Почему резко сел аккумулятор

0
674

Содержание

Проблемы с электрической системой — это один из наиболее популярных вариантов неполадок в современном авто. Иногда невозможно запустить двигатель, не работают важные электрические приборы, нет питания некоторых агрегатов, и в этом случае нормальная эксплуатация транспорта исключается. Нередко автомобилисты становятся жертвами ситуации, когда аккумулятор разрядился и требует замены или подзарядки. В этом случае эксплуатация автомобиля становится невозможной. Достаточно лишь раз пропустить момент, когда автомобиль скажет вам о начале процесса разрядки, чтобы потом попасть в крайне неприятную ситуацию. Разрядка аккумулятора чревата тем, что при повороте ключа в замке зажигания в крайнее положение автомобиль никак не будет реагировать. Мощности остатков заряда батареи не хватит на то, чтобы прокрутить двигатель и завести его.

В такой ситуации есть несколько вариантов действий, которые мы обсудим в нашей сегодняшней публикации. Вы можете использовать различные варианты экстренной зарядки аккумулятора, альтернативные способы запуска силового агрегата и прочие интересные возможности, но следует помнить о том, что все популярные способы решения данной проблемы работают достаточно сомнительно. Также мы поговорим о том, почему аккумуляторы выходят из строя, и как вы можете предотвратить такую ситуацию. Оказывается, в большинстве автомобилей сегодня используются не самые удачные возможности эксплуатации аккумуляторов. Так что ситуация настолько сложна, что практически все водители в нее втянуты, впрочем, они все могут быстро изменить ситуацию и перестать постоянно покупать новые батареи в магазинах.

Базовые действия при севшем аккумуляторе и их последствия

Существует ряд способов завести автомобиль, даже если аккумулятора под капотом вообще нет. Их можно использовать в данном случае, но только в том случае, если вам нужно напрямую добраться домой, поскольку в большинстве случаев эти действия не приведут к полному разрешению ситуации. Аккумулятор может получить подзарядку от генератора автомобиля, но при глубокой разрядке такой подпитки батарее не хватит. В конечном счете, вы можете выехать из гаража, завести авто с толкача, поехать на работу, а в дальнейшем застрять без возможности получения помощи и толкания машины. С севшим аккумулятором лучше далеко не ехать, а следовать прямо в гараж или к автомобильному магазину с батареями. Способы автономного запуска следующие:

  • найти нескольких человек на улице, которые могли бы помочь вам и толкнули автомобиль, такой способ возможен только в том случае, если у вас механическая коробка;
  • самостоятельно растолкать авто на полностью ровной прямой и запрыгнуть в него, успев выполнить все необходимые действия для запуска двигателя (способ непростой);
  • подыскать автомобилиста, который согласится вам помочь в запуске двигателя и «прикурить» — у такого человека автомобиль должен быть с батареей несколько мощнее вашей;
  • найти розетку и зарядное устройство, зарядить аккумулятор 10-15 минут, этого хватит как раз для того, чтобы выполнить первый запуск и доехать до пункта назначения;
  • через розетку и пуско-зарядное устройство выполнить полноценный запуск силового агрегата и немного подзарядить аккумулятор мощным током в автоматическом режиме.

Существует множество способов завести двигатель и привести машину в движение, если аккумулятор глубоко разряжен или потерян контакт между определенными деталями. Но следует повториться в том, что из гаража в такой ситуации выезжать стоит разве только в направлении автомобильного магазина. Вам необходимо выполнить полную зарядку аккумулятора, которая занимает более чем сутки, или просто установить новую батарею для осуществления нормальной поездки без боязни застрять в каком-нибудь безлюдном районе или в месте, где невозможно толкнуть машину. Интересно, что при нарушении этого правила водители снова попадают в неприятную ситуацию, и это уже стало определенной закономерностью.

Почему происходит быстрая и глубокая разрядка аккумулятора?

Выполнение полной разрядки аккумулятора возможно по многим причинам. Возможно, вы перегрузили батарею или используете ее в неподходящих климатических условиях. Автомобильные аккумуляторы обладают определенными качествами, которые являются достаточно сложными для эксплуатации. Они имеют ряд ограничений в использовании и не могут перенести нарушения этих ограничений. К примеру, немногие батареи для автомобилей могут нормально существовать в российской зиме. Нередко именно в этот период водители сталкиваются с различными проблемами в этой системе. Впрочем, это не единственная ситуация, которая может вызвать неполадки в электрической системе. Главные причины глубокой разрядки аккумулятора следующие:

  • большой возраст автомобильной батареи, слишком активный износ всех деталей внутренней части механизма, включая свинцовые пластины и электролитный наполнитель;
  • снижение уровня жидкости и отсутствие своевременного дополнения электролита или дистиллированной воды для поддержания рабочего состояния аккумулятора;
  • наличие разгерметизации в корпусе батареи, вытекание жидкости из внутренней части и соприкосновение пластин, которые должны находиться на расстоянии друг от друга;
  • слишком частые запуски двигателя и короткие промежутки поездки — генератор не успевает зарядить аккумулятор, батарея оказывается беспомощной в эксплуатации;
  • некачественный аккумулятор также окажется проблемой, надежность батареи зависит от качества ее исполнения, производителя и примененных в производстве технологий;
  • большие морозы и редкая эксплуатация машины — при таком режиме использования батарея может просто замерзнуть за несколько дней непрерывного спокойствия.

Так что глубокую разрядку аккумулятора получить можно без особых сложностей. Если такая ситуация произошла, важно не паниковать, а рассудительно отнестись к произошедшему. В одной ситуации будет уместно воспользоваться услугами эвакуатора, в другой — вызвать автомобиль из службы такси и отправиться по делам. Можно закрыть и оставить автомобиль на стоянке или в гараже, отправившись по нужным делам. Только не стоит тратить время и пытаться самостоятельно устранить неполадку. Скорее всего, это приведет к очень неприятным последствиям, таким как потеря времени и серьезное дополнение возникших неполадок.

Какие лучше выбирать аккумуляторы для авто?

Последний вопрос, который стоит затронуть в теме выхода из строя аккумуляторной батареи является вопрос подбора аккумулятора для последующего его использования в транспортном средстве. Многие считают, что стоит выбирать самый дешевый вариант батареи, поскольку он оказывается не менее функциональным, чем одни из самых дорогих решений. В некоторых случаях так и есть, часто дешевые батареи служат дольше самых дорогих по причине приятно сложившихся обстоятельств в производстве. Но зачастую все происходит наоборот. При покупке самого дешевого аккумулятора вы оказываетесь вообще не защищенными от различных неприятностей в пути. Выбор батареи следует основывать на таких критериях:

  • производитель должен быть известным в сфере изготовления и продажи аккумуляторных батарей для автомобилей, а также обладать достаточно большим ассортиментом;
  • предложения компании не должны находиться в крайних ценовых диапазонах — лучше выбирать золотую середину по стоимости и покупать нормальный аккумулятор;
  • тип можно подобрать кислотный, гелевый, AGM, обслуживаемый или необслуживаемый — все зависит от ваших предпочтений, в любом случае можно найти успешные решения;
  • стоит обратить на полярность — существует прямое и обратное расположение клемм, поэтому следует сразу понимать, какое расположение необходимо для вашего авто;
  • не последним фактором станет проверка аккумулятора в магазине под нагрузкой, а также измерение плотности электролита ареометром — это необходимость при такой покупке;
  • не стоит покупать аккумулятор, который уже больше года простоял в магазине, такие батареи не способны нормально выполнять поставленные задачи и служить покупателю.

Можно найти массу интересных возможностей при покупке аккумуляторной батареи. Зачастую АКБ не будут слишком дорогими, если подбирать с пониманием ситуации. В большинстве случаев достаточно среднего класса батареи, чтобы получить необходимые возможности эксплуатации. Интересно, что несоблюдение технических характеристик по емкости, силе тока и прочим параметрам может серьезно повлиять на качество эксплуатации автомобиля. К примеру, если перепутать местами расположение клемм, может сгореть проводка от обратного подключения. Если же установить авто с намного более высокими показателями силы тока, вполне может выйти из строя стартер. Смотрите небольшое видео о том, как проверить работоспособность аккумулятора:

Подводим итоги

Существует огромное количество аккумуляторных батарей, которые предложены под разными брендами, названиями и с разными техническими характеристиками. Но в некоторых случаях устройства не могут служить достаточно долго и выполнять поставленные задачи хорошо и без проблем. На сегодняшний день происходит чрезвычайно много ситуаций, когда автомобилисты оказываются в неприятном положении из-за различных проблем, связанных с эксплуатацией автомобиля. Нередко оказывается, что выход из строя аккумулятора просто парализует работу машины и не позволяет водителю нормально закрыть и оставить авто.

Чтобы избежать такой ситуации, нужно следить за состоянием батареи в своем автомобиле, вовремя заряжать этот прибор, а при необходимости полностью менять его на новый. Так вы сможете без особых сложностей получить достаточно долговечную и качественную работу автомобиля без перебоев и проблем. Тем не менее, даже в магазине не всегда можно купить достаточно качественный аккумулятор, который будет работать без особых проблем. Будьте осторожны и проверяйте свои приобретения перед тем, как оставить деньги в магазине. А вы когда-нибудь попадали в неприятную ситуацию с севшим аккумулятором?

Если двигатель автомобиля часто сравнивают с сердцем, то аккумуляторную батарею вполне можно назвать желудком, поставляющим остальным органам (то бишь узлам транспортного средства) живительную энергию. Основная часть работы АКБ, если учитывать энергозатраты, приходится на пуск мотора. Когда он работает, функции источника электроэнергии берёт на себя генератор, но, если его мощности для питания всех потребителей не хватает, на помощь приходит АКБ. И наоборот, если генератор не сильно нагружен, избыток вырабатываемой энергии используется для подзарядки аккумулятора. В принципе одной средней по продолжительности поездки достаточно, чтобы поддерживать уровень заряда максимальным, но только если АКБ новая и бортовая электрическая цепь полностью исправна. Увы, но часто одно из этих условий не соблюдается, и в этом случае наблюдается полный или частичный разряд ёмкости.

Как правило, старение аккумулятора – процесс, протяжённый во времени, поэтому владелец машины имеет достаточно времени, чтобы распознать проблему и подготовиться к её решению. Но если аккумулятор начал садиться аномально быстро (например, за ночь или сутки), это явное свидетельство того, что имеется какая-то внешняя причина, заставляющая его отдавать свой заряд.

Обиднее всего, что подобные случаи всегда происходят неожиданно и в неподходящий момент, когда машина нужна, но завести её обычным способом не представляется возможным.

Возможно ли реанимировать АКБ, заранее сказать невозможно. Причин, по которым аккумулятор на автомобиле разряжается всего за ночь, существует немало, и мы попробуем разобраться, как правильно диагностировать текущее состояние аккумуляторной батареи и что можно предпринять, чтобы отсрочить её смерть.

Почему быстро садится аккумулятор

Быстрый разряд, особенно на новом аккумуляторе – это однозначно нештатная ситуация. И подобная неприятность может случиться и с самым дорогим, и бюджетным изделием, поскольку причины могут быть как внутренние, так и внешние.

Если исходить из статистических данных, то неполный их перечень, выстроенный в порядке частоты встречаемости, будет выглядеть следующим образом:

  • АКБ быстро садится из-за своей старости;
  • зарядка батареи во время движения не происходит, либо ток зарядки недостаточен;
  • имеются утечки тока на каком-то участке бортовой электросети;
  • аккумулятор сел из-за не выключенных электроприборов (мультимедийного центра, обогрев, световых приборов);
  • длительное пребывание автомашины на морозе.

Рассмотрим особенности этих факторов.

Физический износ АКБ

Старению подвержены не только живые существа, но и механизмы. Если говорить об аккумуляторе, то это самая распространённая причина потери способности держать заряд. Средний срок службы автомобильный батарей – 4-5 лет. Старость может наступить и раньше, если аккумулятор эксплуатируется в интенсивном режиме или с несоблюдением рекомендаций производителя. О том, что скоро придётся производить замену АКБ, будет свидетельствовать всё уменьшающийся период между полными разрядами, что сопровождается потерей ёмкости и сульфатацией пластин.

Это неизбежный процесс – со временем сульфат свинца, являющийся побочным продуктом химических реакций, оседает на пластинах, постепенно уменьшая площадь активной массы, отвечающей за выработку электроэнергии посредством химического взаимодействия с электролитом.

Примерно на четвёртый год эксплуатации заряд АКБ уменьшается на 30-40% от номинального значения, и это уже может стать причиной затруднения пуска силового агрегата, особенно зимой, при отрицательных температурах.

Чтобы отсрочить наступление старости, можно применять на практике следующие несложные приёмы:

  • старайтесь уменьшить до минимума пуски мотора – если есть возможность, пускай он лучше поработает несколько минут на холостых оборотах, чем лишний раз нагружать АКБ;
  • помните, что для восстановления ёмкости электролита потребуется совершить поездку минимум на 10 километров. В противном случае аккумулятор останется недозаряженным, а если практиковать такое каждый день, однажды вы просто не сможете завести свою машину. Так что старайтесь избегать коротких поездок, их недостаточно для поддержания заряда аккумулятора на номинальном уровне;
  • если вы не уверены в том, достаточно ли заряжается автомобильный аккумулятор во время ваших поездок, периодически заряжайте устройство от сети, используя зарядное устройство. Даже частично разряженное состояние для АКБ вредно, поскольку в этом случае скорость сульфатации возрастает;
  • ещё более вредным считается глубокий разряд батареи. Например, когда вы делаете множественные неудачные попытки запустить силовой агрегат. Особенно сильно страдают необслуживаемые кальциевые АКБ. Это также одна из частых причин, почему аккумулятор разряжается на машине буквально за ночь, хотя накануне всё было нормально;
  • проверяйте уровень электролита столь же часто, как и уровень моторного масла – это позволит вам вовремя заметить оголённые пластины, разрушающиеся под воздействием воздуха, и долить нужное количество жидкости;
  • хотя бы раз в год проводите работы, связанные с профилактикой сульфатации пластин.

Впрочем, для 4-5-летних АКБ подобные меры могут оказаться неэффективными, поскольку они уже своё отработали. Никакие реанимационные мероприятия в этом случае не помогут, кроме покупки нового устройства. Кстати, старый аккумулятор лучше не выбрасывать, поскольку сейчас в ходу программа трейд-ин – вы сдаете неработающую АКБ и приобретаете новую со скидкой.

Генератор не обеспечивает зарядку

Подобная проблема встречается гораздо реже, но от неё может пострадать аккумулятор независимо от возраста и текущего состояния. В этом случае длительная поездка будет не во благо, поскольку АКБ будет не заряжаться, а отдавать свою энергию. Как результат – утром вы наверняка будете испытывать проблемы с пуском двигателя.

Сложность в том, что без инструментальных измерений понять, что генератор не в состоянии обеспечить требуемый заряд, может только очень опытный автовладелец, и то не сразу.

Между тем для такой проверки достаточно мультиметра. Сама процедура тоже несложна:

  • запускаем мотор;
  • на холостом ходу включаем как можно больше потребителей – фары, магнитолу, обогрев заднего стекла и/или сидений;
  • измеряем уровень напряжения на клеммах батареи. Номинальный показатель – 12.014.4 В.

Меньшее значение свидетельствует о том, что имеется вышеназванная проблема, и уровень заряда АКБ будет постепенно уменьшаться вплоть до полной его разрядки. Если уровень напряжения оказывается выше указанного значения, это станет причиной активизации процесса гидролиза, в результате чего из электролита будет интенсивно испаряться вода.

Недозаряд от генератора может быть вызван следующими причинами:

  • в процессе эксплуатации произошла потеря целостности ремня генератора;
  • ремень может банально ослабнуть и проскальзывать;
  • не функционирует регулятор напряжения генератора;
  • имеются повреждения электропроводки на участке между генератором и АКБ;
  • вышел из строя диодный мост.

Если в результате измерений вы обнаружили, что аккумулятор на машине быстро садится из-за того, что генератор не обеспечивает его нормальную зарядку, следует искать причину и устранять её – в противном случае с АКБ придётся вскоре расстаться, как и со всеми последующими.

Утечка тока

Ещё одна распространённая причина, из-за которой аккумулятор машины может разрядиться за ночь. Чаще всего она проявляется на автомобилях, имеющих солидный пробег. Утечка тока сродни постоянно включенному потребителю, поэтому быстрый и беспричинный разряд АКБ должен насторожить.

Для того чтобы убедиться, что проблема кроется именно в этом, необходимо выполнить соответствующие измерения, используя универсальный мультиметр. Делается это так:

  • при вынутом ключе зажигания обеспечить возможность доступа в салон, если произойдёт блокировка дверей центральным замком (можно, например, полностью открыть передние стёкла);
  • убеждаемся, что отключены от электропитания все потребители, работающие в том числе при выключенном зажигании;
  • поднимаем крышку капота и отсоединяем от батареи отрицательную клемму;
  • подсоединяем разъёмы мультиметра к отсоединённой клемме и отрицательному полюсу;
  • включаем прибор на измерение тока утечки. Номинальное значение лежит в пределах 15.0-70.0 мА.

Если величина тока утечки больше, следует искать место, где имеется проблема. Это могут быть:

  • изношенные провода, имеющие характерные повреждения слоя изоляции;
  • окисленные контакты;
  • неправильное подключение новых или устанавливаемых после ремонта электроприборов.

Потеря электролитом номинальных рабочих характеристик

Быстрая разрядка может быть вызвана уменьшением плотности электролита, а также испарением воды при чрезмерной зарядке, обеспечиваемой генератором.

Обе проблемы можно решить, но при условии, что вы следите за состоянием аккумулятора и при необходимости проводите мероприятия по его обслуживанию.

В частности, уровень электролита можно проверить, выкрутив заливные пробки. Нормальное значение – это примерно на 1-1.5 сантиметра выше уровня электродов.

Выкипание воды может происходить не только при перезарядке – такое явление характерно и для жаркой погоды, при экстремально высоких температурах воздуха.

Плотность электролита также измеряется достаточно просто – окунанием в жидкость ареометра. Если она выше нормы, следует разбавить электролит, долив в него небольшое количество дистиллированной воды (приобрести её можно в любой аптеке).

Если уровень электролита в норме, батарея заряжена, а плотность при этом низкая, чтобы исправить ситуацию, придётся повозиться. Для этого небольшой по объёму резиновой грушей с длинным наконечником отбирают небольшое количество старого электролита, заливая вместо него новый. Выждав некоторое время, чтобы дать возможность электролиту смешаться и отстояться, проводят повторные измерения плотности. Если она лежит в пределах 1.27÷1.29 грамм/куб. см, процедуру следует считать завершённой. В противном случае повторяем процесс до достижения требуемого результата.

Аккумулятор «коротит»

Причина короткого замыкания АКБ может лежать как в плоскости ненадлежащих условий эксплуатации батареи, так и из-за наличия производственного брака.

КЗ возникает, если пластины аккумулятора разной полярности начинают соприкасаться. Происходит это по следующим причинам:

  • в результате коробления решётки пластин,
  • если начал разрушаться сепаратор;
  • когда на электродах возникает нарост, увеличивающийся со временем в размерах;
  • при скоплении на дне корпуса АКБ шлама, достающего до пластин;
  • если в аккумулятор во время его обслуживания попал посторонний предмет.

Распознать короткое замыкание несложно: в этом случае электролит начинает достаточно интенсивно кипеть, что приводит к падению напряжения на клеммах батареи. При этом соответствующим образом уменьшается ёмкость автоаккумулятора.

В АКБ старого образца, которые имели обслуживаемый корпус, короткое замыкание не было непоправимой проблемой. Производилась очистка электродов и банки, а неисправный элемент просто заменялся на новый.

В современных устройствах подобные операции выполнить невозможно.

Существует способ устранения КЗ и для необслуживаемых АКБ. Он заключается в пропуске через пластины тока большого номинала, который выжигает точки контакта электродов, разрушая их. Недостаток данной процедуры заключается в необходимости наличия специального оборудования и соответствующих навыков, то есть для большинства автовладельцев такой вариант неприемлем. В этом случае выход один – установка новой АКБ.

Неподходящие условия эксплуатации

Речь идёт о тех автомобилях, которые зимой, в сильный мороз, стоят на открытых площадках. В принципе отрицательные температуры для любого аккумулятора – это плохо, поскольку ёмкость электролита зависит от температуры. Особенно сильно эта зависимость проявляется, если отметка термометра опускается ниже минус 15°С. В этом случае каждый градус ниже этого значения провоцирует уменьшение ёмкости батареи на 1 мАч. А если АКБ полностью разрядится, существует риск замерзания электролита.

Именно поэтому рекомендуется в сильные морозы хранить аккумулятор в отапливаемом помещении.

Важно также зимой постоянно контролировать степень заряда автоаккумулятора, измеряя плотность электролита.

Приводим таблицу, по которой можно оценить зависимость между температурой замерзания жидкости и другими параметрами электролита и АКБ:

Плотность при 15ºС, г/см 3 Выходное напряжение на клеммах, В Напряжение при нагрузке номиналом 100 мА, В Уровень заряда батареи, % Т замерзания электролита
1.11 11.71 8.41 0.00 -7 ºС
1.12 11.77 8.55 6.00 -8 ºС
1.13 11.83 8.69 12.56 -9 ºС
1.14 11.89 8.85 19.00 -11 ºС
1.15 11.95 9.00 25.00 -13 ºС
1.16 12.01 9.15 31.00 -14 ºС
1.17 12.07 9.30 37.50 -16 ºС
1.18 12.13 9.47 44.00 -18 ºС
1.19 12.19 9.60 50.00 -24 ºС
1.20 12.25 9.75 56.00 -27 ºС
1.21 12.31 9.90 62.50 -32 ºС
1.22 12.37 10.07 69.00 -37 ºС
1.23 12.43 10.20 75.00 -42 ºС
1.24 12.49 10.35 81.00 -46 ºС
1.25 12.55 10.50 87.50 -50 ºС
1.26 12.61 10.67 94.00 -55 ºС
1.27 12.67 10.80 100.00 -60 ºС

Если у вас нет возможности держать автомобиль в закрытом помещении или забирать аккумулятор в тёплое место, уменьшить вредное влияние отрицательных температур помогут следующие рекомендации:

  • старайтесь, чтобы АКБ была заряжена максимально;
  • попробуйте повысить номинальную плотность электролита до 1.3 г/см 3 ;
  • пошейте или купите готовый плотный толстый чехол для аккумулятора.

Забывчивость водителя

Даже самый аккуратный автовладелец время от времени может забывать выключить один из электрических приборов. Это может быть магнитола, лампочка освещения салона, обогрев сидений, стёкол или фар – вариантов существует множество, ведь современное авто буквально напичкано всевозможными гаджетами.

Здесь порекомендовать нечего. Правда, автопроизводители уже предпринимают попытки решить и эту проблему, обеспечивая автоматическое выключение многих штатных потребителей спустя определённое время после остановки силового агрегата. Но для тех приборов, которые были подключены самостоятельно, такая схема оказывается нерабочей.