Плавный розжиг фар своими руками

0
951

Содержание

Схема позволяет плавно включать/выключать фары со временным интервалом 3-4 секунд, т.е. 3-4 секунды уйдет на полное загорание/потухание фар. При замыкании управляющего плюса на основной плюс от аккумулятора, происходит плавное зажигание фар, при размыкании — плавное потухание. Управляющий плюс идет к выключателю/габаритам, для удобного пуска схемы.

Схема отлично работает и со светодиодными элементами освящения (отдельные лампы большой мощности, лента и т.п.), а также и с галогенными лампами. Максимально допустимый ток через указанный в схеме полевой транзистор составляет 20-23 Ампер, но разумеется при больших токах он будет сильно перегреваться, поэтому если девайс хотите использовать именно для фар с лампами накаливания, то обязательно полевой транзистор устанавливаем на алюминиевый теплоотвод.

Мощность схемы в первую очередь зависит от параметров полевого транзистора, которым управляет маломощный биполярный транзистор , его можно заменить на аналогичный, к примеру — S9014/18, КТ3102 или транзистором средней мощности на подобии КТ815/17 или импортным аналогом.

Всего несколько компонентов, и надежная работа — основные достоинства этой схемы. Главным звеном являются электролит и резистор 51кОм параллельно ему, возможно вам придется менять номиналы этих компонентов, поскольку именно резистор отвечает за время заряда конденсатора, чем меньше его номинал, тем быстрее загорается лампа.

Конденсатор желательно взять с рссчетным напряжением 25 Вольт, все резисторы можно на 0,25 ватт.
автор фотографий SavelyevDM

Недавно один из наших форумчан, Rus_lan, выложил на форум интересную штуку — устройство для плавного включения фар автомобиля. Штука эта многих сразу же заинтересовала (и меня в том числе), поэтому тему было решено более подробно раскрыть и описать в отдельной статье.

Итак, если вы автолюбитель, то вам наверняка приходится менять в своём автомобиле различные лампы накаливания: дальний и ближний свет, габаритные огни, поворотники…

Поскольку наиболее активно в автомобиле используются лампы ближнего света и габаритных огней, то и менять их приходится чаще всего.

Хорошо известно, что перегорают лампы обычно в момент включения, причём зимой гораздо чаще, чем летом. Почему так происходит?

Дело в том, что рабочая температура нити лампы накаливания составляет более двух с половиной тысяч градусов цельсия. Именно при такой температуре нить и начинает светиться. До рабочей температуры нить нагревается протекающим по ней током. Если нагрев происходит слишком быстро и неравномерно, то температуры соседних участков нити не успевают выравниваться за счёт теплопроводности, между соседними участками создаётся большой перепад температур, расширяются эти участки сильно неравномерно, в результате чего в нити возникают большие механические нагрузки и она рвётся. Похожий эффект можно наблюдать, если плеснуть холодной водой на раскалённый камень. Внешние слои камня при этом резко охлаждаются и сжимаются, в то время, как внутренние ещё остаются горячими и расширенными. В результате, как мы знаем, камень трескается.

Кроме эффекта, описанного выше, механические нагрузки возникают также из-за магнитного взаимодействия витков спирали, сила которого опять же пропорциональна силе тока.

Хорошо, ну а при чём же здесь всё-таки момент включения? Всё очень просто. В момент включения, когда нить холодная, её сопротивление значительно ниже, чем сопротивление в нагретом состоянии, соответственно и протекающий в это время ток значительно больше рабочего тока. Следовательно, в момент включения мы имеем максимальную скорость нагрева нити, а также максимальное магнитное взаимодействие витков. Зимой начальная температура, а значит и начальное сопротивление нити, ниже, чем летом, следовательно начальный ток ещё больше.

Как с этим бороться? Давайте подумаем. Избавиться от неравномерного нагрева нити мы не можем, поскольку он возникает вследствии дефектов самой нити (например, если нить неравномерна по толщине, то более тонкие участки имеют большее сопротивление и нагреваются быстрее и сильнее). Однако, мы вполне можем уменьшить скорость нагрева и магнитное взаимодействие между витками спирали. Для этого нужно всего лишь ограничить протекающий через нашу лампочку ток, чтобы он, в то время, пока спираль нагревается, не превышал рабочего значения (или хотя бы превышал его незначительно). Именно такое устройство, позволяющее при включении плавно увеличивать ток через лампочку, и предложил Rus_lan.

  1. C1 — конденсатор 47мкФ x 16В
  2. R1 — резистор 68кОм
  3. R2 — резистор 6,8кОм
  4. R3 — резистор 24кОм
  5. T1 — полевой транзистор FDB6670AL
  6. D1 — диод (любой)

Работает это устройство следующим образом: за счёт резисторов и конденсатора, установленного параллельно затвору полевика, напряжение на затворе транзистора растёт очень медленно, соответственно также медленно этот транзистор и открывается, что, в свою очередь, обеспечивает плавное увеличение напряжения на лампе и тока через неё. Делитель R1R3 задаёт максимальное напряжение на затворе. Резистор R2 дополнительно увеличивает время включения и защищает затвор транзистора, предотвращая любые возможности возникновения резких бросков тока через него.

Схема выложена в том варианте, в котором Rus_lan выложил её на форум, но лично я бы в ней кое-что изменил. Дело в том, что электролитические конденсаторы крайне плохо переносят низкие температуры (а у нас, например, зимой морозы -30 0 С и ниже совсем не редкость), поэтому я считаю, что лучше взять какой-нибудь керамический кондёр. Понятно, что найти керамику с такой ёмкостью нереально, но в таком случае можно взять конденсатор с ёмкостью поменьше, а уменьшение ёмкости скомпенсировать пропорциональным увеличением резисторов R1, R3.

Собранное устройство выглядит вот так:

А вот так оно выглядит в работе (в автомобильной фаре):

На этом всё, как говорится «ни гвоздя, ни жезла», удачи!

YAN » 08 дек 2010, 22:41

Re: Фонари дневного света

BlkDem » 08 дек 2010, 23:01

На базе контроллера запросто!
При тестировании вышеприведенной схемы, при скважности 5-15%, лампа разгорается ну ОЧЕНЬ плавно (около полутора секунд).
Недорогую готовую однозначно подходящую схему, на базе простой крутилки, уже приводили, но это не очень удобно, наверно?
Зато стоит копейки и мощная штука. Принцип там такой же: ШИМ + ключ. Даже транзистор такой же, что и у меня на фото

Поспрашиваю маньяков-электронщиков, может есть еще более простые решения.

Re: Фонари дневного света

YAN » 08 дек 2010, 23:13

Re: Фонари дневного света

BlkDem » 08 дек 2010, 23:44

Покопаем

Re: Фонари дневного света

YAN » 09 дек 2010, 19:09

Re: Фонари дневного света

BlkDem » 09 дек 2010, 19:45

Электронщика знакомого нет? Там схема довольно простая.

Причем, можно все спаять "навесом", т.е., без плат и т.д., в корпусе из-под рашенского тазикового реле,
что крайне удобно, ибо оно с ушком для крепления.

Цена вопроса. ща прикину..

Добавил через 30 минут
Резисторы:
R1 — (RES 130K 0,25W) — 0,5 руб.
R2 — (RES 43K МЛТ-0,125) — 0,6 руб.
Диод :
VD1 — (1N4007) — 1,6 руб.
Конденсатор :
С1 — (ECAP 10/ 25V 0511 105C) — 1,7 руб.
Транзистор :
VT1 — (IRF4905) — 96,4 руб.
"Тазиковое" реле — 50 руб.

Итого: 150 руб.
(+пиво тому, кто паять будет )

Re: Фонари дневного света

YAN » 09 дек 2010, 20:10

BlkDem
Пол-схемы разрешение экрана съело.

Добавил через 2 минут
Максим! и ещё вопрос:" Полевик" паяют паяльником с заземлением или современные транзисторы можно обычным паяльником?

Re: Фонари дневного света

BlkDem » 09 дек 2010, 20:24

Эти транзисторы можно обычным паяльником, без заземления

Схему сейчас уменьшу

Re: Плавный розжиг ФБС.(фары ближнего света)

YAN » 09 дек 2010, 22:43

Re: Плавный розжиг ФБС.(фары ближнего света)

BlkDem » 09 дек 2010, 22:50

По схеме не очевидно, поясню. Транзистор имеет очень приличный запас мощности (держит ток до 74А).
Соответственно, достаточно ОДНОГО такого "замедлителя" на ОБЕ фары!

Вить, ты пока писал вопрос, я принял его астрально

Re: Плавный розжиг ФБС.(фары ближнего света)

Solaris » 10 дек 2010, 11:04

Re: Плавный розжиг ФБС.(фары ближнего света)

BlkDem » 10 дек 2010, 11:15

Re: Плавный розжиг фар ближнего света

максат2 » 10 дек 2010, 14:18

Re: Плавный розжиг фар ближнего света

YAN » 10 дек 2010, 22:02

Re: Плавный розжиг фар ближнего света

BlkDem » 10 дек 2010, 22:15

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3