Повышение цен на автомобили 2018 года

0
652

Содержание

Не успели российские потребители привыкнуть к ценникам на автомобили, взлетевшим после обвала рубля почти в 1,5 раза, как производители грозят очередным повышением. На этот раз поводом стало увеличение акцизов для мощных машин и грядущая индексация утилизационного сбора. Его размеры уже утверждены правительством, поэтому традиционное обновление прайс-листов в начале года, судя по всему, было неокончательным.

Это не шутка

Автопроизводители традиционно повышают цены на машины нового модельного года с учетом инфляции, валютных курсов, увеличения себестоимости производства и многих других рыночных и экономических факторов. Несмотря на то что прайс-листы на автомобили 2018 года выпуска уже обновили практически все участники рынка, стоит ожидать очередной волны повышения цен. Дело в том, что основными факторами, влияющими на ценообразование в этом году, стали повышение акцизов на автомобили мощностью свыше 200 л.с. и индексация утилизационного сбора. Его размер, наконец-то утвержденный правительством, увеличился, как и объявлялось ранее, в среднем на 15% по всем видам автомобильной техники. Однако для легковых машин повышение оказалось куда более значительным — вплоть до 90%.

Так, с 1апреля 2018 года утилизационный сбор на автомобили с объемом двигателя до 1 литра вырастет на 16% (до 33 тыс. руб.), в самой массовой категории с моторами 1–2 литра — на 90% (до 84 тыс. руб.), 2–3 литра — на 49% (до 126 тыс. руб.). На машины с двигателем объемом 3 литра и выше ставки не изменились. Таким образом, больше всего «за утилизацию» пострадает сегмент легковых машин с двигателем объемом 1–2 л, которые являются наиболее востребованными у российских покупателей.

При этом для автопроизводителей, имеющих локальную сборку в России, данный налог компенсируется за счет промышленных субсидий от государства. На эти цели правительство уже выделило из бюджета более 102 млрд рублей в 2018 году. А вот на ценах импортных иномарок повышение утильсбора может сказаться весьма болезненно, учитывая, что они и без того дороже локальных моделей. По словам участников рынка, умеренная индексация утилизационного сбора в большинстве случаев уже была заложена в стоимость автомобилей 2018 модельного года, однако произошедшее повышение оказалось просто экстремальным, поэтому дополнительного роста цен избежать, увы, не удастся.

К примеру, в BMW уже рассматривается возможность корректировки прайс-листов на новые автомобили BMW и Mini, ожидая, что в целом по рынку цена затронутых индексацией утильсбора машин увеличится в среднем на 50–60 тыс. рублей. В Nissan заявили, что скорректированные коэффициенты по данному налогу могут сказаться исключительно на стоимости импортируемых автомобилей Juke и GT-R, тогда как модели российского производства не будут затронуты нововведением. Компания Hyundai, которая все свои легковые машины выпускает в России, также планирует сохранить цены после индексации ставок утильсбора с 1 апреля. И хотя расходы автопроизводителей в связи с этим вырастут фактически одномоментно, большинство из них, скорее всего, будут повышать цены поэтапно, дабы не отпугнуть покупателей. В любом случае новые тарифы за утилизацию в конечном итоге обеспечат удорожание новых машин вплоть до 15%. Для сравнения, за весь прошлый год ценники в автосалонах выросли в среднем на 5%.

«Девальвация рубля, который в последнее время демонстрирует относительную стабильность, уже не оказывает такого влияния на ценники, как прежде, поскольку с начала кризиса 2014 года подавляющее большинство автопроизводителей уже привели цены в соответствие с текущим уровнем национальной валюты. Таким образом, в совокупности с индексом роста потребительских цен и инфляционными ожиданиями от 2018 года повышение цен может составить до 10–15% в зависимости от бренда и модели автомобиля», — прогнозирует руководитель направления Audi, Porsche, BMW департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

По мнению директора по маркетингу компании «Рольф» Юлии Овчинниковой, для отдельных моделей повышение издержек производителей в связи с ростом акцизов и утилизационного сбора может доходить до 8–10%. Это изменение будет заложено в цену автомобилей наряду с обычным инфляционным удорожанием, которое в течение года составляет примерно 5%.

Ладная арифметика

Напомним, впервые о планах повысить утильсбор стало известно в конце прошлого года: индексация должна была произойти с 1 января, однако правительство никак не могло утвердить ее размер. Между тем автопроизводители не стали дожидаться ясности с увеличением налога, чтобы поднять цены на машины нового модельного года. Одним из первых в 2018 году это сделал АВТОВАЗ, причем в отличие от многих конкурентов, которые переписывали прайс-листы поэтапно, удорожание коснулось сразу всех моделей Lada. Как отмечают в пресс-службе АВТОВАЗа, в компании четко отслеживают ценообразование своих конкурентов, и, как правило, цены на Лады более агрессивны: они меняются реже и обычно на меньший процент.

Однако в абсолютном выражении вазовские модели подорожали сильнее многих конкурентов. Так, стоимость Lada Vesta увеличилась на 15–36 тыс. рублей, внедорожник Lada 4×4 прибавил в цене от 8 до 17 тыс. рублей в зависимости от комплектации, а высокий хэтчбек XRAY стал дороже на 15 тыс. рублей. Для сравнения, ценники на Kia Rio в большинстве комплектаций и Chevrolet Niva выросли на 10 тысяч. Удорожание наиболее доступных моделей Lada — Granta и Kalina — составило 10–14 тыс. рублей, в то время как для выпускаемых на той же вазовской платформе автомобилей Datsun прибавка составила 7 тысяч. При этом с августа должно начаться производство обновленного семейства Granta, в которое будут входить и модификации нынешней Калины (хэтчбек и универсал), а значит, цены на рестайлинговые автомобили наверняка вырастут еще больше.

На этом фоне узбекский Ravon не стал увеличивать стоимость своих моделей Nexia и R2, хотя отменил на автомобили 2018 года выпуска действовавшее ранее специальное предложение. В то же время седан R4 подорожал на 10–20 тыс. рублей, в зависимости от комплектации, а цены на Джентру были повышены еще в конце прошлого года.

Как отмечает директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер, несмотря на рост цен, автомобили Lada по-прежнему остаются одними из самых доступных в своем классе. Показательно, что та же Vesta, которая подорожала сильнее всего, предлагается от 570 тыс. рублей, тогда как ценник ближайшего конкурента — Kia Rio — стартует от 695 тыс. рублей. Удорожание Lada Granta и Kalina, по мнению эксперта, вряд ли скажется на их конкурентоспособности в сравнении с моделями Datsun и Ravon, поскольку эти автомобили охватывают разные аудитории за счет разных типов кузовов, вариантов двигателя и комплектации.

С оглядкой на конкурентов

Компания Kia, которая обычно корректирует свои прайс-листы позже конкурентов, в этом году решила изменить своей традиции, объявив цены на модели 2018 производственного года в числе первых. Согласно исследованию агентства «Автостат», меньше всего удорожание коснулось автомобилей семейств cee’d, pro cee’d, Cerato, Picanto и Soul — их цена выросла лишь на 5 тыс. рублей. Седан Rio, кроссоверы Sorento и Sportage, а также бизнес-седан Optima подорожали на 10 тысяч, как и кросс-хэтчбек Rio X-Line, который, правда, в марте еще раз обновил свой ценник на столько же. Внедорожник Mohave прибавил в цене 50 тыс. рублей, представительский седан Quoris стал дороже на сотню тысяч. А вот флагманский кроссовер Sorento Prime с выходом обновленной версии стал доступнее — новая базовая комплектация оказалась на 235 тыс. рублей дешевле по сравнению с прежним стартовым ценником этой модели.

В то же время ряд автопроизводителей в начале года повысили цены не на все свои модели, сохранив стоимость некоторых из них без изменений. Это касается таких марок, как УАЗ, Ford, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Mitsubishi и др. К примеру, у Renault на 10–15 тыс. рублей подорожали седан Logan, хэтчбек Sandero и его внедорожная версия Sandero Stepway, внедорожник Duster прибавил в цене от 15 до 27 тыс. рублей, а кроссовер Kaptur — от 15 до 30 тысяч. Флагманский внедорожник Koleos и фургон Dokker пока продаются по прошлогодним ценникам.

Mitsubishi также повысила цены только на модели, которые производятся в России. Так, стоимость кроссовера Mitsubishi Outlander 2018 года выпуска «потяжелела» на 10–30 тыс. рублей, внедорожник Mitsubishi Pajero Sport подорожал на 50 тыс. рублей во всех своих комплектациях. Впрочем, стоит напомнить, что благодаря запуску локальной сборки этой модели прошлой осенью цены на Pajero Sport были снижены на 200 тыс. рублей. Что касается импортных моделей Mitsubishi, то машины 2018 года выпуска пока еще не успели приехать в Россию, поэтому и новые цены на них до сих пор не установлены, пояснили в пресс-службе японской марки.

По словам Юлии Овчинниковой, в массовом сегменте цена является очень важным критерием выбора. Поэтому производители, стремящиеся увеличить или по крайней мере удержать долю рынка, по возможности сдерживают рост цен на свои ключевые модели. В то же время они не могут работать в убыток, и со временем цены будут проиндексированы на весь модельный ряд.

Самые доступные — по прежней цене

Большинство автопроизводителей, в особенности в массовом сегменте, во многом осуществляют корректировку стоимости с оглядкой друг на друга, отмечает, в свою очередь, Константин Авакян. При этом важно учитывать, что помимо стоимости по прайс-листу конечная цена для покупателя складывается из программ поддержки продаж от импортера, государства, дилера. Таким образом, незначительное увеличение стоимости по прайс-листу может быть компенсировано большей скидкой.

При повышении цен на свои модели автопроизводители зачастую оставляют неизменным стартовый ценник. Так в этом году поступил Volkswagen, чей бестселлер Polo в базовом оснащении по-прежнему предлагается за 599,9 тыс. рублей, тогда как остальные комплектации этого седана подорожали на 15–20 тыс. рублей. Toyota и вовсе снизила начальную стоимость своего кроссовера RAV4 — до 1 млн 449 тыс. рублей, что позволило модели участвовать в госпрограммах «Первый. » и «Семейный автомобиль», где ценовая планка составляет как раз 1,45 миллиона. Впрочем, спрос на автомобили в базовых версиях во многом зависит от их наполнения и может сильно отличаться в зависимости от сегмента. По данным компании «Рольф», у бюджетных моделей, например, стартовые комплектации иногда заказывают корпоративные клиенты, а частные покупатели, как правило, предпочитают выбрать автомобиль уже с набором опций, необходимых для комфортной езды.

Китайцы демпингуют?

На фоне общего удорожания новых автомобилей особняком идет ряд китайских производителей, которые, напротив, снизили стоимость отдельных моделей. Так, кроссоверы Chery Tiggo 3 и Tiggo 5 в некоторых комплектациях стали доступнее на 10–50 тыс. рублей, в то время как цены остальных их версий, равно как и стоимость Tiggo 2, остались без изменений. У FAW хэтчбек Oley подешевел более чем на 12 тыс. рублей, а кроссовер Besturn X80 — аж на 150 тысяч. Кроме того, компания Geely на 17 тыс. рублей снизила цену кроссовера Emgrand Х7, кроме топовой комплектации, стоимость которой не изменилась. А вот лидер китайского сегмента — Lifan — в 2018 году поднял цены на все свои модели в среднем на 4–5%, от 30 до 40 тыс. рублей.

Впрочем, по словам гендиректора ГК «Долавто» Владимира Янчука, именно Lifan проводит наиболее взвешенную ценовую политику, тогда как остальные автопроизводители на протяжении последних двух лет задирали ценники, что привело к обвалу спроса и мизерным продажам в нашей стране. «Но даже эти повышения цен не компенсируют потери от ведения бизнеса китайцев в России, а дальше увеличивать стоимость автомобилей не позволяет рынок. Поэтому большинство китайских брендов устремились в более высокие сегменты в основном с моделями SUV, на которых выше маржинальность», — констатирует Владимир Янчук.

Автомобили китайских брендов изначально позиционировались как более доступные, ценовое преимущество уже «учтено» в спросе и является важным критерием выбора, отмечает Юлия Овчинникова. По ее словам, в целом у китайцев сложилась своя аудитория, но она небольшая, и чтобы ее расширить, одной доступной цены недостаточно.

«Реальное время» проанализировало динамику цен на автомобили в России в прошлом году.

«Реальное время» проанализировало динамику цен на автомобили в России в прошлом году. Как выяснилось, основная масса машин подорожала на 5—10%, и произошло это, как мы понимаем, еще до роста НДС. Особенно отметились в увеличении цены производители, не имеющие производства на территории России. В 2019 году, однако, машины могут стать еще менее доступными. Подробности — в нашем обзоре.

Рубль и машины: как курс валют повлиял на стоимость автомобилей

Аналитическая служба «Реального времени» уже больше двух лет отслеживает стоимость автомобилей в казанских автосалонах. Все это время цены практически на все машины довольно стабильно растут. В 2018 году, в частности, из 80 авто, присутствующих в исследовании, подешевели лишь два. Самым значительным оказалось снижение на 5,1%, а наибольший годовой рост стоимости составил целых 24,1%. Автомобилей, которые стоят меньше миллиона рублей, в списке все меньше, а самая дешевая марка преодолела «психологическую отметку» в 400 тысяч рублей.

Евгений Ушмаев, генеральный директор «Альянс-авто», отмечает, что подорожание в 2018 году можно назвать плановым.

«В сущности, ничего не изменилось, цены растут из года в год. Стабильно раз в полгода или раз в квартал цены меняются — обычно в июле и под новый год. В основном на цены влияет курс валют», — говорит он.

Основным фактором роста цен считает курс валют и Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю». «Цены на новые автомобили до этого росли каждый год. Основная причина — ситуация с рублем. В России продают как полностью импортированные новые автомобили, так и произведенные в нашей стране, но все равно имеющие в той или иной степени долю импорта в производстве. Курс рубля за последние годы просел по отношению к иностранной валюте — вот и результат», — считает он.

Отмечает подорожание и руководитель Ассоциации автодилеров Татарстана Руслан Абдулнасыров, указывая при этом, что оно не так заметно для потребителя, как подорожание «более повседневных» товаров:

«У каждого производителя своя ценовая стратегия. Это — однозначно не последнее подорожание. Кто-то пытается сдерживать цены, чтобы их автомобили выглядели интереснее по сравнению с конкурентами. Однако есть такой нюанс — автомобили покупаются редко, соответственно, люди не мониторят цены, узнают их только когда собираются покупать машину — и воспринимают ее как данность. Очень сильно удивляются, пытаются найти какие-то решения, как покупать оптимальнее — наличными или в кредит, или взять автомобиль с пробегом, или вообще отказаться от обновления автомобиля. Рост цен радикально касается только тех, кто покупает первую машину и кому она жизненно необходима».

Большие машины теряют в цене

Начнем, впрочем, все же с двух подешевевших моделей — благо, они есть. Снижение стоимости на 5,1% за год зафиксировано на автомобиль Hyundai Tucson с двухлитровым двигателем и шестиступенчатой коробкой передач. В конце декабря 2018 года он продавался по цене 1,43 млн рублей, в то время как за год до этого стоил 1,5 млн рублей. Вторая подешевевшая за 2018 год модель — это большой Ford Explorer с двигателем объемом 3,5 литра и мощностью 249 л. с., с той же шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Она снизилась в цене с 2,85 до 2,8 млн рублей, или на 1,8%.

Пытаясь найти поводы для оптимизма, отметим: если посмотреть на динамику цен за 2 года, то окажется, что в списке подешевевших еще две модели, причем в лидерах по снижению цены — модель, не дешевевшая в 2018 году. Речь идет о внедорожнике российского производства, большом и, вероятно, практичном «УАЗ Патриот». В конце 2016 года стоимость его в комплектации с мощностью в 135 «лошадей» составляла 809 тысяч рублей, а сейчас — всего 731,5 тысячи рублей. Снижение стоимости составило почти 10%. Впрочем, за последний год машина все же подорожала — в конце 2017 года ее можно было купить вообще за 699 тысяч рублей.

Ford Explorer, о котором говорилось выше, дешевеет уже 2 года подряд. За год, напомним, его цена снизилась до 2,8 млн рублей. А вот 2 года назад внедорожник можно было купить вообще за 3 млн рублей. За 2 года его стоимость снизилась на 6,7%. Hyundai Tucson, лидер по годовому снижению в 2018 году, за два года изменился в цене на те же 5,1%, так как в 2017 году цена по сравнению с 2016-м не менялась.

В случае с еще одним автомобилем — «люксовым» внедорожником Toyota Land Cruiser 200 с двигателем в 4,6 литра и шестиступенчатым «автоматом» ситуация несколько иная. Он подешевел еще в прошлом году на 4,3% — с 3,97 до 3,8 млн рублей, а вот в 2018 году его цена не изменилась.

Вторая подешевевшая за 2018 год модель — это большой Ford Explorer с двигателем объемом 3,5 литра. Фото Максима Платонова

Скромный список скромно подорожавших

Грустно, но список автомобилей, которые стали дешевле, на этом исчерпан. Все остальные подорожали как за год, так и за 2 года. Или, в лучшем случае, не изменились в цене — но таковых всего три модели, и они довольно дороги. Это уже упомянутый популярный для своего класса Land Cruiser за 3,8 млн рублей, Honda Pilot с трехлитровым двигателем (он уже 3 года не меняется в цене и стоит 3 млн рублей), а также полноприводный Hyundai Genesis G90 с двигателем мощностью 309 л. с. за 4,48 млн рублей.

Из относительно недорогих и не сильно подорожавших за год машин можно выделить, например, Volkswagen Jetta с двигателем в 110 л. с. — за 2018 год он повысился в цене всего на 6 тысяч рублей, или 0,6% — с 1,043 до 1,049 млн рублей. Несильно подорожала, кроме того, Kia Cerato с двигателем мощностью 128 л. с. — на 1,5%, с 975 до 990 тысяч рублей. Также относительно несильно прибавила в цене недорогая модель от чешского производителя — Skoda Rapid. Эта машина в комплектации с мощностью двигателя в 90 «лошадей» выросла в цене на 2,9% — с 628 до 646 тысяч рублей. Что касается более дорогих моделей, то не более чем на 3% подорожали Mitsubishi Pajero (с 2,8 до 2,83 млн), Suzuki Jimny (с 1,16 до 1,18 млн рублей) и Nissan X-Trail (с 1,46 до 1,5 млн рублей).

Это еще было недорого: рост стоимости от 3 до 10%

Более заметно — на 3—5% — подорожали 17 моделей автомобилей. В этой категории встречаются как относительно дешевые, так и очень дорогие машины. Например, на 3,9% подорожала Hyundai Elantra с двигателем объемом 1,6 литра (стоимость сейчас — 994 тысячи), на 4,6% — уже упоминавшийся «УАЗ Патриот», а на 5% — Nissan Almera и Lada XRay (их стоимость относительно невелика и составляет 677 и 630 тысяч рублей соответственно).

Среди дорогих машин, подорожавших примерно на те же проценты, к примеру, Nissan Murano и KIA Quoris (рост на 3,7% до 2,55 млн и 2,82 млн рублей), Audi Q7 с ростом на 4%, до 3,9 млн рублей, Lexus LX570 с ростом на 4,5%, до 6,72 млн, Mercedes-Benz GLA 200 с ростом на 4,6%, до 2,27 млн.

Lada XRay подорожала на 5%. Фото Максима Платонова

Наиболее обширная категория автомобилей — подорожавшие за год на 5—10%. Здесь сразу 39 моделей. Средняя стоимость машин, изменившихся в цене в этих пределах, — 1,9 млн рублей. В этой категории, например, несколько наиболее дешевых моделей автомобилей, в частности, лидер по дешевизне — Lada Granta, выросшая в цене за год на 7,7% с 390 до 420 тысяч рублей, «Нива» с ростом на 6,4% — с 533 до 567 тысяч, Renault Logan и Sandero, выросшие в цене на 7% — с 500 до 534 тысяч рублей.

В то же время, на 5—10% подорожали и некоторые очень дорогие автомобили. В частности, на 6,7% подорожала BMW X6 M — с 7,44 до 7,94 млн рублей, на 5,3% — Audi A8 — с 5,75 до 6,05 млн рублей, на 8,6% — BMW X6 — с 4,77 до 5,18 млн рублей.

Самые подорожавшие

К группе наиболее подорожавших относятся 13 машин; рост их стоимости составил от 10,3% до 24,1%, а средняя цена — около 2,7 млн рублей. Впрочем, среди наиболее подорожавших автомобилей есть и недорогие модели. Это, например, KIA Picanto — стоимость ее за год выросла сразу на 10,8%, с 555 до 615 тысяч рублей. Также относительно недорогая модель в этой категории — Hyundai Solaris, причем она стала самой подорожавшей машиной в категории «до миллиона рублей». Стоимость этого автомобиля в комплектации с двигателем объемом 1,4 литра и шестиступенчатой ручной коробкой передач выросла с 625 до 711 тысяч рублей.

Среди наиболее дорогих машин в этой категории — Mercedes-Benz S450 с двигателем мощностью 367 л. с. Эта модель выросла в цене на 12% — с 6,27 до 7,02 млн рублей. Примерно такой же, и даже больший рост — еще у двух моделей «Мерседеса». Модель GLS 400 с двигателем в 333 «лошади» выросла в цене с 5,35 до 5,97 млн рублей — то есть на 11,6%. А вот более дешевый Mercedes-Benz C180 мощностью 150 «лошадей» подскочил в цене вообще на 13,7% — с 2,11 до 2,4 млн рублей.

Hyundai Solaris стала самой подорожавшей машиной в категории «до миллиона рублей». Фото wroom.ru

Впрочем, Евгений Ушмаев такого роста цен на «Мерседесы» не заметил: «У меня нет информации о таком значительном увеличении цены, — говорит он. — Возможно, речь идет об изменении комплектации — раньше продавалась «Особая серия». Сейчас — тоже «Особая серия», но она дооснастилась. Как только «Мерседес» откроет завод в России, изменится и ценообразование, причем в приятную сторону. Это связано и с пошлинами, и с налоговыми льготами, и со стоимостью рабочей силы».

Зарубежное производство в качестве фактора роста стоимости машин этого бренда называет и Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:

«Есть и другие марки, рост средневзвешенных цен которых оказался выше, чем у Mercedes-Benz. Но если говорить конкретно о немецком премиум-бренде, то все его модели пока еще завозятся в Россию из-за рубежа. А это значит, что их цена напрямую привязана к валютному курсу, составляющей, связанной с локализацией», — говорит он.

Впрочем, показатели Mercedes-Benz действительно не рекордны. Три другие модели вообще подорожали за год более чем на 15%. Lexus ES200 с двигателем мощностью 150 л. с. подорожал на 16,6% — с 2,235 до 2,606 млн рублей. Еще более высокий рост — у автомобиля Kia Ceed, который за год смог «перевалить» в цене за миллион. В конце 2017 года машину можно было купить за 825 тысяч, в конце 2018 года — на 22,4% дороже, за 1,01 млн рублей. Правда, модификация машины стала несколько другой. Наконец, самый большой рост — у Skoda Superb, но и тут сменилась комплектация — год назад за 1,3 млн рублей продавалась машина мощностью 125 л. с., а сейчас, на 24,1% дороже, за 1,613 млн рублей — автомобиль с двигателем в 150 «лошадок».

Что будет в 2019 году: доллар, НДС и не только

Большинство опрошенных нами экспертов считают, что в 2019 году существенного роста стоимости автомобилей не планируется, если, конечно, не произойдет значительного изменения курса доллара. Изменившийся НДС уже повлиял на стоимость машин, однако не так сильно, как можно было предположить.

По словам Руслана Абдулнасырова, в 2019 году на стоимость машин повлияет увеличение НДС на 2% — по факту это приведет к росту стоимости машин на 1,5%. И, конечно, влияние окажет курс рубля.

О маловероятности существенного изменения цен говорит и Евгений Ушмаев: «В 2019 году темпы роста, конечно, будут корректироваться из-за изменения НДС. Также изменение возможно из-за изменения курса доллара. Сейчас загадывать, как изменятся цены на машины, очень сложно. Скорее всего, если все будет так же, как сейчас, то резкого скачка не произойдет. А вот если доллар будет расти, то и машины будут планово дорожать».

Евгений Еськов называет и другие факторы подорожания:

«Рост цен, безусловно, будет. С одной стороны, свою роль может сыграть повышение НДС, с другой, увеличение НДС коснется всех сфер потребления, поэтому, возможно, на этом фоне для покупателей будет не так заметно, что это затронуло и авторетейл, раз уж подорожало все. Причины — курс рубля, НДС, плюс та разница курсов, которую производители, сдерживая цены прошлые годы, еще не отыграли. С моделями и марками все будет по-разному, во многом это будет зависеть и от политики производителей».

Еще меньше оптимизма у Азата Тимерханова: «Повышение ставки НДС уже играет свою роль. Как отмечают сами производители и подтверждают данные нашего мониторинга, в январе цены на новые легковые автомобили в России уже выросли в пределах 5%. Не факт, что на этом все закончится — слишком много неопределенных факторов, которые могут на это повлиять. Отчасти еще и поэтому производители будут вынуждены закладывать в будущую цену возможные риски», — говорит он.

Прогнозы экономистов относительно перспектив автомобильного рынка в России в 2018 году мало утешительны. На фоне стремительно дорожающего бензина и закрытия программ господдержки новый автомобиль даже при текущих ценах снова становится предметом роскоши. Большинство производителей уже подняли цены на свою продукцию в 2018 году, возможен, при некоторых обстоятельствах, и дальнейший рост. Повышение цен на автомобили в России в 2018 году — последние новости о том, что происходит на автомобильном рынке, будут ли дорожать автомашины и дальше.

Насколько уже повысились цены на автомобили в России в 2018 году

В апреле в России достаточно значительно вырос так называемый утилизационный сбор на новые автомобили. В свое время этот сбор заменил собой высокие пошлины на импортные автомобили, которые пришлось снижать при вступлении России в ВТО.

Утилизационный сбор налагается не только на импортные автомобили, но и на те, что производятся на территории России, однако местным производителям этот сбор компенсируется затем в виде госсубсидий на ту же сумму.

Как бы то ни было, но сам факт того, что утилизационный сбор обязателен к уплате для всех, позволяет российским автозаводам спекулировать на этой теме и учитывать сбор в цене своих авто. В конце концов, компенсация от государства последует потом, а уплачивать сбор нужно прямо сейчас.

Еще одна причина для роста цен — апрельская девальвация рубля, в результате которой курс доллара в стране вырос с 57-58 рублей до 62 рублей. Рубль обесценился на 7-8%, и в силу общей инфляции, а также затрат на импортные комплектующие и сырье подорожали в том числе те автомобили, что производятся в нашей стране.

В итоге в мае этого года в среднем на 2% подорожала вся линейка продукции АвтоВАЗа.

Теперь даже самая дешевая версия Лада Гранта с некрашеными бамперами обойдется покупателю практически в 410 000 рублей. Цена на Весту начинается от 584 900 рублей. Самой дорогой моделью Лада теперь является кросс-версия универсала Веста — 891.900 рублей.

Подорожали в 2018 году пять моделей от Nissan. Так, Nissan Almera становится дороже на 10-11 тысяч и стоит теперь от 655.000 рублей. Nissan Terrano стал дороже на 30-35 тысяч и теперь его цена начинается от 980.000 рублей. Сильнее всего подорожал Nissan Juke — сразу на 75 тысяч рублей, теперь его начальная цена — от 1.194.000 рублей.

Ford Focus превзошел рубеж в один миллион для всех версий, за исключением Ambiente с 85-сильным двигателем, который стоит 865.000 рублей. Около миллиона стоят теперь даже базовые модификации Skoda Octavia.

Renault Logan в 2018 году подорожал на 50 тысяч, теперь даже самые простые версии этой модели начинаются практически от 700.000 рублей.

Прекращение программ господдержки в 2018 году — что будет с авторынком

Формально в январе-апреле 2018 года российский автомобильный рынок вырос на 20 процентов в сравнении с прошлым годом.

Однако эта цифра достаточно лукавая и не говорит о хороших перспективах всего года. Во-первых, в начале 2017 года продажи автомобилей шли довольно плохо, и рост начала этого года во многом связан с эффектом низкой базы. Во-вторых, именно в первые четыре месяца 2018 года в России продолжали действовать программы господдержки, запущенные в 2017 году.

Программы “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль” позволяли россиянам, попадающим под их условия, приобретать новые бюджетные автомобили российского производства со скидкой в 10 процентов по льготному тарифу автокредитования. К середине мая годовой бюджет этих программ был исчерпан, и на сегодня они больше не актуальны.

На фоне прекращения программ государственной поддержки, а также резко подорожавшего бензина (который пока продолжает расти в цене) перспективы автомобильного рынка в России в 2018 году выглядят совсем не радужно.

Если говорить о том, как влияли программы господдержки на рынок, то можно обратиться к следующей статистике. Всего за четыре первых месяца этого года в России было продано 545.000 легковых автомобилей и машин, относящихся к числу легких коммерческих. Из них чуть более 100.000 штук было реализована в рамках программ господдержки. 86.000 — по программа “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль”, а еще 20.000 — по программам льготного лизинга для бизнеса.

Таким образом, с господдержкой продавался каждый пятый автомобиль.

С прекращением программ государственной поддержки и с учетом того, что реальные доходы россиян совсем не растут, рынок едва ли будет расти в тех темпах, которые предсказывались до начала года.

В данный момент наиболее реальный сценарий поведения многих россиян — это либо приобретение подержанного автомобиля, либо откладывание на неопределенное время замены старого семейного авто. И без того немалый средний возраст автомобиля на дорогах страны лишь продолжит расти.

Будут ли дополнительно повышаться цены на новые автомобили в России в 2018 году

В мае уходящий с поста президента АвтоВАЗа француз Николя Мор (с 1 июня этот пост занял его соотечественник Ив Каракатзанис) общался с журналистами о перспективах ценовой политики лидера российского автопрома.

По словам Мора, в данный момент все зависит от того, как поведет себя рубль, насколько он будет устойчивой валютой в 2018 году.

Уходящий президент АвтоВАЗ не скрывал, что майское повышение цен на автомобили производителя было связано в том числе с динамикой курса рубля. И если в 2018 году рубль сохранит стабильность, стабильными будут и цены на новые автомобили Лада. Если же рубль снова просядет, автопроизводителю придется снова переписывать ценники.

Как отмечают экономисты, ждать снижения стоимости автомобилей в 2018 году точно не стоит. Даже по оптимистичному сценарию стоимость новых авто до конца года останется той же, что сегодня.

Вероятнее всего, определенный спрос на рынке в любом случае сохранится, и производителям едва ли придется снижать цены, реагируя на катастрофическое снижение. А вот вырасти цены вполне могут, если курс доллара достигнет новых вершин.