Москвич с полным приводом

0
1179

Содержание

Очень удивительно, но факт, что даже в СССР разрабатывали комфортные и полноприводные автомобили. Одну из таких машин можно смело считать «младшей сестрой» легендарной «Победы», а также альтернативой горьковского автомобиля ГАЗ-69, который не терпит компромиссов.

Советский кроссовер?

Взглянув со стороны, данный автомобиль воспринимается едва ли не гибридом внедорожного авто для утилитарного использования и обыкновенной легковушки. Клиренс в 43 сантиметра и достаточное количество места в колесных арках говорит о том, будто бы компактный седан установлен на мощном шасси от серьезных полноразмерных джипов.

Однако это очень обманчивое впечатления. «Москвич 410» полноприводный, он разрабатывался специально для движения по серьезному бездорожью. В 50 годах по лужам, а также дорожным ухабам и даже небольшим буеракам могла проехать совершенно любая легковая модель с задним приводом.

Итак, «Москвич 410» является полноприводной версией модели 402. Это седан с несущим усиленным кузовом, подвеской на рессорах, пониженной передачей в раздаточной коробке.

Кроссовер это, или же внедорожник? Внешний вид и особенности конструкции говорят о том, что все-таки кроссовер, ведь машина построена на легковой базе. Но можно рискнуть и предположить, что кроссовер – это маркетинговый ход, а не технологическое понятие. Смысл – имидж внедорожника при очень скромных возможностях. И пускай во времена создания этого автомобиля о маркетинге не задумывались, то получается, что «Москвич 410» – все-таки внедорожник.

Факты из истории

Этот автомобиль обязан своему появлению строителям. В 50-х Москва была еще не такой огромной, как сегодня – можно было проехать город за полчаса. Но в конце 50-х руководство начало массовую застройку. Жители города стали постепенно переселяться в новые квартиры. Жители были рады своим личным кухням и туалетом, но эта радость была подпорчена тем, что было трудно попасть утром на работу. Вы скажете – метро, но скорость, с которой строилось метро, была гораздо медленнее той, с которой работали застройщики. Люди стояли в очередях в автобус, на котором можно было доехать до метро. А чтобы добраться до автобуса, нужно перепачкаться в грязи или глубоком снегу, ведь жилые кварталы обустраивались также очень медленно.

И вот в этот момент инженеры Московского Завода Малолитражный Автомобилей, которые производили «Москвич», решили помочь жителям теперь уже огромной столицы. В срочном порядке был разработан «Москвич 410» на базе 402 модели.

Особенности кузова

Машина отличалась четырехдверным несущим трехобъемным кузовом.

Практически все соединения в этой конструкции были полностью сварными. Они выполнялись при помощи контактной сварки. В некоторых местах соединения усиливались дополнительно с помощи дуговой и газовой технологии.

Корпусные детали были отштампованы из стальных листов. В сравнении с корпусами прошлых моделей, в 410-м жесткость была достаточно серьезной.

«Москвич 410»: характеристики кузова

Колесная база автомобиля составляла 2377 мм, а длина кузова была равна 4055 мм. Ширина машины составила те же 154 см, что и 402 модели. Высота, из-за большего клиренса, составляла 1685 мм. Тогда это считалось средним ростом большинства мужчин.

Капот

Капот был построен по аллигаторному принципу. Он состоял из цельной выштампованной детали. Для того чтобы увеличить жесткость крышки, к ней приваривались поперечные, а также диагональные усилители. Капот был подвешен на внутренних петлях. Замок был расположен в передней части. Приводная ручка замка располагалась в салоне. Для того чтобы капот не открывался на ходу, разработчики предусмотрели специальную систему защиты.

Двери

Передние и задние двери были практически одинаковыми. Но на задних были специальные штамповки, которые несли скорее декоративную функцию. Они очень похожи на те, которые устанавливались на ГАЗ-21. Передняя дверь закрывалась при помощи ключа, а остальные можно было заблокировать изнутри.

Багажник

Грузовой отсек можно было открыть при помощи специальной рукоятки.

Салон

Можно выделить зеркало заднего вида, закрепленное в верхней части лобового стекла.

Кроме всего этого, для любителей музыки конструкторы предусмотрели двухдиапазонный радиоприемник. Он принимал как местные, так и дальние станции.

"Москвич 410": технические характеристики

Колесная база создавалась под полный привод. Автомобиль рассчитан на 4-х пассажиров. Мотор, которым был укомплектован этот внедорожник, имел мощность в 35 л. с. и объем в 1,2 л. КПП имело 6 передач. Масса этой модели составляла 1180 кг. Максимальная скорость – 85 км/ч.

Среди технических особенностей, в отличие от 402 модели, этот «Москвич» получил рулевой механизм, который устанавливался в ГАЗ М, и масляный радиатор. Также автомобиль имел ведущий передний мост. "Москвич 410" имел оригинальную конструкцию с шарнирами угловых скоростей «Бендикс-Вейсс».

При этом основное его достоинство – это возможность включения на ходу. Для этого даже не нужно выжимать сцепление.

Двигатель

За исключением некоторых деталей, на автомобиле установлен тот же агрегат, что и на 402-й модели. По сравнению с 402-м здесь немного изменена форма.

Это рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный карбюраторный мотор 407Д. Агрегат является модернизированным вариантом К-38, которые ранее устанавливались на «Опели Кадеты» довоенного типа.

Мотор работал на 72-м бензине, который в то время стоил копейки.

Чуть позже, в 1958 году, на 410-й стали ставить моторы от 407-й модели. Он имел более высокую мощность в 45 л. с. Это значительно увеличило возможности автомобиля в условиях бездорожья.

Объект для тюнинга

Сегодня эта машина пользуется спросом у тех, кто занимается коллекционированием ретро автомобилей. Также эти внедорожники приобретают любители тюнинга автомобиля “Москвич” 410. Тюнинг позволяет реставрировать машину или полностью изменить ее до неузнаваемости, но зачастую любители именно восстанавливают этот "Москвич" в первоначальном виде. В результате машина растет в цене и продать ее можно за очень большие деньги. Но лучше оставить такое сокровище для себя.

Недостатки

Автомобиль получил действительно хорошие характеристики по проходимости.

При эксплуатации стали вылезать существенные недостатки. Так, из-за низкого центра тяжести машина рисковала опрокинуться. Легковому кузову не хватало жесткости. Владельцы были обязаны знать, как регулировать дифференциал. «Москвич 410» требовал аккуратного вождения.

В 1961 году этот проект был полностью закрыт, хотя с 1958 года претерпел множество модернизаций.

Москви́ч-410 — советский полноприводный автомобиль I группы малого класса повышенной проходимости, выпускавшийся в 1957—1958 годах на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Фактически был полноприводным вариантом седанов Москвича-402 и Москвича-407 с усиленным несущим кузовом и прочими доработками, ориентированным для нужд сельских жителей. В 1959—1960 гг. выпускался также полноприводный универсал Москвич-411. Выпуск полноприводных автомобилей на МЗМА был свернут в начале 60-х в связи с недостатком у завода производственных мощностей в связи с ростом экспортной программы «Москвич-407». Всего в 1957—1961 гг. было изготовлено 7580 экземпляров «Москвич-410» и «Москвич-410Н» и 1515 — «Москвич-411».

У нас в школе такой стоял знакомый военрука ставил

А "Князь Владимир" и "Иван Калита"? Полный привод (по заказу)

"…так и не вернулся к выпуску легковушек с двумя ведущими мостами…"…за что и поплатился

Неправда! На 410 не закончилось всё. Була попытка продолжения Москвич 415.

Москвич 410 Легенда страны Советов

Интеллигент повышенной проходимости

История создания и жизни «Москвича-410»

Середина 50-х годов ХХ века — время хрущевской оттепели. После ХХ съезда КПСС государство наконец обратило внимание на практически нищее и фактически прикрепленное к земле крестьянство, а городские жители стали приобщаться к недоступному многим ранее отдыху — автотуризму! И тех и других, конечно же, очень заинтересовал необычный (причем не только для СССР) автомобиль — «Москвич-410»

Нынче стало модным мериться приоритетами во всех областях. Вот и у понятия « кроссовер» уже появилась история, как считают некоторые, достойная того, чтобы поискать, кто первый. Во времена молодости «Москвича-410» говаривали: есть мнение, что первым был именно он. Впрочем, начать спор стоило бы с определения термина « кроссовер». Но даже если считать таковыми полноприводные автомобили с несущим кузовом, то «Москвич» первым не был. Минимум вторым…

Идеи поставить комфортабельный легковой кузов на полноприводное шасси реализовывали еще до Второй мировой. Причем приоритет здесь не у СССР, которому при почти полном отсутствии нормальных дорог такие модели были особенно нужны. В основе концепции первого подобного серийного отечественного автомобиля ГАЗ-61 лежал закупленный в США полноприводный Marmon Herrington, созданный на основе Ford V8: не слишком известная в те годы компания переоборудовала под полный привод небольшое количество массовых седанов. Правда, и американские, и советские машины тех лет были рамными.

А вот ГАЗ-М72, производство которого начали в 1955-м, строго говоря, имел несущий кузов. Однако полноприводная «Победа» (формально автомобиль так не назывался, но таблички с именем на боковинах капота были точно такие же, как на стандартной машине) имела-таки мощные полурамы, заметно усиливающие кузов. Может, первым кроссовером назначим именно ГАЗ-М72? Впрочем, реальная история машин и людей куда интереснее, нежели замеры приоритетов.

Отец из Горького

Параллельно с ГАЗ-М72 группа под руководством Георгия Моисеевича Вассермана — в ту пору главного горьковского специалиста по полному приводу — проектировала ГАЗ-М73. Компактный коротенький двухместный автомобиль задумывали как разъездной для колхозных руководителей и ремонтников, обслуживающих технику прямо на полях. Первым предназначали купе, вторым — пикап. На прототипы установили 35-сильный мотор «Москвича-402» — другого подходящего в стране попросту не было.

Горьковский автозавод, работающий на полную мощность, наладить серийное производство ГАЗ-М73 был не в состоянии. Да и сама по себе идея, с учетом времени и места, казалась несколько утопической: зачем разворачивать производство машины с совершенно новым кузовом (причем всего лишь двухместным), если проще и дешевле использовать то, что уже стоит на конвейере? А кандидат один — «Москвич-402», который вот-вот должен был стать серийным. ГАЗ-М73 из Горького отправили в столицу.

От этой машины москвичи взяли конструкцию мостов и двухступенчатую раздаточную коробку с передаточными числами 1,15 и 2,68. Управлялась она рычагом, который включал и передний мост. Кузов, двигатель и трехступенчатую коробку передач оставили серийными. Подвески, разумеется, обычные для подобных машин того времени — на продольных рессорах. «Москвич-410» (именно такой индекс, перепрыгнув через несколько чисел, присвоили в Москве автомобилю повышенной проходимости) получил «злые» шины 6.40–15 с мощными грунтозацепами. Благодаря дорожному просвету 220 мм машина преодолевала брод до 0,3 м, углы въезда и съезда были соответственно 43 и 27,3°. «Москвич-410» мог вскарабкаться и при наклоне 33°.

По многим дисциплинам автомобилю не давал «разгуляться» нижнеклапанный мотор, ведущий родословную от довоенного двигателя Opel Kadett. Даже для стандартного «Москвича-402» 35 л.с. маловато. Это, кстати, отмечала и комиссия, принимавшая автомобиль к производству и сравнивавшая его с зарубежными аналогами. А уж для полного привода такая мощность совсем мала, но завод уже готовил к производству новый мотор — «Москвич-407». До 1958 года, когда его получили модернизированные «Москвичи», построили всего 1035 седанов модели 410.

Романтик из столицы

«Москвич-410Н», созданный на базе 407-го и стартовавший в 1958-м, получил иной верхнеклапанный 45-сильный мотор, измененную главную пару, элементы отделки. Машина стала резвее на ровной дороге и увереннее на бездорожье (инструкция утверждала, что «Москвич» способен преодолеть свежую пахоту и снег глубиной до 300 мм, причем с остановкой), но главные недостатки сохранила. Трансмиссия создавала сильные вибрации, раздатка была недолговечна, а несущий кузов не выдерживал серьезных внедорожных нагрузок. А как на одной шестой суши уберечь от таковых полноприводную машину? Автомобиль подходил скорее городскому жителю, менявшему костюм и галстук на телогрейку и сапоги лишь от случая к случаю, нежели тому, для кого бездорожье было повседневностью. Но работали «Москвичи», как и многие советские люди, не там, где хотели, а там, куда посылала Родина. При всех недостатках машина нравилась неизбалованным потребителям: полный привод и пониженная передача, при этом нормальная (даже с электровентилятором!) печка, цельнометаллический кузов с опускными стеклами, приличные тормоза, относительная экономичность.

На МЗМА уже готовили модификации: фургон 431, оставшийся лишь прототипом, и универсал «Москвич-411» на базе модели 423Н, ставший серийным. Последний наверняка пользовался бы повышенным спросом, но у завода не было возможностей увеличить его производство — построили лишь 1515 экземпляров.

Да и 410-й не стал массовым. Выпустив 9340 «Москвичей-410Н», модель сняли с производства. Главной причиной был отменный спрос на 407-е, в том числе за рубежом. МЗМА что есть сил наращивал выпуск модели, приносящей стране твердую валюту, и вынужден был отказаться от 410-го, как и от ряда интересных прототипов конца 1950-х. Тогда, впрочем, казалось, что все еще впереди. Вот-вот страна догонит и перегонит Америку, и всего, в том числе и самых разных автомобилей, будет вдоволь!

Без лишнего шума

«Москвич-410Н» сняли с производства в 1960-м — тихо, без информации в прессе. Ведь — редкий случай — модель, которую так победно описывали три года назад, не имела продолжения…

Лишь через полтора десятилетия на конвейер в Тольятти встала « Нива» — полноприводная, но при этом комфортная машина, привлекательная как для сельского жителя, так и для любящего загородные вылазки горожанина. Над подобными автомобилями трудились и в Ижевске, и в Москве, но по разным причинам до ума так и не довели. Впрочем, это уже другая история.

Чуть больше 10 000 серийных полноприводных «Москвичей» — капля в море для бескрайней страны. А и сегодня 410-е, успевшие вовремя попасть в хорошие руки, встречаются на парадах ретротехники, а иногда и просто на дорогах. Нынешние кроссоверы смотрят на старенькие машинки снисходительно. Конечно, современники сильнее, красивее и, можно даже сказать, умнее. Но ведь 410-е и 411-е — интеллигенты повышенной проходимости в первом поколении.

Я помню, как во второй половине 60-х мне особенно нравились полноприводные «Победы» и «Москвичи». Во-первых, на московских (и не только) улицах они встречались крайне редко. Во-вторых, облик машин ассоциировался с романтическим духом фильмов, книг и песен эпохи оттепели: далекие стройки и целина, забытые прошлой властью деревни, непролазная грязь или глубокий снег. Там работают мужественные, смелые люди, которых связывают общие очень важные дела: строительство, борьба за урожай или врачевание тех, кто занимался этой борьбой с рождения, и крепкая, настоящая дружба. Ну и, конечно, дух туризма — путешествия в лес и горы, песни у костра, вожделенные, почти как автомобиль, и вечно дефицитные кеды.

Многие мальчишки горячо завидовали обладателям необычных высоких машин — наверняка особенным людям. Довелось даже встречать «Москвичи» с фарами-искателями на левом переднем крыле (эдакий тюнинг) — верх романтизма!

  1. Педаль выключения сцепления
  2. Педаль привода рабочей тормозной системы
  3. Рычаг переключения передач, который в отличие от моноприводной модели имел напольное расположение
  4. Педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора
  5. Кнопка ножного переключения ближнего/дальнего света фар
  6. Педаль включения стартера
  7. Рукоятка стояночного тормоза
  8. Рычаг управления раздаточной коробкой
  9. Кнопка включения сигнала
  10. Рукоятка управления жалюзи радиатора
  11. Контрольные приборы
Технические характеристики
Масса снаряженная, кг 1180
Длина, мм 4055
Ширина, мм 1540
Высота, мм 1683
Колесная база, мм 2377
Колея спереди/сзади, мм 1220/1220
Дорожный просвет, мм 220
Размерность шин 6.40–15
Двигатель
Тип и количество цилиндров Бензиновый, Р4
Рабочий объем, см3 1220 (1358)
Мощность, л.с./кВт 35/25,7 (45/33)
при об/мин 4200 (4500)
Крутящий момент, Нм 71 (88)
при об/мин 2400 (2600)
Коробка передач
Механическая 3-ступенчатая, раздаточная 2-ступенчатая
Тип полного привода Подключаемый
Максимальная скорость, км/ч 85 (90)
Расход топлива, л/100 км (при 30–40 км/ч) 10

Коллеги по работе

Одним из первых аналогов «Москвича-410» был немецкий Volkswagen. Правда, его кузов, строго говоря, нельзя назвать несущим, но еще во время войны выпускали небольшое количество знаменитых «Жуков» с полным приводом. Командирская версия звалась KDF 87 (имени Volkswagen Kafer еще не было). В 1946-м создали аналогичный прототип Volkswagen 877 c 25-сильным V4 объемом 1131 см. Но в серию автомобиль не запустили.

С 1960 по 1967 год изготовили 694 экземпляра Citroen 2CV Sahara. На полноприводной версии легендарного «гадкого утенка» были установлены два мотора мощностью по 12 л.с. (позднее — 13 и 14 л.с.) — один из них стоял спереди, а второй — сзади. Причем автомобиль мог ехать, как на одном — с максимальной скоростью 65 км/ч, так и на двух — со скоростью до 105 км/ч! У машины даже было два замка зажигания!

текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото: из архива автора

"Москвич-410"

"Москвич-410" — легковой малолитражный автомобиль повышенной проходимости, созданный на базе модели 402. Выпускался в 1957-1958 годах и в дальнейшем уступил свое место модели «Москвич-410Н. Всего изготовлено 1035 единиц.

У 410 по сравнению с базовой моделью Москвич 402 с целью усиления конструкции были изменены основание кузова, подмоторная рама, передние брызговики и еще некоторые узлы. Повышенные тяговые характеристики, определяющие способность автомобиля передвигаться в тяжелых дорожных условиях, были получены в основном за счет соответствующего подбора передаточных отношений в трансмиссии, введения раздаточной коробки и изменения размеров колес. При этом увеличение тяговых усилий повлекло за собой некоторое уменьшение максимальной скорости автомобиля.

Москвич-410

Основными слабыми местами этих моделей были недолговечность конструкции, связанная с изначальной неприспособленностью базовых кузовов к полному приводу, и невысокая управляемость автомобиля на больших скоростях (из-за значительного перемещения вверх центра тяжести), ведущая в ряде случаев к опрокидыванию. В дальнейшем 410 уступил свое место модели 410Н.

Автомобиль имел два ведущих моста и зависимую подвеску всех колес на продольный рессорах. В отличие от 402, "Москвич-410" получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ М20В Победа, масляный радиатор системы смазки двигателя. Мосты были оригинальными, разрезного типа (как на «Волгах» и ГАЗ-69), хотя в них и использовалась начинка от «Москвичей». Сделано это было для улучшения проходимости. Даже в инструкции говорилось, что в случае задевания мостами за грунт, они просто прорежут его. А с картером типа «банджо» можно и застрять. Передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей типа "Бендикс-Вейсс". Раздаточная коробка была двухступенчатая с ручным включением и очень напоминала соответствующий агрегат ГАЗ-69. Её передаточные числа 1,15 и 2,68. На 410 применили гидравлические амортизаторы рычажного типа (лучше переносившие грязь, в отличие от телескопических на базовой модели). Были также применены шины увеличенной размерности 6.40-15" со специальным "вездеходным" рисунком протектора, что позволило увеличить дорожный просвет до 220 мм под картерами мостов, как у ГАЗ 69 (а в целом по кузову — 430 мм от полотна дороги), и повысило проходимость. Стояночный тормоз – трансмиссионный, по конструкции аналогичен «Волговскому». Поскольку автомобиль предназначался для движения в тяжёлых условиях, то решено было отказаться от напольных педалей в пользу подвесных. Это значительно улучшило герметизацию кузова. Позже подвесные педали появились на всех серийных «Москвичах». Автомобиль мог преодолевать брод до 0.3 м. Углы въезда и съезда составляли соответственно 43 и 27,3 градусов.

При всех своих "вездеходных" качествах «Москвич-410» все же не являлся полноценным внедорожником, каким был выпускавшийся в то же время ГАЗ-69. В инструкции по эксплуатации недвусмысленно указывается на то, что полноприводный автомобиль «Москвич-410» «характеризуется только повышенной проходимостью, но при этом не является автомобилем-вездеходом, по-этому нельзя пытаться пользоваться им на особо тяжелых дорогах и в условиях, не соответствующих их возможностям.

Габаритные размеры "Москвич-410"

Технические характеристики "Москвич-410"

Тип кузова седан
Общее количество дверей 4
Колесная формула 4х4
Число мест 4
База, мм 2377
Длина, мм 4055
Высота, мм 1685
Ширина, мм 1540
Минимальный дорожный просвет, мм 220
Снаряженная масса, кг 1180
Скорость Км/час 85
Двигатель
число цилиндров 4
рабочий объем двигателя, куб.см 1220
номинальная мощность, л.с. (кВт) при об/мин 35 при 4200
Число ступеней коробки передач 6
Размер стандартных шин 6,40-15

«Москвич-410Н»: Один в поле

Москвич 410 — история популярного советского внедорожника

Статьи по теме:

Вопрос о полном приводе для универсала SW Cross давно повис в воздухе, однако ответа на него так и не прозвучало.На многочисленные вопросы…

Mercedes-Benz Sprinter 4×4Недавно Mercedes-Benz представил популярный коммерческий автомобиль с полным приводом Sprinter 4×4 и ESP.…

Рамный внедорожник SsangYong Kyron хорошо зарекомендовал себя как мощный и надежный автомобиль. Особенность модели —…

Lifan X60 1.8 4×2 2012Lifan Motors представил российским журналистам первый в своей истории компактный кроссовер…