Какой аккумулятор лучше титан или варта

0
1890

Содержание

Мы испытали два десятка батарей наиболее популярной на рынке размерности 242×175×190 мм. Результаты потрясающие: больше половины протестированных аккумуляторов провалились.

Со старым аккумулятором — это не жизнь.

Кризис ударил по всему, и аккумуляторный рынок не исключение. Покупатели смотрят прежде всего на цену. Даже владельцы престижных машин не спешат разоряться на дорогие аккумуляторы типа AGM и EFB, которым еще несколько лет назад все предсказывали безоговорочное господство.

Даже как-то неловко рассуждать про амперы, кулоны и градусы, если массовый потребитель выбирает что подешевле. С другой стороны, у бюджетной продукции зачастую хромает качество, и экономия может вылиться в копеечку… В этот раз мы решили сделать упор на недорогие аккумуляторы.

АКБ подешевле?

Поначалу поиск самых недорогих батарей популярнейшей размерности 242×175×190 мм дал скромный результат — всего пять изделий ценой от 2610 рублей за подольскую АКБ до 3002 рублей за тюменскую. Маловато для полноценной экспертизы. Подняли ценовую планку до 3500 рублей — добавилось еще шесть аккумуляторов. А как же без громких зарубежных имен — Varta, Bosch, Mutlu? Кроме того, за бортом остались и близкие к ним по цене отечественные батареи — например, АкТех. Попутно выяснилось, что некоторые восточные бренды установили на свою продукцию совсем не «кризисные» цены: самым дорогим аккумулятором оказался вовсе не Bosch, а корейский Solite аж за 5000 рублей!

В итоге мы набрали два десятка АКБ. Посмотрим, как цена связана с ампер-часами и кулонами.

Закупку проводили в розничной торговой сети в апреле — мае 2016 года. Результаты исследований относятся только к данной выборке и не могут служить основанием для оценки всей продукции того или иного бренда.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ

Резервная емкость. Показывает, долго ли продержится автомобиль со всеми включенными энергопотребителями (фары, стеклоочистители, система вентиляции), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.

Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в кило­джоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Приведенная энергия пуска единым током при —18 и —29 ºС. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Говоря попросту, чем выше энергия, тем, при прочих равных условиях, в запасе больше попыток уверенного пуска мотора. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда. На практике батарея, которая лучше других принимает заряд, будет быстрее заряжаться и при поездках. Все батареи выдержали испытание.

Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобо­роны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.

И так сойдет?

Общее впечатление от результатов испытаний тягостное. Основных поводов для расстройства три. Во‑первых, продавцы по-прежнему подсовывают залежалый товар, пусть с гарантиями, улыбками и печатями. Во‑вторых, неприятно, что на русском морозе из двадцати новеньких батарей одиннадцать провалились. В‑третьих, из двух десятков батарей за победу по-настоящему дрались только две — Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. Их отрыв от соперников оказался серьезным. Причем, что любопытно, преимущество очевидное как с учетом цены, так и без него.

Пробегитесь по первым столбцам таблицы, где отражена резервная емкость новеньких батарей. В скобках мы даем реальный «объем» электричества, за который платит покупатель. По аналогии с заправкой: просишь залить полный бак, а заправщик плеснул только на донышко. Но есть и разница: «ошибка» АЗС ни к чему страшному не приведет, а вот разряженная батарея, как говорят профи, «прокисает». Зачастую это необратимо: она теряет емкость и утрачивает работоспособность. Мы-то были к этому готовы, поэтому перед началом испытаний, как обычно, зарядили все АКБ под завязку. И вам надо так поступать, прежде чем ставить аккумулятор на машину. Наши замеры это подтверждают.

Теперь о «переплатах» за бренд. Чуда не произошло: все малоизвестные батареи дружно скопились в нижней части таблицы. Самое обидное, что цены на многие из них вовсе не копеечные. За такой импорт явно нет смысла переплачивать. А первую половину таблицы заполнили знакомые имена — на них мы и советуем ориентироваться.

НАШИ СОВЕТЫ

Первым делом определяемся с размерами аккумулятора. Он должен гарантированно уместиться на своем рабочем месте — в моторном отсеке или багажнике. Одновременно определяем полярность. Тут поможет старая батарея: смотрим — плюс справа или слева? Часто длина проводов не позволяет подключать батарею «не той» полярности.

При выборе марки АКБ мы настоятельно рекомендуем руководствоваться списком наших победителей последних лет. Не ведитесь на низкую цену — филантропов на рынке не бывает. Бренд определяет стоимость. Как правило, при одних и тех же габаритах серьезные фирмы предлагают аккумуляторы разной энергоемкости (к примеру, разные заявленные амперы и ампер-часы). Лучше брать по максимуму, пусть это и немного дороже.

Не стоит приобретать изделия, у которых на этикетках или в паспорте указаны единицы типа «А/ч». Это говорит о технической неграмотности их составителей и вызывает сомнения в качестве.

Купленную батарею в обязательном порядке нужно зарядить. После заряда и выдержки (хранение отключенной от зарядного устройства батареи) в течение 10–15 часов напряжение должно составлять 12,5–12,7 В. ­Если измерять сразу после заряда, то показатели могут значительно превышать реальное напряжение разомкнутой цепи.

Все по местам

Чтобы определить лидеров и аутсайдеров, мы ввели балльную систему оценки. В каждом виде испытаний брали лучший и худший результаты и присваивали им соответственно пять баллов (максимум) и один балл (минимум). Каждый из остальных участников получал промежуточный балл, пропорциональный своему положению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 112 минут, а аутсайдер — 78, то участнику с результатом 87 минут достается 2,06 балла. При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получает 0 баллов.

Суммарный балл по итогам замеров — это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Затем мы делили его на цену аккумулятора, после чего вновь приводили к пятибалльной шкале. Таким образом, итоговая оценка — это, по сути, соотношение цены и качества.

Вне конкуренции в наших испытаниях оказались батареи Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. С учетом гораздо более привлекательной цены на вершину поднялась «сибирячка». Если бы мы не принимали во внимание цены, первой стала бы Varta. Впрочем, у «иностранки» есть еще одно парадоксальное преимущество перед российской батареей: ее легче найти в продаже. Звучит нелогично, но это так, причем не только в Москве.

Вывод? Нельзя приобретать аккумулятор, глядя только на ценник. Экономия может выйти боком. Лучше потратьте немного времени на то, чтобы ознакомиться с результатами нашей экспертизы. Удачной покупки и стабильного напряжения в бортсети!

Сейчас практически все крупные производители автомобильных аккумуляторов в мире пользуются современными технологиями, количество которых (эффективных и выгодных в производстве, конечно) не так и велико. Это заметно подравнивает качество батарей как известных брендов, которые пользовались популярностью лет пятьдесят назад, так и марок, выпуск которых начался пару лет назад, и о которых знают мало даже в стране-производителе.

Если среди аккумуляторов царит «свобода, равенство и братство» (разумеется, речь не идет о подделках, которые легко вычислить по внешнему виду при должной наблюдательности), то как сделать выбор среди двух, казалось бы, равнозначных вариантов?


Рассмотрим этот вопрос на примере двух популярнейших в России аккумуляторных брендов – VARTA и Mutlu. Почему именно они, ведь пара наиболее покупаемых «иностранцев» в России – VARTA и Bosch, а турецкие аккумуляторы идут только на третьем месте? Все просто: мы уже писали, что продаваемые в России батареи этих двух марок выпускаются на одних и тех же производственных площадях, поэтому отличаются они, фактически, только этикеткой. А вот Mutlu – производитель независимый, имеющий очень хорошие отзывы и барражирующий на грани между батареями стандартными и люксовыми.

Отзывы

Чаще всего, когда мы выбираем какую-либо вещь, нам «до фонаря», как она устроена, нам не важны и рекламные заверения, потому как в них-то мы верим только потому, что слоганы буквально «вбивают» в наше подсознание. Нам важны отзывы – свидетельства очевидцев о функционировании товара. И при рассмотрении отзывов об аккумуляторах VARTA и Mutlu, мы попадаем в настоящий темный лес. Отдать предпочтение какой-то из марок по отзывам интернет-пользователей просто невозможно. На форумах автомобилистов существует огромное количество тем, посвященных выбору «топового» аккумулятора среди нескольких наименований, в числе этих наименований, как правило входят VARTA и Mutlu. Большая часть комментариев по ОБЕИМ маркам сводится к двум тезисам:

«Купил аккумулятор обольстившись брендом, а он сдох при первых холодах/через год, никогда не берите эту гадость» и «Отличная батарейка, езжу в любую погоду три/пять/семь лет».

Первые отзывы пишут возмущенные покупатели, скорее всего купившие подделку/некондицию или нарушившие правила эксплуатации АКБ. Вторые – подставные лица, работающие за рекламную копеечку или реальные счастливые обладатели качественных АКБ (далеко не каждый обладатель батареи-долгожительницы бросится регистрироваться на всех подряд форумах и делиться своей радостью, мы вообще более склонны заострять внимание на негативе).

Из всего вороха отзывов по АКБ VARTA и Mutlu, найденного автором этих строк на просторах Интернета, можно сделать только один вывод: надо уметь выбирать аккумулятор и уметь пользоваться им, а без этого даже покупка батареи самой «раскрученной» марки не будет гарантировать успеха.

Технологии

Состав активной массы аккумуляторов VARTA и Mutlu отличается минимально – и те и другие активно используют кальций-свинцовый сплав, а так же, легирование пластин серебром. Оба производителя выпускают, преимущественно, необслуживаемые аккумуляторы. Ключевое различие данных батарей – конструкция решеток. «Немцы» используют при изготовлении технологию Power Frame – свинец с присадками «месится», затем из него штампуются пластины. «Турки» реализуют более распространенную технологию изготовления отрицательных решеток – Expanded Metal. Плюсы первой – высокие электропроводность и прочность. Плюсы второй – коррозионная стойкость, сопряженная с меньшей толщиной пластин, что дает возможность «заправить» в батарею больше пластин и обеспечить больший пусковой ток. Фактически, все остальные отличия этих батарей на техническую сторону дела не влияют (в частности, дизайн). Куда больше повлияют на результативность вашей покупки условия хранения аккумулятора и добросовестность/наплевательство продавца.

Тесты

Наиболее уважаемым среди автомобилистов России и ближнего зарубежья является аккумуляторный тест журнала «За рулем», который редакция проводит ежегодно в рамках ноябрьского выпуска. Собственно, подобных по количеству параметров измерения батарей-участниц тестов в России не проводится вообще. Согласно последнему тесту, в котором принимали участие аккумуляторы брендов VARTA и Mutlu (от 2013 года), турецкая батарея обошла немецкую и выдала более сбалансированные показатели. «Немцы», по данным теста, незначительно обошли Mutlu только в одном показателе – пуске при -29 градусах. Впрочем, к таким тестам стоит относиться не более, чем с любопытством: во-первых, сами «зарулевцы» признают, что аккумуляторы для теста покупались в разной степени заряженности, во-вторых, по «пляшущим» тройкам призеров – почти каждый год в «призы» попадают разные марки, можно предположить, что на подобные тесты у «За рулем» есть вполне конкретные рекламные расценки.

Отсюда, два совета:

      1) Стоит измерить основные показатели только что купленной батареи, чтобы, в случае надобности, зарядить ее «до кондиции»;
      2) Не стоит так уж доверять подобным тестам – цифры можно подменить, а аккумулятор, попавший в руки исследователей, вполне может оказаться удачным или неудачным исключением из правил, свойственных определенному бренду.

VARTA – несомненно самый раскрученный аккумуляторный бренд. И это, разумеется, отражается на цене их продукции. Марка Mutlu известна большинству автомобилистов, но подобной репутацией «эталонного» аккумулятора не обладает. Поэтому VARTA дороже Mutlu на 15-25% , если сравнивать аналогичные модели. Оправданна ли такая переплата и за что именно она с покупателя взимается – каждый решит самостоятельно.

Стандарты качества

Mutlu поставляет свою продукцию на первичную комплектацию автомобилей «Ford», «Fiat», «Toyota», «Opel», «Renault», «Mercedes-Benz», имеет международные сертификаты ISO 9001, ISO 1400. Те же самые сертификаты качества есть в коллекции VARTA, а список автопроизводителей, покупающих их для первичной комплектации весьма внушителен: Ford, Peugeot, Volvo, BMW и другие. Подобно всем крупным производителям нынешнего времени, и «немцы» и «турки» имеют многоступенчатую систему менеджмента качества, а так же, дают хорошую гарантию. Поэтому здесь выявить лидера нам не удастся.

Вывод

Единственная категория, в которой у нас наметился серьезный лидер – «цена». Здесь «турки» заметно уступают, то есть превосходят «немцев». В остальном – мы видим равную на бумаге борьбу. Речь, конечно, не идет о «гелевых» батареях и аккумуляторах для режима «Stop-Start», в этих категориях VARTA трудно найти равных. Речь о кальциевых и легированных серебром аккумуляторах для авто со средней и высокой нагрузкой на бортовую электросеть. И в этой категории победителя каждый выберет сам. Кто-то все равно сделает ставку на внушающее спокойствие имя, а кто-то решит сэкономить при прочих равных. В конце концов, выбрать первый или второй вариант – это просто вопрос веры.

Предлагаем вашему вниманию результаты тестирования 14-ти аккумуляторных батарей (АКБ), которые в течение длительного времени проверялись на способность сохранять заряд. Все образцы представлены группой популярных брендов, которые уже упоминались в ряде наших предыдущих публикаций, посвященных исследованию пусковых свойств АКБ. Если конкретнее, то сегодня речь идет о таких стартерных батареях, как АКОМ, «Зверь», Titan, Atlas, Solite, Delkor, AFA, Topla, Bosch, TAB, Banner, Varta, Mutlu и Exide с номиналами емкости от 60 до 70 Ач и заявленными значениями тока холодной прокрутки (ТХП) от 510 до 600 А.

Отметим, что нынешний тест "на саморазряд" являлся продолжением цикла сравнительных испытаний аккумуляторов, о которых в своем блоге рассказывает эксперт-обозреватель Bazingeorg . Сам тест, в котором он принимал непосредственное участие, были организован одной столичной компанией в партнерстве с двумя автомобильными интернет-журналами.

Целью эксперимента, о котором идет речь ниже, стала проверка стартерных АКБ на их способность сохранять заряд. Такие исследования имеют прямую практическую направленность, поскольку основная масса стартерных аккумуляторов поступает в продажу уже залитыми и заряженными. Причем на прилавки они поступают не сразу – часто их везут сначала на центральный склад фирмы-импортера, затем отправляют на региональные склады дилерам, и уже оттуда – на склады автомагазинов и торговых точек. Понятно, что, когда вы покупаете батарею, вряд ли кто из продавцов сможет точно сказать, сколько времени она простояла на складе, обслуживалась ли она во время хранения, подзаряжалась ли и т.д?

Как правило, при оформлении покупки, менеджер автомагазина демонстрирует клиенту исправность и уровень заряда АКБ путем его кратковременного разряда на нагрузочной вилке. Однако такой тест дает лишь весьма приблизительное представление об эксплуатационных параметрах батареи, и уж совсем ничего не говорит о том, как долго купленный АКБ сможет держать заряд в состоянии покоя, например, в период длительного простоя автомобиля.

О том, что уровень заряда при длительном простое может существенно снижаться, говорят и данные предыдущих тестов. Напомним, что в ходе их проведения измерялся и запас емкости АКБ. Тогда оценка уровня заряда у всех аккумуляторов проводилась сразу же после их доставки в лабораторию. При проверке выявилось, что уровень заряда всех представленных на тест АКБ оказался вполне рабочим, хотя у некоторых образцов он достигал значений 80%.

Теперь о самих испытаниях. При проведении этих исследований использовались отдельные рекомендации ГОСТа. Согласно им все образцы были предварительно заряжены до уровня 100%, а затем на длительное время (почти на два месяца) отправлены на складское хранение. Температура в зоне хранения при этом колебалась в пределах десяти с лишним градусов: от +16 до +27°С.

После такого длительного простоя все АКБ без предварительной подзарядки были помещены в морозильную камеру, в которой их продержали еще сутки при -18 °С. А уже потом каждый образец отправили на сдачу контрольного норматива. Суть его заключалась в том, что всем образцам поочередно требовалось выполнить условный пуск, а именно обеспечить 30-секундный разряд током с силой, составляющей 60% от заявленного значения ТХП, то есть пускового тока. Напомним, что его значение указывается на этикетке каждого АКБ рядом с символами EN.
В этих испытаниях показателем качества батареи является напряжение на клеммах, которое после такого 30-секундного разряда не должно быть ниже 8,5 В (для необслуживаемых АКБ). Указанные пуско-разрядные испытания аккумуляторов проводились с применением специализированной аппаратуры и измерительных приборов.

Что же мы имеем по итогам данного тестирования? Оказалось, что испытания на саморазряд успешно выдержало большинство участников. Однако некоторые прошли испытания с солидным запасом по напряжению, другие на пределе своих возможностей. На основе полученных результатов тестирования все участники были разделены на четыре группы, условно обозначенные как лидеры, середнячки-хорошисты, троечники и аутсайдеры соответственно.

Если говорить конкретнее, то группу лидеров составили аккумуляторы брендов Varta, Topla, TAB и Banner. У них остаточное напряжение варьирует в диапазоне 9,0-9,07 Вольт, что существенно превышает норматив. В общем-то, такой результат закономерен, учитывая итоги предыдущих сравнительных тестов батарей, в которых эти АКБ также показали высокие результаты. В частности, аккумулятор TAB стал победителем теста, а Varta вошла в число призеров.

В группу, занявшую второе место по итогам нынешнего теста, вошли АКБ торговых марок Exide, Bosch, Mutlu и Titan. У этих аккумуляторов остаточное напряжение на клеммах составило 8,55-8,9 Вольт, что, в общем-то, тоже неплохо.

Группу троечников, занявшую третье место по итогам испытаний, также образовали четыре батареи – это образцы брендов Atlas, Solite, Delkor и AFA. Любопытно, что все эти четыре бренда – корейские, причем значения остаточного напряжения в тесте на саморазряд у всех примерно близкие — от 8,4 до 8,5 Вольт, то есть фактически на пределе отмеченных выше нормативных возможностей.

Что касается аутсайдеров, то по итогам тестирования худшие результаты по своей способности сохранять заряд показали аккумуляторы российских брендов АКОМ и «Зверь». У них контрольное напряжение оказалось гораздо ниже норматива, а именно 8,1 и 8,2 Вольта соответственно.
Итоговые результаты проведенных испытаний аккумуляторов на саморазряд сгруппированы в сводной таблице, которая приводится ниже.

Анализ полученных результатов в очередной раз подтверждают одну избитую истину: что бы там не говорил продавец о своем товаре, помните главное: любую только что приобретенную батарею перед установкой на автомобиль нужно обязательно зарядить. Никто не даст вам гарантии в том, что под видом свежего АКБ не скрывается уже основательно «подсевший» аккумулятор. Который в условиях регулярного недозаряда может «загнуться» уже через два-три месяца эксплуатации. Даже невзирая на то, что сразу после покупки он вроде бы энергично крутил стартер.