Органы управления контрольно измерительные приборы

0
947

Органы управления и контрольно-измерительные приборы КАМАЗ

Органы управления и контрольно-измерительные приборы КАМАЗ

Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов показано соответственно на рис. 8, 9 и 10. Все приборы размещены на откидываемом щитке в левой части панели приборов кабины.

Рулевое колесо 6 (рис. 8) с утопленной ступицей, что улучшает наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов.

Педаль 2 выключения сцепления навесного типа закреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.

Педаль 3 управления краном рабочего тормоза и педаль 4 управления подачей топлива закреплены в одном кронштейне, который установлен на полу кабины, справа от рулевой колонки.

Кнопка 1 крана управления вспомогательным тормозом расположена на полу кабины под рулевой колонкой. При нажатии на кнопку дроссельная заслонка, перекрывая проходное сечение в выпускном газопроводе, создает противодавление в системе выпуска газов. Одновременно отключается подача топлива.

Рукоятка 15 крана управления стояночным и запасным тормозами находится справа от сиденья водителя.

Рукоятка фиксируется в двух крайних положениях. При перемещении рукоятки крана в вертикальное положение включается стояночный тормоз. Выключается он при перемещении рукоятки в горизонтальное положение. В любом промежуточном положении (нефиксированном) включается запасной тормоз.

Кнопка 27 (рис. 9) крана аварийного растормаживания расположена под щитком приборов, слева от рулевой колонки. Предназначена для выключения стояночного тормоза в случае его аварийного включения при движении.

Рычаг 30 крана включения механизма блокировки межосевого дифференциала находится под щитком приборов, справа от рулевой колонки, и имеет два фиксированных положения. Включать блокировку следует только при движении по скользким и грязным дорогам, а также при движении по бездорожью.

Рукоятка 3 расположена под щитком приборов и управляет жалюзи, которые закрываются при вытягивании рукоятки.

Рычаг 9 (см. рис. 8) механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя. В рукоятку рычага вмонтирован переключатель крана управления делителем (рис. 11).

Головка 17 троса ручного управления подачей топлива и головка 14 (рис. 8) троса рычага останова двигателя расположены справа от сиденья водителя на уплотнителе опоры рычага переключения передач.

Выключатель 28 (см. рис. 10) коробки отбора мощности с предохранительной кнопкой расположен в левой части щитка приборов. Поворотом рычага и одновременным нажатием на 1 кнопку включается привод масляного насоса самосвального механизма. При этом загорается сигнальная лампа, встроенная в кнопку переключателя.

Замок выключателя 33 приборов электрооборудования и стартера находится под приборной панелью, справа от рулевой колонки.

При повороте ключа вправо до щелчка включаются приборы электрооборудования, а при дальнейшем повороте ключа включается стартер.

Комбинированный переключатель (рис. 12) закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом и состоит из переключателей света и указателей поворотов и двух выключателей звуковых сигналов.

На корпусе комбинированного переключателя нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

Переключатель света расположен с правой стороны комбинированного переключателя и имеет вращающуюся рукоятку 3, которая устанавливается в трех фиксированных положениях:
— включение подфарников, задних габаритных фонарей и освещения приборов-
— включение ближнего света-
— включение дальнего света.

Кроме этого имеется нефиксированное положение рукоятки для сигнализации светом фар.

Кнопка включения пневматического звукового сигнала 4 расположена в торце переключателя света. Рычаг переключателя указателей 1 поворота находится на левой стороне комбинированного переключателя. При перемещении рычага вперед включаются указатели правого поворота, а при перемещении назад — указатели левого поворота автомобиля. Переключатель имеет автоматическое устройство, возвращающее рычаг в нейтральное положение после окончания поворота и рулевого колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

Электрический звуковой сигнал включают при перемещении рычага переключателя указателей поворота вверх.

Кнопка дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей 33 (см. рис. 9) расположена на приборной панели справа от щитка приборов.

Выключатель электрофакельного подогревателя 24 ЭФП имеет нефиксированное положение — включение ЭФП.

Размещение органов управления изображено на рисунок. 1.

В кабине размещены органы управления:

— кнопка дополнительного тормоза;

— педаль рабочей тормозной системы;

— педаль впуска топлива;

— рычаг переключения передач. В рукоятку рычага вмонтирован тумблер управления делителем передач. Переключателем может быть включена высшая или низшая передача в делителе;

— выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством

— при позиционировании ключа:

0 — все выключено;

1 — включены цепи контрольно-измерительных приборов;

Ii — включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, расположение нефиксированное;

В определенных комплектациях автомобилей на колонке рулевого управления размещается тумблер приборов с противоугонным устройством. Описание тумблера приборов с противоугонным устройством дано в разделе Противоугонное устройство.

— комбинированный тумблер света (см. рисунок. 2);

Справой стороны от сиденья водителя размещены:

— рукоятка ручного управления подачей топлива;

— рукоятка остановки мотора.

Рукоятка утоплена — силовой агрегат готов к пуску; для остановки мотора вытяните рукоятку;

Рукоятка крана содержит 2 фиксированных положения: вертикальное — стояночный тормоз включён, горизонтальное — стояночный тормоз выключен. В промежуточных положениях применяется притормаживание тягача и прицепа запасным тормозом.

На панели приборов Камаз размещены:

— панель выключателей, на которой размещены клавишные выключатели и переключатели, пепельница, радиоприемник и кнопка выключения «массы». При вытягивании панели на себя отпирается доступ к предохранителям электрооборудования;

Рисунок. 1. Кабина

— рукоятка управления жалюзи радиатора. При вытянутой рукоятке створки жалюзи закрыты.

— рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала. Блокировка включена в позиционировании Скользкая Дорога.

— рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины Камаз.

Рисунок. 2. Положения рычагов переключателя: I — включен указатель правого поворота; 0 — все выключено; Ii — включен указатель правого поворота (нефиксированное); А — первая быстрота стеклоочистителя; Iii — включен указатель левого поворота (нефиксированное); В — вторая быстрота стеклоочистителя; Iv- включен указатель левого поворота; С — прерывистый порядок работы стеклоочистителя; V — мигание дальним светом; D — включен стеклоомыватель (нефиксированное); Vi — включен дальний свет

Верхним рычагом включайте и регулируйте нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними управляйте распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом позиционировании нижних рычагов гарантируется подача воздуха только к стеклам, в позиционировании Кабина воздух поступает к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения разрешают поменять производительность отопления.

Включение впуска воздуха — клавишным переклю-чателем на панели предохранителей при позиционировании I и Ii ключа в замке тумблера приборов и стартера.

На щитке приборов размещены:

В комбинации приборов:

— указатель давления масла в двигателе с встроенной сигнальной лампой, которая загорается при падении давления в системе смазки до 39. 78 кпа (0,4. 0,8 кгс/см2). Давление масла в прогретом двигателе должно быть 392,3 . 539,4 кпа (4,0 . 5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала мотора и не меньше 98,1 кпа (1.. кгс/ см2) при минимальной частоте вращения;

Рисунок. 3. Панель приборов

— указатель уровня топлива в баках с встроенной сигнальной лампой, которая загорается при уменьшении топлива в баке до 30 л;

Рисунок. 4. Пульт управления подогревателя 15.810.

— указатель температуры жидкости в системе охлаждения с встроенной сигнальной лампой, которая загорается при повышении температуры охлаждающей жидкости больше 98° С; нормальная температура охлаждающей жидкости 80..98°с.

— отдельно на щитке приборов:

— спидометр со счетчиком общего пробега автомобиля. Содержит синюю лампу, которая загорается при включении дальнего света фар;

— тахометр. При движении автомобиля Камаз стрелка тахометра обязана находиться в правой секции зеленого поля. Когда силовой агрегат теряет мощность, то увеличивается расход топлива — стрелка располагается на черном поле. На красные поля стрелка входить не обязана — это опасные для мотора режимы!

— манометр. Верхняя стрелка отображает давление воздуха в контуре I, нижняя — в контуре I пневматического привода тормозов; номинальное давление воздуха в пневмоприводе (6,5. 8,0 кгс/см2);

— выключатель освещения щитка приборов. Включает и регулирует величину освещенности приборов;

— выключатель аварийной сигнализации. При надавливании кнопки загораются прерывистым светом все указатели поворотов, а также сигнальная лампа, интегрированная в ручку;

— кнопка тумблера электрофакельного устройства (эфу). При удержании кнопки в нажатом состоянии в течение некоторого времени обязана загореться лампа в блоке контрольных ламп, сигнализирующая о готовности Эфу к пуску мотора;

— кнопка дистанционного тумблера массы;

— блоки контрольных ламп;

Блок контрольных ламп

Блоки контрольных ламп (левый и правый), расположенные на щитке приборов, представлены на рисунке 6:

Рисунок. 5. Щиток приборов

— кнопка измерения годности контрольных ламп;

— контрольный сигнал готовности Эфу к работе, красный;

— контрольный сигнал работы указателей поворота автомобиля, зеленый, прерывистый;

— контрольный сигнал работы указателей поворота прицепа, зеленый, прерывистый;

— контрольный сигнал подключения блокировки межколесного дифференциала, красный;

— предупредительный сигнал о засоренности воздушного фильтра, красный;

— предупредительный сигнал засоренности масляного фильтра, красный;

— предупредительные сигналы о падении давле-ния в баллонах контуров 1, 2, 3 пневматического привода тормозов, красные, при включении звучит зуммер;

— контрольный сигнал подключения стояночного тормоза, красный, прерывистый.

Переключатели и выключатели клавишные представлены на рисунках 3 и 5.

— переключатель электродвигателей отопителя;

— выключатель заднего противотуманного фонаря;

— выключатель противотуманных фар;

Рисунок. 6. Блок контрольных ламп

— переключатель подъема/опускания платформы;

— выключатель отопления зеркал;

— выключатель блокировки колес;

Порядок расположения переключателей и выключателей может быть модифицирован в зависимости от конкретной комплектации автомобиля.

На автомобилях Камаз допустима монтаж тумблера приборов и стартера с противоугонным устройством (см. рисунок. 7), которое прерывает рулевое управление фиксацией вала рулевой колонки. Разборка механизма без особенного инструмента невозможна. Ключи замка имеют 1000 разных шифровых комбинаций.

Ротор замка может быть повернут ключом от нулевого положения в 2 положения вправо и в одно расположение влево.

При позиционировании ключа:

0 — все выключено;

1 — включены цепи контрольно-измерительных приборов;

Ii — включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, расположение нефиксированное;

Iii — включено противоугонное устройство, цепи приборов и стартера отключены.

Для подключения противоугонного механизма надлежит прокрутить ключ в расположение Iii и извлечь его, далее прокрутить рулевое колесо в любом направлении до щелчка. Для выключения противоугонного механизма надо вложить ключ, немного покачать рулевое колесо вправо-влево.

Рис. 7. Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством

от проекта «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема : Общее устройство автомобиля. Раздел: Органы управления автомобилем и контрольно-измерительные приборы ЗИЛ-130

Немного истории. Автомобиль ЗИЛ- 130 один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома, широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт. В 1956 году был выпущен первый образец. Начало производства считается 1962 год. Автомобили выпускались более 50 лет. Последние модификации выпускались на Уральском заводе для вооруженных сил.

1 — спидометр; 2 — контрольная лампа дальнего света фар; 3 — амперметр; 4 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 5 — контрольная лампа аварийного падения давления масла; 6 — манометр (двух стрелочный) для контроля давления воздуха в тормозной системе; 7 — щетки стеклоочистителя; 8 — ручка управления заслонкой канала отопителя кабины и устройством для обогрева ветровых стекол; 9 — переключатель электродвигателя отопителя; 10 — ручка крана управления стеклоочистителем; 11 — ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора; 12 — выключатель плафона кабины; 13- ручка управления воздушной заслонкой карбюратора; 14 — ручка центрального переключателя света фар; 15 — указатель давления масла; 16 — указатель уровня топлива; 17 — контрольная лампа указателей поворота; 18 — выключатель зажигания и стартера; 19 — контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости Панель приборов

1 — рычаг стояночного тормоза; 2 — ручка управления жалюзи радиатора; 3 — рычаг переключения передач; 4 — переключатель указателей поворота; 5 — щиток приборов; 6 — форсунка устройства для обмыва ветрового стекла; 7 — педаль устройства для обмыва ветрового стекла; 8 — педаль сцепления; 9 — ножной переключатель света фар; 10 — педаль тормоза; 11 — педаль управления дроссельной заслонкой; 12 — кнопка воздушного звукового сигнала седельного тягача Органы управления

«>