Прицеп ммз 81021 технические характеристики

0
908

Попытался в этой статье собрать впечатления нивоводов от эксплуатации различных прицепов. Переписывать подробные технические характеристики не стал – их можно найти на сайтах производителей.

Сначала – мои впечатления от использования шести разных прицепов.

1. ММЗ-81021. Размер кузова – 180х150, но внутри огромные колесные ниши. Длинномер возить неудобно – открывается только серединка заднего борта, т. е. 3-метровые доски – это предел. Мебель тоже положить особо некуда – между колесными нишами меньше метра, мало что влезает. Рама довольно слабая, гнется даже при незначительной перегрузке. Подвеска пружинная, пружины, на мой взгляд, тоже слабоваты. Дышло очень короткое, поэтому при движении задним ходом прицеп быстро складывается и стучит острыми углами по машине.
Резюме – прицеп неудобный, годится только для перевозки яблок россыпью:-)

2. "Воронежский" – точную марку не помню. Кузов почти такой же, но без колёсных ниш – прицеп стоит на 10-дюймовых (!) колесиках и сильно задран вверх – поэтому в зеркало заднего вида не видно почти ничего, особенно с грузом. На каждой кочке из-за маленьких колесиков подпрыгивает, в каждую ямку проваливается. Опять же – кузов хорош для перевозки ящиков и коробок, длинномер и мебель возить неудобно. Дышло короткое, на заднем ходу прицеп складывается быстро.

3. Специализированный прицеп для перевозки гидроциклов. Без комментариев 🙂

4. "Зубренок". Откровенно маленький, годится разве что для сыпучих грузов или кирпича, который весит много, а объем имеет небольшой.

5. Прицеп марки 8177 Московского завода спецавтомобилей. Колеса – 13-дюймовые, кузов – между колёсами, с абсолютно ровным дном, размер – 220х120, подвеска – резино-жгутовая. Годится для перевозки тяжестей, но опять же из-за узкого и довольно короткого кузова возможности весьма ограничены. Дышло длинное, задним ходом ехать довольно удобно.

6. Прицеп марки 817711 того же завода. Анонсируется как прицеп для перевозки снегоходов – на самом деле лучший универсальный прицеп. Грузовая платформа размером 320х135, задний борт откидывается и повисает в горизонтальном положении на тросах, кузов опускается задним бортом на землю – погрузочная высота равна нулю.
Дышло длинное, разворачиваться задним ходом очень удобно. При хранении дышло складывается под брюхо прицепа, что позволяет хранить прицеп на борту рядом с машиной в гаражном боксе размером 3х5 м. Подвеска резино-жгутовая, 500-600 кг перевозятся легко. Из-за больших размеров кузова очень удобно перевозить мебель – я с помощью этого прицепа переезжал с квартиры на квартиру, грузовик заказывать не пришлось. Также свободно перевозится 1 куб. м. любого пиломатериала.
Собственный вес прицепа – 180 кг, оцинкованный, колеса жигулевские. Единственный недостаток – на особо крутых поворотах сантиметров на 20 выходит за колею машины, но привыкнуть к этому очень легко, и на шоссе проблем это не вызывает.

Резюме – прицеп надо покупать максимально большой. По моему опыту – есть разница, ехать с прицепом или без прицепа, а вот прицеп на метр длиннее или короче – разницы никакой. Опять же – в большой прицеп можно положить немножко груза, а вот в маленький уже много не положишь.

Alex34741(4×4) рекомендует прицеп производства Курганского машиностроительного завода, то есть КМЗ, и дает ссылку на его технические характеристики:
Есть 2 модели: арки внутри, арки снаружи. Они подразделяются: с пружинами, с рессорами. С пружинами подвеска независимая. Пружины от классики, передние. Сам, лично, возил на таком асфальт, около 800 кг, ещё оставался запас (то есть пружины не были сомкнуты, не просели). Стоят большие резиновые отбойники (на случай пробоя пружин).
Размер резины 13 дюймов. Диски, как москвичёвские, так и жигулёвские (на ступице сразу предусмотрена установка и тех и других). Нивские встают тоже нормально, но при большой загрузке резина будет задевать за крылья (но при большой – 500 кг и больше).
Борта откидываются все, штатный набор – 2-й ряд бортов (выше). Ещё штатно идут дуги и брезентовый тент. Днище бывает алюминиевое и фанера (покрытая пластиком). Удлинитель дышла на 60 см (для длинномеров). Длина (внутри) – 2 м. Колея одинаковая с авто.
Дышло снимается (при хранении в маленьком гараже).

Allrad в ответ на вопрос zom1020 ?? Нужно мнение зала?? Про прицепы!(+) дает следующие рекомендации по основным характеристикам и свойствам прицепа:
1) Ступицу под волговский диск (этим самым ты сможешь поставить Нивское запасное колесо на прицеп).
2) Оцинкованный или крашеный? В принципе одна фигня – первые не так сильно теряют товарный вид (понятное дело – дороже), вторые, хоть и ржавеют – но раз в сезон подкрашиваются кисточкой, хотя это можно и не делать – полностью все равно не сгниет.

(Здесь добавлю от себя – сгниет, и еще как, потому что прицепы делают из самого дешевого металла, почти не легированного, с крайне низкой коррозионной стойкостью. От прицепа ММЗ куски железа начали отваливаться после двух зим ежедневных поездок на рынок.)

3) Складное дышло использовать как самосвал, и удобно хранить в гараже.
4) Удобство открывания/закрывания борта. Смотреть надо. На Тонарах мне запоры бортов не нравятся.
5) Тент – желательно быстро- и легкосъемный.
6) Желательно, что бы колеса прицепа, точнее, арки были не внутри грузовой площадки. В случае частого перегруза прицепа колеса часто упираются в арки, а если арок нет – только крылья с брызговиками- то их можно снять.
7) Подвеска. Из всех типов мой выбор – рессорная. Пружинные/торсионные/резино-жгутовые мне не нравятся, да и как правило – такие прицепы низкие слишком, не под ниву, а легковушку.

Читайте также:  Как улучшить свет фар на нексии n150

(Опять же добавляю от себя – дорожный просвет прицепа МЗСА с резиножгутовой подвеской заметно больше Нивского, прицеп по бездорожью таскаю довольно часто).

Присмотрись к КМЗ. На пол лучше постелить лист 5-7 мм фанеры. Груз меньше скользить будет, пол прицепа дольше прослужит и пр.

Black Angel рекомендует прицеп КМЗ-8284:
Уже второй вожу. Очень доволен. Колесные арки снаружи. Есть рессоры. Амортизаторы и колеса москвичовские. Проблема с покупкой только катафотов . Фонари газельские. Лучше не поскупиться на борта из оцинковки. Немного дороже, но оно того стоит. Прицеп вдвое дольше пройдет.
Единственная проблема – головки винтов, торчащие из днища. Лечится укладкой на дно 5 мм листа фанеры.
Из плюсов – длинномер до 6-8 метров возил, оба борта откидываются, есть удлинитель дышла. Колеса идут по твоей же колее, что облегчает езду по нашим дорогам. Пустой незаметен, груженый по ощущениям дает 40-50% веса на машину. Берет на себя 550 кг по паспорту. Реально же до 800 без проблем. Тормозов нет.

Пасечник делится своими впечатлениями о двух прицепах:
Сейчас у меня ВАРЗ 500, Воронежский, отличный прицеп, задний и передний борта откидываются, колёса жигулёвские на 13, одноосный, возил 4-метровые доски, но по грузоподъёмности маловат, и сильно давит на машину, и входит всего 6 ульев, хотя и на рессорах, проложил ещё по коренному листу – отлично, для его размеров стандартного прицепа.
Пробовал прицеп Тонар, грузоподъёмность 750 кг, на 4х колёсах маленьких – для Жигулей отлично, на Ниве ещё не успел, накатные тормоза, в общем, класс.
Сосед юзает Тонар на Ниве 21213, с жигулёвскими 4 колёсами, грузоподъёмность 1.2т., класс полный, правда высоковат тент, парусность большая, уменьшили стойки до уровня с крышей машины, отлично, (себе хочу, правда не знаю крокодилу, может, будет тяжеловат, но попробую при первом удобном случае).
Во всяком случае, перевозили с ним пасеку на 21213, всё ОК!
P.S. Входит 25 ульев и ещё по мелочи сверху.

Kar рассказывает:
В прошлом году я купил "Орион-2" на резино-жгутовой подвеске.
На мой взгляд, преимущества следующие:
1. По ширине одинаковый с Нивой – не зацепишь при обгоне.
2. Это единственный прицеп, который приспособлен для хранения в ракушке вместе с машиной. У него снимаются все борта, затем он переворачивается и кладется на пол. Машина "наезжает" на него и он оказывается под ней, не занимая практически места.
3. У меня он хранится в гараже. Я дополнительно снимаю колеса и прислоняю его к стене. Места занимает

30 см. Собираю его за 15 мин. не торопясь.

alexm говорит про прицеп "Зубренок", вступая со мной в полемику:
Прицеп действительно не самый большой, но считаю, что это как раз достоинство, а не недостаток. У меня за 3 года владения этим прицепом (еще есть сосед с таким же – вместе покупали) с этим проблем не было ни разу! Наоборот он как раз такой и нужен обывателю на Ниве. Устойчивый на дороге, дышло складывается(в гараже места очень мало занимает), крепкий до безобразия, борта скрадываются, есть уши для домкрата, "третья нога". Я это к тому, что не надо так категорично. Мне он очень нравится.
2 недостатка: тяжеловат он (ставить на попа в одиночку тяжело и небезопасно) и покрашена рама у него плохо.

Опытом делится vlavuk:
Уже больше 10 лет работает в домашнем хозяйстве прицеп Сердобского завода (это из Пензенской области). Функционально ОЧЕНЬ хорош – совершенно плоский кузовок примерно 1300х1600, раскладывающиеся борта, инерционный тормоз, независимая торсионная подвеска с регулируемой (болтами) жёсткостью и жигулёвскими амортизаторами, грузоподъёмность 460 кГ, дорожный просвет – как у аиста (ведь общей оси для колёс нет). Из недостатков – крашеный, а не оцинкованный; допустимая скорость езды с грузом – до 75-80 (по инструкции – вообще 70); колёса мелкие (что-то типа 12" от Серпуховской мотоколяски).

Element13_093 предельно краток в описании своих требований к прицепу:
1. Резину 13
2. Водило треугольником
3. Рессоры
4. Арки колес наружу.

Sandman на основании изучения нижеприведённых материалов выбрал КМЗ-8284, серьёзную альтернативу ему составлял саранский прицеп, но по стечению обстоятельств на момент покупки их всех раскупили.

В заключение еще раз повторяю – в данной статье собраны только субъективные впечатления участников конференции о различных прицепах. Моё личное мнение высказано в начале статьи.

Столетнюю историю имеет Мытищинский машиностроительный завод, входящий в объединение «Метровагонмаш». Продукция завода и товарный знак широко известны только в нашей стране и за ее пределами. Прицеп ММЗ для легкового автомобиля выпустили в 1972 году, когда АвтоВАЗ начал интенсивное насыщение автомобильного парка. Более 200 тысяч единиц эксплуатируются в настоящее время на дорогах России. По чертежам завода эти же агрегаты изготавливает еще ряд заводов в регионах.

Виды и назначение прицепов ММЗ

Первое серийное изделие, изготовленное специально для автомобилей ВАЗ, это прицеп ММЗ-81021. Изначально он задумывался и проектировался как буксируемое транспортное средство для ВАЗ-2101 (в народе «Копейка»). У них идентичные амортизаторы, шины и подшипники. Словом, для создания прицепов ММЗ запчасти ходовой части уже были, что также соответствовало стандартам. Габариты ММЗ, составлявшие в длину 185 см и 160 см в ширину, позволяли размещать различный груз. А борта в 45 см и тент на металлокаркасе увеличивали полезный объем до 1200 литров.

Читайте также:  Замена маслосъемных колец ваз 2107

В дальнейшем прицеп эксплуатировался с машинами малого класса, выпускаемыми заводами ИЖ, ВАЗ и АЗЛК. Причем прицепы для АЗЛК оснащались идентичными автомобилю «Москвич» элементами конструкции. Для них установлен предел нагрузки в 135 кг. А также с конвейера сходили автоприцепы для среднего класса Горьковского автозавода, а именно для автомобиля «Волга». Прямое назначение прицепов ММЗ ограничивалось нагрузкой в 50 кг на сцепное устройство скоростным режимом в 80 км/ч. Базовый прототип ММЗ-81021 в те года признавался нужным и технологичным устройством:

  • Доставка небольших промышленных, продовольственных товаров.
  • Транспортировка сельскохозяйственной продукции, строительных материалов.

Универсальность прицепа решает многие транспортные проблемы. В пути груз защищен от пыли, атмосферных осадков непромокаемым тентом. Это гораздо удобнее, чем перевозка в багажнике на крыше автомобиля.

Технические характеристики прицепа ММЗ

По сравнению с современными моделями ММЗ обладает низкими показателями грузоподъемности, но они обусловлены технологией производства 80–90-х годов.

  • Грузоподъемность 135-285 кг.
  • Полная масса 300-450 кг.
  • Снаряженная масса 165 кг.
  • Допустимая скорость 80 км/ч.
  • Габариты 1,85х1,6х0,45 м.
  • Внутренние размеры 1,5х1х0,38 м.
  • За счет тента объем равен 1200 л.
  • Дорожный просвет (клиренс) 25 см.
  • Колея 1,3 м.

В устройстве нет ничего сложного:

    Сварная рама состоит из двух продольных балок трапециевидного профиля и трех траверс, а весит примерно 27 кг. Сцепная головка оснащена стандартным замковым механизмом, на котором реализован тормоз наката и цепи безопасности.

Популярные модели прицепов ММЗ

Базовая модель ММЗ-81021 имеет две версии.

  1. Устройство с каталожным номером 11.2707003 предназначается для автомобилей, выпущенных заводом Тольятти.
  2. Модель 12,2707003 исключительно для «Москвичей». Такая ситуация обусловлена тем, что конвейерные авто ВАЗ и АЗЛК фаркопа никогда не имели, и хотя штепсельные розетки у них одинаковые, проводка, интегрированная в автомобиль разная. А сцепной узел владельцы авто покупали сами.

В заключение можно привести недостатки и преимущества ММЗ, проверенные практическим путем. А далее каждый сам сделает вывод.

  • Основным минусом владельцы считают маленький кузов и ниши под колеса. Крупногабаритный груз не помещается внутрь. При перегрузе возможна деформация рамы и ослабление пружин. А также при маневре задним ходом короткое дышло создает проблемы. Болтовые соединения кузова и элементы подвески подвержены естественной коррозии.
  • К плюсам относят то, что при мизерных вложениях возможно полное переоснащение прицепа и увеличение грузоподъемности до 1 тонны. Сам агрегат тяжелеет на 50 кг.

Видеоролик о прицепах ММЗ

В 90-е годы популярность прицепа превосходила ожидания. Он покупался прямо с завода и сразу вводился в эксплуатацию. Большая часть автоприцепов ММЗ пережила перестройку и суровые условия работы. При соблюдении правил пользования и консервации ММЗ никогда не подводит.

Прицеп ММЗ серийно выпускается с 1972 года. Приспособление предназначено для транспортировки различного типа грузов и туристического оборудования. Базовым тягачом для этого агрегата является автомобиль ВАЗ-2101. У обоих средств имеются одинаковые узлы: шины, амортизаторы, подшипники. Прицеп ММЗ может эксплуатироваться в агрегации с другими легковыми автомобилями отечественного и зарубежного производства, которые оборудованы штатным тягово-сцепным узлом.

Устройство

Рассматриваемое прицепное устройство включает в свою конструкцию следующие части:

  • Раму и дышло.
  • Тент с дугами.
  • Кузов.
  • Ходовую часть.
  • Замок.
  • Стойки опорные.
  • Электрическое оснащение.
  • Сигнализацию.

Рама прицепа ММЗ сделана из стали методом сварки. Она состоит из пары продольных балок и трех поперечных элементов. Лонжероны имеют трапециевидное сечение (50/32/25 мм), изготовлены из стали. Во фронтальной части сходящихся лонжеронов приварено замковое приспособление. В середине предусмотрены кронштейны, на которые крепятся пружины подвески и амортизаторов гидравлического типа. Задняя поперечина оснащается креплениями буфера и опорных стоек. Кроме того, в раме проделаны отверстия под болтовое крепление кузова.

Характеристики прицепов ММЗ

Кузовная часть выполнена из стали методом сварки. Днище и борта изготовлены способом штамповки из листовой стали (0,7 мм). Внутрь кузова в районе боковых бортов входят колесные ниши. Пол покрыт резиновой рифленой накидкой. Верхние обвязки бортов оборудованы гнездами для монтажа тентовых дуг, которые представляют собой трубы определенного диаметры. Сам тент сделан из брезента, фиксируется на дугах при помощи специального шнура, который продевается через люверсы, находящиеся по краям полотна.

Шнуровка проводится между люверсами, набрасывается на обвязочные крюки, которые приварены к бортам. Ходовая часть прицепа ММЗ стоит из следующих элементов:

  • Колес с шинами типа ВАЗ-2101.
  • Трубчатой оси с приваренными по краям цапфами.
  • Поперечной и продольной штанги.
  • Пружинного механизма подвески.
  • Гидравлических амортизаторов телескопического типа.
  • Фиксирующих кронштейнов амортизаторов.
  • Резиновых буферов.
  • Отбойников.

Комплектация

Легковой прицеп ММЗ комплектуется тремя опорными стойками. Они монтируются на площадке для блокировки пружин подвески. Электрическое оборудование приспособления – однопроводного типа, питается от автомобильного бортового напряжения 12 В. Сюда также входит пара задних фонарей, подсветка номерного знака, комплект проводов с вилкой.

Задние световые элементы – двухкамерного типа (в верхнем отсеке имеется однонитевая лампа указателя поворота, а в нижней части – аналог с двумя нитями, обозначает стоп-сигнал и габариты).

Особенности

Передний борт прицепа ММЗ оснащен парой светоотражательных катафотов круглой конфигурации и белого колера. Сзади предусмотрена пара отражателей красного цвета треугольной формы. В 1986 году борт стали делать разборным, появились новые отражатели. Усовершенствованные вариации получили смещенную назад ось, меньшие крылья, брызговики. Позже стали выпускать модели без бамперов, вместо которых было просто два выступа, варианты с обновленной оптикой и различным сочетанием катафотов. Номер рамы расположен справа под откидной частью борта.

Переделка прицепа ММЗ

Ниже приведен один из способов модернизации рассматриваемого приспособления. Суть тюнинга заключается в демонтаже кузова и замене всех элементов по максимуму. Изначально монтируем новый замок, затем проводится пескоструйка и покраска бортов. Основной процесс включает в себя следующие этапы:

  • Замену резинок заднего амортизатора с втулками.
  • Если эти элементы пригодны для дальнейшего использования, не имеют признаков деформации – их лучше оставить, особенно если они сделаны во времена Союза.
  • В качестве пружинных механизмов можно поставить аналоги от «Оки» или «Запорожца» (если предусматривается постоянная и максимальная нагрузка). Во втором случае потребуется приобрести стяжки пружин.
  • В качестве задних амортизаторов подойдут детали от ВАЗ-2101, «Москвича» или «Нивы».
  • Для крепления используйте болты 12*60 мм.
  • Поперечины из дерева под кузовом можно поменять на профиль из металла.
Читайте также:  Замена моторчика печки калина цена работы

В случае трения покрышек о пружины используйте дополнительно проставку от тормозного диска ВАЗ-2101.

Модернизация

Прицепы для легковых автомобилей, цена которых стартует от 200 долларов (в зависимости от состояния «телеги»), можно усовершенствовать еще одним способом. Этапы работ:

  • Замена сцепного устройства на новый вариант.
  • Монтируются ступицы и ручник.
  • Из обыкновенного домкрата можно изготовить дополнительную опору на дышле.
  • Далее производится замена фар (можно купить новые элементы либо использовать имеющиеся в запасе фонари, например с ВАЗ-2108).
  • Конструкция обшивается оцинковкой.
  • Дальнейшая переделка прицепа ММЗ заключается в реставрации подвески. Для этого производим замену ступиц на пластины с ВАЗ-2108 (с гнутой балки).
  • Усиливается рама.
  • Проводится окраска конструкции.

Технические параметры

Рабочие характеристики рассматриваемого прицепного устройства:

  • Полный вес – 300/450 кг.
  • Масса транспортируемого груза – 135/285 кг.
  • Предельная скорость движения в сцепке с автомобилем – 80 км/ч.
  • Длина/ширина/высота – 2,6/1,6/1,02 м.
  • Клиренс – 25,8 см.
  • Колея колес – 1,34 м.
  • Площадь платформы – 2,12 кв.м.
  • Габариты внутренней части – 1,/1,5/0,38 м.
  • Соединение – шарового типа.

Восстановление

Ремонт прицепа ММЗ можно выполнить следующим образом (исходная модель практически разъехалась по швам):

  1. Реанимация начинается с тщательной рихтовки кузова с заделыванием всех трещин методом сварки. Далее проверяются диагонали, борта стягиваются мягкой катаной проволокой с дальнейшим усилением углов. На донную часть вваривается еще пара усилителей. Эта операция связана с тем, что в штатном исполнении днище оснащено всего одним усилителем, которого не хватает для полноценной эксплуатации. В результате металл рвется, дно просто проваливается.
  2. Можно из подручных средств сварить новое кузовное дно в качестве дополнительного слоя поверх основного элемента. Для этой цели вполне подойдет несколько кусков железа толщиной 3 мм. Для начала отрезки свариваются между собой, а затем с основным покрытием. Для надежности вся конструкция фиксируется болтами с прессшайбами.
  3. Монтируем усиленные рессоры.

После реставрации прицеп ММЗ-81024 подвергался усиленным нагрузкам (транспортировка цемента, песка, щебня). За 4 месяца эксплуатации – никаких нареканий, даже по сравнению с новым образцом.

Негативные отзывы

Комментарий приведен по поводу стандартного прицепа ММЗ-81021. Владельцы отмечают небольшой размер кузова 180*160 мм, при этом внутри огромные ниши под колеса. Возить его не очень удобно, так как открывается только средняя часть заднего борта. Предел мечтаний – транспортировка 3-метровых досок. Мебель также разместить практически негде, по причине тех же колесных ниш.

Рама слабая, деформируется уже при небольшом перегрузе. Пружины также не очень прочные, а короткое дышло не позволяет нормально сдавать назад. Итог – конструкция неудобная, подходит лишь для перевозки фруктов и овощей.

Позитивные отклики

Положительные отзывы касаются реставрированного и усиленного прицепа. Приспособление было сделано из практически «убитого» ММЗ. Стоит сразу отметить, что затраты на восстановление были просто мизерными. Детально о том, какие работы проводились, написано в разделе «Восстановление». Сейчас устройство спокойно транспортирует до одной тонны груза на дальние дистанции. По сравнению с новым аналогом – намного лучше. Единственный минус – агрегат потяжелел на 50 кг.

Конкуренты

Для того чтобы подобрать хороший прицеп для легкового автомобиля, цена которого зависит от многих факторов, следует особое внимание обратить на производителя. Долговечность и практичность устройства зависят от качества узлов и материалов, а также качества окраски приспособления.

Неплохие отзывы заслужили прицепные устройства московской фирмы МЗСА. В модельной линейке представлены изделия с алюминиевыми или стальными бортами, дополнительной защитой, крупными колпаками, увеличенными бортами. Также изготовитель предлагает специализированные конструкции для транспортировки катеров, лодок и прочих малых транспортных средств. Отличительной чертой данного производителя является метод порошковой окраски с использованием металлических и керамических вкраплений. Это обеспечивает отличную надежность и безопасность.

Другие производители

Среди лидеров изготовителей прицепов – компания «Вектор-Лав». Фирма специализируется на выпуске тяжелых изделий, ориентированных на транспортировку яхт, катеров, крупного промышленного оборудования. В последнее время модельный ряд пополнился облегченными модификациями, которые могут оснащаться тентом на прицеп ММЗ. Кроме того, производитель утверждает, что по заказу клиента может дополнить агрегат всеми возможными дополнительными конструкциями.

Также на рынке прицепной техники популярностью пользуются модели от украинского предприятия «Кремень» (город Кременчуг). Изделия отличаются высоким запасом прочности, так как изготавливаются из качественного металла, утолщенных профилей и оснащены усиленной рамой. К минусам этих приспособлений относится большой вес, что делает прицеп не очень удобным. Стоит отметить, что ассортимент у этого производителя ограничивается одноосными модификациями с показателем средней грузоподъемности. Тем не менее компания остается в числе лидеров на соответствующем рынке.

В завершение

Несмотря на то что прицеп ММЗ выпускался еще во времена Советского Союза, он составляет достойную конкуренцию всем современным моделям. Кстати, многие пользователи отмечают, что изделия, выпущенные в СССР, дают фору многим нынешним приспособлениям не только по цене, но и по качеству.