Как ухаживать за автомобильным аккумулятором

0
735

Содержание

В этой статье речь пойдет о том, как нужно ухаживать за автомобильными аккумуляторами. Многие водители не придают должного значения уходу за аккумулятором, и в результате получают такие неприятности, как уменьшение емкости аккумуляторной батареи и укорочение срока эксплуатации вплоть до необратимой поломки.

Уход за автомобильным аккумулятором приобретает особо важное значение в зимнее время года. Если к этому делу зимой отнестись кое-как, то автомобиль из средства передвижения может реально стать бесполезным куском металла, который невозможно завести.

Именно в зимнее время происходят такие неприятные вещи, как опоздание на важную деловую встречу или работу по вине испорченного аккумулятора. А корень зла лежит на поверхности — водитель не придал должного значения уходу за аккумулятором зимой. Если ухаживать за ним как положено в течение всего года, то аккумуляторная батарея может вполне эффективно проработать не менее 7 лет.

Поэтому имеет смысл еще раз подчеркнуть следующее — если уход за аккумулятором осуществляется регулярно, то и служить он будет долго и безотказно. В противном случае следует пенять только на себя. В 90% случаев именно от аккумулятора зависит, заведется автомобиль или нет.

Какие бывают аккумуляторы?

Обслуживаемые

Аккумуляторные батареи этого типа обладают так называемыми заливными пробками. Эти пробки служат для контроля плотности электролита, а также для проверки текущего уровня. Если уход за автомобильным аккумулятором этого типа проводить со знанием дела и регулярно, то он может безотказно прослужить в течение довольно длительного времени. Однако с каждым годом производство аккумуляторных батарей из этой группы постоянно сокращается.

Не обслуживаемые

Эти аккумуляторы не требуют непрерывного осуществления контроля за уровнем электролита и его поддержания по мере расходования. К особенностям аккумуляторов данной группы следует отнести наличие специального клапана для отвода газов и возможность периодической подзарядки. Большее количество имеющихся на сегодняшнем рынке аккумуляторов относятся к этой группе.

В зимнее время немало автовладельцев начинают здорово «терзать» аккумуляторы, чтобы завести двигатель своего авто. Однако не всегда причиной того, что машина не заводится, является аккумулятор. Это зависит от ряда других факторов, таких как качество машинного масла, бензина, состояние свечи накала и т.д. Поэтому сначала лучше выяснить причину упрямства «автомобиля», а не продолжать загонять аккумулятор.

Содержание в чистоте

Поверхность аккумуляторной батареи всегда должна быть чистой и за этим требуется тщательно следить. Обращайте внимание на клеммы — они не должны быть покрыты слоем грязи или оксидной пленкой.

Если аккумулятор эксплуатируется длительное время, то его клеммы очень часто окисляются. Образовавшийся налет обладает большим омическим сопротивлением и плохо проводит электрический ток. По этой причине его следует счищать при помощи «наждачки» и нашатырного спирта.

Также в аккумуляторных батареях не обслуживаемого типа часто забивается отверстие для отвода газов. Если это обнаружилось при визуальном осмотре, то отверстие нужно прочистить. Иначе скопившиеся газы повредят корпус аккумулятора.

Фиксация клемм

Клеммы аккумулятора всегда должны быть хорошо зафиксированы. Если они плохо зажаты, то при преодолении какого-нибудь бугорка аккумулятор может отсоединиться и автомобиль просто заглохнет.

Это крайне опасная ситуация, которая приводит к ряду других неприятностей. Например, ухудшению работы тормозов или блокировке руля. Если это происходит во время езды, то неуправляемый или плохо управляемый автомобиль может стать причиной серьезной аварии. Поэтому перед поездкой крайне желательно удостовериться в качестве фиксации клемм.

Проверка электролита

Если аккумулятор обслуживаемый, то автовладелец может легко контролировать наполнение электролита. Если уровень уменьшился до критической отметки, то КПД аккумуляторной батареи снижается в разы. Особенно холодной зимой.

Что делать, если объем электролита здорово уменьшился? Тогда нужно дозаправить аккумулятор дистиллированной водой. Но здесь есть один нюанс — при доливке аккумуляторной батареи дистиллированной водой время её заправки заметно вырастет. Также не следует заливать аккумулятор жидкостью больше, чем нужно.

Как заряжать автомобильный аккумулятор — общие правила

Если у аккумулятора наблюдается глубокий разряд, его необходимо восстановить при помощи зарядного устройства. Ассортимент современных зарядных устройств для автомобильного аккумулятора в наши дни достаточно широк. Если говорить о тратах, то оптимальным вариантом станет покупка зарядного устройства по средним ценам.

Имеет смысл рассмотреть чуть подробнее, как это правильно делается.

  1. В зимнее время нужно извлечь аккумуляторную батарею из машины и перенести её в теплое помещение и дать отогреться до комнатной температуры.
  2. Категорически не рекомендуется производить зарядку в жилой комнате. Испарения электролита опасны для здоровья человека. Это нужно делать проветриваемом и тёплом помещении. В крайнем случае на балконе в сухую не морозную погоду.
  3. Исключить присутствие детей и животных в помещении, где заряжается аккумулятор, во избежании поражения их током.
  4. Зачистить клеммы от грязи и смазки, и полностью протереть батарею сухой тряпкой.
  5. Если он обслуживаемый, то аккуратно открутить широкой плоской отверткой все крышки от банок с электролитом.
  6. Грамотно выполнить подключение аккумулятора к зарядному устройству. Их целое разнообразие, поэтому у каждого свой принцип зарядки. Обязательно прочесть инструкцию! Перед тем, как воткнуть вилку зарядного устройства в сеть, лучше не полениться и еще раз свериться с инструкцией.
  7. Весь процесс зарядки крайне желательно визуально контролировать. Если нужно отлучиться, то не дольше чем на 5-10 минут.
  8. Когда аккумулятор зарядится, автоматика сама отключит зарядное устройство от электросети. Если же у вашего зарядного устройства этого не предусмотрено, то необходимо регулярно контролировать процесс.
  9. При механическом отсоединении аккумулятора от зарядного устройства первым следует отключить клемму «минус».

Процедура в принципе несложная, и требует не столько опыта и знаний, сколько внимательности и осторожности. В вызове специалистов для зарядки аккумуляторной батареи нет никакой необходимости, все можно сделать самостоятельно.

Как правильно хранить аккумулятор зимой?

Нередко бывает так, что автовладелец зимой практически не пользуется своим «железным конем». Если вы поступаете точно так же, то не пренебрегайте самым главным правилом ухода за аккумулятором зимой — извлеките его из автомобиля и положите на хранение в отапливаемое помещение с низким процентом влажности.

Если аккумуляторная батарея долгое время будет находиться на воздухе с минусовой температурой, то непременно пострадают все её важные технические характеристики.

Батарея начнет плохо держать заряд либо вовсе глубоко разрядится. Часто это становится причиной полного выхода из строя аккумуляторной батареи.

Но даже в режиме хранения аккумулятор нуждается в периодической подзарядке. Делать это следует не менее одного раза в течение трех месяцев. Такая мера обеспечит сохранение всех эксплуатационных характеристик батареи на должном уровне.

Заключение

Что дает своевременный и грамотный уход за аккумулятором? В первую очередь продление срока его использования, а значит, хорошую экономию денежных средств — ведь не нужно будет так часто покупать новую модель! Тем более, что аккумулятор нельзя отнести к числу очень дешевых покупок.

Основными причинами слабой подзарядки аккумулятора являются недостаточно натянутый ремень генератора, потеря контакта из-за окисления клемм или слабого механического соединения электропроводки с батареей.

Устранение этих нехитрых неполадок может дать хороший эффект и обеспечить правильный уход за аккумулятором автомобиля. Профилактические мероприятия сделают работу электрики машины более надёжной.

Натяг ремня электрогенератора нужно периодически контролировать и по мере надобности подтягивать. Это позволит сделать систему подзарядки батареи более действенной.

Клеммы необходимо периодически зачищать от продуктов окисления, машинного масла. Для этого можно воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой. После зачистки места контактов желательно смазать пластичной водо- и морозостойкой смазкой типа литола.

Гайки клипс, соединяющие электропроводку с клеммами, должны быть надёжно закручены, а сами клипсы не должны на клеммах проворачиваться.

В настоящее время, когда правила дорожного движения требуют постоянно держать включёнными фары и габаритные огни, нагрузка на автомобильные аккумуляторы значительно выросла. Поэтом необходимо пристальное внимание уделять экономии электроэнергии, что обеспечивает правильный уход за аккумулятором. Для этого желательно переводить в режим пониженного расхода питания такие автомобильные приспособления, как кондиционер, вентилятор, система нагрева кресел, радио- и музыкальные устройства, видеорегистраторы, антирадары, навигаторы и т.д. Желательно не включать их при не работающем двигателе.

Чем можно порадовать аккумулятор?

По оценкам специалистов, одним из наиболее уязвимых элементов электрической системы любого транспортного средства является источник постоянного тока. Это означает на практике: чтобы электрика не подводила, необходимо чётко знать правила ухода за ним.

  • Чтобы источник питания прослужил дольше, необходима тщательная и регулярная проверка уровня зарядки и электролита. Желательно регулярно измерять плотность электролита посредством ареометра.
  • Батарея должна содержаться в чистоте. На неё не должны попадать бензин, машинное масло или тосол. С поверхности источника питания и клемм периодически нужно сметать пыль с помощью сухой ветоши или мягкой щётки.
  • Важно надёжно закреплять аккумулятор в моторном отсеке, поскольку его срыв с креплений может привести к серьёзному повреждению или полному разрушению корпуса батареи.
  • Длительный срок службы аккумулятора достигается при правильной подзарядке батареи. Залогом успеха в этом случае является разумный выбор зарядного устройства, о котором будет сказано ниже. Нельзя допускать нарушения параметров зарядки, рекомендованных производителем батареи, что может вызвать ускоренное испарение электролита. Это не только негативно влияет на состояние аккумулятора, но и может вызвать отравление вредными парами.

Сюжет о том, как правильно ухаживать за аккумулятором автомобиля, можно посмотреть на видео ниже.

Если машина на приколе

Порядок, который имеет уход за необслуживаемым аккумулятором, несложен. Однако соблюдение этого порядка может способствовать заметному удлинению срока службы батареи.

Перед консервацией батареи нужно обеспечить её максимальную зарядку. В процессе хранения требуется соблюдать температурный режим без тепловых ударов. Желательно раз в две недели осуществлять подзарядку.

Когда автомобиль зимой стоит на улице или в не отапливаемом гараже, у аккумуляторной батареи желательно отключить землю (клемма «минус»). В очень сильные морозы самым надёжным способом заботы об аккумуляторе является его извлечение из машины и хранение в тёплом помещении при комнатной температуре.

Чтобы не допустить короткого замыкания, необходимо обеспечить, чтобы на батарею не попадали токопроводящие материалы, металлические предметы, вода, грязь и т.п.

Перед установкой батареи на хранение нужно проверить уровень электролита. Если он недостаточен, нужно добавить дистиллированную воду и подзарядить аккумулятор.

Нежелательно сливать электролит, поскольку это приведёт к порче аккумулятора. Для поддержания плотности электролита не стоит заливать концентрированную кислоту. Такие действия могут привести к потере батареей работоспособного состояния.

И электролитные, и «сухие» аккумуляторы должны храниться в проветриваемых помещениях с низким уровнем влажности. Нужно избегать попадания на батареи прямых солнечных лучей.

Что делать, если автомобиль не заводится?

В холодный сезон источники постоянного тока разряжаются значительно быстрее, чем летом. Поэтому необходимо принимать во внимание особенности, которые имеет уход за аккумулятором зимой. Их учёт особенно важен, поскольку потеря заряда может привести к тому, что заглохнув по дороге, трудно будет завести двигатель.

В условиях средней полосы более правильными зимой являются предупредительные действия, связанные с регулярной проверкой состояния аккумулятора перед выездом, а также со своевременной подзарядкой или заменой.

Наиболее распространёнными выходами из такого положения являются: «прикуривание» от аккумуляторной батареи другого автомобиля, взятие заглохнувшей машины на буксир и, наконец, толкание авто вручную.

Для старинных машин (Победа, ГАЗ-21, Москвичи 401, 402, … до 408) есть еще одно, теперь уже забываемое, средство для зимнего пуска двигателя при разрядившейся батарее – заводная ручка, которая после значительных трудов могла дать положительный результат.

Целесообразно моторный отсек и сам аккумулятор утеплять негорючими теплоизоляционными материалами. Раньше существовала практика, когда некоторые водители укутывали батареи тёплыми одеялами или ватниками. Однако малейшая искра может вызвать пожар, поэтому такой способ утепления строго не рекомендуется.

Отметим особо, что в условиях Крайнего Севера в холодные месяцы двигатели автотранспорта вообще не выключают, т.е. на стоянке их гоняют на холостом ходу. В этом случае машины постоянно работоспособны, поскольку находятся в разогретом состоянии, а их аккумуляторы непрерывно подзаряжаются.

Наглядное представление о том, как осуществлять уход за аккумулятором в зимнее время, показано на видео ниже.

Зарядные устройства

В простейшем случае для подзарядки аккумулятора используют выпрямитель постоянного тока. Однако, как правило, в этом случае контроль заряда не осуществляется. Это может привести к нарушению порядка ухода за аккумуляторной батареей. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться специальными зарядными устройствами, которые подразделяются на зарядно-предпусковые и зарядно-пусковые. И те, и другие оснащены индикацией уровня зарядки и подключаются к электросети.

Зарядно-предпусковые устройства предназначены исключительно для подзарядки аккумуляторов, выполняемой под автоматическим контролем с целью избежать перезарядки батареи. В этом случае процесс осуществляется при малых значениях тока и может занимать 10-12 часов.

Зарядно-пусковые устройства работают в импульсном режиме и используются с целью запуска автомобиля с разряженным аккумулятором. Они могут обеспечивать кратковременный импульс тока свыше 100 ампер.

Указанные устройства могут обеспечиваться системой защиты, предупреждающей неправильное подключение к клеммам аккумулятора, способное вызвать короткое замыкание и разрушение батареи.

Автомобильный аккумулятор (АКБ – автомобильная аккумуляторная кислотная батарея) – аккумулятор электрического типа для автомобильного транспорта. Используется как дополнительный элемент подачи электричества при запускании двигателя.

Чаще всего состоит из шести батарей с 2-х вольтовыми элементами, что на выходе дает 12 вольт. Для чего нужен аккумулятор:
➡ усиливает работу генератора, если ему не хватает мощности;
➡ заводит двигатель;
➡ при неработающем двигателе заряжает телефон и позволяет работать сигнализации.

Порядок ухода за аккумулятором

Существуют такие виды аккумуляторов:

  • ➡ пригодные к ремонту – в них отсутствует верхняя крышка, для возможности заменить пластины секции покрыты смолой, почти не производятся;
  • ➡ малообслуживаемые – возможность контролировать и корректировать уровень электролита;
  • ➡ необслуживаемые – заряжаются и заливаются на заводе, нет возможности доступа к сердцевине, при стабильной работе оборудования не нужно доливать дистиллированную воду.


Уход за аккумуляторным устройством несложен. Требуется постоянно проверять уровень электролита. Это смесь концентрированной серной кислоты с дистиллированной водой. В работающем аккумуляторе электролит прозрачный. Мутность ему придают посторонние примеси. Это может быть вода из-под крана с повышенным содержанием железа или хлора. Помутневший электролит говорит о замене аккумулятора.

Пониженный уровень электролита говорит об избыточной зарядке, это чаще всего указывает на повреждение генератора. В теплую погоду аккумулятор еще сможет прослужить какое-то время, но с похолоданием он быстро выйдет из строя.

Клеммы необходимо содержать в чистоте, хорошо затянутыми.

Не меньше двух раз в течение года рекомендуется полная подзарядка батареи специальным зарядным устройством.

Никогда не следует производить замену аккумулятора при включенном двигателе.

Зимний период характеризуется повышенной эксплуатацией аккумуляторных устройств из-за большего использования габаритных огней, постоянно включенных фар, подогрева салона авто. Зимой можно испортить аккумулятор, прокручивая мотор более 15 минут, пластины батареи могут оплыть, при этом идет потеря энергоемкости и ухудшается функционирование.

Чтобы зимой работоспособность была на высоте нужно:
➡ почистить клеммы от различных окисей;
➡ протереть перед хранением от летних загрязнений, с особым вниманием нужно отнестись к системам вентиляции и корпусу;
➡ не следует очень сильно затягивать болты;
➡ зарядить до нормы, указанной производителем, если самостоятельно это не получается, то лучше обратиться за помощью к специалистам.

При хранении зимой можно отключить одну из клемм, тогда он медленнее разряжается. Нельзя оставлять на сильном морозе.

Порядок зарядки автомобильного аккумулятора

Сначала аккумуляторное устройство нужно очистить от загрязнений, содовым раствором следует удалить с поверхности остатки кислоты. Попадая на кислоту, сода начинает пениться. При наличии в аккумуляторе пробок, в которые заливается вода, их нужно выкрутить, чтобы газы, которые образовываются при зарядке не скапливались. Проверить уровень электролита, при необходимости следует довести до оптимального с помощью дистиллированной воды.

Теперь подключается зарядное устройство, устанавливается зарядный ток и включается в источник питания.
По теории аккумулятор заряжают током, до емкости абсолютной зарядки. На 50 А/ч можно установить 25 А и постепенно уменьшать почти до нуля при полной зарядке. Это позволяет за несколько часов произвести максимальную зарядку аккумулятора.

Если достаточное количество времени для подзарядки, то чтобы избавиться от отрицательного воздействия сульфатации, можно поставить минимальный ток.

Аккумулятор зарядился на 100 %, если при неизменном токе больше 60 минут не увеличивается напряжение в клеммах.

Нельзя заряжать аккумуляторную батарею, если она долго пребывала на морозе и электролит стал льдом (замерзает при минус 10⁰). В этом случае надо перенести в теплое здание и подождать, когда электролит растает.

Следуя этим советам возможно продлить срок эксплуатации аккумулятора для автомобиля.