Как проверить целостность прокладки гбц

0
1048

Содержание

Одна из основных частей любого двигателя – это блок цилиндров. Пробой его головки грозит капитальным ремонтом силового агрегата. Причем признаки пробитой прокладки ГБЦ («Калина» не исключение) могут возникать уже спустя 100 тысяч километров пробега. Ездить с этой неисправностью категорически нельзя. Но как определить данную поломку? Сегодня мы узнаем, что делать, если пробило прокладку ГБЦ, какие признаки и причины данного явления.

Почему так случается?

Есть несколько наиболее частых причин, по которым возникает данная неисправность. Первая – это перегрев силового агрегата. Часто такое случается из-за некачественного антифриза. Водитель просто не успевает уследить за ростом температуры, как следствие – возникает перегрев. Также нельзя ездить на старом тосоле. Такая охлаждающая жидкость должна меняться раз в 2 года. Со временем она теряет свои свойства, выпадает в осадок и ухудшается теплообмен.

Какие прокладки подвержены пробою?

На данный момент существует несколько типов прокладок:

Косвенные признаки

Первое, на что следует обратить внимание, – это поведение машины на ходу. Если она стала менее динамичной или повысился расход топлива, знайте, это признаки пробитой прокладки ГБЦ. При данной неисправности охлаждающая жидкость начинает попадать в камеру сгорания. Самого тосола в расширительном бачке становится меньше. Посмотрите его остаток.

Пена на щупе

Проверьте уровень остатка масла в двигателе. Если на щупе имеются характерные пузырьки, как на фото, это свидетельствует о неисправности в двигателе.

Выхлоп

Как еще определить, что пробита прокладка ГБЦ ВАЗ-2115? Признаки неисправности – наличие белого дыма из глушителя при работающем двигателе. По мере прогревания мотора он не пропадает. Это свидетельствует о наличии конденсата в газах.

Масло в расширительном бачке

Поскольку при такой неисправности смешиваются обе жидкости, не исключено, что масло попадет в расширительный бачок. Сам по себе тосол – маслянистый. Но если внутри бачка есть характерные пятна машинного масла, это признаки пробитой прокладки ГБЦ. Иногда эта жижа пузырится, если двигатель заведен. Это значит, что в расширительный бак попало не только масло, но и выхлопные газы. Нужно срочно искать место, откуда произошло смешивание.

Место крепления прокладки

В некоторых случаях в месте соединения головки с блоком вырываются газы из камеры сгорания наружу. Также отсюда течет масло. Но это уже из-за неправильной затяжки болтов. Если ранее этот узел ремонтировался, спросите у мастеров, с каким моментом они затягивали болты. Для каждого автомобиля есть своя норма. Если они затягивали «на глаз», вскоре будет пробита прокладка ГБЦ. Признаки (ВАЗ-2114 в том числе) – сильная течь масла в месте соединения обеих узлов двигателя. Затягиваются болты на блоке при помощи динамометрического ключа. В конце статьи мы расскажем, с каким моментом нужно закручивать головку блока.

Компрессометр в помощь

Явные признаки пробитой прокладки ГБЦ – снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах. Если в первом цилиндре данный показатель составляет 10 (на дизельных моторах эта цифра в 2-2,5 раза выше), а на втором — всего 6, значит имеется пробой внутри. При этом масло не будет вытекать наружу через зазоры.

О стоимости

Цена новой прокладки составляет от 500 до 3 тысяч рублей в зависимости от страны происхождения автомобиля. Разумеется, для отечественного авто она будет ниже. Купить данную прокладку можно в любом автомобильном магазине городе. Но не стоит экономить и приобретать самую дешевую. Сейчас на рынке много подделок. Внимательно смотрите на качество изделия. Если имеются сомнения, выберите другого производителя. Часто некачественные прокладки прогорают уже через месяц после эксплуатации.

Замена

Если признаки поломки подтвердились после снятия «головы», выполняется замена пробитого элемента. Блок цилиндров – одна из важнейших частей двигателя. Поэтому при покупке прокладки специалисты советуют приобрести комплект новых крепежных болтов. Старые при выкручивании уже не будут соответствовать тем требованиям. Новые болты стоят не более тысячи рублей. Если у вас 16-клапанный мотор и длина элементов не менее 95 миллиметров, можно ограничиться лишь покупкой прокладки. Также для замены понадобится динамометрический ключ. Перед установкой новой прокладки необходимо убедиться в целостности блока цилиндров. Если ему нужна дополнительная шлифовка, приобретается деталь увеличенной толщины. Она должна компенсировать слой снятого металла при шлифовке.

Момент затяжки

После установки детали необходимо закрутить болты при помощи динамометрического ключа. Затяжка производится от центра. Сначала идет нижний, а затем верхний центральный болт. Затяжка делается в четыре приема. Сперва болты закручиваются с усилием в 2 килограмма на сантиметр (для автомобилей ВАЗ-2108-21099). Дальше затягиваются по второму кругу с усилием 8 кгс*м (так же, от центра). После это каждый болт докручивают на 90 градусов. Далее они затягиваются повторно, тоже на 90 градусов.

Результаты замены

После установки новой прокладки необходимо залить все слитые жидкости и проверить исправность работы двигателя. Автомобиль должен работать плавно и устойчиво, без белого дыма из выхлопной. Динамика разгона возобновляется, уменьшается расход топлива. Через некоторое время проверьте щуп и тосол в расширительном бачке. Здесь не должно быть пузырьков и отложений. Если все сделано правильно, деталь служит несколько сотен тысяч километров.

Заключение

Итак, мы выяснили, как своими руками определить пробой прокладки ГБЦ. Данный элемент рассчитан на весь ресурс мотора и не является расходным материалом. Поэтому если не нарушать температурный режим и не заливать низкооктановый бензин, риск попасть на такой ремонт близится к нулю. Кстати, на дизельных грузовых автомобилях устанавливается стальное уплотнительное кольцо (пример – российский «КамАЗ»). Это довольно надежное решение, так как металл соприкасается с металлом. Крепится это кольцо на четырех зажимных болтах. Поэтому пробой прокладки ГБЦ на автомобиле КамАЗ исключён на 99 процентов, чего не сказать про обычные легковые машины, коих на дорогах нашей родины миллионы.

Пробой прокладки ГБЦ приводит к таким неприятным последствиям как перегрев двигателя, плохая работа печки, появление отработанных газов из-под капота автомобиля, возникновении эмульсии в моторном масле, появлении белого дыма из выхлопной трубы и некоторым другим. При появлении перечисленных выше симптомов или одного из них необходимо выполнить проверку прокладки ГБЦ. Для этого существует несколько способов. Далее мы рассмотрим, почему пробивает прокладку ГБЦ, к каким последствиям это приводит, и что делать, если эта неприятность случилась с двигателем вашего автомобиля.

Признаки, что пробило прокладку ГБЦ
Задача прокладки ГБЦ — обеспечение герметичности, и недопущения проникновения газов из цилиндров обратно наверх, в моторный отсек, а также смешивания охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива между собой. В ситуации, когда пробита прокладка ГБЦ, нарушается герметичность блока. Об этом автовладельцу подскажут следующие признаки:

Выход выхлопных газов из-под ГБЦ. Это самый простой и очевидный признак. При прогорании прокладки она начинает пропускать выхлопные газы, которые будут выходить в моторный отсек. Это будет видно визуально, а также ощутимо на слух — из-под капота будут раздаваться громкие звуки, которые не заметить попросту невозможно. Однако, если прогар небольшой, то необходимо обратить внимание на другие признаки.
Прострел между цилиндрами. Внешние признаки будут напоминать те, которые возникают, когда двигатель “троит”. Происходит смешивание топливной смеси из одного цилиндра с выхлопными газами в другом. Как правило, в этом случае бывает трудно запустить двигатель, однако после прогрева он продолжает устойчиво работать. Для определения поломки необходимо провести замер компрессии цилиндров. Если происходит упомянутое смешивание, то значение компрессии в разных цилиндрах будет значительно отличаться.Эмульсия
Эмульсия из-под крышки расширительного бачка

Попадание выхлопных газов в охлаждающую жидкость. В случае, если пробило прокладку ГБЦ, то из корпуса блока цилиндров отработанные газы в небольшом количестве могут попасть в систему охлаждения. В этом случае достаточно открутить крышку радиатора или расширительного бачка. В случае, если газы в большом количестве попадают в систему, бурление будет очень активным. Однако, если газов немного, то для диагностики используют подручные средства — целлофановые пакеты, воздушные шарики, презерватив. Подробно метода диагностики мы коснемся ниже.
Антифриз попадает в один из цилиндров. Как правило, это происходит из-за разрыва прокладки в месте между каналом рубашки охлаждения и непосредственно камерой сгорания. Зачастую при этом происходит появление белого дыма из выхлопной трубы, даже в теплую погоду. А уровень тосола в бачке падает. Чем больше антифриза попадет в цилиндры — тем больше белого пара выйдет из выхлопной трубы.
Утечка масла наружу из-под ГБЦ. Эти факты также могут быть признаками прогара прокладки ГБЦ. То есть, происходит разрыв ее внешней оболочки. В этом случае в районе стыка ГБЦ и БЦ можно увидеть потеки масла. Однако их причины могут быть и в другом.Пена в расширительном бачке
Пена в расширительном бачке

Значительный и быстрый рост температуры двигателя. Такое явление происходит по причине того, что горячие выхлопные газы попадают в систему охлаждения, вследствие она не справляется со своими задачами. В этом случае кроме замены прокладки также необходимо выполнить промывку системы охлаждения. Как это сделать и с помощью каких средств вы можете почитать отдельно.
Смешивание масла и антифриза. В данном случае охлаждающая жидкость может попасть в моторный отсек и смешаться с маслом. Это очень пагубно влияет на двигатель, поскольку свойства масла теряются, и двигатель вынужден работать в неподходящих условиях, что приводит к его значительному износу. Диагностировать эту неисправность можно по наличию маслянистых пятен в расширительном бачке охлаждающей системы. Для этого нужно открыть пробку маслозаливной горловины и посмотреть на внутреннюю поверхность крышки. Если на ее поверхности есть эмульсия (ее еще называют “сметаной”, “майонезом” и так далее) рыжеватого цвета — значит, антифриз смешался с маслом. Особенно это актуально в случае, когда машина стоит не в теплом гараже, а зимой на улице. Аналогично нужно смотреть за наличием упомянутой эмульсии на щупе проверки уровня масла.Мокрые свечи зажигания
Мокрые свечи

Плохая работа печки. Дело в том, что при прогорании прокладки ГБЦ появляются выхлопные газы в “рубашке” охлаждения. Как следствие — завоздушивается теплообменник отопителя, и соответственно, снижается эффективность его работы. Зачастую при этом температура охлаждающей жидкости резко скачет.
Рост давления в патрубках радиатора. В случае разгерметизации прокладки выхлопные газы будут попадать в систему охлаждения через патрубки. Соответственно, они станут на ощупь очень твердыми, это можно проверить просто рукой.
Появление значительного нагара на свечах. Кроме этого, они могут быть в буквальном смысле мокрыми вследствие появления в цилиндрах антифриза или влаги.

А явным признаком перегрева двигателя является наличие конденсата на его поверхности. Это также является косвенным признаком прогара прокладки ГБЦ или трещины в блоке цилиндров. В первую очередь необходимо провести компьютерную диагностику двигателя. Наличие ошибок укажет направление и возможные дополнительные неисправности. Как правило, эти ошибки связаны с проблемами в системе зажигания.

Антифриз в цилиндре

Остановимся еще раз на смешивании антифриза и масла. Как упоминалось выше, в результате их смешивания образуется эмульсия желтоватого (чаще всего) цвета. Если она появилась, то одной заменой прокладки ГБЦ ремонт не обойдется. Обязательно нужно промыть систему от этого состава. В том числе поддон и масляные каналы. А этом может обойтись вам в дополнительные затраты, подчас сопоставимые с капитальным ремонтом двигателя.

Мы разобрались с симптомами, возникающими при пробитии прокладки ГБЦ. Далее перейдем к рассмотрению причин, почему же может произойти ее прогорание.

Почему пробивает прокладку ГБЦ
В большинстве случаев причиной, по которой возникают проблемы с прокладкой ГБЦ, является банальный перегрев. Из-за него крышку блока может “повести”, и нарушится плоскость, по которой прокладка прилегает к двум соприкасающимся поверхностям. Как следствие, возникает разгерметизация внутренней полости со всеми вытекающими последствиями. Изменяют свою геометрию, в основном, алюминиевые головки. Чугунные таким неисправностям не подвержены, они скорее дадут трещину, чем искривятся, да и то в самых крайних случаях.

Схема протяжки болтов ГБЦ
Схема протяжки болтов ГБЦ на ВАЗах «классике»

Также из-за перегрева прокладка может накалиться до таких температур, при которых она изменит свою геометрию. Естественно, в этом случае также произойдет разгерметизация. Особенно это актуально для железо-асбестовых прокладок.

Еще одна причина — нарушение момента затяжки болтов. Пагубное влияние оказывает как очень большое, так и малое значение момента. В первом случае прокладка может разрушиться, особенно если она выполнена из некачественных материалов. А во втором — пропускать выхлопные газы наружу, не препятствуя им. При этом газы вместе с атмосферным воздухом будут пагубно влиять на материал прокладки, постепенно выводя ее из строя. В идеале болты необходимо закручивать с помощью динамометра, показывающего значение момента, кроме этого, соблюдать при этом последовательность их закручивания. Справочную информацию об этом можно найти в мануале.

Как правило, последовательность затяжки заключается в том, что сначала закручивают центральные болты, а после этого остальные по диагонали. При этом закручивание происходит поэтапно. В частности, в автомобилях ВАЗ “классических” моделей шаг момента составляет 3 кгс. То есть, все болты в указанной последовательности затягиваются на 3 кгс, после этого дотягиваются до 6 кгс, и до 9…10 кгс.

По статистике, в около 80% случаев, когда прокладка выходила из строя причиной этому служили неправильные моменты затяжки или несоблюдение ее последовательности (схемы).
И самая очевидная причина — низкое качество материала, из которого сделана прокладка. Тут все просто. Старайтесь покупать изделия в проверенных магазинах. При выборе необходимо руководствоваться правилом “золотой середины”. Прокладка, конечно же, стоит недорого, поэтому не стоит переплачивать, как и покупать откровенно дешевый мусор. Главное, чтобы вы были уверены в магазине, где совершаете покупку.

Также не исключено что прокладка головки блока прогорела попросту от износа материала, ведь у всего есть свой строк службы.

Также иногда причинами в работе прокладки бывают проблемы с нарушением процесса сгорания топлива (детонация, калильное зажигание). Из-за перегрева очень страдает головка блока цилиндров. В ней могут появиться трещины, которые также приведут к разгерметизации описанных систем. Головка, как правило, сделана из алюминия. А в процессе нагрева он расширяется быстрее, чем стальные болты. Поэтому головка начинает значительно давить на прокладку, а та испытывает перегрузки. Это и приводит к отвердеванию материалов прокладки, что в свою очередь вызывает разгерметизацию.

Часто когда прокладка выходит из строя, она прогорает по окантовке или между цилиндрами. В этом случае нередко возникает эрозия поверхности блока цилиндров и самой окантовки вблизи повреждения. Изменение цвета материала прокладки возле окантовки также может свидетельствовать о высокой температуре в камере сгорания. Для устранения неисправности часто достаточно установить правильный угол зажигания.

Для водителя важно понимать различие между понятиями «пробой» и «прогар» прокладки. Пробой в данном случае подразумевает существенное повреждение поверхности прокладки или отдельных ее элементов. В данном же случае (а чаще всего так и происходит) водитель сталкивается с прогаром. То есть, возникают незначительные повреждения, которые порой даже тяжело найти на прокладке. Однако именно они становятся причиной перечисленных выше неприятных ситуаций.

Как узнать что пробита прокладка ГБЦ
Понять, пробита ли прокладка ГБЦ, можно, воспользовавшись одним из нескольких методов. В данном случае диагностика несложная, и по плечу любому, даже начинающему и неопытному водителю.

Для проверки целостности прокладки необходимо выполнить одно из следующих действий:

При запущенном двигателе визуально осмотреть, не идет ли дым из щели между ГБЦ и БЦ. Также послушать, не доносятся ли оттуда громкие звенящие звуки, которых до этого не было.
Осмотреть поверхности крышек радиатора и расширительного бачка системы охлаждения, а также горловины для заливки масла в двигатель. Для этого их нужно просто открутить и визуально осмотреть. В случае, если антифриз попал в двигатель, то на крышке масляной горловины будет эмульсия рыжеватого цвета. Если же масло попало в антифриз, то на крышках радиатора или расширительного бачка будут маслянистые отложения.Белый дым из глушителя
Белый дым из выхлопной трубы

Убедиться, что из выхлопной трубы не идет белый дым (на самом деле это пар). Если он есть — значит, велика вероятность прогара прокладки. Особенно, если выхлопной дым имеет сладковатый запах (в случае, если вы в качестве охлаждающей жидкости используете антифриз, а не обычную воду). Параллельно с этим обычно уровень ОЖ в радиаторе падает. Это косвенный признак упомянутой неисправности.
Проверить, поступают ли выхлопные газы в систему охлаждения. Это можно сделать двумя способами — визуально и с помощью подручных средств. В первом случае достаточно открутить крышку радиатора или расширительного бачка и посмотреть, нет ли там интенсивного бурления. Однако даже если интенсивных “гейзеров” там не наблюдается, необходимо воспользоваться подручными средствами. Чаще всего для этого используют банальный презерватив.
Как проверить прокладку ГБЦ с помощью презерватива

Одним из действенных и популярных методов проверки является метод с использованием воздушного шарика или презерватива. Его надевают на горловину расширительного бачка, предварительно открутив крышку. Главное, чтобы презерватив сидел на горловине плотно и обеспечивал герметичность (вместо презерватива можно использовать пакет или воздушный шарик, однако диаметр презерватива обычно идеально подходит для горловины бачка). После того, как вы наденете его на бачок, необходимо запустить двигатель и дать ему поработать несколько минут на оборотах 3…5 тысяч оборотов в минуту. В зависимости от уровня разгерметизации презерватив наполнится газами быстро или медленно. Это зависит от конкретной ситуации. В любом случае, если он начал наполняться выхлопными газами — это значит, что пробита прокладка ГБЦ.

Проверка прокладки бутылкой

Еще один метод, как определить, пробита ли прокладка ГБЦ, часто используют на грузовых машинах. Для этого достаточно иметь небольшую бутылку с водой (например, объемом 0,5 литра). Как правило, на расширительных бачках имеется сапун (трубка, с помощью которой поддерживается одинаковое с атмосферным давлением в закрытой емкости). Метод очень прост. При заведенном двигателе необходимо конец сапуна поместить в емкость с водой. В случае, если прокладка пробита, то из трубки начнут выходить пузырьки воздуха. Если их нет — значит, с прокладкой все в порядке. Если при этом из сапуна начала появляться охлаждающая жидкость — это также означает, что с прокладкой все в порядке.

Два описанных выше метода подходят для диагностики неисправности, когда выхлопные газы прорываются в рубашку охлаждения. Эти методы очень действенны и используются автомобилистами уже десятки лет.

Что делать если пробило прокладку ГБЦ
Многих водителей интересует вопрос, можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ? Ответ прост — можно, но нежелательно, и лишь на небольшие расстояния, В частности, до гаража или автосервиса для проведения ремонтных работ. В противном случае последствия того, что пробило прокладку ГБЦ могут быть самыми плачевными.

Если в результате диагностики выяснилось, что прокладку пробило, то с этим уже ничего не поделать, кроме как произвести её замену. Также стоит осмотреть прилегающие поверхности, и что самое важное, постараться выяснить истинную причину прогара… Цена прокладки может быть разной и зависит от марки автомобиля и производителя самой запчасти. Однако по сравнению с другими узлами она невысока. Ремонтные работы могут обойтись вам несколько дороже простой покупки прокладки. Дело в том, что необходимо учесть следующие моменты:

Если в процессе демонтажа ГБЦ обнаружится, что крепежные болты “повело” и они не соответствуют техническим параметрам, их необходимо будет заменить. А иногда случаются ситуации, когда вследствие изменения геометрии ГБЦ болт невозможно выкрутить, и его приходится попросту срывать. Для проведения этой неприятной процедуры есть соответствующее оборудование. Часто на современных двигателях устанавливают болты, которые работают на пределе своей текучести. А это значит, что после снятия ГБЦ (для замены прокладки или по другим причинам) необходимо покупать и устанавливать аналогичные новые.
Если нарушена плоскость головки блока цилиндров, то необходимо будет провести ее шлифовку. Для этого используют специальные станки, работа на которых также будет стоить денег. Однако рабочую плоскость ГБЦ “ведет” не так часто, но проверить этот параметр все же стоит. В случае, если поверхность подверглась шлифовке, то новую прокладку необходимо покупать, учитывая толщину снятого слоя металла.
Перед самостоятельной заменой прокладки необходимо очистить головку от нагара, накипи и кусков старой прокладки. Далее необходимо провести ревизию ее поверхности. Для этого используют специальный мерный инструмент, как правило, линейку. Ею проводят по поверхности, выявляя наличие зазоров. Размер зазоров не должен быть больше 0,5…1 мм. В противном случае поверхность головки нужно отшлифовать или целиком заменить на новую. Вместо линейки можно использовать толстый лист стекла (например, толщиной 5 мм). Его укладывают сверху на поверхность головки и смотрят на наличие возможных воздушных пятен. Для этого можно поверхность головки немного смазать маслом.

При замене прокладки рекомендуется смазать ее поверхность графитовой смазкой. Так она станет мягче и проще найдет “свое” место на поверхности ГБЦ. Кроме этого, при демонтаже она будет легче сниматься. Преимущество графитовой смазки в данном случае состоит в том, что графит в процессе эксплуатации не выдавливается, превращаясь в золу.

После проведения ремонтных работ автовладелец должен следить за поведением мотора. Не появляются ли вновь описанные выше неисправности (белый дым из выхлопной трубы, эмульсия или жирные пятна в охлаждающей жидкости, масло на стыке ГБЦ и БЦ, отсутствует перегрев двигателя и так далее). Причем сразу после замены не стоит эксплуатировать двигатель на максимальной мощности. Лучше, чтобы прокладка “устоялась” и приняла свое место.

Какой материал для прокладки лучше
Прокладки ГБЦ
Прокладки из разных материалов

При замене прокладки у многих автовладельцев возникает резонный вопрос, какая прокладка лучше — из металла или паронита? Каждый из этих материалов имеет свои преимущества и недостатки. При этом нужно понимать, что если производитель рекомендует использовать прокладки из определенного материала, то необходимо придерживаться этих требований.

Как правило, металлическая прокладка более крепкая, чем ее паронитовый аналог. Поэтому ее целесообразно ставить на мощные турбированные или форсированные двигатели. Если же вы не планируете тюнинговать мотор вашего автомобиля, а просто эксплуатируете его в щадящем режиме, то для вас не имеет большого значения выбор материала. Соответственно, вполне подойдет и паронитовая прокладка. Тем более, что этот материал является более гибким, и способен плотнее прилегать к рабочим поверхностям.

Также при выборе необходимо учитывать, что материал, из которого изготовлена прокладка, не оказывает первоочередное влияние на срок ее службы. Гораздо более важным показателем является то, как была установлена прокладка. Дело в том, между отдельными группами отверстий очень тонкие стенки. Поэтому, если прокладку установить не точно на посадочное место, то велика вероятность прогара даже у самого крепкого материала.

Самым явным признаком, того, что прокладка была установлена неверно, является ее быстрый выход из строя. Также если вы неправильно установили ее, машина может попросту не завестись. У дизельных двигателей при этом еще может слышаться и стук поршней. Это происходит по причине того, что поршень задевает край прокладки.

Заключение
В случае, если у вас пробита прокладка ГБЦ, то ездить на неисправном автомобиле нежелательно. Поэтому рекомендуем вам при обнаружении пробития прокладки сразу же заменить ее. Кроме этого, важно не только обнаружить сам факт того, что она пробита, но и причину этого. В частности, почему перегревается двигатель или возникают другие неисправности.

В процессе замены контролируйте значение момента на крепежных болтах. Своевременная замена прокладки ГБЦ избавит вас от больших финансовых трат по ремонту более дорогостоящих узлов. Чем дольше вы будете ездить на машине с пробитой прокладкой ГБЦ, тем больше вероятность, что из строя выйдут другие, более дорогостоящие и важные узлы двигателя.

Практически каждый автовладелец, имеющий некоторые проблемы в процессе эксплуатации своего авто, на протяжении всего времени, самостоятельно устраняет небольшие поломки, либо же производит необходимые замены каких-либо деталей. Но, к сожалению, порой бывает необходима помощь специалиста из автомобильного сервиса, поскольку у автолюбителей не хватает навыков, опыта или знаний в какой-либо из областей, касаемо ремонта своего транспортного средства. Но, не переживайте, ведь наша инструкция поможет разобраться вам в этом и выполнить все своими руками.

Пробоина прокладки ГБЦ ведет в таким нехорошим результатам как перегревание движка, плохая деятельность печи, появление газов отработки внизу автомобильного капота, появление эмульсии в масле для мотора, возникновение беленького дыма из трубы выхлопов и прочее. Если появились все указанные симптомы либо всего лишь один из них, нужно проверить прокладочки ГБЦ. Для этой цели существует немного способов. Дальше мы поговорим о пробоинах прокладки ГБЦ, к чему это ведет и что делать, если появилась такая неприятная ситуация с движком вашей автомашины.

  • Признаки прокладки с пробоиной
  • Каковы причины
  • Способ понимания того, что прокладка пробита
  • Что с этим делать
  • Какой вид прокладки лучше приобретать

Признаки, указывающие на пробоину прокладки ГБЦ

Функция прокладочки ГБЦ — это обеспечить герметичность и не допустить проникновение газов из цилиндриков снова наверх, в отсек мотора, а еще смешивание жидкости охлаждения, масла для мотора и топливной смеси друг с другом. При пробитой прокладке ГБЦ, бывает нарушена герметизация блока. Об этом владельцу авто скажут такие признаки:

Признаки, указывающие на прогар прокладки ГБЦ

  • Выходят газы выхлопа снизу ГБЦ. Это очень простенький и явный признак. При прогаре прокладочки она станет пропускать газы выхлопов, выходящие в отсек мотора. Это можно будет увидеть глазами, а еще ощутить на слух — снизу капота раздадутся сильные звуки, их не услышать никак нельзя. Но, при малом прогаре нужно найти другие признаки.
  • Простреливает между цилиндрами. Внешне это будет похоже на то, что движок «начал троить». Идет смешивание топлива из одного цилиндрика с газами выхлопов в другой. Обычно, в таком случае движок запускается с трудом, но, если прогреть, он станет постоянно функционировать. Чтобы определить неисправности, нужно замерить компрессию цилиндров. При наличии процесса смешивания показатель компрессии в различных цилиндриках станет разительно отличаться.

Эмульсия снизу крышечки бачка расширения

  • Попадают газы выхлопов в жидкость охлаждения. Когда имеет место, пробитая прокладка ГБЦ, то из каркаса цилиндрового блока газы отработки в малом объеме попадут в механизм охлаждения. Тогда нужно лишь раскрутить крышечку радиаторного устройства либо бака расширения. Когда газы в существенном объеме проходят в механизм, то для диагностирования пользуются подручными средствами — пакетом из целлофана, воздушными шариками. Более детально методики диагностирования мы рассмотрим после.
  • Антифриз проникает в один из цилиндриков. Обычно это бывает вследствие разрывания прокладки посередине канала рубашки охлаждения и самой сгорательной камерой. Часто в это время появляется белый дым из трубы выхлопов, даже когда тепло. А объем тосола в баке падает. Чем больше тосола пройдет в цилиндры — тем больше беленького пара вытечет из трубы выхлопов.
  • Утекает масляное вещество наружу под ГБЦ. Это тоже может указывать на прогар прокладки ГБЦ. Иначе, произойдет разрывание ее внешней поверхности. Тогда там, где есть стык ГБЦ и БЦ увидите подтеки масляного вещества. Но, их причины будут в ином.

Пена в бачке расширения

  • Высокий и быстренький рост температуры движка. Это явление бывает из-за того, что теплые газы выхлопов проникают в механизм охлаждения, из-за этого он не выполняет своих функций. Тогда кроме смены прокладки еще нужно промыть механизм охлаждения. Как это происходит и какими средствами надо пользоваться, вы можете узнать в другом материале.
  • Смешиваются масло и антифриз. В таком случае жидкость охлаждения попадает в отсек мотора и намешивается с масляным веществом. Это оказывает пагубное влияние на движок, так как свойства масляного вещества бывают утеряны, а движок начинает функционировать в нехороших условиях, что ведет к его сильному изнашиванию. Найти эту поломку можете по имеющимся пятнам масла в бачке расширения системы охлаждения. Для этого открываем пробку горловины для заливки масла и смотрим внутри на крышечку. Если на ней присутствует эмульсия (ее, также, именуют «сметаной», «майонезом» и прочее) рыжего окраса — выходит, тосол смешивается с масляным веществом. Это волнует, когда авто хранится не в утепленном гаражном помещении, а в зимнее время на улице. Также, смотрим наличие названной эмульсии на щупике проверки объема масляного вещества.
  • Нехорошая деятельность печи. Дело обстоит так, что при прогаре прокладочки ГБЦ появляются газы выхлопов в охлаждающей «рубашке». Из-за этого — бывает завоздушен обменник тепла отопителя и, конечно, понижается результативность его деятельности. Часто при этом градусы жидкости охлаждения сразу начинают скакать.
  • Растет нажим в радиаторных патрубках. Когда прокладки не герметизированы газы выхлопов станут проникать в механизм охлаждения сквозь патрубки. Естественно, они становятся на ощупь твердоватыми, это проверяется руками.
  • Появляется значительный нагар на свечках. К тому же они становятся буквально мокроватыми из-за наличия в цилиндрах тосола либо влажности.

А реальным признаком перегревания движка становится присутствие конденсата на ней. Это, также, косвенный признак прогарания прокладки ГБЦ либо трещинки в цилиндровом блоке. Сперва нужно сделать компьютерное диагностирование движка. Если есть ошибки, они укажут, в каком направлении искать вероятные поломки. Обычно, эти ошибочки касаются механизма зажигания.

Тосол в цилиндре

Поговорим еще разок о намешивании тосола и масляного вещества. Как говорилось выше, в итоге их смешивания получается эмульсия желтого (часто) окраса. При ее появлении, одной сменой прокладочки ГБЦ, ремонтирование не завершится. В обязательном порядке необходимо прочистить механизм от этого вещества. К тому же, и поддон, и каналы масла. Это будет стоит дополнительных денег, которые сравнимы с капитальным ремонтированием движка.

Мы провели разбор симптомов, которые возникают при пробоине прокладочки ГБЦ. Теперь рассмотрим причины из-за которых происходит ее прогорание.

Из-за чего пробивается прокладка ГБЦ?

Во многих случаях причина возникновения проблемы с прокладочкой ГБЦ — это банальное перегревание. Из-за этого крышечку блока может «повести» и будет нарушена плоскость, по которой прокладочка примыкает к 2-м касающимся плоскостям. Это ведет к возникновению разгерметизации полости внутри со всеми последствиями, которые бывают. Головки из алюминия, как правило, меняют свою геометрию. Из чугуна так себя не ведут, они скорее потрескаются, чем будут искривлены, да и то, в редких случаях.

Схематичное изображение протяжки болтиков ГБЦ на ВАЗ «классических»

Еще из-за перегревания прокладочка накаливается до таких градусов, что она меняет свою форму. Конечно, в таком случае происходит разгерметизация. Особенно это касается прокладок из железо-асбеста.

Еще одной причиной является то, когда имеется срыв момента затягивания болтиков. Плохо влияет как сильный, так и маленький показатель момента. В первом варианте прокладочка разрушится, к тому же, если она сделана из нехороших компонентов. А во втором — пропустит газы выхлопов наружу, не оказывая им препятствия. Причем газы совместно с воздухом атмосферы окажут плохое влияние на материал прокладочки, понемногу портя его. Идеально, когда болтики нужно закрутить динамометром, который показывает показатель момента, к тому же, следовать при этом порядку из вкручивания. Справочные сведения найдете в инструкции к своей машине.

Обычно, порядок затягивания состоит в том, что вначале нужно вкрутить болтики в центр, а затем все другие по диагонали. Причем вкручивать нужно постепенно. На автомашинах ВАЗ «классика» шажок момента — это 3 кгс. Другими словами, все болтики в указанном порядке вкручиваются на 3 кгс, затем их нужно дотянуть до 6 кгс, и до 9-10 кгс.

Как показывает статистика, примерно 80 процентов ситуаций, связанных с выходом из строя прокладки, причина заключалась в неверном моменте затягивания либо несоблюдения ее порядка (схема).

И явная причина — это материал, из которого изготовлена прокладочка, низкого качества. Впредь покупайте детали в хороших торговых точках. При выборе нужно следовать правилу золотой середины. Прокладочка, естественно, будет стоить немного, потому не переплачивайте, но и не покупайте низкопробный товар.

Еще не исключается вариант, что прокладка головочки блока сгорела из-за изношенного материала, потому как у всего есть срок эксплуатации.

Примерные места пробоев прокладки ГБЦ

Еще случается, что причинами в деятельности прокладки становятся проблемные вопросы с нарушенным процессом сгорания топливной смеси (детонации, калильным зажиганием). Из-за перегревания сильно начинает страдать головочка цилиндрового блока. В ней порой появляются трещинки, приводящие к разгерметизации указанных механизмов. Головочка, обычно, изготовлена из алюминия. И при нагревании она быстро расширяется, нежели болты из стали. Поэтому головку сильно давит на прокладочку и та работает под нагрузкой. Это ведет к отвердеванию компонентов прокладки, что тоже вызовет разгерметизацию.

Частенько при неисправности прокладки она сгорает по окантовке либо посередине цилиндров. Тогда происходит эрозии верхних слоев блока цилиндриков и самой окантовочки близ поломки. Изменение окраса материала прокладочки близ окантовки тоже будет говорить о больших градусах в сгорательной камере. Чтобы устранить неисправность нужно поставить верный уголок зажигания.

Водитель должен знать разницу между словами «пробой» и «прогар» прокладочки. Пробой — это сильное повреждение верхнего слоя прокладки либо конкретных ее частей. У нас же (часто так и бывает) владелец авто встречается с прогаром. Иначе, случается маленькое повреждение, его даже трудно находить на прокладочке. Но, именно оно и есть причина указанных сверху нехороших последствий.

Способ понимания того, что прокладка пробита

Узнать, есть ли пробоина в прокладке БГЦ, можете при помощи некоторых методик. У нас диагностирование несложное и сделать его сможет каждый, даже начинающий и неопытный водитель.

Чтобы проверить целостность прокладочки, нужно сделать что-то одно из таких действий:

  • При включенном движке глазами осматриваем, нет ли дыма в щели посередине ГБЦ и БЦ. Еще слушаем, нет ли там громких звенящих звуков, коих не было прежде.
  • Осматриваем верхние слои крышечек радиатора и бачка расширения механизма охлаждения, а еще маслозаливной горловины в движке. Для этих целей откручиваем и визуально осматриваем их. Когда попадает тосол в движок, то на крышечке горловины масла появится эмульсия рыжего окраса. При попадании масляного вещества в антифриз на крышечках радиаторного устройства либо бачка расширения появятся отложения в виде масла.

Беловатый дым из трубы выхлопов

  • Убеждаемся, что из трубы выхлопов не выходит беловатый дым (в действительности это пар). При его наличии возможно присутствует прогар прокладочки. Именно, когда дым выхлопов со сладковатым запахом (это, когда вместо жидкости для охлаждения пользуются антифризом, а не простой водой). Еще с этим, как правило, объем жидкости охлаждения спадет. Это дополнительный признак названной поломки.
  • Проверяем поступление газов выхлопов в механизм охлаждения. Это делаемся двумя методами — глазами либо подручными средствами. В первом методе может просто раскрутить крышечку радиаторного устройства либо бачка расширения и осмотреть нет ли там сильного бурления. Но, если там отсутствуют сильные бурления, нужно сделать проверку вторым методом.

Способ проверки прокладки ГБЦ презервативом

Самый действенный и известный метод проверки — это, когда используется шарик либо презерватив. Его нужно надеть на горло бачка расширения, прежде раскрутив крышечку. Важно, чтоб презерватив сел на горло плотненько и все было герметично (презерватив можете заменить пакетом либо шариком, но диаметр презика, как правило, прекрасно идет к горлу бачка). Затем, как будет надет презерватив на бак, нужно включить движок и пусть он поработает несколько минут на оборотиках 3-5 000 об/мин. Зависимо от величины разгерметизации презик будет наполняться газами быстренько либо помедленней. Это в зависимости от определенной ситуации. В каждом случае, когда он наполняется газами выхлопов, можно говорить о пробоине в прокладочке ГБЦ.

Проверяем прокладки ГБЦ с помощью презерватива

Проверяем прокладки с помощью бутылки

Еще одна методика определения пробоины прокладочки ГБЦ частенько используемая на грузовиках. Для него нужно иметь маленькую бутыль с водичкой (к примеру, полулитровую). Обычно, на бачках расширения есть сапун (трубочка, поддерживающая одно с атмосферным нажимом в закрытой таре). Методика проста. При включенном движке нужно кончик сапуна засунуть в тару с водичкой. При пробитой прокладке из трубочки выйдут воздушные пузыри. При их отсутствии — получается, прокладка в исправности. При появлении из сапуна жидкости охлаждения — можно говорить о том, что прокладка исправна.

Проверяем прокладочки ГБЦ на грузовых машинах

Две рассмотренные сверху методики подойдут для диагностирования поломки, когда газы выхлопов прорвутся в охлаждающую рубаху. Эти методики являются действенными и ими пользуются автовладельцы много лет.

Алгоритм действий при пробитой прокладке ГБЦ

Множество владельцев авто задаются вопросом, можно ли пользоваться авто, если пробита прокладочка ГБЦ? Ответим — можно, но лучше не надо и только ездить на малые интервалы, к примеру, до гаражного помещения либо сервиса для ремонтирования. Иначе последствия от пробитой прокладочки ГБЦ выльются в серьезные проблемы.

Если в итоге диагностирования вы выяснили, что прокладка пробита, то тут есть только один выход — сменить ее. Еще осмотрите прилегающие верхние слои деталей и что важно, постарайтесь найти реальную причину прогарания. Стоимость прокладочки бывает различной зависимо от модели автомашины и фирмы, производящей эти запчасти. Но, если сравнивать с прочими узлами, она небольшая. Ремонт обойдется вам подороже простого приобретения прокладочки. Тут нужно учитывать такие нюансы:

  • Если при разборке ГБЦ будет обнаружено, что болтики крепежа «повело» и они не в соответствии с техническими свойствами, их нужно сменить. Бывает и так, когда из-за измененной формы ГБЦ болтик нельзя раскрутить и его нужно бывает сорвать. Чтобы это сделать, существуют определенные инструменты. Частенько на нынешних движках ставят болтики, работающие на максимуме своей текучести. А это говорит о том, что после снятия ГБЦ (для смены прокладочки либо по иным причинам) нужно приобретать и ставить схожие новенькие.
  • При нарушении плоскости головочки цилиндрового блока нужно проводить ее шлифование. Для этой цели используются спец. Станочки. Работать с ними выльется в копеечку, но, плоскость работы ГБЦ «ведет» не очень частенько, хотя, сделать проверку данного параметра надо. Когда верхний слой шлифовали, то новенькую прокладку нужно приобретать с учетом толщины убранного металлического слоя.

Перед сменой прокладочки самому нужно почистить головочку от нагара, накипей и кусочков старенькой прокладки. После нужно сделать ревизию ее верхнего слоя. Пользуемся специальным мерным предметом, обычно, это линеечка. Ею водят по верхнему слою и смотрят, есть ли зазоры. Размерчик зазоров не должен быть более 05,-1 миллиметра. Иначе верхний слой головочки нужно будет подвергнуть шлифовке либо полностью сменить на новенькую. Вместо линеечки можете пользоваться толстым стеклянным листом (к примеру, толщина которого 5 миллиметров). Его ставят поверх верхнего слоя головки и осматривают, есть ли вероятные воздушные пятна. Для этого можете верхний слой головки слегка намазать масляным веществом.

Проверяем поверхность ГБЦ

При смене прокладочки советуем намазать ее верхний слой смазкой с графитом. Так она будет помягче и просто найдется ее место на верхнем слое ГБЦ. К тому же, при разборке она просто снимется. Плюсы смазки с графитом в нашем случае в том, что графит при долгой работе не будет выдавлен, превратившись в золу.

Как проведете ремонтные работы, нужно проследить за тем, как станет вести себя мотор. Не появяться ли вновь симптомы о которых говорилось выше (беловатый дым из трубы выхлопов, эмульсия либо жирные пятнышки в жидкости охлаждения, масляное вещество в месте стыка ГБЦ и БЦ, отсутствие перегревания движка и прочее). Не нужно сражу после смены нагружать движок по максимуму. Надо, чтоб прокладочка привыкла и нашла свое местечко.

Наилучший материал для прокладочки

Прокладки из различных материалов

При смене прокладочки у множества водителей появляется обоснованный вопрос, какая прокладочка лучше — металлическая либо из паронита? У каждого из этих материй есть свои плюсы и минусы. Причем нужно знать, что, когда производитель советует пользоваться прокладкой из конкретного материала, то нужно следовать этим требованиям.

Обычно, прокладка из металла крепче, чем схожая из паронита. Потому имеет смысл ставить ее на движки с турбинами и скоростные. Если у вас в планах нет делать тюнинг мотора вашей автомашины, а вы просто ездите на ней, то вам не нужно уделять большое внимание выбору материала. Естественно, здесь подойдет из паронита. К тому же, этот материал обладает хорошей гибкостью и может плотненько прилегать к поверхностям для работы.

Еще при выборе нужно учесть, что материал, из которого сделана прокладочка, не оказывает главного влияния на время ее работы. Большим и важным свойством является то, как стоит прокладочка. Потому что посередине отдельных группы щелей очень тоненькие стеночки. Потому, если прокладочку поставить не точно на место посадки, то есть большая вероятность появления прогара даже у крепчайшего материала.

Самым реальным признаком того, что прокладочка стоит неправильно, является скорое появление ее неисправности. Еще, когда вы неверно ее поставили, авто может не включиться. У движков на дизеле еще услышите и стучание поршней. Это бывает из-за того, что поршень задевается о край прокладочки.

Итог

Когда имеется пробоина в прокладке ГБЦ, то ехать на автомашине с неисправностью не советуем. Поэтому, если обнаружили пробоину в прокладке, незамедлительно поменяйте ее. К тому же, нужно не только зафиксировать факт пробоины, но и найти причину этого. Именно из-за чего бывает перегрет движок либо появляются прочие поломки.

При смене нужно контролировать показатель момента на болтиках крепежа. Смена прокладочки ГБЦ, произведенная вовремя, избавит вас существенных денежных трат для ремонтирования дорогих узлов авто. Чем больше вы станете кататься на авто с прокладкой ГБЦ, на которой есть пробоина, тем существеннее вероятность, что станут неисправны и прочие, более дорогие и важные узлы движка.