Как определяется класс грузовых автомобилей

0
1409

Содержание

«Ассортимент» грузового автомобильного транспорта сегодня достаточно разнообразен: в свое время кузова, прицепы и полуприцепы создавались под определенный вид груза и в соответствии с теми условиями, которых требует его перевозка. Для наливных — одно средство передвижения, для насыпных — другое, для чувствительных к температурам — третье…

А потому очевидно, что и выбор транспортного средства для каждой грузоперевозки происходит не наобум (по принципу, что больше нравится или что дешевле в эксплуатации), а с четким пониманием: какой именно груз ему предстоит везти, а также сколько этот груз весит и как его лучше загружать и разгружать.

Выделяют несколько признаков классификации грузового автомобильного транспорта:

  • по количеству осей: двух-, трех-, четырех-, пяти- и более -осные;
  • по составу: одиночное транспортное средство и автопоезд (седельный, состоящий из тягача и полуприцепа, или прицепной — из фургона и прицепа);
  • по грузоподъемности: малой (0,5-2 тонны), средней (от 2 до 5 тонн), большой (5-16 тонн), особой большой (от 16 тонн);
  • по полной (то есть состоящей из массы транспортного средства, массы груза и массы экипажа) максимально допустимой массе: 7 градаций — до 1,2 тонн, от 1,2 до 2 тонн, от 2 до 8 тонн, от 8 до 14 тонн, от 14 до 20 тонн, от 20 до 40 тонн и свыше 40 тонн.

Однако наибольший интерес представляет классификация грузовых автотранспортных средств по типу кузова:

  • открытый: бортовой, низкорамный и платформа;
  • закрытый: тентованный, цельнометаллический, промтоварный, изотермический, рефрижератор;
  • специальный: цистерна, строительная и спецтехника (мусоровоз, лесовоз, автовоз и пр.).

Что примечательно, эта классификация, в принципе, определяет и функцию автотранспортного средства: то, для какого именно груза и каких условий транспортировки оно предназначено.

Бортовой кузов

Это, по сути, платформа, ограниченная с трех сторон бортами, которые легко откидываются или снимаются. Несмотря на видимый недостаток (и это же — главная отличительная особенность), заключающийся в том, что грузы, перевозимые в открытом кузове, не защищены от ветра, дождя, солнца, пыли, грязи и пр., на самом деле такой грузовик довольно часто используется при внутрироссийских грузоперевозках.

Естественно, он не подойдет для привередливых грузов, которые требуют особых условий транспортировки, однако для строительных материалов (кирпич, арматура, трубы и пр.) незаменим. Благодаря своей открытости и откидным бортам такой автомобиль крайне удобен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ: он обеспечивает свободный доступ к грузу с четырех сторон (по бокам, сзади и сверху) и позволяет использовать специальный кран.

Единственное, для безопасной перевозки груз не должен возвышаться над бортами, в противном случае он требует особого крепления .

Да, есть еще один минус бортового кузова: он даже минимально не защищает груз от кражи, а потому с ним нельзя перевозить грузы на дальние расстояния.

Тентованный кузов

Это бортовой кузов, модифицированный добавлением специальных распорок, на которые натянут тент. Грузовой автомобиль с тентованным кузовом, наверное, самое популярное транспортное средство как при внутрироссийских , так и международных перевозках. Он подходит для достаточно большого «ассортимента» грузов — тех веществ и изделий, которые единственное, в чем нуждаются, — в защите от погодных условий, чужих глаз и рук.

Чем еще привлекателен такой кузов, так это тем, что съемный тент позволяет осуществлять погрузку и разгрузку с любой стороны (по бокам, сзади, сверху), а также предусматривает возможность своего полного снятия (полная растентовка). Плюс, благодаря легкому материалу автомобиль с тентованным кузовом обладает большей полезной грузоподъемностью, нежели автомобиль, например, с цельнометаллическим кузовом.

Однако есть и существенный недостаток: тентованный кузов не способен обеспечить надежную защиту от воров.

Цельнометаллический кузов

Это кузов с металлическими стенками. В нем можно перевозить все те же универсальные, не требующие специальных условий транспортировки и хранения грузы, что и в тентованном. Однако, в отличие от тентованного, он обеспечивает лучшую защиту от климатических условий и краж (конструкцией предусмотрены запирающиеся двери), а его прочные стенки, которые выдерживают большие нагрузки, надежнее предохраняют груз от ударов, рассыпания и пр. происшествий в пути.

Правда, материал кузова несколько ограничивает допустимые грузоподъемные возможности автомобиля, а его конструкция — способы погрузки и разгрузки.

Изотермический кузов

Он обшит специальным теплоизоляционным материалом, благодаря чему способен некоторое время поддерживать температуру определенного уровня. Такой кузов не боится жары, холода, атмосферных осадков, резких перепадов температур и предназначен для тех грузов, которые требуют особого температурного режима хранения и транспортировки (как правило, это — продукты питания ).

Однако при выборе для перевозки автомобиля с изотермическим кузовом следует учитывать тип и привередливость груза, а также расстояние его транспортировки. Ведь изотерм всего лишь сохраняет, но никак не создает определенный уровень температуры. А значит, чем дольше груз будет ехать, тем выше вероятность его остывания или нагрева.

Кстати, способность поддерживать нужный климат зависит от толщины стенок кузова, а значит, количества теплоизоляционного материала.

Рефрижератор

Это усовершенствованный изотермический фургон, снабженный встроенной холодильной установкой. Он тоже предназначен для чувствительных к температурам грузов (скоропортящиеся продукты, цветы, саженцы, растения, биологические и медицинские препараты), однако, в отличие от изотерма, благодаря своему техническому решению способен не только поддерживать, но и создавать определенный температурный режим. А значит, в состоянии возить самые привередливые грузы и на довольно большие расстояния.

Причем выбор рефрижераторов выходит за пределы одного-двух вариантов: в зависимости от температурного режима выделяют 6 классов кузова . И каждый из этих классов отвечает условиям перевозки и хранения какого-то определенного круга грузов.

Класс A поддерживает температуру от +12°C до 0°C.
Класс B — от +12° до -10°C.
Класс C — от +12°C до -20°C.
Класс D не нагревает внутренний воздух выше +2°C.
Класс E не поднимает температуру выше -10°C.
Класс F поддерживает микроклимат от -20°C и холоднее.

Впрочем, существенный минус использования рефрижератора — это его стоимость. Работающая холодильная установка неизменно увеличивает расход топлива, а значит, и цену грузоперевозки .

Платформы и низкорамные тралы

И первое, и второе — виды открытого кузова, не оборудованные бортами и стенками. Единственное, в конструкцию низкорамных тралов обычно включены: либо опускаемый «пандус», либо т.н. аппарели — опускающиеся и поднимающиеся с помощью гидравлического привода два «помоста». Эти устройства предназначены специально для заезда техники на платформу и съезда с нее.

Впрочем, именно для перевозки спецтехники и автомобилей и разработан низкорамный трал. Потому он, кроме того, имеет усиленную гидравлическую или пневматическую подвеску, погрузочную высоту не более 950 мм (за счет низкого расположения центра тяжести она обеспечивает лучшую устойчивость и позволяет автомобилю проходить под мостами, линиями электропередач и т.п.), а также может включать до восьми осей, помогающих распределять нагрузку по всей поверхности кузова. (К слову, тралы могут выдержать груз весом до 200 тонн.)

Платформы также предназначены для перевозки крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов , однако это уже будет оборудование, станки и пр. из того, что не имеет собственных колес и что нужно погружать, например, с помощью крана. Для чего, собственно, из конструкции и убраны борта и стенки.

Цистерны

Созданы специально для перевозки жидких и газообразных грузов . Они имеют, как правило, цилиндрическую форму (правда, есть цистерны, которые по форме сечения напоминают чемодан, — таковые, кстати, устойчивее к опрокидыванию) и особые устройства для налива и слива. Кроме того, к материалу, из которого изготавливаются цистерны, предъявляются достаточно строгие требования: он должен быть прочным, стойким к коррозии, агрессивному воздействию кислот и щелочи, высоких температур и пр.

Вообще, слово «цистерна» объединяет довольно разные конструкции кузовов: с изолированными друг от друга несколькими отдельными секциями (для одновременной перевозки различных веществ), с крутящимся механизмом (для постоянного размешивания груза), с «паровой рубашкой» (камерой, окружающей корпус кузова и подогревающей его), с наружным «кожухом», который снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению, и т.д. и т.д.

Конструкция цистерны целиком и полностью зависит от вида перевозимого груза, а потому специально подбирается под определенное вещество.

Цистерна, кстати, относится к специальному виду кузова . Кроме нее, в число специальных входят лесовозы, контейнеровозы, самосвалы, зерновозы, мусоровозы, снеговозы и пр. Некоторые из них, как видно, предназначены для перевозки даже не группы веществ, материалов, изделий, а какого-то конкретного груза и не могут использоваться для транспортировки чего-то другого.

Что важно: кузова (вне зависимости от их вида) могут быть различной вместимости и грузоподъемности. Кроме того, такое же разделение по назначению свойственно и полуприцепам, и контейнерам . А потому в том, чтобы подобрать автотранспортное средство, которое удовлетворяло бы всем необходимым требованиям, поддерживало бы определенные условия и предназначалось для конкретного вида груза конкретной массы и объема, сегодня нет ничего сложного.

Характеристики транспортных средств, которые чаще других используются при транспортировке грузов

Говоря о транспортных средствах, нужно сказать о тех, что чаще всего используются в грузоперевозках . Это — автомобили с закрытыми тентованными или цельнометаллическими полуприцепами и прицепами как универсального назначения, так и предназначенные для перевозки грузов, требующих особого температурного режима.

  • Стандартная еврофура (тягач + полуприцеп) вместимостью 82 м 3 , грузоподъемностью 20 тонн (становится 33 европаллеты ) и размерами 13,6 × 2,45 × 2,45 метров. Считается самым востребованным вариантом грузового автомобиля с вариантами полуприцепов — тентованным, цельнометаллическим и изотермическим. Используется также для перевозки опасных грузов (естественно, при наличии допуска ДОПОГ).
  • Юмба или Джамбо (Jumbo) (тягач + полуприцеп) вместимостью 96 м 3 , грузоподъемностью до 22 тонн и размерами 13,8 × 2,45 × 2,45 (3,0) метров. Отличается от стандартной еврофуры Г-образным основанием пола: имеет специальную ступеньку, которая увеличивает полезную высоту (до 3-х метров) и полезный объем полуприцепа. Такая конструкция позволяет перевозить более высокие грузы, однако для перевозки, например, длинных цельных грузов она вряд ли подойдет: из-за «порожка» их тяжело будет поместить и закрепить, используя при этом максимум грузового пространства.
  • Мега (Mega) (тягач + полуприцеп) вместимостью 100 м 3 , грузоподъемностью 22 тонны и размерами 13,6 × 2,45 × 3,0 метров. Его главное отличие — это колеса меньшего радиуса, которые за счет своего размера позволяют использовать полуприцеп высотой не 2,45, а 3 метра. Такой автомобиль дает возможность перевозить более высокие грузы.
  • Автопоезд (фургон + прицеп). Может быть вместимостью 110 м 3 и 120 м 3 — все зависит от размеров используемого прицепа (при этом максимальная разрешенная длина автопоезда для России составляет 20 метров). Такой вариант автомобильного транспортного средства незаменим тем, что имеет повышенную вместительность. Очень часто используется при сборных грузоперевозках по активным, популярным направлениям, так как позволяет за одну поездку перевезти больше партий товара. Наиболее распространен тентованный автопоезд, встречается — цельнометаллический, но нет изотермического.

Виды транспортных средств (Aug 2019).

Введение

Коммерческие автомобили, которые работают на автомагистралях США, могут быть классифицированы на основе их общей массы транспортного средства (GVWR). Классификация делится на восемь классов — от одного до восьми, хотя многие люди используют более общие термины, легкую, среднюю и тяжелую работу.

Общий вес автомобиля (GVWR)

Общая масса автомобиля, более широко известная как GVWR, представляет собой максимальный вес транспортного средства, предназначенного для перевозки, включая вес нетто транспортного средства с принадлежностями, а также вес пассажиров, топлива и грузов.

GVWR — это стандарт безопасности, используемый для предотвращения перегрузки. Производитель транспортного средства определяет максимальные допустимые пределы веса, учитывая совокупный вес самых сильных несущих подшипников компонентов, т.е. е. осей и более слабых компонентов, например, кузова, рамы, подвески и шин.

Легкие грузовые автомобили

Легковые грузовые автомобили состоят из коммерческих грузовых классов 1, 2 и 3. Класс определяется по GVWR транспортного средства.

  • Класс 1 — Этот класс грузовика имеет GVWR от 0 до 6 000 фунтов (от 0 до 2, 722 кг).
  • Класс 2 — Этот класс грузовика имеет GVWR от 6, 001 до 10 000 фунтов (2, 722-4, 536 кг).
  • Класс 3 — Этот класс грузовика имеет GVWR от 10, 001 до 14 000 фунтов (4, 536-6, 350 кг).

Грузовые автомобили среднего грузового транспорта

Грузовые автомобили средней грузоподъемности состоят из классов грузовых автомобилей 4, 5 и 6. Класс определяется GVWR транспортного средства.

  • Класс 4 — Этот класс грузовых автомобилей имеет GVWR от 14, 001 до 16 000 фунтов (6, 351-7, 257 кг).
  • Класс 5 — Этот класс грузовика имеет GVWR 16, 001-19, 500 фунтов (7, 258-8, 845 кг).
  • Класс 6 — Этот класс грузовика имеет GVWR 19, 501 до 26 000 фунтов (8, 846-11, 793 кг).

Тяжелые грузовики

Тяжелые грузовики состоят из классов грузовых автомобилей 7 и 8. Класс определяется по GVWR транспортного средства.

Автомобили класса 7 и 8 требуют, чтобы водитель имел CDL класса B для управления автомобилем.

  • Класс 7 — Этот класс грузовых автомобилей имеет GVWR от 26, 001 до 33 000 фунтов (11, 794-14, 969 кг).
  • Класс 8 — Этот класс грузовика имеет GVWR более 33 001 фунтов (14 969 кг) и включает в себя все прицепы трактора.

Правила транспортного средства

Если транспортное средство имеет GVWR более 10 000 фунтов стерлингов и используется для бизнеса, которое включает некоммерческие предприятия, тогда они подчиняются федеральным и государственным правилам безопасности. Несмотря на то, что водитель не нуждается в коммерческой водительской лицензии для транспортных средств класса 1-6, каждое транспортное средство, имеющее GVWR более 10 000 фунтов стерлингов, должно быть идентифицировано с именем компании и US DOT Number.

Водитель должен действовать в соответствии с правилами, касающимися часов обслуживания, и для водителей требуются медицинские осмотры. Любое транспортное средство, превышающее 10 001 фунт, должно останавливаться на государственных станциях взвешивания и осмотра.

Резюме

Классификация грузовых автомобилей определяется общим весом транспортного средства (GVWR), и это определяет правила, которые должны соблюдаться. Транспортное средство более 10 001 фунтов означает, что компания и водитель обязаны соблюдать правила безопасной эксплуатации коммерческих автомобилей на автомагистралях США.

Важно помнить, что всегда проверяйте с Департаментом транспорта и вашими государственными и местными органами транспорта, чтобы убедиться, что вы соблюдаете самые последние правила, положения и законы. Если вы не уверены в том, какой отдел или руководящий орган контролирует ваш конкретный случай или классифицируют транспортные средства, обязательно начинайте с Департамента транспорта.

Если вы управляете коммерческим транспортным средством за пределами Соединенных Штатов, пожалуйста, свяжитесь с транспортным ведомством округа, в котором вы проживаете.

Эта статья о классификации коммерческих транспортных средств была обновлена ​​экспертом по логистике и цепочке поставок Гари Мэрион.

Разработано много разных классификаций автомобилей по разнообразным характеристикам. Основными видами являются классификация по назначению, по типу двигателя, по числу колёс, и по степени приспособления к работе в различных дорожных условиях.

Содержание

По назначению [ править | править код ]

Грузовые [ править | править код ]

  • По грузоподъёмности
  • Особо малой грузоподъёмности — до 1 тонны
  • Малой грузоподъёмности — 1—2 тонны
  • Средней грузоподъёмности — 2—5 тонны
  • Большой грузоподъёмности — свыше 5 тонн
  • Особо большой грузоподъёмности — свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями
  • По виду перевозимого груза
  • По типу кузова
  • Самосвалы
  • Бортовые
  • Крытые
  • С тентом
  • Автобетоносмесители («бетономешалки»)
  • Автобетоносмесители с самозагрузкой ("мобильный бетонный завод")
  • Автоцистерны
  • Авторефрижераторы
  • Автовозы
  • Контейнерные
  • Тягачи

Пассажирские [ править | править код ]

Автобусы (вместимость свыше 9 человек) [ править | править код ]

  • По габаритной длине
  • Особо малый (до 5 м)
  • Малый (6 м — 7,6 м)
  • Средний (8 м — 9,5 м)
  • Большой (10,5 м — 13,0 м)
  • Особо большой (18,9 м и более)
  • По назначению
  • Городские
  • Пригородные
  • Перронные
  • Школьные
  • Местного сообщения (для сельских перевозок)
  • Междугородные
  • Туристические

Легковые (вместимость до 9 человек) [ править | править код ]

  • По типу кузова
  • Седаны
  • Универсалы
  • Хетчбэки
  • Лифтбэки
  • Лимузины
  • Пикапы
  • Минивэны
  • Купе
  • Четырёхдверное купе (BMW 6 Series Gran Coupe, Mercedes-Benz CLS)
  • Масл кар
  • Кабриолеты
  • Фаэтоны
  • Ландо
  • Кроссоверы
  • Родстеры
  • Внедорожники
  • По рабочему объёму цилиндров двигателя
  • Особо малый — до 2,2 л
  • Малый — от 2,2 л до 2,5 л
  • Средний — от 2,8 л до 3,5 л
  • Большой — свыше 3,5 л
  • Высший — не регламентируется

Грузопассажирские [ править | править код ]

  • На базе легковых
  • На базе грузовых

Специальные [ править | править код ]

  • Автокраны
  • Гоночные автомобили
  • Багги
  • Кареты скорой помощи
  • Пожарные автомобили (общего и целевого назначения)
  • Катафалки
  • Автолавки
    • Уборочные автомобили
    • Снегоочистители
    • Мусоровоз
    • Подметально-уборочная машина
    • Поливальная машина
    • Тракторы
    • Грейдеры
    • Экскаваторы
    • Бульдозеры
    • Бронемобили
    • Амфибии
    • Автомобили имеющие лицензии ADR для перевозки легковоспламеняющихся грузов
    • Летающие автомобили [1] [нет в источнике]

    По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях [ править | править код ]

    • Дорожный (обычной проходимости) — предназначенный для работы по дорогам общей сети
    • Повышенной проходимости — для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью (вседорожники)
    • Вездеходы
    • Внедорожники

    По общему числу колёс и числу ведущих колёс [ править | править код ]

    Условно обозначают колёсной формулой, где первая цифра — число колёс автомобиля, а вторая — число ведущих колёс, при этом каждое из сдвоенных ведущих колёс считается за одно колесо.

    • 4х2 — двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130)
    • 4х4 — двухосный автомобиль с обеими ведущими осями (ВАЗ-2121)
    • 6х4 — трёхосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ-5320)
    • 6х6 — трёхосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131)
    • 8х8 — четырёхосный автомобиль со всеми ведущими осями (КамАЗ-63501, МАЗ-537)
    • 16х16 — восьмиосный автомобиль со всеми ведущими осями (МЗКТ-79221)
    • 18х18 — девятиосный спецавтомобиль со всеми ведущими осями (Liebherr LTM 11200-9.1)
    • 24х24 — двенадцатиосный спецавтомобиль со всеми ведущими осями (Zoomlion ZACB01)