Как поменять радиатор на калине 8 клапанов

0
1029

Содержание

СОД, или система охлаждения двигателя, предназначена для отвода от цилиндров силовой установки излишнего тепла, выделяемого в результате сгорания топливовоздушной смеси. Эта система необходима для нормального функционирования мотора, так как его детали контактируют с раскалёнными газами, подвергаясь воздействию высоких температур. Без охлаждения смазка между трущимися элементами попросту сгорит. В результате повышенного трения металл начнёт разрушаться, и двигатель заклинит. Одним из важных узлов СОД является радиатор, с помощью которого охлаждается горячий антифриз.

Схема системы охлаждения

Устройство СОД Лады Калины

На автомобилях Калина 1 и Калина 2 используется жидкостная система охлаждения. Она состоит из рубашки двигателя, радиатора, электровентилятора, помпы (водяного насоса), расширительного бачка, термостата и соединительных шлангов. Охлаждающая жидкость перемещается по двум контурам циркуляции. В малом круге антифриз циркулирует только по рубашке двигателя, а в большом жидкость проходит через радиатор.

Расширительный бачок

Используется для заливания жидкости в систему. Изготавливается из термостойкого пластика полупрозрачного цвета для возможности контроля уровня антифриза. На верхней части предусмотрен специальный патрубок, через который бачок соединяется с пароотводом радиатора.

Герметичность всей системы обеспечивается клапанной крышкой, имеющей впускной и выпускной клапаны. Последний предназначен для поддержания в СОД давления выше атмосферного. Благодаря этому потери в виде пара снижаются, а температура кипения рабочей жидкости увеличивается. Выпускной клапан крышки открывается при повышении давления до 1,1 бар, а впускной – когда давление снижается до 0,13 бар, и двигатель остывает.

Помпа

Это центробежный насос с лопастями. Он имеет ремённый привод от шкива коленвала, включен в систему газораспределительного механизма. Помпа изготавливается из алюминия. Этот узел ремонту не подлежит – при выходе из строя его можно только заменить. Вращение происходит за счёт двухрядного неразборного подшипника, его высокотемпературная смазка рассчитана на весь срок эксплуатации. Спереди находится зубчатый шкив, сзади – крыльчатка.

Термостат

Предназначен для перераспределения потоков охлаждающей жидкости, имеет в своем составе чувствительный к температурам элемент и два клапана. Когда двигатель остывает, один из клапанов термостата находится в закрытом положении, и жидкость циркулирует по рубашке мотора – используется только малый контур. По мере достижения температуры в 85 градусов второй клапан начинает приоткрываться, пропуская антифриз в радиатор и перекрывая при этом байпасный канал. Полное открытие происходит при температуре от 100 градусов. В этом случае вся жидкость начинает проходить через охладитель.

Радиатор двигателя

Теплообменник бывает монолитный алюминиевый, трубчатый, пластинчатого типа. В его устройстве используются два пластиковых бачка, которые соединяются трубками. Верхний – впускной, а нижний – выпускной, через него охлаждённая жидкость отправляется снова к двигателю. Возле первого расположен пароотвод, соединённый с расширительным бачком. Радиатор на Калине дополняется электровентилятором. В нижней части выпускного бачка расположена сливная пробка.

Электровентилятор охлаждает жидкость принудительно. Он включается через реле после команды с ЭБУ при достижении температурой критических отметок.

Система охлаждения дополняется радиатором печки, который интегрирован в СОД и используется для нагревания воздуха в салоне, так как через него тоже проходит горячий антифриз. Контроллер следит за температурой охлаждающей жидкости с помощью датчика, который устанавливается в головку блока цилиндров и передает показания на панель приборов. Для передачи сигнала на контроллер используется датчик, установленный на патрубке выпуска, возле термостата.

Отличия модификации с кондиционером

Некоторые комплектации Лады Калины дополняются кондиционером, который является частью климатической установки и используется для охлаждения воздуха в салоне. Устройство не может работать, если температура на улице ниже 5 градусов, двигатель не запущен или когда включен вентилятор печки. Компрессор кондиционера работает от привода двигателя, и это главный минус установки.

Использование охладителя повышает расход топлива и отрицательно влияет на динамические характеристики. Регулировка температуры осуществляется с помощью ручки на блоке управления климатом в салоне. В автомобиле с кондиционером воздух попадает сначала на испаритель, а потом на радиатор отопителя.

Основные неисправности радиатора

Неполадки этого узла Калины возникают не так часто и являются следствием износа по естественным причинам халатности владельца автомобиля. Можно выделить два самых распространенных вида проблем:

  • утечка охлаждающей жидкости;
  • закоксовка полостей внутри радиатора.

Утечки опасны тем, что снижение уровня охлаждающей жидкости приводит к повышению температуры двигателя. Это ведет к перегреву и заклиниванию мотора. Утечка горячего антифриза может быть травмоопасна. Жидкость в системе находится под давлением, возникновение течи может образовать фонтан, а попадание горячего антифриза на открытые участки кожи вызовет ожоги.

Закоксовка нарушает процесс циркуляции антифриза. В результате начинает остывать нижняя часть радиатора, а затем и весь теплообменник. Жидкость не будет охлаждаться, из-за чего возникнет перегрев двигателя. В большинстве случаев причиной закоксовки становится обычная накипь. Так происходит при заливании в СОД водопроводной воды. Реже засор случается из-за смешивания масла и антифриза. В этом случае причина – потеря герметичности прокладки головки блока цилиндров.

На ранней стадии закоксовку трудно обнаружить. В запущенных случаях смешивание масла и антифриза образует консистенцию, похожую на кисель, который делает трубки теплообменника труднопроходимыми или непроходимыми вовсе.

Замена радиатора на Калине

На рынке автомобильных запчастей представлены две марки теплообменников:

  1. ДААЗ – штатный радиатор, стоимость начинается от 1700 рублей.
  2. LUZAR – второй по популярности после заводского. Стоит около 1800 рублей.

Зарубежные производители также могут предложить неплохие варианты по низким ценам: например, Hofer.

Замена радиатора охлаждения на Калине начинается с подготовки инструмента:

  • набор торцевых головок;
  • трещоточный вороток;
  • удлинитель;
  • отвёртки фигурные и с плоским лезвием;
  • пассатижи.

Перед тем как начинать демонтаж радиатора своими руками, нужно слить в подходящую ёмкость весь антифриз из системы. Перед любыми манипуляциями должна быть обесточена бортовая сеть, для этого отсоединяется «минусовая» клемма от аккумулятора. Процесс снятия выглядит следующим образом:

  1. Автомобиль устанавливается на ровную площадку.
  2. Снимается защита двигателя снизу. Так облегчается слив охлаждающей жидкости, в противном случае она разольётся по металлическому листу.
  3. После того как двигатель остыл, можно приступать к сливу антифриза.
  4. Снимается короб воздушного фильтра.
  5. Демонтируется катушка зажигания для облегчения доступа к сливной пробке на блоке цилиндров. Высоковольтные провода рекомендуется отсоединить.
  6. Ключом на 13 мм откручивается сливная пробка на блоке. Под место слива подставляется ёмкость.
  7. Демонтируется нижний шланг радиатора. Крышку расширительного бачка нужно открутить – система разгерметизируется, и охлаждающая жидкость сольётся быстрее.
  8. После того как вся жидкость выльется, сливная пробка закручивается обратно.
  9. Отвёрткой снимается хомут с патрубком подогрева дроссельной заслонки.
  10. От вентилятора отключается разъем.
  11. Откручиваются 4 болта рамки, которые удерживают вентилятор на радиаторе. Чтобы извлечь узел, нужно потянуть его вверх.
  12. Со штуцеров радиатора следует снять все патрубки, для чего ослабляют хомуты.
  13. Откручиваются ключом на 10 мм оставшиеся 2 гайки, с помощью которых теплообменник крепится к кузову.
  14. Наклонить радиатор к двигателю и, потянув вверх, извлечь.

На этом демонтаж теплообменника завершен. Если причина неисправности не установлена, то нужно проверить радиатор. Для этого в отводы устанавливаются заглушки, а теплообменник погружается в воду. Через малый штуцер автомобильным компрессором в радиатор нагнетается воздух. Если обнаруживаются свищи, значит, узел пробит и подлежит замене. Если утечки небольшие, то можно попытаться запаять трещины, но для этого придется обращаться в автосервис.

Радиатор устанавливается в порядке, обратном снятию. При монтаже лучше использовать новые хомуты и внимательно осмотреть патрубки. При наличии трещин эти детали тоже нужно заменить.

После установки радиатора, вентилятора и всех патрубков можно заливать антифриз до тех пор, пока из патрубка подогрева дроссельной заслонки не потечёт охлаждающая жидкость. Если радиатор снимается не для замены на новый, то рекомендуется обязательно его прочистить. Для демонтажа узла, оснащённого установкой для кондиционирования, потребуется дополнительно снять некоторые детали, закрепленные на радиаторе. Для этих работ нужен набор торцевых ключей (звездочек).

Модернизация системы охлаждения

Главный недостаток СОД Лады Калины – появление воздушных пробок, которые могут вызвать перегрев и выход из строя силовой установки. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, автовладельцы модернизируют систему охлаждения самостоятельно. Для усовершенствования используется несколько способов:

  • установка термостата с 6 отверстиями;
  • добавление фильтра для охлаждающей жидкости;
  • установка запорного крана для патрубка впуска антифриза на отопитель.

Также систему можно дополнить кнопкой включения принудительного охлаждения двигателя вентилятором, добавить трубки для отвода пара.

Для предотвращения возникновения воздушных пробок некоторые автолюбители рекомендуют удалить клапан из клапанной крышки. Но это может привести к перегреву и заклиниванию мотора. Решить проблему можно, если внести изменения в программное обеспечение, снизив температуру закипания до 98 градусов.

Самым действенным способом модернизации СОД считается доработка пароотвода. В патрубок расширительного бачка, соединяющего его с большим контуром, устанавливается заглушка. Штуцер освобождается и соединяется с нижним шлангом печки через тройник. Тонкий шланг от дроссельной заслонки глушится. Штуцер соединяется с расширительным бачком, в верхнюю часть которого врезается дополнительный сосок. Вместо этого можно использовать тройник. В результате отвод пара переносится на малый круг.

Установка термостата на 6 отверстий позволяет поддерживать в системе стабильную температуру, улучшить работу отопителя салона. Для предотвращения засоров СОД снабжают фильтром охлаждающей жидкости. Летом поможет установка дополнительного краника печки. Некоторые автолюбители устанавливают еще одну помпу. В результате жидкость циркулирует быстрее, двигатель прогревается за меньший период времени, снижается риск перегрева силового агрегата.

Отзывы владельцев Лады Калины о радиаторе

Мнения автолюбителей о качестве СОД машины в основном совпадают:

  1. Штатный теплообменник ничем не хуже аналогов.
  2. Замена занимает всего нескольких часов, выполнить работы можно самостоятельно.
  3. В вопросе выбора алюминиевого или медного радиатора предпочтение отдается алюминию. Этот вариант дешевле, а по характеристикам не уступает медному.
  4. Модернизация реальна, если ставить более дорогой двухрядный теплообменник, но требуется доработка кузова для установки креплений.

Улучшать систему охлаждения или оставить все как есть, каждый решает самостоятельно. При своевременной замене изношенных деталей СОД работает без каких-либо нареканий. Периодическое техническое обслуживание также позволяет продлить бесперебойную работу системы охлаждения двигателя.

Своевременно выявленная течь и проведенная замена радиатора охлаждения на Калине уберегут силовой агрегат от более серьезных последствий. Как известно, что радиатор является неотъемлемой частью двигателя автомобиля, который обеспечивает его своевременное охлаждение, тем самым поддерживает его производительность.

Любое нарушение в этой цепочке приведет к тому, что деталь может выйти со строя и повлечь за собой более серьезные последствия.

Причины поломок в системе охлаждения

Замена радиатора охлаждения на Калине может проводится только в экстренных случаях, когда поломка создана механическими повреждениями из вне. В остальных случаях пытаются устранить течь заменой патрубков или хомутов.

Основные причины неисправностей системы циркуляции:

  • Дефект хомута и разрыв патрубка вследствие чего образовалась течь тосола или антифриза;
  • Брак на швах радиатора;
  • Механическое воздействие из вне: удар, авария, толчок, что привело к разрыву или проколу сот радиатора;
  • Образование сгустка или тромба в системе, что привело к повышенному давлению и прорыву патрубков;
  • Не стабильная работа термостата, которая выразилась в не открытии клапана для большого круга циркуляции.
  • Это далеко не весь перечень, так как все невозможно предугадать или предвидеть. В жизни может случится масса иных поломок.

Диагностику радиатора можно проводить двумя способами:

  • Самостоятельно в гараже;
  • С привлечением квалифицированных специалистов на станции технического обслуживания.

В принципе ничего сложного в диагностике и замене нет, поэтому приятней будет самому повозиться.

Подготовка и алгоритм замены

Оборудование и сопутствующий инструмент:

  • Накидной, рожковой, головка размером на «10»;
  • Крестообразная отвертка средней длины;
  • Емкость для слива отработки и остатков реагента;
  • Пассатижи с тонкими зубцами на концах.
  • Загнать авто на смотровую яму или эстакаду;
  • Дать остыть двигателю и охлаждающей жидкости также;
  • Подставить емкость под сливной кран радиатора;
  • Открыть верхнюю крышку расширительного бачка, кран и начать слив;
  • Используя отвертку отвинтить четыре болта, которые крепят кулер на полимерном каркасе;
  • Ослабив немного хомуты на верхнем и нижнем патрубках отсоединить их от металлических рукавов;
  • Отсоединить ленточный хомут и шланг, соединяющий расширительный бак и радиатор. Необходимо быть внимательным, так как возможно вытекание остатков тосола;

  • С помощью накидка или головки отвинтить два болта, крепящие радиатор к кузову автомобиля;
  • Немного наклонив во внутрь двигателя, начинаем освобождение радиатора;
  • Извлекаем две резиновые подушки крепления и параллельно проводит их диагностику. При необходимости делаем замену;
  • Очищаем струей воды внешнюю и внутреннюю оболочку изделия для удаления нежелательных отложений или остатков насекомых, которые могут стать причиной плохой циркуляции и охлаждения;
  • Проверяем на предмет герметичности путем искусственной заглушки выходных отверстий, кроме одного, через который подаем воздух под давлением;
  • Опускаем в емкость с водой и ждем порядка 30 сек. Пузырьки воздуха укажут на течь;
  • Метим область мелом и отправляем на запайку;
  • Не место старого ставим новый и собираем в обратной последовательности;
  • Заливаем охлаждающую жидкость, желательно новую;
  • По времени замена радиатора охлаждения на Калине может занять не более 30 минут чистой работы, не считая времени на охлаждение автомобиля. Таким путем вы как водитель приобрели бесценный опыт и сэкономили денежные средства, которые были бы потрачены на оплату услуг на СТО. А старый радиатор после пайки можно аккуратно сложить в гараже, предварительно запаковав все отверстия от насекомых и жучков, до следующей необходимости.

    Стал слишком часто включаться вентилятор системы охлаждения или автомобиль перегревается? Одна из причин — грязный радиатор охлаждения, который уже не может выполнять свои обязанности на все 100%. А Вы знаете, как снять радиатор двигателя Лада Калина/Гранта своими руками?

    Потребуется: снять вентилятор радиатора, слить тосол, приготовить ключ "на 10" (лучше торцевая головка), крестовая отвертка и пассатижи с длинными тонкими губками.

    Порядок снятия радиатора двигателя:

    1. Сдвинуть хомут, сжав усики крепления шланга.
    2. Снять шланг со штуцера радиатора.
    3. Сдвинуть хомут подводящего шланга к радиатору, сжав усики.
    4. Снять шланг с патрубка радиатора.

    1. Аналогичным образом отсоединить от радиатора отводящий шланг.
    2. Отвернуть две верхних гайки крепления радиатора.
    3. Снять гайки и шайбы.
    4. Снять радиатор охлаждения с автомобиля, наклонив его к двигателю.

    Установка радиатора охлаждения производится в обратной последовательности, предварительно заменив две подушки нижнего крепления и резинометаллические втулки верхних креплений радиатора.

    Для справки: в настоящее время цена радиатора Гранты с каталожным номером 21900-1301012-01 составляет 4200р. А радиатора Калины 11180-1301012-00 имеет стоимость 1500р.

    Кстати, чтобы продлить срок службы рекомендуется установить решетку радиатора (на Гранту или Калину и Калину 2).