Nexen winguard spike тест авторевю

0
1014

Содержание

На этот раз мы тестировали шипованные покрышки (про испытания нешипованных шин читайте здесь). В качестве точки отсчета выбрали самые дорогие колеса в размерности 205/55R16 — Nokian Hakkapeliitta 8, которые в этом сезоне интернет-магазины продают от 7000 руб. за штуку.

Из доступных шипованных шин взяли Sava Eskimo Stud (бюджетная линейка компании Goodyear), российские Кама Euro-519 и Viatti Brina Nordico, корейские Nexen Winguard Winspike WH62 и китайские Sunny Winter-grip SN3860 по цене 2900-3600 рублей.

У производителей недорогой резины, в отличие от премиум-марок, нет возможности разработать модели с огромным количеством шипов (190 штук как у Nokian), которые успешно прошли бы проверки на износ дорожного полотна. Однако, как показал наш тест, даже с уменьшенным (со 130 до 92 у Viatti) числом «гвоздей» можно показать достойный результат.

Снежные и ледовые испытания редакция «Авто Mail.Ru» проводила за полярным кругом, а асфальтовые тесты завершали двухнедельную программу уже на юге Финляндии.

Параметры Nokian Hakkapeliitta 8 Nexen Winguard Winspike WH62 Sava Eskimo Stud Кама Euro-519 Viatti Brina Nordico V-522 Sunny Winter-grip SN3860
Цена в интернет-магазинах, руб. 7000 3600 3500 3100 3100 2900
Дата изготовления 45 неделя 15 года 17 неделя 15 года 33 неделя 15 года 27 неделя 15 года 34 неделя 15 года 26 неделя 15 года

Разгон и торможение на снегу

На выровненной ратраком снежной площадке длиной 700 м выполняем замеры динамики. Разгоняемся с места до звукового сигнала на 45 км/ч и сразу же бьем по педали тормоза. Измерительный комплекс фиксировал разгон с 4 до 45 км/ч и торможение с 44 до 5 км/ч.

Время разгона на снегу (с) и тормозной путь (м). Температура воздуха —26,5 С

Лучше всех на снегу в холодную погоду замедляется Viatti Brina Nordico — она превзошла даже Nokian Hakkapeliitta 8! Быстрее всех набирали скорость Sava Eskimo Stud — спасибо глубокому протектору. Хуже всех — Sunny SN3860: машина отказывается разгоняться и тормозить.

Устойчивость на снегу

В этом тесте мы смотрели на время круга, как комплексный показатель сцепления шин со снегом. Но не оставили без внимания надежность управления, а именно — насколько мягко и безопасно Volkswagen Golf начинает скользить, сможет ли обычный водитель справиться с ситуацией на бюджетных шипованных покрышках?

На каждом комплекте шин мы делали по три круга: один ознакомительный и два на время. После чего трассу обновлял горнолыжный ратрак. На Hakkapeliitta 8 контролировали изменение сцепления со снежной поверхностью через 2-3 проезда испытуемых моделей.

Из пяти бюджетных шин лишь Кама Euro-519 обеспечивала мягкое и безопасное поведение автомобиля в скольжении. Nexen и Sunny, резко срываясь в снос или занос, неизменно приводили Volkswagen Golf в сугроб. Хорошо, что не в дерево, которых много на границе снежной трассы! Hakkapeliitta 8 быстрее бюджетных шин, но главное — понятнее для обычного водителя, который частенько совершает ошибки: докручивает руль или дотормаживает в повороте.

Время круга на снегу и устойчивость на снегу. Температура —31 С

Итог: Sava Eskimo Stud показала нестабильное поведение: не зря, в отличие от других зимних шин, ламели в блоках у нее прямые, по типу летних. Такой же и характер — резкое начало скольжения и столь же резкая стабилизация.

Когда Volkswagen Golf мы обули в Nexen Winguard Winspike, уже при выезде из бокса на небольшой скорости чувствовалось, что сцепления нет. Аккуратный проезд по трассе не уберег от вылета в сугроб на ничтожно малой скорости. Говорить об управляемости на снегу бессмысленно, так как шины ведут себя непредсказуемо.

Если не смотреть на секундомер во время заездов на Кама Euro-519, кажется, что едешь также быстро, как на Nokian: реакции плавные и прогнозируемые, не зря рисунок скопирован с финских шин. Время круга хуже на 1,3 с, чем на Sava, но шанс вылететь с трассы из-за резкого сноса колес на Каме меньше — понятные шины на снегу!

Sunny SN3860 с трудом можно назвать зимней шиной: на короткой трассе — огромный проигрыш 12 с, отсутствие зацепа. На этих покрышках страшно ехать по снегу в любом повороте.

Сопротивляемость заносу на снежной дороге при сбросе газа

На переднеприводных автомобилях занос вызвать легче, чем кажется обычному водителю. Если на загородной снежной дороге на 80 км/ч резко сбросить газ, то машина почти сразу же заскользит задней осью. Это cамый распространенный случай потери контроля над автомобилем в повороте. Именно такую ситуацию мы сымитировали на утрамбованном снегу.

Итог: самыми прогнозируемыми оказались базовые шины Hakkapeliitta 8. На втором месте — Кама Euro-519: переход к скольжению настолько мягкий, что у водителя есть шанс на исправление ошибки. C Viatti нужно быть начеку — занос начинается резковато. Nexen непредсказуем: то занос, то неожиданно снос даже под сброс газа!

Проходимость

Глубокого снега мы так и не дождались, поэтому использовали 12-сантиметровый «пухляк», выпавший неделей ранее. На каждом комплекте шипованных шин мы совершили по 10 разгонов с 5 до 15 км/ч и рассчитали средний результат.

Время разгона на 12-сантиметровом снегу (c)

Итог: лучшими стали Hakkapeliitta 8. Хорошо показали себя Viatti Brina Nordico V-522 и Kama-519, у которой рисунок скопирован с Hakkapeliitta 4. Худшими стали Sunny — VW Golf стоит на месте, буксуя, и набирает ход вяло.

Разгон и торможение на льду

На полигоне White Hell есть хорошее подспорье в виде 700-метрового тоннеля, где можно проводить замеры разгона и торможения на льду, не опасаясь ветра и солнца, которые в течение часа способны изменить коэффициент сцепления до неузнаваемости.

Причем даже с учетом «крыши» разброс результатов больше, чем на любом другом покрытии. Поэтому делаем не менее 15 разгонов и торможений.

Тормозной путь (м) и время разгона на льду (c) Температура воздуха —15 С

Итог:

Даже торможение с черепашьей скорости (25 км/ч) на льду выявляет разницу между зимними шинами и не очень: расстояние в 4,5 м разделяет Viatti и Nexen. На скорости в 60 км/ч счет пойдет на десятки метров! Также плохо выступили китайские Sunny SN3960 — тормозной путь длиннее на 3,2 м, чем у Viatti. Удивительно, что Кама Euro-519 умудрилась показать не самый длинный тормозной путь на льду, хотя шипы еле возвышаются над протектором — всего 0,9 мм.

Устойчивость на льду

Чтобы лед кольцевой трассы был похож на дорожный, на нем с помощью специального прицепа и покрышек с длинным гоночным шипом делались насечки, а после каждого контрольного заезда коммунальная техника счищала ледяную крошку. На автомобиле выключаем все электронные помощники (АБС, ESP). Цепкие шины (Nokian, Viatti), кроме большей скорости в поворотах, позволяли в случае заноса вытягивать машину газом, не используя контрруление.

Время круга (c) и устойчивость на льду. Температура воздуха —23 С.

Итог:

И снова сюрприз от Viatti Brina Nordico — время круга сопоставимо с Hakkapeliitta 8 благодаря выступающим на 1,5 мм шипам. Правда, на асфальтовых испытаниях Viatti из-за этого потеряла по десятку шипов на передних колесах! Sava Eskimo Stud снова проявила «летний» характер: неожиданные переходы в скольжения и резкая стабилизация могут добавить седых волос водителю. На Nexen Winguard Ice из-за малого сцепления Golf катался, словно шар для боулинга, от одного края ледовой трассы до другого. Sunny были чуть понятнее, чем Nexen, но никому не пожелаем на этих шинах попадать на обледенелые участки — сорвет в занос сразу! Кама Euro-519 и на льду продемонстрировала плавность и однозначность реакций, но хорошее время не показала. В повороты было сложно попадать из-за слабого замедления на торможении.

Торможение на мокром асфальте

На части трека с искусственным орошением уложен новый асфальт с высоким коэффициентом сцепления, а на сухом участке еще старое покрытие, поэтому соотносить результаты между собой не стоит.

Торможение на мокром асфальте, м. Температура воздуха +4 С

Итог:

Лучшая из бюджетных шин на льду (Viatti) стала последней в тесте на мокром асфальте. Увы, универсального рецепта пока еще не придумали — выигрываешь в одном, теряешь в другом. Самый короткий тормозной путь — у Sunny SN3860 c жесткой резиновой смесью (65 ед по Шору).

Устойчивость на мокрой дороге

На мокром треке абразивный асфальт, поэтому разбросы времен небольшие, но поведение шин различалось: на одних приходилось перекручивать руль, на других доводилось промахиваться мимо поворота и начинать заезд сначала. Искусственный полив избавил от лишнего контроля за изменением сцепления, заезды в начале и в конце на Hakkapeliitta 8 давали одинаковый результат вплоть до 0,1 с.

Время круга и устойчивость на мокром асфальте. Температура воздуха +3,5 С

Итог:

Худшие времена на круге — у Кама и Viatti, последней мы снизили баллы по устойчивости — руль приходится поворачивать на большие углы. Лучшими стали китайские Sunny c их «летним» резиновым составом. На шинах Sava размазанные реакции в околонулевой зоне и задержка на поворот руля.

Сухой Асфальт

Даже зимой в городе и на трассе встречается очищенный от снега асфальт. Чем мягче резиновая смесь и больше ламелей в блоках, тем обычно хуже шина тормозит на сухом покрытии.

Торможение на сухом асфальте, м. Температура воздуха +5,5 С

Итог:

Лучший тормозной путь — у Sava Eskimo Stud, а шины с жесткой резиновой смесью (Nexen и Sunny) выступили чуть хуже, чем ожидалось. Кама и Viatti показали самый длинный тормозной путь.

Устойчивость автомобиля на сухом асфальте

На сухом асфальте мы оценивали точность движения Volkswagen Golf по дуге на скорости 110 км/ч: нужны ли подруливания, как машина реагирует на доворот. На прямой мы резко перестраивались из полосы в полосу, имитируя объезд ямы или препятствия. В первую очередь обращали внимание на момент потери сцепления и плавность стабилизации.

Устойчивость на сухом асфальте, м. Температура воздуха +8,5 С

Итог:

Несмотря на задержки на поворот руля, Sava на сухом покрытии оказались предсказуемыми: между ламелями находятся резиновые замки, препятствующие избыточной деформации — то, что мешало на снегу, помогло на асфальте. Viatti Brina Nordico при превышении сцепления резко срывается всеми четырьмя колесами и долго не может стабилизироваться, система ESP очень рекомендована. Nexen снова продемонстрировала нестабильное и непонятное поведение. VW Golf, обутый в Кама Euro-519, как и на снегу показал мягкие переходные режимы, есть время на исправление ошибки.

Тест популярных «шиповок» для небольших кроссоверов (размерностью 215/65 R16) породил сразу две сенсации. Одна марка провалилась, другая неожиданно затесалась в тройку лидеров.

SUV или не SUV?

Для очередного теста мы подобрали восемь популярных «шиповок» для небольших кроссоверов. Цена откровенно бюджетных корейских шин Nexen Winguard WinSpike начинается с 4200 рублей за штуку. Примерно на 15% дороже обойдется новинка Yokohama iceGUARD iG65, которая идет на смену популярной шине iG55. Производитель обещает улучшенные характеристики на льду и сбалансированность всех показателей, а также более надежное удержание шипов. Причем iceGUARD iG65 появится к этому сезону более чем в 30 размерностях — от R16 до R18. На следующий год размерная линейка расширится.

Если вы готовы выложить более 5000 рублей за покрышку, выбор значительно расширяется. От конкурирующих между собой шин Gislaved Nord*Frost 200 SUV и Nordman 7 SUV до более именитых Goodyear UltraGrip Ice Arctic и Michelin X-Ice North 3. Мы решили включить в тест всех четверых. Жаль, Michelin четвертого поколения, представленный этой весной, к тесту не поспел — держим его в уме для будущего года.

Без традиционных лидеров наших прошлых тестов никак не обойтись! Это Continental IceContact 2 SUV, который раза в полтора дороже «корейцев», и Nokian HKPL 9 SUV с чумовым ценником — 7590 рублей за штуку.

Примечательно, что не все шины имеют в названии довесок SUV. В шинной индустрии всё отчетливее проявляется новый тренд. Если раньше для кроссоверов выпускали покрышки, отличающиеся от легковых усиленной конструкцией и более жестким компаундом, то сейчас всё больше шинных компаний предлагают для паркетников, по сути, обычные легковые шины, оставляя исполнение 4×4 или SUV только для тяжелых рамных внедорожников. Полагаем, такое решение связано с фактической сферой использования современных кроссоверов. Большинство из них — переднеприводные, и ездят на них обычно по хорошим дорогам.

Арвидсъяур — Тольятти

Как обычно, мы разбили испытания на две части. «Белые» тесты (на снегу и льду) выполняли на полигоне Continental в северной части Швеции в конце января, а «черные» (на асфальте) — в конце апреля на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти.

В зимних дисциплинах носителем шин назначили Volkswagen Tiguan, а в асфальтовых — Renault Kaptur. И тот и другой — переднеприводные. На таких машинах проще поймать разницу в характеристиках шин, ведь самостоятельно включающийся полный привод смазывает ее.

Зимний полигон компании Continental находится на территории коммуны Арвидсъяур (провинция Норботтен), расположенной в 110 километрах южнее Северного полярного круга, практически в центре Шведской Лапландии. Так же именуется ее столица — небольшой северный городок на берегу одноименного озера.

Север встретил нас искрящимся под солнцем снегом и легким морозцем. Ночами столбик термометра падал до —14 °C, а днем поднимался до минус семи.

Скрупулезные замеры

Для оценки сцепления на льду и снегу мы традиционно выполняем пять упражнений. Разгон всегда начинаем с места, так как в момент старта некоторые шины поскальзываются и «зависают». Верхняя планка замера на снегу — 40 км/ч, на льду — 20 км/ч. Тормозной путь измеряем с тех же скоростей до 5 км/ч.

На каждом комплекте шин повторяем замеры по 10–12 раз, а через два-три комплекта контролируем состояние покрытия, переобувая машину в комплект базовых покрышек, которые по-иностранному именуют референтными, а по-нашему — «печкой». Все замеры проводим популярным у шинников мерительным комплексом VBOX на основе GPS-данных.

На льду наилучший разгон (4,2 с) обес­печивают Nokian, Nordman и Yokohama, самое скромное сцепление дает Nexen — его время почти в полтора раза хуже, чем у лидеров. А тормозит автомобиль лучше всего на шинах Nokian (7,1 м). Полметра, или 7%, уступают ближайшие соперники — Continental и Yokohama. Позади всех — Nexen: у автомобиля на этих шинах тормозной путь увеличивается на 40% по сравнению с лучшим результатом!

Время прохождения ледового круга характеризует поперечное сцепление шин. Здесь отличился Continental на пару с представителем младшего бренда Гиславедом. Самым медленным оказался Nexen — его результат хуже почти на 12%.

В разгоне на снегу победил Continental, а Nexen уступил ему почти 20%. Лидирующие результаты в торможении — у шин Gislaved и Nokian. Continental и Michelin уступили им самую малость — 0,2 метра. Позади всех опять Nexen с 15‑процентным отставанием.

Слово экспертам

Оценивать управляемость начинаем с покатушек на льду, пока погода ясная. Посыплет снег — поплывут результаты. На тестовой трассе с поворотами разной кривизны и уклонами экспертам больше всего понравилось, как ведет себя Tiguan на шинах Nokian. Предельная скорость в поворотах ограничена легким подруливанием задней оси, плавно переходящим в мягкий занос, корректирующийся рулем или небольшим добавлением тяги.

В хвосте — опять Nexen. До начала скольжений реакции неплохие, но, чуть поскользнувшись, автомобиль ощутимо теряет сцепление и долго плывет, не реагируя ни на действия рулем, ни на изменение подачи топлива.

Снежная трасса длиннее ледовой, да еще и со значительным перепадом высот, так что поведение оцениваем не только на горизонтальных участках, но и при движении в подъем и на спуске. Наиболее интересный участок трассы — сложная связка поворотов: можно раскачать машину и оценить, как шины стабилизируют ее поведение на выходе.

Сначала едем степенно, осаживая машину перед каждым поворотом — без фанатизма и перехода в глубокие скольжения. В таком режиме самые высокие экспертные оценки («норма») заслужили Gislaved, Michelin и Nokian: четкие реакции, небольшие углы поворота руля, достаточная информативность. И плохишей в этом упражнении не было: самая низкая оценка — семь баллов, свидетельству­ющая о небольших замечаниях.

Меняем стиль на хулиганский — едем активнее, больше скользим. В лидерах удерживаются Gislaved и Nokian: они сохраняют оценку «норма» (8 баллов) и демонстрируют, что на них одинаково удобно ехать в любом режиме. Даже в глубоких скольжениях автомобиль отменно слушается руля и газа.

Худшую оценку эксперты поставили шинам Goodyear — 6 баллов, что на полтора балла ниже, чем в спокойном режиме. Четкие реакции водитель получает лишь при поворотах руля до 45 градусов. Далее реакции размываются, появляются задержки. На входе в поворот — значительный снос, а на дуге — сильный занос из-за перекрута руля. Срыв в скольжения происходит резко и неожиданно. В целом Goodyear делает поведение автомобиля нестабильным, водителю приходится интенсивно работать рулем.

Шинам Michelin опустили оценки на целый балл. Причины — нестабильное поведение, склонность к заносу, неожиданные срывы в скольжения. В скольжениях падает информативность на руле, существенно снижается сцепление.

Единственная шина, которую в активном режиме эксперты оценили выше, чем в спокойном, — Continental. Хорошо реагирует на доворот руля и изменение подачи топлива. Правда, переходы в скольжение и обратно происходят чуть резче, чем хотелось бы. Езда в скольжениях на этих шинах требует навыка.

Креатив на снегу

Вновь выезжаем на большое снежное плато, где делали замеры. Теперь нам надо оценить курсовую устойчивость на скорости 100 км/ч, поведение автомобиля при резкой смене полосы движения на скоростях от 40 до 60 км/ч, а также проходимость ­в глубоком снегу.

Откровенных слабаков не нашлось: ­наименьшая оценка — семь баллов. Отлично! Это означает, что современные зимние шины становятся лучше и лучше. И все-таки надежнее других держат прямую Goodyear, Michelin, Nokian и Nordman.

Объезд препятствия со сменой полосы, то есть переставку, выполняем на снежном покрытии. Образцово ведет себя автомобиль на шинах Nokian, демонстрируя во второй фазе упражнения (после перекладки руля) мягкий, легко устранимый занос. Совсем иная картина вырисовывается на шинах Gislaved, Goodyear и Nexen: обутый в них Tiguan уходит в прогрессирующий занос, требующий от водителя мгновенной корректировки. Не успеешь погасить его в начальной фазе — машину развернет.

Проходимость — важная характеристика шин не только для нашей глубинки, но и для мегаполисов, чьи дороги после обильного снегопада нередко остаются какое-то время неочищенными. В глубоком снегу насто­ящий король — Goodyear: этим шинам любые сугробы по зубам. Меньше всех любит глубокий снег Nexen: движение — только внатяг, исключая любую пробуксовку. Автомобиль, обутый в Nexen, неуверенно едет и вперед и назад, неохотно маневрирует.

Не ждали!

В «белом» зачете побеждает Nokian, вторую позицию занимает Continenal, а на третью строчку уверенно взбирается… Yokohama. Поразительно! Ни одного результата замеров — ниже среднего, ни одной экспертной оценки ниже семерки. А по проходимости Yokohama не только опережает таких грандов, как Continental, Michelin и Nokian, но и наступает на пятки непревзойденному «вездеходу» Гудиеру. Интересно, как эти шины покажут себя на асфальте?

Далее плотной группой следуют Nordman, Goodyear и Gislaved. Стареет Goodyear — его уже подпирают шины второго эшелона. Бледно выглядит и Michelin. Может, хоть в «черных» тестах отыграется?

Позади всех с большим отрывом плетется Nexen. Проигрыш на льду еще можно объяснить недостаточным выступанием шипов, но и на снегу тоже совсем «не айс»! Во всех упражнениях — последние места. Исключение составляет лишь курсовая устойчивость на снегу (на уровне Континенталя) да отыг­ранная у Гудиера управляемость при активном вождении.

Топы засыпались на асфальте

Напомним, асфальтовые тесты проводим на полигоне АВТОВАЗа в конце апреля, пока температура воздуха не поднялась выше 8 °C. Носителем служит другой популярный на нашем рынке кроссовер — Renault Kaptur.

Первый этап — инструментальная оценка экономичности, совмещенная с экспертной оценкой курсовой устойчивости и комфортности. Начинаем с заездов по скоростной дороге на скорости 130 км/ч, а завершаем на служебных дорогах с классическими российскими трещинами и щербинами, без которых шум и плавность хода в наших условиях оценивать некорректно.

Звание лидера по экономичности как при 90 км/ч, так и при 60 км/ч завоевывает Nokian. Аутсайдером оказывается Nexen, требующий на 300 кубиков больше на каждые 100 км пути, причем в обоих скоростных режимах.

Наиболее высокие оценки по курсовой устойчивости эксперты поставили шинам Gislaved, Nordman и Michelin. На них Kaptur не только хорошо держит прямую, но и демонстрирует четкие реакции и безошибочное поведение при корректировке направления движения и мягких перестроениях. Хуже всего Renault вел себя на шинах Goodyear. При корректировке направления испытатели отметили задержки в реакциях, большие углы поворота баранки и склонность к подруливанию задней оси, способную спровоцировать срыв в занос.

Звания самой комфортной шины не удостоилась ни одна участница теста. Тише других катятся по дороге Continental, Gislaved и Michelin, а громче всех шумит Goodyear — он издает пульсирующий вой, особенно громкий на скоростях от 70 до 90 км/ч. Явственно слышен шум шипов и протектора.

Nexen отличился, став лидером по плавности хода. А самым жестким оказался Goodyear — шины подробно передают толчки от дорожных неровностей и ощутимо зудят на грубом асфальте.

Финальные упражнения — оценка тормозных свойств. На мокром асфальте тормозим с 60 км/ч, посуху — с 80 км/ч. Чтобы исключить погрешность из-за особенностей работы АБС, VBOX фиксирует окончание замера тормозного пути не при полной остановке, а при скорости 5 км/ч. Основные тонкости при выполнении этих упражнений: начинать тормозить в одной и той же точке, держать машину в намеченной колее и не забывать каждый раз остужать тормоза.

Эти упражнения выявили двух претендентов на лидерство — это Gislaved и Yokohama. В сухом торможении выигрывает Gislaved — 29,6 метра, а следующий результат, 29,9 метра, — у Иокогамы. В мокром варианте — наоборот: «японец» впереди с результатом 17,3 метра, а в спину ему дышит «швед», у которого тормозной путь на полметра больше. На мокрой дороге хуже остальных выглядели Nexen и Michelin, проигравшие лидерам от 16 до 17%. На сухом асфальте худшие результаты показывают Michelin и, что удивительно, Nokian. Правда, в этой дисциплине отставание не столь существенное — 4,1 и 5,7%. Из полученных результатов можно сделать еще один вывод: мокрый асфальт для «шиповок» по-прежнему остается ахиллесовой пятой.

Промежуточный зачет на асфальте

Здесь вперед вырвался Gislaved — покоритель асфальта выполнил всю «черную» работу на отлично. На второй строчке расположилась Yokohama, совсем немного уступившая Гиславеду из-за незначительных замечаний в адрес курсовой устойчивости. Третий результат показал Goodyear — сцепление выше среднего, но курсовая устойчивость подкачала. Практически такой же результат (разница лишь в одну десятую итогового балла) — у Континенталя. Пятое место — у шин Nordman: по курсовой устойчивости они оказались впереди всех, но провалили торможение на мокрой дороге. Nokian чуть хуже — сдулись в торможении посуху. Michelin — в хвосте колонны: похвастаться может лишь курсовой устойчивостью. Самый последний — Nexen. Откровенно слаб, даже похвалить не за что.

Парад шипов

Первое место занимает Nokian HKPL 9 SUV, набрав 927 баллов. Правда, лидер «белых» (снег, лед) и «зеленых» (топливная экономичность) тестов — середнячок на асфальте. Этими шинами в любых режимах движения будут довольны и обыватели, и дрифтеры.

Continental IceContact 2 SUV уверенно обосновался на второй строчке итогового рейтинга. Он самую малость уступает Nokian на снегу и льду, но чуть лучше выглядит на асфальте. Порадует низким уровнем шума, понравится надежно вклеенными шипами.

Невероятный прорыв на третью позицию совершили шины Yokohama iceGUARD iG65. Отличные «шиповки»! Наиболее сбалансированы для разных покрытий (снег/лед/асфальт), экономичны, правда, середнячки по комфорту.

Четвертое место завоевал Gislaved Nord*Frost 200 SUV. Лучшие результаты на асфальте, средние на обледенелых и заснеженных дорогах. На снегу доставит удовольствие активным водителям, а остальным понравится скромным «фамильным» (как у Континенталя) уровнем шума.

Goodyear UltraGrip Ice Arctic и Nordman 7 SUV поделили пятое и шестое места. Профессиональный уровень у этих шин одинаковый, но пристрастия немного разнятся. Ice Arctic остается королем снежного бездорожья. Кроме того, он терпимо ведет себя на асфальте, а вот на извилистых снежных дорогах на этих шинах спешить не рекомендуем. Nordman 7 SUV ненамного увереннее Гудиера чувствует себя на зимних покрытиях, а на асфальте порадует разве что четким следованием курсу.

Лишь седьмой строчки в нашем рейтинге смог достичь Michelin X-Ice North 3. Причем в основном за счет успехов в снежных дисциплинах. Невысокие сцепные свойства на льду можно оправдать недостаточным количеством шипов. С чем связаны столь скромные характеристики на асфальте — непонятно.

На восьмом месте — Nexen Winguard WinSpike WH62, не сумевший преодолеть 800‑балльный барьер, за которым располагаются неплохие шины. Похвастаться может только хорошей плавностью хода. Последние места в «белом» и «черном» зачетах и даже в экономичности. Да, провал на льду объясняется скромным выступанием шипов, — но почему всё так грустно на снегу и мокром асфальте? Не рекомендуем для автомобилей без электронных ограничителей.

В этом году команда белорусских автожурналистов снова отправилась в Финляндию, чтобы испытать новые (и не только) модели зимних шин для кроссоверов. Учитывая предназначение этих автомобилей, для сравнительного теста были подобраны 7 комплектов фрикционных шин «скандинавского» типа, а также 7 комплектов шипованных шин типоразмера 235/65 R17. В качестве автомобиля-носителя выступил кроссовер Mercedes-Benz GLC.

Для тестов были выбраны следующие модели фрикционных шин: Continental ContiVikingContact 6, Nokian Hakkapeliitta R2 SUV, Nexen Winguard Ice SUV WS5, Bridgestone Blizzak DM-V2, Goodyear UltraGrip Ice WRT, Maxxis Presa SUV Ice и Hankook DynaPro I*cept RW08. Результаты испытаний этих шин — в первой части нашего обзора.

Противостоят «суровым скандинавам» шипованные Vredestein ArcTrac SUV, Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, Goodyear Ultra Grip Ice Arctic SUV 4×4, Continental IceContact 2 SUV, Nexen WinGuard WinSpike WS62, Michelin Latitude X-Ice North 2+ и Gislaved Nord Frost 100 SUV — их мы рассмотрим во второй части обзора.

Как и обычно, наши испытания состояли из двух этапов. Первый, зимний, прошёл в конце января 2016 года в суровых условиях зимнего испытательного полигона компании Nokian Tyres, расположенного в 260 км севернее Полярного круга близ города Ivalo в Лапландии. Второй, имитирующий оттепель, был проведен дождливой осенью этого года в юго-западной части Финляндии, схожей своим умеренным климатом с Беларусью. Традиционно для этого используется летний полигон компании, расположенный рядом с городом Nokia, где, собственно, и находится первый завод компании Nokian Tyres.

Для всех видов шин зимний цикл испытаний включает в себя следующие тесты: ускорение и торможение на снегу, разгон и торможение на льду, а также оценку управляемости на скоростной снежной трассе и скоростной ледяной трассе (поведение шин и особенности управляемости в предельных режимах). Кроме этого проводится оценка поперечных сцепных свойств на льду.

Все результаты заездов измеряются высокоточным прибором Racelogic V-box, погрешность которого, в отличие от обычных GPS-приёмников, составляет всего лишь несколько десятков сантиметров.

На летнем полигоне в Nokia проводят тесты шин на сухом и мокром асфальте, что позволяет имитировать оттепель и межсезонье, во время которых автомобилям приходится двигаться по различным видам покрытия. На сухом асфальте оценивается тормозной путь, на мокром — тормозной путь и управляемость. Торможение на мокром асфальте проводится на специальном, постоянно орошаемом участке дороги. Кроме этого, имеется спецучасток, где все покрышки проходят испытания на сопротивление аквапланированию на мокром асфальте. Однако решающая роль в испытаниях отводится тестам на торможение: в итоговой сводной таблице баллы за них умножаются на 2. И это неспроста – оценки безопасности шины приоритетны над её прочими характеристиками!

Часть 1. «Скандинавы»

Напомним, что зимние шины «скандинавского» типа рассчитаны на низкие температуры и экстремальные условия эксплуатации и, в первую очередь, предназначены для движения по укатанному снегу и льду. А вот на очищенном от снега асфальте они несколько уступают зимним покрышкам «европейского типа», предназначенным для более мягкого климата.

Как уже говорилось, для теста фрикционных шин «скандинавского» типа были выбраны 7 ходовых моделей покрышек, предлагаемых на рынке РБ. Достаточно «свежие» модели шин производства Continental, Bridgestone, Nexen и Goodyear мы сравнили с уже не первый год производящимися покрышками марок Nokian, Hankook и Maxxis.

Чтобы соблюсти абсолютно равные условия испытаний для всех участвующих шин во время проведения их сравнительных тестов, используется метод контроля по «базовой» или т.н. «референтной шине» («control tyre» или «reference tyre»). Суть его в том, что выбирается покрышка-референт (неважно какая, премиальная или дешевая), которая становится «точкой отсчета» для оценки повторяемости результата. Референтный комплект устанавливается на машину в начале, конце и в середине каждой серии испытаний. Если при этом его результаты изменились более чем на 3-5%, то проведенное испытание считается некорректным, и данный тест приходится переделывать заново. Получить корректные по «вилке разброса значений» результаты возможно лишь в идеальных условиях шинного полигона, когда после испытаний каждого комплекта резины покрытия, используемые для теста, восстанавливаются до исходного состояния.

На практике это выглядит так: в случаях, когда испытания проходят на льду, в то время, пока автомобиль-носитель отправляется в бокс «переобувать» очередной комплект шин, на тестовую трассу выходит обслуживающий тягач. Он буксирует специальный прицеп с шипованными шинами, установленными под небольшим углом относительно направления движения. За 5 проходов тягач нарезает специальную "сетку" на тестовом ледовом круге. Т.о. ледяное покрытие приобретает первоначальный вид для испытания следующего комплекта шин.

Специальным образом восстанавливается после тестов и снежное покрытие. Гусеничный трактор-ратрак проезжает по трассе, взрыхляя снег на определенную глубину, а затем сразу же утрамбовывая его. Тем самым перед каждым заездом удается воссоздать абсолютно идентичную трассу, чтобы все тестируемые шины находились в одинаковых условиях.

Впрочем, какими бы идеальными не были условия для тестов на полигоне, и они подвержены влиянию погоды. Например, даже колебания температуры воздуха в течение дня или внезапно выглянувшее солнышко, способны повлиять на достоверность результатов проводимых испытаний. И тут использование «референтного» комплекта позволяет контролировать изменение погодных условий и состояние покрытия испытательной трассы. Так, по результатам, показываемым «базовой шиной», контролируется достоверность теста — как только погрешность выходит за вышеуказанные границы, испытания останавливаются как некорректные. И возобновляются только при более стабильной погоде.

Наиболее подвержены воздействию погодных факторов ледовые дисциплины. Учитывая это, компания Nokian Tyres построила на своём полигоне 700-метровый ангар с ледяным покрытием. Температура внутри него всегда стабильна, а потому результаты заездов с торможением на льду повторяемы практически на 100%.

Тестовые комплекты шин были испытаны на льду в трёх упражнениях. Температура воздуха во время тестов была стабильной и составляла -10/-8С°. Торможение на льду выполнялось со скорости 34 км/ч. В этой дисциплине отлично показали себя покрышки Nokian, Hankook и Bridgestone. Однако, разница показателей последних 2-х шин и лидера составила 0,9 и 1,24 м соответственно. Новинки от Continental и Nexen продемонстрировали достаточно средние результаты. Хуже всех выступили Goodyear и китайский Maxxis. А вообще, разброс результатов в торможении на льду оказался довольно значительным – около 3,5 м.

В ускорении на льду с 5 до 34 км/ч расстановка сил почти не изменилась, но разница результатов между лучшей и худшей покрышками оказалась гораздо больше. Быстрее всего Mercedes разгонялся на шинах Nokian и Hankook. Хуже всего автомобиль набирал скорость после «переобувки» в Goodyear и Maxxis.

При оценке поперечного сцепления на льду (автомобиль двигался по ледяному кругу, достигая максимальной скорости движения) фаворит остался прежним — вновь лидировали покрышки Nokian, причём с заметным отрывом – разница с шинами Continental, пришедшими вторыми, составила 0,8 с. Комплекты резины Hankook и Bridgestone шли «плотнячком» за лидерами и тоже показали себя неплохо. В аутсайдеры опять попали Goodyear и Maxxis.

На извилистой ледяной трассе при оценке управляемости весомую конкуренцию шинам Nokian не составил никто – разница с лидером, у пришедших вторыми, покрышек Continental, составила почти целых 3 с! За ними опять «паровозиком» пришли Hankook и Bridgestone. А вот шины Goodyear и Maxxis и вовсе провалили это испытание – на этих комплектах резины автомобиль проехал одинаково нестабильно. Отставание от лидера в лучшем случае составило +9 секунд. Причём, в этой дисциплине Goodyear «умудрился» проиграть «китайцу», по итогу заняв в общем рейтинге последнюю строку!

На снегу комплекты фрикционных шин приняли участие в трех упражнениях: торможение, способность ускоряться на специальной трассе, идущей в гору. Также была дана оценка безопасности управления на извилистой снежной трассе. Во всех случаях снег на испытательных трассах был максимально спрессован ратраками до состояния укатанной дороги. Температура воздуха и снега во время тестов также составляла -10/-8С°.

Как и предполагалось, снежное покрытие оказалось «по зубам» зимним шинам «скандинавского» типа – разница между лучшей и худшей покрышкой в разгоне и торможении (оценка продольного сцепления) на снегу невелика – около 4-5%. Так, большинство покрышек из тестовой группы отлично замедляет автомобиль на снегу при торможении с 30 км/ч. В лидерах Hankook и Nokian, причём первый даже чуть-чуть «объехал» именитого "финна"! Интересно, что практически такой результат, как у Nokian, продемонстрировали Bridgestone и китайский Maxxis. Компанию покрышкам Goodyear в группе аутсайдеров на этот раз составили шины Nexen.

В разгоне на снегу с 5 до 30 км/ч в лидерах оказались те же Hankook и Nokian, да и разброс результатов между лучшей и худшей покрышками оказался столь же небольшим – порядка 5%. Пару, неизменно занимающим нижнюю графу рейтинга шинам Goodyear, неожиданно составил Continental.

В самом скоростном из зимних испытаний – езде по длинной извилистой снежной трассе оценки управляемости на снегу (тестирование продольных и поперечных сцепных свойств шин), вполне ожидаемо лидером стал всё тот же Nokian. Второе место с одинаковым результатом разделили между собой Continental и Hankook. Ну, а комплект Goodyear и тут провалил тест – последний результат в группе с отставанием от лидера аж на 3,4 с!

В отличие от «еврозимы», большую часть своей «жизни» фрикционные шины «скандинавского» типа всё же призваны проводить на заснеженном покрытии. А потому, их испытания на асфальтовом полотне мы провели по укороченной программе – управляемость на мокрой трассе, а также торможение на мокром и сухом асфальте.

В торможении на мокром асфальте наконец-то проявили себя шины Goodyear – с лучшим результатом они возглавили «табель о рангах». Впрочем, это было предсказуемо – по нашему опыту, за редким исключением, шины провально выступающие в зимних дисциплинах, обычно показывают хорошие результаты на асфальте. До этого державшиеся в лидерах покрышки Nokian, стали третьими. В аутсайдерах – шины Nexen, тормозившие на целых 5 метров хуже лидера!

Управляемость на мокрой трассе – номинация, в которой обычно неплохо выступают фрикционные зимние шины «европейского» типа. (Их производители специально «оттачивают» поведение своих моделей в таких условиях движения). Что касается «скандинавов», то в этом испытании они обычно показывают средние результаты. Первое место по результатам данного теста у шин Continental, державшихся «середнячком» в зимних дисциплинах. Компанию им (с разницей 0,1 с) составили покрышки Continental, а третье место снова у Nokian. Замыкают список шины Hankook, хорошо выступавшие на зимнем полигоне. Впрочем, и это не стало сенсацией – создать зимнюю шину, демонстрирующую в тестах одинаково ровные показатели и на снегу, и на асфальте, достаточно сложно.

В торможении на сухом асфальте наименьший тормозной путь зафиксирован на шинах Nokian, до этого державшихся в середине «осенних» тестов. Шины Hankook и Continental не сдали «осенний экзамен» по данному предмету, показав наихудший результат в группе. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что этот худший результат всего на 5% отличается от лучшего, продемонстрированного покрышками Nokian.

Это значит, что зимние шины «скандинавского» типа не обеспечивают должного уровня безопасности на сухом асфальте. При экстренном торможении на таком покрытии они буквально «плывут», демонстрируя длинный тормозной путь. При резких маневрах мягкий протектор «скандинавских» шин быстро истирается, особенно разрушается плечевая зона. Конструкция и состав резиновой смеси шин этого типа специально разрабатываются для работы на снегу и льду!

Настоятельно не рекомендуем эксплуатировать «скандинавские» фрикционные шины летом!

Оценка легкости качения производилась на специальном стенде с металлическим барабаном. У шипованных шин для проведения этого теста специально извлекают шипы. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у зимних шин Nokian и Continental. Самый высокий – у Goodyear и Bridgestone.

Сводная таблица результатов (нажмите на картинку, чтобы открыть в полном размере)

1 место (1420 баллов) — Nokian Hakkapeliitta R2 SUV

Индекс нагрузки 108 R
Глубина протектора, мм 9 мм
Вес шины 13,1 кг
Страна изготовления Финляндия
Минимальная цена 378 бел.руб.

Покрышки с выдающимися сцепными свойствами на обоих типах зимних поверхностей. Обеспечивают отличное сцепление с дорогой и высокий уровень безопасности управления, как на укатанном снегу, так и на льду. Не сдают своих позиций и на асфальте, в целом показывая достаточно сбалансированные характеристики на этом типе покрытия, тем самым обеспечивая высокий уровень безопасности. А ещё – это самая лёгкая по весу покрышка в группе. Из «минусов» – самая высокая цена.

2 место (1371 балл) — Hankook DynaPro I*cept RW08

Индекс нагрузки 104 Q
Глубина протектора, мм 9,3 мм
Вес шины 14,9 кг
Страна изготовления Корея
Минимальная цена 193 бел.руб.

Шины с высокими сцепными свойствами на льду и снегу. Обеспечивают высокий уровень безопасности управления на зимних типах поверхностей. Однако уровень сцепления на мокром асфальте и безопасность управления автомобилем низкие. В актив можно записать достаточно привлекательную цену.

3 место (1365 баллов) — Continental ContiVikingContact 6

Индекс нагрузки 108 T
Глубина протектора, мм 8,5 мм
Вес шины 15,4 кг
Страна изготовления Германия
Минимальная цена 342 бел.руб.

Эти покрышки, прямо скажем, на снегу не блещут – они продемонстрировали длинный тормозной путь и весьма средний уровень сцепления с покрытием. Соответственно — невысокий уровень безопасности при маневрировании на снегу. Несколько лучше дело обстоит на льду, где шины показывают хороший уровень сцепления с дорогой и чуть больший уровень безопасности. Неоднозначны и показатели в «асфальтовых дисциплинах»: высокий уровень безопасности на мокром асфальте, но низкий – на сухом. Из «минусов» – высокая цена.

4 место (1348 баллов) — Bridgestone Blizzak DM-V2

Индекс нагрузки 108 S
Глубина протектора, мм 10 мм
Вес шины 15 кг
Страна изготовления Япония
Минимальная цена 240 бел.руб.

«Середнячок» — зимние шины с достаточно сбалансированными, но весьма усреднёнными характеристиками. Средний уровень сцепления на всех типах покрытия и такой же уровень безопасности при маневрировании на льду, снегу и асфальте. Отличились коротким тормозным путём на сухом асфальте.

5 место (1320 баллов) — Goodyear UltraGrip Ice WRT

Индекс нагрузки 104 S
Глубина протектора, мм 10,3 мм
Вес шины 14,9 кг
Страна изготовления США
Минимальная цена 215 бел.руб.

Эти покрышки продемонстрировали неожиданно низкий уровень сцепления с покрытием на льду и снегу, а также посредственный уровень безопасности при маневрировании на обоих типах покрытия. При этом шины оказались хороши на асфальте, особенно на мокром. Из «минусов» — высокий уровень сопротивления качению.

6 место (1315 баллов) — Nexen Winguard Ice SUV WS5

Индекс нагрузки 108 Q
Глубина протектора, мм 9,1 мм
Вес шины 13,4 кг
Страна изготовления Корея
Минимальная цена 172 бел.руб.

Покрышки с низким уровнем сцепления на льду, снегу и асфальте. Низкий уровень безопасности при маневрировании на обоих типах зимнего покрытия. Небезопасные характеристики на мокром асфальте. В актив можно записать только самую низкую цену.

7 место (1309 баллов) — Maxxis Presa SUV Ice

Индекс нагрузки 108 Q
Глубина протектора, мм 10,5 мм
Вес шины 14,9 кг
Страна изготовления Китай
Минимальная цена 230 бел.руб.

Эти шины очень похожи на предыдущие – такой же низкий уровень сцепления на льду, снегу и асфальте. Низкий уровень безопасности при маневрировании на зимней дороге. Небезопасные характеристики на мокром асфальте. Из «плюсов» только самый глубокий протектор и достаточно привлекательная цена.

Егор Алесин, фото Евгения Дударева и Павла Мурашко