов все равно не хватит(проверено лично). Третий путь — купить мощные(сильные) постоянные магниты (например из сплава самарий-кобальт , железо-неодим-бор) подходящей конфигурации, направления намагниченности и размерности и поставить их вместо штатных магнитов. Так я тоже проделывал, но т.к. магнитов точно такой же формы мне найти не удалось и ставил я магниты в виде параллепипеда, к тому же несколько меньшего размера, результат был посредственный, но работал стартер стабильно, эти магниты(самарий-кобальтовые) не перемагничивались с течением времени. Ну и стоимость таких магнитов порядочная, конечно.

Могу предложить еще один путь ( на практике не проверял) : вытаскиваете магниты по одному из корпуса , переворачиваете (торец магнита который был направлен к коллектору обращаете в сторону привода) и ставите магниты на тоже место. Таким образом вектор намагниченности повернется в другую сторону и постепенно , по мере работы стартера, будет , перемагничиваясь , проходить через оптимальное положение. Потом надо будет опять перевертывать магниты и т.д. 🙂

Еще люди жалуются, что эти постоянные магниты трескаются- в чем тут дело мне неизвестно. Вот производители этих магнитов пишут на своем сайте, что , дескать никогда не имели рекламаций.

А в заключение могу посоветовать не злоупотреблять зимой слишком вязкими маслами — открыв любое руководство практически любого автопроизводителя прочитаете рекомендации требования к моторному маслу при температуре -30. -35 градусов — 5 W30. 0W40. Соответственно, залив в условиях средней полосы России зимой моторное масло 10 W 40, а тем более 15 W40 , вы практически гарантированно за зиму угробите стартер типа белорусского ( с постоянными ферритовыми магнитами , без редуктора ) — стартер будет работать с перегрузкой, магниты будут постепенно перемагничиваться. Наверное и редукторный стартер с постоянными ферритовыми магнитами поведет себя точно также.

25 ноября 2005 г.

редактировано 201 2 г. — в настоящее время появились в продаже китайские магниты и статоры с магнитами в сборе.

Вот ещё ссылки по данной теме :

Слова для поиска: неисправности стартеров БАТЭ неисправности белорусских стартеров, неисправные магниты стартера, неисправные стартерные магниты, плохие магниты стартера батэ, неисправные постоянные магниты стартера БАТЭ, плохие постоянные магниты стартера БАТЭ, ремонт стартеров БАТЭ, плохие стартерные магниты, плохие ферритовые магниты стартеров БАТЭ, все дело в магнитах, стронциевые магниты магниты из феррита стронция, магниты из феррита бария, постоянные магниты ствртера Бате размагничиваются , размагничивание магнитов стартера БАТЭ, размагничивание постоянных магнитов стартера БАТЭ, свойства магнитов стартера БАТЭ ? ремонт белорусского стартера, ремонт стартера производства БАТЭ, ремонт стартера белорусского производства, диагностика стартера БАТЭ, проверка стартера БАТЭ, диагностика белорусского стартера причины неработоспособности стартера БАТЭ, причины выхода из строя стартеров БАТЭ, причины поломок стартера БАТЭ

Устройство редукторного стартера отличается зубчатой передачей между якорем и обгонной муфтой. Запас надежности обеспечивается за счет усиления в редукторе крутящего момента, подаваемого на маховик ДВС.

По аналогии с обычным стартером, редукторный вариант использует постоянные магниты вместо обмоток, упрощающие конструкцию, снижающие ее вес и размеры. Ремонтопригодность практически не снижается, основные причины поломок, и методы ремонта рассмотрены ниже.

Назначение редукторного стартера

Основные проблемы в момент запуска ДВС – густое масло при отрицательных температурах, «посаженный» аккумулятор, экстремальные нагрузки на систему бортовой электрики, полностью решает редукторный стартер с передачей планетарного типа.

Обычный стартер заводит авто в несколько этапов:

  • ключом зажигания автолюбитель замыкает цепь на тяговом реле;
  • в это же время муфта обгонная (бендикс) зацепляется с маховиком;
  • замыкается следующая цепь, на электродвигатель поступает напряжение;
  • мотор запускается до тех пор, пока его вал не наберет скорость вращения больше, чем у стартера;
  • при этом обгонная муфта автоматически разорвет зацепление вала электродвигателя и приводной шестерни.

В стартере редукторного типа валы бендикса и якоря смещены относительно друг друга в пространстве, но остаются параллельными друг другу. Шестернями с разным числом зубьев скорость вращения бендикса снижается, зато резко возрастает крутящий момент на маховике, обеспечивающий гарантированный всесезонный запуск ДВС.

Конструктивные отличия

По аналогии с мультипликатором (усилитель крутящего момента) редукторный стартер имеет планетарную передачу. Кроме того, обычный стартер бывает на постоянных магнитах или с обмоткой внутри статора. Редукторные узлы запуска ДВС всегда комплектуются постоянными магнитами для упрощения конструкции и снижения габаритов.

Плюсы и минусы редукторного стартера

Поскольку редукторный стартер имеет улучшенную конструкцию, основными достоинствами этого пускового узла являются:

  • напряжение не просаживается при раскручивании маховика, его хватает для ЭБУ;
  • обороты понижаются, но возрастает крутящий момент;
  • увеличение эксплуатационного ресурса щеток за счет меньшего пускового тока на обмотках якоря;
  • за исключением бендикса все детали служат минимум вдвое дольше;
  • размеры узла запуска меньше, его легче обслуживать и ремонтировать.

Недостатками редукторного стартера являются:

  • сложный ремонт из-за большего количества деталей и сложной конструкции;
  • залипание магнитов на якоре (только у белорусского производителя);
  • интенсивный износ планетарного кольца, которое ради снижения веса стартера и себестоимости узла запуска изготавливается из полимерных материалов, а не из стали.

Низкий предел мощности редукторных модификаций стартера обуславливает его установку на легковые авто. Для грузовиков и, даже мощных внедорожников он не пригоден.

Ремонт редукторного стартера

Поскольку узел запуска ДВС имеет детали трения, оснащен электрической частью, поломки все же случаются. Сложное устройство редукторного стартера в некоторых случаях делает экономически невыгодным ремонт, производится полная замена этого узла. Однако в некоторых случаях автолюбитель может выявить и устранить неисправность на месте.

Отказ втягивающего реле

В данном случае ремонт редукторного стартера требует полной разборки этого узла запуска ДВС. Специалисты рекомендуют сфотографировать втягивающее реле перед разборкой, чтобы затем не перепутать полярность контактов. Если реле разборное, визуально осматриваются «пятаки», при подгорании их можно зачистить наждачной бумагой, при значительном износе лучше заменить целиком.

Проблемы старта

Если при включении зажигания ключом слышен характерный звук сработавшего реле втягивающего, но маховик не раскручивается, скорее всего, произошла выработка бендикса. В этом случае привод стартера следует менять целиком, лучше в специализированном сервисном центре.

В любом случае необходимо проверить уровень зарядки аккумулятора, возможно пускового тока недостаточно, даже для редукторного стартера, резко увеличивающего крутящий момент.

Отсутствие реакций на ключ зажигания

Данная неисправность стартера редукторного чаще всего обусловлена прерыванием цепи. Для восстановления работоспособности пускового узла необходимо:

  • подтянуть гайки крепления клемм;
  • зачистить окислившиеся клеммы при необходимости для восстановления контакта;
  • проверка зарядки АКБ, зарядка по мере необходимости;
  • ревизия бендекса и его замена при необходимости, реставрации эта деталь не подлежит.

Эта поломка в принципе не требует посещения СТО, легко устраняется своими силами.

Выпадение/залипание магнитов

При разборке отказавшего стартера очень трудно сохранить первоначальный порядок расположения постоянных магнитов. В принципе, сваленные в кучу вставки проблемой для автовладельца не являются при наличии компаса. Методом «тыка» поставить их в необходимой последовательности можно с 30 – 50% вероятностью, поэтому следует подойти к ремонту своими руками системно:

  • для нормальной работы стартера используется 3 магнита с вектором намагниченности, направленным наружу, и столько же, с противоположным направлением вектора намагниченности, но есть внутрь;
  • их необходимо чередовать между собой при монтаже в обойму;
  • определяется вектор намагниченности компасом, для этого вставка устанавливается на ребро возле прибора, у трех магнитов стрелка повернется к ним северной стороной, у оставшихся – южной;
  • к корпусу обоймы они прилипают самостоятельно, взаимное расположение в стартере достигается за счет дистанционных полимерных колец по обоим краям вставок.

Чтобы работа якоря (вращение) происходила в нужном направлении, необходимо поставить стартер вертикально, надеть на него нижнее кольцо дистанционное, а затем и корпус, расположив со стороны реле втягивающего прорезь провода «+».

Затем корпус снимается вместе с нижним кольцом дистанционным, магниты устанавливаются поочередно север/юг, и фиксируются кольцом дистанционным верхним с учетом отверстий под стягивающие шпильки.

Щеточный узел в виде ремкомплекта монтируется после установки картонной изоляции в паз плюсового провода.

Внимание: Перед монтажом стартера на место необходимо проверить его характеристики. Для этого следует прокрутить его при подключении к АКБ и убедиться в работоспособности втягивающего.

Таким образом, некоторые неисправности редукторного стартера можно устранить собственными силами. Однако для обеспечения гарантий лучше посетить СТО, где профессионалы не допускают ошибок и консультируют пользователя по выбору стартера или ремкомплекта конкретного производителя для их авто.