Как проверить радиатор печки на засоренность

0
2700

Содержание

Неисправность радиатора отопителя может стать достаточно неприятным сюрпризом для водителя автомобиля, особенно в зимнее время. И дело здесь не столько в комфорте, сколько в безопасности. Обмерзшие стекла снаружи можно очистить, но избавиться от запотевания и изморози на их внутренней поверхности без теплого воздуха вряд ли получится. А езда с ограниченным обзором – занятие довольно рискованное.

Одной из частых причин, по которым теплый воздух или вообще не поступает, или слабо поступает в салон, является засорение радиатора отопителя. Это явление знакомо большинству наших автолюбителей, поэтому они и научились с ним бороться.

В этой статье мы поговорим о том, как и чем промыть радиатор печки, не снимая его с автомобиля, и с демонтажем, а также рассмотрим, какие средства для этого можно использовать.

Как понять, что причина именно в радиаторе

Диагностировать непроходимость отопителя несложно, особенно если вы уверены в том, что водяной насос (помпа) работает исправно, и охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует в системе в нормальном режиме. Прогрейте двигатель автомобиля до рабочей температуры, откройте кран печки и потрогайте рукой входной и выходной патрубки радиатора. Если разница в их температуре ощутимая, значит, ОЖ не поступает в отопитель или поступает не в полном объеме.

Далее нужно убедиться, что проблема не в кране радиатора, так как он тоже часто выходит из строя. Но если краник не течет и нормально закрывается-открывается, скорее всего, он исправен, а проблема именно в отопителе.

При диагностировании непроходимости радиатора печки проще всего обратиться на станцию технического обслуживания, рассказать специалистам о беде, и они сами все устранят. Это намного проще, чем промыть радиатор печки самому, но дороже и дольше. Стоит ли тратиться, если подобную проблему можно решить самостоятельно, потратив на это тридцать минут и несколько десятков рублей? Для этого, конечно, необходимо знать, как делается чистка и промывка печки автомобиля в домашних условиях. Но сначала разберемся в причинах неисправности.

Почему забивается радиатор

Непроходимость радиатора отопителя обусловлена наслоением на внутренней поверхности его трубок накипи и грязи. Причиной этому может быть:

  • длительная эксплуатация без профилактики;
  • применение некачественных охлаждающих жидкостей;
  • несвоевременная замена ОЖ;
  • использование в качестве ОЖ воды, особенно с большим содержанием солей;
  • попадание в систему масла, топлива, грязи.

В чем суть чистки радиатора печки

Процесс чистки отопителя может осуществляться двумя методами: промывка радиатора печки со снятием и без снятия его с автомобиля. В обоих случаях процедура заключается в том, чтобы залить в него химически активное вещество, способное растворить накипь, а потом, желательно под напором, промыть его, выгнав, таким образом, всю растворившуюся грязь. Рассмотрим оба варианта.

Чем промыть радиатор печки, не снимая его

Чистка отопителя без его демонтажа может выполняться как при помощи специальных составов для очистки системы охлаждения, так и подручными средствами, которые можно найти у себя на кухне. Причем последние в некоторых случаях действуют более эффективно по сравнению с профессиональными жидкостями.

Чем промыть радиатор печки, не снимая его с автомобиля? Практика показывает, что из подручных средств лучше всего справляются с этой задачей следующие:

  • горячий раствор лимонной кислоты;
  • раствор каустической соды;
  • различные порошки и жидкости для прочистки канализационных труб типа «Комет», «Тирет», «Крот» и др.;
  • молочная сыворотка;
  • напитки «Кока-кола», «Фанта», «Спрайт».

Выбирая, чем промыть радиатор печки, не снимая его, предпочтение, конечно, лучше отдать профессиональным средствам. Но если таковых не нашлось, используйте бытовые. Но здесь также нужно учитывать некоторые нюансы.

Какой отопитель чем промывать

В автомобилях применяются радиаторы, изготовленные из медно-латунного сплава, и алюминиевые. Эти металлы по-разному реагируют на кислоту и щелочь. Запомните: алюминиевый радиатор нельзя промывать щелочными растворами, а медные – кислотными. Если ошибиться, можно существенно усугубить ситуацию. Поэтому, перед тем как промыть печку на автомобиле, необходимо узнать, из какого материала он изготовлен.

Универсальными средствами могут быть напитки типа «Кока-колы» и молочная сыворотка. Первое действует более жестко и способно растворить все что угодно, а второе, наоборот, оказывает мягкое воздействие на металл, но эффективность его от этого не снижается.

Чем промыть радиатор печки, снятый с автомобиля

Если вы все же решили снять отопитель для чистки, то лучшим способом его восстановления будет промывка под струей воды, например, в ванной. Но для начала желательно хотя бы на час залить внутрь него какую-нибудь активную жидкость, соответствующую его материалу. Для этого один из патрубков следует чем-нибудь заткнуть, а во второй заливать раствор, пока радиатор не заполнится. По истечении часа-двух жидкость сливаем, а отопитель тщательно промываем, направив в один из его патрубков струю воды. Когда с другого патрубка начнет вытекать чистая вода, процедуру можно завершать.

Способ чистки отопителя с его демонтажем выгоден тем, что дает возможность очистить его еще и снаружи, в то время как промыть радиатор печки, не снимая его, можно только изнутри. Очень часто его ламели оказываются настолько загрязненными, что свободная циркуляция воздуха между ними существенно ухудшается. Это может привести к нарушению теплообмена и перегреву системы.

Как можно промыть печку, не снимая радиатор

Теперь разберемся, как очистить отопитель без демонтажа. Для этого нам потребуется крестовая отвертка, жидкость для промывания, два шланга диаметром, подходящим под патрубки радиатора, чистое ведро и лейка.

Охлаждающую жидкость можно слить с системы, а можно и не сливать. Во втором случае потребуется еще и ОЖ для долива, так как во время процесса, в любом случае, без потерь не обойтись. Рассмотрим вариант без слива охлаждающей жидкости.

Для начала перекрываем кран отопителя. В моторном отсеке автомобиля находим входной и выходной патрубки радиатора. Отверткой отпускаем винт на хомуте, прижимающий шланг ко входному патрубку. Отсоединяем шланг и сразу затыкаем его или перегибаем. То же проделываем и со вторым патрубком, только на него сразу надеваем другой шланг, подготовленный заранее. Выводим его под днище автомобиля и опускаем в чистую емкость. Открыв кран отопителя, сливаем охлаждающую жидкость. Когда она сбежит, перегибаем выходной шланг.

Ко входному патрубку подсоединяем шланг с лейкой и начинаем заливать в радиатор активный раствор. Когда отопитель заполнится, даем ему откиснуть час-два. Далее сливаем раствор, а в лейку заливаем чистящую жидкость таким образом, чтобы промыть радиатор. Для этого может потребоваться 5-10 литров раствора. После завершения промывки проливаем все чистой водой.

Для определения проходимости отопителя можно подуть в шланг и, ориентируясь на сопротивление воздушному потоку, определить его состояние. При необходимости процедуру промывки можно повторить.

По окончании чистки производим монтаж шлангов к радиатору. Доливаем охлаждающую жидкость в систему до необходимого уровня.

Обогрев в машине не прихоть, а одна из функций обеспечивающая комфортную и безопасную езду. Если образовавшийся на стеклах иней уменьшает обзор, то недолго угодить и в аварийную ситуацию.

Как всегда, в нашей стране, морозная пора приходит неожиданно. Если в очередной поездке, нажав на кнопку включения обогрева вместо теплого воздуха, из воздуховода дует холодный, значит наступил момент, когда нужна чистка радиатора печки.

Для эффективности проведения этого процесса нелишним будет понять: как работает система отопления автомобиля, какими способами и средствами можно ее почистить.

Система отопления

Печка и перепускающий кран, интегрированные в систему охлаждения машины, являются основными элементами отопления. Нагрев радиатора печки происходит за счет высокой температуры охлаждающей жидкости двигателя, которая поступает и в теплообменник.

Так что если помпа в порядке, термостат работает, вентилятор печки не перегорел, воздуховоды не забиты, уровень антифриза в норме и в системе охлаждения нет воздушной пробки, то причиной плохого обогрева является загрязнение радиатора печки.

Это происходит оттого, что вся грязь, курсирующая по системе, в итоге оказывается в радиаторе отопителя, постепенно закупоривая его ячейки. Это со временем приводит к уменьшению температуры воздуха, попадающего в салон автомобиля.

Для прочистки теплообменника есть два способа: промывка радиатора печки без снятия с машины и эта же процедура, полностью демонтируя его.

Промывка без демонтажа

Первый и самый легкодоступный способ – промывка радиатора, не прибегая ни к какой разборке системы.

Делаем раствор из лимонной кислоты и дистиллированной воды исходя из пропорции 100 грамм лимонки на весь объем системы охлаждения вашей машины. Сливаем старый антифриз и заливаем раствор. Далее ездим на нем 5–6 дней. После этого срока сливаем жидкость, вместе с которой выйдет вся растворенная грязь и накипь. Заливаем новый антифриз и наслаждаемся теплом в салоне.

Второй способ требует небольшой подготовки и незначительной разборки составляющих отопительной системы автомобиля.

Для этой процедуры понадобятся:

  • Компрессор или водяной насос.
  • Пара шлангов с переходниками. Один конец которых, соответствует диаметру шлангов, выходящих из печки.
  • Хомуты, емкость для промывочной жидкости, фумлента.
  • Средство, которым будет промываться теплообменник.

Средства, которые используются, чтобы прочистить радиатор отопителя стоит осветить подробнее. В подборе таких субстанций, нужно исходить из какого материала, изготовлен теплообменник. Если радиатор алюминиевый, то недопустимо промывать его щелочными растворами, в этом случае подойдут средства с некоторым процентом кислоты в их составе. С промывкой медно-латунного теплообменника все обстоять должно с точностью наоборот.

Для процедуры промывки можно использовать профессиональные средства, такие как специальная жидкость Mannol, или подручные средства.

В выборе подручных жидкостей советы разнятся, для некоторых панацеей стал «Ксилит» или «Антинакипин» для снятия накипи в бытовых кофеварках и чайниках, другие советуют использовать обычную «Кока-колу» или молочную сыворотку, третьи нахваливают «Крот» для прочистки труб.

Но лучше использовать проверенный метод – промывку лимонной кислотой, а если отопитель медный – каустической содой.

Приступаем к процессу промывки

Для начала, подняв капот, находим два шланга обеспечивающие подвод и отвод жидкости к печке. После чего:

  • в пластинах радиатора.Отсоединив эти шланги, наращиваем их, закрепив места стыков хомутами и для герметичности обмотав их фумлентой.

  • Включив компрессор, выдуваем старый тосол из теплообменника.
  • Заливаем разбавленной лимонной кислотой или другой выбранной очищающей жидкостью радиатор, даем ей время, до получаса, растворить грязь и отложения. В порядком запущенных случаях допускается это время увеличить до нескольких часов. Некоторые советуют, перед тем как залить, для большего эффекта нагреть раствор до рабочей температуры тосола, а в случае использования «Кока-колы», вообще, ее вскипятить.

  • Слить по прошествии выбранного отрезка времени жидкость в подготовленную емкость.
  • Повторять эту процедуру нужно до момента, когда из сливного шланга не пойдет, чистая жидкость.
  • Подсоединив насос к одному из шлангов промыть печку под давлением чистой водой.
  • Подсоединив шланги обратно, и долив тосол, нужно устранить завоздушивание системы.

Как дополнительный способ воздействия на внутренние загрязнения некоторые специалисты предлагают, подсоединив насос к одному из шлангов и опустив его в ведро, выполняющее функцию емкости для слива жидкости, погонять очищающий раствор внутри печки в разных направлениях. Для того чтобы равномерно продавить все проходы в пластинах радиатора.

В любом случае оба способа промывки без демонтажа способны очистить систему только изнутри.

Если это не помогает и из воздуховода продолжает идти холодный воздух придется демонтировать отопитель.

Промывка с демонтажем

Полный демонтаж теплообменника дело хлопотное и трудоемкое, но такой способ дает возможность его почистить не только изнутри, но и снаружи. Также такой метод лучше тем, что можно провести диагностику на случай протечек, которые можно устранить аргонной сваркой.

Если все же решились на демонтаж, то для получения доступа к печке придется отвинчивать приборную панель.

Такая разборка аналогична той, что требуется выполнить для снятия испарителя при чистке кондиционера.

После снятия торпеды нужно:

  • Отсоединить патрубки, подходящие к блоку отопления. В некоторых марках машин в блоке отопления находиться испаритель системы кондиционирования, из чего вытекает, что для демонтажа печки придется отсоединять и эти патрубки.
  • Аккуратно открутить блок отопления и достать его из салона.

Промывка радиатора печки таким способом облегчается в несколько раз, ведь ее можно выполнить в домашних условиях, под горячей проточной водой. Да и в случае если химические ингредиенты не помогли, то можно распаяв теплообменник почистить его вручную с помощью ершика или аналогичных подручных средств в виде дрели с длинным сверлом.

Нелишние советы

Проведя очистку теплообменника, не поленитесь заменить подводные шланги и поставить новые хомуты. Ведь станет очень обидно, когда по прошествии нескольких дней в салоне опять будет холодно, а всему виной окажется небольшая дырочка в шланге или ослабившийся хомут приведшие к попаданию воздуха в радиатор печки.

Периодически прочищайте воздуховоды от листвы и грязи, которые могут снизить эффективность обогрева.

Используйте качественную охлаждающую жидкость, чтобы не допустить повторного загрязнения отопителя примесями, находящимися в низкокачественном антифризе.

Периодически включайте вентилятор на максимальные обороты, для продувки внешних ребер радиатора.

  • Проверяем радиатор в домашних условиях
  • 1. Способы проверки радиатора.
  • 2. Что нужно, чтобы проверить радиатор?
  • 3. Процесс проверки радиатора, когда еще не появились течи.

Радиатор двигателя автомобиля, радиатор отопительной системы – это устройства, которые предназначены для выполнения абсолютно противоположных функций. Однако по своей конструкции они практически идентичны (правда, могут быть представлены в разных размерах). Поломка радиатора – это очень неприятная вещь. Дело в том, что правильно и вовремя определить наличие течи очень сложно, при этом на работоспособности других элементов и систем подобная неисправность начнет проявляться сразу же.

В таком случае необходимо осуществить визуальный осмотр радиатора и попытаться найти места утечки или хотя бы потеки, свидетельствующие о наличии таковых. Что делать дальше в случае наличия неисправностей – читайте в нашей статье.

1. Способы проверки радиатора.

Как проверить радиатор и найти на нем место течи, если у нас практически нет доступа к нему? Конечно же, снять прибор с автомобиля и тогда уже разбираться с имеющимися изъянами. Наверняка вы неоднократно слышали, что ремонт радиатора, который дал течь, можно осуществлять не совсем традиционным способом пайки. В последнее время появились различные чудо-препараты, при помощи которых якобы можно полностью ликвидировать течь в радиаторе. Да, определенная польза от подобных препаратов конечно есть:

— во-первых, вам не приходится снимать прибор и тратить время на поиск течи, а потом на ее устранение;

— во-вторых – они действительно показывают определенный результат, поскольку закупоривают течь;

— в-третьих – стоят они значительно дешевле, нежели услуги специалистов СТО.

Но опытные автомеханики советуют вообще не прибегать к подобным экспериментам со своим автомобилем, а пойти проверенным путем – снять радиатор и устранить течь. Для того чтобы снять прибор, необходимо выполнить следующие действия:

— из всей системы охлаждения двигателя необходимо слить охлаждающую жидкость. Чтобы это сделать, надо открутить сливную трубку, которая в большинстве случае находится внизу прибора;

— открутить хомуты на патрубках;

— снять крепежные винты, при помощи которых радиатор крепится на автомобиле.

После того как радиатор будет снят, необходимо заняться поиском течи. Для этого можно использовать очень примитивное приспособление, изготовленное собственными руками. Для этого вам понадобится старая камера от автомобильного колеса, точнее, та ее часть, на которой установлен штуцер для подкачки колеса при помощи насоса. Именно кружочек резины с этим штуцером вам и понадобится для проверки. Диаметр кружочка должен быть таким, чтобы он был способен перекрыть примерно 0,5 — 1см заливной горловины прибора.

После этого необходимо закупорить оба патрубка радиатора при помощи пробок (можно использовать как резиновые, так и деревянные). Не стоит забывать и о штуцере шланга расширительного бачка, который также необходимо обязательно закупорить. После этого можно приступать к непосредственному процессу проверки. Но способы проверки радиатора могут быть разными:

1. Первый из них заключается в том, что в радиатор необходимо залить воду. После этого на штуцер, расположенный на куске резины, необходимо надеть шланг насоса. Для непосредственного осуществления проверки этот кружочек резины необходимо очень плотно прижать к горловине прибора. Здесь вам понадобится помощь еще одного человека, поскольку пока один держит резину на горловине, второй должен создавать в радиаторе давление при помощи насоса. Для получения результата будет достаточно даже 1 бар давления, после чего вы сразу сможете увидеть, где течь – через нее начнет выливаться вода.

Для удобства и возможности самостоятельно осуществлять подобную процедуру, можно изготовить специальное приспособление, вмонтировав в новую крышку радиатора штуцер. Благодаря этому не нужно будет затрачивать усилия на то, чтобы крепко удерживать резину, поскольку крышку просто можно будет закрутить.

2. Для второго способа вам понадобится большая емкость с водой. В идеале это должна быть ванна, так как размеры радиатора двигателя достаточно большие. Если же вам нужно проверить радиатор печки – вам хватит и тазика. Как бы там ни было, но заливать воду в сам радиатор не придется, хотя опять же нужно будет закупорить оба патрубка прибора. Снова используем резиновый кружок и подключаем к нему либо насос, либо компрессор.

Погружаем наш радиатор в воду и начинаем нагнетать давление (примерно такое же, как и в предыдущем методе). Естественно, если на радиаторе есть щель – через нее будут выходить излишки воздуха в виде пузырей. Достаем радиатор из воды и помечаем проблемное место.

3. Третий способ немного проще, однако он может использоваться лишь в том случае, если вы хотя бы примерно знаете, в каком районе находится протечка. Опять же используем устройство для нагнетания внутрь радиатора воздуха и параллельно смазываем «подозреваемую» область при помощи мыльного раствора. Естественно, если воздух начнет выходить через трещину, он будет образовывать мыльные пузыри. Отмечаем это место, и можно приступать к ремонту.

Немного сложнее будут обстоять дела с радиатором печки, поскольку в нем нет горловины для заливания жидкости. В таком случае, кружок из резины придется прижимать к одному из его патрубков, не забыв плотно закупорить второй. К данному типу радиатора в качестве закупоривающей пробки подойдет даже пробка от бутылки шампанского (если есть необходимость, то ее можно немного подточить при помощи наждака).

Как это ни странно, но на некоторых моделях автомобилей даже радиатор двигателя лишен заливной горловины. Способы проверки радиатора в этом случае также будет немного отличаться – придется идти тем же путем, что и с радиатором отопления.

2. Что нужно, чтобы проверить радиатор?

Из вышеприведенного описания методов проверки радиатора вы уже успели ознакомиться с самодельным приспособлением, благодаря которому можно быстро и легко отыскать место течи. Однако сегодня уже существует специальное оборудование, которое позволяет это сделать еще проще.

Речь идет о специальном моющем оборудовании для радиаторов, которое, кроме функции промывки, обладает также возможностью определения теплоотдачи прибора и его герметичности (то есть, определить наличие течи и ее месторасположение). Конструкция данного устройства состоит из следующих элементов:

1. Камеры испытаний, в которую помещается прибор для диагностики или для промывки.

2. Трубчатый электронагреватель (ТЭН).

3. Резервуар.

4. Насос (циркуляционный).

5. Компрессор.

6. Трубопроводы с фильтрами.

7. Зажим, который позволяет устанавливать радиатор любого размера.

8. Четырехпозиционный распределитель (на ручном управлении).

9. Кран для спуска воды.

Для того чтобы осуществить проверку герметичности радиатора при помощи данного устройства, прибор закрепляется зажимом и помещается в камеру испытаний. После этого с помощью специальной кнопки включается особая программа проверки герметичности, а распределитель перемещается в положение закрытия гидролинии и одновременного открытия пневмолинии. После того как устройство продует радиатор сжатым воздухом, необходимо полностью заглушить выпускной патрубок.

А вот на впускной патрубок от компрессора необходимо подать давление и наполнить камеру испытаний водой (для чего нужно переместить распределитель в соответствующее положение). Когда камера будет наполнена, при помощи того же распределителя закрываем все линии, что позволит зафиксировать стабильно высокое давление в радиаторе.

Проверку на наличие утечки и место пробоины необходимо осуществлять визуально, так же, как мы это делали в описании второго метода проверки радиатора. Однако преимущество специального устройства заключается в том, что благодаря датчику давления мы можем определить, насколько интенсивно падает давление внутри прибора. В свою очередь, это даст нам возможность оценить серьезность и размеры пробоины в радиаторе.

Как вы сами могли убедиться, существенного преимущества такого оборудования перед проверкой радиатора подручными средствами нет. Единственное, что можно сказать в его пользу, это то, что параллельно с проверкой вы можете сразу же промыть прибор, после чего уже можно будет приступать к ремонту.

3. Процесс проверки радиатора, когда еще не появились течи.

Течь радиатора – это не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться автовладельцам. По этой причине, процесс проверки радиатора может быть более растянутым во времени и включать в себя разные этапы и процедуры.

Стоит отметить, что поверхностную проверку радиатора необходимо проводить как можно чаще. Благодаря этому вы сможете отмечать и устранять даже самые незначительные факторы, которые в будущем могут стать причиной поломки данного прибора. Такую поверхностную проверку необходимо осуществлять следующим образом:

1. Дотроньтесь рукой к радиатору в его верхней части. Если он теплый, но при этом его нижний шланг остается холодным – скорее всего, произошло засорение прибора. Подобная ситуация, несмотря на свою простоту, является очень опасной для автомобильного двигателя, так как может стать причиной его перегрева. Чтобы не допустить подобного, радиатор необходимо обязательно промыть.

2. Визуально осмотрите радиатор на наличие на его поверхности подтеков белого цвета или красных пятен от ржавчины. Как мы уже говорили выше – все это является свидетельством наличия пробоин или трещин и требует обязательного ремонта прибора. Продолжать дальнейшую эксплуатацию радиатора с пробоиной нельзя, так как одновременно со снижением уровня жидкости в нем, будет снижаться эффективность его работы.

3. Убедитесь, что на лицевой части прибора нет мусора. Если он забился в сотах – эффективность функционирования радиатора будет понижаться. В таком случае соты радиатора необходимо промыть мощным напором воды, помогая избавляться от загрязнений при помощи щетки. Чтобы предотвратить такие интенсивные загрязнения в будущем, рекомендуется устанавливать перед радиатором защитную решетку (но ее также придется время от времени чистить).

В том случае, если во время визуального осмотра корпуса прибора вы заметили на нем вмятины или дефекты другого рода – его можно считать непригодным. Заменяем такой радиатор новым. Если же были отмечены незначительные повреждения на пластинах, при помощи которых крепится радиатор, восстановить их целостность можно при помощи обычной электросварки. Если же повреждены трубки радиатора, и вы нашли, где именно находится пробоина, – лучше всего запаять их в автосервисе, поскольку в домашних условиях вы можете еще больше повредить данный прибор.

Стоит также отметить, что если на месте утечек появился налет белого цвета или же зеленоватые отложения в области термовыключателя прибора, значит, трубки алюминиевого радиатора засорились. В таком случае, необходимо не только промыть радиатор, но и осуществить проверку соединений между электрическими устройствами системы охлаждения двигателя. К слову, если на вашем автомобиле установлен алюминиевый радиатор – ни в коем случае не используйте обычную воду в качестве охлаждающей жидкости. Вода может спровоцировать появление очагов коррозии на трубках прибора. В том же случае, если трубки поломались – радиатор подлежит немедленной замене.

На этом процесс проверки радиатора можно считать оконченным. После выявления неисправностей необходимо срочно отправить радиатор в ремонт или же заменить его на новый. Согласитесь, лучше потратиться один раз на незначительный ремонт, чем потом менять двигатель, сгоревший от перегрева.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.