Почему неравномерно изнашиваются передние тормозные колодки

0
268

Иногда ко мне на блог приходят такие вопросы – «недавно менял передние тормозные колодки, получается очень странно, одна из них стерлась практически до металла, а вот на другой есть еще достаточно большой фрикционный слой. Подскажите, пожалуйста, почему такое происходит? Какие причины такого неравномерного износа?» И таких вопросов достаточно много, поэтому сегодня я решил осветить этот вопрос подробнее, будет интересно, так что читайте …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Стоит отметить, что неравномерный износ может быть как на передней, так и на задней оси, там где установлены дисковые тормозные системы, потому как принцип работы у них одинаковый и реально мало чем отличается.

Если не знаете — как работает тормозной суппорт, для начала читаем вот этот материал, после переходите к самой статье.

Гидравлика наше все

Сейчас большинство автомобилей имеют именно гидравлические тормоза, то есть работают на специальной тормозной жидкости, которую нужно обязательно менять через определенный промежуток времени. Также хочется отметить, что эти составы имеют классификацию по DOT (общепринятому стандарту) сейчас уже насчитывается пять классов от DOT1 до DOT5.1, некоторые уже сняли с производства другие используются. Кстати вот здесь писал, какие можно смешивать, а какие нельзя.

Так вот, почему я начал именно с «тормозухи», да потому что она имеет непосредственное участие в этом процессе, именно она провоцирует неравномерное изнашивание фрикционных накладок.

КАК? Да все проще, чем кажется. Сейчас не буду подробно рассказывать, как впитывает влагу жидкость (все есть по ссылкам сверху). Вам нужно понять — что примерно через 2 – 4 года (в зависимости какой у вас DOT) влага накапливается в тормозной системе автомобиля (что говорится внутри), потому как «тормозуха» гигроскопична, она поглощает воду и уже через несколько лет процент ее может составлять от 3,5 до 4%! Что реально опасно, банально эта смесь может закипеть при торможении. Но это еще не все.

Поршни суппорта

Первым виновником в таком износе, является поршень суппорта. Влага начинает окислять его стенки, из-за чего он не может нормально входить и выходить! Поверхность его ржавая и что самое смешное изнутри. Таким образом — вы давите на педаль тормоза, поршень сдавливает тормозные колодки, отпускаете педаль, он должен отойти, но этого не происходит, потому как его немного подклинивает, и он практически постоянно давит на колодку – вот вам и больший износ. Хотя с другой стороны, вторая, находится свободнее и изнашивается намного меньше. Кстати при таком процессе диски будут сильно разогреваться, и скорее всего у вас при торможении будет стоять свист как от УАЗА.

ИТОГ! Банально ВОВРЕМЯ меняйте тормозную жидкость. И тогда стенки не будут ржаветь изнутри.

Направляющие

МЫ с вами знаем, что основная часть суппорта ходит по специальным направляющим или в простонародье «пальцам». Они всегда должны быть чистыми, ровными и желательно иметь специальную смазку для направляющих (банально не должно быть никаких «залипаний»). Кстати здесь НЕЛЬЗЯ применять смазку для самих колодок, они не одинаковы!

Если что-то нарушается, например — попадает влага, грязь, пыль, образуется ржавчина, то подвижная часть может также подклинивать. Опять же при нажатии на педаль тормоза, фрикционные части сдавливаются, но условно задняя не отходит (не дают направляющие), а поршень отошел, поэтому идет неравномерный износ.

ЧТО ДЕЛАТЬ? При смене тормозных колодок, смазываете смазкой эти «пальцы», и проверяйте их работоспособность, КЛИНОВ быть не должно!

Небольшое видео в тему.

Пыльники

Они есть и на направляющих и на поршне суппорта. Обычно делаются из резины, реже из силиконов. Если они рвутся, то на поверхность попадают разрушающие – грязь, влага, соль, пыль и прочие прелести наших дорог. Нужно сказать, что если он порвался — то ждите заклинивания через несколько дней, может быть недель.

Это косвенная причина и всегда противная, однако, за этими резинками стоит многое. Так что следим за ними, при необходимости меняем.

Закисание

Вроде и пыльники целые и не порванные, и суппорт вроде бы в порядке. Но «блин» клинит, его и все тут! В чем может быть дело?

От времени, особенно если вы долго не пользуетесь автомобилем (стоял зиму на стоянке), смазка на направляющих может банально высыхать или закисать. Тогда получаем такой же эффект, клин суппорта, опять же возможен не равномерный износ.

Это основные причины, конечно бывает дело и в некачественных колодках, и в течи сальников, и в завоздушивании системы. Но это очень редкие причины, основные кроются все же суппортах и его подвижных частях.

Думаю, вам было интересно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.

(5 голосов, средний: 4,40 из 5)

Похожие новости

Почему скрипят тормозные колодки при торможении. Как старые, так.

Барабанные или дисковые тормоза. Что лучше? Основные отличия

Смазка (паста) для тормозных колодок. Медная и противоскрипная –.

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Неравномерный износ колодок автомобиля иногда имеет место на машинах как с барабанными, так и с дисковыми тормозами. Как правило, причины этого явления типовые — неправильная работа направляющих, не полностью втягивается поршень, повреждение защитного резинового уплотнителя, ржавчина на кронштейне суппорта и некоторые другие. Обычно устранение причин, приводящих к неравномерному износу тормозных колодок, не занимает много сил. Чаще всего много времени и внимания занимает диагностика и непосредственно поиск причины. Поэтому рассмотрим ряд случаев как общих, так и частных, где стоит искать причину неравномерного износа тормозных колодок.

Читайте также:  После замены клапанов жрет масло приора

Признаки износа колодок

Колодки — это расходные запасные части автомобиля, которые постоянно истираются и со временем полностью выходят из строя. Каждый автовладелец (водитель) обязан следить за тем, чтобы колодки находились в работоспособном состоянии (не были слишком стерты). От этого зависит безопасность движения и здоровье не только водителя и пассажиров конкретного автомобиля, но и других участников дорожного движения.

Существует ряд признаков, которые указывают на то, что тормозные колодки находятся уже в критическом состоянии и их нужно менять. К этим признакам относится:

  • Появление писка при торможении. На самом деле причин того, что скрипят колодки при торможении, может быть несколько. Однако одной из них является и их значительный износ, в том числе неравномерный. Поэтому имеет смысл проверить их состояние.
  • Появление вибрации рулевого колеса при торможении. А в самых худших случаев даже ударов. На самом деле этот симптом может быть вызван и другими причинами, однако не лишним будет и проверить состояние передних (а заодно и задних) тормозных колодок.
  • Машина плохо тормозит. То есть, тормозная система не отрабатывает должным образом. Это также может быть вызвано различными причинами (износом дисков/барабанов, разгерметизацией системы, изменением состава тормозной жидкости), однако имеет смысл проверить состояние всех тормозных колодок.
  • Для адекватного торможения нужно прилагать больше физической силы на педаль тормоза. Ситуация аналогична, причин может быть несколько, однако нужно проверить и состояние колодок.

Несмотря на то, какая именно неисправность стала поводом для неравномерного изнашивания колодок, перед их заменой обязательно необходимо избавиться от выявленной неисправности. В противном случае новые тормозные колодки постигнет участь старых.

Основные причины неравномерного износа колодок

Существует 15 распространенных и достаточно редких причин, которые могут приводить к возникновению упомянутой проблемы. Перечислим их по порядку с подробным описанием и указанием, как избавиться от подобных неприятностей.

Тормозная жидкость

Сама по себе тормозная жидкость не является причиной неравномерного износа колодок. Однако она становится неким катализатором процессов, которые могут привести к этому. О них речь пойдет далее, а здесь стоит упомянуть, что менять тормозную жидкость нужно по регламенту, не дожидаясь, пока она напитается влагой. В этом ключе также нужно следить за герметичностью тормозной системы автомобиля. От этого зависит не только состояние «тормозухи», но и безопасность движения машины, его водителя и пассажиров.

Как часто менять тормозную жидкость

Полезные рекомендации как часто менять тормозную жидкость в автомобиле. Регламент периодичности замены тормозной жидкости.
Подробнее

Еще при торможении сильно разогреваются диски, и возможен писк (хотя эти симптомы могут указывать и на другие неисправности). Поэтому вместе с осмотром состояния колодок также имеет смысл осмотреть состояние тормозного диска. Если он перегревается — это будет видно по состоянию его поверхности, вместо обычного блестящего белого цвета на его поверхности будут темные следы.

Проблемы с суппортом

Устройство дискового тормоза

В частности, виновником того, что колодки изнашиваются неравномерно, может быть поршень суппорта. То есть, он не втягивается на свое посадочное место полностью. Это происходит в том числе (и чаще всего) из-за того, что, как было указано выше, тормозная жидкость напиталась влагой, которая и стала причиной ржавления металлической поверхности приводного поршня. Причем ржавеет он изнутри! И если один поршень после отпускания педали тормоза отрабатывает нормально и отводит тормозную колодку на ее нормальное посадочное место, то ржавый поршень этого может не делать, и его колодка остается на месте и истирается о тормозной диск. А это не только вредит колодке, но и является причиной перерасхода мощности двигателя, и как следствие, топлива.

Вторая причина — наличие ржавчины на кронштейне суппорта или попросту говоря — закисание. Ржавчина может образоваться по разным причинам, однако чаще всего она образовывается, когда машина длительное время стоит без движения во влажном климате (например, актуально для дальневосточного региона Российской Федерации). Однако такая ситуация может быть не только во влажном, но и в обычном климате при условии, что машина длительное время (например, несколько месяцев и даже лет) стояла без движения.

Еще одна причина, по которой может возникнуть повреждение колодки — использование неподходящих смазок направляющих. В частности, для смазывания этого узла нужно пользоваться составами, способными выдерживать высокие температуры. К сожалению, некоторые автовладельцы пренебрегают этим требованием и для смазывания используют неподходящие составы, которые при значительном (а главное, резком) повышении температуры или испаряются или затвердевают и осыпаются. Как следствие, возможен клин суппорта со всеми вытекающими последствиями — направляющие обездвиживаются и происходит неравномерный износ колодок. В данном случае нужно осмотреть место, проверить ход подвижной части и при необходимости заменить смазку в направляющих, а также почистить элементы тормозного узла.

Кроме замены тормозной жидкости и использования смазки для суппортов перед установкой необходимо почистить направляющую скобу от ржавчины. Обработать поршень суппорта очистителем и тоже смазать. Если поршень очень износился под воздействием ржавчины, то необходимо выполнить его замену, а также сменить уплотнитель. Но делать это нужно самостоятельно нужно лишь в том случае, если вы уверены в своих силах и знаниях, каким образом выполнить соответствующую процедуру. В противном случае лучше обратитесь в сервис.

Проблемы с направляющими

Самая основная проблема данной неисправности заключается в повреждении пыльника. По статистике чаще всего происходит неравномерный износ передних колодок именно по этой причине. Как известно, направляющие (или в просторечии «пальцы») должны ходить легко и свободно, без затираний и не залипать. Чтобы обеспечить им такие условия автовладельцы или механики используют специальные смазки для направляющих. Если же на поверхность попадает грязь, мусор, влага, то там образуется ржавчина, которая препятствует нормальному движению, и подвижная часть начинает подклинивать. Соответственно, при торможении колодки сжимаются, а одна (в худшем случае обе) из них обратно не может отойти по причине того, что ей не дают направляющие. По этой причине и происходит неравномерный износ.

Читайте также:  Горит лампа чек энджин

Выйти из положения можно внимательным осмотром упомянутого узла, а также при необходимости выполнением его чистки и смазки. Никаких клинов не должно быть, колодки должны ходить в обоих направлениях легко и плавно! После выполнения ремонтных работ обязательно проверьте работоспособность конкретного тормозного узла, а также всей тормозной системы в целом.

Прохудившийся пыльник

Пыльники имеются и на поршне суппорта и на самих направляющих. В классическом исполнении их делают из технической резины, однако более современные варианты также производят из силикона. Последние гораздо крепче и эластичнее, а также служат гораздо дольше времени, не трескаются, и выдерживают большие механические нагрузки (не рвутся при растяжении). Однако классические резиновые пыльники подвержены всем перечисленным недостаткам, поэтому со временем (это лишь вопрос времени) корпус пыльника начинает пропускать внутрь механизма грязь и влагу. И самое неприятное здесь то, что в такой ситуации тормоз может заклинить уже через несколько дней, в лучшем случае — через несколько недель. Обычно подобная проблема более актуальна для внешней колодки, хотя, конечно, может случиться и с внутренней.

Попавший внутрь мусор может причинить много вреда и в самых разных узлах. Одной из таких неприятностей может стать и неравномерный износ колодок, который может возникнуть по описанным выше причинам (заклиниванию поршня и так далее). Поэтому при осмотре тормозной системы и конкретного тормозного узла всегда нужно обращать внимание на состояние пыльника, а при необходимости воспользоваться ремкомплектом для суппортов. Покупать лучше не старые резиновые, а новые силиконовые пыльники по описанным выше причинам.

Неравномерный износ задних колодок

Задние колодки сами по себе изнашиваются не так быстро как передние, однако бывают ситуации, когда и они изнашиваются неравномерно. Среди прочего в данном случае имеет смысл проверить работу ручного (стояночного) тормоза. Если его приводной трос слишком перетянут, то из-за этого “задник” колодки может неравномерно износиться. Выход прост — отрегулировать нормальное усилие на стояночном тормозе. Сделать это можно самостоятельно или обратившись в автосервис. Значение усилия нужно поискать в мануале к машине.

Вторая аналогичная причина — заклинивание «ручника». То есть, когда он постоянно активирован. На самом деле это очень неприятная ситуация, когда расходуется лишняя энергия двигателя (читай перерасход топлива), снижается динамика автомобиля, а также происходит чрезмерный износ задних тормозных колодок. Как правило, о включенном ручном тормозе на приборной панели сигнализирует соответствующая лампочка. Обычно причиной заклинивания стояночного тормоза является загрязнение места входа троса в его «рубашку». Соответственно, нужно почистить трос от загрязнений, или при необходимости заменить его на новый (или, если получится, заменить «рубашку» на новую).

Редкие причины неравномерного износа

Перечисленные выше причины являются наиболее распространенными, по которым появляется неравномерный износ тормозных колодок, и скорее всего, одна из них (реже сразу несколько) и является виновницей неприятностей. Однако существуют еще несколько «частных» причин. Вкратце остановимся на них.

Некачественный материал колодок. К сожалению, дешевые тормозные колодки делают из некачественного материала и/или с нарушением технологии изготовления. Это приводит к тому, что материал на конечном изделии может быть неоднородным, что в свою очередь, является причиной того, что колодка начинает «крошиться», то есть, от ее рабочей поверхности отслаиваются отдельные части, некие «островки» или точки, а иногда полосы. Со стороны это может выглядеть как неравномерный износ, однако на самом деле это попросту брак самого изделия. Чтобы не сталкиваться с такой ситуацией, необходимо стараться покупать качественные тормозные колодки, то есть, не самые дешевые (однако высокая цена тоже не показатель качества, поэтому как выбрать тормозные колодки — тема отдельной статьи).

Течь сальников. Тут ситуация аналогична с порванным пыльником. Однако при этом возникает утечка тормозной жидкости и/или завоздушивание тормозной системы. При этом нарушается давление в ней, и поршни перестают нормально функционировать, то есть, перемещаться, а это, в свою очередь, приводит к описанным выше проблемам. Соответственно, чтобы не допускать подобной ситуации, необходимо регулярно контролировать состояние сальников тормозной системы, а также уровень тормозной жидкости в бачке. Также имеет смысл при возникновении подобных проблем контролировать усилия на всех тормозных узлах. Для этого нужно ехать в автосервис на соответствующий диагностический стенд.

Разгерметизация тормозной системы. Попросту говоря — ее завоздушивание. Тут аналогично предыдущему пункту, однако причиной этому может быть ее механическое повреждение (трещина в патрубке, утечка в шлангах и так далее). Диагностика тормозной системы в данном случае может занять много сил и времени. Однако в любом случае это нужно сделать. Если вы не состоянии сделать это самостоятельно — обратитесь за помощью в автосервис.

Изгиб направляющих суппорта. Такая неисправность может быть следствием его механического повреждения, например, ДТП, при котором удар пришелся в том числе на проблемное колесо, и при этом суппорт изогнулся во внутреннюю или внешнюю стороны. При этом будет «подъедать» лишь одну колодку, то есть или внутреннюю или внешнюю (зависит от того, в какую сторону изогнулся суппорт). Особенно актуальна эта проблема в случае, если автовладелец купил бывшую в употреблении машину, и ее предыдущий хозяин не сказал о подобном ДТП. Избавится от неисправности в данном случае можно, выполнив замену суппорта.

В некоторых случаях направляющие могут искривиться и без ДТП. Например, это может произойти в случае, если металл, из которых изготовлены направляющие, уже «уставший» (именно в смысле материаловедения), и на него регулярно оказывается значительное механическое усилие. Например, водитель резко и часто тормозит (а тем более при загруженной машине). Это приводит не только к чрезмерному износу колодок и других элементов тормозной системы, но также может привести к ситуации, когда со временем направляющие поменяют свою форму, и как следствие, колодки могут изнашиваться неравномерно.

Читайте также:  Замки с доводчиками на ваз

Неравномерные усилия. Гидравлическая тормозная система автомобиля работает таким образом, что попарно на каждые два передних и задних колеса подается одинаковое усилие. Это обеспечивает не только равномерное торможение, но и равномерный износ колодок. Если же, например, обе колодки на левом переднем колесе значительно износились в отличие от обеих колодок переднего правого, то имеет смысл проверить усилия на гидравлических цилиндрах. Для этого в автосервисах существуют специальные стенды. Причиной этой неисправности может быть воздушная пробка или иное механическое повреждение тормозной системы. В данном случае без обращения в автосервис не обойтись. Там же нужно будет прокачать тормоза.

Повреждение тормозного шланга. Ситуация аналогична разгерметизации системы. При повреждении шланга тормозная жидкость в нем оказывает меньшее давление, чем в аналогичном исправном шланге. Из-за этого колодки прижимаются к тормозному диску с меньшим, чем нужно усилием. В этом случае на одном колесе обе колодки будут изнашиваться быстрее, чем на другом на одной с ним оси. Выйти из этого положения можно, лишь заменив тормозной шланг.

Проблемы с системой АБС. Эта система работает на основе электроники, а она может изредка давать сбой. Иногда случается, что модуль не может обеспечить возврат давления в тормозной системе, что является прямой причиной ограничения работы антиблокировочной системы тормозов на том колесе, где колодки износились сильнее. Обычно при этом на приборной панели активизируется лампочка АБС. Самостоятельно разбираться с этой системой не рекомендуется, поэтому лучше сразу же обратиться за помощью на автосервис.

Искривленный тормозной диск. Диск, как колодка, со временем изнашивается (хотя и гораздо медленнее) и становится все более тонким. Из-за этого он со временем может искривиться. Естественно, что при этом та колодка, в чью сторону пошло искривление, будет изнашиваться быстрее другой. Тормозной диск также может искривиться вследствие механического удара (например, наезд на препятствие, попадание машины в ДТП) или из-за сильного перегрева. В последнем случае на нем будут видны темные пятна (имеют темно-синий, коричневый или черный цвет). Выхода из ситуации два — демонтировать диск и попробовать его проточить, однако этот вариант не самый лучший и его можно использовать лишь если диск достаточно толстый и его можно будет нормально использовать после проточки. Лучше же попросту заменить диск на новый.

Клиновидный износ колодки. В данном случае речь идет о том, что какая-то часть одной колодки изнашивается быстрее, чем другая ее площадь. Чаще всего больше изнашивается передняя часть. Это может быть вызвано неправильной установкой самих колодок или их направляющих. Можно попытаться выполнить монтаж заново. Однако лучше поменять направляющие и поставить новые колодки.

Здесь же стоит отметить, что у более совершенных тормозных систем, которые имеют несколько поршней (от двух и более, устанавливаются на спортивные и автомобили премиум-класса) клиновидный перекос считается нормальным. Дело в том, что при работе тормозной системы суппорта выходят из своих мест не одновременно. Чаще всего первым выходит собственно первый поршень по ходу движения машины, поэтому и колодка изнашивается клинообразно.

Заключение

Использование «подъеденных» тормозных колодок всегда сочетается с риском. Поэтому при малейшем подозрении на некорректную работу тормозной системы необходимо выполнить ее диагностику. Обычно причины неравномерного износа тормозных колодок, что называется, «лежат на поверхности», и заключаются в загрязнении отдельных узлов тормозной системы или ненадлежащем уходом за ней. Поэтому в большинстве случаев автовладельцу самому под силу справиться с подобными неисправностями. В крайнем случае (например, если под рукой нет необходимых инструментов) всегда можно обратиться за помощью в автосервис.

При этом машина тормозила хорошо, ровно, никаких уводов не было.
Супорт, цилинд на вид в порядке, все туда-сюда двигается. колодки Japan Car, прошли 23 ткм.

В чем может быть причина неравномерного износа?

Выходит, что направляющие суппорта в порядке?
или о каких направляющих идет речь?

Пока мысль такая. Я выкручивал только нижний болт, что б поднять суппорт, соответсвенно когда двигал суппорт руками то он ходил ТОЛЬКО по верхней направляющей. Отсюда напрашивается вывод что вероятнее всего верхняя направляющая ОК, а нижнюю надо смотреть, видимо дело в ней.

В любом случае спасибо за отклик.

После того, как Вы открутите два болта крепления направляющих, Вы сможете снять скобу с тормозным цилиндром, охватывающую тормозные колодки. Каждая направляющая представляет собой втулку, в которую вкручивается болт и на концах которой надеты пыльники. Эта втулка должна свободно (пальцами) перемещаться вдоль своей оси относительно скобы. Если этого не происходит, ее необходимо выбить подручными средствами, не повредив. Не пытайтесь снять пыльник, не вынув направляющую втулку – он имеет специальную конструкцию, являясь одновременно и сальником и снять его не вынув направляющую втулку невозможно. Кроме этого, пыльник сделан из резины, которая не является маслобензостойкой, поэтому его нельзя промывать бензином или другими растворителями. Из-за этого, смазывать этот узел можно ТОЛЬКО специально предназначенной для него смазкой. Для того, чтобы этот узел начал нормально работать и приобрел хоть какую-то надежность, желательно заменить пыльники. Это не очень дорого. После очистки деталей, смазки и сборки направляющие должны свободно перемещаться руками, и скобу с направляющими можно установить на место.

Частичной причиной неисправности этого узла может быть неправильная замена тормозных колодок. При правильной замене тормозных колодок, нужно снимать именно эту скобу, заодно проверяя направляющие. Это позволяет вовремя определить необходимость их разборки и смазки. Некоторые, при замене колодок снимают суппорт целиком, оставляя направляющие "закисать" дальше. И однозначно, причиной "закисания" может быть даже совершенно незаметное повреждение пыльников направляющих при замене колодок

для смазки нужно применять только специальную высокотемпературную (не менее 200 град С ) смазку т.к. тормоза сильно нагреваются она обычно бывает в ремкомплекте суппортов или продается отдельно